← Сентябрь 2007 → | ||||||
2
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.e-english.ru
Открыта:
28-02-2005
Адрес
автора: economics.education.socialsciences-owner@subscribe.ru
Статистика
-176 за неделю
73 выпуск Рассылки ресурса Национальная и государственная безопасность России www.nationalsecurity.ru
Добрый день, мои Уважаемые Читатели! Как я уже говорил, теперь рассылка будет разделена на несколько частей, и каждый сможет найти то, чо интересно именно ему! Уверен, такой формат будет гораздо интереснее и познавательнее прежнего и понравится уважаемым подписчикам! Я с удовольствием приму любые советы, комментарии, пожелания и критику. Пишите мне по адресу ximea@mail.ru - обязательно отвечу и учту Ваши пожелания. Рассылка и интернет-сайт www.nationalsecurity.ru содержат массу интересных материалов для тех, кто интересуется политикой, историей, культурой зарубежных стран, изучает гуманитарные, общественные, политические и социологические науки, а также просто хочет хорошо провести время. Сегодня я представляю Вам очередной - уже семьдесят третий выпуск рассылки. Читайте в сегодняшней рассылке: 1. Новые электронные карты и спутниковые фотографии. Цифровые (электронные) карты, объемные модели местности (3D модели) и спутниковые фотографии высокого разрешения (от 2 метров до 25 сантиметров) позволяют наглядно увидеть наиболее горячие регионы земного шара - районы войн, вооруженных конфликтов, геополитических и этнических противоречий, а также наркотрафика. Карты и спутниковые фотографии постоянно добавляются, но в рассылке мы будем публиковать только по четыре новых карты еженедельно - Вы же не хотите получать мегабайтные выпуски:-) Если Вы хотите посмотреть все карты, опубликованные на сегодняшний день - зайдите в раздел Цифровые (электронные) карты, 3D модели местности и спутниковые фотографии по адресу www.nationalsecurity.ru/maps/. Публикуемые сегодня материалы ранее публиковались на сайте www.nationalsecurity.ru, но на прошлой неделе статистические данные, сопровождающие карты, были серьезно доработаны и дополнены.
∙ Карта России - Этнический состав населения Российской Федерации.
∙ Карта Содружества Независимых Государств - Этнические русские и русскоязычные в странах СНГ. ∙ Схема действия системы американско-израильской системы противоракетной обороты Arrow II.
∙ Карта России - Этнический состав населения Российской Федерации. 2. Публикации на ресурсе www.nationalsecurity.ru. ∙ Производство опийных наркотиков (героина) в Афганистане: инфраструктура наркобизнеса. ∙ Система противоракетной обороны США USA National Missile Defense - NMD. 3. Военная техника и технология.
∙ Ядерное и термоядерное оружие СССР. 4. Для изучающих английский язык. Учебный материал - оригинальный текст статьи на английском языке и два варианта перевода. Если Вам, уважаемые подписчика, материал покажется интересным, в будущем статьи будут сопровождаться объяснениями активной лексики, фразеологии и грамматики:
∙ Russia, Incorporated. Добрый день, Уважаемые Подписчики! НОВЫЕ КАРИКАТУРЫ В РАЗДЕЛЕ ЮМОР!!!
- Оказывается, белка, готовясь к зиме, закапывает еду в землю.
- Как называются люди, которые пришли на вашу землю, чтобы разрушить
В г. Озерске строится обогатительная фабрика. Золотое правило политики: один раз сделай, семь раз похвались.
Сообщения информагентств:
Кучма написал книгу "Украина - не Россия". Сейчас он работает над
Новости спорта: Тренер российской сборной по нацболу Эдуард Лимонов
2017 год. Московское метро.
Украинцы обнаружили новое месторождение нефти. 1. Цифровые (электронные) карты Цифровые (электронные) карты, объемные модели местности (3D модели) и спутниковые фотографии высокого разрешения (от 2 метров до 25 сантиметров) позволяют наглядно увидеть наиболее горячие регионы земного шара - районы войн, вооруженных конфликтов, геополитических и этнических противоречий, а также наркотрафика. Согласно требованиями российского законодательства, спутниковые фотографии России даны с разрешением 2 метра. Спутниковые фотографии территории иностранных государств даны с более высоким разрешением - до 25 сантиметров. Цветовой баланс карт и фотографий откалиброван таким образом, что они прекрасно распечатываются на струйных и лазерных принтерах и могут использоваться в качестве приложений к научным трудам, рефератам, курсовым и дипломным работам. Для того, чтобы узнать, что изображено на карте, не загружая ее - наведите на нее мышку и задержите на секунду - над уменьшенным изображением всплывает краткое описание. Для загрузки карты нажмите на ее уменьшенное изображение. Карты и спутниковые фотографии снабжены подробными комментариями и разъяснениями.
Карты постоянно добавляются, но в рассылке мы будем публиковать только по четыре новых карты еженедельно - Вы же не хотите получать мегабайтные выпуски:-) Если Вы хотите посмотреть все карты, опубликованные на сегодняшний день - зайдите в раздел Цифровые (электронные) карты, 3D модели местности и спутниковые фотографии по адресу www.nationalsecurity.ru/maps/.
2. Последние публикации на ресурсе www.nationalsecurity.ru Производство опийных наркотиков (героина) в Афганистане: инфраструктура наркобизнеса Сегодня мы публикуем вторую часть обширного исследования "Производство опийных наркотиков (героина) в Афганистане: инфраструктура наркобизнеса" - его полный вариант размещен по адресу http://www.nationalsecurity.ru/library/00021/. История наркобизнеса в странах золотого полумесяца В течение последних тридцати лет ситуация с производством опиумного мака и изготовлением героина и морфия в странах золотого полумесяца – Афганистане, Пакистане и Иране – неоднократно менялась в зависимости от изменения внутриполитической ситуации. Иран в течение десятилетий являлся основным транзитным пунктом для вывоза наркотиков из Афганистана в Турции, далее в Европу (Францию и Италию), где опий-сырец перерабатывался в героин. Если Афганистан в силу благоприятных природных условий и отсутствия иных источников доходов у населения стал основным производителем опийного мака, то Иран сосредоточился на транзите – этому способствовало наличие открытого выхода к морю, которого нет у Афганистана, а также развитая портовая и автодорожная инфраструктура. После победы в Иране исламской революции в 1979 году и укрепления к середине 80-х годов власти Тегерана в приграничных провинциях Ирана, был объявлен джихад ("священная война") наркотикам, ужесточено законодательство, в 1989 г. парламент принял закон, предусматривающий смертную казнь за торговлю наркотиками, созданы и специально обучены отряды Национальной исламской гвардии, первоочередной целью которых было пресечение транзита опия из Афганистана в Турцию. Как пишет известный исследователь проблем наркопреступности, координатор международного антинаркотического Проекта ООН "Ошский узел" полковник Александр Зеличенко "в горы, где никто не живет, и этим ловко пользуются контрабандисты, проложено 4,5 тысячи километров бетонных автодорог, чтобы оперативно маневрировать силами и средствами. Ущелья, тропы вдоль границы патрулируют вертолеты. Иран - не очень богатая страна. Но она пошла на такие затраты, чтобы сохранить здоровье и генофонд нации, поднять свой престиж на международной арене. Эти усилия были поддержаны ООН, выделившей за счет стран-доноров целевым назначением несколько миллионов долларов на осуществление антинаркотических мероприятий в Иране". В настоящее время на восточной границе Ирана с Афганистаном граница оборудована таким образом, что ее несанкционированное пересечение практически невозможно. Помимо обычных мер пограничного контроля (контрольно-следовая полоса, колючая проволока, технические средства наблюдения, а также воздушное и наземное партулирование), этот участок границы перекрыт глубокими рвами, непреодолимыми как для транспортных средств, так и вьючных животных. Таким образом, пример Ирана наглядно демонстрирует, как, при наличии политической воли, возможно в течение нескольких десятилетий решить проблему наркобизнеса даже в стране, традиционно являвшейся ключевым узлом международной наркоторговли. Прямо противоположным образом развивалась ситуация в другой стране золотого треугольника – Афганистане. До середины семидесятых годов прошлого века использование опиумного мака в Афганистане носило, в основном, хозяйственный характер: сухая трава использовалась в качестве корма для скота, из семян варили мыло, из стеблей – растительные красители. Употребление опиума в качестве дурманящего средства строго контролировалось на уровне общин. Незначительная часть годового объема афганского опиума экспортировалась в Иран и Турцию – от 200 до 400 тонн. Говорить о наличии наркотического рынка в этот период афганской истории неправомерно. Ситуация изменилась в 1970-е годы, когда ряд событий, произошедших на протяжении всего одного десятилетия, нарушил хрупкий баланс, существовавший в Афганистане с 1929 года. В 1973 году находившийся на лечении в Италии король Захир-Шах был свергнут своим двоюродным братом премьер-министром Дауд Ханом. Через пять лет в ходе переворота 28 апреля 1978 года был убит Дауд Хан, а власть захватили две марксистские партии – таджикский Халк ("Народ") и пуштунский Парчам ("Знамя") – образовавшиеся в 1966 году в результате раскола Народно-Демократической партии Афганистана. Между лидером партии Халк президентом Тараки и его сподвижником из партии Парчам – Бабраком Кармалем возник конфликт, приведший к серии политических убийств и начале осенью 1979 года гражданской войны, не прекратившейся по сей день. В декабре 1979 года дворец нового президента Афганистана Хафизуллы Амина был захвачен советским спецназом и в декабре 1979 года в страну были введены советские войска. Противники кабульского режима и советских войск получали достаточно оружия и другой помощи, и не нуждались в опиумных доходах (в середине восьмидесятых годов помощь афганским моджахедам со стороны США, Китая, Пакистана и международных организаций превышала 300 млн. долларов в год, в то время как торговля наркотиками приносила не более 20 млн.), однако ослабление власти Кабула, как в центре, так и на местах, развязывало руки контрабандистам; крестьяне, обрабатываемые площади которых сократились из-за систематических бомбардировок и артобстрелов, были вынуждены заняться выращиванием более рентабельной культуры, чем традиционные для Афганистана злаковые (пшеница, кукуруза, ячмень, рис, пшеница, картофель, миндаль). Для сравнения – гектар опийного мака приносит такой же доход, как 40 гектаров хлопка. В первую очередь, выращиванием опийного мака и ректификацей опиума занялись в районах, населенных таджикским и пуштунским населением,– в Гильмендской долине, а также в районе городов Файзабад, Кундуз, Кандагар, Джелалабад и Фарах. Эти районы были удобны тем, что находились под контролем моджахедов и пакистанской армии. Дальнейшая переработка афганского опиума в морфий и героин осуществлялась в соседних странах, обладающих соответствующей химической промышленностью – Пакистане, Турции, Иране (до середины 1980-х), а также европейских странах – Франции и Италии. В 1980-е годы существовало два основных маршрута транспортировки опийных наркотиков (опия-сырца, морфия и героина): западный (Джелалабад – Кандагар – провинция Гильменд – Захедан – Тегеран – Тебриз – Стамбул – Европа) и южный (Пешавар – Карачи – морем или самолетом в Европу – на Ближний Восток – Азиатско -Тихоокеанский регион). Популярности южного маршрута способствовал тот факт, что в Пакистане проживает большая пуштунская диаспора (2 – 3 млн. человек), тесно связанная со своими родственниками в Афганистане. Менее популярным, но все равно значительным по объемам был маршрут пролегавший по территории Индии с перевалочным пунктом в пакистанском Суккуре. В течение 1980 годов пакистанская наркомафия сочла более выгодным переориентироваться с транспортировки сырья на его переработку и на поставки конечного продукта в ту же Европу и другие регионы. Постепенно Пакистан сам стал крупным региональным производителем героина и прекурсоров (компонентов для производства наркотика), а уже в начале 1980-х годов в северо-западной (город Читраль) и южной (Карачи) частях Пакистана была развернута сеть лабораторий по производству высококачественного героина.
Таким образом, в 1970-х – 1980-х годах были заложены основы нынешней инфраструктуры наркобизнеса на стыке восточных районов Афганистана и северо-западных Пакистана.
Система противоракетной обороны США USA National Missile Defense - NMD Достаточно интересный, на наш взгляд, материал "Система противоракетной обороны США" - его полный вариант размещен по адресу http://www.nationalsecurity.ru/library/00028/00028nationalmissiledefense.htm. Система противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки (ПРО США) (английское название - National Missile Defense - NMD) создаётся, согласно заявлениям американской администрации, для защиты территории страны от ракетного удара со стороны так называемых стран-изгоев, к которым в США относят, в частности, КНДР, Иран, Сирию и Ливию (ранее также Ирак). 23 июля 1999 года президент США Билл Клинтон подписал законопроект о создании Национальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки. Закон уполномочивал Пентагон (Министерство обороны США) разместить элементы системы противоракетной обороны (ПРО) для защиты всей территории Соединенных Штатов Америки от баллистических ракет вероятного противника тогда, когда это будет "технически возможно". Международное сотрудничество США привлекли к сотрудничеству в создании ПРО многие другие страны: ∙ Япония участвует в производстве и закупках противоракет типа "Эгис", "Пэтриот" и SM-3 (решение содействовать американской системе ПРО и разместить на своей территории элементы этой системы было принято после того, как в 1998 году КНДР запустила ракету "Тэп Хо Дон" (2000 км), перелетевшую территорию Японии и упавшую в Тихий океан). ∙ Израиль задействован в программе модернизации противоракет Arrow (28 июля 2004 здесь уже были проведены успешные испытания модифицированной системы ПВО Arrow II). ∙ Австралия заявила о поддержке американских планов. ∙ Канада ведёт переговоры с США о придании противоракетных функций командованию НОРАД, отвечающему за противовоздушную оборону США и Канады. ∙ Великобритания дала согласие на модернизацию американской РЛС системы раннего предупреждения в Файлингдейлс (Северный Йоркшир) и размещение здесь ракет-перехватчиков. ∙ Дания подписала договор о модернизации американской РЛС системы раннего предупреждения в Туле (Гренландия). ∙ Польша изъявила готовность разместить у себя рабочие противоракетные комплексы. Размещение ракет начинается 29 сентября 2004 объявлено об установке первых пяти ракет-перехватчиков системы ПРО США в пусковые шахты на базе Форт-Грили (Аляска) в рамках первого этапа развёртывания системы ПРО. Первый этап должен завершиться к 2007 году, когда на Аляске и в Калифорнии будет развернуто от 40 до 100 ракет-перехватчиков PLV/EKV, построена одна новая радиолокационная станция раннего предупреждения о ракетном нападении и модернизировано несколько действующих. Ожидаемые расходы составят $29,5 млрд. На втором этапе (до 2010 года) для обнаружения запусков баллистических ракет должно быть выведено на низкую околоземную орбиту 24 спутника STSS, а на геостационарную орбиту - два аппарата SBIRS. Это обойдется ещё в $21,8 млрд. На третьем этапе (до 2015 года) ещё 150 ракет-перехватчиков будет размещено в Северной Дакоте, на что придется затратить $13,3 млрд. Дополнительно $10,6 млрд понадобится для создания и вывода на орбиту других космических аппаратов. В начале октября 2004 года США, обеспокоенные появлением у Ирана ракет среднего радиуса действия, способных поражать цели на расстоянии 2 тыс. км., приняли решение ускорить развертывание системы ПРО в США и провели консультации с европейскими союзниками о размещении ракет-перехватчиков в Европе и включении их в зону действия американской ПРО. По мнению США, Иран не ограничится размещением на своих ракетах обычных боеголовок, а оснастит их ядерными боезарядами. А чтобы до этого дело не дошло, необходимо перекрыть поток ракетных и ядерных технологий, уплывающих в Иран, в том числе и из России. США считают, что некоторые российские компании и учреждения предоставляли Ирану помощь в создании ракет дальнего радиуса действия. Российская сторона это отрицает. 17 октября 2004 года британская газета Independent сообщила, что в мае того же года Джордж Буш получил "тайное принципиальное согласие" премьер-министра Великобритании Тони Блэра на размещение в Великобритании американских противоракет. Последние американские ракеты (крылатые ракеты средней дальности Tomahawk) были выведены с территории Великобритании в 1991 году. Ранее считалось, что британское участие в системе ПРО должно было свестись к размещению на базе Файлингдейлс (Северный Йоркшир) РЛС предупреждения о ракетном нападении. Испытания боевого лазера воздушного базирования 13 ноября 2004 года на авиабазе Эдвардс (Калифорния) проведено первое испытание боевого лазера воздушного базирования AL-1. Американцы начали работы по созданию боевого лазера воздушного базирования ещё в 1980-х гг. в рамках программы СОИ (Стратегическая оборонная инициатива - Strategic Defense Initiative). В 1983 году были проведены испытания по применению такого лазера против ракет класса "воздух-воздух". В дальнейшем усилия были сосредоточены на разработке более мощных наземных лазеров, которые позволяли бы уничтожать летящие баллистические ракеты. В настоящее время планируется включить боевые лазеры воздушного базирования в состав создаваемой системы ПРО. Эскадрилья самолётов, оснащённых этим вооружением, должна быть рассредоточена по всему миру вблизи потенциально опасных с точки зрения ракетной угрозы стран и находиться в постоянной готовности к взлёту для перехвата и уничтожения стартовавших баллистических ракет ещё до момента отделения от них боеголовок. Для проведения полной программы испытаний потребуется ещё три-четыре года. Отношение России Россия изначально заявляла о своём резко отрицательном отношении к разработке американской ПРО, считая её нарушением существующих американо-советских договоров об ограничении стратегических вооружений и систем ПРО. В частности, в связи с подписанием американо-датского договора о модернизации РЛС в Туле, Гренландия российский МИД заявил, что "в американскую ПРО объективно уже сейчас закладывается определенный потенциал, способный нанести ущерб российской безопасности", так что нельзя исключать возможность появления угрозы силам сдерживания России в перспективе. Основания для опасений дает само географическое расположение РЛС Туле. Если во главу угла системы ПРО ставить защиту от угрозы со стороны стран-изгоев, то зачем модернизировать радиолокационные станции системы раннего предупреждения, размещённые в Гренландии и Великобритании и направленные туда, где, по определению, трассы ракет этих стран проходить не могут? В связи с этим, говорится в заявлении МИД, Россия оставляет за собой право на ответные действия. Развитие противоракетной обороны Комментируя начавшееся размещение на Аляске ракет-перехватчиков, министр обороны России Сергей Иванов заявил 18 августа 2004, что он не рассматривает это как угрозу безопасности России. По его словам, в ответ на это Россия будет развивать свои ракетные войска стратегического назначения и космические войска, а также совершенствовать систему ПВО Москвы, которая входит в состав Командования специального назначения (КСН), созданного в сентябре 2002 на базе Московского округа ВВС и ПВО в качестве головного участка воздушно-космической обороны страны. Сейчас в состав КСН входят 16-я воздушная армия со штабом в Кубинке (Московская область), на вооружении которой находятся перехватчики МиГ-25 и МиГ-31, истребители МиГ-29 и Су-27, фронтовые бомбардировщики Су-24 и штурмовики Су-25, а также два корпуса ПВО (1-й в Балашихе и 5-й в Ржеве), оснащённые зенитными ракетными системами С-300ПМ, С-300ПМУ1 и С-300ПМУ2 «Фаворит». В 2005 на вооружение должен поступить первый образец нового комплекса С-400 "Триумф", который способен решать задачи как противовоздушной обороны, так и нестратегической противоракетной обороны. 18 августа 2004 командующий войсками КСН генерал-полковник Юрий Соловьев заявил, что концерн ПВО "Алмаз-Антей" занимается разработкой ракеты, которая могла бы осуществлять перехват и уничтожение целей "в ближнем космосе". Развитие МБР 1 ноября 2005 российскими военными был проведён уже шестой пуск межконтинентальной баллистической ракеты РС-12М1 "Тополь-М" в рамках испытания системы, создаваемой для преодоления американской ПРО. Утверждается, что манёвр, производимый боеголовкой по траектории её полёта на конечном участке, не позволяет осуществлять её перехват и уничтожение существующими системами ПРО. Пуск осуществлён с подвижной пусковой установки на испытательном полигоне Капустин Яр по расположенному в Казахстане десятому испытательному полигону Балхаш (Приозёрск). Ранее аналогичные пуски осуществлялись из Плесецка по камчатскому полигону Кура.
По заявлению командующего РВСН Николая Соловцова, оснащение регулярных частей ракетами РС-12М1 "Тополь-М" с новыми боеголовками должно начаться в 2006. Первый дивизион в составе 3 пусковых установок поступит в 54-ю ракетную дивизию (Тейково Ивановской области). В дальнейшем планируется закупать до 9 пусковых установок ежегодно. Новые боеголовки также планируется устанавливать на уже развёрнутые ракеты "Тополь-М" шахтного базирования и перспективные морские ракеты "Булава-30", создаваемые для вооружения атомных
подводных лодок проекта 955 "Борей".
3. Военная техника и технология на ресурсе www.nationalsecurity.ru Ядерное и термоядерное оружие СССР Публикация, которую мы продолжаем в рассылке и на сайте www.nationalsecurity.ru основана обширном конкретном материале, беспристрастно и объективно представляет разнообразную информацию, относящуюся к различным сторонам истории проведения ядерных испытаний в СССР. Авторский коллектив, состоящий из специалистов Министерства по атомной энергии Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Российской Академии наук, опираясь на данные наших архивов, сумел в открытом виде изложить основные научно-технические факты истории ядерных испытаний, особенности технологии их проведения, основные задачи, которые решались в программах ядерных испытаний, деятельность ядерных полигонов и вопросы, связанные с договорным процессом ограничения и запрещения ядерных испытаний. Наша цель состоит в предоставлении специалистам и общественности прямой информации по особенностям реализации программы ядерных испытаний СССР. Полный текст исследования с иллюстрациями, формулами, таблицами и т.д. размещен по адресу http://www.nationalsecurity.ru/library/00045/. Общие характеристики ядерных испытаний СССР Ядерное оружие является военно-техническим гарантом обеспечения национальной безопасности, ключевым фактором, определяющим особый военно-политический статус России как великой державы в современном мире. Ядерное оружие гарантирует получение противником неприемлемого ущерба в любых масштабных военных конфликтах, оно способно обесценить качество всех современных систем оружия, его потенциал исключал и способен исключить практическую возможность внешней агрессии в отношении России, откуда бы она ни исходила. Сохранение ядерных гарантий национальной безопасности в новом мире будет иметь для России первостепенное значение. Это значение определяется: ∙ существенно меньшими военно-техническими возможностями в области обычных систем оружия и людскими ресурсами России по сравнению с рядом других государств; ∙ нестабильной ситуацией на границах России и государств ближнего зарубежья; ∙ непредсказуемой политикой в отношении России на протяжении предстоящих ближайших десятилетий государств Запада и некоторых других стран (пример - расширение НАТО и возможность продвижения его ядерных комплексов к границам России); ∙ возможностью общего кризиса цивилизации, связанного с перенаселением, истощением ключевых природных ресурсов и ухудшением среды обитания, и попыток передела мира. Ядерный статус особенно важен для России в переходный период, пока не будет преодолен экономический кризис, не произойдет политическая консолидация общества и Россия не сможет использовать в мировой политике мощные экономические рычаги. Российская Федерация отказалась от порочной политики СССР антагонистического противостояния с США и другими странами Западного блока. Ядерное оружие России не направлено против какого-либо государства или группы государств современного мира, однако в случае возникновения реальных военных угроз оно способно выполнить свои функции гаранта безопасности по отношению к любому противнику. Мы полагаем, что в общих чертах такая ядерная политика характерна на данном этапе для всех ядерных государств, хотя существенные различия в геополитическом положении, экономической ситуации и военно-технических возможностях могут привести в перспективе к различным подходам в отношении будущего ядерного оружия в разных странах. Некоторые используемые термины: Приведем сначала смысловые значения используемой в данной главе терминологии, относящейся к ядерным испытаниям. Ядерное испытание - это целенаправленный эксперимент по исследованию параметров ядерного заряда (устройства), как правило, сопровождающийся взрывным выделением ядерной энергии (энергии деления и синтеза ядер). Для производства ядерного взрыва используется обжатие делящихся материалов энергией взрыва химических взрывчатых веществ (ВВ) (заряды на принципе имплозии); в ряде случаев ядерный взрыв обеспечивается объединением отдельных подкритических блоков с делящимися веществами (заряды на сближении). Взрывные эксперименты с ядерными зарядами, в которых не выделяется ядерная энергия, относятся к категории гидродинамических испытаний, и они не относятся к ядерным испытаниям, за исключением тех случаев, когда такой результат имел место в специально запланированном ядерном испытании. Взрывные эксперименты с ядерными зарядами, в которых количество выделенной ядерной энергии сравнимо с энергией химических ВВ заряда, относятся к категории гидроядерных испытаний и они также не относятся к ядерным испытаниям, за исключением тех случаев, когда такой результат имел место в специально запланированном ядерном испытании. Под двухстадийным ядерным зарядом (устройством) понимается заряд, состоящий из первичного модуля (ядерный заряд), ядерный взрыв которого обеспечивает обжатие и ядерный (термоядерный) взрыв вторичного модуля. Ядерные испытания нескольких зарядов, находящихся в пространственном объеме с диаметром не более 2 км, разделенные во времени интервалом не более 0,1 с, считаются одним ядерным испытанием. Этапы проведения ядерных испытаний В период 1949-1990 гг. СССР провел 715 ядерных испытаний и ядерных взрывов в мирных целях. Внутри этого периода можно выделить ряд этапов: I этап - с 29.08.49 г. по 03.11.58 г., был начат испытанием первой атомной бомбы СССР и закончен в связи с объявлением СССР (совместно с США) первого моратория на ядерные испытания; II этап - с 01.09.61 г. по 25.12.62 г., начался в связи с выходом СССР из первого моратория (вследствие обострения военно-политической ситуации, толчком к которой послужил инцидент с полетом самолета У-2 над территорией СССР в мае 1961 года) и закончился в связи с прекращением СССР атмосферных ядерных взрывов; III этап - с 15.03.64 г. по 25.12.75 г., был начат реализацией программы ядерных испытаний СССР в условиях действия Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах (СССР, США, Великобритания) и закончен в связи с прекращением СССР ядерных взрывов с энерговыделением выше порогового значения Е = 150 кг в соответствии с вступлением в действие Договора 1974 г. о пороговом ограничении мощности ядерных испытаний; IV этап - с 15.01.76 г. по 25.07.85 г., был начат реализацией программы ядерных испытаний СССР в условиях действия Договора о пороговом ограничении мощности ядерных испытаний и закончен в связи с односторонним объявлением СССР моратория на ядерные испытания; V этап - с 26.02.87 г, по 24.10.90 г.(с перерывом между 19.10.89 г. и 24.10.90 г.), представляет собой работу в условиях курса М.С. Горбачева на прекращение ядерных испытаний СССР. Этапы I и II могут быть объединены в один этап, условно называемый периодом "атмосферных ядерных испытаний", а этапы III , IV и V - во второй период "подземных ядерных испытаний". Общее энерговыделение ядерных испытаний СССР составило Eо = 285,4 Мт, в том числе в период "атмосферных ядерных испытаний" Eo = 247,2 Мт и в период "подземных ядерных испытаний" Ео = 38,2 Мт. Представляет интерес сравнить эти характеристики с аналогичными характеристиками программы ядерных испытаний США. В период 1945-1992 гг. США провели 1056 ядерных испытаний и ядерных взрывов в мирных целях (в том числе 24 испытания в Неваде совместно с Великобританией), которые также можно разделить на ряд этапов: I этап - с 16.07.45 г. по 14.05.48 г., был начат испытанием первой атомной бомбы США (Trinity) и закончен по внутренним причинам; II этап - с 27.01.51 г. по 30.10.58 г., начался первым испытанием на Невадском полигоне и закончился вступлением США в совместный мораторий с СССР 1958 года; III этап - с 15.09.61 г. по 25.06.63 г., начался в связи с выходом США из моратория вследствие обострения военно-политической ситуации и закончился вступлением в период, определяемый действием Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах; IV этап - с 12.08.63 г. по 26.08.76 г., начался в условиях действия Договора о запрещении ядерных испытаний в трех средах, а закончился в связи с началом действия Договора о пороговом ограничении ядерных испытаний; V этап - с 06.10.76 г. по 23.09.92 г., начался в условиях действия Договора о пороговом ограничении ядерных испытаний и закончился вступлением США в мораторий на ядерные испытания. Этапы I, II и III могут быть объединены в один этап, называемый этапом "атмосферных ядерных испытаний" (хотя значительная часть ядерных испытаний США в это время была проведена под землей), а этапы IV и V могут быть объединены в этап "подземных ядерных испытаний". Общее энерговыделение ядерных испытаний США составило Еo=193 Мт, в том числе в период "атмосферных ядерных испытаний" Ео=154,65 Мт и в период "подземных ядерных испытаний" Еo =38,35 Мт, Из сравнения общих характеристик ядерных испытаний СССР и США видно следующее: ∙ СССР провел в ~1,47 раза меньше ядерных испытаний, чем США, а полное энерговыделение ядерных испытаний СССР в 1,47 раза больше, чем полное энерговыделение ядерных испытаний США; ∙ в период атмосферных ядерных испытаний СССР провел в 1,5 раза меньше ядерных испытаний, чем США, а полная мощность ядерных испытаний СССР в 1,6 раза больше полной мощности ядерных испытаний США за этот период; ∙ в период подземных ядерных испытаний СССР провел в 1,46 раза меньше ядерных испытаний, чем США, при примерно одинаковом полном энерговыделении ядерных испытаний у обеих стран. Максимальная интенсивность ядерных испытаний СССР в "атмосферный период ядерных испытаний" приходится на 1962 год (79 испытаний); максимальная интенсивность ядерных испытаний США в этот период также приходится на 1962 год (98 испытаний). Максимальное годовое энерговыделение ядерных испытаний СССР приходится на 1962 год (133,8 Мт), а у США - на 1954 год (48,2 Мт). В период 1963-1976 гг. максимальная интенсивность ядерных испытаний СССР составляла 24 испытания (1972 г.), у США - 56 испытаний (1968 г.). Максимальное годовое энерговыделение ядерных испытаний СССР составляло в этот период 8,17 Мт (1973 г.), у США - 4,85 Мт (1968, 1971 гг.). В период 1977-1992 гг. максимальная интенсивность ядерных испытаний СССР составляла 31 испытание (1978, 1979 гг.), у США - 21 испытание (1978 г.). Максимальное годовое энерговыделение ядерных испытаний СССР составляло в этот период 1,41 Мт (1979 г.), у США - 0,57 Мт (1978, 1982 гг.). Из перечисленных характеристик динамики проведения ядерных испытаний можно сделать ряд выводов: ∙ в каждый новый этап ядерных испытаний (1949, 1963 гг.) СССР вступал с запаздыванием развития технологии проведения испытаний по сравнению с США; ∙ в 1962 году отставание СССР от США в возможностях проведения атмосферных взрывов было ликвидировано; при близком полном количестве испытаний (79 испытаний СССР, 98 испытаний США) полное энерговыделение ядерных взрывов СССР превышало полное энерговыделение ядерных взрывов США за этот год в ~ 3,6 раза; ∙ в 1964-1965 гг. количество ядерных испытаний СССР было в ~ 3,7 раза меньше количества ядерных испытаний, проведенных в эти годы США, а полное энерговыделение ядерных взрывов СССР уступало полному энерговыделению ядерных взрывов США в ~ 4,7 раза. В 1971-1975 гг. среднее годовое количество ядерных испытаний, проводившихся СССР и США, было уже близким (20,8 и 23,8 испытания), а полное энерговыделение ядерных испытаний СССР превышало в ~1,85 раза эту величину для ядерных испытаний США; ∙ в период 1977-1984 гг. (до политики М.С.Горбачева в отношении мораториев) среднее годовое количество ядерных испытаний СССР составляло 25,4 испытания в год по сравнению с 18,6 испытания в год США (т.е. превышало в ~1,35 раза); среднее годовое энерговыделение ядерных испытаний СССР составляло в этот период 0,92 Мт/год по сравнению с 0,46 Мт/год США (т.е. превышало в ~2 раза). Таким образом, мы можем говорить о ликвидации отставания и реализации определенных преимуществ в проведении ядерных испытаний СССР по сравнению с США в 1962 году, в 1971-1975 гг., в 1977-1984 гг. Развитию этого успеха помешал в 1963 г. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах, после 1975 года - Договор о пороговом ограничении мощности ядерных испытаний, после 1984 года - политика М.С.Горбачева. При сравнении программ ядерных испытаний СССР и США представляет интерес выделение ядерных испытаний в гражданских целях.
Программа США ядерных взрывов в мирных целях (программа Plowshare) проводилась в 1961-1973 гг. и насчитывала 27 экспериментов. В СССР было проведено в течение 1964-1988 гг. в общей сложности 124 промышленных взрыва и 32 ядерных испытания в интересах отработки промышленных зарядов.
4. Для изучающих английский язык Russia, Inc. (George H. Wittman, "The American Spectator", USA, 30th Aug. 2007) No one ever said that Vladimir Putin wasn"t smart. No one ever said he wasn"t a quick study. No one ever said he lacked management skills. It"s just that no one envisaged him as a business mogul. But that is exactly the latest operative psychology behind his and Russia"s swaggering. For Putin, the little boy from Leningrad who has always striven for respect, the time has arrived for him to demonstrate what a really big man he is. And it"s all possible because of the oil and gas revenue of Russia. In spite of Putin"s macho pretense, he knows he cannot challenge the United States militarily. But he does know that through Russia"s newly created wealth he has the political economic leverage to stand up to the West. Russia"s energy lifeline to Europe is a powerful instrument of coercion, even if only by the potential of its being cut off. In the same way the rather Hollywood bravura -- like placing the Russian national flag on the seabed of the oil and gas rich Arctic -- is the same as the announcement of a hostile takeover bid challenging existing claims of the other stockholders: Canada, the USA, Denmark, and Norway. Putin has found that being flamboyant in his actions -- such as insisting Russia had to alter its existing missile targeting -- was a preferred method of negotiation on American plans for an anti-Iran missile defense proposed for placement in Poland and the Czech Republic. This is not a strategic challenge; it"s a businessman"s ploy to scare off a perceived rival from setting up shop in "his" territory. In hard terms of military planning, threatening the Baltic States with missile targeting hardly adds anything new to the strategic equation. It does make good home office copy, though. Similarly, the announcement of the resumption of long-range reconnaissance by 14 Soviet era strategic bombers hardly brings a tremble to the U.S. Strategic Air Command. Nor the does the announcement that Russian Navy vessels may once again show their flag in the Mediterranean really bother the vastly superior NATO Southern Command. All this followed Putin"s personally announced intention to place a moratorium on the Cold War period"s arms control accord, the Conventional Forces in Europe Treaty. An experienced observer of international affairs would have to yawn a loud ho-hum at these tough guy poses. The big stick that Putin has to back up his relatively empty military strutting is the increasingly muscular Russian financial and business weaponry. Russia had an oil income of $170 billion in 2006 and substantially more is projected for "07, while having already built up an oil stabilization fund of $160 billion. Meanwhile, Russian muscle flexing has resulted in cuts to oil supplies to Germany of about one third in July and August -- without explanation. The Germans can replace the oil, but the unilateral breaking of the Russian contracts certainly raises concerns over Russian energy reliability. This whipsawing of their customers is a tactic that usually precedes a demand to alter existing agreements to the supplier"s (Russia"s) advantage. On the financial front Moscow shocked the International Monetary Fund (IMF) by attacking the former French finance minister who had been signaled as the next head of the fund. As a play to the smaller and emerging economies, the Russians put forward the ex-prime minister of the Czech Republic to take the job. By throwing a wrench into the nearly already settled matter of the next IMF managing director, Moscow has announced that it intends to use all of its newly gained status in the international economic community to exercise its political will. At the same time it is emphasizing its role as a nation of "free enterprise," the Russian government is tightening control over the country"s extractive industry sector (oil, gas, minerals) by playing off the private interests so as to place the resulting structure under greater government influence. Damned clever! They"ll get back their central control one way or another, and Putin"s "inside traders" will have the advantage. Putin has become very full of himself and the rest of his government reflects this self-infatuation. It is what is known in less technical terms as "big shot-itis." It"s a malady that affects sports stars, labor leaders, business tycoons and certain politicians, among others. All in all, the Russians" latest chest thumping is a clever way to exert influence beyond their actual national strength. The important thing to remember is that these are just the first stages of the Kremlin"s attempt to use economic wheeling and dealing as a political lever. Rebuilding its military is not far behind. So keep your eye on little old "Putkin" for the next several years -- whether in or out of office. That middle-aged guy of diminutive stature stripped to the waist in his flexed photo op isn"t just fishing for trout. He"s chairman of the board and CEO for life, and he"ll be around running Russia, Inc. for a very long while. George H. Wittman, a member of the Committee on the Present Danger, was the founding chairman of the National Institute for Public Policy. ПЕРЕВОД: Россия, Инкорпорейтед. (Джордж Уиттман (George H. Wittman), "The American Spectator", США, 30 августа 2007 ) Никто и никогда не отказывал Владимиру Путину в уме. Все признают, что он - человек обучаемый. Никто не сомневается в его управленческих способностях. Просто мы не воспринимаем его как "акулу большого бизнеса". Тем не менее, в психологическом плане именно с этой точки зрения следует рассматривать последние претенциозные шаги Москвы и самого российского президента. Для Путина - ленинградского парнишки, всегда жаждавшего добиться всеобщего уважения - наступило время, когда он может продемонстрировать, какой он стал "важной шишкой", и все это благодаря нефтегазовым доходам России. При всем своем "мачистском" позерстве Путин отлично понимает, что не в состоянии бросить вызов США в военном плане. Но знает он и другое: новообретенное богатство России дает ему в руки политико-экономическое "оружие" для противостояния Западу. Российские поставки энергоносителей, столь важные для Европы - мощный инструмент шантажа, даже если речь идет о гипотетической возможности их прекращения. Точно так же бравурные акции в голливудском духе - вроде установки российского флага на морском дне в богатой нефтью и газом Арктике - можно приравнять к заявлению о "недружественном поглощении", угрожающем интересам других акционеров: Канады, США, Дании и Норвегии. Путин обнаружил, что эпатажные демарши вроде заявлений о перенацеливании российских ракет - предпочтительный метод на переговорах об американских планах размещения в Польше и Чешской Республике объектов противоракетной обороны, направленной против Ирана. Речь здесь идет не о стратегическом вызове, а об уловке "бизнесмена", пытающегося отпугнуть предполагаемого конкурента, решившего начать деловые операции на "его" территории. С чисто военной точки зрения угроза нацелить ракеты на прибалтийские государства ничего не меняет в стратегическом балансе сил. Аналогичным образом, заявление о возобновлении дальних разведывательных полетов 14 стратегических бомбардировщиков, унаследованных от СССР, вряд ли заставит дрожать от страха генералов из Стратегического командования ВВС США. Да и известие о том, что корабли российского ВМФ, возможно, снова "продемонстрируют флаг" в Средиземном море, не вызовет реального беспокойства в штабе Объединенного южного командования НАТО - ведь Атлантический альянс обладает в этом регионе подавляющим превосходством в силах. Еще раньше Путин лично объявил о намерении ввести мораторий на соблюдение условий одного из соглашений по контролю над вооружениями времен "холодной войны" - Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Опытного специалиста по международным отношениям эти воинственные позы могут лишь заставить зевать от скуки. "Большая дубинка", которой Путин может подкрепить эти, по сути пустопорожние, жесты в военной сферы - все более мощный финансово-экономический "арсенал" России. В 2006 г. доходы от российского нефтяного экспорта составили 170 миллиардов долларов, а в этом году, по всем прогнозам они будут еще выше. Москва уже создала из этих средств стабилизационный фонд в 160 миллиардов долларов. Тем временем, российская "игра мускулами" привела в июле и августе к сокращению поставок нефти в Германию примерно на треть - причем делалось это без каких-либо объяснений. Немцы, конечно, в состоянии компенсировать дефицит из других источников, однако одностороннее нарушение контрактных обязательств вызывает вопросы относительно надежности России в качестве поставщика энергоносителей. Подобные трюки поставщики обычно проделывают с клиентами перед тем, как потребовать изменения действующих договоренностей в свою пользу. На финансовом направлении Москва ошеломила Международный валютный фонд, выступив против бывшего министра финансов Франции, который должен его возглавить. Стремясь потрафить малым государствам и странам с переходной экономикой, россияне выдвинули альтернативную кандидатуру экс-премьера Чехии. Ставя палки в колеса в уже практически решенном вопросе о новом директоре-распорядителе МВФ, Москва дает понять, что намерена сполна использовать свое укрепившееся положение в международном экономическом сообществе, чтобы навязывать собственную политическую волю. При всех разговорах о том, что Россия стала страной "свободного предпринимательства", государство усиливает контроль над добывающим сектором (нефтью, газом, минеральным сырьем), стравливая между собой частных игроков с тем, чтобы победитель оказался под более сильным влиянием властей. Чертовски изобретательно! Это позволяет убить сразу двух зайцев: восстановить централизованный контроль над экономикой и позаботиться о выгоде путинского "ближнего круга". Путина в последнее время переполняет ощущение собственной значимости, и президентское самолюбование проявляется в действиях всего государства. Проще говоря, речь идет о "синдроме важной шишки": этот недуг поражает спортивных звезд, профсоюзных лидеров, магнатов большого бизнеса, да и некоторых политиков. В целом же последние громогласные акции России представляют собой хитроумный способ оказывать на события большее влияние, чем позволяет ее реальный потенциал. Важно не забывать, что это лишь первые попытки Кремля использовать экономические манипуляции в качестве политического рычага. И реальное укрепление российских вооруженных сил - отнюдь не за горами. Поэтому в ближайшие несколько лет стоит внимательно следить за повзрослевшим "Путькой" - независимо от того, останется он президентом, или уйдет. Этот немолодой уже человек невысокого роста, раздевшийся по пояс для фотосессии с удочкой в руках, ловит не только форель. Он занимает пожизненную должность председателя правления и генерального директора "России Инкорпорейтед", и остается у руля всерьез и надолго. Джордж Уиттман - член Комитета по борьбе с реальной опасностью (Committee on the Present Danger), один из основателей и первый председатель Национального института публичной политики (National Institute for Public Policy) |
В избранное | ||