Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Безопасность труда России

  Все выпуски  

Безопасность труда России Выпуск 122


Безопасность труда России
Выпуск № 122 от 19.06.2017 г.


Новое в законодательстве.
Новое в законодательстве

Оформлять документы по новому стандарту кадровики смогут с июля 2018 года.

Стандарт необязателен, однако его применение поможет оформлять кадровые документы единообразно.

Вот несколько новшеств для работников кадровых служб:

  • появятся новые реквизиты документа: отметка об электронной подписи и гриф ограничения доступа к документу;
  • в отметке о заверении копии документа можно будет указать, где хранится подлинник. Это касается случаев, когда копию представляют в другую организацию;
  • названы предпочтительные шрифты для реквизитов документа.

 

ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов.

Источник публикации: Документ опубликован не был.

Начало действия документа - 01.07.2018.

Законотворчество.
Законотворчество

Минтруд предлагает оставить без изменения минимальную и максимальную величины пособия по безработице на 2018 год.

Минимальная величина пособия по безработице составит, как и в 2017 году, 850 рублей, максимальная - 4900 рублей.

 

ПРОЕКТ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от_____________ 2017 г. №_______

МОСКВА

 

О размерах минимальной и максимальной величин ‎пособия по безработице
на 2018 год

 

В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации ‎«О занятости населения в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

Установить на 2018 год минимальную величину пособия по безработице в размере 850 рублей и максимальную величину пособия по безработице в размере 4900 рублей.

 

Председатель Правительства
Российской Федерации                              Д.Медведев

Консультация.
Консультация

Аттестация рабочих мест среднего и младшего медицинского персонала, работающего в городской клинической больнице, была проведена в 2012 году, класс вредности был установлен 3.2. При проведении специальной оценки условий труда в 2017 году класс вредности был снижен до 3.1. В аттестационной карте рабочих мест указано: предоставление дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска на срок 14 дней на основании постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день". В трудовом договоре с работниками нет пункта о предоставлении работникам дополнительного отпуска на основании постановления N 298/П-22.
Можно ли оставить работникам компенсацию в виде ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска на основании постановления N 298/П-22?

Если до 01.01.2014 по результатам аттестации был установлен класс 3.2 и работникам предоставлялся дополнительный отпуск за вредные условия труда, а по результатам специальной оценки установлено улучшение его условий труда, то есть уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда до подкласса 3.1, то дополнительный отпуск им не полагается. Работникам, принятым на работу после 01.01.2014, с подклассом условий труда 3.1 дополнительный отпуск по ст. 117 ТК РФ также не предоставляется. Наличие какой-либо профессии в Списке значения не имеет.

Порядок и условия предоставления дополнительного отпуска указанным сотрудникам с подклассом условий труда 3.1 могут быть определены в коллективном договоре или локальных нормативных актах, принятых с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, который, по своей сути, будет являться для них дополнительным оплачиваемым отпуском, предусмотренным частью второй ст. 116 ТК РФ.

В соответствии со ст.ст. 114, 120 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск состоит из основного и дополнительных оплачиваемых отпусков и максимальной продолжительностью не ограничивается. Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляется работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Прежняя редакция этой статьи действовала до конца 2013 года и предусматривала необходимость предоставления такого отпуска всем занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда независимо от степени вредности. При этом минимальная продолжительность дополнительного отпуска составляла 7 календарных дней, а для профессий и должностей, предусмотренных Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда..., утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, не могла быть меньше, чем указана в Списке. При этом отметим, что в настоящий момент из трудового законодательства не вытекает обязанность работодателей применять положения Списка.

Напомним, что работодатели были вынуждены руководствоваться Списком, поскольку прежняя редакция ТК РФ, действующая до 01.01.2014, не устанавливала минимальной продолжительности отпуска за "вредность" (решение Верховного Суда РФ от 14.01.2013 N АКПИ12-1570).

Следовательно, в настоящее время основанием для предоставления работникам компенсаций в связи с работой во вредных или опасных условиях труда являются конкретные условия труда на рабочих местах, определяемые по результатам специальной оценки условий труда, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации (решение Верховного Суда РФ от 14.10.2014 N АКПИ14-918).

Действующая с 1 января 2014 года редакция статьи 117 ТК РФ предусматривает, что дополнительный отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда. Минимальная продолжительность дополнительного отпуска за "вредность" составляет 7 календарных дней. Соответственно, гарантия в виде отпуска за "вредность" по новой редакции закона при подклассе 3.1, т.е. при вредных условиях труда 1 степени, теперь не полагается (смотрите апелляционные определения Московского городского суда от 28 ноября 2014 г. N 33-37384/14 и от 28 ноября 2014 г. N 33-37385/14).

Для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда применяются результаты проведения специальной оценки условий труда либо результаты проведенной до 1 января 2014 года аттестации рабочих мест по условиям труда (до истечения срока действия таких результатов) (ст. 7, ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", далее - Закон N 426-ФЗ).

При этом, как следует из ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ, если до 01.01.2014 работникам были установлены гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, то работодатель вправе изменить уровень предоставляемых работникам таких гарантий и компенсаций в рамках установленных действующим трудовым законодательством пределов или отменить их, если по результатам специальной оценки зафиксировано улучшение условий труда. Улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (письмо Минтруда России от 15.04.2015 N 15-1/ООГ-2161, п. 12 Информации Минтруда России от 29.10.2014 "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда").

Таким образом, поскольку в данном случае до 01.01.2014 по результатам аттестации был установлен класс 3.2 и работникам предоставлялся дополнительный отпуск за вредные условия труда, а по результатам специальной оценки установлено улучшение его условий труда, то есть уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда до подкласса 3.1, то дополнительный отпуск им не полагается.

В отношении же сотрудников, принятых на работу после 01.01.2014, гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда предоставляются в установленных в настоящее время законом размерах. Поэтому таким работникам с подклассом условий труда 3.1 дополнительный отпуск по ст. 117 ТК РФ также не предоставляется. Наличие какой-либо профессии в Списке значения не имеет.

В то же время закон предоставляет право работодателям устанавливать в коллективном договоре, соглашении, локальных нормативных актах, а также включать в трудовые договоры условия, улучшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором (часть четвертая ст. 8, часть вторая ст. 9, часть третья ст. 41, часть четвертая ст. 57 ТК РФ).

Поэтому работодатель вправе в коллективном договоре, локальном нормативном акте или трудовых договорах предусмотреть порядок и условия предоставления дополнительного отпуска указанным сотрудникам с подклассом условий труда 3.1, который, по своей сути, будет являться для них дополнительным оплачиваемым отпуском, предусмотренным частью второй ст. 116 ТК РФ.

 

Эксперт Жгулева Ольга

 

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда? В каких случаях работодатель заинтересован в том, чтобы инициировать проведение такой экспертизы? Кто и в какие сроки осуществляет государственную экспертизу условий труда? Каков порядок оказания данной госуслуги Рострудом?

Приказом Минтруда РФ от 05.12.2016 № 708н был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Согласно положениям ст. 126.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов ФСС.

Работодателю целесообразно инициировать проведение госэкспертизы в том случае, если у него есть сомнения в правильности установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведения СОУТ.

Напомним, что к расходам работодателя на предоставление работникам таких гарантий и компенсаций относятся:

  • расходы на оплату труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);
  • расходы на оплату ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);
  • затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).

 

Следует помнить: если гарантии и компенсации за вредные условия труда установлены неверно и противоречат нормам трудового законодательства, работодатель несет необоснованные затраты на их предоставление.

К сведению:

Если в ходе госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом, в частности, когда из-за неправильного проведения СОУТ допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными, они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены.

Если по итогам госэкспертизы понижен класс вредности, работодателю необходимо провести внеплановую СОУТ с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. При этом проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

При снижении или отмене гарантий и компенсаций нужно изменить обязательные условия трудового договора. Это возможно:

  • либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ);
  • либо по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ).

 

Уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, вносимых в трудовой договор, между работником и работодателем.

Кто осуществляет государственную экспертизу условий труда?

Государственную экспертизу условий труда проводят:

  • федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

 

Названные органы осуществляют госэкспертизу в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время действует Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, утвержденный Приказом Минтруда РФ от 12.08.2014 № 549н (ред. от 14.11.2016).

Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Этот срок может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления срока проведения экспертизы установлены в абз. 2 п. 18 названного порядка: при необходимости получения документации и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда, и (или) проведения исследований (испытаний) и измерений, указанных в п. 27 настоящего порядка, или в случае невозможности их проведения в течение срока, указанного в абз. 1 настоящего пункта.

Предоставление Рострудом госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда

Согласно п. 3 Административного регламента информация о порядке предоставления государственной услуги размещается в открытой и доступной форме:

  • на официальном сайте Роструда;
  • в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по адресу: www.gosuslugi.ru;
  • на информационных стендах в местах, предназначенных для предоставления государственной услуги.

 

Информация может предоставляться с использованием средств телефонной, факсимильной и электронной связи, посредством письменных разъяснений, при личном приеме.

Результатами предоставления государственной услуги по осуществлению госэкспертизы условий труда, которые направляются заявителю в срок не позднее трех рабочих дней с даты их оформления, являются (п. 14, 18 Административного регламента):

  • направление заявителю в соответствии с его заявлением заключения о результатах проведения государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности предоставления работнику (работникам) гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на рабочем месте (рабочих местах) работодателя;
  • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления государственной услуги с указанием причин ее непредоставления.

 

Пунктом 15 Административного регламента установлено, что госуслуга предоставляется в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты регистрации заявления. При этом не предусмотрено участие иных организаций в ее предоставлении.

К сведению:

Плата за предоставление госуслуги не взимается (п. 31 Административного регламента).

Какие документы нужно представить для получения госуслуги?

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для оказания услуги по проведению государственной экспертизы условий труда, приведен в п. 20 Административного регламента. Итак, документом, необходимым для предоставления госуслуги, является заявление, подписанное заявителем, где указываются:

  • полное наименование заявителя – для работодателей, профессиональных союзов или их объединений, иных представительных органов работников, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя – для работников;
  • контактная информация (почтовый адрес заявителя, адрес электронной почты (при наличии), номер контактного телефона (при наличии));
  • наименование цели проведения государственной экспертизы условий труда – оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • индивидуальные номера рабочих мест, наименования профессий (должностей) занятых на них работников, наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором находятся эти рабочие места и в отношении которых предоставляется государственная услуга. Если заявителем является работник, приводятся сведения о его рабочем месте;
  • обоснование необходимости предоставления государственной услуги с указанием доводов заявителя, на основании которых он не согласен с порядком предоставления и (или) размерами гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда на этих рабочих местах;
  • сведения о ранее предоставленных государственных услугах (при наличии).

 

Заявление подписывается непосредственно заявителем – работником, а в случае обращения работодателя, профессиональных союзов или их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, осуществляющих свою деятельность у работодателей, – их руководителями (заместителями руководителей).

Работодатели должны приложить к заявлению (п. 21 Административного регламента):

  • отчет о проведении СОУТ у работодателя;
  • иные документы, содержащие результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах (при наличии);
  • коллективный договор (при наличии), трудовой договор (трудовые договоры), устанавливающие обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда, а также на предоставление гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда;
  • положение о системе оплаты труда работников (при наличии);
  • локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в том числе продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, сокращенную продолжительность рабочего времени, размер повышения оплаты труда;
  • список работников, подлежащих периодическим и (или) предварительным медицинским осмотрам;
  • копию заключительного акта о результатах проведенных периодических медицинских осмотров работников за предшествующий год.

 

К сведению:

Представляемые документы должны быть четкими для прочтения, оформлены в машинописном виде и не должны содержать слов и аббревиатур, употребление которых не допускается законодательством РФ.

Для получения госуслуги по экспертизе условий труда заявитель:

  • либо направляет в адрес Роструда заявление и прилагаемые к нему документы на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении;
  • либо передает документы должностному лицу на личном приеме;
  • либо направляет заявление в электронной форме, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, для получения госуслуги в электронной форме. При обращении заявителя за получением государственной услуги в электронной форме заявление должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя в соответствии с законодательством РФ.

 

К сведению:

Заявление, в том числе направленное в электронном виде, регистрируется должностным лицом, ответственным за делопроизводство, в течение одного рабочего дня со дня его поступления (п. 33 Административного регламента).

При приеме заявления и необходимых документов, представленных на бумажном носителе заявителем лично, на втором экземпляре заявления проставляется дата приема и указывается фамилия должностного лица, принявшего заявление.

После регистрации заявление передается руководителю (заместителю руководителя) службы, который рассматривает его в день поступления и с указанием по исполнению направляет руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения. Последний в течение одного рабочего дня рассматривает заявление и передает его на исполнение должностному лицу.

