Сколько человек среди Ваших знакомых руководителей и специалистов в области HR сейчас находятся в поиске новой работы или согласились на резкое снижение собственного компенсационного пакета?
А сколько знакомых из этой же области могут похвастаться премиальными выплатами за результат своей работы?
В чем разница между первыми и вторыми?
Кто более бесполезен для компании: HR или маркетолог?
Правда, ужасный вопрос? Но давайте подумаем над ним с точки зрения владельца бизнеса.
И тот и другой чаще всего считаются центрами затрат. То есть, они тупо проедают стремительно уменьшающуюся прибыль компании. А какая польза-то от них?
Ну ладно в сытые годы это было модно: симпатичные и смышленые девочки деловито сновали по офису, сыпали умными словами и готовили красивые презентации. Не на секретаршу же одну любоваться, правильно?
Но вот времена изменились и красавицы попали в список излишеств. На них стали экономить. И HR-ы и маркетологи либо были уволены, либо попали под серьезный пресс сокращения зарплат. И это в принципе правильно – затраты надо сокращать.
Что самое смешное – в большинстве случаев они действительно оказывались просто затратами. Это подкреплялось неправильной интеграцией этих специалистов в организационную структуру. Говоря проще, они были не на своем месте. Вдали от основных бизнес-процессов. С плохо контролируемыми бюджетами в руках. (Благодаря чему кадровые и рекламные агентства обогащались без всякого стыда на радость своим владельцам)
Когда пришел час Х, и нужно было доказывать собственную нужность бизнесу, наболевший вопрос оценки эффективности этих специалистов стал ключевым. Выиграли те, кто хоть как-то, но смог оцифровать свою деятельность.
Люди с цифрами в глазах
Решения принимали быстро люди, у которых в глазах были только цифры. Эти цифры мелькали в обратном отсчете до ближайшего кассового разрыва и до мрачной процедуры сворачивания бизнеса. Любые показатели со знаком минус запускали программу ликвидации подразделения.
Как говорилось выше – выиграли те, кто хоть как-то смог показать свою эффективность и пользу для бизнеса. Если не в цифрах прямой прибыли, то хотя бы в цифрах экономии издержек. И это абсолютно правильно, хоть и крутится на языке вопрос: а раньше-то чего не считали?
В 2007 году мы решили системно обобщить свои наработки в области измерения эффективности HR-службы, что привело к созданию нескольких семинаров-практикумов и в значительной степени обогатило нашу консалтинговую деятельность. Приятно оставлять после себя не просто отточенный механизм, но и систему контроля кадрового потенциала. Чтобы все это работало как надо.
Как слова и поступки обратить в цифры
Сейчас обучение в опале – бюджеты не выделяются специалистам, которые не смогли доказать, что все предыдущие траты на персонал не ушли в песок. И именно сейчас HR-ам стоит еще раз задуматься о том, как стать полезными бизнесу без освоения бюджета. Поэтому было принято решение продолжать обучение по теме оценка эффективности службы управления персоналом.
Однако сделать это решили не в стандартном формате 2-3 дневного практикума, а в комплексной форме, минимально отвлекающей от рабочего места и максимально прикладной. Поэтому сроки обучения уместились в интервал 2-4 месяца, а инструменты будут отрабатываться на собственной компании.
Сердцем этого учебного курса стал расчетно-аналитический алгоритм HR-Stat, который позволяет вести учет и анализ показателей управления персоналом. А также помогает специалистам в области управления персоналом грамотно презентовать реальные результаты собственной деятельности.
Время ответов
На самом деле, и маркетолог и HR жизненно необходимы компании. Первые при правильной организации работы могут увеличить продажи, вторые, то есть HR, способны повысить производительность труда, добиться от персонала лояльности и сэкономить фонд оплаты труда, на зависть конкурентам.
Нужно просто найти среди них реально предприимчивых и готовых брать на себя ответственность. А потом не испугаться и дать им полномочия, сдобрив умеренным бюджетом.
Самая большая ошибка – это запихнуть их куда-нибудь вниз по орг.структуре в подчинение "безынициативному овощу" среднего звена.
Вниманию сокращателей
Тем, кто все-таки верит в неизбежность осеннего краха экономики, я предлагаю очень осторожно подойти к вопросам дальнейшего сокращения персонала. После того как убрали все излишества, каждое сокращение становится похоже на хирургическую операцию в условиях слабой освещенности.
Одно неловкое движение и компанию можно выносить ногами вперед
Отталкивайтесь от функционального анализа рабочих мест и/или должностей. Оценивайте трудозатраты и возможные последствия неизбежного совмещения функций.
Рекомендую также ознакомиться с опытом определения оптимальной численности персонала – открыта предварительная запись на семинар-практикум "Оптимизация численности персонала", на котором методика функционального анализа передается каждому участнику. Равно как и подход к реализации консалтинговых проектов по сокращению затрат на персонал с 2002 года по нынешний день.
Оставляйте предварительные заявки на участие!
Стоимость участия составит 15000 руб. По предварительной заявке 10000 руб.
Вопрос к читателям
Возвращаясь к теме сегодняшнего выпуска, а какие показатели, на Ваш взгляд, должны отражать эффективность работы с персоналом?
Какие из этих показателей реально отслеживаются в Вашей компании?
Ждем ответы на эти вопросы по адресу: info@hrexpert.ru с пометкой в теме письма "показатели HR". В ближайшие выпуски мы сведем Ваши ответы в единую статистику и постараемся разобрать пользу и вред каждого показателя. Каждый, кто пришлет ответ, получит сводный отчет по опросу и методичку по измерению эффективности HR – бесплатно!
С уважением, Сидельников Андрей Викторович
Управляющий партнер Компании HR-Эксперт www.HRexpert.ru
Телефонный профотбор
Принято считать, что в процессе трудоустройства "моментом истины" является очное собеседование с кадровиком. Но во многих случаях приглашению на интервью предшествует телефонный разговор с рекрутером. Естественно, никто не ведет печальной статистики разбитых человеческих надежд…
Методы оптимизации численности персонала: четыре подхода
Данная статья призвана восполнить недостаток практических методов расчета оптимальной численности сотрудников, предлагая 4 метода, практика использования которых оказалась успешной в разных бизнес-ситуациях.
Беседа с увольняющимися: момент истины
Сразу определимся, о чем пойдет речь в статье. Здесь не будут рассматриваться проблемы собеседования при увольнении, основная цель которого – сообщить в той или иной форме работнику, что "в его услугах мы больше не нуждаемся", хотя это – отдельная важная тема для HR-специалистов.
"Подводные камни" на пути внедрения ССП
Сегодня условия выживания все более ужесточаются. Рост конкуренции диктует необходимость повышать эффективность управления. Метод сбалансированной системы показателей (ССП) позволяет улучшить качество управления через измерение и получение данных не только по финансовым показателям, но и по другим значимым аспектам деятельности предприятия.