Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

За новую экономику! Метапрограммирование (для) Экономиста


Информационный Канал Subscribe.Ru


 
  

ЗА НОВУЮ ЭКОНОМИКУ!
Метапрограммирование (для) Экономиста

Выпуск 6 11 июля 2003 г. economics.icommerce.metacode форум рассылки архив рассылки e-mail ведущего

«Существует триединство: специальная практика – мировоззрение – образ жизни».

В. Лебедько «Хроники российской саньясы».

 

Здравствуйте.

Итак, где же на символе Дэн – на древнекитайском символе дуальной диалектики – все ж таки можно найти третью силу?

Начнем с того, что Дэн это не «единство и борьба противоположностей», а процесс их взаимного порождения и уничтожения (что называется, почувствуйте разницу).

Где третья сила в символе Дэн? Представьте себе боксерский ринг, бой за звание чемпиона по версии одной из трех главных боксерских профессиональных организаций. Боксеры бьются друг с другом не на жизнь а на шестизначный гонорар – но кто натянул канаты ринга? Кто свел их в жестком поединке? Третьей силой, участвующей в бое, является его экономическая механика в лице промоуторов с каждой из сторон, в лице чиновников тех самых спортивных организаций, в лице менеджеров телеканалов, купивших время трансляции, маклеров, принимающих ставки в букмейкерских конторах и т.д.

Таким образом, третьей силой, входящей в триаду символа Дэн является круг, в котором Инь и Ян взаимодействуют друг с другом. Окружность, вдоль которой они совершают свои бесконечные трансформации друг в друга. Замкнутая дуга, не позволяющая этим двум частям триады прекратить взаимодействие и удалиться от третьей. И, как уже мы отмечали в предыдущих выпусках, увидеть в конфликте только две противоборствующие стороны означает не увидеть еще одной, равноправной, скрытой, третьей стороны конфликта – той стороны, которой выгодно наблюдаемое нами противоборство.

Мое глубочайшее убеждение – мир триаден. Когда кто-то говорит: «третьего не дано», ненароком используя известный из классической логики (существуют неклассические логики – придет время, мы о них поговорим) закон исключенного третьего, он тем самым показывает узость, ущербность своей позиции, неполноту и неполноценность оценки изучаемой ситуации. Третье всегда «дано» (другое дело, не всегда бросается в глаза), оно всегда присутствует в любой ситуации (в любой системе), и выбрать третье зачастую означает сделать лучший выбор.

Мир триаден потому, что триада обладает одним существенным свойством – она абсолютно устойчива. Как табурет с тремя ножками устойчив на любой самой неровной поверхности. Дуальная же пара столь же абсолютно неустойчива. В дуальной паре если одно начало начинает побеждает второе, не найдется третьей силы, которая бы сыграла роль отрицательной обратной связи. Наличие  которой приводит к ослаблению побеждающей стороны и возвращает систему в состояние утраченного было баланса.

В триаде каждое начало может ослабить одного соседа и укрепить второго, и если первое начало усиливается, оно ослабляет второе начало, а ослабление второго начала усиливает третье начало, которое и начинает ослаблять первое начало.

В следующем выпуске (он выйдет 15 июля) я предложу вашему вниманию  примеры триадного восприятия мира – мы с вами поищем триады в окружающих нас прошлом и настоящем. А сейчас, для затравки я приведу несколько триад в противопоставлении с обычно практикуемым дуальным подходом.

 

 

Дуальная логика.

 

Да-Нет.

Существует-Не существует.

 

Правда-Ложь.

Черное-Белое.

Вдох-Выдох.

 

Триадная логика.

 

Да - И Да и Нет - Нет.

Существует - Может быть существует - Не существует.

Правда-Не известно-Ложь.

Черное-Серое-Белое.

Вдох-Пауза-Выдох.

 

 

Продолжаю публиковать выдержки из «Книги Золотой Лестницы».

 

 

37.     Наставник. – Молодые люди по-разному выходят из этого первого, и главного в их жизни кризиса. Кто-то пытается найти цель, позаимствовав ее у друзей по несчастью – ищет общие цели и интересы в компании себе подобных. Дети создают себе миры – по Толкину, или играют в фашистов – зачастую далеко не безобидным образом. Кто-то примыкает к любителям экстремальных видов спорта, кто-то дни напролет медитирует под хип-поп, и уже выросло поколение людей, принимающих имя великого английского драматурга Бернарда Шоу за название новой телевикторины. Как результат поисков общей идеи и смысла возникает самый широкий спектр общения – от подъездных тусовок до Белого Братства. А кто-то бросается назад, проделывая обратный путь – от разумного существа к растительному существованию, используя для этого разнообразные вещества – от пива с дихлофосом до "крэка" с "винтом".

Родители чаще всего руководствуются принципом: "Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не вешалось". А цели все нет, и вместо гуманного общества человек имеет дичайшую ситуацию, символом которой является выражение: "Если ты волк – дери, если овца – терпи". "А что, если я человек?" – спрашивает ребенок – и не находит ответа. И либо накладывает на себя руки, желая остаться человеком, либо постепенно превращается обратно в животное – в волка, или в овцу – кому как повезет, а также в зависимости от темперамента и сложившейся ситуации.

Люди ко многому привыкают – настолько, что порой не замечают, как превращаются в зверей. Выражение, которое я вспомнил, было любимой поговоркой генерала Дудаева. "Если ты волк – дери, если овца – терпи!"... И все-таки, если я – человек? Что мне-то делать?

38.     Ученица. – Быть человеком, пастухом, защищать овец от волков? Быть "пастырем добрым для агнцев Божьих"? Как у Селинджера, в его "Над пропастью во ржи", где парнишка в конце концов понимает, что цель его жизни – присматривать за детьми, которые играют в свои игры на поле ржи у самого края пропасти?

39.     Наставник. – "Зеленые" настойчиво требуют от правительства экологической безопасности, а кто-нибудь задумывался о безопасности этической – об этической чистоте бизнеса? Неужели загаженные легкие и печень могут волновать людей больше, чем испоганенная душа? "Что пользы человеку с того, что приобретет он весь мир, если потеряет при этом он душу свою?"... Много добра, мало доброты… Таня, кто ты по профессии?

40.     Ученица. – Психолог, МГУ закончила…

41.     Наставник. – Ты психолог, объясняешь людям их поведение. Экономика тоже объясняет поведение людей – рассматривая их как участников производства и распределения материальных благ. Задумывалась ли ты, на чем основывается экономика, моделируя наше поведение как участников изучаемых ею процессов? Экономическая наука считает, что движущими мотивами людей являются вовсе не библейские заповеди: "возлюби ближнего, как себя самого", "не пожелай жены искреннего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни всякого скота его, ни всего елико суть ближнего". Экономика создает модели поведения отраслей и предприятий, приняв человека за некоего Homo oeconomicus – по словам русского экономиста, философа и теолога Сергея Николаевича Булгакова, за человека, "который не ест, не спит, а все считает интересы, стремясь к наибольшей выгоде с наименьшими издержками; это – счетная линейка, с математической правильностью реагирующая на внешний механизм распределения и производства…"

Открываем любой учебник экономики. Как научная дисциплина, экономика исходит из предпосылки, что люди ведут себя так, чтобы получить для себя от других максимальную пользу. А значит, максимальное количество денег, поскольку деньги являются универсальным эквивалентом пользы, в обмен на который человек получает услуги и предметы, эту пользу ему несущие. Честно сказать, Фридрих Энгельс мне ближе по духу, поскольку говоря о стремлении человека удовлетворять свои материальные потребности, вторым пунктом не забыл указать тягу человека к продолжению рода!

42.     Ученица. – Так вы что – деньги отменить хотите? И раздаете их для этого всем подряд?

economics.icommerce.metacode форум рассылки архив рассылки e-mail ведущего

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное