Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Владелец Бизнеса

  Все выпуски  

Владелец бизнеса - это профессия! ЦЕЛИ


Здравствуйте, уважаемые подписчики рассылки!

В прошлом выпуске мы опубликовали  статью из новой книги Александра Высоцкого «Бизнес как игра. Стандарты управления малым бизнесом».   Сегодня публикуем продолжение этой статьи, где речь пойдет о ЦЕЛИ.

 А 23 октября с 13:00 до 14:00  состоится вебинар «Как убрать хаос из компании с помощью организационной структуры».  Ведущий: А. Высоцкий. Регистрация здесь.

С уважением, Зульфия Салихова.

 

ЦЕЛИ.

Так как первой составляющей игры являются цели, давайте с этим разберемся. Часто я слышу идею о том, что целью бизнеса являются деньги или прибыль. Забавная и очень ограниченная точка зрения. Деньги - это всего лишь эквивалент ценности, если у вас есть деньги, вы можете получать нужные вам товары и услуги. По сути, когда у человека или компании много денег, это означает только одно - возможность распоряжаться по своему усмотрению любыми доступными ресурсами. Много денег - большие возможности, мало - возможности ограничены.

Деньги в бизнесе можно сравнить с энергией, которую можно направить на реализацию идей, они являются топливом для бизнеса, так же как для человека топливом является пища, воздух, знания и многое другое. Говорить, что цель бизнеса - деньги, все равно что утверждать, что целью человека в жизни является еда, возможность дышать или получать знания. Но это не так, у каждого человека есть какие-то дорогие ему цели, кто-то хочет достичь вершин профессионализма и получить признание, для кого-то главной целью является вырастить способных детей, все люди индивидуальны. И именно наши цели делают нас по-настоящему индивидуальными, а все остальные, только атрибуты: одежда, автомобили, дома, дипломы и прочее. Это просто символы, в которых мы проявляем собственную индивидуальность. Избитая, и тем не менее верная идея - не в деньгах счастье. Но в тоже время наличие денег помогает проявлять индивидуальность, достигать целей и испытывать счастье. О каком проявлении индивидуальности может идти речь, если человек вынужден себе отказывать в одежде, которая ему нравится или не может себе позволить занятия, которые его вдохновляют?

     Также и компании высокая прибыль дает возможность быстрее достигать целей. Команда может играть более эффективно, если все сыты и чувствуют себя достаточно комфортно, когда нет беспокойства в отношении будущего, когда для победы в игре можно задействовать все необходимые ресурсы. Но тем не менее деньги не могут заменить цель.
Основная цель любого бизнеса и любой созидательной  деятельности проста, она заключается в том, чтобы приносить пользу как можно большему количеству людей. Конечно, в зависимости от вида деятельности, это польза будет иметь разные характерные черты. Так целью многих строительных компаний является обеспечение людей комфортными условиями для жизни или работы, а целью компьютерных компаний обычно является повышение эффективности работы клиентов. Фармацевты работают над тем, чтобы повысить здоровье и качество жизни людей, а такие консультанты, как мы, посвящают свою жизнь тому, чтобы деятельность предприятий стала более эффективной. Под основной целью в данном случае подразумевается цель, которая остается неизменной на протяжении всей жизни команды. Конечно, в любой деятельности есть цели меньшего масштаба, такие как открытие филиалов, освоение каких-то новых технологий, повышение прибыльности. Именно они являются конкретными, измеримыми и имеют сроки реализации. Прекрасное определение основной цели дал в своей статье[1] ученый и философ Л. Рон Хаббард: “Цель какой-либо компании или правительства обычно является мечтой, которая вначале рождается в голове какого-то одного человека, затем ее начинают поддерживать несколько человек, в конце концов эту цель, как знамя, “несут” многие”.

В создании команды формирование цели является ключевым моментом, так как именно основная цель дает смысл всей деятельности. Возьмите любой вид деятельности и понаблюдайте, вы обнаружите, что чем больше основная цель, тем более способные люди к ней желают присоединиться, тем больше в этой команде вдохновения и желания преодолевать препятствия на пути к этой цели.

     Ребята из Гринпис, отказываются от комфорта и даже рискуют свой жизнью, чтобы защитить природу, они хотят, чтобы будущие поколения людей могли наслаждаться прекрасной природой. Корпорация Apple работает над тем, чтобы самые современные компьютерные технологии служили удобным инструментом людям разных профессий и видов деятельности. Компания Grundfos, которая выпускает насосное оборудование, определяет своей основной целью повышение качества жизни людей и защиту окружающей среды. И если вы почитаете книги о людях, создавших выдающиеся компании, то обнаружите, что все они мечтали о том, чтобы создать нечто полезное для огромного количества людей.

