← Апрель 2005 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
12
|
14
|
15
|
16
|
17
|
|
18
|
19
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней 9 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.e-english.ru
Открыта:
28-02-2005
Адрес
автора: economics.education.socialsciences-owner@subscribe.ru
Статистика
-176 за неделю
Восьмой выпуск рассылки Социология и Политические науки
Информационный Канал Subscribe.Ru |
-------------- Начало Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------
1. Новости:
∙ Большинство работоспособных мужчин в России либо безработные, либо хронические алкоголики.
∙ Информационная безопаcность России в условиях глобального информационного общества.
2. Последние материалы, опубликованные на socialsciences.narod.ru:
∙ Взгляды и концепции региональной безопасности в СССР в период консервативного курса Брежнева.
3. Высказывания президента США в разделе... юмор!
Цитата дня:
"Эта администрация делает все,
чтобы завершить безвыходное положение эффективнейшим способом.".
(Джордж Буш мл.)
Добрый день, Уважаемые Подписчики!
Добрый день, Уважаемые Подписчики! Я рад приветствовать вас в восьмом выпуске рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. Меня не может не радовать, что для все большего числа наших подписчиков становится хорошей традицией начинать утро среды с чтения нашей рассылки. Рассылка выходит регулярно всегда в одно и то же время - в ночь на среду. Если Вы подписались недавно, то пожете ознакомиться с предыдущими выпусками в АРХИВЕ РАССЫЛКИ по адресу http://subscribe.ru/catalog/economics.education.socialsciences.
Уважаемые подписчики, сегодняшний выпуск рассылки я начну не совсем обычно. Не с вопросов национальной безопасности, новостей научных конференций или обсуждения переброски войск НАТО к границам России.
Наша сегодняшняя беседа начнется с вещей более произаических и значительно более важных для каждого из вас. Постоянное общение со студентами в ходе преподавания на старших курсах Московского государственного университета и ваши письма показывают, что ваши интересы интересуют не ограничены общественными науками. Основная проблема, стоящая перед старшекурсниками, выпускниками и молодыми специалистами, - это проблема трудоустройства. При этом под трудоустройством понимается не просто запись в трудовой книжке, а полноценная работа, приносящая значительный стабильный доход, позволяющая вести жизнь на достойном уровне: содержать семью, жить в отдельной квартире, эксплуатировать хорошую машину, весело и полноценно отдыхать, также радовать себя и близких другими приятными мелочами жизни.
Анализ статистики анкет подписчиков на мою рассылку показывает, что большинство из вас являются старшекурсниками (23%), только что закончили ВУЗ или заканчивают его в этом году (48%), недавно получили степень кандидата наук (15%). При этом свой уровень доходов они оценивают как низкий (13%), ниже среднего (25%), средний (56%), т.е. совершенно явно не удовлетворены своим уровнем жизни и заинтересованы в смене работы.
Как же не пустить молодые годы коту под хвост? Как совместить возможность заниматься любимым делом с теми приятными жизненными мелочами, о которых я упомянул выше? Мои жизненные наблюдения, в том числе и за судьбой своих однокашников, показывают, что, сожалению, ни суперпрестижное образование в лучших российских или западных ВУЗах, ни красный диплом, ни трудолюбие сами по себе не являются гарантией жизненного успеха.
Жизненный путь у каждого свой, и универсальных рецептов не существует. Мы не будем обсуждать случаи, когда трудоустройство выпускника вне зависимости от его личных качеств обеспечивает такой суперработодатель, как папа, дядя или мамин двоюродный брат. Мы обсудим общие закономерности, и одна из них - это широкий спектр профессиональных качеств, которыми обладает человек.
Давайте посмотрим с точки зрения работодателя. Что же является самым важным при выборе сотрудника? Не буду говорить за всех, но могу поделиться собственным опытом: когда я выбираю сотрудника, я, в первую очередь, смотрю на то, что он умеет. Ответ кажется очевидным, но очень мало из тех, кого мне приходится видеть на собеседованиях, задумывается об этом. Работодатель - это покупатель, я покупаю 40 часов времени этого человека в неделю, и, как и любой другой покупатель, я хочу получить больше за свои деньги. Больше навыков, больше способностей, больше функций, которые может выполнять данный человек. В ходе работы (если это, конечно, эта работа - бери больше, кидай дальше, пока летит - отдыхай или круглое - катить, квадратное - кантовать) сотруднику приходится выполнять разные функции. Мне совсем не хочется нанимать одного сотрудника, который умеет немного читать, второго, который умеет немного писать, и еще одного, чтобы он присматривал за этими интеллигентами. Я хочу иметь сотрудника, которому можно поручить дело: и он сам найдет источники на нескольких языках, составить на компьютере базу данных, подготовит презентацию, сделает тираж на ризографе и отвезет документы на служебной машине по делам. Такой сотрудник и зарплату получает за всех тех, на чьем найме я сумел сэкономить. Опыт моего общения с другими хозяевами собственных бизнесов или руководителями отделов кадров говорит, что их мнение по данному вопросу не сильно отличается от моего. При этом сотрудник не должен быть универсальным секретарем, главное, за что он получает у меня деньги - это его основная специальность, та, которая указана в его дипломе. Работа не по специальности, за редким исключением, мера вынужденная и хороших денег не приносит.
Все эти соображения и привели меня к мысли, что некоторые выпуски рассылки будет целесообразно начинать с материалов, позволяющих вам не только расширить свой кругозор в области социологии и политологии, но и навести вас на мысли о превращении полученных в ВУЗе, аспирантуре или на дополнительных курсах знаний в реальные доходы. И именно поэтому мне кажется, для вас окажется полезной информация, так или иначе связанная с расширением кругозора и спектра профессиональных знаний и умений.
Продвинутый English
Рассылка "Продвинутый English" для тех, кто имеет базовые знания английского языка, может читать по-английски. В рассылке вы найдете нюансы грамматики, цитаты известных авторов, разбор текстов с акцентом на выражения, которые надо запомнить, повторение пройденного материала. Ваш словарный запас увеличится нужными для общения выражениями, и Вам будет легче понимать носителей языка, т.к. у авторов рассылки есть практика общения с англоговорящими иностранцами и для рассылки выбираются слова и фразы современного английского языка, которые часто употребляются. Убедитесь сами!
Психологическая литература
Новинки психологической литературы, которые можно встретить в интернет и не только. Обзор популярной и специальной литературы по психологии. Ссылки, рекомендации, возможность скачать или купить. Все, что Вы хотели знать о психологии... Кроме того, Вы сможете получить бесплатную консультацию квалифицированного психолога on-line.
Вы можете ознакомиться с архивом рассылки http://subscribe.ru/archive/culture.news.literatura.
Flash MX
С помощью данной рассылки Вы узнаете много интересного о работе с программой Flash MX. Представленная информация рассчитана прежде всего на тех, кто только начинает осваивать программу Flash MX. Вы научитесь многому: от рисования простейших объектов, до создания полноценного анимированного клипа или приложения. Опытные flash-аниматоры и flash-программисты также найдут для себя много интересного в этой рассылке, например создание логической игры Puzzle и многое другое.
3. Новости
Большинство работоспособных мужчин в России либо безработные, либо хронические алкоголики
Россия умирает. Об этом сообщил сегодня министр по региональному развитию Владимир Яковлев. Он рассказал, что за последние два года население России сократилось на 1 миллион 700 тысяч человек.
Большинство работоспособных мужчин в России либо безработные, либо страдают хроническим алкоголизмом, - заявил он.
Как выяснилось, только в 17 российских регионах в прошлом году наблюдался прирост населения. Причем своеобразным "всероссийским роддомом" стала Чечня, которая прочно удерживает первое место по рождаемости. Между тем, по официальным данным, безработица в республике достигает 70 %. Если отбросить домыслы по поводу того, чем чеченцы занимаются во время затянувшегося досуга, то можно порассуждать о том, как в Чечне обстоит дело со статистикой. Достаточно вспомнить, как здесь считали, например, результаты последних выборов президента России. Мало того, что явка здесь составила около 90 % (в среднем по стране – около 65 %), но в некоторых районах - что примечательно, горных, - она доходила за 107 %.
Пока в Чечне растет молодое поколение, в остальной России "в бой идут одни старики". По словам Яковлева, до 60 % граждан - старики, дети и инвалиды. Между тем средняя смертность в стране составляет в год 16 человек на 1 тыс. россиян, что уже через полвека приведет к сокращению населения на треть. В очередной раз подтвердился известный еще со времен Н.А. Некрасова (помните, про "женщин в русских селениях"?) факт: едва ли наших дам можно называть слабым полом. "Мужская смертность в четыре раза выше женской", - сообщил министр. Причем около 30% смертей связаны с народной русской забавой – злоупотреблением алкоголем. Правда и живые пока мужчины оставляют желать лучшего. "Из 20 млн работоспособных мужчин 1 млн - в тюрьме, 4 млн - "под ружьем", 5 млн - безработные, 4 млн - хронические алкоголики, 1 млн - наркоманы", - заявил Яковлев, не уточнив, чем занимаются оставшиеся 5 миллионов.
В этой ситуации не может не вызывать удивление расхождение с цифрамы Госнаркоконтроля, так как согласно заявлениям Виктора Черкесова, в стране от 4 до 6 млн. наркозависимых, при том, что пробовали наркотики или употребляет их время от времени 15 млн. человек; при этом практически все наркозависимые - это лица от 14 до 30 лет.
Надо сказать, что слова министра вызывают еще один вопрос: надо ли понимать включение в этот прискорбный список российских солдат и офицеров так, что по своему состоянию они не сильно отличаются от наркоманов и алкоголиков?
Во всей этой безрадостной картине есть светлое для граждан пятно. Дожившим до 2010 г. молодым россиянам для поступления в ВУЗ уже не придется платить взятки, сдавать ЕГЭ и идти на прочие ухищрения. Дело не в образовательной реформе - просто конкурс через пять лет благополучно снизится до одного человека на место.
По словам Яковлева, одной из главных демографических проблем страны стала массовая эмиграция. Министр сообщил, что между переписями 1989 г. и 2000 г. страну покинули 5,4 млн человек. "Это больше, чем в революцию и Гражданскую войну", - сообщил чиновник.
Информационная безопаcность России в условиях глобального информационного общества
Информационная безопаcность России в условиях глобального информационного общества - Под таким названием в Москве прошла VII Всероссийская конференция "Инфофорум-7". Это традиционное мероприятие, собирающее два раза в год ведущих специалистов в области информационной безопасности, представителей компаний, работающих на этом рынке, а также руководителей государственных органов самого разного уровня.
Организаторами конференции выступили аппарат Совета безопасности РФ, Комитет Государственной думы ФС РФ по безопасности, правительство Москвы, Ассоциация российских банков, журнал "Бизнес и безопасность в России".
Современная ситуация определила круг рассматриваемых на форуме вопросов. На сегодняшний момент существует опасность использования передовых информационных технологий в террористических целях. Такое положение обусловлено постоянным сужением поля деятельности сил международного терроризма вследствие активного проведения многими государствами мира, в том числе и Россией, антитеррористических операций и относительной незащищенностью информационной инфраструктуры от действий серьезных злоумышленников. Сегодня атакам террористов могут подвергнуться особо важные объекты инфокоммуникаций в энергетике, на транспорте, в финансовой сфере, а также система государственного управления. Понимание реальности подобной угрозы требует создания адекватных мер противодействия и широкого обсуждения в профессиональной среде складывающейся ситуации, определения направлений работы и выбора эффективных решений, чему и был посвящен прошедший форум.
В нынешнем году исполняется пять лет с момента принятия в июле 2000 г. на встрече глав "Большой восьмерки" Окинавской хартии глобального информационного общества и утверждения в сентябре того же года Президентом России Владимиром Путиным Доктрины информационной безопасности Российской Федерации. Упомянутые события определили стратегическое направление развития современных инфокоммуникаций России.
Итогам прошедшего пятилетия и задачам обеспечения информационной безопасности нашей страны в условиях глобального информационного общества посвящено выступление помощника секретаря Совета безопасности РФ В. Шерстюка.
Он подчеркнул, что в течение последних пяти лет внутри страны активно развивается инфраструктура единого информационного пространства. Кроме того, отечественные информационные и телекоммуникационные системы и сети связи реально интегрировались в мировое информационное пространство. IT-технологии сегодня эффективно используются в деятельности практически всех организаций и учреждений, государственных органов и значительной части физических лиц. С целью осуществления государственной политики в этой сфере принята и реализуется Федеральная целевая программа "Электронная Россия".
Немаловажно, что значительное развитие получило отечественное производство аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля их эффективности. Объем упомянутого сегмента российского рынка увеличивается ежегодно почти на 30 %, что в целом соответствует темпам развития данного сектора за рубежом.
Созданы необходимые регулирующие факторы государственного воздействия на информационные процессы и информатизацию: нормативно-правовое обеспечение этой сферы, системы лицензирования и сертификации информационных продуктов и услуг, инфокоммуникационных систем и сетей связи, технологий.
Вместе с тем на конференции было отмечено, что, несмотря на заметные достижения последних лет, уровень развития отечественной информационной сферы все еще достаточно низкий. По оценкам специалистов, Россия отстает от развитых стран на 10–15 лет.
Таким образом, назрела необходимость ускорения развития отечественной индустрии по производству конкурентоспособной продукции в области информатизации, телекоммуникации и связи, так как 95 % систем, развернутых на территории Российской Федерации, созданы на базе зарубежных информационных продуктов.
Высокие достижения в инфокоммуникационной сфере в России вызвали адекватный интерес к ней со стороны киберпреступности. Проблемы развития киберпреступности и методы противодействия ей осветил в своем докладе начальник Управления "К" МВД России Е. Я. Якимович. Он отметил, что общее количество зарегистрированных в 2004 г. преступлений, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации, по сравнению с 2003 г. выросло на 2341 и достигло цифры 13 261. Только за восемь месяцев прошлого года выявлено более 800 тыс. попыток проведения компьютерных атак на официальные информационные ресурсы органов государственной власти, из них более 69 тыс. — на официальное Интернет-представительство Президента Российской Федерации.
На территории России криминальная обстановка в сфере телекоммуникаций по?прежнему сложная. Наличие огромного спроса на услуги связи при их относительно высокой стоимости способствовало дальнейшему росту преступности в данной области, причем на новом организационном и технологическом уровне. В России получили распространение такие противоправные действия, как роумерское мошенничество и неправомерный доступ к телекоммуникационным ресурсам цифровых мини-АТС, имеющих выход в общегосударственную телефонную сеть. Остается значительным количество преступлений, связанных с несанкционированным доступом к ресурсам компаний-операторов сотовой связи и каналам коммерческого спутникового телевидения.
В настоящее время в России, как и во всем мире, стала актуальной проблема так называемого спама — массовой рассылки электронных сообщений, в основном рекламного характера, не запрошенных получателями. По прозвучавшим оценкам, объемы финансовых потерь колеблются в пределах от 120 до 200 млн. долл. в год.
Компьютерная преступность "взрослеет". Подростки до 20 лет составляют лишь 17 % от общего числа правонарушителей. Основную же массу (70 %) составляют лица от 20 до 35 лет. Следует отметить, что 63 % от общего числа преступников имеют высшее или неоконченное высшее образование, что говорит о высоком интеллектуальном уровне противодействующей стороны. Меняются и мотивы правонарушений. Если раньше компьютерные преступления совершались в основном подростками из хулиганских либо экспериментаторских побуждений, то в настоящее время преобладает, как правило, корыстная мотивация.
В ходе VII Всероссийской конференции "Инофорум" прошло отдельное заседание, посвященное перспективным биометрическим технологиям для нового российского паспорта. Специалисты в области IT-безопасности констатировали возрастающий интерес к упомянутому вопросу. В настоящее время Россия, в числе ведущих мировых государств, планирует ввести для своих граждан электронные паспорта с автоматизированным контролем биометрических параметров владельца. Новые технологии должны обеспечить автоматизацию идентификации человека по дактилоскопическому рисунку на пальцах рук, рисунку радужной оболочки глаз и другим биометрическим признакам, занесенным в электронный паспорт.
