← Май 2011 → | ||||||
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
---|---|---|---|---|---|---|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Единство Любви и Мудрости
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Единство Любви и Мудрости 92 2011-05-01 22:15 Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
В данном выпуске дано продолжение книги Шалвы
Александровича Амонашвили «Как любить детей»(Опыт самоанализа). В разделе «Новости
и ссылки» смотрите анонс новой книги Ш.А.Амонашвили “Учитель, вдохнови меня на творчество!”, информационное письмо о проведении 18-19 мая 2011 г. в г. Днепропетровске
авторского семинара на тему «Целостное обучение школьников в свете современной
научной парадигмы на уроках естественно-природного цикла», объявление о IX Международном форуме
«Будущее человечества – расцвет Культуры» в Таллинне 28 - 31 июля 2011 года,
информационное письмо об XI Международных Педагогических
чтениях на тему «Учитель, вдохнови меня
на творчество» в Москве, 9-11 января, 2012 года. Желаю Вам всего самого
светлого, а также исполнения Ваших самых сокровенных желаний! Ш.А.Амонашвили Как любить
детей (Опыт самоанализа) Бог есть Любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. Св.
Апостол Иоанн Люблю неправых в жизни излечить Любовью. Живая
Этика Заповедь: люби ближнего своего – это гармония, простор, свобода. Глянь вокруг – улыбнись! Януш
Корчак Если учитель имеет только Любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только Любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того
учителя, который прочёл все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе Любовь к делу и ученикам, он – совершенный Учитель. Лев
Николаевич Толстой Возлюби Ребёнка. Возлюби его сильнее, чем самого себя. Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее,
талантливее тебя. Всего себя отдавай детям и только тогда сможешь именоваться Учителем. Василий
Александрович Сухомлинский В Любви Ребёнок находит вдвое больший источник роста. Иоанн
Генрих Песталоцци Дорогой коллега! Вопрос – как любить детей –
вечен для педагогики. Но не для педагогики как академической науки, а
педагогики как уникального единства науки и высокого искусства, как образа
жизни, как состояния духа. Обидно, что педагогическая наука не стремится к
синтезу с педагогическим искусством, с тем, чтобы на этой основе стать мощным
двигателем поступательного развития нашего общества. Но еще обиднее, когда она вовсе
противоречит искусству воспитания, в основе которого лежит безграничная любовь
к детям. Мы не сможем решить наши насущные жизненные проблемы гуманной
педагогики, если тысячекратно не будем возвращаться к тому, как школе нужно
любить детей. Образовательное пространство должно быть заполнено до краёв духовной, мудрой, одухотворяющей, жертвенной любовью воспитателей и учителей к детям,
ученикам. Для гуманной педагогики это аксиома. Но нужно еще понять – как, именно как
любить детей и каждого Ребёнка, чтобы любовь стала самой действенной и
доброй силой воспитания. Сколько нас – учителей и воспитателей на Земле,
столько же ответов мы можем получить на этот вопрос – как. Если каждый из нас тысячу раз возвращался бы к
осмыслению качества своей любви к детям, я полагаю, мы бы постигли мудрость
педагогической любви. Наверное, это и стало бы для нас самым высшим
профессиональным достижением. Много раз я читали прекрасную книгу Януша
Корчака – «Как любить ребёнка», читаю и перечитываю «манифест» Василия
Александровича Сухомлинского – «Как любить детей». И, размышляя над идеями этих
мыслителей, я решил заглянуть в свой внутренний мир и заняться самоанализом. (Продолжение) Там, где не царствует
Любовь Гуманная педагогика, как она сложилась в
моём сознании и практике, есть вариация на тему классической педагогики. Она
отличается от традиционной авторитарной педагогики не тем, что призывает
образовательный мир к ненасилию, а тем, что выводит из обихода педагогического
сознания и образовательной действительности насилие как понятие и как деяние. Если в образовательном процессе есть
насилие, значит, есть и причина, его порождающая. Причина эта лежит в самом
образе мышления тех, которые теоретизируют педагогику (то есть, учёных) и тех,
которые строят практику (то есть, учителей и воспитателей). Причина не мелочная, не такая, чтобы было
бы достаточно умоляюще попросить учителей и воспитателей не пользоваться
насилием применительно к своим ученикам и воспитанникам. Попросить, конечно,
можно, можно и пристыдить их, даже пригрозить законом, но они, – учителя и
воспитанники, – если даже сто раз пообещают, что так больше не будут, всё равно
то и дело будут применять насильственные меры. И это потому, что причина, провоцирующая
их на силовой подход к детям, есть опора, точка отсчёта педагогического
сознания: материалистический взгляд на мир образования, на самих детей. Материалистическое педагогическое сознание
ведёт учителя к такому роду образовательной практики, когда знание превращается
в товар и в предмет купли-продажи, когда святое служение становится услугой и
тоже подвергается продаже, когда ненаблюдаемые и неизмеряемые
материалистическими мерками следствия воспитания и духовного роста (скажем,
великодушие, благородство, совесть, справедливость, вера, любовь...)
отклоняются как не имеющие товарного вида, когда личность школьника
воображается как ходячая цифра в виде отметок и баллов, когда... Материалистическое педагогическое сознание
может иметь только одно детище – авторитарную педагогическую практику. В нём не
приживётся принцип Песталоцци – «мысля любить и любя мыслить», у него свой
принцип – «мысля требовать и требуя мыслить». Детей можно любить, если они не
будут мешать педагогическому процессу; их можно любить, если они хорошие, а
нехороших лучше вывести из сферы преподавания. Но неужели нужна будет глубокая наука,
чтобы понять: Там, где не царствует Любовь, троном
обязательно завладеет злоба. Там, где не почитается Дух, будут
обязательно почитать выгоду. Там, где нет веры, обязательно
восторжествуют неверие и недоверие. Там, где нет Света, обязательно наступит
тьма. И, вообще, там, где не нуждаются в Боге,
обязательно возрадуется безбожие. Авторитарная педагогика, конечно, осознаёт
свою неприглядность. Потому сама же призывает себя к ненасилию, прикрывается
возвышенными понятиями, в том числе понятием гуманности. Гуманность – понятие высшего порядка: оно
означает «богопознание»; гуманный – тот, кто познаёт в себе Творца, познаёт
Свет в себе. Но в материалистическом сознании смысл
гуманности не выходит за грани человеческих взаимоотношений. Для педагогики
ненасилия, что есть старание облагораживать силовой педагогический процесс,
слово «гуманный» в его материалистическом смысле становится способом прикрытия. Гуманная педагогика есть суть всей
классической педагогики, основанием которой являются такие высшие смыслы, как:
ДОБРОТА, ВЕРА. ДУХОВНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, БОГ. Педагогика в этом отношении, как
выразился Климент Александрийский (один из отцов раннего Христианства –
150-215-е годы жизни) в своей классической книге «Педагог» – есть «путь по
прямому направлению к Богу». Действительно, в основе классических
педагогических учений нетрудно обнаруживать христианские начала, что и делает
их учениями из Будущего. Я стажируюсь у
Константина Дмитриевича Ушинского С целью углубления в смысл гуманного
образования я прошёл стажировку у Константина Дмитриевича Ушинского. Вот какие
вопросы задал я ему и какие получил ответы. – Константин
Дмитриевич, скажите, пожалуйста, что вы мыслите в понятии «гуманное
образование»? Ответ: «Под именем гуманного образования надо
разуметь, вообще, развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие». – Что может быть
содержанием гуманного образования? Ответ: «Человека можно развить гуманно не только
изучением классических языков, но ещё гораздо более и прямее: религией, языком
народным, географией, историей, изучением природы и новыми литературами». – Какое влияние
может оказать на душу ребёнка гуманное образование? Ответ: «В гуманно-образовательном влиянии учения
надо отличать собственно два влияния: влияние науки и влияние самого учения. В
низших и средних учебных заведениях главную цель учебной деятельности
составляет сам человек, в университетах – наука; хотя при первом стремлении мы всё же будем изучать науку, а при
втором – всё же будем
гуманизироваться изучением науки». – В чём вы находите
различие между реализмом и гуманизмом в образовании? Способно ли содержание
образования решить вопрос развития духа? Ответ: «Реализм и гуманизм можно найти в каждой
науке, и различие это заключается собственно не в различии наук, но в различии
способа их изучения. Можно из истории сделать реальную науку, можно из Закона
Божия сделать тоже реальную науку, – за примером ходить недалеко; наоборот, можно арифметикой и химией
развивать гуманность в человеке, и даже обучение грамоте можно сделать гуманным
и реальным». – Как это может
произойти и какие недоразумения на этом пути нас могут ожидать? Ответ: «Реализм начинается тогда, когда мы ищем в
науке не мысли, не пищи духу, развивающей его и укрепляющей, не уясняя
воззрений человека на самого себя и внешний мир, а именно только те знания,
которые необходимы для той или другой отрасли человеческой жизни». – Каковы,
по-вашему, следствия возвеличивания реального образования? Ответ: «Реальное направление в образовании пагубно
для человека, если он прежде не был развит гуманно; оно сушит, убивает в
человеке человека. Даже для самого реализма необходим гуманизм как основание.
Потому общее гуманное образование должно составлять главную цель низших, средних
и даже отчасти высших учебных заведений». – Что вы считаете
главным для гуманного образования? Ответ: «Каждый класс, начиная с самого младшего,
должен иметь своё округлённое мировоззрение, доступное возрасту учеников, и в
центре этого мира, отразившегося в детской душе, должна блестеть, как солнце,
всё освещая и согревая, нравственная гуманная христианская идея. С каждым годом
это мировоззрение должно углубляться, расширяться и пополняться: тогда только
дитя найдёт жизнь в школе,
а не непонятную букву, ведущую его к непонятной, отдалённой цели; тогда только
и школа войдёт в жизнь человека, а не будет, неизбежной, скучной процедурой
детского возраста». – И в связи с этим,
стало быть, надо задуматься о построении наук в школе? Ответ: «При распределении предметов преподавания в
общеобразовательных заведениях должно иметь в виду не науки в их отдельности, а
душу учащегося в целости и его органическое, постепенное и всестороннее
развитие»... – Скажите,
пожалуйста, о значении Любви в гуманном образовании? Ответ: «Любовь – единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется
другому из Любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое
дело своим... Нужно только, подходя к Ребёнку, быть самому совершенно чистым в
душе». – Константин Дмитриевич,
как бы вы назвали гуманность, в которой не мыслится душа, духовность? Ответ: «Это была бы искусственная, поддельная
гуманность. Такой гуманностью редко обманешь Ребёнка. Она несёт ему вред именно
своей поддельностью». Я кланяюсь Великому Учителю и остаюсь
стажёром у него на всю жизнь. Допущения гуманной педагогики Случилось так, что всё
психолого-педагогическое наследство, наработанное лабораторией
экспериментальной дидактики за время 25-летней масштабной творческой
деятельности, досталось мне. Некоторые из моих дорогих коллег ушли из жизни,
некоторые перешли на другую работу. А потом времена изменились, в силу чего в
Грузии гуманная педагогика была вытеснена. Лабораторию закрыли. Я остался не совсем один. Рядом со мной –
моя спутница жизни – Валерия Гивиевна Ниорадзе, с которой вместе и с коллегами
мы когда-то создавали лабораторию и нарабатывали наследство. В наследстве было много богатств: научные
труды и диссертации, идеи, обобщения экспериментальных наработок, опыт создания
программ и учебников, искусство работы с детьми, много новизны, мировое
признание и имя. Надо было придать наследству системность и
предложить педагогическому сообществу. Я попытался это сделать. Воспользовался методом допущений, на что
каждый имеет право. Исходя из характера нашего наследства, из тех идей, которые
мы берегли или закладывали в подтекстах, я выдвинул три постулата в качестве
основы гуманно-личностной педагогики (Школы Жизни). Первый постулат: я признаю реальность Творца, Бога и
постоянно развивающего тварного мира. Второй постулат: признаю бессмертие человеческого духа
как сущностной части тварного мира, и его вечную устремлённость к
совершенствованию, цель которого –
стать соработником у Бога в творении мира. Третий постулат: признаю, что земная жизнь есть отрезок
пути восхождения человека. Эти допущения не являются чем-то новым для
философского мира. Но выводы в отношении Ребёнка, которые могут вытекать из
них, заставляют иначе взглянуть на образовательную действительность. Если эти
допущения принимаются за истину, – а я их такими и признаю, – тогда можем
сделать следующие три вывода. Первый вывод: Ребёнок есть явление в нашей земной
жизни; он родился, потому что должен был родиться. Второй вывод: Ребёнок есть носитель своего
предназначения, своего пути, своей миссии. Третий вывод: Ребёнок есть носитель неограниченной
энергии духа, «он всё может». Эти допущения и выводы я объединяю под
единым понятием духовности и принимаю её в качестве четвёртого измерения
педагогического сознания. Каковы же первые три измерения? Они дают картину о материалистических
аспектах воспитания. Любая педагогика знает их: наследственность, стихийная
среда и особо организованная среда. А четвёртое измерение – духовность –
известна в основном классической педагогике. «Четвёртое» не значит – последнее.
Духовность ведёт педагогическое сознание, она и есть основная сила для
созидания гуманной педагогики. Я не считаю, что своими допущениями и
введением четвёртого измерения открываю что-то новое. Новое состоит в том, что
из недр классической педагогики возрождаю «хорошо забытое старое», а оно на
фоне ограниченного материалистическими нормами педагогического сознания,
перекосившегося в авторитаризм, выглядит новым. Однако, если современное
педагогическое сознание далее будет развиваться на основе измерения духовности,
то оно откроет много нового и в теории, и в практике. Через измерение духовности приоткрываются
духовные смыслы части педагогических понятий. Особый путь поиска этих смыслов
дают нам следующие трактовки: Школа – это лестница восхождения души и духовности растущего человека. Учитель – это душа, носитель Света. Образование – это процесс раскрытия в человеке образа Творца. Гуманный – это человек, ищущий в себе связь с Высшим. Для понимания естественной природы Ребёнка
из накопленных научных психологических знаний выделяю три особые устремления. Первое – развитие. Второе – взросление. Третье – свобода. Ведущей силой педагогического процесса
является личность учителя, личность воспитателя. Его характер, мировоззрение,
устремление, культура, его духовно-нравственный мир, знания, образ жизни,
привычки, его любовь к детям и своей профессии, в общем, вся его личность
предопределяют качества педагогического процесса. Качества эти зависят не
столько от хороших программ, учебников, методов, «новых технологий»,
оборудований, средств и прочее, а в первую очередь от личности учителя. Потому возвышение и совершенствование
духовно-нравственного мира учителя, забота общества об учителе – решает
проблему всякого успешного обновления образовательной действительности. Гуманная педагогика предлагает учителю
соблюдать и творчески применять в образовательном процессе принципы: – сущностносообразности, – творящего терпения, – одухотворения, – воспитания жизни в Ребёнке с помощью самой
жизни, – облагораживания среды вокруг Ребёнка. Целью воспитания провозглашается облик
Благородного Человека. Всеначальной энергией всех сфер
образовательной действительности является Любовь к Ребёнку. Это мировоззренческое начало гуманной
педагогики (гуманно-личностного подхода к детям) легло в основу системы «Школа
Жизни». Все теоретические и практические аспекты образования рассматриваются
тоже через это мировоззрение. Защитники Направление гуманно-личностной педагогики
находило поддержку учителей и части учёных по всему Советскому Союзу и в мире
уже с 60-х годов прошлого века. Оно прошло сквозь фронтовую линию
идеологической войны и выдержало жестокие атаки приверженцев педагогического
авторитаризма. Но его поддерживали и защищали люди,
имеющие имя, авторитет и власть. Среди них были: Асмолов Александр Григорьевич, Давыдов Василий Васильевич, Загвязинский Владимир Ильич, Запорожец Александр Романович, Зуев Дмитрий Дмитриевич, Кезина Любовь Петровна, Кондаков Михаил Иванович, Лашкарашвили Тамара Васильевна, Леонтьев Алексей Алексеевич, Лихачёв Дмитрий Сергеевич, Матвеев Владимир Фёдорович, Матятин Олег Петрович, Никандров Николай Дмитриевич, Ниорадзе Гиви Трифонович, Патиашвили Джумбер Ильич, Петровский Артур Владимирович, Положевец Пётр Григорьевич, Попхадзе Григорий Георгиевич, Поцхишвили Александр, Прокофьев Михаил Алексеевич, Рябов Виктор Васильевич, Соловейчик Симон Львович, Столетов Всеволод Николаевич, Фельдштейн Давид Иосифович, Чавчавадзе Нико, Чикваная Леван Фомич, Хачапуридзе Барнаб Иосифович, Эльконин Даниил Борисович, Ягодин Геннадий Алексеевич, Прошла гуманно-личностная педагогика через
стыковку двух тысячелетий и шагнула в двадцать первый век. Она и стремилась к
этому веку, чтобы помочь ему в борьбе за защиту детей. Начала проникать в
сознание многих тысяч учителей. На фоне такого отношения к гуманной
педагогике мы с Валерией Гивиевной продолжили свою деятельность в России и
странах, составляющих ранее Советский Союз и ставших независимыми
государствами. Что же мы свершили в этом пространстве? Вот какой получается у
меня отчет: – За последние пятнадцать лет более двадцати
тысяч учителей прошли курсы повышения квалификации по основам гуманной
педагогики и получили сертификаты и удостоверения. – В разных городах
и регионах создано более двухсот лабораторий гуманной педагогики, накапливающих
опыт искусства – как любить
детей. – Несколько десятков школ в экспериментальном
режиме практикуют систему гуманно-личностного подхода к детям в образовательном
процессе. – Созданы постоянно действующие мастер-классы
по гуманной педагогике для студентов и аспирантов. – Разработаны
спецкурсы об основах гуманной педагогики для студентов педагогических
университетов и колледжей. – При Московском
городском педагогическом университете создана Лаборатория гуманной педагогики. – Защищаются
кандидатские и докторские диссертации по проблематике Гуманной педагогики. – Для издания научно-методической литературы
по гуманной педагогике создан Издательский Дом Шалвы Амонашвили. – Ежегодно проводятся Международные
Педагогические Чтения. Факел Духовности и Любви Меня давно, с 70-х годов, волновал вопрос
об ограниченности сознания многих учителей. Это была не их вина, а того образа
подготовки учителей или системы повышения квалификации, которые бытовали в то
время. К сожалению, эта проблема ещё больше обострилась с наступлением
капитализма. На что может быть направлено
материалистическое педагогическое мышление, если в обществе царствует принцип
рынка? По сути, принцип рынка есть целая идеология
капиталистического строя. Он направляет сознание людей на материальные блага,
удовольствия, потребительскую страсть. Иметь, богатеть, брать от жизни всё,
заботиться о своих личных интересах пусть даже в ущерб другим. Всякий разговор
об общечеловеческих ценностях, – а такими являются Вера, Нравственность,
Праведность, Справедливость, Красота, Благородство, Любовь, – в условиях
рыночной идеологии будет только способом отвода глаз от действительности. Если
эти ценности не примут товарный вид для продажи, они потеряют смысл. В
образовательном мире, который для меня есть Храм и потому область святая, тоже
врывается рыночная идеология и начинает его разрушать. То, что нужно
рассматривать как служение, переименовывается в «образовательные услуги» и на
них накладывается цена. Сознание большинства учителей ещё сильнее привязывается
к материалистическому взгляду на свой труд и на Ребёнка. Расширить сознание учителя и зародить в нём
искреннюю любовь к детям возможно, прежде всего, на основе понятия духовности –
этого четвёртого измерения. В этом случае учитель поймёт закон Песталоцци: Пусть учитель, помогая, живёт для вечности,
но пусть, живя, помогает настоящему. Вся классическая педагогическая литература,
изданная в советский период, была отмечена идеологической печатью: из неё
изымались мысли, которые не соответствовали или противоречили
материалистическому мировоззрению. Но беда была ещё и в том, что у будущих
учителей не прививали страсть к чтению произведений классиков и их
последователей. Это положение, как мне представляется, не изменилось и после
смены социального строя. Коммунизм, как идеология, строился на так называемом
диалектическом материализме; и капитализм тоже строится на идеологии
материализма, но более грубого и откровенного. Предупреждение К.Д.Ушинского,
что надо защитить детей от опошляющей реальности и от торгашеского направления,
которые из жизни начинают проникать в школу, сегодня как нельзя кстати. Чувствуя духовное обнищание многих
учителей, я задумал создать для них многотомную «Антологию Гуманной
Педагогики». Будучи членом Верховного Совета СССР, я попытался воспользоваться
своим положением и предлагал свой план издательствам, министрам, партийным
органам, однако не нашёл поддержку. Но находясь в гуще жизни, понимая, в каком
направлении идет ее развитие, я чувствовал, что учитель не может научиться
искусству любить детей, этому высшему и утончённейшему виду искусства, не зная
подлинного Песталоцци, подлинного Ушинского, подлинного Корчака и подлинного
Сухомлинского. Не зная того глубочайшего общего источника, из которого
подлинные классики черпали силу осознанной Любви. Я мечтал издать «Антологию» как чашу
педагогической мудрости, в которую вошли бы, в качестве источников гуманной
педагогики, наряду с трудами классиков и их спутников, тексты Святых Писаний,
философские воззрения, психологические учения всех времен и народов. И когда Великий Союз развалился, я нашёл
мецената, который был готов оказать финансовую поддержку начинанию этого дела.
