Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Искусство мышления


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Искусство мышления   93   2011-05-20 11:51

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещено окончание книги Шалвы Александровича Амонашвили «Как любить детей» (Опыт самоанализа), а также один раздел «Искусство мышления» из книги «Дети и Учение Махатм» в качестве анонса следующих публикаций. В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, библиотеки, другие интересные ресурсы, информацию о фестивале "Москва встречает друзей!" Всего Вам самого светлого!

Ш.А.Амонашвили

Как любить детей

(Опыт самоанализа)

Бог есть Любовь,

и пребывающий в любви

пребывает в Боге,

и Бог в нём.

Св. Апостол Иоанн

Люблю неправых в жизни

излечить Любовью.

Живая Этика

Заповедь: люби ближнего своего –

это гармония, простор, свобода.

Глянь вокруг – улыбнись!

 Януш Корчак

Если учитель имеет только Любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только Любовь к ученику,

как отец, мать, он будет лучше того учителя,

который прочёл все книги, но не имеет любви

ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе

Любовь к делу и ученикам,

он – совершенный Учитель.

Лев Николаевич Толстой

Возлюби Ребёнка.

Возлюби его сильнее, чем самого себя.

Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.

Всего себя отдавай детям

и только тогда сможешь именоваться

Учителем.

Василий Александрович Сухомлинский

В Любви

Ребёнок находит

вдвое больший источник роста.

Иоанн Генрих Песталоцци

Дорогой коллега!

Вопрос – как любить детей – вечен для педагогики. Но не для педагогики как академической науки, а педагогики как уникального единства науки и высокого искусства, как образа жизни, как состояния духа. Обидно, что педагогическая наука не стремится к синтезу с педагогическим искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным двигателем поступательного развития нашего общества.

Но еще обиднее, когда она вовсе противоречит искусству воспитания, в основе которого лежит безграничная любовь к детям. Мы не сможем решить наши насущные жизненные проблемы гуманной педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к тому, как школе нужно любить детей. Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв

духовной,

мудрой,

одухотворяющей,

жертвенной

любовью воспитателей и учителей к детям, ученикам.

Для гуманной педагогики это аксиома.

Но нужно еще понять – как, именно как любить детей и каждого Ребёнка, чтобы любовь стала самой действенной и доброй силой воспитания. Сколько нас – учителей и воспитателей на Земле, столько же ответов мы можем получить на этот вопрос как. Если каждый из нас тысячу раз возвращался бы к осмыслению качества своей любви к детям, я полагаю, мы бы постигли мудрость педагогической любви. Наверное, это и стало бы для нас самым высшим профессиональным достижением.

Много раз я читали прекрасную книгу Януша Корчака – «Как любить ребёнка», читаю и перечитываю «манифест» Василия Александровича Сухомлинского – «Как любить детей». И, размышляя над идеями этих мыслителей, я решил заглянуть в свой внутренний мир и заняться самоанализом.

Я обращаюсь к книгам как к Небесам

Да, Любовь для меня есть самая сущностная Истина и на Земле, и во всей Вселенной. Любовь есть Бог. Я это знаю. Но я всё ещё очень далёк от той тридцатой высшей ступеньки лестницы Иоанна Лествичника, которая называется Любовью и которой завершается восхождение духовной сущности человека на Земле. Я это тоже знаю. Знаю ещё, что сколько бы я и впредь не прожил, всё равно, постичь полноту любви не успею. Тем не менее, стремлюсь к недостижимому, и потому часто спешу к Мудрым Книгам, Книгам Жизни. Я обращаюсь к ним как к небесам, задаю вопросы, и они отвечают мне. Но смогу ли я осознать весь смысл ответов.

– Что есть Любовь? – спрашиваю я у Книг Жизни.

Они мне отвечают:

– Любовь есть ведущее, творящее начало всего сущего на Земле и во Вселенной.

– Любовь есть истинная реальность.

– Великая Любовь заложена в основании Космоса. Ею пронизано, ею движется всё, что только существует в виде Добра и Красоты, Созидания и Восхождения, Вечности и Беспредельности, Видимого и Невидимого, Проявленного и Непроявленного.

– Земля сотворена Любовью и для Любви.

– Человек создан для постижения Любви, для возвышения до её вершины, создан для того, чтобы научился он Любить и творить по законам Любви.

– Любовь есть двигатель расширения сознания.

– Через Любовь люди найдут своё место в Космосе.

– Любовь нужна для пути в Беспредельность.

– Любовь есть ключ к пониманию необходимости движения.

– Без Любви нет продвижения и невозможно понять движение.

– Любовь есть венец Света.

– Что может сделать Любовь? – спрашиваю я.

Книги Жизни отвечают:

– Любовь может созидать миры.

– Любовь строит храмы.

– Любовь и знания все превозмогут.

– Любовь – мощь преодоления.

– Любовь – целебный родник неиссякаемый.              

– Любовь укажет границу установления Новой Жизни.

– Каждый предмет изучается только при Любви.

– Каждая трудность побеждается только силою Любви.

– Никакое рассуждение не даст того огня, который возжигается искрою чувства Любви.

– Скажите мне о качестве Любви! – прошу я у Книг Жизни.

Они объясняют:

– Нужно, прежде всего, осознать беспредельность Любви: она, как и Вера, как и Преданность, не имеет границ.

– Любовь, могущая двигать мирами, не походит на любовь над болотом, где гниют кости пережитков.

– Любовь, Подвиг, Труд, Творчество хранят восходящее стремление. Смотрите, какие прекрасные привходящие понятия они заключают в себе: какая же Любовь без самоотвержения, Подвиг без мужества, Труд без терпения, Творчество без самосовершенствования.

– Есть любовь задерживающая и Любовь устремляющая. Первая – любовь земная, а вторая – Любовь Небесная. Но какое множество созиданий разрушено первой, такое же множество окрылено второй. Первая знает ограничения пространства и сознания, но вторая не нуждается в мерах земных. Она не затруднена расстояниями и суждениями о смерти. Первая знает мир как планету, а перед второй открываются все миры. Вторая Любовь – Любовь устремляющая – идёт как по физическому миру, так по Небесному, Огненному Миру. Она зажигает сердца для радости высшей и тем нерушима.

Я обращаюсь к Небесам:

– В чем человечество нуждается?

И на меня льётся каскад пожеланий и наставлений, как оживляющий и очищающий майский дождь.

– Человечество нуждается в осознании Огня Любви.

– Люди даже не замечают, что их подвалы полны злобы.

– Сердце, изгнавшее жестокость, познает добро и восполнится Великодушием и Любовью.

– Ничего на земле не зажжёт огонь сердца, как Любовь. Любовью зажжёте свет Красоты и действием явите миру спасение духа.

– Сердце, преисполненное любви, будет творящим, мужественным и устремлённым.

– Полюбите каждодневность, она закаляет дух и даёт мужество помыслить о нескончаемости цепи трудовых веков.

– Советуем людям Любить и укрепляться чувством Преданности.

– Помогайте всему, что стремится к усовершенствованию.

– Вместо враждебной невежественности лучше покажите Любовь к познанию.

– Преуспейте Любовью.

– Высшая Религия учит не страху, но Любви.

– Познавайте, где стремление к Любви и где страхование грехов, где Любовь к восхождению, и где беспокойство сомнения.

– Нужно полюбить качество Жизни. Малейшая утрата качества подавляет все поступательные движения.

– Пылайте Сердцем и творите Любовью.

– Пусть внутри Сердца теплится Лампада Любви.

Это не красивые фразы, а сокровенные знания. Я не в состоянии разобраться в них до глубины, до полной ясности. Но моё сердце чувствует, что Бог всё измеряет Любовью, каждого земного человека проверяет по тому, смог ли он научиться любить ближнего своего, смог ли он возвыситься до любви врагов своих.

Небеса проводят мне экзамен, их очередь задавать мне вопросы.

Они спрашивают:

– Когда человек преисполнен Любовью, разве существует препятствие?

– Нет, конечно! – отвечаю уверенно.

– Но может ли Любовь существовать с предательством?

– Нет! – восклицаю я.

– Где она – Любовь творящая?

– Во мне, во мне! – твержу я.

– Среди величия миров разве можно пребывать в злобе, убийстве, в обмане?

– Нет, нет... Грех, позор!

– Но что же среди земных средств может противостоять тьме?

– Только Любовь, только Огонь Любви! – радуюсь я.

– Какая Огненная Любовь вселится в искушённое сердце?

– Никакая, никакая...

– Может ли полюбить сердце, в котором злоба и жестокость?

– Нет, не может...

– А сомнение?

– Там, где истинная Любовь, нет места сомнению...

– А если осуждение?

– Там, где зародится осуждение, нет полной любви.

– Если земная любовь уже творит чудеса, как же умножит силы Небесная Любовь?

Я ищу меру: может быть, стократно, может быть, тысячекратно? И догадываюсь:

– До беспредельности…

– В чём твоё оружие?

Отвечаю без запинки:

– В Совершенной Любви.

Жду: скажут ли мне Небеса, как я прошёл экзамен. Но Небеса молчат.

Видимо, я должен догадаться сам: какая есть во мне Совершенная Любовь.

Мой клубок любви

Что я вынес из прошлого?

В детстве не раз наблюдал, как бабушка из овечьей шерсти пряла нить и накручивала в клубок. Он рос и становился всё больше и больше, как детский мяч, а потом кончалась шерсть.

Из прошлого я вынес вот этот клубок, но не шерсти, а любви. Я и впредь буду наматывать на него опыт любви, насколько позволят мне жизнь и силы.

Что в этом клубке, какие выводы, какие обобщения?

Я отдаю отчёт тому, что моя любовь вовсе не совершенна. И, вообще, я только начинаю карабкаться по лестнице Иоанна Лествичника; потому до тридцатой – вершинной ступеньки, которая знаменуется Совершенной Любовью, мне уже не успеть подняться.

Тем не менее, в моём клубке любви есть нечто такое, что позволяет мне дарить детям уроки, общаться с учителями, писать книги, высказывать свои мысли и верить.

Да, я верю, что мир сотворён Творцом-Богом. Верю, может быть, больше, чем тот, который верит, что мир есть случайное производное от хаоса.

Историческая культура моего грузинского народа привела меня к Православному Христианству. Потому мне близки и понятны идеи христианской Любви, и я стремлюсь к ней.

Учусь любить ближнего.

Учусь любить врагов своих. Хотя давно уже никого не воспринимаю как врага своего.

Учусь прощению и просить прощения. Давно простил всех, кто когда-либо причинял мне зло, и попросил прощения у всех, кому, может быть, я причинил зло. Хотя с верою могу повторить слова Януша Корчака: «Я никому не желаю зла. Не умею. Не знаю, как это делается».

В моём клубке любви есть особая полоска, которая вплетается в мою жизнь с начала 50-х годов: эта цветная, голубая, как мечта, полосочка есть моя сознательная любовь к детям. Вначале она зарождалась как чувство, которое привязывало меня к ним, а со временем совершенствовалось как искусство.

Я всё глубже познавал мудрость:

Любовь надо нести детям с любовью, красиво и изящно, чтобы они приняли её и воспитывались.

Учительская, педагогическая любовь более утончённая форма Любви, чем, скажем, Родительская Любовь. Она требует для своего проявления огромных душевных усилий и мудрости сердца.

В ком уже есть любовь к детям, к тому, при старании, придёт и искусство их любить, т.е. понимание того, как их нужно любить. В ком нет любви к детям и стремления полюбить их, тот пусть не ждёт посещения мудрости педагогической любви.

Кто откровенно не любит детей, тому мудрость любви не достанется. Он сделал бы доброе дело, если покинул бы работу, которая навязывает ему общение с детьми.

Мудрость находится внутри самой любви к детям, а не вне её.

Потому мудрая педагогическая любовь не технологизируется, методически не выстраивается, не расписывается по пунктам, а познаётся сердцем.

Я пристал к одному учителю со своими вопросами:

– Вы любите детей? – спросил я.

– Да, конечно... – ответил тот.

– Как вы их любите?

– Как все...

– Этого мало.

– А как ещё надо их любить? – спросил учитель.

– Так, как любил Сухомлинский...

– А как он любил?

– Любил как Корчак...

– А как Корчак любил?

 – Как Песталоцци...

– Ну а Песталоцци как любил?

