Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Новый день с FinancialFamily!

  Все выпуски  

Новый день с FinancialFamily! 29 апреля


Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Что за душой у богачей: откровения частного банкира". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru

Что за душой у богачей: откровения частного банкира

Автор статьи: Дмитрий Брейтенбихер, forbes.ru

Есть такое достаточно известное и достаточно спорное выражение Цицерона – «Размеры состояния определяются не величиной доходов, а привычками и образом жизни». Тем не менее этот тезис попадает в плоскость шаблонных рекламных картинок private banking с непременными яхтами и обилием лепнины и золота в интерьерах. Своего рода клише маркетинговой беспомощности. Поэтому эта колонка не о привычках и не об образе жизни, а, скорее, об отношениях — к деньгам, к бизнесу, к окружающим (семье, друзьям, партнерам, подчиненным) и к ответственности за все вышеперечисленное.

Отношение к деньгам

Не в прикладном смысле — «тратить» или «экономить» — здесь как раз отношения могут быть диаметрально противоположные. От широкого и размашистого до крайне щепетильного, даже к мелочам. Я помню, как-то в самом начале моей карьеры в РВ один очень крупный клиент потерял в Америке карты, за исключением рублевой. Он так переживал из-за курса конвертации, что в течение двух дней (пока мы организовали перевыпуск и доставку карт в США) после каждой транзакции перезванивал мне и спрашивал, по какому курсу произошла конверсия. Учитывая разницу во времени, особой радости мне эти ночные звонки не доставляли. Помню, мне тогда пришла в голову мысль, что, вероятно, из-за этой своей скрупулезности он и богатый. 

Позже я понял, что в основе лежит более глубокая мысль по отношению состоятельных людей к деньгам и она отнюдь не в экономии или рациональном использовании. На одной «экономии» состояния не построишь. 

Глобально всех этих людей объединяет отношение к тем деньгам, которые инвестированы в бизнес. Они как-то проще и осознаннее относятся к возможности потерять эти деньги. После принятого решения начинается работа над максимизацией отдачи от этих инвестиций, которая полностью заслоняет собой боязнь их потери. 

В этом, пожалуй, общая предпринимательская черта, которая по сути противоречит даже самой человеческой природе. Научно установленный факт, что ощущение потери некоторой суммы в два раза сильнее радости ее же приобретения. Поэтому мы генетически склонны уклоняться от рисков сильнее, чем того требует анализ и здравый смысл. Возможно, это характерно только для российских предпринимателей, которые создавали свои состояния в 1990-е и 2000-е годы и преодолели целый ряд кризисных явлений в нашей экономике. Это во многом способствовало формированию некоторого иммунитета к страху перед возможными потерями и постоянную готовность к преодолению неожиданных препятствий. 

Помню, во время «очередного» кризиса, аналитики по традиции публиковали упаднические обзоры один хуже другого и рисовали апокалиптические сценарии нашего будущего. Я поинтересовался у одного из клиентов, что он об этом думает. Он ответил: «Ну и хорошо». И процитировал Лермонтова: «Так жизнь скучна, когда боренья нет». 

То есть в российских предпринимателях уже сформировалась привычка воспринимать перемены и даже кризис не как «удар злой судьбы», а как «возможность», и включать механизмы поиска альтернативных решений.

Наткнувшись на очень созвучную мысль у Роберта Кийосаки в книге «Бедный папа — богатый папа», я отбросил национальную причину формирования отношения к деньгам в сторону: «За всю жизнь я ни разу не встречал ни одного богатого человека, который никогда не терял денег. Впрочем, я знаю большое количество бедных людей, не потерявших ни цента».

Пожалуй, именно это отношение к деньгам и объединяет всех состоятельных людей. Они понимают, что инвестируют время и деньги в бизнес, покупают активы и осознают риски возможных потерь. Более того, успешные состоятельные люди всегда в состоянии вовремя признать ошибку и зафиксировать эти потери. Они не попадают в известные когнитивные ловушки — когда после принятого решения любая доступная информация интерпретируется в пользу своей точки зрения (эвристика подтверждения), а противоположная информация игнорируется, чтобы оправдать сделанные инвестиции (эвристика эскалации участия), и даже увеличивается объем этих инвестиций, кратно повышая риски. Я бы дополнил сказанное Кийосаки, что не встречал ни одного человека, сколотившего себе состояние на процентах по депозиту. 

Отношение к бизнесу 

Большая часть российских клиентов private banking сами создавали свой бизнес, преодолевая страх и непонимание, через ошибки и препятствия. Они не просто инвестировали в свой бизнес деньги, они вкладывали в него всего себя. Отсюда и отношение к собственному бизнесу как к живому существу. Предвкушая возможный скепсис от «патетики» приведенного сравнения, скажу, что проводимые параллели между бизнесом и живым организмом вполне уместны. У любого бизнеса также есть свой жизненный цикл. Он зарождается с маленькой идеи, с мечты. Потом развивается и растет благодаря терпению и настойчивости своего основателя. Бизнес может быть разрушен из-за ошибок руководства или общей экономической ситуации. А может наступить и естественное «старение», и закат компании. Как правило, это происходит потому, что идея, которая лежала в основании этого бизнеса, себя исчерпала.

Но в бизнесе есть возможность этого избежать: необходимо предложить новую идею или радикально изменить старую. Еще Рокфеллер отмечал: «Не бойтесь отказываться от хорошего в пользу лучшего». А сейчас, когда скорость изменений крайне высока, для сохранения и развития бизнеса эти обновления необходимо делать чаще, опережая общие рыночные изменения. Так как обычно к тому времени, как необходимость перемен становится очевидной, меняться уже поздно. А чтобы начать меняться раньше, нужна смелость. Это как раз то общее и главное для предпринимателей качество, которого я касался в «отношениях» к деньгам. Для нашего общества качество редкое. Многие лишь вечно жалуются — то не так, это не то, здесь мне не дали, тут обидели. В результате пассивность и какое-то детское ожидание, что за тебя кто-то что-то сделает, обстоятельства удачно сложатся, а мне лучше еще подождать. И они ждут, ждут... Но только, как удачно сравнил Брайан Трейси, — они ждут на автобусной остановке на другой стороне улицы и автобусы сюда не ходят. Любой человек в каждый момент жизни совершает выбор: кем ему быть, каким ему быть, с кем ему быть? Именно «быть». Опуская оценку и анализ возможностей и всего пространства выбора, именно готовность к такому решительному выбору и к ответственности за свой выбор — ключевое общее качество бизнесмена, предпринимателя в России. Любой выбор несет в себе риск, и большинство предпочитает довольствоваться малым. Но такие постоянные внутренние компромиссы заканчиваются атрофией желаний и какой-либо мотивации для развития. Раневская в своих воспоминаниях об этом очень точно говорила: «В большинстве случаев люди сами себе устраивают проблемы, ведь никто не заставляет их выбирать скучные профессии, жениться не на тех людях или покупать ненужные вещи».

Предприниматель же, наоборот, в течение жизни накапливает опыт рискованных решений, поэтому и в 60, и в 70 лет готов к изменениям, развитию и к обучению. Один мой клиент мне недавно сказал: «Сейчас зарабатывать можно, только если ты продолжаешь учиться. Как только перестаешь учиться — начинаешь стареть, не важно 20 тебе лет или 70». Хотя Жванецкий как-то иронизировал на тему, что «с возрастом желание заработать переходит в желание сэкономить», мне кажется, это не про российских предпринимателей. Я сталкиваюсь с этим ежедневно. Российские клиенты private banking — это не рантье в классическом понимании. Это — авторы, проектировщики и создатели собственных компаний. Они не мыслят шаблонами в собственном бизнесе и не будут готовы воспринимать такое отношение со стороны банка. Если клиентский менеджер зашорен в рамках забитых в его сознание стандартных скриптов, он никогда не станет восприниматься клиентом как личный банкир, как финансовый советник, как партнер. Вне зависимости от возраста — это люди творческие. Например, два года назад мы сопровождали сделку по продаже строительного бизнеса одного клиента. Ему тогда было 83 года, и мы полагали, что полученные средства будут его неким пенсионным фондом с депозитным, облигационным консервативным содержанием. А недавно он пригласил меня на открытие своего завода с новыми линиями оборудования и совершенно другой отраслевой направленности. Поэтому корреляция с возрастом, на мой взгляд, сомнительна. 

Недавно был на праздновании 60-летия у клиента. После очередного тоста с пожеланиями «еще 100 лет жизни» он сказал: «Большое спасибо, но формулируйте корректнее — вопрос не в том, «сколько вы хотите прожить», а в том, «как вы хотите прожить»! 

Это короткое замечание может служить квинтэссенцией вышесказанного. 

Именно отношение к бизнесу как к постоянно изменяемому и улучшаемому продукту собственного творчества лежит в основе самореализации и является одним из важных факторов качественного наполнения жизни состоятельного человека.

Отношение к окружающим

Общий знаменатель в отношениях состоятельных людей с окружающими — это требовательность. Общая черта успешных бизнесменов, предпринимателей и топ-менеджеров крупных компаний — предъявление радикально более высоких требований к себе, чем к другим. Это лидеры, новаторы по своей натуре, и они сами находятся в центре созданной ими системы. На этом фоне семья — неважно, первая вторая или пятая — представляет для состоятельных людей отдельную и особую ценность. Поэтому, рассматривая эту тему с позиции частного банкира, можно сказать, именно здесь находится ключ к наибольшей лояльности клиента. Но при этом именно в плоскости обслуживания семьи находится настоящее «минное» поле для частного банкира. Например, недавно к нам в банк перевел все свои средства крупный клиент, кроме того, он перевел счета всей своей семьи, а также обороты по всем своим компаниям и даже зарплатный проект своих сотрудников. Оказалось, что причина в том, что его бывший персональный менеджер забыла оплатить налог за одну из машин его супруги. В результате ее остановили на паспортном контроле в Шереметьево. В вопросах семьи для клиентов мелочей нет. Потому что это не просто оплата налога за машину — это платеж за машину ЕГО жены, это не просто перевод средств в школу — это за обучение ЕГО сына, не просто покупка страховки — это страховка ЕГО дома, где живет ЕГО семья. 

Дети — это самая трепетная тема для всех людей. Состоятельные люди добавляют к общей повестке любви и внимания еще и вопрос наследования. Один клиент, рассуждая на эту тему при составлении плана и структуры наследования, сказал мне: «Мне хочется дать им необходимые условия и образование для старта. Чтобы они нашли достойное место в экономике XXI века. Большую часть того, что я делаю, я делаю для них. Хотя от своего отца получил в наследство лишь богатую пищу для размышлений. Что тоже в принципе неплохо». 

Я наблюдал разные стили руководства и как следствие отношения к подчиненным. Пожалуй, имеет смысл отметить, что  раньше превалировал подход прямого «администрирования» деятельности подчиненных, когда руководитель воспринимал подчиненного с точки зрения «функции» и занимался исключительно «процессами». Соответственно, и сотрудники редко воспринимали такого руководителя как «безусловного гения», вызывая тем самым ответную реакцию. 

Сейчас больших результатов добиваются лидеры. Это перекликается с тем, что я отмечал, рассуждая об отношениях к деньгам и к бизнесу. Лидерам не нравится эффект колеи и узкое пространство для выбора, они постоянно ищут новые решения старых вопросов и способны увлечь своих сотрудников и партнеров. 

Кстати, отношения с партнерами — очень тонкая тема. Практически каждый предприниматель с этим сталкивался. Мне нравится высказывание Рокфеллера на эту тему: «Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе». Практически все знают, что начинать бизнес с друзьями — это высокий риск их потерять. Но каждый раз люди упорно считают — это точно не может произойти со мной. Что может быть крепче нашей дружбы? И каждый раз ошибаются, увеличивая статистику прописных истин. 

Безусловно, есть редкие исключения из любого правила. И ключевая особенность этих исключений и сохранения дружеских отношений с партнером по бизнесу на долгие годы — прояснение ожиданий и закрепление ответственности в самом начале вплоть до подписания документов, каким бы мелким для нашей ментальности это не казалось. Но ничто так не портит отношения, как обманутые ожидания. Конечно, детализация и документирование всего «на берегу» — это не панацея от возможности испорченных отношений. Это требует определенных усилий с обеих сторон — всегда проще избегать острых углов и надеяться, что все как-нибудь само решиться, чем погрузиться в детали и открыто обсуждать друг с другом возможные последствия того или иного решения и инвестиций. Фраза «я думал» сейчас и «я думал» потом, когда в бизнес уже будут инвестированы деньги, время и силы, имеет совершенно разные весовые категории и последствия.

Так и в отношениях клиента с банкиром — нет ничего хуже обманутых ожиданий: все мои менеджеры четко знают, что только проясненные ожидания могут стать основой долгосрочных отношений с клиентом. 

В бизнесе все правила определены и зоны ответственности поделены изначально. Поэтому и почва для возникновения дружеских отношений уже есть. 

Справедливости ради нужно отметить, что из-за очевидности конфликтов с партнерами, перестающими быть друзьями, многие относятся к этому философски. На днях один из клиентов, комментируя свое расхождение с многолетним партнером и теперь уже бывшим товарищем, сказал: «Даже в команде у Иисуса Христа, которую он сам же и набирал, один ему не поверил, другой от него отрекся, а третий вообще предал. Чего же ты хочешь от меня»? 

В нашем обществе понимание ответственности очень размыто. Более того, подавляющее большинство людей воспринимают ответственность как наказание за что-то. То есть в обычном понимании ответственность возникает только тогда, когда что-то пошло не так. Отсюда и штампы — «под вашу ответственность», «привлечь к уголовной ответственности», и так далее. Бизнесмены и предприниматели ставят задачу под другим углом — не в контексте ответственности за отсутствие результата, а в понимании ответственности за его достижение. На базе ответственности формируются главные качества бизнесмена. Можно сказать, что ответственность — это своего рода цена, которую предприниматель или топ-менеджер платит за свою успешность и состоятельность. 

В заключении хочу сказать, что данный материал основан на личных наблюдениях автора и не претендует на лавры глубокого психологического анализа, а носит скорее описательный и повествовательный характер. Отдельно хочу отметить, что за время написания данной колонки ни один состоятельный человек не пострадал.

Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы:

Малый бизнес

Планирование

Долги и кредиты

Тайм-менеджмент

Сбережения

Инвестирование

Интересно знать


В избранное