Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Безопасность труда России

  Все выпуски  

Безопасность труда России Выпуск 12


Безопасность труда России
Выпуск № 12 от 26.01.2015 г.


Новости законодательства.

Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год.

Приняты решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, протокол от 24.12.2014 N 11, опубликовано в Российской газете, N 1, 12.01.2015.

Рекомендациями определено, в частности, что системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях формируются на основе, в том числе обеспечения:

  • зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда без ограничения ее максимальным размером;
  • равной оплаты за труд равной ценности, в том числе при установлении размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплат компенсационного и стимулирующего характера;
  • повышения уровня реального содержания заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений и других гарантий по оплате труда, предусмотренных трудовым законодательством.

Рекомендации также содержат:

  • перечень норм и условий оплаты труда, которые являются обязательными для применения на территории РФ;
  • порядок формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях;
  • особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования, работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, культуры, искусства.

 

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 02.09.2014 № 598н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами".

Зарегистрировано в Минюсте России 23.01.2015 № 35660. Опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации 23.01.2015.

Изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".

В рамках обсуждения изменений в федеральный закон о спецоценке условий труда Национальное объединение аудиторов трудовой сферы и НП НООБОТ направило письмо о требованиях к экспертам организаций первому заместителю Министра труда и социальной защиты Российской Федерации.

Текст письма:

 

О требованиях к организации,
проводящей СОУТ.

 

Уважаемый Сергей Федорович!

В связи с решениями совещания от 23 декабря 2014 года под Вашим председательствованием по вопросу, связанному с требованиями к организациям, проводящими специальную оценку условий труда, в части требований к экспертам, сообщаем следующее.

На сегодняшний день наблюдаются две негативные тенденции, которые могут влиять на качество оказываемых организациями услуг.

Первая тенденция обусловлена тем, что в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 28.12.2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке условий труда) организация, проводящая специальную оценку условий труда, помимо соответствия прочим требованиям, должна обеспечивать наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.

Согласно п. 5 Правил допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2014 N 599 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда", регистрации в реестре подлежат организации, соответствующие требованиям, установленным Законом о специальной оценке условий труда, и представившие в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявление о регистрации в реестре, содержащее сведения в том числе о наличии в организации не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и порядкового номера в реестре экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда. Организации вправе приложить к заявлению документы (копии документов), подтверждающие указанные в заявлении сведения, в том числе копии аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее аккредитации, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ст. 282 ТК РФ заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, для организаций, проводящих специальную оценку условий труда, существует возможность заключать трудовые договоры с экспертами в том числе и по совместительству.

В настоящее время формируется реестр экспертов, прошедших аттестацию и имеющих право на выполнение работ по специальной оценке условий труда. Нами уже зафиксированы случаи обращения в организации, в штате которых по основному месту работы состоят такие эксперты, с просьбой привлечь их «по совместительству» в штат другой организации в целях обеспечения соответствия установленным требованиям и вхождения их в реестр. По нашему мнению, это может повлечь за собой возможность попадания в реестр «организаций-фантомов», в которых будут «числиться» эксперты, а фактическую работу будут выполнять лица, уровень квалификации которых не известен. Это, в свою очередь, будет воспроизводить ситуацию оказания недобросовестных услуг по заниженным ценам.

Вторая тенденция обусловлена необходимостью привлечения к работе в организации не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям (далее – эксперт-врач).

Ассоциация «Безопасный труд» провела исследование практики привлечения в организации экспертов-врачей. В исследовании приняли участие 104 организации из 7 федеральных округов, 53 субъектов Российской Федерации.

По итогам исследования можно сделать следующие основные выводы:

  • в 68% организаций такие специалисты имеются;
  • только в 39% организаций эксперты-врачи заняты по основному месту работы, в 46% организаций специалисты заняты по совместительству, при этом в 49% организаций такие эксперты числятся формально для обеспечения соответствия требованиям законодательства;
  • 52% респондентов оценивают компетенции экспертов-врачей как не соответствующие требованиям законодательства о специальной оценке условий труда;
  • 62% организаций пояснили, что привлечение таких экспертов осложнено следующими причинами:
    • малым количеством на территории региона таких специалистов (28%);
    • большинство специалисты данной категории работают на госслужбе (23%);
    • специалисты, имеющие высшее образование (врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям) не могут выполнять работу эксперта СОУТ (11%).
  • 55% опрошенных указали, что эксперты-врачи по различным причинам не имеют возможности пройти аттестацию (не компетентны, не соответствуют требованиям, для них это не основная работа и пр.);
  • средний возраст экспертов-врачей в организациях – 46 лет.

Исходя из данных обследования можно сделать вывод о том, что в большинстве случаев на сегодняшний день эксперты-врачи не выполняют работы по специальной оценке условий труда, а привлечены для обеспечения соответствия требованиям Закона о специальной оценке условий труда; организации сталкиваются с трудностями в привлечении экспертов-врачей в связи с нераспространенностью этих специальностей; эксперты-врачи в соответствии с требованиями к их подготовке и квалификационными характеристиками не являются во многих случаях более компетентными специалистами в вопросах проведения специальной оценки условий труда по сравнению с другими экспертами организаций.

Исходя из вышеизложенного, просим Минтруд России рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон о специальной оценке условий труда, направленных на:

  • установление требования о наличии в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору по основному месту работы (такая норма будет в значительной степени способствовать повышению качества оказываемых услуг и оттоку с рынка недобросовестных организаций);
  • исключение требования о наличии в организации не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям (это исключит требование, которое большинством выполняется формально при отсутствии очевидных преимуществ наличия таких экспертов).

Предлагаем внести в Закон о специальной оценке условий труда изменения в соответствии со следующим:

Пункт 2 части 1 статьи 19 изложить в следующей редакции:

«2) наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору по основному месту работы и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда».

 

Обсуждение данного предложения ведется и нашими партнерами Сообществом экспертов по охране труда.

Вы тоже можете принять участие в обсуждении и голосовании на странице «Внесение изменений в ФЗ-426. Предложение по экспертам СОУТ».

Новое на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения regulation.gov.ru

Размещен текст проекта федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».

Даты проведения обсуждения: 26.12.2014 - 24.02.2015.

Пояснительная запискак проекту федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации»:

Расширение сферы правового регулирования, увеличение объема нормативных правовых актов, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований – одна из тенденций современного правового развития Российской Федерации. С увеличением общего массива источников права обостряется проблема качества нормативных правовых актов и юридической культуры их подготовки и принятия, соотношения актов между собой и их эффективного применения. Между тем действующее законодательство неполно регулирует различные аспекты правотворчества, отсутствует легальное понятие нормативных правовых актов, не регламентирован порядок подготовки, оформления и принятия многих из них. Это приводит не только к снижению качества актов, но и к нарушению системных связей между ними.

Зарубежные страны (Болгария, Венгрия, Италия, Япония), субъекты Российской Федерации решают данные проблемы путем принятия законов о нормативных правовых актах или о правотворчестве.

Принятие Федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» в развитие положений Конституции Российской Федерации о правовой системе будет способствовать обеспечению единства, согласованности и стабильности системы нормативных правовых актов в России, усилит механизм правотворчества и его взаимосвязь с экономическими, социальными и иными факторами развития страны.

Главная практическая цель данного законопроекта – упорядочение системы нормативных правовых актов в Российской Федерации, урегулирование всего «жизненного» цикла нормативных правовых актов – от их проектирования до прекращения их действия, совершенствование юридического качества нормативных правовых актов.

Для достижения указанной цели в проекте впервые на законодательном уровне дается определение понятия нормативного правового акта и характеристика видов и форм нормативных правовых актов в зависимости от их юридической природы, закрепляется иерархия нормативных правовых актов в Российской Федерации, регулируются вопросы планирования подготовки нормативных правовых актов и их принятия; правила подготовки и оформления текстов нормативных правовых актов, а также имплементации норм международного права; содержатся положения об экспертной оценке нормативных правовых актов; порядке их официального опубликования, вступления в силу и действия; вопросы реализации нормативных правовых актов и правового мониторинга; правила толкования и устранения коллизий нормативных правовых актов; учет нормативных правовых актов.

Данный Федеральный закон будет иметь важное значение для правовой системы Российской Федерации, обеспечит ее целостность и органичность, будет способствовать усилению правовой позиции государства и обеспечению стратегических национальных интересов.

 

Ведомственный приказ «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением».

Действующие Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам железнодорожного транспорта Российской Федерации, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные постановлением Минздравсоцразвития России от 22 октября 2008 г. № 582н, не соответствуют требованиям действующего законодательства, в том числе Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).

Ряд положений действующих Типовых норм представляются избыточными.

Планируемый срок вступления в силу нормативного правового акта: I квартал 2015 года.

Срок переходного периода (дней): 30.

Срок публичного обсуждения (дней): 15.

Даты проведения обсуждения: 16.01.2015 - 31.01.2015.

Представлены на регистрацию в Минюст России.

Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1101Н
«Об утверждении правил по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ».

Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1103Н
«Об утверждении правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями».

Приказ Минтруда России от 23.12.2014 N 1104Н
«Об утверждении правил по охране труда при эксплуатации холодильных установок».

Приказ Ростехнадзора от 31.12.2014 N 631
«Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности « Требования к технологическим регламентам химико-технологических производств».

Из истории России.

В 1904 году ротмистр Валентин Михайлович Кульчинский, впоследствии прошедший через Первую мировую войну, собрал воедино «Советы молодому офицеру», которые и стали Кодексом чести русского офицера.

Вот эти простые, но какие мудрые правила.

 

Не обещай, если ты не уверен, что исполнишь обещание.

Держи себя просто, с достоинством, без фатовства.

Необходимо помнить ту границу, где кончается полная достоинства вежливость и начинается низкопоклонство.

Не пиши необдуманных писем и рапортов сгоряча.

Меньше откровенничай — пожалеешь. Помни: язык мой — враг мой!

Не кути — лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.

Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.

Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.

Не принимай на свой счет обидных замечаний, острот, насмешек, сказанных вслед, что часто бывает на улицах и в общественных местах. Будь выше этого. Уйди — не проиграешь, а избавишься от скандала.

Если о ком-нибудь не можешь сказать ничего хорошего, то воздержись говорить и плохое, если и знаешь.

Ни чьим советом не пренебрегай — выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого — это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.

Сила офицера не в порывах, а в нерушимом спокойствии.

Береги репутацию доверившейся тебе женщины, кто бы она ни была.

В жизни бывают положения, когда надо заставить молчать свое сердце и жить рассудком.

Тайна, сообщенная тобой хотя бы только одному человеку, перестает быть тайной.

Будь всегда начеку и не распускайся.

Старайся, чтобы в споре слова твои были мягки, а аргументы тверды. Старайся не досадить противнику, а убедить его.

На публичных маскарадах офицерам не принято танцевать.

Разговаривая, избегай жестикуляции и не возвышай голос.

Если вошел в общество, в среде которого находится человек, с которым ты в ссоре, то, здороваясь со всеми, принято подать руку и ему, конечно, в том случае, если этого нельзя избежать, не обратив внимания присутствующих или хозяев. Подача руки не даёт повода к излишним разговорам, а тебя ни к чему не обязывает.

Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Когда два человека ссорятся — всегда оба виноваты.

Авторитет приобретается знанием дела и службы. Важно, чтобы подчиненные уважали тебя, а не боялись. Где страх — там нет любви, а есть затаенное недоброжелательство или ненависть.

Нет ничего хуже нерешительности. Лучше худшее решение, чем колебание или бездействие. Упущенный момент не вернешь.

Тот, кто ничего не боится, более могуществен, чем тот, кого боятся все.



В избранное