– Любил он детей нежно, искренне, преданно, постоянно, без оглядки, любил с радостной улыбкой на лице или со слезами сострадания на глазах...

– Кошмар какой-то... – сказал учитель.

Учитель, который любит детей «как все», далёк от познания величия своей профессии и своего служения.

Любить детей – это сокровенное искусство, но некоторые общие нормы, конечно, существуют.

Из своего клубка любви я достаю обобщения и рад, что они совпадают с мыслями классиков педагогики.

Любить детей и каждого ребёнка надо:

искренне, честно, от всего сердца;

спокойно, терпеливо, доверительно;

нежно, красиво, изящно;

преданно, постоянно, без условностей;

воодушевлённо, вдохновенно, увлечённо;

заботливо, мужественно, понимающе;

с уважением, утверждением, возвышением.

Назову такую Педагогическую Любовь Небесной – вот такой Любовью надо любить детей. Она несовместима с раздражением, с грубостью, с недоверием, с унижением, с насилием, с принуждением...

Знаю детей, потому не буду утверждать, что все они ангелочки. Они дети Света, но вовсе не послушные, разумные и уже воспитанные. Среди них есть неугомонные, дерзкие, шаловливые, требовательные; есть дети замкнутые; есть дети с большими или меньшими способностями: есть красивые и некрасивые, больные и уродливые, есть дети уже испорченные, избалованные, извращённые...

Кого меньше любить, кого больше?

Кого оставить в своём классе, от кого избавиться?

Кого сажать за переднюю парту, а кого – за последнюю?

Но Любовь сравнима только с Солнцем. Солнце дарит всем на Земле свет и тепло одинаково, без разбора кто есть кто среди людей. Нет у него любимчиков и нелюбимых.

– Кого любит Любовь?

– Всех: и того, в ком она есть, и того, в ком её нет.

– Кого ненавидит Любовь?

– Нет такого.

– Кого больше любит Любовь?

– Свою сущность – Бога.

– А у Бога есть избранник на Земле?

– Есть: это – дети.

«Кто примет одно такое дитя во имя Моё, тот Меня принимает», – так говорит Иисус Христос. Получается, что надо принимать каждого Ребёнка как маленького Христа. Потому – «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».

Из этих стихов Нового Завета я черпал чувства ответственности и восполнялся трепетной любовью перед каждым Ребёнком.

Дополним перечисленные качества педагогической любви ещё одним:

Детей надо любить с чувством глубокой ответственности, долга и служения перед Творцом.

Дети всегда будут разными, и каждый из них потребует от нас только свою, ему предназначенную любовь. Это есть любовь согласно сущности этого отдельного Ребёнка. И только чувствознание сердца будет способно помочь нам открыть в себе мудрость такой любви.

«Люблю исцелять неправых в жизни Любовью».

Это есть восточная мудрость. Из неё можно сделать прекрасные выводы для наших педагогических дел.

Надо любить детей, чтобы защитить их

Педагогическая Любовь к детям есть всемогущая творящая энергия образовательного пространства, которое без этой Любви не станет образовательным. В школе должен быть хоть один учитель, который любит детей и которого любят дети, и он в какой-то степени сможет нейтрализовать ту отрицательную эманацию, которой заполняется пространство, где нет Любви.

А мой внутренний закон таков:

Дети будут преуспевать в своём духовно-нравственном становлении и познании наук в той мере, в какой всем и каждому достанется благотворная энергия педагогической любви. И чем больше будет наполнено образовательное пространство этой энергией, тем богаче закипит в нём жизнь детей.

Педагогическая Любовь велит нам защищать детей.

Защищать их нужно:

от невоспитанных воспитателей,

от учителей невежд,

от штампованных уроков и пустых нравоучений,

от отупляющих домашних заданий,

от наводящих ужас и страх контрольных и проверок,

от града отметок и одурманивающих сознание баллов,

от скуки,

от насилия учебников,

от корыстных государственных программ,

от постоянного чувства вины,

от вынужденной лжи и агрессии,

от равнодушия,

от сквернословия,

от недоверия,

от посягательств взрослых,

от «опошляющей реальности»,

от «торгашеского направления»,

от чувства собственности,

от...

от...

А самое важное: надо защищать детей, каждого Ребёнка от бездуховности и безбожия.

Необходимо защищать:

от растлевающего влияния средств массовой информации,

от насилия безнравственных развлечений,

от пошлых чувств и мыслей,

от дурных зрелищ и дурной музыки,

от общественной злобы.

Защищать нужно детей:

от посягательств государства на своих юных граждан.

Мы же видим, как жертвует государство интересами детей своим политическим амбициям.

Можно ли считать, что рыночный принцип в образовании, или, как говорил К.Д.Ушинский, «торгашеское направление, которое из жизни начало проникать в школы», есть проявление глубочайшей любви и заботы государства о детях?

Нет, конечно!

Можно ли утверждать, что искусственное занижение и стандартизирование уровня подготовки учителей и воспитателей по так называемым «европейским образцам» есть проявление любви и заботы государства о детях, об их будущем?

Разумеется, нет!

Можно ли полагать, что насильственное внедрение в образовательный мир так называемых единых государственных экзаменов, опять по «западному образцу», есть проявление самой преданной любви государства к своим молодым гражданам?

Глупость!

Можно ли надеяться, что там, где директорами школ, начальниками образования разного уровня, министрами образования назначаются люди с ограниченным сознанием, не любящие, не знающие детей, люди невежды, корыстные, бездушные, тоже от искренней любви к детям?

Нет и нет!

То, что учителя школ, завучи, директора, тонут в отчётности перед начальством, а их Забота о детях страдает бумажной волокитой, бюрократическими инструкциями, постоянными и жёсткими проверками, всё это исходит от любви к детям?

Смешно, абсурдно!

Если в мире образования что-либо делается не от любви к детям, не от чуткой к ним заботливости, всё будет ложью, порождающей злобу.

Вот и происходят беды.

Не было такого ужасающего количества детей бомжей, а теперь есть.

Никогда не было такого количества детских суицидов, а теперь есть.

Никогда не было такого размаха криминала среди несовершеннолетних, а теперь есть.

Никогда не было национальной вражды и неприязни среди молодых, а теперь есть.

Никогда не было стольких, содрогающих душу наркоманов, курящих и алкоголиков среди детей, а теперь есть.

Никогда не было такого размаха детской проституции, а теперь есть.

Никогда не допускалась к детям порнография, а теперь допускается.

Никогда не было подпольного бизнеса по торговле детьми, а теперь есть.

Никогда не было...

Никогда не было...

Всего этого никто не назовёт проявлением любви к детям.

Есть тьма.

Есть Свет.

Света мало там, где сосредоточена власть, которая могла бы положить всему этому конец, но этого не делает.

Но кроме власти, в которой пока мало любви к детям, есть добрая воля учителей и воспитателей, которым любовь к детям и их защита Богом предписаны.

Я устремлён в Будущее

Время уходит.

«Полюбите будущее, крылья вырастут», – говорит Великий Восток.

Раньше я не знал эту мудрость, но моя сущность всегда устремляла меня к Будущему.

Когда-то, размышляя о времени, я записал для себя следующие обрывки мыслей:

Будущее – это тот, кто собирает хворост для костра.

Настоящее – это тот, кто зажигает костёр из хвороста.

Прошлое – это тот, кто хранит в золе догорающие угольки.

 

Будущее – это оправдание Настоящего.

Настоящее – это вечное и непрерывное вхождение в Будущее.

Прошлое – их следы.

 

Будущее – гнездо мечты.

Настоящее – действие для перетягивания мечты.

Прошлое – архив для них.

 

Настоящее – ошибка Будущего.

Прошлое – контрольная для Настоящего.

Восторг – это вспышка пламени в душе человека, вызванная неожиданным посещением искры из Будущего.

Радость – это Настоящее, которое, оторвавшись от Прошлого, раньше времени входит в Будущее.

Печаль – это тогда, когда Настоящее не может вдохновиться Будущим, но и не может вернуть Прошлое.

Пессимизм – это тогда, когда Прошлое застревает в Настоящем и не даёт ему двигаться в Будущее.

Скука – это такое Настоящее, которое, забыв о Будущем, роется в золе Прошлого, наблюдая, как гасятся последние искры.

Жизнь – это пламенный танец Настоящего с Будущим, следы которого хранит Прошлое.

Жизнь – это вечное Настоящее, ведомое Будущим, но задерживаемое Прошлым.

Живёт тот, кто спешит перетянуть Будущее в Настоящее, не задерживаясь в Прошлом.

Я всегда рвался в Будущее, не думая о том, что оно прибавит мне годы. Стремлюсь в Будущее и сейчас.

Но что я в нём ищу?

Рвусь не к тому Будущему, которое может принести голод, холод, войны и разрушения, безнадёжность и обречённость, злобу и ненависть.

Рвусь не к всеобщей «чипизации», глобальному порабощению населения планеты, не к рекламному рабству, не к вакханалии разврата, разрушению семьи, к торжеству антихриста.

Рвусь к тому, чтобы всего этого не было, а было совсем другое, противоположное, светлое.

Сказано: Красота спасёт мир.

А что спасёт Красоту?

Кто, что спасёт Красоту, чтобы весь мир, всё человечество были спасены?

Тучи надвигаются.

Я не знаю, что ждёт наших детей, которых сегодня воспитываем, спустя пятьдесят лет. Так же, как не знали учителя 30-х, 40-х годов, что могло случиться с моим поколением в 90-х годах прошлого века.

Но я люблю детей, и у меня горький опыт. Потому спешу уберечь их от возможных грядущих социальных бедствий и потрясений. Они должны быть готовы к ним, должны найти в себе силы и мужество предотвратить их, противостоять им, одержать победу над ними.

И Мир, и Красоту, и Культуру, и Человечество спасёт только Всеначальная Энергия Любви, которая от Бога. Эту энергию, она неисчерпаема, должны набрать в себе и умножить люди и передавать, дарить её друг другу.

Чем больше накопится на Земле Всеначальная Энергия Любви, тем успешнее люди будут эволюционировать, восходить, творить, расширять сознание, открывать сердца, проявлять таланты и нести друг другу свои дары духа.

Надо, чтобы Ноосфера Земли была защищена всемогуществом Сферы Любви.

Фантазия ли это?

Нет ли на Земле людей, которые верят, что такие времена наступят, но, конечно, понадобятся огромные усилия воли и преданная, бесстрашная устремлённость к цели?

Есть. Есть такие люди.

Их называют устремлёнными.

Их называют учителями, воспитателями.

Их называют художниками Жизни.

Их называют Учителями Света.

Во власти этих людей дать всем остальным импульс Любви.

Я хочу быть среди них.

Бушети, Грузия. 27.06.2009. 28601 день завершения работы над книгою личного календаря жизни Ш.А.Амонашвили.

 

Искусство  мышления

58. Человечество должно лучше изу­чать мышление. Нужно в школах установить науку о мышлении не как отвлеченную психологию, но как прак­тические основы памяти, внимания, сосредоточения,  наблюдательности.

Конечно, кроме названных четырех областей науки мышления, многие ка­чества требуют развития — четкость, быстрота, синтетичность, оригиналь­ность и другие. Можно также излечи­вать вспыльчивость. Если бы часть усилий, затрачиваемых на спорт в школах, уделялась бы мышлению, то скоро результаты были бы поражающи­ми.

Жизнь и изречения явленных вели­ких сподвижников и героев, конечно, нужно явить во всех школах.

Как тьма есть отсутствие Света, так невежество  есть отсутствие знания.

59. Искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Каждое искусство нуждается в упражнении. Также мышление должно быть усилено упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным просвещенным. Можно видеть, что самые ужасные бедствия в истории человечества проис­ходили от неумения мыслить. Можно найти множество примеров, когда рас­плывчатое мышление и необузданные чувства вели к пропасти целые народы. С другой стороны, леность мышления и тяжкодумие разрушали уже сложенные возможности. ... Конечно, предвидение происходит от Общения с Иерархией. Но само общение требует подвижного мышления и ясного уст­ремления. Искусство мышления не следует понимать как оккультное сосре­доточение. Ничего нет тайного в искус­стве мышления и в утончении созна­ния. Лишь высокое качество добросове­стности утвердит путь мыслителя. При этом никто не скажет, что мыслитель есть особая порода. Каждый ребенок может быть направлен к мышлению. Так нужно рассматривать искусство мышления  как здоровье  народа.

60. Наш путь — учить и наблюдать, как различно будут думать люди с распущенным мышлением. Можно при школах  учредить  классы   мышления  и наблюдений за процессами жизни. Ча­сто можно заметить, как малыш лучше взрослого поймет скрытую сущность случившегося. Лишь по внутреннему ощущению подойдем к справедливой оценке.

61. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике. Только тогда он поймет радость совер­шенствования и сумеет использовать досуг.

62. Почти не найти людей, предан­ных искусству мышления. Простую задачу олимпийских игр люди способ­ны венчать лучшим венцом. Но где же осознание и поощрение мысли?

Уши не могут вместить гром руко­плесканий за прыжок, но каждый прыжок мысли    будет заподозрен и осмеян.

63.   ... Следует твердить об искусстве мышления. Если оно недостаточно раз­вивается   в школах, то семья должна прийти на помощь. Нельзя допустить, чтобы человек сделался    рассеянным, иначе говоря, невменяемым.

64. Смысл жизни среди древних эпох понимался глубже, нежели теперь. Все  замечательные открытия  современ­ности не только не сосредоточили внимания на  основном значении жиз­ни, но часто даже уводили мысль в область механической  обстановки. Нуж­но    делать усилия, чтобы направить мысль в область механической обста­новки. Нужно делать   усилия, чтобы направить мысль на самую основу существования. Нужно сравнить уро­вень мышления древних философов с направлением рассуждений современ­ных ученых. Помимо знания многих научных достижений, философы древ­ности умели нередко дать очень углубленные формулы жизни. Необходимо, чтобы искусство мышления снова пре­возмогло внешние придаточные усло­вия  бытия.

65. ... Люди замкнули полет мысли разными условными ограничениями. Вместо освобождения мысли получи­лась  мрачная  темница.

К сожалению, миллионы лет земно­го существования недостаточны, чтобы человек раскрепостил свое мышление. Искусство мышления отринуто, и нигде о нем не указано в школах. Но как же можно  осознать  Надземное, если  везде препоны и запреты? Нужно освободить познание, чтобы Новый Мир мог создаться...

66. Люди не понимают, что путь к гармонии заключается в искусстве мышления. Много размышлений нуж­но, чтобы почуять благо гармонии. Именно, лишь искусство мышления может утончить чувства. Но как обре­сти такое искусство? Можно убеждаться, что иногда неграмотный человек обла­дает им, тогда как очень начитанный человек не может даже представить себе, в чем заключается такое искусст­во.

Как рассказать человеку об искусст­ве мышления? Многие примут такой совет как неудачный афоризм. Как сказать им, что Наше миросозерцание основано, на   мышлении   о   Беспредельности? При таком задании земные меры покажутся неважными и легко управить ими. Нужно не страшиться понятия гармонии, оно применимо ко всем формам жизни. Каждый человек может вызвать в себе ощущение гармо­нии. Можно называть это состояние разными именами, но человек должен понять, что ему суждено рано или поздно продвинуться к ощущению гар­монии, основанному на искусстве мыш­ления.

67. Мышление от начала должно быть воспитываемо и затем постоянно развиваемо. Достойны сожаления те, кто полагают существование в каких-то праздных шествиях; труд во всем, так же и в устремлении мышления.

Сожалеем о тех, кто воображает, что   ему   незачем   мыслить.   Огромная часть человечества вообще не мыслит. Нельзя считать мышлением обрывки беспорядочных, смутных дум. Они воз­никают из хаоса и тают так же быстро, как хлопья снега в оттепель. Многие найдут чрезвычайно скучным существование, явленное в мышлении. ... Для мыслеобразов не требуется продолжительного времени, их четкость достигается постоянным упражнением. Такие упражнения в совершенствовании не требуют определенного настроения. Когда сущность устремлена к Общему Благу, тогда каждая фаза мышления настраивается в этом направлении. Ус­тремление может быть сурово или радостно, или постоянно сожалительно и сострадательно, это будет как бы ключом мышления, но четкость образа зависит от запаса психической энергии.

Некоторые полагают, что Нам нече­го заботиться об этом запасе, глупцы не понимают, что гармония энергии должна быть оберегаема. Один может медленнее восстановить запас психиче­ской энергии, другой может успеть это быстрее, кому-то достаточно закрыть глаза и глубоко вздохнуть, чтобы вос­полнить понесенный ущерб. И Мы должны восполнить Наш запас, отри­цать  это  было бы  ненаучно.

68. Вы имеете личное влияние, к вам придут с вопросом: “Как мыс­лить?” Скажите кратко: “С Новым Миром, все ограниченные суждения отбросьте”. Подумайте, как можно отой­ти от старых привычек. Напрягитесь принять полную чашу.

69. Даже на самых простых физиче­ских действиях можно замечать влия­ние мысли.   Например, можно бросать мяч с одинаковым физическим усили­ем, но сопровождая   различными  мыс­лями, и, конечно, сила удара будет различна. Так можно видеть, сколько мы   сами препятствуем или усиливаем даже обычные наши  действия. Нужно вводить в школах    подобные опыты, чтобы  на  простых  физических  аппара­тах показывать силу мысли.

70. Шире широкого шейте. Назначь­те в школе награду за количество предложенных вопросов. Прежде плати­ли за ответы, теперь - за вопросы...

71. Есть две логики. Логика внешне­го мышления, которую пытаются утвер­дить школьными учебниками. Другая  - логика ментального синтеза, которая черпает связь искры заключений про­странственного мышления. Эти заклю­чения кажутся человеку счастливой случайностью, хотя бы эта случайность уже зрела в пространстве целое столе­тие.

Расширенное сознание дает лучшую возможность уловить узлы пространст­венной  мысли.

Конечно, с точки зрения логики внешней всегда найдутся проблемы в процессе ментальной логики. Как коль­ца спирали являют наблюдателю один поворот, скрывая внутреннее кольцо, так ментальная логика идет по границе ближайшего оборота и внутренняя грань остается погруженной в струи пространственного коллектива. Потому так заботимся о расширении сознания, чтобы коснуться соединения с про­странственным мышлением.

/из книги «Дети и Учение Махатм», раздел в качестве анонса публикации/

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Страничка с фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/ (21.05.11 г. новая ролевая игра в рамках работы КОЦГП)

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

http://www.ex.ua/view/201922 Коллекция сказок, детских книг и журналов, раскрасок

Издательский Дом Шалвы Амонашвили

Развитие педагогической мысли

   Антология гуманной педагогики

Артемовский Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.instream.org.ua/humaneped.php

Всеукраинская культурно-образовательная Ассоциация гуманной педагогики * Всеукраинское общественное объединение - http://gumanpedagog.org.ua/

Заочные курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение "Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили" предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/  Для прохождения курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели, педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все подробности вы найдёте на сайте.

Фестиваль «Москва встречает друзей» С 21 мая по 2 июня в российской столице пройдет VIII Международный фестиваль «Москва встречает друзей» под девизом «Формула бесконечности». Организатор смотра – Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова при поддержке правительства Москвы, Департамента культуры города Москвы, Межгосударственного фонда по гуманитарному сотрудничеству стран – участников СНГ, администрации президента РФ, Министерства культуры РФ и МИД РФ. Фестиваль проходит в рамках годов Испании и Италии в России.
«Москва встречает друзей» – это самый масштабный проект фонда, в котором с 2004 года приняли участие уже более 12 тысяч одаренных детей из 60 стран мира. В этом году фестиваль соберет более полутора тысяч талантливых детей-музыкантов, танцоров и художников из более чем 30 регионов России, а также из десятков стран СНГ, Балтии и дальнего зарубежья.
Концерты и выставки VIII Международного фестиваля пройдут на лучших площадках города, таких как Светлановский и Камерный залы ММДМ, Международный центр Рерихов, Украинский культурный центр, Музыкальная гостиная Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Оружейная палата Московского Кремля, актовый зал главного здания МГУ им. М.В. Ломоносова.

Одиннадцатые Международные Педагогические Чтения
«
Учитель, вдохнови меня на творчество» Москва, 9-11 января, 2012г. (Полное информационное письмо приведено в предыдущем выпуске рассылки от 1 мая 2011 г.)

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное