Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Недвижимость в Болгарии. Необходимость или баловство? Куда ведут болгарские дороги?


В советском фильме «Как царь Петр арапа женил» прозвучала харизматическая фраза: «Мы же культурные люди, в 18 веке живем». Культура, в частности, проявляется в свободе передвижения. Что касается личного автотранспорта, то здесь в России, особенно в крупных городах, все нормально, но дороги, страшно даже подумать. Мало того, что протяженности их у нас не хватает по меньшей мере раза в два, даже только «удовлетворительному» качеству магистральных дорог соответствует менее трети этих самых дорог, а о районных не будем даже говорить. И проблема заключается не столько в том, что выделяется мало средств для строительства и поддержания дорог (в 2009 г. в РФ на эти цели было выделено 1,5% ВВП, в Китае – 3,5%), хотя это тоже важно, а в том, что подавляющая часть этих денег разворовывается и разворовывается все больше и больше, что, к сожалению, естественно.

Не будем сравнивать себя с развитыми странами, такими как Германия, Финляндия или КНР. Для нас даже Португалия предел мечтаний в экономическом развитии. Возьмем самую «недоразвитую» страну Евросоюза, Болгарию. В России затраты на ежегодное поддержание одного км автомобильных дорог стоят до 40 тыс. евро, а в Болгарии эта цифра не достигает и 8 тыс. А ведь условия строительства и поддержания дорог в Болгарии сложнее, чем в России, так как она полностью горная страна со всеми вытекающими последствиями. Трудно представить, что из себя представляла бы дорожная сеть России, если бы на месте европейских и сибирских равнин мы имели бы пересеченную местность хотя бы предгорий Кавказа. Я думаю, дорог у нас вообще бы не было, а чиновничьи мигалки устанавливались бы на самолеты, как на единственное средство передвижения.

Но не в этом дело. Как говорил один немецкий философ: «Цель ничто – движение все», важно, какие процессы идут в системе. Эта зима в Болгарии выдалась экстремальной, снега было в два раза больше нормы и, более того, месячный объем выпадал за один-два дня. Но несмотря на это магистрали закрывались всего лишь несколько раз на несколько часов и то в основном ночью. 29 автодорожных фирм, с которыми государство заключило договора по обслуживанию дорог во всей регионах страны, справились с задачей неплохо. Но все равно часть из них была оштрафована за поддержания транспортного полотна на ненадлежащем уровне на 400 тыс. евро. Причем все эти средства вновь попали в автодорожный фонд и будут дополнительно направлены на ремонтные работы в более благоприятный климатический период. То есть чиновники занимаются своей прямой обязанностью - контролем качества выполненных работ, а не сбором взяток.

Что более важно, в марте этого года министерство транспорта республики договорилось с 28 фирмами о снижении тарифов на 10% на содержание дорог в надлежащем состоянии. И это при том, что горюче-смазочные материалы и битум, материал для ремонта полотна, выросли за год почти на 23%. Но рост цен на них учитывался, как говорила министр регионального развития Лилиана Павлова, при обосновании предложений по снижению тарифов. Только одно предприятие отказалось пересматривать условия работы и тем самым летом будет заменено другим.

О чем все это говорит? Государственная структура Болгарии настроена не на получение все возрастающих «откатов», а в нормальном функционировании (при таких ценах и контроле взятки невозможны в принципе). И это сказывается на состоянии автотранспортной сети государства. В начале 2012 г. даже чиновники Брюсселя отметили существенный прогресс в деле дорожного строительства и пообещали сразу же премию в виде дополнительных ассигнований. Так что в противоположность российским дорогам, которые разрушаются все больше и больше, болгарские становятся все более похожими на европейские. А с увеличением европейских инвестиций в эту сферу они очень скоро мало чем будут отличимы от испанских или голландских. И именно по этим дорогам Вы будете ездить, если приобретете дом или квартиру в Болгарии.


В избранное