Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интернет магазин. Пособие для директора


.Интернет-магазин. Пособие для директора"Интернет-магазин. Пособие для директора"
Рассылка сайта Oborot.ru
Выпуск N 786, 23.11.2016


ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора:
Чем дышит "Озон"
Статьи:
Кэш - в рост
Форум:
Полиграфия ищет надёжную курьерскую компанию (Москва)
Возврат товара при УСН 6%
Почему именно Битрикс???
Возможно ли вести самому бухучет
Возможно ли вести самому бухучет
Shop-Logistics кто работал?
О рассылке:Информация

ОТ АВТОРА

Уважаемые читатели! На портале Oborot.ru вышло интервью с гендиректором OZON Дэнни Перекальски. Топ-менеджер рассказал о факторах роста компании, а также о том, куда сейчас уходят деньги, которые вкладывались в "Яндекс.Маркет".

ПУБЛИКАЦИИ

Кэш - в рост
Дарья Костенко

Израильтянин Дэнни Перекальски стал гендиректором OZON в марте 2015 года, сменив на этом посту Маэль Гавэ. За неполных два года он заметно изменил позиционирование и стратегию развития холдинга. OZON пересмотрел ассортимент, начал через партнеров торговать свежими продуктами, алкоголем и лекарствами, открыл трансграничные про дажи&nbs p; - и отложил на неопределенное будущее выход на IPO.

Мы поговорили с Дэнни Перекальски о новой стратегии роста Ozon, непростых отношениях с "Яндекс.Маркетом" и о том, когда же холдинг планирует выйти на прибыльность

- Дэнни, Ozon планировал  нарастить выручку на 25% в этом году. Конец года уже близко. Вам удается выйти на прогнозные показатели?

- В числе  заказов мы ожидаем  рост +22%-25% год к году.

- Во всех интервью вы говорите о росте, но вашей предшественнице  - Маэль Гавэ - не все планы по развитию холдинга удались. К тому же сам ecommerceв последние пару лет  развивается не так бурно, как раньше. За счет чего планируете расти?

 - Я вижу несколько факторов роста. Первый из них - это ассортимент. Он постоянно расширяется за счет новых товарных категорий и новых товаров внутри текущих категорий.   Сейчас драйверы роста продаж - товары для детей и для дома, одежда, продукты питания. Продажи товаров для дома выросли на 40% (в деньгах, год к году). Одежда показала рост оборота на 70%, продукты питания - в 2-3 раза.

Мобильные продажи уже превысили 30% в обороте  Ozon.ru, а мобильный трафик составляет 40%.  

Удобная доставка - еще один драйвер для роста. Уже треть покупателей получают от нас доставку на следующий день или день в лень.

Мы и дальше будем вкладываться в скоростную доставку. В первом квартале 2017 года запустим доставку день в день в Казани, Екатеринбурге, Твери. Next day будет доступен в Москве и области, Петербурге и области, Екатеринбурге и области, Перми, Челябинске, Казани, Ульяновске, - во всех городах с более чем 500 тыс.

И конечно, важный фактор роста  - цена. Мы много инвестируем в то, чтобы предлагать высококонкурентную цену. Ежедневно  Ozon сравивает  цены 400 тысяч товаров с 85 конкурентами на рынке. На каждый товар Ozon.ru, который у конкурентов продается дешевле, цена тут же снижается.

- Кстати о сравнении цен. Ozon вернется на "Яндекс.Маркет"?

- Конечно, нет! Как минимум сегодня. Может быть, завтра еще раз подумаем, но пока - нет.

- А почему?

- Мы ушли, потому что Яндекс.Маркет изменил свой подход и решил, что теперь пользователи должны делать заказ через них. Мы же нацелены строить полноценные отношенияс покупателем. Начиная с того момента, когда он решил купить что-то онлайн, и до секунды, когда коробка с заказом оказалась у него в руках - это отношения именно с Ozon.ru. Когда Яндекс решил, что часть этих процессов будет идти теперь через Маркет, мы поняли, что не можем на это пойти.

Мы ушли с Маркета в сентябре и очень довольны своим решением.  Не видим падения продаж, даже наоборот. Те самые деньги, которые вкладывались в Яндекс.Маркет, Ozon сейчас инвестирует в другие каналы. Часть этих бюджетов ушла в ретаргетинг, часть - в контекст.

Причем основной рост  у нас происходит за счет лояльных покупателей. Если еще несколько лет назад прирост продаж больше давали новые клиенты, то сейчас все изменилось. Хотя и приток новых покупателей тоже есть: за 2016 год их прибавилось более 0,5 млн.

  - Какую долю выручки холдингу сейчас приносит "чистая" ecommerce, а какую -  продажа билетов и B2Bуслуг О-Курьер?

- Надо отдельно рассматривать валовую выручку и чистую прибыль (после комиссии). В валовой выручке львиная доля - это авиабилеты. Если же смотреть на прибыль, то 90% приносит ecommerce и  только 10% - комиссия с продажи авиабилетов. "О-Курьер" - это лишь маленькая часть нашего бизнеса, но очень важная, потому что она дает хорошую прибыль и  возможности для масштабирования. Сейчас его услугами пользуются уже более 100 клиентов. Среди них - Sony, Philips, Crocs и другие.

- А внутри ecommerce как распределяются продажи по товарным категориям?

-Книги и БТиЭ дают почти 50% продаж. Товары для дома -  14%. Товары для мам и детей - 12% выручки. Дальше косметика и спорттовары - примерно по 5%. Продукты питания уже дают 4% оборота, хоть мы и запустили их совсем недавно. Одежда - 2%.

Как решаете проблему с доставкой продуктов, ведь там скорость становится критичной?

- Со своих складов  доставляем только бакалею, непортящиеся продукты. Все свежее продаем через партнеров и только в Москве. Один из партнеров - SeasonMarket, другой - Instamart. Онлайн-заказ оформляется на Ozon, а потом мы передаем его партнерам и получаем комиссию

-В этом году вы начали продавать продукты питания, алкоголь, открыли партнерский проект по продаже лекарств через аптечную сеть "36.6". Делаете ставку на новые товарные ниши? Какая следующая?

-Если подскажете мне, какую товарную категорию мы еще не продаем, - мы ее добавим! (улыбается) Ozon уже продает, кажется, все возможные категории. Но некоторые - да, мы планируем усилить, расширить в них ассортимент. Это DIY, автозапчасти, одежда.

- В DIY уже есть такие ритейлеры как "220 Вольт", "LeryaMerlen",  - их все знают, они на слуху. А вот Ozonв сознании потребителя - это книги, авиабилеты, может быть, - электроника. Как будете конкурировать с теми, кто уже давно в нише DIYи заработал себе репутацию?

- То, что вы сказали "электроника" - это уже прогресс. Мы видим что продажи и в других  категориях - спорт, детские товары, косметика, - тоже растут. Ozonбудет объяснять покупателям, что наша площадка, - это место, где можно купить все, что им нужно, в одном интернет-магазине. Мы хотим создать представление, что Ozon - это надежный партнер с хорошей ценой, и покупать у нас - удобно и быстро. Вот что мы строим.

- Но для этого так или иначе придется продвигаться и в офлайне: на телевидении, билбордах, даже в объявлениях в метро. К этому приходят многие ритейлеры - тот же "М.Видео" или даже AliExpress.

- И мы будем это делать. Буквально на днях запустили телерекламу в Екатеринбурге и в Казани, на региональных каналах. 

- Какие источники сейчас приводят больше всего трафика на сайт OZON?

В последнее время сильно вырос органический трафик, в том числе type-in, который стал приносить 10% переходов. Органический поиск приносит 23% переходов, рассылки  - 15%, контекст - еще 15%, и  affiliate-сети (партнерские программы) -10% трафика.

По географии - 45% продаж дает Москва, еще по 10% - Московская область и Санкт-Петербург, остальное - регионы. Из региональных городов больше всего оборота приносят Екатеринбург, Нижний Новгород, Новосибирск, Краснодар, Челябинск.

А по способам доставки - сколько ваших покупателей заказывают курьерскую, сколько забирают товар самовывозом?

- Курьерскую доставку выбирают 40% , в ПВЗ забирают 52%, остальное делят Почта России и DHL.

Доставка по Москве сильно отличается?

- Да, в столице доля курьерской доставки вырастает до 60%.

Летом вы начали продавать одежду из Европы. Как сейчас обстоят дела с этим проектом?

- Это нишевой бизнес. Сейчас он дает несколько десятков заказов в день. Это в основном редкие бренды, которые невозможно найти в России.

Начиная с 2014 года  "Юлмарт" думает о том, чтобы стать маркетплейсом и брать комиссию с продаж сторонних мерчантов. Переход к такой стратегии обсуждают и в "М.Видео" . Да и Ozon ранее, еще до вашего прихода, заявлял о планах открыть свою площадку для тысяч интернет-магазинов. (предполагалось встроить их товары в каталог Ozon.ru и зарабатывать на комиссии). Что с этими планами? Собираетесь превращаться в маркетплейс?

- Нет, определенно. Почему вы так решили?

- Это идея, которая рано или поздно приходит в голову большим ритейлерам, предоставляющим услуги фулфилмента. Если уж в инфраструктуру были вложены  большие деньги...

