Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Горящие на работе". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru
Горящие на работе
Автор статьи: Юлия Анташева, JOB.RU
"Опять на работу!"… "Нормальной жизни - четыре недели отпуска"… "Главное проклятие людей - это работа"… "На что я трачу свою жизнь?"… Если такие мысли всё чаще стали приходить вам в голову, если любимая некогда работа всё чаще ассоциируется с кандальным звоном и унылой песней бредущих каторжан - будьте внимательны. Вполне возможно, вы стали жертвой популярного ныне синдрома "профессионального выгорания".
Пожар! Горим!
Что же это за напасть такая? По словам психолога Елены Виноградовой, "профессиональное выгорание - это состояние сильного эмоционального и умственного истощения, возникающее в результате длительного воздействия стресса. Выгоранию особенно подвержены специалисты, чья профессия связана с общением с людьми. Это руководители, педагоги, врачи, психологи, продавцы. Работа с людьми редко бывает предсказуемой, она требует неравнодушного отношения, то есть постоянных энергетических и душевных затрат. И когда
энергия долгое время не возвращается к человеку в виде плодов его труда, наступает эмоциональное истощение".
Основные симптомы профессионального выгорания - апатия, раздражительность, чувство безысходности, физическая усталость, иногда даже "уход в болезнь", то есть переход эмоциональной усталости в соматические симптомы. "На начальной стадии профессионального выгорания у человека появляется негативное отношение к работе, нежелание выполнять свои привычные обязанности, его начинают раздражать коллеги и клиенты", - говорит Виноградова.
Если вовремя не принять меры, то сформируется уже негативное восприятие себя как профессионала, снизится самооценка. И, наконец, появится полное равнодушие ко всему, станет уже всё равно, какими будут результаты работы, что произойдёт, кто от этого пострадает. То, что было раньше важно и придавало смысл деятельности, обесценится. В результате, по словам Елены, у человека остаётся одно желание: "Хоть бы забиться куда-нибудь в тихое место, чтобы меня никто не трогал".
В зоне риска
Кто же сильнее всех рискует "сгореть на работе"? Об этом на семинаре "Психоэмоциональные нагрузки и профилактика профессионального выгорания", прошедшем в рамках III городской выставки "Охрана труда в Москве - 2012", рассказала доцент кафедры Промышленной экологии и охраны труда Московского государственного университета технологий и управления им. Разумовского (МГУТУ), психолог Анна Рыднова. По её словам, существует несколько факторов риска.
1. Возраст. Особенно опасны периоды возрастных кризисов. Первый - в 23-25 лет - это кризис профессионального самоопределения. Второй - около 30 лет - кризис смысла жизни. Третий - ближе к 40 годам - кризис среднего возраста. Граждане после 45 лет также очень уязвимы к профессиональному выгоранию - этому способствует высокий риск потери работы и сложности в поиске новой.
2. Гендерная принадлежность. По статистике, профессиональному выгоранию больше подвержены женщины, которых угнетает необходимость совмещать семью и работу.
3. Особенности характера. Выгорание наиболее вероятно для интровертов, пессимистов, людей с заниженной самооценкой, перфекционистов и эмоционально-сдержанных граждан.
4. Избыточная квалификация. Те, кто давно перерос свои должностные обязанности, кто выполняет работу без малейшего напряжения, автоматически - постепенно теряют к ней интерес. Если они не начнут осваивать новые обязанности или не сменят работу - выгорание не заставит себя ждать.
5. Слабая мотивация. Если нет никакого личного интереса, работа не вызывает никаких положительных эмоций, постепенно наступает безразличие, равнодушие и душевная чёрствость - главные признаки профессионального выгорания.
6. Стремление любой ценой избежать конфликтов. Соглашательство и отстранённость помогают избежать конфликтов с коллегами и клиентами, но при этом отрицательные эмоции накапливаются, вызывая конфликт внутренний.
7. Работа со сложными людьми. При общении с капризными, излишне требовательными, скандальными клиентами или коллегами, которые периодически "доводят до ручки", включается защитный механизм экономии эмоциональных ресурсов. Человек заранее отстраняется от такого клиента или коллеги. Эта отстранённость постепенно входит в привычку, перерастая в равнодушие.
По словам Елены Виноградовой, также в зоне риска "находятся люди, склонные брать на себя чужую ответственность, стремящиеся опекать других, не умеющие говорить "нет". Поэтому специалистам, для которых характерны такие черты, очень важно научиться вовремя замечать у себя эти тенденции и не позволять коллегам или клиентам садиться себе на шею". Также способствуют эмоциональному выгоранию внутриличностные конфликты, и если их не получается решить самостоятельно, то можно и нужно воспользоваться
помощью психолога, считает эксперт.
Тушим пожар
Намного проще предупредить профессиональное выгорание, чем потом выходить из него. По мнению Виноградовой, "в первую очередь важно научиться замечать первые признаки эмоционального истощения и вовремя давать себе возможность отдохнуть: позволять себе в выходные отвлекаться от работы, по возможности брать отпуск, чаще бывать на свежем воздухе, соблюдать режим дня, высыпаться".
Эффективные методы профилактики профессионального выгорания перечислила доцент кафедры Промышленной экологии и охраны труда МГУТУ им. Разумовского, психолог Инна Поспелова.
1. Тайм-ауты. Для того, чтобы отвлечься от работы хороши любые методы: моцион после работы, поездка за город на выходные, короткий отпуск. Даже выход из офиса в обеденный перерыв и прогулка пешком до ближайшего кафе внесёт необходимое разнообразие в рабочие будни.
2. Аутотренинг и другие психологические практики. Освоить их можно как самостоятельно, так и с помощью психолога.
3. Профессиональное развитие и самосовершенствование. Учите языки, ходите на тренинги, курсы повышения квалификации, занимайтесь по самоучителю. Новые знания пригодятся в карьере и избавят от эмоционального и интеллектуального застоя.
4. Уход от ненужной конкуренции и перфекционизма. Стремление быть лучше всех - путь в никуда. Всегда найдётся кто-то успешнее, лучше, умнее или богаче.
5. Положительное эмоциональное общение. Родные и друзья не только поддерживают в трудную минуту, но и помогают нам создать собственную "копилку" светлых воспоминаний, которые помогут тогда, когда никого из близких нет рядом.
6. Хобби. Нельзя жить только обязанностями. Должно быть что-то для души, занятие, помогающее отвлечься от повседневности. Чем больше у вас таких занятий - тем лучше.
Очень важно своевременно давать выход негативным эмоциям и ни в коем случае не копить их в себе, уверен профессор кафедры "Прикладной психологии" МГУТУ Александр МОРОЗОВ. "Иначе котел взорвётся - и начнётся психосоматика: язва, инфаркт, инсульт". На физиологическом уровне это выглядит так: стресс вызывает резкое повышение адреналина. Его надо непременно выплеснуть. Как? Морозов уверен - лучший способ придумали женщины. Способ этот прост: нужно хорошенько поплакать. Со слезами выводится
избыток адреналина - именно для этого они и придуманы. "Об эффективности такого метода свидетельствуют исследования американских учёных, которые установили, что из общей разницы в продолжительности жизни мужчин и женщин 5 лет представители сильного пола теряют именно на том, что не плачут", - рассказал Морозов. В тех культурах, где нет негласного запрета на мужские слезы, разница в продолжительности жизни меньше.
Ещё один хороший антистресс, по словам Морозова, - баня. Особенно русская парилка с веником. Она помогает вывести лишний адреналин, расслабиться и успокоиться.
И, наконец, профессор рассказал о зарубежном опыте в деле борьбы со стрессом. Например, китайцы регулярно в течение рабочего дня всем офисом выходят на улицу и делают зарядку. "Минимум времени, колоссальный эффект", - уверен Морозов. Тут и смена обстановки, и физическая активность, и свежий воздух.
Ноу-хау японцев, известно всему миру. Хотя сами они считают его великой тайной. В каждой солидной компании имеется специальный зал с манекенами руководства. Получил нагоняй - зашёл в зал и от души отлупил "обидчика". Можно кулаками, можно палкой, а можно и плёткой - как душа пожелает. При такой бурной физической активности лишний адреналин сжигается. В итоге - меньше больничных, меньше текучка кадров, выше лояльность персонала. Впрочем, российские начальники на такое надругательство над своими
священными особами вряд ли пойдут. Или установят в зале видеокамеру. Так что пока ограничимся гимнастикой!
Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: