Содержание архивного выпуска: три способа существования
цивилизации - Западный, Восточный и
Имперский.
Прошлый выпуск мы
начали с того, что отметили существенную разницу между программированием
компьютера и человека - лишь последний может одновременно и давать, и
получать программы. Послушайте, что по этому поводу писал великий немецкий
философ-романтик позапрошлого века - Фридрих Ницше: "В человеке тварь и
творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, избыток,
глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец, ваятель,
твердость молота, божественный зритель и седьмой день - понимаете ли вы
это противоречие?" ("По ту сторону добра и зла", Афоризм
225).
Итак, по мере взросления человек
постепенно утрачивает свою способность к обучению. Ребенок станет
человеком, если начнет получать от родителей поведенческие стереотипы -
социальную программу, до наступления критического возраста - 11 лет,
плюс/минус пару лет. Далее, подростком человек осваивают правильную речь и
интонации (отдельный вопрос, какую речь считать правильной, литературной,
а какую - признаком провинциальности) - и есть предельный возраст, по
достижении которого уже никакими силами не исправить неверного
произношения и интонаций. В конце жизненного пути человек - неисправимый
консерватор, просто физиологически не способный усвоить новое знание.
По-настоящему новое, идущее вразрез с приобретенной ранее системой
представлений о мире. Как только вам показалось, что раньше все было
лучше, что раньше нравы людей были более благородными, что жизнь была
веселей и проще - знайте, вы вступаете в тот возраст, когда человек
уже не может изменить себя, "поступиться принципами" - перестает быть
изменчивым, обучаемым.
Конечно, есть, есть
исключения из правил. Лев Толстой в возрасте 80 лет сел изучать
иностранные языки. История хранит мудрость старцев, даже на пороге смерти
не утративших живость ума и способность удивляться. Понять - означает не
противоречиво присоединить новые знания к знаниям уже имеющимся. Только
детям и мудрецам присуща способность принимать новое знание и
отбрасывать старое в случае неустранимого противоречия между ними. Потому,
что только дети и мудрецы открыты для новых знаний - для радикально новых
программ.
Поведенческие
программы, усваимые ребенком из социума, могут относится к любому из двух
типов. Далее - цитата из работы Константина Максимова "ЗАГОВОР КОНЦА
СВЕТА. (Фантастика и эсхатология)": "Цель эволюции одна - выживание. Как показал еще Н. В.
Тимофеев-Ресовский, единицей естественного отбора является не отдельный
индивид, а популяция в целом. Но выживание популяции возможно только за
счет выживания ее представителей. Поэтому в каждом из них сосуществуют две
противоположные программы поведения: инстинкт самосохранения индивидуума
(эгоистическое поведение или Е-поведение) и инстинкт сохранения
собственной популяции (альтруистическое поведение или
А-поведение). Комбинация Е- и А-поведения дает
инстинкт половой любви и как его прямое продолжение - материнский
(родительский) инстинкт (сохранение собственного потомства).
Не менее важно, что генетически закреплен и
ОТВЕТНЫЙ инстинкт - в надежде на альтруистический инстинкт популяции -
обобщенный инстинкт ребенка. Религия (вера в Спасителя) появилась на самых
ранних этапах человеческой истории в значительной мере благодаря этому
инстинкту, уже как взрослое повторение детского опыта. Его
мифологизированным символом является идея Бога. "Взывая к Богу, мы на
самом деле взываем к социуму, к заложенному Природой в генах общественному
фонду А-поведения" [Владимир Кошкин. Инстинкт веры, или Чего жаждут боги.
- "Октябрь", 1996, # 7]."
Очень важный момент! По сути, в этой цитате из
статьи В.Кошкина содержится обоснование символа Веры, описанию которой
посвящена наша третья рассылка, Метапрограммирование для Идеологов. В этой
же рассылке уже приводилась обширная выдержка из "Книги Золотой Лестницы",
посвященная А- и Е-программам поведения инидивидуума в социуме
(apxumekmop_epecu).
Далее Константин Максимов пишет (мы еще не раз
будем цитировать положения его интереснейшей статьи!): "Если Бог - символ
абсолютного альтруизма, то Дьявол - символ абсолютного эгоизма. Реальному
человеку присущи черты обоих типов поведения, каждый из которых жизненно
необходим. Разумеется, в случае конкретного индивида может
демонстрироваться мера эгоизма или альтруизма, значительно превышающая
среднее значение. Тогда мы говорим о законченном эгоисте или выдающемся
альтруисте, хотя ни один из них при всем желании не в состоянии явить
стопроцентно чистый тип. Существует вполне очевидный порог выживания,
лимитирующий степень обоих качеств.
Отсюда проистекает цикличность практически всех
процессов, возникающих в социуме. Усиление любого из указанных начал
нарушает равновесие и ведет к увеличению деградационных тенденций:
доминирование А-поведения приводит к застою, Е-поведения - к поляризации и
нестабильности. Противоположное начало в этом случае играет роль
отрицательной обратной связи, своим нарастанием компенсирующее негативные
последствия. Но вследствие неизбежной инерционности любого процесса
происходит отклонение от точки равновесия уже в другую сторону... Таким
образом, мы получаем простейшую автоколебательную систему, главным
достоинством которой является динамическая устойчивость. "И организм, и
популяция - такие динамические системы. Стационарное их состояние - это
процесс колебаний вокруг равновесной точки. Жизнь - это процесс. И сохрани
Бог (или Люцифер побери), чтобы система остановилась в точке равновесия.
Это и есть смерть. Организма, популяции, социума. И в символическом, и в
прямом смысле слова" [Владимир Кошкин. Инстинкт веры, или Чего жаждут
боги. - "Октябрь", 1996, # 7]".