При получении заявления в форме электронного документа должностное лицо, ответственное за делопроизводство, в день регистрации заявления направляет заявителю подтверждение его получения в виде электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Каковы основания для отказа в предоставлении госуслуги?

Согласно п. 27 Административного регламента законодательством РФ не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления госуслуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда.

Вместе с тем регламент допускает основания для приостановления или отказа в предоставлении госуслуги.

Основанием для приостановления предоставления государственной услуги является неполный состав документов, поданных работодателем, при условии что недостающие документы могут быть дополнительно запрошены у заявителя (п. 28 Административного регламента).

В предоставлении государственной услуги может быть отказано при наличии одного из следующих оснований (п. 29 Административного регламента):

  • отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных п. 20 регламента;
  • непредставление заявителем-работодателем документов, определенных п. 21 регламента;
  • поступление заявлений от лиц, не входящих в круг заявителей, указанных в п. 2 Административного регламента;
  • представление подложных документов или заведомо ложных сведений.

 

Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения.

Административные процедуры предоставления госуслуги перечислены в п. 49 Административного регламента.

К сведению:

При подаче заявления через Единый портал госуслуг служба обеспечивает возможность мониторинга заявителями состояния исполнения административных процедур предоставления госуслуги с размещением на портале соответствующей информации.

Итак, основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и прилагаемых к нему документов к должностному лицу, которое:

  • в течение пяти рабочих дней осуществляет проверку соответствия оформления зарегистрированного заявления и комплектности прилагаемых к нему документов требованиям п. 20 и 21 Административного регламента (п. 52 регламента);
  • по результатам проверки вносит руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы предложение о возможности предоставления государственной услуги или оформляет уведомление о невозможности ее предоставления с указанием причин (п. 53 Административного регламента);
  • при наличии оснований для непредоставления госуслуги в течение двух рабочих дней составляет уведомление и представляет его на подпись руководителю (заместителю руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы (п. 54, 56 Административного регламента).

 

К сведению:

В случае выявления некомплектности документов в уведомлении дополнительно указываются сведения о перечне недостающих документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также о сроках их подачи в полном объеме, которые не должны превышать 30 рабочих дней с даты отправления уведомления.

Далее руководитель (заместитель руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы при представлении работодателем неполного комплекта документов:

  • подписывает уведомление и направляет его заявителю заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий в случае направления заявления в виде электронного документа – если отсутствует возможность получения недостающих документов;
  • принимает решение о предоставлении госуслуги – при наличии возможности получения документов посредством запроса. Об этом решении он информирует должностное лицо в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов.

 

При неподаче в 30-дневный срок запрашиваемых документов ранее поступившие для предоставления государственной услуги заявление и прилагаемые к нему документы возвращаются заявителю с уведомлением.

После процедуры проверки документов проводится процедура оценки соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда. При выполнении указанной административной процедуры должностное лицо анализирует заявление, а также прилагаемые к нему и (или) полученные документы посредством сравнения их положений о составе, порядке предоставления и размерах гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, установленных работнику (работникам), занятым на указанных в заявлении рабочих местах, с аналогичными требованиями ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ в отношении следующих гарантий и компенсаций:

а) сокращенной продолжительности рабочей недели;

б) ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

в) оплаты труда в повышенном размере;

г) иных гарантий и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством, нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами работодателя.

При осуществлении данной административной процедуры рассматриваются только рабочие места, указанные в заявлении. Срок исполнения административной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с даты установления оснований для предоставления госуслуги.

Результатом исполнения процедуры оценки соответствия является установление фактического соответствия (несоответствия) состава, порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемых работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ, иных законодательных и нормативных правовых актов, действующих у работодателя отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективного договора, локальных нормативных актов работодателя (при наличии).

К сведению:

Не является несоответствием установление повышенных по сравнению с ТК РФ размеров гарантий (компенсаций) за работу во вредных (опасных) условиях труда.

По результатам проведения оценки соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда должностное лицо составляет проект заключения государственной экспертизы условий труда.

В проекте заключения должен содержаться вывод о соответствии (несоответствии) состава, порядка предоставления и размеров гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям трудового законодательства и государственным нормативным требованиям охраны труда.

К сведению:

Во всех случаях выявления несоответствия государственным нормативным требованиям охраны труда прилагаемых к заявлению документов в проекте заключения приводится подробное описание выявленного несоответствия с обязательным указанием наименования и реквизитов нормативного правового акта, содержащего государственные нормативные требования охраны труда, требования которого не соблюдены.

Проект заключения:

  • составляется в двух экземплярах;
  • визируется должностным лицом службы;
  • подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного структурного подразделения службы;
  • утверждается руководителем (заместителем руководителя) службы.

 

Не позднее трех рабочих дней с даты утверждения заключения один его экземпляр выдается на руки заявителю или направляется ему почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Если заявление поступило в службу с Единого портала госуслуг, заключение, оформленное в электронном виде, направляется по выбору заявителя на указанный им адрес электронной почты или с использованием сервиса личного кабинета Единого портала госуслуг.

К сведению:

Второй экземпляр заключения остается в уполномоченном структурном подразделении службы. Копия заключения направляется работодателю в случае, если работодатель не является заявителем.

Работодатели заинтересованы в проведении госэкспертизы условий труда в том случае, если у них есть сомнения в правильности установления гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по результатам проведения СОУТ. Бесплатно соответствующая услуга предоставляется Рострудом при направлении соответствующего заявления и комплекта документов. Порядок проверки документов, оценка соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда, а также оформление результатов проведения экспертизы осуществляются в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом Минтруда РФ от 05.12.2016 № 708н.

 

Уголок по охране труда

По закону, работодатель обязан организовать на предприятии обучение сотрудников в области охраны труда (статья 225 Трудового кодекса). Чтобы обеспечить требования охраны труда на предприятии, распространить правовые знания среди сотрудников, проводить регулярную профилактическую работу по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболевании, работодатель обязан создать на предприятии кабинет или уголок охраны труда (п. 2 постановления Минтруда России от 17 января 2001 года № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).

Руководитель организации не может сам решить, оборудовать ли кабинет охраны труда или достаточно уголка. Этот вопрос регламентирует пункт 5 постановления Минтруда России от 17 января 2001 года № 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда». В нем сказано следующее:

«В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика деятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; в организациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделениях организаций - уголка охраны труда. В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при работе вахтово - экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда».

Это значит, что в небольших компаниях, где трудятся менее 100 сотрудников, руководителю предприятия достаточно оформить уголок охраны труда. Ответственным за уголок обычно назначают специалиста по охране труда.

Уголок охраны труда организации обеспечивает выполнение тех же мероприятий, что и кабинет охраны труда.

А именно:

  • обучение по охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ, применение СИЗ на данном предприятии;
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве;
  • проведение инструктажей по охране труда, тематических занятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знаний охраны труда и санитарных норм;
  • проверку знаний требований охраны труда работников.

 

На крупном предприятии, где есть несколько структурных подразделений, работодатель может помимо кабинета охрану труда, организовать на участках уголки охраны труда. То нужно чтобы обеспечивать сотрудников структурных подразделений организаций следующее информацией:

  • о планах работы кабинета охраны труда;
  • о графиках проведения инструктажей и расписаниях учебных занятий по охране труда;
  • знакомить с приказами и распоряжениями, касающихся вопросов охраны труда организации, с планами по улучшению условий и охраны труда;
  • доводить информацию о вредных и (или) опасных производственных факторах и средствах индивидуальной и коллективной защиты на рабочих местах структурного подразделения;
  • информировать сотрудников о статистике производственного травматизма и профзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин;
  • рассказывать о новых поступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно - методической литературы, учебных видеофильмов по охране труда и т.д.

 

Под уголок охраны труда не обязательно выделять отдельное помещение. Чаще всего его оформляют в виде стенда на стене произвольного размера.

Оформление уголка по охране труда

Уголок по охране труда состоит из общего и специального раздела.

В общем разделе размещают:

  • законы и другие нормативные правовые акты по охране труда (ГОСТ Р, ССБТ, СН, СП, ГН, СаНПиН, СНиП и др.);
  • локальные документы организации;
  • информацию об управлении охраной труда на предприятии;
  • информацию об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты;
  • инструкции по охране труда
  • приказ о назначении ответственного за охрану труда в подразделении.
  • действия сотрудников во время чрезвычайной ситуации или аварии.

 

Содержание специального раздела уголка зависит от специфики условий труда в организации.

В специальный раздел можно включить:

  • информацию по пожарной и электробезопасности;
  • инструкцию по эксплуатации опасных производственных объектов;
  • правила оказания первой помощи;
  • сведения о нормах выдачи СИЗ,смывающих и (или) обезвреживающих средств и средств коллективной защиты, молока и лечебно-профилактического питания;
  • информацию о порядке прохождения медосмотров.
  • Инструкция по применению многокомпонентных сложных СИЗ.

 

Например, если предприятия относится к вредному производству, то на стенде должна быть размещена информация о том, к какому номеру рациона лечебно-профилактического питания относится специальность того или иного сотрудника (приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2009 г. N 46н «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»).

Информацию из общего и специального раздела вы сможете разместить на отдельных стендах. А каждую тему раздела выделить цветом или хорошо читаемым заголовком.

Для оформления уголка охраны труда, специалисты нередко используют одни из самых распространенных и доступных средств пропаганды безопасности труда - плакаты. Их можно купить в магазине или заказать в типографии. Тематика плакатов зависит от профиля предприятия. Главное – в доступной форме показать сотрудникам, с какими опасностями они могут столкнуться во время выполнения своих трудовых обязанностей.

По наполнению плакаты бывают следующих видов:

  1. Положительный плакат. Он подчеркивает преимущества безопасного труда;
  2. Предупреждающий плакат. Изображение на нем, как правило, устрашающее. На рисунке показаны негативные последствия нарушений правил безопасности труда;
  3. Нейтральный плакат. Он не несет эмоциональную окраску, а лишь информирует о возможных последствиях нарушения правил безопасной работы на предприятии;
  4. Комбинированный плакат. На нем изображают сюжет (несколько картинок), который позволяет работнику составить полную картину об опасности на предприятии;
  5. Юмористический плакат. На нем изображают комический образ сотрудника, который нарушает охрану труда на предприятии. Такие плакаты были очень популярны в СССР.

 

Внимание!

При выборе плаката для уголка охраны труда учтите, что важнее донести до сотрудника причину несчастного случая, а не последствия ошибки. Помните, что надпись на плакате должна быть короткой и передавать лишь то, что не удалось изобразить на рисунке.

Для уголка охраны труда можно выделить и отдельное помещение. Это может быть целесообразным, если на предприятии есть много архивных документов по охране труда. В этом случае стоит выделить комнату, в которой будут оборудованные шкафы для хранения документов, а на стенах размещены информационные стенды. В ней же можно обустроить рабочее место для ответственного за охрану труда на предприятии. Если такой необходимости нет, уголок охраны труда можно разместить в публичном месте, доступном для работников. Например, рядом с комнатой отдыха, в холле у входа или рядом со столовой (п. 16 постановления Минтруда России от 17 января 2001 года № 7).

Материалы для уголка по охране труда

Рядом с уголком охраны труда можно разместить стойку и ежемесячно пополнять ее периодическими печатными журналами на тему охраны труда.

Есть смысл оборудовать рядом с информационным стендом стол, на котором будут лежать чистые листы бумаги, ручки для письма и образцы документов по охране труда.

Стенды, плакаты

Факты о сновидениях.
Факты о сновидениях

Самые загадочные, захватывающие и интересные впечатления в жизни мы получаем, когда спим и видим сны. Собственно, что же мы о них знаем? Существует наука, занимающаяся изучением сна, сомнология. Вот что достоверно установлено путём научных исследований.

 

Мы забываем 90% того, что нам приснилось.

В течение пяти минут после пробуждения мы помним половину своего сновидения. Через десять минут после того, как мы проснулись, мы забываем девять десятых того, что нам приснилось.

 

Слепые люди и сновидения.

Люди, которые когда-то имели зрение, но ослепли, могут видеть во сне пространственные и цветовые образы. Рождённые слепыми картинок не видят, но их сны представляют собой очень яркие впечатления, связанные со звуком, обонянием, осязанием и эмоциями.

 

Все видят сны.

Сны видит каждый человек. Исключение могут составить только люди, поражённые крайними психическими расстройствами. Если человек уверен в том, что ему никогда ничего не снится – скорее всего, он забывает свои сны сразу после пробуждения, вытесняет их из сознания, как нечто иррациональное и потому разрушительное.

 

Во сне мы можем увидеть только тех людей, которых знаем.

