Владимир Бершадский
прислал интересные материалы о языческих словах в славянских языках.
Выкладываю его материалы на сайте в виде файлов для скачивания. Файл
1. Файл 2.
От подробных комментариев пока откажусь (нет времени), но думаю, что не
стоит абсолютно всё возводить к семитским корням. Например, слова
СВАДЬБА, СВАТАТЬ, СВАТ имеют никак не семитские корни, даже если они и
схожи с еврейским образованиями.
Слово СВАДЬБА (др.-рус. сватьба) происходит от слова СВАТАТИ, а то в
свою очередь напрямую связано со словом СВАТЪ - "свой" (*sue-: *suo-).
Корень этот общеиндоевропейский и известен во всех индоевропейских
языках. Что касается балто-славянской общности, то в литовском он
встречается в слове svetys - "гость", "чужак", в латышском - svešs -
"чужой". Видимо, для славян важно было в свате то, что он готов стать
своим. Кстати, и слово СВОЯК (более раннее по образованию, чем СВАТЪ)
имеет тот же корень.
Я буду рада, если Вы поделитесь своими соображениями по поводу
приведенных материалов.
Продолжаем говорить о славянском язычестве. Если у славян были
божества, то, наверняка, выделялся и жреческий класс. Правда, положение
жрецов в славянском обществе очень сильно отличалось от того, что было
в Древнем Риме или в Древней Греции. Кроме того, служители различались
не по тому, какому божеству служили, а по тому, чем они занимались.
Верования славян
Часть 5
Служители языческих богов и языческие храмы
Любое
вероисповедание предполагает обряды, совершение которых
поручается избранным людям, которые считаются посредниками между людьми
и духом или божеством. В язычестве такие люди назывались волхвами или
жрецами. Эта группа людей выделилась не сразу: первоначально исполнял
языческие обряды и приносил жертвы старейшина рода, затем – князь.
Волхвы знали «черты и резы» и с их помощью составляли календари,
хранили историю племен, всевозможные мифы и предания. В составе
жреческого сословия было много различных категорий. А.А. Бычков
приводит следующие:
«Лигушоны – низшие служители
славянского языческого культа в литовских и прусских землях. Обаянники – фокусники,
которых призывали или посещали, «хотяше некая от них увидеть
неизреченная». Кудесник – совершал
разные заклинания и чародейственные обряды, в кудесы (бубны) бия и
предвещая будущее. Шаман. Сновидцы – рассеивали в
народе разные предзнаменования на основании виденных ими снов и
уверяли, что они приняли извещение свыше. Волхвы – во время
народных бедствий толковали народу причины несчастия, часто указывая на
каких-либо лиц, называя их виновниками и обрекая народному мщению. Облакопрогонники –
волшебники, которые повелевали дождем и ведром и через то самое могли
приносить урожай и неурожай. Волкодлаки – могли
вызывать затмение солнца. Ведунами и ведуньями называли лиц обоего пола,
знавших тайную силу управлять обстоятельствами. Зелейщики – знатоки силы
трав и кореньев, знахари. Ворожеи – привораживали
жениха и невесту. Вежливец – знахарь,
которому поручается оберегать молодых от порчи, дурного глаза и прочего
зла. Дока – исцеляющий болезни
и снимающий порчу мастер своего дела (1). Кобники – служители
культа, присматривающие за статуей бога и участвовавшие в обрядах
жертвоприношения» (2).
Существовали волхвы – хранители,
которые изготовляли различные амулеты – обереги и изображения богов.
Волхвы – кощунники были
сказителями «кощун», древних преданий и эпических сказаний. Их называли
также баянами – от глагола
«баять» – рассказывать, петь, заклинать. Кроме волхвов-мужчин,
существовали и волхвы-женщины. Это были колдуньи, ведьмы (от «ведать» –
знать), чаровницы, «потворы».
Жрецы пользовались уважением народа и правителей. Они селились в
капищах, у освященных деревьев и святых источников и питались остатками
жертв, приносимых божествам.
Объявление: У Вас появилась возможность, зарегистрировавшись на сайте
RusFAQ в качестве посетителя, задать вопросы, касающиеся русского языка
и происхождения слов. Если же Вы зарегистрируетесь еще и в качестве
эксперта, то сможете сами отвечать на задаваемые вопросы.