Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезные новости для юриста, бухгалтера и руководителя


Уважаемые коллеги! 

Спасибо, что вы с нами! В данном выпуске будут рассмотрены следующие темы: 

1. ПРОЕКТЫ.

  • Минтруд предлагает ввести ежемесячную отчётность по страховым взносам с 1 января 2018 года.
  • С 1 января 2017 года требовать долг от 50 000 рублей можно будет только через коллекторов. 

2. НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

  • С нового года отменят свидетельства о государственной регистрации юридических лиц и ИП.
  • Новая форма уведомлений об уплате налогов для физических лиц.
  • Утверждена новая форма статистической отчетности №1 кадры.  Кто должен представлять?
  • Новые правила выплаты заработной платы после 3 октября 2016 года. 

3. АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

  • Алгоритм определения амортизационной группы по коду ОКОФ.
  • Неверно указана валюта в счете-фактуре. Как быть с вычетом НДС? 

4. ОБЗОР ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ И ФНС РОССИИ.

  • В каком случае представление уточненной декларации поможет избежать штрафа за неуплату или неполную уплату налога?
  • В строке 120 6-НДФЛ указываются только рабочие дни.
  • Какие сведения в 6-НДФЛ считаются «недостоверными»?
  • Первичный документ в электронном виде: каким видом электронной подписи необходимо подписать? 

5. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА.

  • Суд: оборудование, непригодное к эксплуатации и требующее реконструкции, обоснованно учитывается на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и в базу по налогу на имущество не включается.
  • Покупатель не обязан проверять полномочия лиц, подписавших счета-фактуры за продавца. 

6. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ.

Уважаемые коллеги, представляем Вашему вниманию фрагмент нашего информационного материала по теме «Налог на имущество организаций» https://www.youtube.com/watch?v=eJn1Z8nn89c . 

Также нашими специалистами подготовлен информационный материал по теме: «Отличие гражданско-правового договора от трудового. Ошибки, которые могут дорого обойтись компании в суде».


Не секрет, что многие работодатели в попытке сэкономить заключают не трудовые договоры, а гражданско-правовые. Из информационного материала Вы не только узнаете, за счет чего возникает экономия, но и чем она может обернуться организации в случае проверки контролирующими органами.

В материале подробно рассмотрена судебная практика. Выделены главные моменты, из-за которых организации проигрывают судебные споры. На них стоит обратить внимание не только работодателям, но и работникам, которые планируют отстаивать свои права в суде.

Кроме того, мы представляем Вашему вниманию платный материал по теме: «Служебные командировки: оформление документов, налогообложение, сложные моменты».

Мы поговорим о том:

  • кого можно, а кого нельзя отправлять в командировку; у кого необходимо получить согласие на командировку;
  • как правильно оформить командировку;
  • чем авансирование отличается от возмещения и как это влияет на документооборот и отражение в бухгалтерском учете;
  • в каких случаях возникают страховые взносы и НДФЛ;
  • какие расходы можно принять в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль и по единому налогу на УСН;
  • какие допускаются ошибки бухгалтерами при оформлении командировок.

Все, кто пришлют заявки на приобретение до 14 октября 2016 года, получают бонус: бесплатную экспертизу одного трудового договора на соответствие требованиям трудового законодательства с выдачей рекомендаций. При проведении экспертизы нам могут потребоваться правила внутреннего трудового распорядка (будьте к этому готовы).

Вы получаете информационный материал равноценный материалу, полученному на семинаре, но по значительно более низкой стоимости. 

По вопросам приобретения пишите на электронную почту tochka2011@bk.ru и в группу. 

ПРОЕКТЫ. 

МИНТРУД ПРЕДЛАГАЕТ ВВЕСТИ ЕЖЕМЕСЯЧНУЮ ОТЧЕТНОСТЬ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ С 1 ЯНВАРЯ 2018 ГОДА.

Появился проект внесения дополнений в ч. 2 ст.423 НК РФ. Указанную статью предлагается дополнить абзацем следующего содержания: «С 1 января 2018 года в отношении представления плательщиками страховых взносов в налоговый орган по месту постановки на учет расчета по страховым взносам отчетным периодом признается календарный месяц».

Если законопроект будет одобрен и принят, то бухгалтерам существенно прибавится работы. Подавать отчеты нужно будет в ФНС, поскольку с 2017 года администрирование страховых взносов будут осуществлять именно налоговики. 

С 1 ЯНВАРЯ 2017 ГОДА ТРЕБОВАТЬ ДОЛГ ОТ 50 000 РУБЛЕЙ МОЖНО БУДЕТ ТОЛЬКО ЧЕРЕЗ КОЛЛЕКТОРОВ.

С 1 января 2017 начинает действовать Закон «О защите прав физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». В соответствии с ним воздействовать на должника смогут только организации, вошедшие в государственный реестр.
 Физические лица, которые одолжили своим друзьям или знакомым более 50 тыс. рублей, за простое напоминание о возврате долга по телефону могут получить крупный штраф.

По действующему законодательству частное лицо может взыскать долг через суд, если его размер не меньше 10 тыс. рублей и имеется расписка. Со вступлением в силу Закона о коллекторах появляется новое условие: если просроченная задолженность превышает 50 тыс. рублей, то все действия, направленные на взыскание, должен производить профессиональный сборщик долгов.

Например, если гражданин одолжил 70 тыс. руб. другому гражданину, и ему эту сумму в срок не вернули, то в случае, если заимодавец хотя бы раз напомнит о долге любым способом (записка в двери, телефонный или личный разговор, записанный должником), то контролирующий государственный орган будет обязан определить эту ситуацию как правонарушение и выписать штраф от 50 тыс. до 500 тыс. рублей.

Важно:

Самые существенные изменения, которые закон вносит в работу коллекторов:

  • Ограничение контактов с должником. Если сейчас взыскатель может звонить бесконечное количество раз, то с начала 2017 года — всего два раза в неделю.
  • Взаимодействовать с должником запрещено, если он отозвал свое согласие на общение.

В законе нет разъяснения о том, что такое контакт. Поэтому считать им нужно взаимодействие, в ходе которого коллектор донес до должника всю нужную информацию. Если же гражданин не дослушал взыскателя, бросил трубку или сам позвонил коллекторам, то такой контакт в счет не идет. Если же у человека несколько кредитов, то по каждому из них можно контактировать столько раз, сколько разрешено законом. А если место прописки и место фактического проживания заемщика находятся в разных часовых поясах, то время коммуникации должно начинаться по раннему часовому поясу, а заканчиваться — по позднему. 

Государственный орган, который будет формировать реестр коллекторских агентств и контролировать исполнение закона, формально еще не утвержден. Однако профессиональное сообщество взыскателей убеждено, что это будет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). 

НОВОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. 

С НОВОГО ГОДА ОТМЕНЯТ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИП. 

Издан Приказ Федеральной налоговой службы от 12 сентября 2016 г. № ММВ-7-14/481@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы».


Обновлены формы № Р50007 «Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц» и №Р60009 «Лист записи Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей».

С 1 января 2017 г. только этими документами будет подтверждаться факт внесения записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Решено отказаться от использования бланков строгой отчетности - свидетельств при формировании налоговыми органами документов в связи с государственной регистрацией юридических лиц, ИП, крестьянских (фермерских) хозяйств, учетом налогоплательщиков, аккредитацией филиалов, представительств иностранных юридических лиц.

Приказ вступает в силу с 1 января 2017 г. 

НОВАЯ ФОРМА УВЕДОМЛЕНИЙ ОБ УПЛАТЕ НАЛОГОВ ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. 

В следующем году налогоплательщики-физические лица получат уведомление об уплате налогов, составленное с использованием новой формы.

Приказ Федеральной налоговой службы от 07.09.2016 N ММВ-7-11/477@ «Об утверждении формы налогового уведомления» прошел регистрацию в Минюсте.


В уведомлении, направляемом физическим лицам, предусмотрено указание таких налогов, как НДФЛ (в случае, если налог не был удержан налоговым агентом), налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный налоги.

Приказ вступит в силу с 1 апреля 2017 года. В 2016 году уведомления рассылаются с применением действующей формы.

Налоговые уведомления направляются налогоплательщикам не позднее срока, указанного в ст.52 НК РФ, одновременно с платежными документами на уплату физическими лицами налогов в бюджетную систему РФ.

При этом, если имеются налоговые льготы в размере суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления в отношении всех видов имущества, признаваемого объектами налогообложения по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, налоговое уведомление не формируется. 

УТВЕРЖДЕНА НОВАЯ ФОРМА СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ № 1 КАДРЫ. КТО ДОЛЖЕН ПРЕДСТАВЛЯТЬ?

Приказом Росстата от 28.09.2016 г. № 554 г. утверждена новая форма № 1 кадры «Сведения о повышении квалификации и профессиональной подготовке работников организаций».


Новая форма № 1 кадры действует начиная с отчета за 2016 год.

Форма № 1 Кадры должна представляется в территориальный орган статистики в срок не позднее 3 февраля 1 раз в 3-4 года юридическими лицами всех форм собственности и видов экономической деятельности, кроме малого предпринимательства, структур госуправления и обеспечения военной безопасности, органов социального страхования, а также религиозных и экстерриториальных организаций.

В связи с введением новой формы № 1 кадры утрачивает силу приложение № 17 «Форма федерального статистического наблюдения № 1 кадры «Сведения об обучении работников организаций», утвержденное приказом Росстата от 29.08.2013 г. № 349. 

НОВЫЕ ПРАВИЛА ВЫПЛАТЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ПОСЛЕ 3 ОКТЯБРЯ 2016 ГОДА.

3 октября вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушение законодательства в части, касающейся оплаты труда», в соответствии с которым конкретизированы сроки выплаты заработной платы.


Данным Федеральным законом в статью 136 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) внесена поправка, согласно которой конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Указанные требования установлены к выплатам заработной платы, начисленной работнику за отработанное в конкретном периоде рабочее время, за выполнение нормы труда (должностных обязанностей).

С учетом новой редакции статьи 136 ТК РФ заработная плата за первую половину месяца должна быть выплачена в установленный день с 16 по 30(31) число текущего периода, за вторую половину – с 1 по 15 число следующего месяца.

Как отметила Директор Департамента оплаты труда, трудовых отношении и социального партнерства Минтруда России Марина Маслова: «Требования по ограничению сроков выплаты заработной платы пятнадцатью календарными днями относятся к выплатам работнику начисленной заработной платы, которые производятся не реже чем каждые полмесяца».

Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) являются одной из составляющей заработной платы и выплачиваются за иные более продолжительные периоды, чем полмесяца (месяц, квартал, год и другие).

Системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Премии и иные поощрительные выплаты начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть после того, как будет осуществлена оценка таких показателей.

Таким образом, сроки выплаты работникам стимулирующих выплат, начисляемых за месяц, квартал, год или иной период могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом.

Так, если положением о премировании установлено, что выплата премии работникам по итогам за определенный системой премирования период, например, за месяц осуществляется в месяце, следующем за отчетным или указан конкретный срок ее выплаты, а по итогам работы за год – в марте следующего года или также указана конкретная дата ее выплаты, то это не будет нарушением требований ТК РФ в новой редакции. 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ 

АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИОННОЙ ГРУППЫ ПО КОДУ ОКОФ.

Действие 1. Определите по ОКОФ код вида имущества, к которому относится приобретенное организацией основное средство (далее – ОС).


Код указан в первой графе таблицы ОКОФ и состоит из девяти цифр.

Например, купила организация для курьера мотоцикл, чтобы в пробках меньше стоял и быстрее документы развозил. Согласно ОКОФ мотоциклы имеют код 15 3591102. Берем данный номер и проверяем его по Классификации ОС (правая графа). Такого кода мы не обнаруживаем, следовательно, амортизационная группа остается неизвестной.

Действие 2. Определяем подкласс данного ОС. Он отличается от кода данного ОС тем, что седьмая цифра в нем - всегда ноль. Опять смотрим ОКОФ и находим код 15 3591100 «Мотоциклы, мотороллеры, мопеды, мотоколяски». Опять открываем Классификацию ОС и ищем данный код. На данный момент такого кода в Классификации нет.

Действие 3. Определяем класс ОС. Он отличается тем, что седьмая, восьмая и девятая цифры в нем - всегда нули. Смотрим ОКОФ и находим код 15 3591000 «Мотоциклы, мотороллеры, мопеды и прицепы к ним». Смотрим Классификацию ОС и видим, что данный код включен в третью амортизационную группу.

Не забывайте обращать внимание на примечания к наименованиям ОС (они даны в третьей графе Классификации ОС) - там могут быть перечислены коды ОКОФ, не включаемые в соответствующую амортизационную группу. 

НЕВЕРНО УКАЗАНА ВАЛЮТА В СЧЕТЕ-ФАКТУРЕ. КАК БЫТЬ С ВЫЧЕТОМ НДС?

Наименование валюты - обязательный реквизит счета-фактуры. Он поименован в подп. 6.1 п. 5 и подп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ. В случае, если поставщик неправильно указал код валюты или вовсе про него забыл, у покупателя существует риск претензий со стороны налоговой инспекции в части правомерности вычета по НДС.

В письме Минфина России от 11.03.12 № 03-07-08/68 содержится следующее разъяснение: «указание в счете-фактуре в строке 7 «Валюта: наименование, код» неверного кода валюты в соответствии с Общероссийским классификатором либо отсутствие наименования валюты могут препятствовать идентификации стоимости товаров (работ, услуг) и суммы налога на добавленную стоимость, указанных в этом счете-фактуре. В связи с этим счета-фактуры с такими ошибками подлежат исправлению».

Таким образом, при выявлении ошибки в строке 7 «Валюта: наименование, код» попросите продавца предоставить корректную счет-фактуру.

Стоит ли беспокоиться, если продавец в счете-фактуре указал не наименование валюты, а графический символ российского рубля?

Риск претензий со стороны налоговой инспекции возможен.

С одной стороны из текста письма Минфина России от 13.04.16 № 03-07-11/21095 следует, что указание в строке 7 счета-фактуры символа рубля является ошибкой, так как в строке 7 указываются наименование и цифровой код валюты Российской Федерации в соответствии с Классификатором (пп. «м» п. 1 Правил заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 №1137).

В то же время в соответствии с абз.2 п.3 ст.169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

В связи с этим принятие к вычету НДС по счетам-фактурам, в которых в строке 7 вместо наименования валюты указан графический символ рубля, не противоречит указанной норме НК РФ.

Но, поскольку представитель Минфина отвечала на частный вопрос, и данная позиция не была доведена до сведений территориальных ФНС, у налоговых инспекций отсутствует обязанность учитывать данную позицию Минфина в обязательном порядке.

Так в частности, в письме УФНС России по г. Москве от 22.03.16 № 16-15/028574 представитель налоговой службы указала, что право на вычет сумм НДС, предъявленных налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникает при соблюдении требований ст.171 НК РФ, ст.172 НК РФ, в том числе при наличии счета-фактуры, оформленного в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 №1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость».

Иными словами, московские налоговики без нареканий принимают счета-фактуры, в которых содержится наименование и цифровой код валюты. При указании графического символа рубля, возможны споры. Налогоплательщику необходимо будет доказывать, что допущенная ошибка не явилась препятствием для идентификации продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименования товаров (работ, услуг), их стоимости, а также налоговой ставки и суммы налога, предъявленной покупателю. 

ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ И ФНС РОССИИ. 

В КАКОМ СЛУЧАЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УТОЧНЕННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ПОМОЖЕТ ИЗБЕЖАТЬ ШТРАФА ЗА НЕУПЛАТУ ИЛИ НЕПОЛНУЮ УПЛАТУ НАЛОГА?

В Письме Минфина России от 13.09.2016 г. № 03-02-07/1/53498 ведомство ответило на вопрос об освобождении от ответственности за совершение налогового правонарушения в случае уплаты недоимки по налогу на прибыль и пеней после представления уточненной декларации.

Как известно, положениями ст.122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 НК РФ.

В силу пп.1 п.4 ст.81 НК РФ налогоплательщик освобождается от ответственности за неотражение или неполноту отражения сведений в поданной им в налоговый орган налоговой декларации, а также за ошибки, приводящие к занижению суммы подлежащей уплате налога, в случае если он представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за данный период, исключительно при условии уплаты недостающей суммы налога и соответствующих ей пеней до представления уточненной налоговой декларации.

Минфин указал на то, что нормами НК РФ не предусмотрено освобождение налогоплательщика от ответственности за совершение указанного правонарушения по основанию, предусмотренному п.4 ст.81 НК РФ, при условии уплаты недоимки по налогу на прибыль организаций и пеней после представления в налоговый орган соответствующей уточненной налоговой декларации.

Иными словами, по мнению Минфина, чтобы избежать штрафа по ст.122 НК РФ, необходимо сначала произвести уплату недоимки и пени, а потом представить налоговую декларацию. Если порядок действий изменить (сначала представить декларацию, потом уплатить пени и недоимку) – возможно наложение штрафа на основании ст.122 НК РФ за совершение налогового правонарушения. 

В СТРОКЕ 120 6-НДФЛ УКАЗЫВАЮТСЯ ТОЛЬКО РАБОЧИЕ ДНИ.

Как мы помним, НДФЛ нужно перечислять не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику-физическому лицу дохода (п.6 ст.226 НК РФ).

Срок перечисления НДФЛ нужно указывать в строке 120 раздела 2 расчета 6-НДФЛ.

При этом в Письме ФНС России от 16.05.2016 №БС-4-11/8568 разъясняется, что если окончание срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то в строке 120 раздела 2 «Срок перечисления налога» указывается следующий рабочий день. То есть, получается, что выходных или праздничных дней в строке 120 6-НДФЛ быть попросту не может. 

КАКИЕ СВЕДЕНИЯ В 6-НДФЛ СЧИТАЮТСЯ «НЕДОСТОВЕРНЫМИ»?

Налоговые агенты, представившие 6-НДФЛ с недостоверными сведениями, привлекаются к ответственности на основании п.1 ст.126.1 НК РФ (штраф 500 рублей за каждый представленный документ).


Однако НК РФ не содержит определения понятия «недостоверные сведения».

В связи с чем налоговики полагают, что любые заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ и расчетов по форме 6-НДФЛ, не соответствующие действительности, можно отнести к недостоверным. Применительно к упомянутым документам это могут быть любые ошибки, допущенные налоговым агентом при заполнении соответствующих реквизитов (например, в персональных данных налогоплательщика, кодах доходов и вычетов, суммовых показателях и т.д.).

Так, основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьей 126.1 НК РФ, будет являться недостоверность информации, допущенной в результате арифметической ошибки, искажения суммовых показателей, иных ошибок, влекущих неблагоприятные последствия для бюджета в виде не исчисления и (или) неполного исчисления, не перечисления налога, нарушения прав физических лиц (например, прав на налоговые вычеты).

Указанная ответственность также применяется в случае допущения ошибки в показателях, идентифицирующих налогоплательщиков - физических лиц (ИНН физического лица, фамилия, имя, отчество, дата рождения, паспортные данные), которые также могут повлечь невозможность реализации в полном объеме прав физических лиц, а также прав и обязанностей налоговых органов (в части администрирования налога).

Вместе с тем, в случае предоставления недостоверной информации, которая не привела к не исчислению и (или) неполному исчислению налога, к неблагоприятным последствиям для бюджета, нарушению прав физических лиц, налоговым органом при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение необходимо учитывать положения пункта 1 статьи 112 НК РФ в части применения смягчающих обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 126.1 НК РФ налоговый агент освобождается от ответственности, предусмотренной указанной статьей, в случае, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.

Источник: п. 3 Письма ФНС России от 9 августа 2016 г. №ГД-4-11/14515 

ПЕРВИЧНЫЙ ДОКУМЕНТ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ: КАКИМ ВИДОМ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСИ НЕОБХОДИМО ПОДПИСАТЬ?

В Письме Минфина России от 12.09.2016 г. № 03-03-06/2/53176 рассмотрен вопрос о документальном подтверждении расходов в целях налога на прибыль в случае применения электронной подписи при составлении первичных учетных документов.


В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

На основании п.1 и п.5 ст.9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ) оформлению первичным учетным документом подлежит каждый факт хозяйственной жизни организации. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

В соответствии с Законом № 402-ФЗ виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета. В этой связи до принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета организация может в целях бухгалтерского учета и налогообложения использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный Законом № 402-ФЗ вид электронной подписи.

Электронные документы, обращающиеся в рамках соглашений между участниками электронного взаимодействия, подписанные простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью, исходя из положений Федерального закона от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее - Закон № 63-ФЗ) признаются для целей бухгалтерского учета и налогообложения равнозначными документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных соглашением.

Таким образом, при оформлении первичных учетных документов хозяйствующие стороны могут организовать электронный документооборот, применяя простую и (или) усиленную неквалифицированную электронную подпись, при условии соблюдения требований Закона № 63-ФЗ.

Минфин напомнил, что налоговое законодательство предъявляет требование по применению квалифицированной электронной подписи для электронных счетов-фактур и при электронном взаимодействии с налоговыми органами (в том числе при сдаче налоговой отчетности).

Ведомство отметило также, что вопросы подтверждения достоверности применяемой электронной подписи, как и отношения в области использования электронных подписей, определяются Законом N 63-ФЗ и положениями НК РФ не регулируются. 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА. 

СУД: ОБОРУДОВАНИЕ, НЕПРИГОДНОЕ К ЭКСПЛУАТАЦИИ И ТРЕБУЮЩЕЕ РЕКОНСТРУКЦИИ, ОБОСНОВАННО УЧИТЫВАЕТСЯ НА СЧЕТЕ 08 «ВЛОЖЕНИЯ ВО ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ» И В БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ИМУЩЕСТВО НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ.

Организация получила в качестве вклада в уставный капитал объекты недвижимого имущества (гидротехнические сооружения), но использовать в хозяйственной деятельности в том состоянии, в котором они были получены, не могла: объекты не были пригодны к эксплуатации и требовали реконструкции.

В этой связи организация оставила полученные объекты на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» и не стала переводить в состав основных средств. Соответственно, и в налоговую базу по налогу на имущество стоимость гидротехнических сооружений, числящихся на счете 08, она не включала.

Налоговая инспекция, проводя проверку, сочла неправомерным невключение указанных объектов недвижимости в состав основных средств и доначислила с их стоимости налог на имущество организаций, наложила штрафы и начислила пени за просрочку уплаты налога.

Мотивировал налоговый орган свое решение тем, что п. 4 ПБУ 6/01 в качестве критерия принятия актива к бухгалтерскому учету в качестве основного средства не предусматривает его фактического использования в производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации, а исходит из предназначения объекта.

Также вопрос о включении имущества в объект налогообложения не может зависеть от волеизъявления налогоплательщика, а должен определяться экономической сущностью этого имущества.

Иными словами, раз были получены объекты, относящиеся по своей экономической сущности к основным средствам, организация должна была их в любом случае учесть на счете 01 «Основные средства» независимо от того, пригодны они к эксплуатации или нет. Такую позицию занял налоговый орган.

Налогоплательщик не согласился с решением налоговиков и обратился в суд.

Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону организации-налогоплательщика и отменили решение налогового органа в части доначисления налога на имущество, штрафов и пеней со стоимости числящихся в составе внеоборотных активов гидротехнических сооружений.

Кассационная судебная инстанция, рассмотрев указанное дело, оставила в силе решение нижестоящих судов.

Аргументы, которых придерживался суд, вставая на сторону налогоплательщика, изложены в Постановлении ФАС Уральского округа от 07.09.2016 г. № Ф09-8340/16 по делу № А76-11526/2015.

Исследовав доказательства по делу, суд установил, что целью получения спорных объектов в качестве вклада в уставный капитал организации является их дальнейшая реконструкция и техническое перевооружение, создание цеха по выпуску высокочистых кварцевых концентратов.

Арбитражный суд пришел к выводу, что данные гидротехнические сооружения, переданные налогоплательщику, без соответствующего технического перевооружения не могли использоваться в производственной деятельности налогоплательщика ввиду непригодности к использованию; по ним не сформирована первоначальная стоимость.

Порядок учета на балансе организаций объектов основных средств установлен Планом счетов, ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств.

В Плане счетов в отношении счета 01 «Основные средства» указано, что данный счет предназначен для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении.

Пунктом 4 ПБУ 6/01 установлено, что при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

  • объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Таким образом, по мнению суда, законодательство о бухгалтерском учете связывает постановку объекта на учет как основного средства с соблюдением условий, перечисленных в п. 4 ПБУ 6/01, и доведением объекта до состояния готовности и возможности эксплуатации, причем вне зависимости от основания возникновения у организации права на соответствующий объект - как в случае его приобретения, так и при создании. 

Арбитражным судом установлено, что спорное имущество без соответствующей доработки не могло использоваться в производственной деятельности организации. Эти обстоятельства не позволили сформировать первоначальную стоимость имущества и учесть его в качестве основных средств.

Доработка такого объекта недвижимости до состояния пригодности к эксплуатации сопровождается увеличением его стоимости, что влияет на формирование первоначальной стоимости, по которой он в дальнейшем будет принят к учету в качестве основного средства.

После окончательного формирования первоначальной стоимости объект недвижимости, ставший пригодным к использованию по назначению, должен быть включен в состав основных средств.

Арбитражный суд указал на то, что данный вывод отражен в правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 8 Информационного письма от 17.11.2011 г. № 148.

При таких обстоятельствах суды обоснованно заключили, что гидротехнические сооружения правомерно учитывались заявителем на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», поскольку данные сооружения в проверяемый период не являлись объектом налогообложения налогом на имущество, следовательно, решение налогового органа в оспариваемой части принято неправомерно.

Таким образом, налогоплательщику удалось оспорить доначисление налога на имущество с объектов, которые в силу своего технического состояния непригодны для эксплуатации и не подлежат включению в состав основных средств. 

ПОКУПАТЕЛЬ НЕ ОБЯЗАН ПРОВЕРЯТЬ ПОЛНОМОЧИЯ ЛИЦ, ПОДПИСАВШИХ СЧЕТА-ФАКТУРЫ ЗА ПРОДАВЦА.

Организация в налоговой декларации по НДС заявила вычет по приобретению товара. В подтверждение были представлены договоры поставки, дополнительные соглашения, товарные накладные, счета-фактуры, платежные документы. Приобретенный товар был в дальнейшем реализован.


По результатам выездной проверки ИФНС доначислила компании налог на прибыль, пени и штраф, указав на необоснованность налоговых вычетов по ряду контрагентов. Инспекция сослалась на отсутствие у контрагентов возможности исполнения сделок (отсутствие необходимых ресурсов), а также непроявление организацией должной осмотрительности при выборе контрагентов. Согласно заключению эксперта, подписи от имени руководителей контрагентов на договорах поставки, товарных накладных и счетах-фактурах, выполнены неустановленными лицами, при этом руководители контрагентов не подтвердили наличие полномочий для подписания первичных документов от имени компаний у иных лиц.

Суды трех инстанций (дело № А08-6153/2015) отклонили эти доводы и отменили решение инспекции, указав, что обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета, возлагается на продавца.

Было отмечено, что в соответствии с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 12.10.2006г. №53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, – достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Отклоняя доводы налогового органа о получении организацией необоснованной налоговой выгоды, мотивированные подписанием от имени руководителей организаций-контрагентов документов, подтверждающих исполнение сделок, неустановленными лицами, отсутствием у организаций-контрагентов материально-технической базы, трудовых ресурсов, представление ими отчетности с небольшими показателями, отсутствие реализации товара, облагаемой по ставке 10%, были отклонены судами, поскольку налоговым органом не представлено доказательств, что обществу могло и должно было быть известно об этих обстоятельствах.

При этом судами учтено, что обязанность по составлению счетов-фактур, служащих основанием для применения налогового вычета налогоплательщиком - покупателем товаров (работ, услуг), и отражению в них сведений, определенных статьей 169 Налогового кодекса, возлагается на продавца.

Реальность осуществления хозяйственных операций по приобретению налогоплательщиком спорных товаров и представление предусмотренных статьями 171 НК РФ, 172 К РФ документов, оформленных надлежащим образом, инспекцией не опровергнуты.
Контрагенты заявителя в спорный период были надлежащим образом зарегистрированы в качестве юридических лиц, сведения об указанных организациях и об их руководителях были включены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Общество при заключении договоров поставки проявило должную степень осмотрительности, получив от спорных контрагентов учредительные документы, свидетельства о постановке на учет в налоговых органах, а также приказы о назначении исполнительных органов.

Суд указал, что обязанность по проверке полномочий лица, обратившегося с заявлением о государственной регистрации юридического лица, возложена на налоговые органы, осуществляющие такую регистрацию, и для любых третьих лиц сведения, содержавшиеся в государственном реестре относительно указанных организаций являлись достоверными, в том числе относительно полномочий должностных лиц организации. Организация не наделена полномочиями по проверке достоверности сведений, содержащихся в федеральных информационных ресурсах. 

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ. 

Вопрос:

Здравствуйте. Возник вопрос. ООО на УСН доходы 6%. Основной вид деятельности 60.24.3 - аренда грузового автомобильного транспорта с водителем. На балансе числятся транспортные средства в составе основных средств. Продали транспортное средство физ. лицу по договору купли-продажи. Можно ли выручку от физ. лица принять в кассу без ККМ или нельзя?


Ответ: 

В данной ситуации необходимо использование контрольно-кассовой техники (далее по тексту – ККТ).

Согласно п.1 ст.2 Федерального закона от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее – Федеральный закон №54-ФЗ), контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Из данного правила есть исключение:

Согласно п.2 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ, «организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности».

Поскольку организация не занимается розничной торговлей автотранспорта населению, указанное исключение на организацию не распространяется.

Таким образом, организация обязана при такой хозяйственной операции использовать ККТ и выдать чек физическому лицу.

Административный штраф за нарушение:

В случае, если ККТ не применялась (чек не выдавался), существует риск получения предупреждения или наложения штрафа согласно п.2 ст.14.5 КоАП РФ: «неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц - от 3 000 до 4 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей».

Надеемся, наши новости были Вам полезны. Удачной недели.  

Приглашаем в нашу группу Вконтакте https://vk.com/club103663823, а также на нашу страничкуhttps://vk.com/public121526684

С уважением, аудиторы ЗАО «Точка опоры». 


В избранное