Академия бизнес-тренеров: школа АСов тренерского мастерства
-
Уважаемые коллеги, добрый день!
Рад приветствовать вас в этот солнечный мартовский день!
Прочитал сегодня в одной из рассылок: "Согласно
опубликованному исследованию Bersin & Associates, 61% компаний США
назвали среди своих главных трудностей сегодняшнего дня финансовое давление
и сокращение бюджета на обучение. 3 месяца назад доля аналогично
ответивших была меньше и составляла 36%. Наступило время затянуть пояса еще
туже?"
Не знаю насчет поясов, но вот что задуматься многим придется - это факт. Мой основной материал сегодня - именно на эту тему. А также, читайте в сегодняшнем выпуске:
Кризис ударил по многим. Мой одноклассник, Андрей,
коммерческий директор небольшой торговой компании, позвонил и рассказал мне о
том, что трое ключевых менеджеров по продаже ушли к конкурентам, прихватив с
собой клиентскую базу. Озвученная ими причина ухода – уменьшение фикса,
увеличение %. «Я их с пеленок растил, - сокрушался Андрей, - а они,
неблагодарные…» О правильности такого решения, как изменение системы оплаты,
поговорим в другой раз. А сейчас – о том, насколько велика опасность, что
менеджер, который вырос с вашей компании, действительно в одни прекрасный
момент «сольет» всех ваших клиентов, и как этому противостоять?
Сначала – на отвлеченную тему. Приходилось ли вам видеть
такие объявления: «Требуется менеджер по продажам в сфере (…), наличие
собственной клиентской базы обязательно»; или противоположное: «Менеджер по
продажам со своей клиентской базой в области (…) ищет высокооплачиваемую
работу», и подобные?
Эта опасность может быть как ничтожной, так и очень
значительной – все зависит от того, как у вас в компании построена система
продаж. Читать далее >>
Дистанционный тренинг по продажам «25 причин, по которым
клиенты выберут ваше коммерческое предложение» продолжается. Мы
продвигаемся дальше. Правда, как те 10 негритят все уменьшаемся в численности,
но к счастью - это происходит не так трагически, как в той истории. Ничего
против этого не имею, потому что мне бы хотелось, чтобы те кто дойдут до конца,
с одной стороны получили максимальную пользу; с другой – смогли дать мне
реально содержательный фидбэк о полезности предложенного материала. В чем причины того, что нас становится меньше? Их две:
Элементарное невыполнение домашних заданий. Я изначально
говорил, что те кто хочет "просто послушать", мне в
качестве экспертов не интересны; поэтому я готов давать отсрочки, но те
кто не выполнили до сих пор задания 1 и 2, наши ряды уже покинули
безвозвратно.
Ошибки при отборе участников (мои). Дело в том, что
данный тренинг подходит для вполне определенных сфер бизнеса, и в
некоторых он неприменим - просьба прислать мне в качестве образца свое КП была
связана именно с этим. Однако, в некоторых случаях присланное КП не давало
однозначного ответа, и тогда я исходил из принципа - интересно ли было бы
мне иметь участники из этой сферы бизнеса. Теперь понимаю, что сделал это
напрасно, т.к. мы взаимно потратили время зря.
К счастью, таких меньшинство. А большинство - и в
тему, и с домашними заданиями все хорошо. Вот некоторые фразы из писем,
сопровождавших выполненные домашние задания:
Понимаю теперь, что сейчас ни о каких выяснениях потребностей на
встречах разговора практически нет - предлагаем отработанное решение, а
что там у клиента творится в настоящее время, и насколько текущая ситуация
его устраивает-не устраивает - не вникаем. Говорим о плюсах своих
предложений, а вот понять, найти проблему клиента и уже от неё
отталкиваясь предлагать решение своё...Отсюда и сложности в дальнейшем: и
на возражения клиента не ответить - обосновать-то практически мне нечем -
положения его не знаю! Так что, Ваш тренинг для меня - не только по
написанию КП, он помогает мне сейчас правильно строить встречи!
Помогает реально!
Завершаем разговор о тех причинах, которые у новых
менеджеров по продажам вызывают страх перед холодными звонками, и способах
устранения этого страха. Кто не в курсе — начало тут >> Сегодня — последний, пятый пункт. Вспомним предыдущие
четыре.
Некорректно поставленные планы. Например, при цикле
продаж, длящемся месяцы, от находящихся на испытательном сроке сотрудников
требуют результата уже через 3−4 недели.
Негативный тип стимулирования. Сотрудниками движет не
перспектива того, что с ними будет в случае достижения результата, а избегание
неприятностей, которые могут случиться если результат достигнут не будет.
Тренировка сразу на ключевых клиентах, где цена ошибки
слишком велика — вместо того, чтобы дать возможность начать с менее
значимых клиентов.
Отсутствие четкого сценария разговора (скрипта),
многократное повторение которого позволяет создать иллюзию живого разговора.
