Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Исповедь отца сыну


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Исповедь отца сыну   84   2010-08-31 17:08

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещено продолжение книги Шалвы Амонашвили «Исповедь отца сыну». В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, уточненное информационное письмо о проведении Пятых Всеукраинских педагогических чтений по гуманной педагогике на тему: «Как любить детей». Сообщите об этом всем заинтересованным. Всего Вам самого светлого! Мира и Радости, Здоровья и Любви, Равновесия и Осознанности, Мудрости и всего самого светлого Всем нам!

ШАЛВА АМОНАШВИЛИ

ИСПОВЕДЬ ОТЦА СЫНУ

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ

Лаборатория гуманной педагогики МГПУ, Москва, 2005.

СОДЕРЖАНИЕ

ДРУЗЬЯ   

РЕЧЬ   

СЕСТРЕНКА 

СЛЕЗЫ

В ШКОЛУ

 ДРУЗЬЯ

Во дворе много детей. Ты тоже рвешься во двор поиг­рать. Но там старшие мальчики отняли у тебя велосипед и не дают покататься. Ты начинаешь орать, возвраща­ешься домой, жалуешься:

«Все они плохие... я не хочу играть с ними!»

Что нам делать? Отнять у мальчишек велосипед и вер­нуть тебе, а им пригрозить, чтобы больше не смели?

Бабушка так и готова была поступить, но я — против.

«Чего ты орешь? Ты же мужчина!»

«Они отняли мой велосипед!»

«А почему ты сам не предложил им покататься на тво­ем велосипеде?»

«Не хочу... я сам хочу кататься...»

«Так, значит, виноват ты: сам хочешь много кататься и не хочешь поделиться с ребятами этим удовольствием. Я не могу защищать тебя такого. Если я отниму у них велосипед и верну тебе, они не захотят дружить с тобой. А дружба важнее велосипеда!..»

Я предпочитал отпускать тебя во двор с такими иг­рушками, игра с которыми заставляла тебя знакомиться и дружить с ребятами. Конечно, неинтересно играть в мяч одному. А от мальчика, который играет один, ребята мо­гут отвернуться, начнут дразнить. Я отпускаю тебя во двор с хорошим футбольным мячом и внушаю: «Мяч лю­бит, когда его ударяют многие, за ним весело гоняться всем желающим».

Какой смысл играть в кегли одному, если никто на твою игру не будет смотреть? А если играть коллективно, с товарищами, то вокруг играющих соберутся зрители, они станут поощрять играющих, поднимется такой весе­лый гул, что ни одна строгая соседка не посмеет нару­шить его.

Я внушаю тебе: «Если больше не захочешь играть, не отбирай у товарищей кегли, пусть они поиграют без тебя!»

Игра с «летающими тарелками» тоже требует друзей и товарищей: ты забрасываешь свою тарелку в сторону партнера, а он отправляет в твою сторону свою. Надо поймать ее и быстро отправить обратно. От тебя требуют­ся ловкость, быстрота.

«Не ссорься ни с кем. Играй со всеми!»

Но ссоры все же вспыхивали иногда. Порой дело до­ходило до драки.

И мы приучили тебя: не жди от нас защиты; мы забе­рем тебя, драчуна, и станем осуждать; возможно, за этим последует еще и наказание — лишение радости общения с товарищами на 2—3 дня сразу.

Знаю я вас — петушков-драчунов. Не думаю, чтобы хотя бы одному взрослому хоть раз удалось установить истинную причину возникновения вашей драки. Обе сто­роны с такой страстностью будут утверждать свою право­ту, что в конце концов станет понятной беспричинность Драки. После драки вы без особых дипломатических пе­реговоров возобновляете дружбу, может быть, даже более прочную, но мы, взрослые, до этого добрые соседи, вмешавшись в «разборку», можем навсегда испортить наши добрые отношения.

Наш домашний суд, в составе папы, мамы и бабушки, обычно выносит тебе строгий наказ, соответствующий нашей морали: «Дружи со всеми, малыш, плохих детей нет, дружи со всеми!»

РЕЧЬ

Ты начал ходить, а вскоре заговорил. Ты резко пере­шел от детского лепета к членораздельному произноше­нию и так ошеломил нас фейерверком применяемой то­бой лексики, что мы никак не смогли вспомнить, какое слово ты произнес впервые.

Я утверждаю, что первое слово, которое ты произнес, было «мама», а мама говорит, что это было «папа».

Но, наверное, ни то и ни другое. Твои первые слова, скорее всего, означали: «Я человек!»

Ты заговорил одновременно на двух языках: на гру­зинском и на русском.

Как это произошло?

Я сторонник той научной точки зрения, которая счи­тает, что ребенок наследует от Природы некую способ­ность речи. Спустя несколько месяцев после его рожде­ния она начинает в нем просыпаться: ребенок впитывает в себя речь окружающих, произносит нечленораздельные, но смыслообразующие звуки, научается выражать свои требования, протест, радость с помощью отдельных слов. Одновременно в голове ребенка происходят сложнейшие «вычисления», с помощью которых весь хаотический по­ток речи, воспринятый им, вдруг начинает из его уст течь ручейком прозрачной, ясной, содержательной, полной эмоциями речи.

Эти внутренние задатки речи, по моему представле­нию, имеют то же значение для ребенка, что и ракета-но­ситель третьей ступени, выводящая корабль на орбиту. Ребенок за самое короткое время (ибо, что значит не­сколько месяцев в сравнении с тем скачком, который проделывает он, овладевая опытом тысяч поколений) выходит на важнейшую орбиту своей жизни — орбиту об­щения с помощью речи.

Ребенок начинает говорить. У него своя система и на­правленность общения. Сперва он бесконечное множест­во раз спрашивает всех: «Что это?» Далее следует такое же бесконечное множество «почему?».

Он приступает к осуществлению процесса познания действительности, однако смотрите, как мудро он это де­лает: он сам сокращает себе путь к овладению опытом человечества, требуя от нас, чтобы мы коротко, ясно и до­ступно объяснили ему, что это и почему это так, какие существуют связи между предметами и явлениями.

Разумеется, он с большой охотой прибегает и к дру­гим путям присвоения знаний: ставит ежедневно не­сколько десятков беспокойных «опытов», дающих ответы на вопросы — «Смогу ли я сам?», «Как это делается?», «Почему это так?», «А что если?..» и так далее.

Но общение через говорение, познание через речь, радость и огорчения, выраженные с помощью слов, зани­мают все больше места в его повседневной жизни, в его очеловечивании.

Прирожденная способность заговорить не имеет дол­гой жизни. Она вроде шелковичной бабочки, которая вы­ползает из кокона только для того, чтобы отложить потомство, а сама погибает.

Вы не задумывались над тем, с какой легкостью на­учается ребенок говорению на двух-трех языках и с каки­ми трудностями сталкивается взрослый при изучении иностранного языка?

Что это значит?

Вот что: внутренние задатки с трудом поддаются кон­сервации; напротив, наука располагает определенными фактами, свидетельствующими о том, что мышление, речь и другие виды деятельности человека имеют строго определенное возрастное время для своего возникнове­ния, развития и завершения. Приостановить, отложить их развитие на потом — значит расписаться в собствен­ном невежестве, допустить грубую педагогическую оп­лошность, а ребенка обречь на непоправимую отсталость.

Но ребенок может заговорить только в общении с го­ворящими людьми. И вся проблема заключается в этом: как говорим мы, папы и мамы, взрослые, между собой и со своими малышами?

Если речь наша бедна, искажена, груба, если бранные слова не задерживаются на устах домашних, окружающих ребенка, он, возможно, всю свою жизнь будет страдать от своей искаженной, несовершенной, грубой речи, а воз­можно — от бедности мышления.

Зная все это, не могу не стать сухим дидактом.

 Папы и мамы! Не находится ли ваш младенец, ваш ребенок в окружении искаженной речевой действительности? Это очень плохо!

Не находится ли он в атмосфере взаимной грубости взрослых? Это еще хуже! Сами того не подозре­вая, вы, возможно, задерживаете, навсегда и безвозвратно приостанавливаете речевое развитие и общение ребенка, вы искажаете его будущее! Думайте об этом!

Эта сухая дидактика служила и нам, воспитателям Пааты.

Прирожденная способность к речи, по моему убежде­нию (меня подбадривают и исследования специалистов), дает возможность ребенку одновременно усвоить не­сколько языков.

Мое убеждение не исключало и некоторой тревоги: ведь царит пока еще в педагогике предостережение, что учить ребенка сразу двум языкам — это то же самое, что и учить его ездить на лошади до того, как он научится хо­дить. И все же мы решились. Мама и папа говорили с то­бой только на грузинском языке, а бабушка — только на русском.

Мы твердо придерживались своего решения, и когда ты начал говорить, обнаружили, что у тебя для мамы и папы возник один язык, а для бабушки — другой. Ты пе­реключался с одного языка на другой, в зависимости от того, с кем имел дело.

Знал ли ты тогда, что говоришь на двух языках? Ко­нечно, нет. Ты только общался на этих языках, не имея никакого понятия о своем билингвизме.

Шли годы, и мои опасения рассеялись полностью. Ты мыслишь нормально. В твоей речи я нахожу реальное подтверждение идеи Л.С.Выготского о том, что человек лучше постигает родной язык, если он владеет другими языками.

Нас радовало каждое твое новое речевое изобретение. Мы всегда старались давать тебе ясные, правильные отве­ты на все твои «что это такое» и «почему». И еще мы старались приучать тебя к вежливым формам обращения: учили говорить «здравствуйте», «доброе утро», «спокой­ной ночи», «пожалуйста», «если можно», «спасибо», «из­вините», «с радостью».

Учили всему этому в процессе общения, а не только одними требованиями и наставлениями. Ты с детства привыкал к нашей вежливости по отношению к тебе:

 «Если можно, принеси, пожалуйста, стул!»;

 «Можно по­просить тебя пересесть на диван?»;

«Извини, пожалуйста, это случайно!»;

 «Спасибо, дорогой, какой ты добрый!» Поощряли быть ласковым, добрым по отношению к лю­дям, окружающим тебя.

И все-таки в твоих выражениях проскальзывали грубо­сти, которые, видимо, ты усваивал вне дома. Но каждый раз, когда ты грубил, обижал окружающих, мы прибегали к приемам народной педагогики — заставляли тебя пропо­лоскать рот, лишали на время удовольствий общения. А как иначе?

Недавно в одной семье я наблюдал, как двухлетний ребенок ругался, употребляя нецензурные выражения, а взрослые, даже мама, в адрес которой и были направлены эти слова, безудержно смеялись. Я был возмущен. А ро­дители меня успокаивали: «Он же не понимает, что гово­рит!»

Разве это оправдание? Пусть не понимает, но ведь его натура склоняется к грубостям!

Какое мы, взрослые, имеем право, как мы смеем за­сорять речь ребенка, заставлять его природную способ­ность к речи расходовать на тренировку в грубости и бра­ни? Тот, кто этим занимается, должен знать: он искажает не только и, может быть, не столько речь ребенка, сколь­ко его судьбу, так как с детства лишает его красоты и ра­дости подлинного общения.

Не знаю, есть ли в педагогике термин «речевое воспи­тание». Думаю,  он  мог бы  носить глубокий смысл. Я лично вкладываю в него не узко методическую, а общечеловеческую идею: воспитание в ребенке умения и потребности доставлять людям радость с помощью речи, сопереживать, сочувствовать им в беде, облегчать страда­ния, сеять правду и доброту.

 Речевое воспитание — это воспитание сердца, воспитание любви к человеку, глубокого уважения к нему.

Слово может и убить, и исцелить человека.

 

Ребенок унаследует от Природы огромное количество воз­можностей, их не сосчитать. Нам известна только малая часть. Психологи называют возможности функциями. Речевая возможность является одной из таких функций, но она самая важная, сложная и таинственная. Физиологи знают, в какой части мозга зарождается речь, но никто не может сказать, как это происходит. Научными исследованиями доказывается, что в ребенке изначально присутствует некая общечеловечес­кая речевая матрица, некая, я бы сказал, вселенская грамма­тика. Она не привязана к какому-либо конкретному ребенку. Говоря иначе, ребенок-грузин (или русский, или англичанин) не­сет в себе матрицу не грузинской грамматики, а общеязыко­вую. На ее основе, оказавшись в языковой среде, зарождается конкретная речь.

 Но эта способность, как мне представляется, имеет три особенности.

Первая особенность в том, что общеязыковая матрица (функция языка) не является пассивной данностью, она ак­тивна сама по себе.

Вторая особенность активность ее имеет свои кален­дарные сроки. То есть речевая функция просыпается в ребенке не после рождения (как я полагал тогда, в 60-е годы), а задолго до рождения.

 Потому взрослые обязаны следить за чистотой и добротой своей речи, находясь в окружении беременной женщи­ны. И завершает она свою работу до 9-летнего возраста. Если речевая среда будет усилена, то жизнь функции можно искус­ственно продлить еще на пару лет. Потом она покинет ребен­ка. Это означает, что после 9—11-летнего возраста ребенку будет трудно с такой же легкостью, как ранее, изучать новый язык. На этот раз понадобятся специальные усилия, которые в синтезе называются организованным обучением.

Третья особенность языковой функции — ее откры­тость к одновременному восприятию двух, трех и, может  быть, более языков. Говоря иначе, функция не затрудняется, если, условно говоря, мама будет общаться с ребенком толь­ко на грузинском языке, папа только на русском, а бабуш­ка — только на французском. Важно, чтобы все они состав­ляли ребенку жизненно необходимую среду кормили, купа­ли, играли с ним, выводили гулять, любили, рассказывали и т.д. В такой действительности, спустя года два, ребенок сразу заговорит на всех трех языках для мамы, папы и ба­бушки. И сам не будет знать, что говорит на трех языках. Об этом узнает чуть позже. Пострадает ли какой-либо язык из этих трех? Не пострадает. Какой язык будет род­ным? Родным для него станет тот язык, с помощью которо­го он впитывает культуру. Если для ребенка общее окруже­ние грузинское, то получится, что он будет впитывать в се­бя грузинскую культуру не только через грузинскую речь, но и через русскую и французскую речь. Такие явления в психо­логии известны. Таким образом, золотая пора для усвоения языков есть детство до 9—11-летнего возраста. Далее для изучения языков понадобятся огромные усилия воли.

Процесс освоения речи в то же самое время есть про­цесс духовно-нравственного развития и воспитания ребен­ка. Необходимо соблюсти условия, чтобы ребенок находился в окружении добрых речевых потоков. Ребенок развивается не только тогда, когда взрослые обращаются к нему непо­средственно, но и тогда, когда взрослые в присутствии ре­бенка обсуждают свои жизненные вопросы, общаются друг с другом.

Ребенка надо уберечь от сквернословия, как от огня, от хамской, грубой речи, от речи, в которой не звучат уважение, сочувствие, любовь, готовность помогать.

СЕСТРЕНКА

Тебе было три годика, когда в семье поселилась новая радость: у тебя появилась сестренка, и назвали ее Ниной. Возникли новые заботы.

«Пойдем, принесем молока для Нинульки!» И мы шли в ближайший магазин купить молоко. Ты нес ма­ленькую корзиночку с бутылками. Мы по дороге говори­ли, какая у нас хорошая сестренка, какая она забавная и смешная, как за ней надо ухаживать.

«Пора готовить кашу для Нинульки. Помоги мне. До­стань, пожалуйста, кастрюлю!» Бабушка налила манную кашу на тарелку, а ты важно несешь её сестренке.

«Давай поведем Нинульку на прогулку!» На улице ты не хочешь подпускать меня к коляске, везешь ее осто­рожно, без шалостей.

«Не шуми, пожалуйста, она только что заснула!» И мы показываем тебе, как на цыпочках надо выходить из ком­наты, где растет во сне твоя маленькая сестренка.

«Поиграй с Нинулькой, пока я занята!» На тахте ты начинаешь забавлять ее, смеша разными манипуляциями. Сестренка визжит и прыгает от восторга.

«Посмотри, пожалуйста, за ней, пока дома никого нет!» Ты остаешься один с сестренкой на 10—15 минут, а может и дольше, а затем докладываешь обо всех ее малейших проказах.

«Приведи, пожалуйста, Нинульку из детского сада!» Ты тогда был уже в первом классе, детский сад находил­ся рядом, и ты с радостью ходил туда за сестренкой. Гор­дился этим поручением.

Но я рассказываю не о том, как воспитывали девочку, а о том, как воспитывали в тебе заботливого, чуткого мальчика.

Мы с тобой готовили сюрпризы маме, бабушке, сест­ренке к дням их рождения. Порой, оставшись одни, уби­рали квартиру, мыли посуду, готовили обед, чтобы порадовать маму. На тебя возлагали заботу о комнатных цветах. Мы ра­довались каждому новому лепестку и бутону.

 «Это плоды твоих забот!» — говорила бабушка. Во дворе мы посадили дерево, и ты поливал его.

В нашем аквариуме раз произошла беда: рыбки съе­ли одного своего собрата. Это всех нас очень огорчило. А когда ты увидел, как гуппия рожала живых рыбок и тут же съедала своих детенышей, которые не успевали сразу же после рождения уплыть от мамы, бабушка не замедлила прочитать тебе мораль:

 «Вот видишь, как гуп­пия ест своих детей! А твоя мама не съела тебя, она вы­растила тебя!», ты негодовал на рыбку-мать, съедающую своих новорожденных рыбок, и чтобы спасти их, терпе­ливо ждал появления каждой новой рыбки и палочкой отгонял от них маму.

Упрочить доброту, чуткость, отзывчивость в ребенке, по­родить в нем чувство сопереживания — дело не из легких. Среди других способов, которые мы применяли с этой це­лью, был и довольно распространенный. Суть его выражена в пословице:

 «Говорю тебе, кувшин, но ты, бутылка, слу­шай!» Мы им пользовались примерно в следующих формах.

«Мама, ты не замечаешь, какой Паата становится до­брый!»

«Да, я сама хотела сказать, вчера он так помог мне!..»

Мама и бабушка говорят в другой комнате, тебя толь­ко что уложили, и ты должен уснуть, но суть разговора задевает тебя...

«А вы знаете, как мой внук вчера порадовал меня!» - бабушка разговаривает в парке с женщиной, сидящей ря­дом с ней на скамейке.

Они познакомились здесь. Ты играешь тут же и готов повторить те же доблестные поступки, которыми она так гордится.

Было ясно, как поощряли тебя такие «случайные» разговоры без твоего участия, за «твоей спиной» — о тво­их хороших делах и поступках, о твоей чуткости и отзыв­чивости.

Но, может, в этом была доля тщеславия, может, ты не­много играл в отзывчивость, доброту, хорошие поступки? Что ж, не плохо, если даже в игре (пока в игре) ты усваиваешь и проявляешь некоторые нормы нашей морали. В игре, как теперь склонны говорить, моделируется буду­щая социальная жизнь ребенка.

И все же мы с нетерпением ждали такого проявления твоей чуткости и сопереживания, которых нельзя было приписать игре. Чувство сопереживания — это частица твоего сердца, твоей души, твоей жизни, которую ты пре­подносишь человеку в дар.

Я не забуду тот прекрасный день, когда обнаружил в тебе рождение такого чувства. Нет, не думаю, что я пере­оцениваю это событие, не смог вникнуть в его психоло­гическую суть.

 Это действительно было сопереживание, чувство своей вины перед другими, чувство сожаления.

 Вот как оно родилось.

СЛЕЗЫ

Стоял теплый майский день, тебе было тогда чуть больше пяти.

 Мы отправились в поход на близлежащие горы. Была с нами Мака, твоя двоюродная сестра, на год старше тебя. Вы бегали, собирали цветы, смеялись. И вдруг умолкли.

Я увидел вас сидящими на корточках, вы что-то внимательно рассматривали.

 Я подошел. На стебельке полевого цветка сидел кузнечик, прозрачно-зе­леный, с тоненькими длинными крылышками, с усика­ми. Он неожиданно раскрыл крылышки и сделал длин­ный скачок. Вы весело погнались за ним и опять, сидя на корточках, долго изучали его. Он, видимо, решил поиг­рать с вами: скок — и вы за ним, опять скок — и опять вы за ним.

 Вместе с кузнечиком вы бегали по всему полю и смеялись. Наконец  кузнечик сел на асфальтированную дорогу. Теперь мы втроем окружили его.

«Какой ты красивый... Что ты ищешь?» — начала зада­вать ему вопросы Мака. Но кузнечик раскрыл крылышки и собрался было сделать прыжок, как ты ни с того ни с сего накрыл его ногой. Мака вскрикнула:

«Не смей!» Ты поднял ногу — и мы увидели раздавленного кузнечика.

«Зачем ты это сделал?» — спросила Мака, обиженная до слез. Ты молчал.

«Да, сегодня мама уже не дождется своего кузнечика. Она, наверное, будет горько плакать!»

 Я был огорчен, но не бранил тебя.

«Кузнечик уже никогда не будет прыгать и шалить... И цветы напрасно будут его ждать!..»

Мы поднялись и пошли дальше. Я предложил вам сесть в тени под деревом и позавтракать. И как будто все уже было позади, как ты вдруг вскочил и побежал обрат­но на дорогу.

 Ты сел на колени перед кузнечиком, лежав­шим на асфальте.

 «Кузнечик больше не будет прыгать... Мне жаль кузнечика...»

Ты рыдал. Мака успокаивала те­бя, но ты не слушал ее.

 «Почему я раздавил кузнечика?.. Мне жалко его... Пусть он оживет...»

Я еще не видел такого обилия слез, не слышал, чтобы ты когда-нибудь так плакал.

 Мне действительно было очень жаль кузнечика, но я радовался твоим горьким слезам, слезам сожаления.

 «Ничего, сынок, плачь... Может быть, именно сейчас ты рождаешься как человек!» — думал я, всматриваясь в тебя.

Ты жалел о своем поступке, ты хотел вернуть время назад, чтобы исправить свершенное.

 И мне показалось тогда, что только в том сердце может поселиться беско­рыстное чувство сопереживания, в котором уже возникло раскаяние в своих необдуманных поступках, чувство ви­ны, чувство ответственности.

В ШКОЛУ

В доме суета. Завтра первое сентября, и ты пойдешь в школу, в подготовительный класс для шестилеток. Бабуш­ка заканчивает гладить твою рубашку и короткие шта­нишки, мама собирается искупать тебя, готовит ванную. Нина не отходит от тебя и умоляет взять ее тоже в школу.

Ты важничаешь. Еще бы! Ведь в школу пойдешь ты, а не кто другой из нашего дома.

«Какое стихотворение ты расскажешь, если предло­жит учительница?» — спрашивает мама. У тебя наготове два-три десятка стихотворений.

«А если будете рисовать, то нарисуй закат солнца. Это у тебя хорошо получается». Бабушка уверена в этом.

А я советую тебе подружиться сразу со всеми ребя­тишками и с первого же дня полюбить свою учительницу.

Ты уже знаком с некоторыми буквами. Можешь напи­сать свое имя. Ты этому научился в детском саду, у своих товарищей. Возвращаясь из детского сада, ты приставал к маме или папе с просьбой научить тебя читать. Тогда я ре­шил научить тебя способу звукового анализа слова.

Сперва я обратил твое внимание на отдельные звуки:

 «Скажи, пожалуйста, как шумит ветерок в листьях деревь­ев?» — «Шшш!..» — «А как жужжит пчела?» — «Жжж...!»

Затем научил медленному и растянутому проговариванию слов: «дууууб», «мммааамммааа».

 Порой задавал тебе задачи: я говорил предложение или слово неестест­венно растянуто и медленно, а ты должен был догадаться, что я сказал.

Потом я дал тебе фишки — маленькие квадратики из картона и предложил «написать слово»: проговорить ка­кое-нибудь слово медленно, выделить в нем последовательные звуки и для обозначения каждого из них поло­жить фишку. Этот прием, разработанный известным пси­хологом Д.Б.Элькониным, помог тебе усвоить способ звукового анализа и «написания» слов.

Так ты научился всем звукам грузинского языка.

Считать до десяти не составило для тебя большого труда. Но вот преодолеть так называемые феномены Пи­аже ты затруднялся.

По моему заданию ты пересчитывал десять фишек и клал слева, столько же — справа. И справа, и слева фишки лежали кучками.

 «Сколько здесь фишек?» — «Десять» — «А здесь?» — «Десять» — «Где больше фишек, тут или там?» — «Нигде, они равны».

Пока все правильно.

Тогда я раскладываю кучку фишек справа, фишки слева остались в прежнем положении.

«Скажи, пожалуйста, где теперь больше фишек — здесь или там?»

Ты, не задумываясь, отвечал:

 «Здесь!» И указывал на разложенные фишки.

Было достаточно собрать их опять в кучу, и ты гово­рил, что теперь фишки равны.

А вот другой опыт.

 Я брал два стакана, один из них был низким и широким, другой — узким и высоким. На­полнял низкий стакан. «Смотри, теперь я эту воду пере­лью в узкий стакан!» И переливал. Естественно, в узком стакане вода поднималась выше. «В каком стакане больше воды — в низком или узком?» Опять ты, не задумываясь, говорил, что воды становится больше в узком.

Скажу еще об одном опыте.

 «Вот шарик из пластили­на. Смотри, из этого шарика я сделаю лепешку. Скажи, пожалуйста, когда было больше пластилина — когда он был шариком или когда он превратился в лепешку?» — «Когда превратился в лепешку...»

Повторение этих опытов в разных вариантах, рассмо­трение результатов с разных точек зрения в конце концов привело тебя к пониманию того, что количество фишек не может меняться в зависимости от того, расположены они врозь или кучкой.

Я ценил такие задачи, прежде всего потому, что они заставляли тебя мыслить, наблюдать, замечать, связы­вать, выделять. Развитие этого умения в ребенке, готовящемся пойти в школу, мне кажется куда важнее, чем раз­витие умения считать, пусть до миллиона...

Ты встал рано утром и разбудил всех дома. Идти до школы минут пять. Но тебе не терпится. И мы все на­правились к школе. В школьном дворе много детей и родителей. Проводится митинг. Затем раздается пер­вый звонок, и дети оживленно входят в школьное зда­ние.

В школу родителей не пускают. Ты входишь в школу вместе с ребятами, большими и маленькими, вместе со своей первой учительницей.

И начинается твоя школьная жизнь. Она будет длить­ся две тысячи дней.

Как ты примешь школьную жизнь? Будешь «отбы­вать» ее или радоваться ей?

(продолжение следует)

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Страничка с фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/

 

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

Издательский Дом Шалвы Амонашвили

Развитие педагогической мысли

   Антология гуманной педагогики

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  КИЕВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. М.П.ДРАГОМАНОВА  / ХМЕЛЬНИЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВСЕУКРАИНСКАЯ  КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ   ХМЕЛЬНИЦКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «В  БУДУЩЕЕ  ЧЕРЕЗ  КУЛЬТУРУ»

Информационное письмо

Уважаемые коллеги!

    13-14 ноября 2010 г. в г. Киеве в Национальном педагогическом университете им. М.П.Драгоманова (г. Киев, ул. Пирогова, 9; ст. Метро „Университет”) состоятся Пятые Всеукраинские педагогические чтения по гуманной педагогике на тему: «Как любить детей». Тема предложена научным руководителем Всеукраинской ассоциации  Гуманной Педагогики академиком  Ш.А. Амонашвили.

    Размышлениями о любви к ребенку наполнены работы педагогов-классиков Яна Амоса Коменского, Василия Сухомлинского, Йоганна Песталоцци, Януша Корчака, Константина  Ушинского и других.  Гуманная педагогика есть суть всей классической педагогики, в основании которой лежат такие высшие смыслы, как  ДОБРОТА, ВЕРА, ДУХОВНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, БОГ. Мы предлагаем всем, кто связан с воспитанием детей, задуматься над важностью осмысления этих высших смыслов и предложить свой опыт постижения любви к ребребенку.

    Регламент работы Педагогических Чтений:

1 день, 13.11.2010 г.:

8.00 - 10.00 Регистрация участников.

10.00 - 12.00 Первая общая встреча. Открытие Чтений. Приветствие. Учредительные доклады. Обращение Ш. А. Амонашвили к участникам Педчтений.

12.00 - 12.30 Перерыв.

12.30 - 14.00 Круглые столы.

14.00 - 15.00 Обеденный перерыв.

15.00 - 17.00 Круглые столы.

17.00 - 18.00 Вторая общая встреча. Подведение итогов работы Круглых столов.

2 день, 14.11.2010 г.:

10.00 - 11.30 Мастер-Классы.

11.30 - 12.00 Перерыв.

12.00 - 13.30 Мастер-Классы.

13.30 - 14.00 Обеденный перерыв.

14.00 - 15.00 Завершающая общая встреча. Итоги Пятых Всеукраинских Педчтений.

15.00 - 15.10 Перерыв.

15.10 - 16.00 Общее собрание Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики.

О Круглых столах:

(тематика, руководитель, основная идея, вопрос для обсуждения)

1. Идеи из будущего в настоящей школе

Руководитель (председатель) КрС: Крук Станислав Леонидович, кандидат педнаук, доцент кафедры педагогики и психологии Хмельницкого национального университета, Президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, Рыцарь Гуманной Педагогики, г. Хмельницкий.

Сопредседатели: Гарячя Светлана Анатольевна, зав. лабораторией ДПО Черкасского  областного  института  последипломного образования педагогических работников, г. Черкассы, Глава Черкасской областной ячейки Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, Вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики;

Огийчук Алла Антоновна, учитель-методист,  учитель начальных классов частной школы «Михаил», г. Києв, член Черкасской областной ячейки Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики.

Основная идея:

 «Необходимо относиться к ученикам по-отечески, с серьезным, страстным желанием им успехов, как будто - это учителя являются отцами духовного развития учеников» Ян Амос Коменский.

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не удручает, а поднимает, не давит, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, - переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут, не раз наблюдая увлажненным взглядом за борьбой ангела с сатаной, где светлый ангел побеждает». Януш Корчак.

«Любовь - высочайшее сокровище, наиболее дорогая жемчужина жизни, но она так утеряна, так загрязнена в навозной груде злобы и вульгарности, что мало кто понимает ее действительную ценность. Самая ценность любви зависит не от того, сколько нас любят, а от того, сколько мы любим ». М.М. Неплюєв.

«...чтение классиков привело меня к странному ощущению того, что читаю книги, присланные из будущего. Это будущее может стать настоящим настолько, насколько мы этого захотим» Ш.О. Амонашвили.

Вопрос для обсуждения:

    Утверждение смысла духовности в содержании образования. Как любить детей не только в непосредственном общении с ними, но и в разработке  программ, учебников, учебных курсов, в предоставлении приоритетности воспитанию над обучением. Создание образовательных курсов и программ, которые расширяют содержание образования, наполнение их современными открытиями в области науки. Как одухотворить образование. Школьные предметы, которые выращивают мировоззрение учеников. Дополнительное образование в школе, кружки и факультативы.

 2. Урок - пространство, где царствует любовь.

Руководитель (председатель) КрС Брусенцова Елена Михайловна, учитель-методист, учитель начальных классов ЗОШ № 91 г. Днепропетровск.