Для обеспечения целостности информации, содержащейся в электронном паспорте, предполагают ввести в такой документ электронную цифровую подпись органа МВД, выдавшего его. Это означает, что в ближайшей перспективе мы получим не обычный паспорт с биометрическим приложением, а юридически значимый документ, который может храниться на любом машиночитаемом носителе информации в качестве полноценного паспорта.
Последовательное объединение разных данных существенно повышает надежность биометрической аутентификации. Новые биометрические технологии обеспечивают высокую стойкость к атакам подбора, что позволит использовать их в том числе и для высоконадежной взаимной аутентификации граждан в среде Интернета. В дальнейшем необходимость в дистанционной биометрико-криптографической аутентификации будет постоянно возрастать.
На конференции было особо подчеркнуто, что Россия, как и США, является одним из мировых лидеров в области разработки технологий преобразования нечетких биометрических образов в однозначный цифровой код.
В настоящее время решается задача по дополнению международных паспортов России машиночитаемыми биометрическими данными их владельцев. Однако задача стоит значительно шире — создание национальной концепции электронных паспортов и удостоверений личности в соответствии со стратегическими интересами России, а также участие в создании международных стандартов по биометрической идентификации.
Помимо прочего, на конференции обсуждали вопрос правового регулирования отношений, связанных с использованием персональных данных. Главная проблема на сегодня заключается в отсутствии в российском законодательстве однозначного определения таких основополагающих понятий, как "персональные данные" и "информация о гражданах". Действующие законодательные акты относят к первому понятию самые различные параметры, которые зачастую не позволяют идентифицировать личность гражданина и что, в свою очередь, допускает возможность использования поддельных документов. Отсутствие четкого юридического определения понятия "персональные данные" может привести к неправомерному их использованию и усложняет процесс формирования правового режима защиты подобной информации.
Кроме того, на тематических заседаниях "Инфофорума" рассмотрен широкий круг других актуальных вопросов: обеспечения информационной безопасности в кредитно-финансовой сфере; стандартизации и совместимости средств защиты информации при создании систем информационного взаимодействия государства, организаций и граждан; правового регулирования в сфере информационной безопасности, аудита систем информационной безопасности и др.
В рамках конференции состоялось награждение лауреатов Профессиональной премии в области информационной безопасности по итогам работы специально сформированного Экспертного научного совета "Инофорума".
Конференция собрала более 750 специалистов и заинтересованных лиц, в течение двух дней обсуждавших наиболее актуальные вопросы. Следующее аналогичное мероприятие пройдет летом 2005 г. в рамках первой в стране профессиональной выставки, посвященной проблемам информационной безопасности. Словом, в недалеком будущем при поддержке ФСБ России, ФСТЭК России, Росинформтехнологии России, МВД России, Генштаба ВС РФ и других федеральных организаций откроется I Московская международная выставка-форум "Инфофорум-2005".
4. Последние публикации на ресурсе
Взгляды и концепции региональной безопасности в СССР в консервативного курса Брежнева
В исcледовании Фролова А.В. "Взгляды и концепции региональной безопасности в СССР и России", размещенной по адресу (http://socialsciences.narod.ru/library/00013/) анализируется эволюция взглядов советского, а затем и российского руководства, на проблемы региональной безопасности страны. Детально показана эволюция основных внешнеполитических подходов по проблемам национальной и международной безопасности в региональных
рамках. В нашем сегодняшнем выпуске рассылки приводится начало первой части исследования, посвященное периоду ленинско-сталинского руководства с 1917 по 1953 года; для того, чтобы прочитать статью полностью, перейдите по ссылке ниже.
>>> ПЕРЕЙТИ К СТАТЬЕ >>>
В конце 1964 г. недовольные волюнтаризмом Хрущева его товарищи по Политбюро свергли Первого секретаря КПСС, и страну возглавил Л. Брежнев. Во внутренней жизни начался период так называемого коллективного руководства, что отразилось на всех аспектах жизни страны и на внешней политике в частности. Брежнев в основном не принимал самостоятельных решений, их вырабатывали Политбюро и больше аппарат.
В политике Советского государства наступил консервативный период, когда высшие должностные лица устали от произвола или волюнтаризма одного человека и несколько перераспределили функции в пользу коллективизма, а точнее аппарата.
Тем не менее, в вопросах региональной безопасности многое сохранилось от Хрущева - сбалансированные отношения с несоциалистическими соседями и продолжение наведения мостов с арабскими странами в противовес Израилю - на дальних подступах к СССР.
Отношения с непосредственными соседями - Ираном, Турцией и Афганистаном вступили в определенный период стабильности, а региональные угрозы для Советского руководства отодвигались на значительное удаление от границ СССР на юг.
С другой стороны, в мире постепенно вырисовывалось новое противоборство между двумя крупнейшими социалистическими странами - СССР и Китаем. Советское руководство все больше начинали волновать границы с Китаем. Теперь Китай мог бросать вызовы СССР и соцлагерю не только своей маоистской пропагандой и идейным внедрением в слаборазвитые страны, но и чисто военными средствами, например, в Юго-Восточной Азии.
СССР беспокоило то, что Китай начал претендовать на лидирующую роль в революционном движении в третьем мире и, таким образом, становился откровенным соперником СССР. Поначалу соперничеству с Китаем не придавалось особое значение,и только в 70-е годы к нему стали относиться всерьез. Вместе с тем, причинам и развитию советско-китайского противоборства уже было уделено значительное внимание советской и зарубежной научной литературой, поэтому его при рассмотрении данной темы можно вынести за скобки.
Сдерживая Китай и сохраняя стабильность вдоль других своих границ, СССР продолжал стремиться расширять зоны своего влияния повсюду в мире, оттесняя империалистов и, прежде всего СШA.
США уже прочно стали главным врагом СССР в мире, «главным тормозом на пути к миру и прогрессу». Теперь основная шахматная партия между ними разворачивалась на Ближнем Востоке. В глобальном плане однозначная ставка СССР на противостоящие Израилю арабские страны была вполне объяснима: арабов почти сто пятьдесят миллионов, евреев - около двух с половиной. Арабский мир подвижен, революционен, в то время как Израиль - консервативен и буржуазен. Считалось, что, делая ставку на арабский мир и обрекая империализм на израильскую ставку, СССР получал огромные преимущества в стратегическом плане. При умелом использовании арабского фактора можно было сделать эти страны просоветскими и одновременно нанести удар мировому империализму, выбив у него энергетическую базу - нефть.
Относительно региональных угроз СССР, конечно же, внимательно следил за обстановкой у южных границ. Продолжалась прежняя линия по нейтрализации «империалистического крена» у Ирана и Турции путем предоставления им экономической помощи и даже небольших политических уступок. После визита Предсовмина СССР А. Косыгина в Турцию осенью 1966 г. Москва заняла более протурецкую позицию в кипрском вопросе.
С Ираном отношения развивались даже лучше. Летом 1965 г. шах посетил СССР, а в январе 1966 г. Иран получил заем на сумму 290 млн. долл. на строительство промышленных объектов. К 1967 г. экономическая помощь СССР странам северного яруса составила почти 780 млн. долл. Москва начала зондировать почву на предмет поставок этим странам своей военной техники. С Ираном было достигнуто соглашение примерно на 100 млн. долл. на поставку последнему зенитных средств и бронетранспортеров, хотя эти поставки носили явно тактический характер. Одновременно было достигнуто соглашение с Пакистаном о поставках 130-мм орудий.
Позиция СССР по региональной безопасности развивалась в темном взаимодействии с развитием общетеоретических разработок, касающихся вопросов перехода от капитализма или даже низшей феодальной формации к социализму. Советская теория однозначно считала социализм более высокой формацией по сравнению с капитализмом. Следовательно, любой переход от капитализма к социализму рассматривался как прогресс, а наоборот - как регресс. СССР, как авангард прогрессивных сил человечества, брал на себя задачу содействовать мировому общественному прогрессу и, соответственно, всеми средствами препятствовать реакции.
Любой уход развивающейся страны с курса на социалистическую ориентацию в сторону свободного рынка, демократизации рассматривался как регрессивный переворот, как угроза, которой СССР должен препятствовать, где политико-экономическими, где пропагандистскими, а где и военными средствами. И если «империализм рассматривал национально-освободительные движения как наименее устойчивое звено мирового революционного процесса», то и СССР рассматривал их как тесто, из которого можно лепить и то и то, в том числе своих союзников.
Выступая в Академии общественных наук ЦК КПСС в июне 1964 г., видный партийный функционер Б. Пономарев говорил о Юге так: «Огромные крестьянские массы Востока все больше вовлекаются в сведение счетов с империализмом и внутренней реакцией. Они рвут с идеологией рабства, забитости... Но они еще не обрели ясности политической цели». Эту цель, как замышлялось, должен был указать Советский Союз. «Вопрос о союзе с НОД, - писал по этому поводу крупный советский теоретик в области отношений с развивающимися странами замзав. международным отделом ЦК КПСС К.Брутенц,- теперь это вопрос дальнейшего наступления на империализм, на мировой капитал в целом во имя их ликвидации».
Подобного рода суждения разделялись всеми советскими лидерами. Главный теоретик КПСС М. Суслов назвал развивающиеся страны «активной силой в борьбе за... прогресс всех народов», а стремление империализма «преградить дорогу к социализму», по его словам, было «равносильно противодействию силам самой природы». «Сковать политику агрессии в любых ее проявлениях и в любом районе земного шара - такую задачу выдвигает и решает вместе с другими миролюбивыми государствами наша страна»,- говорил министр иностранных дел СССР А. Громыко на сессии Верховного Совета СССР в 1968 г.
На начальном этапе брежневского периода (60-е - начало 70-х гг.) существовавшая система в СССР еще не была охвачена тем глубоким социально-политическим и экономическим кризисом, который стал парализовывать ее в 80-е годы. Социализм еще развивался поступательно: на XXII и XXIII съездах ЦК КПСС отмечался неуклонный рост экономической мощи страны, ее оборонного могущества, в то время как глубинные кризисные явления еще плохо просматривались даже дотошными западными экспертами. Советский Союз продолжал вести с империализмом заочный спор на второстепенных направлениях, соблюдая определенную преемственность.
