Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Как собирать долги

  Все выпуски  

Как собирать долги


Еще пару лет назад рынок кредитования физических лиц в России переживал настоящий бум. Кредитовали всё: мобильные телефоны, бытовую технику, компьютеры, мебель, автомобили, туристические поездки, лечение зубов, обучение, квартиры….

Первые потребительские кредиты в России стал выдавать  «Промбизнесбанк» на покупку автотранспорта еще до августовского кризиса 1998 года. Потихоньку  на этом поприще «подтянулись» и другие банки. Однако кризис 1998 года стал настоящим стихийным бедствием. Так, например, Сбербанк, обнаружив, что далеко не все заемщики возвращают потребительские ссуды, начал потихоньку сворачивать свою кредитную программу.

К 1999–2000 годам ситуация несколько стабилизировалась. Именно в это время на этом рынке появились «новые игроки» и стали складываться свои правила, которые казалось, упорядочили стихийное развитие рынка и снизили риски невозвратов. Но финансовый кризис, окончательно подкосил рынок потребительского кредитования и резко обнажил проблему некачественных кредитов.

Все дело в том, что, увеличивая рекордными темпами свои кредитные портфели, банкиры далеко не всегда с той же скоростью улучшали качество работы с проблемными ссудами и добирали сотрудников в управления и службы безопасности. Естественно, экономия на этом направлении должна была обязательно привести к ухудшению качества возврата проблемных долгов. Еще одним фактором, спровоцировавшим прирост некачественных кредитов, стало  отсутствие в отделах, занимающихся возвратом проблемных кредитов сформированной  методики работы с проблемными должниками.

            Как показывает опыт, успешность досудебной работы с нерадивыми заемщиками сегодня основывается на трех китах: отлаженная структура, строгая последовательность этапов, а также система методов воздействия на заемщика. Понятно, что эти методы должны лежать строго в рамках действующего законодательства.  

            Если говорить о классической структуре, призванной возвращать долги на досудебной стадии, то она строиться по довольно стандартной схеме: обзвон – письмо должнику - личная встреча.

Первый этап - дозвон до должника. Непосредственно сама работа с долгом начинается после допущения клиентом первой просрочки в уплате платежа.  Михаил Джонджуа, например, закономерно считает, что «… временной рубеж для первого напоминания – неделя. Если вы никак не отреагировали на просрочку и напомнили о себе дней через десять, клиент может подумать, что для вас этот долг неважен. Идеальный вариант, если вы реагируете сразу после истечения срока - на второй – третий день».

Далее начинается ожидание. Его длительность зависит от многих факторов:  количество должников, число «коллекторов», интенсивности работы и т.д.

Главное в первой телефонной беседе назначить точный срок, к которому заемщик должен погасить свою задолженность.

Подходит контрольный срок, а должник не исполнил своих обязательств - пришло время делать строгое напоминание. Однако жесткость разговора должна быть в рамках закона и моральных норм.

Уже при повторной телефонной беседе можно пользоваться «неопределенной лексикой». Но в очень ограниченном объеме. Ни в коем случае нельзя говорить, о том, что вы собираетесь подать в суд или предпринять какие-либо другие меры. Не стоит пугать человека тем, что ему может быть и не страшно. У этого шага, кстати, чисто психологическая подоплека. Необходимо присоединиться к должнику, его внутреннему опыту. А потому следует выражаться как можно более неопределенно…

Должнику в этом случае проще найти соответствие слов телефониста его личным переживанием. И естественно он будет неопределенность ассоциировать с тем, что придумает сам.

Вторая особенность состоит в том, что язык телефониста должен исключить частичку «не»…. Дело в том, что отрицания не воспринимаются подсознанием. Если вы скажете собеседнику, что он не должен что-то делать, вероятнее всего он это и сделает. Поэтому, если вам действительно необходим результат, вы должны говорить должнику, что вы хотите, а не то, чего он не должен делать. Если вы описываете человеку то, что вы наблюдаете у него в данный момент- это и будет закреплено. Почему-то большинство людей предпочитают закреплять не позитивное, а негативное начало. А это серьёзная ошибка.      

Продолжение следует


В избранное