Мы зарегистрировали Издательский Дом Шалвы Амонашвили. Встал вопрос о главном
редакторе «Антологии». И я обратился к Дмитрию Дмитриевичу Зуеву. Дмитрий Дмитриевич в моей судьбе сыграл
исключительную роль. В советское время он возглавлял издательство «Просвещение»
и славился тем, что всегда, – в течение 25 лет, – все учебники всех классов,
все методические пособия, все программы выпускал точно в срок и качественно. О
нём говорили ещё, что он «Димократ» и даёт себе волю ослушаться партийного
руководства. Одно его выступление на каком-то совещании меня поразило смелостью
и необычностью. И еще, что поражало меня, когда я просматривал книги
«Просвещения» после прихода нового директора – это появление литературы, прямо
направленной на воспитание личности ученика и учителя, библиотека директора
школы, библиотека для учащихся, выходящие за рамки программ... Все это
расширяло горизонты школ, способствовало развитию творческого мышления и,
естественно, импонировало мне. Я не был знаком с Д.Д.Зуевым и даже не
мечтал что-либо издавать через «Просвещение». Но вот однажды, уже в который раз, министр
образования Грузии запретил нам ходить в школу, потребовал закрыть эксперимент
как антипедагогический. Я был в отчаянии. В это время Валерия Гивиевна, которая
верила, что это временное явление, сказала мне: – Это же хорошо. У тебя есть время, чтобы
написать книгу. Сядь и пиши. Я послушался. Заперся в своей комнате, и
мысли потекли. Я даже не думал о том, что пишет моя рука, я писал и наслаждался
этим занятием. Писал впервые книгу на русском языке, и этот язык подчинялся
моей воле. На моём письменном столе бегали дети, кто-то заглядывал в страницы –
«Что вы пишете?», кто-то лез в голову – «Пиши обо мне»... Детский «жриамули»[1]
сопровождал меня всё время, как музыка. Летели дни и ночи, рукопись росла...
Входит Валерия. – Отдохни немножко,
послушай музыку... – и включает проигрыватель с песнями Марка Бернеса. Одна песня меня ударила как током. Послушал ещё и ещё раз. У моей недописанной книги не было названия,
о нём я как-то и не думал. Но вот оно – название! Марк Бернес мне его дарит: «Здравствуйте, дети!» И я снова погружаюсь в свою книгу, снова
встречаю на пороге школы своих учеников. Им всего шесть лет. А совсем недавно в
школу шли в восемь, а позже – в семь лет. Не рано ли им в шесть? – Нет, не рано! –
слышу я голоса детей. – Нам хочется в школу, мы готовы учиться! – Ну, здравствуйте,
дети! Заходите в класс, я буду вашим учителем! И снова кто-то
лезет в мою голову: «Пиши обо мне». Я пишу. Дверь закрыта, телефон отключён. Но
процесс рождения книги идёт. Почему в Тбилиси закрыли эксперимент? В Тбилиси приезжает корреспондент газеты
«Правда» Олег Петрович Матятин. Идёт расследование. А я, теперь уже в книге, присаживаюсь на
корточки перед Марикой и ласково шепчу ей на ушко возможный вариант решения
задачки... Как это интересно – писать свою первую
книгу! Как незаметно и быстро летит время... Входит Валерия. – Вот почта... – она кладет на стол письма
и газеты. Среди писем один странный конверт – важный,
на нём гриф «Просвещение». Достаю письмо. Оно от Д.Д.Зуева! Он пишет: «Прочитав вашу статью в газете «Правда», я
хотел бы издать книгу мудрого грузинского учителя. Если у вас есть что-нибудь
для нас, прошу прислать рукопись». Я воодушевлен. Зачем отправлять, сам привезу!.. И вот я в Москве. В кабинете директора издательства за столом
Розанна Дмитриевна Карпенко – заведующий редакцией начальной школы, там же
редактор и художник. Дмитрий Дмитриевич отрывается от рукописи. – Ну что же, Шалва Александрович, – говорит
он, – пишите дальше... Это очень, очень интересно, ибо Вы пишете о глубокой
любви к детям. Страна переходит на обучение детей с шестилетнего возраста. Я уже
говорил с министром просвещения России о вашей книге и Александр Иванович
Данилов подтверждает мое решение ее издать... Было это в 1981 году. А в 1983 году книга «Здравствуйте, дети!»
выходит тиражом в 400 000 экземпляров. Успех моего откровения огромен. Д.Д.Зуев требует продолжения. Вскоре
издаются и вторая, и третья книги: «Как живёте, дети?» и «Единство цели». Далее
книги переиздаются, и общий тираж превышает два миллиона экземпляров. Вот так, Дмитрий Дмитриевич Зуев, не боясь
издать «буржуазного» педагога, прославляет меня на весь мир. Об этом Зуеве идёт речь – «Антология» ждала
его. Тогда, в середине девяностых годов, он
только что оставил работу. Мы вместе со своим меценатом пришли к нему,
объяснили идею и предложили стать главным редактором «Антологии Гуманной
Педагогики». Спустя пару дней раздумий он согласился. Дмитрий Дмитриевич пришёл со своим
дополнением к проекту: издавать «Антологию» комплектом по пять книг – Мудрость
Древних, Восток, Запад, Россия, Современная Гуманная Педагогика, а также в
каждой конкретной книге отразить не всегда совпадающие точки зрения автора
произведений, составителя тома и первого читателя, который оставляет в книге
свои пометки. Таким образом, «Антология Гуманной
Педагогики» – это не очередная хрестоматия, а вечно восходящая Истина, Чаша
Педагогической Мудрости, протянутая нам добрыми руками из Будущего. «Антология» – носитель духовности, её
основа – Вера и Любовь. Она несёт учителю высший образ педагогического
мышления, она может вдохновить, зажечь, устремить учителя к свершению
творческого педагогического подвига. «Антология» взращивает в учителе Любовь к
детям и учит, как надо мудро их любить. Издано уже 55 томов. Исполняется моя мечта. Она стала заветной и
для главного редактора «Антологии». Дмитрий Дмитриевич Зуев, ныне профессор,
член-корреспондент Российской Академии Образования, своим чутким учительским
сердцем всегда поддерживает меня и дарит мне богатства дружбы. Он готовил тома
«Антологии» и продолжает это делать бескорыстно, ради любви к Детям и их
Учителям. Соты Мудрой Любви к детям Можно ли собирать Любовь, собирать Мудрость
Любви к Детям? Можно ли дарить друг другу трудом и
творчеством, в муках и терпении набранную крупицу Мудрости Педагогической
Любви? Можно, нужно, необходимо это делать. Потому надо объединиться, надо сотрудничать.
Надо создать крупные соты, куда прилетят пчёлы со всех цветущих полей и
принесут свои пылинки. Соты наполнятся. Мёд этот будет Учительской Любовью,
Учительской Мудростью Любви. А из сот каждый может унести с собой столько,
сколько его сердце и разум будут в состоянии вместить в себя. И разлетятся
пчёлы по своим полям, поспешат учителя к своим ученикам, к своим воспитанникам,
с окрепшей и умноженной любовью, начинённой мудростью. Сказал же Песталоцци: «В
Любви Ребёнок находит вдвое больше источник роста». А если учитель удваивает и
утраивает в себе Любовь с Мудростью, какой это будет источник роста для его
учеников? Маленькие лаборатории гуманной педагогики –
это были маленькие соты собирания мёда. Нужна была сота, которая могла бы
собирать всё богатство в одно целое и давать каждому желающему пользоваться
мудростью Педагогической Любви. Я мечтал об этом. И на радость многим соты
возникли при содействии Людмилы Васильевны Шапошниковой: Международный Центр
Гуманной Педагогики. Первым делом он начал проводить ежегодные
Международные Педагогические Чтения. Смысл моей жизни расширился: живу от Чтений
к Чтениям, живу заботами о предстоящих Чтениях. Темы Чтений как крылья, как
перышки для крыльев. Они – как самые красивые и ароматные цветы, притягивающие
пчёл из дальних краёв. С чувством благоговения называю темы каждых чтений. Первые Чтения (2002 г.): Гуманная
педагогика и духовность образовательных пространств. Вторые Чтения (2003 г.): Улыбка моя, где
ты? Третьи Чтения (2004 г.): Почему не прожить
нам жизнь Героями духа? Четвёртые Чтения (2005 г.): Без сердца что
поймём? Пятые Чтения (2006 г.): Спешите, дети,
будем учиться летать! Шестые Чтения (2007 г.): Истина Школы. Седьмые Чтения (2008 г.): В Чаше Ребёнка
сияет зародыш зерна Культуры. Восьмые Чтения (2009 г.): Истинное
воспитание Ребёнка в воспитании самих себя. Девятые Чтения (2010 г.): Чтобы дарить
Ребёнку искорку знаний, учителю надо впитать море Света. Из года в год мы совместными усилиями всех
участников стараемся совершенствовать формы общения на Чтениях: круглые столы,
мастер-классы, лекции, встречи, сообщения по теме: «Как светлый ангел
побеждает». Чтениям посвящается ежегодный выпуск журнала «Три ключа», в нём же
публикуются списки всех участников, их число постоянно возрастает. Со временем смысл и назначение Чтений
приобретали всё большую чёткость и целенаправленность. – Чтения способствуют расширению сознания
учителей и воспитателей, привнося в него понятие духовного гуманизма. – Чтения направлены на
самосовершенствование их участников, на облагораживание их разума, сердца и
чувств. – Каждые Чтения рассматриваются как большой
творческий урок, который даёт участникам импульс для дальнейших поисков и
совершенствования. – Чтения помогают учителям и воспитателям
осознать исключительную значимость своей личности в одухотворении своего
образовательного мира. – Чтения помогают
им освободиться от авторитарного образа мышления, от привычек авторитарного
общения с учениками и воспитанниками. – Чтения ставят
перед учителями и воспитателями задачу: от чего нужно защищать нынешнее
поколение детей, какие глобальные угрозы могут надвигаться на них и как дать им
отпор. – Чтения высвобождают в учителе и
воспитателе энергию духа и чувствознание, необходимые для постижения искусства
Любить Детей. – Чтения
вдохновляют учителей и воспитателей на подвиги во имя одухотворения
образовательного мира и защиты детства от всяких посягательств. – Чтения развивают идеи гуманной
педагогики. – Чтения раздвигают границы гуманной
педагогики. – Чтения взращивают в учителях и
воспитателях осознание величия своего служения. История образования в мире не знает такого
опыта духовного восхождения учителей, расширения их сознания. При содействии Международного Центра
Гуманной Педагогики были созданы прекрасные соты: Центры Гуманной Педагогики Республики
Хакассия и Дагестанской Автономной республики, Всероссийский Центр Гуманной
Педагогики, Латвийская Ассоциация Гуманных Учителей, Литовский Центр Гуманной
Педагогики. В этих сотах много мёда Любви к Детям. Международный центр имеет свой символ: лебедь
на фоне сердца. Это означает единство любви и мудрости. Я радуюсь, находясь в гуще этих событий. Радуюсь, потому что «любовь моего поколения
присоединяется к моей любви» и «род человеческий, сама природа всегда
представляет себя в распоряжении для целей» моей любви. (Продолжение следует.)
НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Алексей Леонов *
ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/ Картины Лолы
Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/ ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ
ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ Галереи Натальи
Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/ Страничка с
фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/
http://www.ex.ua/view/201922 Коллекция сказок,
детских книг и
журналов, раскрасок Развитие педагогической
мысли Артемовский
Центр Гуманной педагогики имени Ш.А.Амонашвили - http://art-roerich.instream.org.ua/humaneped.php Поиск
работ по гуманной педагогике на сайте: http://www.allbest.ru/ ВСЕУКРАИНСКАЯ
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ: http://gumanpedagog.org.ua/ru/ Заочные курсы повышения
квалификации по теме "Основы гуманно-личностного подхода к детям в
образовательном процессе." Негосударственное высшее учебное заведение
"Академия педагогического искусства и социализации Шалвы Амонашвили"
предлагает заочные (дистанционные) курсы повышения квалификации по теме
"Основы гуманно-личностного подхода к детям в образовательном
процессе". С этой целью открыт сайт http://www.amonashvili.com/ Для прохождения
курсов через "личные кабинеты" приглашаются учителя, воспитатели,
педагоги, психологи, методисты, руководители школ, работники образования. Все
подробности вы найдёте на сайте. Дельфис: Интернет-
магазин / Педагогика/Учителям http://shop.delphis.ru/search/books?category=552 Издана новая книга
Ш.А. Амонашвили “Учитель, вдохнови меня на творчество!” На прошедших 10-х Педагогических Чтениях 2011г, в Москве, эта
книга была заявлена как тема будущих Чтений 2012 года. Ш.А. Амонашвили “Учитель, вдохнови меня на
творчество!” – Хмельницкий: Для ознакомления приводим несколько
выдержек из книги. Мои мысли о вдохновении. Я путешествую во времени как челнок: несу туда
из сегодняшнего дня мысли и идеи, чтобы будущее проверило их, поставило на них
свою печать одобрения, и спешу обратно ещё более вдохновлённый — надо
ускорить время и подтянуть настоящее до будущего; надо жить сегодня так,
как хотели бы мы жить в будущем. На этот раз вдохновила меня моя Фея, которая
всегда рядом со мной. Она шепнула мне: «Пиши об учительском вдохновении
на творчество, о вдохновении учеников» Но что это такое — вдохновение? «Надо же, — подумал я про себя, осознав, с чем
имею дело, — это же могущество наше — дар вдохновения!» Сведения для
желающих приобрести книгу: Издательский Дом Шалвы Амонашвили Адрес: 103064, г.Москва, М.Казенный пер., д.5Б. Днепропетровский областной
институт последипломного педагогического образования Артемовский Центр Гуманной
Педагогики Днепропетровский областной
центр Гуманной Педагогики имени Ш.А.Амонашвили Днепропетровский городской центр здоровья Общественная организация
«Педагогика и «Культура» (г.
Днепропетровск) Информационное письмо 18-19 мая 2011 г.
в Днепропетровске состоится
авторский семинар: Целостное обучение школьников
в свете современной научной парадигмы на уроках естественно-природного цикла Цели и задачи семинара:
Основываясь
на современных достижениях в области естествознания, показать необходимость их
использования в курсе предметов естественно – природного цикла для расширения
содержания школьного образования. Объяснить суть целостного подхода в обучении.
Объяснить
особенности современных детей с точки зрения основных тенденций в эволюции человечества. Обосновать
необходимость использования Гуманной
педагогики и классического
педагогического наследия в современном педагогическом процессе.
Показать,
как содержание школьных предметов при целостном подходе и использовании
Гуманной Педагогики воспитывает нравственность ребёнка. Ведущие семинара: Чернозёмова Е.Н., доктор филологических наук, профессор
МПГУ, Рыцарь Гуманной Педагогики, вице-президент Российского Центра Гуманной
педагогики (Москва); Акимова В.Г., руководитель Светомузыкального оптического
театра, обладатель Гранта Москвы «Образование XI века», Рыцарь Гуманной Педагогики, член
Президиума Российского Центра Гуманной педагогики; Бак
В.Ф., учитель биологии
высшей категории, учитель-методист,
«Отличник образования Украины», лауреат Всеукраинского конкурса «Учитель года
97», Рыцарь Гуманной Педагогики, руководитель Артёмовского Центра Гуманной
педагогики (Артёмовск); Таранченко Л.И., учитель физики высшей категории,
учитель-методист Артёмовск); Салиенко Н.А., врач–методист Днепропетровского городского
Центра здоровья, Рыцарь Гуманной Педагогики, руководитель областного Центра
Гуманной Педагогики имени Ш.А. Амонашвили. Программа семинара прилагается. Семинар
будет проходить в Днепропетровском
областном институте последипломного педагогического образования – ул.
Свердлова, 70, ( проезд от вокзалов трамваем №11, маршрутным
такси №155 до остановки «ул. Свердлова»). Начало работы семинара каждый
день в 9.00. Для справок: тел. 068
177-35-39; 099 073-52-53; email: aro_net@mail.ru Программа авторского двухдневного семинара 18 мая
Тема дня: «Во
всём нам хочется дойти до самой сути» 1. Основы Гуманной
педагогики - духовно – нравственная составляющая педагогического процесса, направленная
на развитие целостного мышления
школьников. Методические особенности
урока, построенного на основах Гуманной педагогики. (Бак В.Ф.) 2. Современные
эволюционные тенденции в развитии человечества и феномен «Дети нового сознания» (Чернозёмова
Е.Н. ) 3. Моделирование урока «Поговорим о любви к детям» (Чернозёмова Е.Н.) 4. Любовь как педагогическая категория. Януш
Корчак, В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили о любви к ребёнку.(Бак В.Ф.) 5. Космическое
мировоззрение человечества и современная научная картина с точки зрения
целостного или духо-материального способа познания Бытия. Одухотворение науки. (Акимова
В.Г., Бак В.Ф.) 6.Моделирование
урока «Начало, знающее бесконечность» (Акимова В.Г.) Итоги 19 мая Тема дня: (биология) «Великое – в малом» 1.Как школьному
учителю не стать тормозом прогресса. Источники педагогического вдохновения, или
чем наполнять духовный мир учителя. Особенности целостного подхода к познанию
мира у учёных – космистов: К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.Н. Вернадского, П.А.
Флоренского. (Бак В.Ф.) 2. Слово учителя и его влияние на становление нравственности учащихся.
(Чернозёмова Е.Н.) 3.
Ученые-физиологи И.П. Павлов, Н.П. Бехтерев,
А.А.Ухтомский о физиологических основах нравственности.(Салиенко Н.А.) 4. Холизм
(целостность) и редукционизм в
преподавании. Биология языком сердца. Всеобщие Законы Мироздания, заложенные в
основу живых систем. Проявление Закона Любви
в живых системах, альтруизм в организации жизни. (Бак В.Ф.) 5. Сердце – центр
Мироздания. Двойственная природа сердца. Чему нас может научить сердце.
Анатомо-морфологические законы построения сердца и их аналогии в нравственной
жизни человека. Закон Иерархии в живой материи. Ритм, асимметрия, время в живых
системах. (Бак В.Ф.) 6. Моделирование
уроков с точки зрения целостного подхода к обучению. «Клетка – голограмма
Вселенной», «Уроки Сердца» (Бак В.Ф.) 19 мая
Тема дня: (физика) «Познание движимо любовью» 1. Мировоззрение
учителя физики – основа любви к детям. (Таранченко Л.И.) 2. Современная научно-теистическая
парадигма с точки зрения Теории физического вакуума проф. Г.И. Шипова и Теории
торсионных, или информационных полей акад. А. Е. Акимова. (Акимова В.Г.) 3. На луче света. Оптический театр в школе
(Акимова В.Г.) 4. Моделирование уроков с использованием
оптической аппаратуры. Жемчужины школьного оптического театра (Акимова В.Г.) 5. Как выращивать мировоззрение учеников
на уроках физики (Акимова В.Г., Таранченко Л.И.) 6. Фрагменты уроков физики, развивающих мировоззрение и нравственные
качества учеников (Таранченко Л.И.). Международный
Совет Рериховских организаций имени С.Н. Рериха и
Эстонское общество Рериха организуют проведение IX
Международного форума «Будущее человечества – расцвет Культуры» в
рамках программы «Как охраним живую ткань
Культуры?» в Эстонской Республике, в Таллинне. Форум пройдет с 28 по 31
июля 2011 года.
Он посвящается столетию со дня рождения Павла Фёдоровича Беликова - выдающегося
исследователя творческого наследия великих деятелей мировой культуры – семьи
Рерихов, гражданина Эстонии, человека финских и русских корней.
В рамках форума состоятся общественно-научная конференция, педагогическая
гостиная, программа “Магниты Культуры земли Эстонии». Столица Эстонского государства, город
Таллинн в 2011 году, объявлена культурной столицей Евросоюза. Совпадение такого
события со столетием П.Ф. Беликова представляется символическим. Неоценим вклад
Павла Федоровича в историю культуры Эстонии. Он был последовательным
проводником всемирной культуротворческой деятельности Рерихов здесь. Его труды
получили широкое международное признание, в том числе в России, Латвии, Литве,
Финляндии. Одна из вершин на Алтае носит название «Пик Беликова». Программа 28 июля – День заезда. Магниты культуры
земли Эстонии: Экскурсия «Таллинн – столица Эстонии». 29 июля – день рождения П.Ф.Беликова. Торжественное открытие форума. Общественно-научная конференция «100
лет со дня рождения П.Ф.Беликова». Магниты культуры земли Эстонии: Поездка
в посёлок Козе-Ууэмыйза – место жизни и творчества П.Ф.Беликова. Круглый стол: «Воспоминания о П.Ф.
Беликове». 30 июля – Магниты культуры земли Эстонии: «Город
Тарту». Посещение основанного в 1632 году Тартуского (Дерптского) университета
и Национального музея. Встреча с эстонской общественностью в
национальном обществе Ванемуйне (Vanemuise Selts). 31
июля – Таллинн, Кадриорг – экскурсия во дворец
и парк. Педагогическая гостиная: «Разговор о
новой философии воспитания и образования». Торжественное завершение форума. Регламент выступлений на
мероприятиях форума – 15 минут. Желающих
принять участие в форуме просим зарегистрироваться и сообщить тему своего
выступления до 1 марта 2011 г. Расходы по проезду, проживанию, питанию
и экскурсии за счёт участвующей стороны (возможно размещение у друзей). Контакты: e-mail belikov100@gmail.comЭтот e-mail
адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript Telephone
Irina Bitkova (372)6020770, Juri Kirves (372)6048373 Татьяна Купава (372)5136638. (35 Kb) Одиннадцатые Международные Педагогические
Чтения Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||