Продолжаем изучение
труда Адама Смита "Исследование о
природе и причинах богатства народов"
Книга 1.
"Причины увеличения производительности труда и порядок, в соответствии с
которым его продукт естественным образом распределяется между различными
классами народа"
Книга 1. Глава II
"О причине, вызывающей разделение труда"
Точно так же, как посредством договора, мены и покупки мы
приобретаем друг от друга большую часть необходимых нам взаимных услуг, так и
эта самая склонность к обмену породила первоначально и разделение труда. В
охотничьем или пастушеском племени один человек выделывает, например, луки и
стрелы с большей быстротой и ловкостью, чем кто-либо другой. Он часто
выменивает их у своих соплеменников на скот или дичь; в конце концов он видит,
что может таким путем получать больше скота и дичи, чем если сам будет
заниматься охотой. Соображаясь со своей выгодой, он делает из выделки луков и
стрел свое главное занятие и становится таким образом своего рода оружейником.
Другой выделяется своим умением строить и покрывать крышей
маленькие хижины или шалаши. Он привыкает помогать в этой работе своим соседям,
которые вознаграждают его таким же способом - скотом и дичью, пока, наконец, он
не признает выгодным для себя целиком отдаться этому занятию и сделаться своего
рода плотником. Таким же путем третий становится кузнецом или медником,
четвертый - кожевником или дубильщиком шкур и кож, главных частей одежды
дикарей. И таким образом уверенность в возможности обменять весь тот излишек
продукта своего труда, который превышает его собственное потребление, на ту
часть продукта труда других людей, в которой он может нуждаться, побуждает
каждого человека посвятить себя определенному специальному занятию и развить до
совершенства свои природные дарования в данной специальной области.
Различные люди отличаются друг от друга своими естественными
способностями гораздо меньше, чем мы предполагаем, и самое различие
способностей, которыми отличаются люди в своем зрелом возрасте, во многих
случаях является не столько причиной, сколько следствием разделения труда.
Различие между самыми несхожими характерами, между ученым и простым уличным
носильщиком, например, создается, по-видимому, не столько природой, сколько
привычкой, практикой и воспитанием. Во время своего появления на свет и в
течение первых шести или восьми лет своей жизни они были очень похожи друг на
друга, и ни их родители, ни сверстники их не могли заметить сколько-нибудь заметного
различия между ними. В этом возрасте или немного позже их начинают приучать к
различным занятиям. И тогда становится заметным различие способностей, которое
делается постепенно все больше, пока, наконец, тщеславие ученого отказывается признавать
хоть тень сходства между ними. Но не будь склонности к торгу и обмену, каждому
человеку приходилось бы самому добывать для себя все необходимое ему для жизни.
Всем приходилось бы выполнять одни и те же обязанности и производить одну и ту
же работу, и не существовало бы тогда такого разнообразия занятий, которое
только и могло породить значительное различие в способностях.
Оригинал
BOOK I
OF THE CAUSES OF IMPROVEMENT IN THE PRODUCTIVE
POWERS OF LABOUR, AND OF THE ORDER ACCORDING TO WHICH ITS PRODUCE IS NATURALLY
DISTRIBUTED AMONG THE DIFFERENT RANKS OF THE PEOPLE.
CHAPTER II
OF THE PRINCIPLE WHICH GIVES OCCASION TO THE
DIVISION OF LABOUR
As it is by
treaty, by barter, and by purchase, that we obtain from one another the greater
part of those mutual good offices which we stand in need of, so it is this same
trucking disposition which originally gives occasion to the division of labour.
In a tribe of hunters or shepherds, a particular person makes bows and arrows, for
example, with more readiness and dexterity than any other. He frequently
exchanges them for cattle or for venison, with his companions; and he finds at
last that he can, in this manner, get more cattle and venison, than if he
himself went to the field to catch them. From a regard to his own interest,
therefore, the making of bows and arrows grows to be his chief business, and he
becomes a sort of armourer. Another excels in making the frames and covers of
their little huts or moveable houses. He is accustomed to be of use in this way
to his neighbours, who reward him in the same manner with cattle and with
venison, till at last he finds it his interest to dedicate himself entirely to
this employment, and to become a sort of house-carpenter. In the same manner a
third becomes a smith or a brazier; a fourth, a tanner or dresser of hides or
skins, the principal part of the clothing of savages.
And thus
the certainty of being able to exchange all that surplus part of the produce of
his own labour, which is over and above his own consumption, for such parts of
the produce of other men’s labour as he may have occasion for, encourages every
man to apply himself to a particular occupation, and to cultivate and bring to
perfection whatever talent of genius he may possess for that particular species
of business.
The
difference of natural talents in different men, is, in reality, much less than
we are aware of; and the very different genius which appears to distinguish men
of different professions, when grown up to maturity, is not upon many occasions
so much the cause, as the effect of the division of labour. The difference
between the most dissimilar characters, between a philosopher and a common street
porter, for example, seems to arise not so much from nature, as from habit,
custom, and education. When they came in to the world, and for the first six or
eight years of their existence, they were, perhaps, very much alike, and
neither their parents nor playfellows could perceive any remarkable difference.
About that age, or soon after, they come to be employed in very different
occupations. The difference of talents comes then to be taken notice of, and
widens by degrees, till at last the vanity of the philosopher is willing to
acknowledge scarce any resemblance. But without the disposition to truck,
barter, and exchange, every man must have procured to himself every necessary
and conveniency of life which he wanted. All must have had the same duties to
perform, and the same work to do, and there could have been no such difference
of employment as could alone give occasion to any great difference of talents.
Поучать может каждый, но стоит ли доверять этим поучениям.
Если у вас есть проблема в жизни, и вам нужна помощь, пишите
по адресу rasvopros@mail.ru с пометкой «проблема» в теме
письма.
Общий тираж рассылок 71 000 подписчиков.
Все представленные материалы носят ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО
ознакомительный (образовательный) характер. Некоторые материалы взяты из
открытых источников в сети или были присланы подписчиками. Если Вы посчитали,
что Ваши авторские права были нарушены - сообщите, и мы вместе постараемся
придти к обоюдоприемлемому решению. Обладатели авторских прав на материалы,
опубликованные в рассылке, выступающие против их дальнейшего размещения и
распространения могут обратиться с просьбой об их удалении.
Copyright Андрей Луда, http://andrey-luda.livejournal.com
2006-2013 г.г.
Автор оставляет за собой право отвечать не на все полученные письма и
опубликовывать полностью или частично, полученные письма без предварительного
согласования. В случае, если Вы желаете свое письмо оставить конфиденциальным,
письменно сообщите об этом.