Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Крах Jawbone: как обанкротился стартап стоимостью 3 млрд долларов". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru
Крах Jawbone: как обанкротился стартап стоимостью 3 млрд долларов
Автор статьи: Алексей Мельниченко, hyser.com.ua
Гибель стартапов-единорогов для Кремниевой долины всегда резонансное событие. Так что закрытие компании Jawbone не могло остаться без внимания представителей деловой среды, СМИ и общественности.
Еще несколько лет назад Jawbone считался для инвесторов чуть ли не идеальным выбором. Стартап в течение 17 лет успешно работал на рынке носимых устройств, на котором он выступил в качестве одного из первопроходцев. Компания отлично использовала тему здорового образа жизни, которая в XXI веке начала играть очень важную роль.
И вот на прошлой неделе Jawbone объявила о своем закрытии. Это не стало шоком для экспертов, ведь компания еще в прошлом году приостановила производство фитнес-трекеров и начала продавать только складские запасы. А создатель компании Хусейн Рахман постоянно говорил, что на рынке умных браслетов не осталось места для независимых компаний.
Своего пика Jawbone достигла в 2014 году, когда ее оценили в 3,2 млрд долларов. Последний раунд финансирования компания завершила в прошлом году, когда привлекла 165 млн долларов при оценке в 1,5 млрд долларов.
Почему ей не удалось удержаться на плаву? Давайте разберемся в
этом.
Пионеры отрасли
Создатели Jawbone Хусейн Рахман и Александр Ассейли познакомились в 90-х годах в Стэнфорде. В 1998 году они основали стартап Aliph/AlipCom. Его
основным продуктом была клипса-наушник, позволяющая лучше слышать звонки. Спустя пару лет компания начала называться Jambox, выпуская уже наушники и акустические системы. В 2011 году стартап взял привычное название Jawbone. Это случилось после выхода на рынок одноименного фитнес-трекера.
Этот умный браслет сразу стал сенсацией. О нем лестно
писали авторитетные технологические издания, которые в один голос твердили, что обязательно нужно купить чудо-гаджет за 99 долларов
Jawbone мог следить за количеством пройденных шагов и потребленных калорий. Также он подсчитывал, сколько времени владелец провел во сне. На то время у трекера было еще одно преимущество – он прямиком
подсоединялся к айфону без использования компьютера.
Особенно сильно эксперты хвалили функцию смарт-будильникв. Фитнес-трекер Jawbone был первым устройством на рынке, которое могло будить своего владельца, находясь на его запястье.
Стоить отметит, что гаджет сам по себе не был инновационным. Еще в 80-х годах прошлого века появились трекеры, которые отслеживали сердечный ритм в процессе тренировок. Их создали специально для спортсменов. В 90-е годы разработали электронные мини-компьютеры для велосипедистов. С их помощью можно было анализировать скорость передвижения, пройденное расстояние и другие параметры.
Первый фитнес-трекер для любителей в 2009 году представила компания Fitbit, которая успешно использовала хайп вокруг борьбы с ожирением в США. Ее гаджет был оформлен в виде клипсы, которую нужно прикрепить к одежде или обуви. Когда в 2011 году Jawbone презентовала умный браслет, Fitbit выпустила обновленную версию клипсы. Но уже в следующем году она тоже создала наручный трекер.
Фатальный промах руководства Jawbone
За время своего существования Jawbone получила более 900 млн долларов инвестиций. В 2014 году стартап закрыл очередной раунд, в ходе которого
привлек 147 млн долларов. После этого рыночная стоимость компании достигла рекордной отметки в 3,2 млрд долларов.
Тогда в компанию вложили многие крупные фонды Кремниевой долины, включая Sequoia и Andreessen Horowitz. Однако основатель Jawbone Хусейн Рахман хотел большего. По данным Forbes, он активно вел переговоры с азиатскими
инвесторами, чтобы привлечь еще больше средств. Говорят, что он очень переживал накануне новой презентации Apple. В сентябре 2014 года «яблочная» компания представила умные часы Apple Watch, которые выполняли все функции гаджета Jawbone, но могли еще получать сообщения, делать снимки и т.п.
В итоге агрессивная модель привлечения
инвестиций, благодаря которой компания получила оценку более чем в 3 млрд долларов, стала фатальной ошибкой ее руководителей. Позже Рахман не смог продать стартап из-за его высокой стоимости
В 2015 году Jawbone представила новые гаджеты, но они не смогли совершить прорыв по сравнению с предыдущими и сильно проигрывали конкурентам. В то время
на рынке доминировали Fitbit и Apple Watch. К ним подбирались фитнес-трекеры от Garmin и Samsung. Все они могли похвастаться наличием дисплея, стильным дизайном и надежными датчиками.
Браслет Jawbone же больше напоминал украшение, чем гаджет. Пользователи высказывали недовольство постоянными сбоями, да и приложения, с которыми работал трекер,
также вызывали массу нареканий.
В то время, как рынок носимых устройств ежегодно рос на 20%, доля Jawbone снижалась. Если в 2014 году компания занимала 5,3% рынка, то в 2015-м – уже только 4,4%. В прошлом году она и вовсе выпала из топ-10 производителей.
Все понимали, что компания находится в сложном положении. Но все же Рахман смог еще раз привлечь инвестиции: 165 млн долларов стартапу выделил фонд Kuwait Investment Authority. После этого оценка Jawbone снизилась более чем в два раза по сравнению с 2014 годом, до 1,5 млрд долларов. В конце 2016 года компанию хотели приобрести конкуренты из Fitbit, но стороны не сошлись в цене.
Вероятно, Хусейн Рахман снова смог бы привлечь средства от инвесторов, но еще в 2015 году Jawbone начала судебные разбирательства с Fitbit, которые длились все это время.
При этом инициатором тяжбы стала сама Jawbone, которая подала на
Fitbit иск во время ее подготовки к IPO. Компания Рахмана обвинила конкурентов в том, что они переманили ее сотрудников, которые якобы забрали с собой около 300 тыс. единиц разной информации, включая патенты, документы, статистику и т.д.
Как часто бывает в таких случаях, Fitbit подала встречный иск, и эта судебная тяжба больно ударила по и без
того шатким позициям Jawbone. В конце прошлого года, вступив в переговоры с конкурентом, Fitbit отказалась от всех претензий, но к тому времени Jawbone уже не была на рынке силой, с которой кто-то считался.
Это еще не конец
В 2016 году в одном из интервью Хусейн Рахман говорил, что независимой компании почти нереально конкурировать на рынке носимых устройств. Впрочем, он заявил, что после закрытия компании не намерен отказываться от идеи.
Рахман не бросил своих
бывших сотрудников. Большинство из них он пригласил в новый проект – Jawbone Health Hub. Эта компания будет специализироваться на сборе и анализе данных о состоянии здоровья для медицинских учреждений.
Несмотря на скудные данные о новом стартапе Рахмана, даже его название говорит о преемственности. Это значит, что основатель
единорога-банкрота по-прежнему верит в собственные силы.
Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: