Новый день с FinancialFamily! 6 октября
Приветствуем Вас на страницах рассылки "Новый день с FinancialFamily!" и сегодня мы начинаем этот день с увлекательной и полезной статьи под названием "Время, вперед!". Вы можете также прочесть множество другой интересной и важной информации по адресу: http://www.financialfamily.ru Время, вперед! Автор статьи: www.improvement.ru, интервью с Г. Архангельским Время — категория исчислимая. Но его нельзя складывать или приумножать: время только отнимается и разменивается. Как песок сквозь пальцы, оно проходит сквозь нас, унося в вечность плоды наших трудов и упущенные возможности. О времени как ресурсе, как измерении и как о поле возможностей мы беседуем с Глебом Архангельским, основателем сообщества людей, умеющих ценить свое время, активным популяризатором одной из перспективных техник самоорганизации — time-management’а. Как ты тратишь время — так ты тратишь и свою жизнь — Глеб, почему одни люди умеют организовывать свое время, а у других ничего не получается? — Кому-то, наверное, от природы немножко больше дано. Есть различные психологические теории на эту тему: существует структурированный тип личности, спонтанный тип личности и так далее. Я не могу объяснить, где генетические причины неорганизованности, а где социальные (то есть много зависит и от того, в каком обществе человек рос и воспитывался). Для меня скорее интересен другой вопрос: как помочь человеку реализовать в работе со временем те природные склонности, которые у него были (либо восполнить те,
которых у него не было), и использовать те образовательные навыки, которые он получил (либо наверстать то, чего он не получил). Как научить его обращаться со временем правильно независимо от того, был ли у него подходящий опыт, правильное образование, воспитание, располагающая к этому генетика? Почему для меня это важно? — Поскольку все-таки некоторые из нас неорганизованны… — Я бы сказал: многие из нас неорганизованны. — …многие неорганизованны, то почему происходит разделение? Ведь талант действительно дается. В какой момент мы упускаем из виду этот фактор? И, с другой стороны, что препятствует развитию умения ценить время, чувствовать время и развиваться, собственно, в том направлении, в котором хочется? — Во-первых, налицо, русское самозомбирование на тему нашей неорганизованности. Лет восемь назад мы начинали продвигать тайм-менеджмент в России. Собственно, даже не продвигать, а напоминать об этой теме. У меня в коллекции первый ежедневник 1851-го года издания (коллекция ежедневников у меня достаточно большая). Тема была вполне известная, люди этим пользовались, и никого не удивляло, что в начале ХХ века существовали ежедневник бухгалтера или ежедневник петербургского интеллигента, где были расписаны
всякие выставки, театры и прочее — у меня есть такие. Надо отметить, что за последние восемь лет отношение к пресловутой «русской неорганизованности» немножко изменилось. Восемь лет назад, когда я говорил в телеэфирах, что нужно «управлять временем», ведущие сразу кричали: «Каак?! Но русский человек не может!!!». А сейчас бывают обратные ситуации. Говорю о том, что можно планировать более гибко, важно не зацикливаться, а в ответ слышу: «Как?!! Но ведь нужно же планировать!» То есть некий сдвиг я наблюдаю. А это не может не радовать. Базовые навыки Вторая вещь, которая мешает человеку быть организованным, — это то, что у нас, к сожалению, совершенно нет культуры обучения навыкам распоряжения собственным временем. В советское время был комсомол, по инициативе которого издавались книжки по технике личной работы, по организации. Из комсомола действительно выходили хорошие потенциальные администраторы с управленческими и организационными задатками, навыками и качествами. В Штатах дети, начиная буквально с младших классов школы, мыслят в формах проектов и планов. Например, организуется школьное мероприятие — уже появляются цели, планы, сроки, и люди привыкают к тому, что действительно можно организовывать, управлять реальностью, а не плыть по течению. У нас подобной традиции нет. Однако сейчас мы пытаемся перенести в вузы свои наработки в области тайм-менеджмента, сделанные в бизнес-среде (полтора года назад в Финансово-промышленной академии открыли кафедру тайм-менеджмента). Буквально месяц назад вышел вузовский учебник по тайм-менеджменту. Я даю достаточно много мастер-классов в различных вузах: в ГУ-ВШЭ, МГУ, в Школе бизнеса, МГИМО, Академии народного хозяйства. Но это, скажем так, наша стихийная деятельность. Да, мы прививаем культуру тайм-менеджмента и в студенческих группах, и в программах МВА, проводим тематические мастер-классы, но официально в образовательных стандартах и в культуре по-прежнему ничего нет: людям дают огромное количество профессиональных навыков, но не учат методам организации. Хотя позитивные подвижки есть. Например, компания «Базовый элемент», занявшись такой стратегической отраслью, как атомная энергетика, взяла «под свое крыло» кафедры и факультеты, занимающиеся подготовкой таких специалистов. В связи с этим нашей кафедре тайм-менеджмента заказали разработку курса и учебника, который содержал бы материал, касающийся именно организационных навыков планирования времени, переговоров, презентаций. Они осознали проблему: людей очень хорошо учат профессиональным вещам - физике, математике, атомной энергетике, чему-то еще, - но их совершенно не учат тому, что они будут делать непрерывно, если захотят быть успешными в бизнесе: общаться, вести переговоры, планировать, ставить цели. Так что первые ласточки, предвестники внедрения культуры организации времени в образовательный процесс у нас уже есть. Думаю, лет 10-15 - и эти курсы станут достаточно признанными, общеизвестными и даже привычными. Обратная сторона циферблата — Продолжим тему особенностей национального отношения ко времени. Естественно, попадая в другую культурную среду, мы замечаем, что, например, некоторые успевают выполнить работу к сроку, но делают это, скажем так, не спеша. Немцы же, наоборот, славятся своей дисциплинированностью, точностью, скрупулезностью, педантичностью, более тщательным отношением к деталям. — А киприоты вообще никогда не напрягаются. — Как бы Вы охарактеризовали российскую манеру обращаться со временем — исторически сложившуюся традиционную и современную? — Сейчас можно наблюдать очень большое разнообразие подходов людей к категории «время». И различия уже в большей степени зависят они не от страны, а от организации. Есть культуры и организации очень структурированные, эффективные, очень планомерные. Есть культуры авральные, есть откровенно рыхлые, особенно в старых учреждениях, которые не обновились и остались в советских традициях. Если говорить о национальном архетипе в связи со временем, я бы сказал, что мы, русские, — конечно, авральщики. То есть совершить
героический подвиг всей страной — это хлебом не корми, только когда уже приперло и иначе невозможно. Но надо понимать и свою слабость: мы очень плохо способны к регулярным вещам, рутинным и скучным. Самое сложное — это делать скучное, то, что надо делать. И в этом надо себя подтягивать. Надо этому учиться, читать жизнеописания великих людей. Чайковский писал: «Каждый день, жарко ли мне или холодно, болею ли я или здоров, но я шесть часов пишу музыку». Насколько я помню, у него было строго определенное время дня для работы. Гоголь писал: «Если мне не пишется, я сажусь и пишу 40 раз: мне сегодня не пишется». Приучение себя к рутинной работе — это очень скучно при нашем российском темпераменте, но без этого мы не станем успешными. Родные цели — А как мотивировать себя на ежедневную рутину? — Есть мировоззренческий пласт этого вопроса, есть технический. Техник существует много, а мировоззренческая суть вопроса в следующем. В тайм-менеджменте есть такое понятие — родные цели и цели навязанные. Родные цели — это то, что соответствует жизненным ценностям человека, устремлениям его личности — в христианских терминах, наверное, призванию. Делаешь ли ты то, к чему призван, или нет? И если то, чем ты занимаешься ежедневно, не соответствует родным для тебя целям, то мотивации взяться, в общем, неоткуда. — Где та золотая середина, когда человек может повысить эффективность своей деятельности, не превращаясь в запрограммированного робота? — Я, знаете ли, люблю сравнивать тайм-менеджмент со здоровым образом жизни. В принципе понятно, что полезно и логично: бассейн, спортзал, прогулка, пробежка, диета, разумный режим жизни. Можно ли этим себя перемучить, испортить себе здоровье и даже психику? Да, вполне. Есть люди, которые так зациклены на диете или фитнесе, что кроме этого ни о чем не могут говорить. Есть люди, которые перетренировались, подорвали здоровье. Да, это возможно, никуда от этого не денешься. Можно ли, не занимаясь фитнесом, жить
в свое удовольствие, стать толстым, жирным, больным и умереть в 40 лет от инфаркта? Да, можно. Личное время — Чем для Вас является время? — Для меня время — это некая стихия. Оно разное, как море. Оно может быть спокойным, может быть бурным. Я могу физически ощущать время как напряженное. Например, на прошлой неделе все болели, клиенты какие-то гадости говорили, ничего не складывалось, на кухне всё на пол падало, разливалось, разбивалось. Такое время надо просто перетерпеть, пережить. — Вы сейчас так красиво описывали, что я сразу вспомнил, что, например, у обитателей Крайнего Севера определений снега гораздо больше, чем у жителей средней полосы. — Да, то же самое для времени. — А сколько категорий времени выделяете Вы? — Я Вам уже штук восемь сейчас назвал. У меня в ранней юности были литургические штудии: я пытался выявить в различных богослужебных последованиях некую систему. Почему Типикон предписывает тогда — это, а тогда — то? Это было любопытно. Я провел довольно большое исследование; появилось понятие неких сюжетных линий, которые условно можно сопоставить с гласами. Например, второй глас — с таким оттенком, акцентом, шестой — немножко с другим, восьмой — с каким-то еще. И в музыке, и в текстах, и в том, в каком празднике какой глас появляется, это видно. Наверное, можно выделить много таких оттенков. Время радости, время грусти, время действия, время бездействия, время созерцания, время каких-то разных настроений. Главное — успеть! — Есть ли предел совершенству в тайм-менеджменте? — Давайте начнем с определения того, что такое тайм-менеджмент. Я определю так: тайм-менеджмент — это как потратить время на главное. Не то, как вести ежедневник, как пользоваться OutLook’ом, как распорядок дня составлять, а именно — как потратить время на главное. Причем как в аспекте всей жизни нужно понять, что для тебя главное, а что второстепенное, так и в плане чисто техническом: как спланировать день, как сделать так, чтобы в нем нашлось время на главное, а второстепенное, может быть, осталось бы
за кадром. И в этом смысле предела совершенству, конечно, нет. Time-management для детского сада — Жизнь стремительна и непредсказуема. Организовывая свой рабочий день жестко, вообще строя жестко свою жизнь, мы, естественно, жертвуем какими-то случайностями, экспромтами, в которых заключено много значимых для нас возможностей. Допустим ли компромисс со временем? Как учесть непредсказуемость обстоятельств этого мира? — Есть такой стереотип — убеждение, что организовывать время — значит планировать его жестко. Многие у нас на тренингах говорят: «Я пытался, я планировал день по минутам». И никто не знает, потому что в школе этому не учили, что планировать и составлять распорядок — это две большие разницы. Например, если не рассматривать длинные периоды, а только день, действует очень простой принцип: должно быть расписано не более 60% рабочего дня. — В больнице. — Наверное, и в больнице. То есть в очень специфических организациях, у которых очень специфические задачи. Поэтому для монастыря и можно расписать, как в Типиконе: полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой, девятый, вечерня и т.д. То же самое в пионерском лагере. В деятельности, не связанной с функционированием жестких закрытых организаций, неприменим настолько формализованный график. Могут быть какие-то элементы распорядка. Например, каждый понедельник в 11 планерка. И третье: надо доводить дела до конца. Как раз та самая мотивация: взял приоритетное дело — будь любезен его доделать. Это, собственно, и есть тайм-менеджмент. Тут ни слова о том, надо ли эти дела жестко привязывать ко времени. Это вопрос технический. Если у вас встреча — понятно. Вот тебе, бабушка, и time-sheet… — Каково Ваше отношение к таймшиту как к инструменту и к практике его применения? — Мы говорили о планировании, сейчас поговорим об учете. Есть понятие «самохронометраж». Я хочу больше успевать, и я решил прохронометрировать свое время. Это очень полезная техника. Она довольно жесткая, тяжелая в исполнении. Надо действительно записывать в течение дня, что ты делаешь; это минут 10–15 потребует, разбитых на короткие моменты, когда ты останавливаешься. Время свободного человека — Есть ли в жизни зона, которая абсолютно свободна от планирования времени? — Как установите, так и будет. Я бы вообще жестко не разделял, где есть планирование, а где его нет. Вот простой пример. Можно раз в неделю ходить на Литургию. Это совершенно жестко определенное время, понятное, известное. Оно отличается, может быть, в какой-то праздник: не утром, а ночью. Что внутри этого времени происходит — это какие-то абсолютно нелинейные вещи, там планирование неприложимо. Также Вы можете прямо сейчас продолжить чтение увлекательной и полезной информации на следующие темы: |
В избранное | ||