Не имеет значения масштаб деятельности, даже если это магазин продуктов питания, у него должна быть понятная и известная членам команды основная цель. Возможно она заключается в том, чтобы сделать жизнь жителей района более комфортной, обеспечить их всем необходимым, чтобы им не приходилось много времени тратить на покупки, а они могли заняться чем-то более интересным.
     Один из моих клиентов - основатель компании из небольшого украинского города, сформулировал основную цель компании так: “Повысить качество жизни людей в нашем городе”. Сейчас его компания состоит из нескольких супермаркетов, ресторанов, гостиниц и производственных компаний. И ему действительно удалось повысить качество жизни горожан, потому что его компании предоставляют свой сервис на столичном уровне, и жители города  чувствуют настолько же комфортно, как  жители крупных городов. И это - не личная цель какого-то одного человека, это цель всей команды.

Конечно, лидер формулирует эту цель и собирает команду, которая будет работать над достижением, но каждый сотрудник становится членом команды только тогда, когда искренне принимает эту цель.
     В идеале основная цель должна быть сформирована еще до начала деятельности. Но опыт говорит, что как правило основная цель приобретает точную формулировку только на этапе “внедрение инструментов”. Когда о ней впервые начинают говорить, у некоторых сотрудников возникает недоумение: “Зачем он вообще об этом говорят?” Во-первых само по себе это довольно необычно для небольших компаний - говорить об основной цели, а во вторых нужно учитывать, что когда лидер не продвигает основную цель, у членов его команды уже существуют какие-то собственные идеи о том, что является целью. Вполне нормально, что в такой момент члены команды начинают высказывать  несогласия, так как по сути они просто делятся идеями о том, в чем по их мнению заключается основная цель.  Единственный верный способ справиться с этим - просто продолжать настойчиво продвигать основную цель, приводить примеры того, как эта цель реализуется в деятельности.

  Прекрасный способ продвигать основную цель - общие собрания персонала. На таких собраниях все члены команды узнают о результатах работы за неделю, объявляются планы деятельности на следующую неделю, и конечно, лидер напоминает об основной цели. Если он делает это умело, рано или поздно члены команды принимают эту цель. Когда впервые, как руководитель компании, на общем собрании персонала я рассказал о том, что цель компании “Герольдмастер” заключается в том, чтобы формировать самоосознание украинского народа, как нации с богатыми культурными традициями, у меня было ощущение, что я нахожусь в вакууме. Большинство сотрудников компании осознавали, что они занимаются чем-то очень важным, и это немудрено, так как компания каждую неделю выпускала какие-то награды, которые сразу же становились частью истории страны. Экземпляры этих изделий пополняли коллекцию Музея истории Украины, о них писали в газетах и журналах. Но тем не менее, это заявление выходило за границы понимания большинства сотрудников. Нам с партнером на каждом собрании приходилось рассказывать о том, что за награды мы выпускаем, почему эти награды имеют именно такой вид, и постепенно к членам команды приходило понимание цели.

     Скорость, с которой человек принимает цели такого масштаба, конечно индивидуальна, она не зависит от его образования или положения в компании. Со временем я понял, что то, насколько быстро человек может принять основную цель в большей степени зависит от того, насколько этот человек вообще способен ставить и достигать цели в жизни. Чем выше эта способность, тем живее человек и тем быстрее он принимает цели группы.

Вы наверное обращали внимание на то, что дети и молодые люди более склонны принимать участие в любой игре, им нравится играть, они более склонны увлекаться новыми идеями, чем пожилые люди. Причина этого в том, что чем больше человек испытал в жизни разочарований, чем больше он проигрывал, тем осторожнее в отношении целей и игр он становится. Негативный опыт как правило не делает людей более сильными и живыми, он делает их осторожными. Опыт приносит пользу только если человек достаточно компетентен, чтобы его проанализировать и использовать. Если компетентности нет, негативный опыт только создает остановки и человек становится все менее и менее живым и способным.

     Так как в бизнесе мы имеем дело с разными людьми, нужно понимать, что скорость принятия целей группы у всех разная, и если просто продолжать их продвигать, кто-то примет их быстро, кто-то медленно, возможно кто-то не примет их никогда. Но общий боевой дух команды зависит от того, насколько  в целом группа приняла основную цель. Вас может удивить то внимание, которое я уделяю этому вопросу, но если вы посмотрите на это внимательно, то обнаружите, что продвижение основной цели - один из самых мощных инструментов администрирования.
Еще одно важное понятие для управления командой - основной замысел, который обеспечивает реализацию основной цели. Основной замысел - это главная идея деятельности, как говорили на заре отечественного бизнеса “тема”. Его точная формулировка фактически отвечает на вопрос о том, чем именно занимается компания, в чем ее основной способ действия по достижению основной цели. Например замысел “Герольдмастра” заключался в том, чтобы разрабатывать награды такими, чтобы один только внешний вид награды говорил о том, что ее владелец сделал нечто особенное. Еще одна составляющая этого замысла - производить награды так, чтобы готовое изделие полностью соответствовало разработанному дизайну. Можно сказать, что этот замысел ставил во главу угла не технологичность производства, а реализацию идеи дизайнера. Понимание замысла - очень практичный инструмент для формирования и управления командой, он дает ответ на вопрос о том, как мы собираемся действовать для достижения основной цели.
Формулировка замысла определяет путь, которым компания идет к цели.  Если он точно сформулирован и известен членам команды, становится ясно что нужно делать, а также что делать не нужно. Например, исходя из замысла “Герольдмастера” явно видно, что изготовление дешевых изделий сомнительной художественной ценности, чтобы вписаться в чей-то бюджет, не соответствует замыслу компании. Для того, чтобы компания могла следовать этому замыслу в полной мере, нам пришлось создать уникальную технологию производства штампов. Она включала моделирование изделия на компьютере и последующий перенос этой модели в штамп с высокой точностью. В результате, если клиент подписывает распечатку дизайна изделия, он может быть полностью уверен, что готовое изделие будет выглядеть именно так, как изображено на эскизе.
     Но эта технология не была создана в момент основания компании, несмотря на то, что этот замысел был изначально, пришлось пройти довольно сложный путь развития производства, чтобы стало возможным его реализовать. Мы начинали свою деятельность с разработки наград, размещали заказы на изготовления на лучших предприятиях страны, но к сожалению обнаруживали, что изготовленные изделия не соответствуют замыслу дизайнера. Это были неплохие изделия, но они не соответствовали замыслу, и это заставляло нас двигаться вперед и развивать технологии компании. Кто-то мог бы сказать, что это - не бизнес-подход, так как себестоимость слишком высока, а цены конкурентов ниже. Но практика показала, что награды - это не то, на чем стараются сэкономить министерства, ведомства и компании. И даже если после первого заказа клиент хотел поэкспериментировать и размещал заказ на следующую партию у кого-то из конкурентов, получив изделия, он как правило возвращался.

Основная цель - это мечта, которую стремится реализовать команда, обычно эта мечта не уникальна. В то время, как “Герольдмастер” стремится реализовать эту мечту, над ее достижением работают по меньшей мере сотни других команд. Это - все, кто также занимается возрождением национальной культуры: государственные организации, ведомства, клубы и отдельные деятели культуры. Но то, что она не уникальна, не делает основную цель менее привлекательной. Посмотрите на национальные сборные по футболу, какую основную цель они стремятся реализовать? По-видимому это создание позитивного имиджа целой страны. Когда сборная побеждает в чемпионате, по всему миру звучит гимн страны, становятся известны имена чемпионов. Конечно, это способствует росту патриотизма, поэтому умные правительства стараются всеми силами развивать спортивные достижения. Это позволяет им укрепить боевой дух такой огромной группы как целая страна.
     Также и у компании Grundfos, которая стремится к повышению качества жизни и защите окружающей среды, основная цель не уникальна. Множество компаний по всему миру работают над достижением этой цели. А вот основной замысел как правило более уникален, он определяет характерный путь к основной цели. У Grundfos - это разработка, производство и продажа насосов и насосного оборудования по всему миру.

     В области управления широко распространено такое понятие как миссия компании. По сути миссия - это просто формулировка основной цели и основного замысла “в одном флаконе”. Например, официальная формулировка миссии Grungfos: “Проектирование,  производство и продажа насосов и насосного оборудования по всему миру, способствуя улучшению качества жизни и защите окружающей среды”. Как видите, в этой миссии сформулированы одновременно основная цель и замысел компании. С моей точки зрения, гораздо более точным и удобным в применении являются их отдельные формулировки.


[1] Статья Л. Рона Хаббарда “Эссе об управлении” 9.01.1951

Анонс мероприятий.

27 октября с 13:00 до 14:00

Бесплатный вебинар «Как убрать хаос из компании с помощью организационной структуры».   Регистрация здесь

 

9 ноября 2013 года –

4 августа 2014 года

Консалтинговый проект «Школа Владельцев Бизнеса».  Информация и запись на собеседование здесь  


В избранное