Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Китай: дорога в никуда?". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru
Китай: дорога в никуда?
Автор статьи: take-profit.org
Избыточные инвестиции в Китае нагоняют на рынки страх и заставляют задуматься о том, не пора ли нажать на тормоза. Для Китая - страны с ужасающими дорожными пробками - самый длинный в мире мост, перекинутый по морю, это большой плюс, по крайней мере с одной стороны: на нем нет пробок. Проблема только в том, что и машин на нем тоже почти нет. Мост, открывшийся для движения год назад в восточном порту города Циндао, перекинулся изящной аркой через залив, от шумного центра прямо к фермерским угодьям, вдали
от домов и офисов, которые он призван обслуживать.
Шесть полос протяженностью 42.5 км. - достаточно, чтобы охватить Английский пролив, заставляют задуматься вот о чем: неужели Китай, в свойственной ему показной манере, достиг экономического состояния «мост в никуда»? То, что вторая по величине экономика в мире тратит деньги на бесполезные инвестиции - противоречивое утверждение. Многие чиновники и инвесторы убеждены, что стране нужно серьезно наращивать свои капитальные активы - дороги, аэропорты, заводы и квартирные дома - чтобы догнать развитые страны.
Сейчас пора поставить под сомнение эту оптимистичную точку зрения. И дело не в том, что у Китая кончились хорошие инвестиционные возможности, скорее, он уже просто погряз в плохих, особенно в секторе недвижимости, поэтому теперь ему придется расплачиваться за свои ошибки экономическим спадом.
«Конечно, можно бежать впереди паровоза и вкладывать деньги в никому не нужные инвестиции. Вот уже девять лет подряд их объем превышает 40% от ВВП, ни одна другая страна не может сравниться с Китаем в этом отношении», - отметил Ник Ларди из Петерсонского института международной экономики. «Развернуть эту махину становится сложнее с каждым днем». А правительство, между тем, именно это и пытается сделать - избавиться от излишков, накопленных за последние десять лет стремительных и бездумных инвестиций.
Результаты их усилий стали очевидны на прошлой неделе, когда было объявлено о том, что экономический рост в первом полугодии замедлился до 7.6% - это самый низкий показатель с начала 2009 года. Внутренняя политика вставляет палки в колеса. Активность в строительном секторе падает, поскольку Пекин жмет на тормоза. Многие аналитики полагают, что это правильно. Для вялой мировой экономики охлаждение в Китае, может быть, и не так хорошо, но другой вариант развития событий еще хуже. Если сейчас не начать постепенно
снижать темпы роста, страну неминуемо ждет большой крах, поскольку с годами провальные инвестиции будут нарастать.
«Мы находимся на критической стадии. Нужно сбалансировать краткосрочные и долгосрочные перспективы роста. Иными словами, мы не можем думать только о сегодняшнем охлаждении», - заявил Пенг Вэньшень, старший экономист инвестиционного банка China International Capital Corp. И все же, даже при таком незначительном замедлении - как ни крути, 7.6% в год - это намного выше, чем в любой развитой экономике - Китай ощущает боль утраты. Строительные компании скопили убытки, фондовый рынок падает, местные правительства,
полагающиеся на продажу земли, как на источник доходов, чувствуют дефицит наличных средств.
Застройщики и местные власти протестуют. Пекин пока сохраняет олимпийское спокойствие. Вэнь Цзябао, китайский премьер, еще в 2007 году заявил о том, что экономика ступает по опасному, ненадежному и болотистому пути, не имея возможности и опыта сохранять равновесие. Однако тогда он ограничился лишь словами. Тогда была программа стимулирования на сумму 627 млрд. долларов. «Мы не будем повторять старые привычки», - утверждают при этом в китайском издании Xinhua.
Между тем, ужесточению есть предел. Высшее руководство страны и думать не хочет о резком спаде, который может привести к всплеску безработицы и, возможно, социальным волнениям. В этом году они особенно полны решимости, потому что перед ними стоит задача обеспечить успешную передачу власти - событие, которое происходит раз в десять лет. Таким образом, за последние два месяца на фоне экономической слабости Пекин осторожно перешел к действиям, ориентированным на поддержание роста.
Центробанк дважды понизил ставки, побуждая банки выдавать больше кредитов, особенно, малому бизнесу. Правительство ввело субсидии, чтобы потребители больше тратили. Аналитики полагают, что такой переход требует особой осторожности. Если правительство переборщит со стимулами, инвестиции снова начнут расти, заполняя страну пустующими высотками, безлюдными производственными помещениями и мостами в никуда. Восстановление в этом году может стоит Китаю очень дорого. «Худший сценарий - это аккомодационная монетарная
политика на фоне послабления контроля в секторе недвижимости», - считает Пэнг. «Одна ошибка, и экономика еще больше потеряет равновесие, станет еще менее сбалансированной».
Чжухай, город к югу от Макао, продолжил список городов, не желающих мириться со спадом в жилищном секторе. На выходных прошли слухи о том, что город ослабит жесткие правительственные меры, направленные на охлаждение рынка - запрет на покупку более одного дома. Чжухай быстро поставили на место, как другие китайские города, попытавшиеся применить такую тактику. Он отказался от своего плана. Власти многих удивили своим настойчивым стремлением сдержать рост в секторе строительства недвижимости, однако, есть
основания полагать, что они не отказались от своей страсти к инвестициям. Комментарии Вэня на прошлой неделе показательны в этом плане. Выражая свою озабоченность снижением темпов роста, он приказал правительству бросить все силы на помощь экономике во втором полугодии.
«Политики, направленные на стабилизацию роста, включают стимулирование потребление и диверсификацию экспорта, но сейчас наша основная задача - обеспечить должный уровень роста инвестиций», - заявил он. Эти слова доказывают, что Пекин готов в очередной раз подпалить инвестиционный порох, одобрить крупные капвложения, в первую очередь, в инфраструктуру, и использовать государственные банки, как источники финансирования. Вэнь настаивает, что правительство не изменит свои требования к контролю в секторе недвижимости.
Однако маловероятно, что кроме этого будут и другие меры, направленные на «обеспечение высокого качества жизни для людей».
Правительство постоянно говорит о своих намерениях сократить темпы инвестиционного роста, стимулировать потребление, сделать экономику более устойчивой. На практике же, с 1990 года инвестиции выросли с 32% от ВВП до 49% в прошлом году - это рекордный максимум. В 1970-х, в период расцвета, Япония едва достигла отметки 40%. «Так получается, что, всякий раз, когда возникает потребность в стимулах, инвестиционные инструменты кажутся самыми простыми и доступными», - подчеркивает Луис Куц, бывший экономист Всемирного
банка в Пекине. «Такие модели поведения очень инертны, поэтому изменить их можно только при помощи смелых реформ. Да, кое-что уже сделано в этом направлении, но главные реформы еще впереди».
С одной стороны, совершенно очевидно, что Китаю по-прежнему нужно как можно больше инвестиций. Размер основного капитала на одного работающего китайца не превышает 8% от аналогичного показателя в США, таким образом, стране еще есть куда расти в этом отношении. Это очевидно для всех, кто хоть раз побывал в одном из разросшихся городов Китая от Шеньяна на севере до Гуначжоу на юге, с забитыми до отказа дорогами и подземками. Однако стремление догнать и передать заводит китайцев куда-то не туда.
Предполагается, что основной капитал будет постепенно выравниваться, подбираясь к уровням развитых стран, но произойдет это не в один день, уйдут десятилетия. Почти две трети основного капитала создано после 2003 года. Проще говоря, Китай построил слишком много и слишком быстро. Но вернемся к Циндао, руководство в частной беседе признает, что самый большой в мире мост стал самой большой в мире ошибкой. Это идея местного партийного лидера, который впоследствии был уволен за коррупцию, мост связывает пригородные
районы с центром, из которых также можно добраться до города по туннелю, который проходит под водой, по нескольким паромным маршрутам и по автостраде вдоль кромки воды. Мост рассчитан на пропускную способность в 30 тыс. автомобилей в день, однако, по данным строительной компании, больше 10 тыс. там не бывает.
Есть и положительные моменты, в частности, некоторые чиновники готовы обсуждать эти вопросы - открыто, в меру своих способностей. Так, Го Шуцин, глава китайского Комитета по контролю над ценными бумагами, считается одним из ведущих реформаторов; выступая в прошлом месяце на конференции финансистов, он озвучил проблему, называя вещи своими именами. «Инфраструктура всегда была нашим узким местом, но теперь мы кинулись в другую крайность, наблюдается очевидная избыточность, многие дороги и железнодорожные
ветки просто пустуют», - отметил он. Больше всего выброшенных на ветер денег в секторе недвижимости с его дешевыми проектами с претензией на оригинальность даже в дорогих прибрежных районах.
«Уже через шесть-семь лет дома требуют капитального ремонта». И он не одинок. В этом году высшее политическое руководство постоянно твердит о необходимости менять фундамент в основе модели роста. «Реформы должны быть необратимыми, иначе нас ждет только тупик», - заявил г-н Вэнь в феврале. За его словами последовала серия реформ в рамках программы по отучению Китая от инвестиционной зависимости. Главной причиной избыточных инвестиций был дешевый капитал, поэтому центральный банк начал исправлять ситуацию,
повышая влияние рыночных сил на процентные ставки и валютный курс. В то же время, регуляторы пытаются направить финансирование в более продуктивное русло, поэтому они побуждают банки выдавать больше кредитов малому бизнесу и меньше - государственным предприятиям. Удалось добиться некоторых успехов и в изменениях фискальной системы, сделав местное правительство менее зависимым от продажи земли и, следовательно, менее заинтересованных в новых инвестиционных проектах.
Реформы запускаются всего за несколько месяцев до того, как президентом должен стать Си Цзиньпин, это значит, что новое поколение китайских лидеров поддерживает необходимость перемен. И все же, эти реформы скорее похожи на несколько мелких косметических штрихов, а не на капитальный ремонт. И нынешние лидеры, и их преемники боятся всего радикального - если система работает, зачем в нее лезть?»Люди надеются, что новые лидеры вплотную займутся реформами. Но они могут обмануться.
Экономика становится более зрелой, а, значит, реформировать ее с каждым днем все сложнее», - утверждает Бен Симпфендорфер, основатель консалтинговой компании Silk Road Associates с главным офисом в Гонконге. Один из советников при кабинете министров отмечает,что, по крайней мере в одном направлении, удалось добиться успеха. Пять лет назад сложно было убедить чиновников, что избыточные инвестиции - это реальная проблема. «Теперь они все с этим согласны. Но вот необходимость в реформах - это уже другой вопрос»,
- отметил он.
Экономика сбавляет темпы роста, а Вэнь все чаще говорит о потребности в новых инвестициях, а структурные реформы вновь уходят на второй план. Китай рискует снова наступить на старые грабли - те, которые еще несколько месяцев назад считали тупиком. Сложно устоять перед искушением прибавить экономике скорости в краткосрочной перспективе, игнорируя проблемы, которые могут возникнуть у нее в будущем.
Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: