Академия бизнес-тренеров: ТРЕНИНГ ТРЕНЕРОВ от А до Я
-
Друзья,
добрый день! Отгремели праздничные салюты, пора приступать к работе! В
сегодняшнем выпуске поговорим о разных актуальных темах:
Как не
навредить тренингами собственной компании;
Что читать,
чтобы стать настоящим тренером;
Как правильно
и эффективно провести тренинг продаж.
Но сначала
мне хотелось бы поздравить с Днем Рождения своего коллегу, участника моего тренинга
тренеров Алексея Фомина (Набережные Челны). На одной из первых сессий
прошлогоднего тренинга тренеров, при разборе темы “Стили обучения” Алексей так
блестяще “исполнил” роль “теоретика”, что об этом участники до сих пор
вспоминают как об одном из ярчайших моментов.
Потребность персонала в развитии - это именно та
потребность, удовлетворение которой организации очень выгодно, так как
способствует достижению ее целей.
Однако, идя навстречу пожеланиям сотрудников,
нужно остерегаться ловушек и не наделать ошибок, которые не позволят получить
желаемые результаты и с пользой для компании применить новые знания. Как же
наладить эффективную систему развития персонала?
Шаг 1. Определение потребности компании в
обучении сотрудников и создание политики обучения
Если компания расценивает обучение как содействие
реализации стратегических задач, а не удовлетворение индивидуальных
потребностей сотрудников, то начинать следует с вопроса «чему нужно
учить?», а не просто «чему учить?». Едва ли здесь помогут ответы самих
сотрудников — они могут и не видеть целостной картины. Что же делать?
Во-первых, специалисты, занимающиеся вопросами
набора, обучения и развития персонала (службы HR и T&D) должны побеседовать
с топ-менеджерами (которые лучше других знают, к чему стремится компания, какие
изменения в ее деятельности предстоят, какие задачи планируется реализовать в
ближайшем будущем и пр.) и выяснить, от кого в наибольшей мере зависит
достижение стратегических целей компании и кого именно для этого целесообразно
обучать. Результаты этой беседы нужно оформить в виде документа (скажем,
«приказа об обучении» или «политики обучения»), в котором четко прописать, кто
в компании отвечает за эффективность обучения и какие действия от кого
ожидаются. Руководство сможет с его помощью определять актуальность тех или
иных образовательных программ, а сотрудники будут знать, чему именно компания
намерена и готова их учить.
Во-вторых, ключевые зоны несовершенства
сотрудника лучше, чем кому-либо, известны его непосредственному начальнику.
Поэтому после составления политики обучения нужно побеседовать со всеми
линейными руководителями. Облегчить выбор актуальных для их подчиненных
программ помогут простые матрицы, в которых по вертикали перечислены фамилии
сотрудников (сгруппированные по должностным позициям), а по горизонтали —
рекомендуемые для каждого уровня учебные курсы. Руководителям остается только
проставить «галочки».
В-третьих, специалисты HR и T&D должны
покопаться в своих архивах и проанализировать динамику профессионального
развития сотрудников: на каком уровне находился специалист, принятый на работу;
какие его достижения отмечены в заключениях аттестационных комиссий; как вообще
изменилось состояние человеческих ресурсов в компании (кадровые перемещения,
карьерные продвижения, создание новых должностей и пр.) Все это поможет понять,
есть ли необходимость в повышении профессионального уровня сотрудников и
расширении их компетенций, для реализации целей отраженных в политике обучения.
Продолжаю
>> рекомендовать литературу, обязательную для прочтения уважающими
себя бизнес-тренерами. Сегодня — другое культовое лицо — Жанна
Завьялова, и ее книга — «Путь тренера. Автобиографические очерки практикующего
бизнес-тренера». Когда я занимался отсмотром тренеров, претендовавших на
работу в нашей компании, мне было достаточно увидеть в резюме строчку «Прошел
тренинг тренеров Жанны Завьяловой», чтобы быть уверенным в том, что придет
яркий, интересный, харизматичный кандидат.
Готовя материалы для курса «Управление продажами»,
которые мне предложили написать и провести в одной из МБА-школ, перечитывал «Управление отделом продаж» Джонстона и Маршалла, и
обнаружил там любопытный список видов продаж:
Продажа
арахиса компании, занимающейся розничной торговлей бакалейными товарами;
Продажа арахиса авиакомпании,
которая будет использовать его в качестве одного из продуктов питания для
своих пассажиров;
Продажа телекоммуникационного
оборудования стоимостью от 1 до 2 млн долларов правительству США;
Продажа телекоммуникационного
оборудования стоимостью от 1 до 2 млн долларов компании General Electric;
Продажа пятилетнегоправа на
аренду превосходных помещений для розничной торговли в районе
Беверли-Хиллз;
и — вопрос: "В чем, по-вашему,
заключалась бы разница между процессами продажи перечисленных ниже продуктов и
услуг"? Я бы добавл к этому вопросу еще один — «В чем будет
заключаться разница в программе тренингов эффективных продаж в этих пяти
случаях?» и получил бы совершенно шикарный инструмент для оценки компетентности
тренера, который проводит тренинги эффективных продаж.
К сожалению, расхожее заблуждение что
продажи — это просто продажи, а тренинг эффективных продаж — он и
есть тренинг эффективных продаж, пока еще не искоренено полностью. Безусловно,
несмотря на то, что название будет похожим, но содержание этих тренингов должно
отличаться радикально. Заказчику тренингов это знать крайне желательно, а вот
тренеру — просто обязательно. Последние пару лет, когда я проводил
собеседования с тренерами, претендующими на получение работы у нас, я имел
возможность убедиться в том, что это понимание есть, сказать мягко, не у всех
претендентов.
Собственно говоря, именно поэтому одна из сессий
Академии бизнес-тренеров посвящена полностью изучению разнообразных видов
продаж, и составлению кратких сценарных планов тренингов под самые различные
специфики. На протяжении трех учебных дней (24 учебных часа) мы рассматриваем
как знакомые участникам виды продаж, так и осваиваем новые, и разрабатываем под
них почасовые планы, позволяющие не садится в лужу и не проводить одинаковые
трененги эффективных продаж для всех вышеперечисленных случаев.
P.S. Кстати, совсем недавно в своем БЛОГЕ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДАЖ
в одном из постов серии «ПЯТЬ
способов уменьшить страх перед «холодными звонками»»я писал о том, как
можно выбрать тренера для проведения тренинга эффективных продаж. Мой список
вопросов несколько отличающийся от вышеприведенного, но в целом, в том же духе.
Благодаря активности читателей
рассылки,
начала пополняться наша <<Деловая
Библиотека>>.
Деловая библиотека A.S.Consult - это взаимообмен любой интересной
бизнес-информацией
на тему продаж, управления, личностного
роста и пр.
Вы можете не только скачивать материалы,
но и добавлять их. Будем полезными друг
другу!