- Сейчас у нас действительно есть около 100 партнерских интернет-магазинов, чьи товары мы продаем. Но Ozon не планирует быстро расширять их число. На днях я сам купил у одного из них через Ozon.ru. соковыжималку Smalteria итальянского бренда бытовой техники SMEG.

Не самый известный бренд. У вас все партнеры продают редкие товары?

- Многие. Есть товары, которые покупают вообще  два-три раза в год. Мы не держим их на своих складах, продаем через своих поставщиков и партнеров. Кроме редких товаров, это еще и крупная бытовая техника, и мебель: то что сложно держать на складе и доставлять.

Партнерские магазины Ozon выбирает буквально "с пинцета": мы не можем себе позволить испортить отношения с покупателями. Поэтому мы не маркетплейс и никогда не откроем свою площадку для всех. Если партнер хочет у нас продавать, он должен еще и совпадать с потребностями Ozon.

Как развиваются сейчас ваши проекты по трансграничным продажам - в Беларусь, Казахстан, Израиль?

- Это два процента в нашем бизнесе. Для компании это не основной фокус. Большинство продаж за границу - книги и игры, думаем расширяться в сторону косметики, например, успехом пользуется Natura Siberica. Правда, в Казахстан продаем больше и шире. Там очень востребованы текстиль, товары для дома, детские товары, косметика.

Тем не менее, фокус для нас - это Россия, и здесь еще очень много надо сделать.

- Что в ближайших планах?

- Расширение ассортимента, конкурирование по цене, будем развивать mobile. Там, где уже открыли склады, будем улучшать доставку. Начнем осваивать юг России. В 2017  году планируем открыть склад в Краснодаре.

- Mobile для вас - это в первую очередь приложение или мобильная версия сайта?

- И то и другое. Для тех, кто только приходит с поиска, - мобильная версия сайта, для постоянных клиентов- приложение.

- Развитие требует вложений, откуда будете брать деньги? Весной много говорилось о возможной докапитализации. Акционеры готовы вложить в Ozon дополнительные средства?

- В ближайшее время докапитализации не будет. Компании дополнительные вложения сейчас не нужны. В последние два года мы близки к тому, чтобы пройти точку безубыточности. Ozon уже прибылен в Москве и Петербурге, и по отдельности в некоторых товарных категориях.

Мы уже сейчас можем быть в целом прибыльными, но только если ограничим свой рост. Например, если будем расти не на 25%, а на 15% в год (в выручке). Но хочется расти быстрей и захватить значительную долю рынка. Поэтому мы будем и дальше вкладывать оборотные средства в рост.

-А как к этому относятся акционеры Ozon?

- Это решение  - вкладывать часть кэша в рост - мы принимали вместе с ними.

- И сколько времени они готовы мириться с отсутствием прибыли?

- Это хороший вопрос, но у меня нет на него ответа. Потому что наш бизнес - очень динамичный.  Раньше Ozon был ориентирован на то чтобы показать акционерам: мы можем быть прибыльными. Теперь это уже понятно: можем. И когда это стало понятно, появилось больше мотивации к тому, чтобы расти быстрей. Мы придем к прибыльности уже после того, как масштабируем бизнес. 

- По вашим прогнозам, когда это произойдет? Через два, три года?

- Это не основной вопрос. Мы проверили и доказали: Ozon может быть прибыльным. Окей. Значит, пока будем вкладываться в рост, а позже решим, когда наступит время переходить к прибыльности.

- В будущем вы расчитываете выйти на IPO?

- Такая тема была давно, еще до того как я пришел в компанию. И Ozon от нее не отказался. Шаг за шагом мы к этому придем. Но не в ближайшие годы. Пока не могу назвать конкретных сроков. Мы с акционерами каждый квартал сидим, обсуждаем, и приходим к выводу, что пока надо расти.

- Что, по вашему мнению, будет происходить на отечественном рынке ecommerce в ближайший год? 

Если в 2016 году ecommerce выросла примерно на 10-15%, то в следующем году, думаю, она ускорится. Мы ожидаем, что рост рынка составит 15-20%, в первую очередь за счет детских товаров и товаров для дома. Электроника тоже будет расти, не медленнее: этот сегмент рынка более развит.

- Дэнни, сколько лет вы уже в России?

- 10 лет, 3 из них - в Ozon. Раньше работал в российских отделениях международных компаний: Nielsen, Metro Cash & Carry, в ритейлере "Дикси".

Разницу между российским и израильским подходом к бизнесу чувствуете? Насколько легко было вам адаптироваться в России?

- Благодаря тому, что я начинал здесь работу в офисах международных компаний, - достаточно легко. Но в "Дикси" началась совсем другая жизнь. Первый год  - это был настоящий challenge.

Могу сказать, что, в целом, в израильском бизнесе принят более позитивный подход: "Все возможно". В России же мне пришлось привыкнуть постоянно слышать слова "нет", "невозможно", "проблема".

Кроме того, переходя из крупной международной компании в локальный бизнес, ты должен быть готов к другому уровню организации. Там все уже выстроено и организовано до тебя. Здесь ты все делаешь сам.

Дэнни Перекальски окончил университет имени Бар- Илана в Израиле. В начале 2000-х управлял израильским филиалом Nielsen, позже возглавил офис этой компании в Москве. В 2007 году начал работать в российском ритейле. Сначала был  директором по закупкам направления food в Metro Cash & Carry, затем руководил департаментом Private Label & Space Management. После перешел в торговую сеть “Дикси” директором по маркетингу. В Ozon начал работать в марте 2014 года, а через год возглавил холдинг.



ФОРУМ

Полиграфия ищет надёжную курьерскую компанию (Москва)

Очень много нюансов при выборе курьерской службы для таких задач. Печатная продукция бывает разная, соответственно и способ доставки тоже разный. Визитки можно и пешим курьером, а вот сотню журналов так не увезешь. Одно дело когда пара адресов, другое - когда пол Москвы, один курьер или сотня. Нужен прием наличных или нет....>>>


Возврат товара при УСН 6%

Для возврата должны быть основания: например, ненадлежащее качество, нарушения ассортимента или неисполнение обязанности по оплате. В случае автора право собственности перешло к покупател ю. Никак их оснований для возврата не было. Они просто договорились забрать товар (уже принадлежащий другому лицу). Это обратная продажа, а не возврат....>>>


Почему именно Битрикс???

У битрикса есть в этом смысле важное отличие - проектные решения заложены ошибочные. Собственно Битрикс изначально был весьма кустарной разработкой (по крайней мере когда я с ним в последний разр ботал, а это было года 3-4 назад)и так его и тянут дальше. Именно поэтому он плохо кастомизируем, а не потому что кода много. При правильной организации кодирования, как это сделано в Мадженто, можно в широких пределах кастомизировать движок не влезая в его ядро. То есть так же видимо, как и в случае с упомянуты вам движком н а Ruby.. ..>>>


Возможно ли вести самому бухучет

Вот у меня, например, нет трех месяцев. Скоро подходит к концу месяц работы без бухгалтера, а у меня из все сделанного, только первичная документация, и то не упорядоченная. В бумагах хаос, отчета нет, скоро в налоговую идти, а я им что скажу:" Простите великодушно, я на трехмесячных бухгалтерских курсах"?...>>>


Возможно ли вести самому бухучет

А вот, кстати, насч ет "посл едней надежды" - реклама висит аккурат на этой ветке форума Бухгалтер вашей мечты. Разгребут, наверное)...>>>


Shop-Logistics кто работал?

Мы смотрим, Ваши курьеры начинают слишком много думать за нас.
Курьер до сих пор не привез на склад РЦ товар с забора, состоявшегося в субботу. На наш вопрос в клиентский отдел "Где заказ?" нам сказали, что решили, что он нам не к спеху, поэтому курьер его привезет как-нибудь...
У заказа есть штрих-код! С датой доставки в Питере на понедельник, который уже прошел, а товар до сих пор не появился на складе в Москве!
Какие еще решения вы будете за нас принимать? По правде говоря, это как-то не смешно даже!...>>>



OBOROT.RU РЕКОМЕНДУЕТ

Oborot.ru рекомендует рассылки:
  • Вестник электронной коммерции
    Единственная новостная лента, рассказывающая не только о 'раскрутке', но обо всех аспектах развития бизнеса с помощью интернет-технологий
  • Интернет магазин. Пособие для директора
    Оригинальные авторские материалы, аналитика рынка, статьи по электронной коммерции. Идеи по развитию электронных магазинов. Самые интересные сообщения форума Oborot.ru. Внимание! В рассылке публикуются полные тексты статей и дискуссий.
  • Е-коммерция для занятых и ленивых
    Для тех, кому некогда. Наиболее значительные события электронной торговли и онлайн-бизнеса за прошедшую неделю. Экономьте время и оставайтесь в курсе событий.



  • Информация
    Уважаемые подписчики! Если у вас есть новости, которыми вы бы хотели поделиться со своими коллегами и возможными партнерами, пишите на news@oborot.ru.
    Мы рады выслушать ваши вопросы и предложения, отправленные на info@oborot.ru.
    Если вы интересуетесь электронной коммерцией и торговлей, посетите Oborot.ru - первый российский портал, посвященный электронной коммерции.

    © Oborot.ru 2001 - 2013. Замечания и предложения направляйте на info@oborot.ru

    В избранное