Одним из важных второстепенных направлений стал Ближний Восток. Арабо-израильская война летом 1967 г. внешне вроде бы привела к поражению поддерживаемых Советским Союзом арабов. С другой стороны, именно в поражении арабов и крылись огромные преимущества СССР. После этой войны США стали больше ассоциироваться с Израилем. Эту линию советская пропаганда стала всячески поддерживать, желая окончательно склонить на свою сторону огромный арабский мир, «который следовало вооружать перед лицом новой агрессии агрессивных кругов Израиля и их западных покровителей». «Американские политологи и журналисты утверждают, - писал советский специалист-ближневосточник Л. Медведко,- будто израильская война вспыхнула вопреки желаниям США. Но факты говорят о другом. Нападение Израиля было совершено не только с ведома, но и при прямом поощрении США из-за ширмы, сотканной из лживых слов американских дипломатов».
После войны 1967г. СССР официально встал на сторону арабских стран и приступил к их вооружению. Он впервые начал массированные поставки оружия вне социалистического лагеря: 50 истребителей СУ-7 и 125 МИГ-21, 500 средних танков - Египту, истребители МИГ-17 и МИГ-21 - Сирии. Если в 1966 г. военный экспорт СССР составил примерно 400 млн. долл., то на следующий год скакнул за 700 млн. долл.
При всем этом, военная победа арабов над Израилем вряд ли являлась целью политики СССР в регионе. Советское руководство тонко понимало важность Израиля для США и Запада, что ради защиты этого государства США готовы пойти на многое, вплоть до применения ядерного оружия и в целом проводили осторожную линию. Начиная поставки оружия, Москва намеревалась не только расположить арабские страны к себе, но и добиться военных льгот в этих странах, развивать с ними экономическое сотрудничество и постепенно, шаг за шагом социализировать их, тем самым меняя общее соотношение сил на мировой арене в пользу социализма.
Известный советский теоретик в области развивающихся стран Р.А. Ульяновский делал вывод, что «освободительное движение в целом идет к марксизму-ленинизму, а не от него и не против него». В перспективе СССР хотел бы видеть во всех этих странах своих союзников. Тот же Р. Ульяновский проводит мысль, что «развивающиеся страны тоже должны быть солидарны с СССР». Вместе с тем исследователи отмечали и ряд новых моментов в брежневской региональной политике.
Израильский автор Э.Карш, оценивая советские доктринальные взгляды того периода, отмечал, что впервые после II мировой войны, примерно с 1966 г. СССР стал больше склонен к вмешательству в локальные войны, по крайней мере, по двум причинам: СССР достиг ракетно-ядерного паритета с США, и, кроме того, США, увязшие во Вьетнаме, вряд ли могли позволить втянуться еще в одну локальную войну по защите своих ставленников против ставленников Советов. С подобной мыслью можно согласиться и добавить, что к этому периоду времени Советский Союз смог создать достаточно сильный военно-морской флот, разместить его в Средиземном море и Индийском океане - инициатива, начатая еще Хрущевым с 1964 г.
В 1968 г. Главком ВМФ адмирал В.Горшков совершил поездку по ряду стран бассейна Индийского океана, что американцы расценили как советский ответ развертыванию ПЛАРБ США в водах этого океана в 1964 г. и начало новой военно-морской стратегии СССР.
Известный американский советолог Вернон Аспатурян назвал советское поведение после 1967 г. «самоуверенным». По его мнению, эта самоуверенность в делах третьего мира основывалась на убежденности Москвы в правильности своих теоретических прогнозов относительно активизации антиамериканских революционных движений, сил и режимов. Другой американский советолог Эд. Уорнер писал, что объективно укреплению позиций СССР в третьем мире способствовал и тот факт, что новым независимым и еще далеким от демократии странам нравилась жесткая Централизованная советская модель общественного устройства, централизованная государственная экономика. Им был полезен советский опыт защиты правящего режима и даже далеко не чуждо мессианство страны Советов.
Одним словом, по сравнению с главным противником - США Советский Союз к концу 70-х гг. выглядел в преимущественной позиции в третьем мире. Сместив острие борьбы против империализма в зону третьего мира, Советский Союз делал все зависящее, чтобы не допустить выхода из его орбиты других соцстран.
Опыт отношении с Китаем, Албанией, Югославией, да и с Румынией, руководство которой по ряду вопросов международной политики занимало особую позицию, заставлял СССР быть особо бдительным. В силу этого он крайне болезненно отреагировал на нарождающиеся перемены в Чехословакии в 1967 г. Не последнюю роль в его последующих действиях вызвали стратегические соображения: в случае выхода ЧССР из Варшавского договора, как полагала Москва, НАТО через Германию получало бы возможность прямого выхода на советские границы, и, таким образом, завоевывавшаяся годами глубокая буферная зона оказывалась бы прорванной. Кроме того, это нанесло бы удар и по советской теории прогресса и регресса в развитии человечества. Все это предопределило решение Москвы на военное вторжение в Чехословакию осенью 1968 г. и силовое решение конфликта.
Брежневское руководство в отношении большинства стран третьего мира, которые должны были играть важную роль в противодействии империализму, в целом начало проводить более прагматичную линию. Она выражалась в меньшем акцентировании внимания на местных компартиях и развитии отношений с правящими националистами постольку, поскольку они могли быть полезны в противодействии империализму, в то время как компартии могли только осложнять отношения СССР с развивающимися странами.
Эта точка зрения нашла отражение и в теории. Р.А. Ульяновский, в частности, говоря о допустимости союза с националистами, считал, что национальная буржуазия необязательно выступает в революции как контрреволюционная сила. Согласно его теории, коммунисты не могут вести революцию потому, что в третьем мире «подавляющая часть населения - безземельное и малоземельное крестьянство, и обездоленные пауперизированные низы города», а, кроме того, «традиции - религиозные, племенные, национальные, кастовые лишь кое-где подорваны». Далее он проводит еще одну интересную мысль: «Группировки политической власти (как правило, выходцы из национальной интеллигенции, офицерства) - несколько обособлены от общественных классов, часто не связаны нерасторжимыми узами ни с одним из классов». То есть, тем самым, как бы оговаривалась перспективность работы с новыми руководителями в плане их дальнейшего перехода на социалистический путь развития.
В военной области в период брежневского руководства американские эксперты подметили интересную особенность: Южный ТВД для советского руководства с точки зрения приоритетности занимал едва ли не пятое место по сравнению с другими стратегическими направлениями (Европа, Дальний Восток, Китай). Возможно, что при Брежневе реальный социализм, достигнув пика своей мощи, уже мало опасался региональных угроз или просто не ожидал их вблизи собственных границ. «Советы, тем не менее, - писал Михаэл Мак Гвайр, - не могли игнорировать тот факт, что в случае войны он мог стать более важным, а в мирное время его политическая текучесть... позволяла Советскому Союзу весьма гибко трактовать свои боевые задачи на этом имеющем большую протяженность ТВД, что он не мог себе позволить на других стратегических ТВД». Советский Союз, исходя из стратегических позиций, сохранял значительную свободу военно-политического маневра на южном направлении.
В 1969 г. СССР выдвинул идею создания системы коллективной безопасности в Азии. Помимо чисто пропагандистской направленности идея находилась в соответствии с теорией постепенного естественного ослабления капитализма, если его особенно не провоцировать, но и не позволять ему осуществлять «регрессивные преобразования».
Словом считалось, что Запад в принципе способен силой повернуть вспять социалистические преобразования в Азии, а если он не вмешается, то плод дозреет, и страны рано или поздно придут к социализму. Предлагавшаяся система имела цель «защиты азиатских государств не только от угрозы войны и агрессии, но и от посягательств на их суверенитет и территориальную целостность, недопущение вмешательства во внутренние дела азиатских государств» - то есть сковать Запад в Азии.
Кроме того, СССР рассчитывал своими инициативами вызвать эрозию прозападных блоков СЕАТО и СЕНТО. «Народам Азии и Африки, - писал Р. Ульяновский, - мир нужен для того, чтобы не растрачивать усилия на конфликты,а полностью поставить их на службу экономического и социального прогресса.
Примерно с конца 60-х годов на Западе стали говорить о так называемой доктрине Брежнева. Суть ее состояла в том, что «мирное сосуществование представлялось особой формой классовой борьбы». Оно, по мнению Брежнева, являлось лишь частью революционных средств коммунистического движения в борьбе за установление социалистических правительств повсюду в мире. Особая роль в новой доктрине Брежнева отводилась национально-освободительному движению как союзнику по ликвидации империализма.
Однако западные аналитики не нашли точной взаимосвязи между декларативными заявлениями Брежнева и действительной активизацией военной помощи со стороны СССР разного рода революциям. Реально они усмотрели одно: доктрина положила начало веренице договоров Советского Союза о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи с рядом стран третьего мира - Египтом в мае 1971 г., Индией - в августе 1971 г., Ираком - в апреле 1972 г., Сомали - в июле 1972 г., Анголой - в октябре 1976 г., Мозамбиком - в марте 1977 г., Вьетнамом и Эфиопией - в ноябре 1978 г., Афганистаном - в декабре 1978 г., НДРЙ - в октябре 1979 г.
Однако Москва в плане реального воплощения доктрины в третьем мире, равно как и в вопросах военного сотрудничества с развивающимися странами Москва не имела особенно четкой линии. Остается лишь догадываться о той внутренней борьбе по этим проблемам, которая велась в кулуарах Кремля. Еще живы были приверженцы сталинской линии, сторонники хрущевской позиции. Известно, например, что первый секретарь МГК КПСС Н.Егорычев в 1967 г. был снят со своего поста во многом из-за того, что он выразил несогласие со слабой
военной поддержкой Советским Союзом Египта.
>>> ДАЛEE >>>
5. Юмор - Бушизмы
Продолжаем публикацию Бушизмов :-)
Волейболисткам из Небраски:
So on behalf of a well-oiled unit of people who came together to serve something greater than themselves, congratulations.
Ну, и от имени хорошо смазанной группы людей, пришедших сюда вместе служить кое-чему более великому, чем они сами, поздравляю!
My administration has been calling upon all the leaders in the Middle East to do everything they can to stop the violence, to tell the different parties involved that peace will never happen.
Моя администрация призывает всех лидеров Ближнего Востока сделать все, что в их силах, чтобы остановить насилие, сказать всем партиям, вовлеченным в это, что мира никогда больше не будет.
Those of us who spent time in the agricultural sector and in the heartland, we understand how unfair the death penalty is.
Те из нас, кто был занят в сельскохозяйственном секторе и жил в глубинке, - мы понимаем, насколько несправедлива смертная казнь.
I think there is some methodology in my travels.
Я думаю, имеется некоторая методология в моих поездках.
Бразильскому президенту:
Do you have blacks, too?
У вас тоже есть чернокожие?
Прим. Бразилия - страна с самым многочисленным чернокожим населением из неафриканских государств.
Africa is a nation that suffers from incredible disease.
Африка - это нация, страдающая от неправдоподобной болезни.
It would be a mistake for the United States Senate to allow any kind of human cloning to come out of that chamber.
Это было бы ошибкой сената Соединенных Штатов позволить любому человеческому клонированию выйти из этой палаты.
We must have the attitude that every child in America — regardless of where they're raised or how they're born — can learn.
У нас должна быть позиция: все дети в Америке - независимо от того, где они росли или КАК они были рождены - могут учиться.
Over 75 percent of white Americans own their home, and less than 50 percent of Hispanos and African Americans don't own their home. And that's a gap, that's a homeownership gap.
Свыше 75% белых американцев имеют собственные дома, и менее 50% мексиканцев и афроамериканцев не имеют собственных домов. И это дефицит, это дефицит домовладельчества.
Прим. Латиноамериканцы - Hispanics; а Hispanos-ы - очень редкое в англ. яз. слово, означающее "новые мексиканцы" - потомки от браков испанцев с коренным населением Америки.
We've tripled the amount of money — I believe it's from $50 million up to $195 million available.
Мы утроили количество денег - думаю, с $50 млн. до $195 млн. доступно.
When your econоmy is kind of ooching along, it's important to let people have more of their own money.
Когда ваша экономика - сплошные ахи да охи, важно позволять людям иметь побольше своих собственных денег.
We're concerned about AIDS inside our White House...
Мы озабочены СПИДом внутри нашего Белого Дома...
We understand where the power of this country lay. It lays in the hearts and souls of Americans. It must lay in our pocketbooks*.
Мы понимаем, где лежит сила этой страны. Она лежит в сердцах и душах американцев. Она должна лежать в наших бумажниках*.
Прим. * - портативных компьютерах :-)
The suicide bombings have increased.
Самоубийственные бомбежки усилились.
О телефонном вампиризме:
A vampire is a cell deal you can plug in the wall to charge your cell phone.
Вампир - это звонок, который вы можете подключить к стене, чтобы подзарядить ваш мобильный телефон.
I know what I believe. I will continue to articulate what I believe and what I believe — I believe what I believe is right.
Я знаю, чему я верю. Я буду продолжать ясно формулировать, то чему я верю. А верю я вот вот чему – я верю, что то, чему я верю, верно.
Прим. Брррр... Пришлось пожертвовать точностью ради смысла, которого и так с гулькин нос.
I am mindful not only of preserving executive powers for myself, but for predecessors as well.
Я забочусь о сохранении исполнительных полномочий не только для себя, но и для своих предшественников.
This administration is doing everything we can to end the stalemate in an efficient way.
Эта администрация делает все, что в наших силах, чтобы завершить безвыходное положение эффективнейшим способом.
The California crunch really is the result of not enough power-generating plants and then not enough power to power the power of generating plants.
Треск Калифорнии - результат нехватки электростанций, а потому нехватки энергии снабдить энергией электростанции.
Прим. На английском звучит круче: power to power the power.
She is a member of a labor union at one point.
Она член профсоюза в одном месте.
We're working with Chancellor Schroder on what's called 10-plus-10-over-10: $10 billion from the U.S., $10 billion from other members of the G7 over a 10-year period, to help Russia securitize the dismantling — the dismantled nuclear warheads.
Мы сейчас работаем с канцлером Шредером над тем, что назвали «10 плюс 10 на 10»: $10 млрд. от США плюс $10 млрд. от стран Большой семерки на 10-летний срок, чтобы помочь России обезопасить демонтаж демонтированных ядерных боеголовок.
There's no doubt in my mind that we should allow the world worst leaders to hold America hostage, to threaten our peace, to threaten our friends and allies with the world's worst weapons.
Вне всяких сомнений, мы не должны позволять худшим мировым лидерам держать Америку в заложниках, угрожать нашему миру, угрожать нашим друзьям ХУДШИМ В МИРЕ ОРУЖИЕМ.
Peоple say, how can I help on this war against terror? How can I fight evil? Yоu can dо so by mentoring a child; by gоing into a shut-in's house and say I love you.
Каждый себя спрашивает: чем я могу быть полезен на этой войне против террора? Как я могу побороть зло? Вы можете сделать это, воспитывая ребенка, или, входя в дом к больному человеку со словами: «Я люблю тебя.»
There may be some tough times here in America. But this country has gone through tough times before, and we're going to do it again.
И здесь, в Америке, бывают жестокие времена. Но эта страна давно пережила такие времена, и мы собираемся сделать это снова.
Прим. Ups! I did it again...
There's no bigger task than protecting the homeland of our country.
Не имеется большей задачи, чем защита родины нашей страны.
Прим. Родина Соединенных Штатов - это Европа?
I promise you I will listen to what has been said here, even though I wasn't here.
Я обещаю вам, что выслушаю, о чем здесь говорилось, даже если меня здесь не было.
...cоllecting vital intelligence оn terrorist threats and on weapоns of mass prоduction.
...сбор разведданных о террористических угрозах и оружии массового производства.
Прим. Эх, бомбы, ракеты... Ширпотреб, одним словом.
There's no cave deep enough for America, or dark enough to hide.
Не существует пещеры, достаточно глубокой для Америки, или достаточно темной, чтобы спрятаться.
I'm a patient man. And when I say I'm a patient man, I mean I'm a patient man.
Я терпеливый человек. И когда я говорю, что я терпеливый человек, я имею в виду то, что я терпеливый человек.
Прим. ОК. Все понял. На сегодня прекращаю цитировать :-)
-------------- Окончание Рассылки СОЦИОЛОГИЯ и ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ --------------
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: economics.education.socialsciences |
Отписаться |
В избранное | ||