Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Полезные новости законодательства для вашего бизнеса


Уважаемые коллеги! 

Спасибо, что проявили интерес к нашей рассылке.

В данном выпуске будут рассмотрены:

1) НОВЫЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

Здесь Вы найдете новые критерии отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, а также узнаете о тех преференциях, которые действуют в настоящее время для данной категории предпринимателей, и о тех, что вступают в силу с 01.01.2016 года.

2) ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Данный раздел будет интересен организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН, ЕНВД и патентную систему налогообложения. Здесь Вы найдете изменения, которые вступают в силу с 01.10.2015, а также с 01.01.2016 года.

3). ОБЗОР ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ.

Здесь Вы найдете информацию о порядке комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов, о применении вычета по НДС при использовании факсимильной подписи или наличия неточностей в наименовании товара, а также об исчислении НДФЛ при выходе из общества с ограниченной ответственностью.

Уважаемые коллеги, если по прочтении данного информационного материала у вас возникли вопросы, Вы можете написать их нам на электронную почту tochka2011@bk.ru. На ваши вопросы ответят практикующие аудиторы, имеющие опыт работы более 10 лет в области предоставления аудиторских и консалтинговых услуг. Ответы на вопросы вы получите бесплатно.

 НОВЫЕ КРИТЕРИИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

30 июня 2015 года Федеральным законом от 29.06.2015 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» была отменена часть 2 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которая предусматривала, что «предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства».

Отмена указанной части позволила Правительству Российской Федерации утвердить новые предельные значения для выручки, не дожидаясь 2018 года.

25 июля 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 №702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Начиная с 25 июля 2015 года, действуют следующие предельные значения выручки:

  • микропредприятия - 120 млн. рублей;

  • малые предприятия - 800 млн. рублей;

  • средние предприятия - 2 млрд. рублей. 

  Обратите внимание:

  1. Установлены предельные значения для выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость.
  2. Для сравнения необходимо взять выручку от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год.
  3. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (ч.7 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
  4. Новые предельные значения для выручки действуют с 25 июля 2015 года, поскольку в Постановлении Правительства РФ от 13.07.2015 №702 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» отсутствует указание на то, что действие документа распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
  5. В связи с тем, что ч.2 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» утратила силу, начиная с 30 июня 2015 года Правительство Российской Федерации вправе:
    • в любое время изменить предельные значения выручки;
    • при определении предельных значений выручки не учитывать данные сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, с 25 июля 2015 года потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприниматели будут относиться к субъектам малого и среднего предпринимательства при одновременном соблюдении следующих условий:

 Первое условие касается только юридических лиц:

1.1. В уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не должна превышать 25% (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов акционерных инвестиционных фондов, состав имущества закрытых паевых инвестиционных фондов, состав общего имущества инвестиционных товариществ).

1.2. В уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49% каждая. 

  Исключение

Последнее из перечисленных выше ограничений не распространяется на хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования, на юридические лица, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», на юридические лица, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

а) юридические лица являются открытыми акционерными обществами, не менее 50% акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные открытые акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

б)  юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

(п.1 ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»)

 

  Обратите внимание:

С 30 июня 2015 года изменился лимит доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде). Если до 30 июля 2015 года суммарная доля участия иностранных юридических лиц, суммарная доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, составляла 25%, то после 30 июля 2015 года доля участия составляет 49%. Такое изменение также внесено Федеральным законом от 29.06.2015 №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Второе условие: средняя численность работников за предшествующий календарный год, в соответствии с п.2 ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  1. от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий;

  2. до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.

  Обратите внимание:
  1. Средняя численность работников микропредприятия, малого или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятий, малых предприятий или средних предприятий (ч.6 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

  2. Берется наибольшее по значению условие (ч.3 ст.4. Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

     

Третье условие: выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства (п.3 ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

  Обратите внимание:
  1. В отличие от выручки предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ до сих пор не определены.

  2. Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете (ч.8 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

  3. Берется большее по значению условие. (ч.3 ст.4. Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).
  4.  

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если в течение трех календарных лет, следующих один за другим, предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3 части 1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

ПРЕФЕРЕНЦИИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.

1. Пунктом 1 ч. 4 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, если они не поименованы в части 5 данной статьи.

В части 5 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» поименованы следующие экономические субъекты:

  1. организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  2. жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  3. кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);
  4. микрофинансовые организации;
  5. организации государственного сектора;
  6. политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  7. коллегии адвокатов;
  8. адвокатские бюро;
  9. юридические консультации;
  10. адвокатские палаты;
  11. нотариальные палаты;
  12. некоммерческие организации, включенные в предусмотренный п.10 ст.13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Таким образом, не все субъекты малого и среднего предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и сдавать сокращенные формы бухгалтерской отчетности.


  Обратите внимание:

I. Субъектам малого и среднего предпринимательства, подлежащим обязательному аудиту, необходимо внести изменения в учетную политику для целей бухгалтерского учета, поскольку часть положений по бухгалтерскому учету, ранее не применяющихся, теперь стали обязательными для применения.

II. Случаи, когда бухгалтерская (финансовая) отчетность организации подлежит обязательному аудиту, поименованы в ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

В частности, п.1 ст.5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» установлены следующие случаи:

    1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

    2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

    3. если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

    4. если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

    5. если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

    6. в иных случаях, установленных федеральными законами.


 2. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 Федеральным законом от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

  Обратите внимание:

В остальных экономических субъектах руководитель обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

 

3. Субъекты малого предпринимательства и индивидуальные предприниматели вправе не устанавливать лимит по кассе (абз.10 п.2 Указания Банка России от 11.03.2014 №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства»). 

4. С 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года будут запрещены почти все плановые неналоговые проверки малых предприятий. Трехлетние надзорные каникулы вводятся Федеральным законом Российской Федерации от 13.07.2015 №246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». 

  Исключение:

Орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля вправе принять решение о включении в ежегодный план проведения плановых проверок проверки в отношении лиц, в отношении которых ранее было вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее трех лет. 

 

 

 ВАЖНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 232-ФЗ (далее по тексту – Закон № 232-ФЗ) внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), благодаря которым региональные и местные власти смогут варьировать налоговую нагрузку на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, ЕНВД и патентную систему налогообложения.

Рассмотрим подробно внесенные в НК РФ изменения.

Согласно новой редакции п.7 ст.12 части I НК РФ, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

  • виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим,

  • ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима,

  • налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности,

  • особенности определения налоговой базы,

  • налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.

Так, для упрощенной системы налогообложения с объектом «доходы», законами субъектов РФ ставка «единого налога» может устанавливаться в пределах от 1% до 6% (пп. «а» п. 1 ст. 2 Закона № 232-ФЗ). 

  Напоминаем:

В настоящее время ставка налога для организаций, выбравших объект «доходы», является фиксированной и составляет 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).

 

Законом № 232-ФЗ также предусмотрено, что налоговая ставка при объекте налогообложения «доходы минус расходы» может быть снижена до 3 %  на территориях Республики Крым и г. Севастополя.

  Обратите внимание:

Такая мера является временной и будет действовать на протяжении 2017-2021 годов.

 

Кроме того, региональные власти смогут вводить нулевую ставку по упрощенной и патентной системам налогообложения для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, оказывающих бытовые услуги населению.

  Напоминаем:

До внесения изменений нулевая налоговая ставка могла устанавливаться только для производственной, социальной и научной сфер деятельности (пп. «б» п. 1 ст. 2 Закона № 232-ФЗ).


Новшества коснулись также и ЕНВД. Так, п. 2 ст. 2 Закона № 232-ФЗ предоставляет право органам власти муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя устанавливать ставки единого налога в пределах от 7,5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться ЕНВД.

  Напоминаем:

В настоящее время ставка едина для всех налогоплательщиков и составляет 15 % (ст. 346.31 НК РФ).

Также Законом № 232-ФЗ существенно расширен перечень видов деятельности, при осуществлении которых налогоплательщики вправе применять патентную систему налогообложения. К уже закрепленным в НК РФ 47 видам п.3 ст.2 Закона № 232-ФЗ прибавились еще 16. В частности, добавлены:

  • услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей;

  • производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий;

  • деятельность по письменному и устному переводу;

  • оказание услуг (выполнение работ) по разработке программного обеспечения и баз данных.

  Обратите внимание:

Закон № 232-ФЗ вступает в силу через месяц после его опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Таким образом, для ЕНВД изменения вступят в силу с 1 октября 2015 года, а для УСН и патентной системы налогообложения – с 1 января 2016 года.

 

 

ОБЗОР ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ.

О порядке комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов.

Минфин России опубликовал Информацию от 11.09.2015 г. № ПЗ-13/2015, в которой разъяснил порядок комплектования, учета и организации хранения электронных архивных документов налогоплательщиков.

Согласно разъяснениям главного финансового ведомства страны, первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность, аудиторские заключения должны храниться в течение сроков, устанавливаемых правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после окончания отчетного года.

Хранение документов бухгалтерского учета организует руководитель юридического лица. Если индивидуальный предприниматель или лицо, которое занимается частной практикой, ведут бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», хранение документов организуют они самостоятельно.

Также Минфин указал на то, что документы бухгалтерского и налогового учета, а также другие документы, необходимые для исчисления налогов, должны храниться в течение четырех лет.

  Обратите внимание:

Нормами НК РФ аналогичный срок предусмотрен и для хранения документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (как для организаций, так и для индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

 

Хранение налоговых деклараций, счетов-фактур, регистров налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, организуется руководителем юридического лица или самостоятельно физическим лицом, когда речь идет об индивидуальном предпринимателе.

В Информации от 11.09.2015г. №ПЗ-13/2015 Минфин России также разъясняет, что до утверждения  федерального стандарта бухгалтерского учета, устанавливающего требования к документам бухгалтерского учета, при организации хранения электронных документов налогоплательщикам следует руководствоваться следующими нормативными документами:

  • Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина СССР от 29 июля 1983 г. № 105 (в части, не противоречащей соответствующим законодательным и иным нормативным правовым актам, изданным позднее),

  • Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утвержденные приказом Минкультуры России от 31 марта 2015 г. № 526.

О применении вычета по НДС в случаях использования факсимильной подписи или наличия неточностей в наименовании товара.

Представители Минфина России в ряде писем выразили свою позицию относительно возможности применения налогового вычета по НДС в случаях, когда в счетах-фактурах содержатся неточности в наименовании товара и когда счета-фактуры подписаны факсимильной подписью.

Так, в Письме Минфина России от 14.08.15 № 03-03-06/1/47252 чиновники пришли к выводу, что налогоплательщик не вправе получить вычет НДС по счету-фактуре, в котором содержится неверное наименование товара. Данное заключение основано на том, что счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету при выполнении требований, установленных пунктами 5, 5.1 и 6 ст.169 НК РФ.

Следовательно, по мнению чиновников из Минфина России, невыполнение требований к счету-фактуре, установленных вышеуказанными пунктами, а именно неверное указание в счете-фактуре наименования реализуемого товара, является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость.

Также возможен отказ в вычете сумм НДС по счетам-фактурам, оформленным с использованием факсимильной подписи уполномоченного лица, поскольку такие счета-фактуры признаются составленными с нарушением действующего порядка. Данная точка зрения содержится в Письме Минфина России от 27.08.2015 № 03-07-09/49478.

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ, счет-фактуру подписывают руководитель и главный бухгалтер организации либо иные лица, уполномоченные на то приказом (иным распорядительным документом) или доверенностью от имени организации.

Пунктом 2 ст.160 ГК РФ предусмотрено, что использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Ввиду того, что нормами НК РФ использование счетов-фактур, подписанных факсимильной подписью, не предусмотрено, счета-фактуры, оформленные с использованием факсимильной подписи, не соответствуют установленному порядку и не являются основанием для предъявления сумм НДС к вычету.

В качестве дополнительного аргумента чиновники приводят в письме ссылку на Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 4134/11, в котором содержится аналогичная позиция.

  Рекомендуем:

    1. Проводить сверку основных показателей счетов-фактур, в том числе наименования товара, с данными договоров, счетов и товарных накладных.
    2. Не принимать счета-фактуры, подписанные факсимильной подписью.

В Письме от 15.07.15 № 03-04-06/40675 Минфин России в очередной раз разъяснил порядок налогообложения НДФЛ стоимости доли при выходе физического лица из состава участников общества с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО). По мнению чиновников, облагается НДФЛ вся действительная стоимость доли участника, и при этом уменьшить налогооблагаемый доход на какие-либо налоговые вычеты нельзя.

Абзац 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ закрепляет право налогоплательщика на вычет при продаже доли в уставном капитале ООО в размере документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этой доли. Однако действие указанной нормы не распространяется на случай выхода учредителя – физического лица из состава участников ООО на основании статьи 26 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ). В указанной ситуации доля участника переходит к обществу, которое обязано выплатить выходящему участнику действительную стоимость его доли. В соответствии с п.61 Закона №14-ФЗ, указанная величина определяется на основании данных бухгалтерской  (финансовой) отчетности.

В результате ООО не покупает у физического лица его долю, а выплачивает ему за нее компенсацию. Действующей редакцией главы 23 НК РФ не предусмотрено норм, позволяющих уменьшить доход в виде действительной стоимости доли на сумму, уплаченную участником в качестве взноса в уставный капитал ООО.  

Следовательно, на основании п.1 ст.210 НК РФ подлежит обложению НДФЛ по ставке 13 % вся действительная стоимость доли. При этом, в силу норм ст.226 НК РФ, организация, выплачивающая доход бывшему участнику, должна исполнить обязанности налогового агента и удержать соответствующую сумму налога. 

  Обратите внимание:

Вышеописанная ситуация актуальна применительно к отношениям, возникшим до конца 2015 года.

Начиная с 1 января 2016 года, вступает в силу новая редакция ст.220 НК РФ. Согласно изменениям, вносимым в данную статью Федеральным законом от 08.06.15 №146-ФЗ, имущественный вычет по НДФЛ можно будет заявить и при выходе из ООО и получении дохода в виде действительной стоимости доли.

Мы надеемся, что наши новости были для вас полезны.

Если Вы не нашли интересующей вас темы или у вас есть вопрос, который требует ответа – пишите нам на электронную почту tochka2011@bk.ru. Мы всегда рады Вам помочь. Мы не ограничиваемся налогами и бухгалтерским учетом. В наших рассылках вы найдете новости, которые будут полезны не только бухгалтеру, но и юристу, и кадровику, и руководителю.

Удачной Вам недели и хороших новостей!

Аудиторы ЗАО «Точка опоры».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В избранное