Ум не может придумать нового персонажа, которого мы бы в своей жизни не встречали. Снятся нам только знакомые. Но могут сниться те, кого мы не запомнили или забыли. На протяжении своей жизни мы встречаем огромное количество людей, сотни тысяч лиц проходят перед нашими глазами. Поэтому у той части сознания, которая ведает сновидениями, нет недостатка в материале для построения разнообразных символов и образов.

 

Цветные и чёрно-белые сны.

Исследования, проведённые с 1915 года до пятидесятых годов 20-го века, говорят, что среди зрячих людей 12% видят исключительно чёрно-белые сны. С 60-х годов картина изменилась. Сегодня чёрно-белые сны видят 4,4% людей. Скорее всего, такие изменения связаны с тем, что чёрно-белые фильмы уступили место цветным, появилось телевидение и другие медиа, использующие цветное изображение.

 

Символизм сновидений.

Мы очень редко видим во сне привычные, бытовые вещи и ситуации. Даже когда нам снится что-то, казалось бы, хорошо знакомое, во сне этот объект сновидения приобретает совсем другой смысл. Сны глубоко символичны, во сне мы попадаем в пространство первичных архетипов. Именно в этом заключается причина того трепетного внимания, которое в древности уделяли снам властителей жрецы. Ведь психические процессы вершителей судеб, людей, которые принимают решения эпохальной важности – это, согласитесь, объективная реальность. «Дрожание моей левой икры есть великий признак» – говорил Наполеон, и был, конечно, прав. И дрожание левой икры, и содержание сновидения властелина – великий признак.

 

Эмоции, которые мы испытываем во сне.

Самые распространённые эмоции, которые мы чувствуем во сне – тревожность. И в целом отрицательные эмоции во сне мы испытываем чаще, чем положительные.

 

Количество сновидений за одну ночь.

Еженощно мы можем увидеть от четырёх до семи сновидений. В среднем спящий человек за ночь может видеть сны один-два часа.

 

Животные тоже видят сны.

Проведённые на животных исследования показывают, что их мозг работает так же, как мозг спящего человека. Впрочем, это известно каждому собаководу. Во сне пёс может поскуливать, дёргать лапами и очень выразительно демонстрировать, что ему снится что-то вроде азартной погони.

 

Фаза телесного паралича во сне.

Существует фаза сновидений, которая называется фазой быстрых движений глаз, БДГ. Именно в это время мы видим образы, которые запоминаются нами как сновидение. Фаза быстрых движений глаз занимает по 20-25% времени ночного отдыха, то есть 90-120 минут. Во время БДГ в мозге включается особый механизм, парализующий тело. Это помогает предотвратить лишние телодвижения и возможные травмы во сне. Когда фаза быстрых движений глаз оканчивается, мы снова можем двигаться во сне – переворачиваться с боку на бок и т.д.

 

Включение в сновидение объективной реальности.

Когда мы спим, наш ум интерпретирует внешние раздражители так, чтобы они являлись частью сна. Например, когда вы спите, а ваш младший брат в соседней комнате упражняется в игре на гитаре, вам может сниться, что вы на концерте в консерватории, причём музыканты, против обыкновения, создают ужасную какофонию. Подобных примеров у каждого наберётся сколько угодно.

 

Мужчины и женщины видят разные сны.

Мужчины чаще всего видят сновидения, в которых фигурируют другие мужчины. В мужском сне около 70% мужских персонажей. У женщин во сне присутствуют мужчины и женщины в одинаковой пропорции – 50 на 50. Кроме того, мужчины в своих сновидениях ведут себя агрессивнее женщин.

 

Вещие сны.

Результаты исследований на больших группах людей показывают, что от 18% до 38% людей по крайней мере один раз в своей жизни видели вещий сон. Состояние дежа-вю, когда человек понимает, что он уже был в такой ситуации, испытывали 70% человек. При этом верят в вещие сны от 63% до 98% людей. В этих исследованиях принималось, что вещий сон – это такое видение будущего, которое никак не может быть выведено из анализа имеющейся на данный момент информации.

 

Храпящий человек не видит сновидений.

Существует такая точка зрения, что когда человек храпит, он не может видеть снов. Так это или нет, сказать трудно, поскольку нет ни научного подтверждения, ни научного опровержения этой гипотезы. Однако простой житейский опыт подсказывает, что это, скорей всего, правда.



В избранное