Доброго
времени суток, уважаемые подписчики!
Июнь - время сессии, время, когда студенты уседно учат и
успешно сдают, а преподаватели уже не учат, но спрашивают, спрашивают и
спрашивают. Впрочем, свободного времени ни у тех, ни у других нет
совершенно, поэтому с рассылкой мы с Вами входим в заявленный
изначально режим: один раз в неделю. Но думаю, что это не так уж и
страшно, ведь началось лето. Солнышко и жара не дают засиживаться
подолгу у компьютера. И тем не менее мы с Вами продолжим разговор о
славянах.
На протяжении нескольких выпусков мы с Вами говорили об общих вопросах
славянской филологии, а сегодня начнем серьёзный разговор об их
верованиях.
Верования славян
Часть 1
Славяне, как и любой другой
народ, прошли несколько стадий в своих религиозных представлениях.
Изучение их началось сравнительно недавно. Первые попытки оценить
религиозные взгляды славян можно найти в работах В.Н. Татищева и Н.М. Карамзина. Однако более
детальное изучение религиозных воззрений славян началось только в
середине XIX века и связано с такими именами, как архимандрит Гавриил, митрополит Макарий
(Булгаков), Г.Г. Шпет, Н.А.Бердяев, Г.В. Флоровский, Г.П. Федотов
и др. Естественно, изучалось этими учеными христианство, а не
язычество. Читать дальше...
Славянское язычество берет свое
начало в глубокой древности и основывается на первобытных воззрениях,
верованиях, обрядах, общих для всего человечества. На основе подобных
воззрений развились все позднейшие мировые религии. Можно много
говорить об истории славянства, развитии их языков и стран, но без
анализа язычества мы вряд ли сможем понять славянскую идеологию, как
средневековую, так и современную.
Славянское язычество не является чем-то замкнутым, раз и навсегда
застывшим. Менялся жизненный уклад славян, их занятия, а вместе с ними
– и их представления о происхождении мира и человека. На протяжении
своего существования эволюционировало и язычество – поклонение силам
природы. Но не происходило полной замены одного типа веры на другой: на
элементы дуалистического анимизма
наслаивались элементы культа Рода и
Рожаниц, на них – элементы антропоморфных
богов, на них – элементы
христианства. Монотеистическая христианская церковь за
тысячелетие
существования у славян сама впитала элементы язычества. Народ переносил
функции своих богов на новых христианских святых. В святом Илье
отчетливо прослеживается образ Перуна,
в святой Параскеве – образ Мокоши, в святом Власии – образ Велеса. Божества, возникшие в
определенных условиях, со временем обрастают новыми функциями, их имена
подменяются другими, обрастают добавочными эпитетами, может
измениться и их место в пантеоне, как и их первичная функция. Читать дальше...
В следующем выпуске рассылки мы продолжим разговор о славянском
язычестве и подробно остановимся на комогонических мифах, то есть
мифах, рассказывающих о том, как славяне представляли себе
происхождение мира и людей. Объявление: У Вас появилась возможность, зарегистрировавшись на сайте
RusFAQ в качестве посетителя, задать вопросы, касающиеся русского языка
и происхождения слов. Если же Вы зарегистрируетесь еще и в качестве
эксперта, то сможете сами отвечать на задаваемые вопросы.