Итак,
пятый пункт. Коллеги-тренеры все в один голос предсказали, что он будет
на тему необходимости обучения. И так сильно были в этом уверены, что у
меня включился дух противоречия, и мне очень захотелось написать пост
на прямо обратную тему. Рискую навлечь на себя их гнев, но тем не
менее, следую своим желаниям. Не
думайте, пожалуйста, что я считаю, что обучать новичков не надо — надо,
разумеется. Типичная картина, которую наблюдаю у своих клиентов, когда
новый продажник, приступивший к холодным звонкам, имеет какой-то опыт в
продажах. Именно «какой-то», т.е. не факт что в похожей сфере бизнеса,
с равнозначным продуктом, с аналогичной моделью продаж. В такой
ситуации опыт предыдущего места работы зачастую плохо переносится на
сегодняшнюю, и имеющегося опыта оказывается недостаточно. Результат
часто оказывается грустным. Поэтому
безусловно — обучать надо; но — правильно. И с учетом того, что мой
блог называется «Блог увеличения продаж», а не «Блог проведения
тренингов», то рассматривать проблему буду с точки зрения увеличения
продаж, а не с точки зрения обеспечения востребованности тренера любой
ценой. Итак,
что в данном случае я понимаю под словосочетанием «правильное
обучение», особенно сейчас, во время кризиса, и особенно применительно
к находящимся на испытательном сроке менеджерам по продажам? Выделю три
аспекта, которые считаю основными. 1. Обучение (частный случай — тренинг) должно быть очень практичным, его результаты должны быть измеримы, навыки которые на нем даются должны быть очень понятны и действительно важны для бизнеса.
Пример: не надо
развивать харизму, интуицию, внутренний стержень, и прочие вещи, про
которые никто не может сказать наверняка — что это такое. Если мы не
можем сформулировать результаты обучения по третьему уровню Киркпатрика
(т.е. в терминах четко описываемых примеров поведения) — в сад такое
обучение! Кроме того, в
ситуации кризиса, наверное, не стоит заказывать «спикеров», которые
проведут для продавцов «что-нибудь воодушевляющее». Тут нужно обучать
очень четким и конкретным вещам, зная как все это будет применяться и
отслеживаться.
2. Обучение максимально адаптировано под специфику деятельности данных сотрудников. Не развиваем «на будущее», не развиваем универсальные навыки, даем только то что действительно необходимо сейчас!
Пример: не надо
операторов call-центра учить SPIN`y или психологическому айкидо, потому
как применимость этих навыков в их ежедневной деятельности — крайне
невысокая (если не сказать — нулевая). Обучаем тем инструментам,
использование которых даст отдачу в самое ближайшее время!
Ориентируемся на их job description или компетенции (если они есть)! Также, ничем не
помогут нам в данном случае тренинги с громкими названиями типа
«Революционная методика продаж», «Продажи в кризис: работаем
по-другому» и пр. — хотя бы потому, что принятие решения о выборе новой
модели продаж и ее внедрение — это компетенции руководителей, а никак
не самих менеджеров, тем более — новичков.
3. Тренер, который проводит обучение — «в теме».
Ни «массовик-затейник», ни «духовный наставник», ни «говорящая книжка»
не принесут того эффекта, который сможет дать тренер, имеющий реальный
личный опыт в данной сфере бизнеса.
Пример: тренинги
не ведут сейчас только ленивые, а тренинги продаж — очень ленивые.
Наверное, мне не повезло, но не видел я убедительных примеров, чтобы
тот кто сам не работал в продажах, проводил практически-ориентированный
тренинг продаж, а не псевдопсихологическую заумь. Чтобы понять,
насколько тренер «в теме», достаточно попросить его «накидать»
программы тренингов по трем-четырем темам, например:
Продажа капусты покупателям овощного магазина,
Продажа сникерсов торговым точкам,
Продажа станков заводам,
И пр.
Если во всех
трех программах будут фигурировать «навыки активного слушания» и
«работа с возражениями», надо смотреть другого тренера. Также, опыт в
одной сфере не всегда переносим в другую сферу — например, тренер
работал в торговле, и не работал в продажах; соответственно он сам
имеет представление о совершенно другой деятельности, и это равносильно
тому что в нужной нам области он опыта не имеет.
Если
соблюдены хотя бы эти три условия — то тренинг будет способствовать: 1.
снижению тревожности перед холодными звонками, 2. увеличению продаж.
Если нет — то хорошо если будет способствовать только первому пункту. И
еще один аспект — четвертым пунктом, или бонусом. Мы ведь помним, что
обсуждаем ситуацию, когда сотрудник только пришел в компанию, и
испытательный срок еще не пройден? Наверное, разумно, что инвестиции в
этого сотрудника должны быть оправданными. В этой связи, я бы сказал,
что пока испытательный срок окончательно не пройдет, уместнее говорить
об инструктаже, а не об обучении. Кидать камни можно в камменты >>
На сегодня все! До встречи через неделю! С уважением, Ваш
Благодаря активности читателей
рассылки,
начала пополняться наша <<Деловая
Библиотека>>.
Деловая библиотека A.S.Consult - это взаимообмен любой интересной
бизнес-информацией
на тему продаж, управления, личностного
роста и пр.
Вы можете не только скачивать материалы,
но и добавлять их. Будем полезными друг
другу!