Сопредседатели: Суслова Ирина Витальевна, воспитатель высшей категории детского учреждения № 131, г. Севастополь, аспирантка Национального института психологии им. Костюка АПН  Украины, секретарь Севастопольского городского центра гуманной педагогики Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики;

Бак Виктория Федоровна,  учитель биологии ЗОШ № 11 с профильным образованием г. Артемовска, учитель-методист, Отличник образования Украины, лауреат Всеукраинского конкурса «Учитель года 1997», Рыцарь Гуманной Педагогики, руководитель Артемовского Центра Гуманной Педагогики, Вице-президент Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики.

Основная идея: «Любовь к ребенку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку - все одно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без ощущения цвета» В.А.Сухомлинский.

Вопрос для обсуждения:

Как создавать пространство любви на уроке. Трудности и успехи на этом пути. Урок, который учит Любви. Как проявлять человечность на уроке, жить вместе с ребенком, а не готовить его к жизни. Опыт дела любви.

3. Любовь - основа жизни Ребенка.

Руководитель (председатель) КрС Томас Валентина Николаевна, учитель-методист, учитель русского языка и литературы ЗОШ № 9, г. Красноармейськ, Отличник образования Украины.

Сопредседатели: Салиенко Нина Александровна, врач-методист Днепропетровского Центра здоровья, Глава Днепропетровской областной ячейки Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, Рыцарь Гуманной Педагогики, член Правления Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики.

Основная идея:

 «В моей педагогической практике существует правило: каким бы страшным не было зло в детской душе, нужно видеть в этой изуродованной душе, прежде всего человека, который ждет, чтобы ему помогли - вылечили от зла. Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты человеческой, которая в ребенке обязательно есть, которую не заглушить ничем». В.А.Сухомлинский.

«Детей нет - есть люди, но с другим масштабом понятий, другим запасом опыта, другими впечатлениями, другой игрой чувств» Януш Корчак.

Вопрос для обсуждения:

Допущение гуманной педагогики о духовной природе ребенка. Ребенок - избранник Бога на Земле. Как ребенок взрослеет и развивается, законы развития. Как создавать пространство любви для реализации миссии ребенка. Что мы знаем о духовной природе детства. Роль учителя, воспитателя, психолога, врача в спасении и защите детей, в создании пространства любви в школе.

4. Личность  учителя - сердце живого педагогического процесса.

Руководитель (председатель) КрС Надтоичий Татьяна Леонидовна, директор Детского клуба «Добра и красоты» при Культурном центре им. Н.К.Рериха, председатель Харьковской областной ячейки Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, г. Харьков; член Правления Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики.

Сопредседатели: Сироижко Светлана Андреевна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории Донецкого лицея «Колледж», преподаватель курса «Основы морали и христианской этики», сотрудник Донецкой Лаборатории Гуманной Педагогики,  г. Донецк;

Безвершук Валентина Никандровна, учитель-методист, Отличник образования Украины,  учитель физики Турбивской ЗОШ I-III ступеней, пгт. Турбив Винницкой обл., Рыцарь Гуманной Педагогики, председатель Винницкого областного центра Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики.

 Oсновна идея:

 «Пусть учитель, помогая, живет для вечности, но пусть, живя, помогает настоящему. Если он так совершает, если он любя живое ради вечности и для настоящего, тогда пусть не беспокоят границы силы его любви. Любовь его поколения присоединится к его любви. Для своей любви он найдет помощь, как находит помощь  благородный человек, который  страдает.» Йоганн Генрих Песталоцци.

«Материалистическое педагогическое сознание может иметь только одно детище - авторитарную педагогическую практику».  Ш.А.Амонашвили.

Вопрос для обсуждения:

Мировоззрение учителя и его влияние на педагогический процесс. Любовь - четвертое измерение Педагогики. Как учителю одолевать собственное несовершенство, как воспитывать сердце в любви. Пути выращивания любви у учителя. Примеры из учительской жизни, которые подтверждают силу терпеливой любви. Классики педагогики - апостолы любви о воспитании любви у учителя. Духовный мир учителя. Законы духовной жизни учителя, который избрал Путь любви.

5. Родительская любовь.

Руководитель (председатель) КрС Дмитриева Ирина Владимировна, декан факультета Донецкого экономико-гуманитарного института,  г. Донецк, руководитель Донецкого   областного   отделения   Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, член Правления Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики.

Сопредседатели: Эрметов Игорь Олегович, врач-стоматолог, психолог, г. Киев; Председатель Киевской городской ячейки Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики; Вице-президент Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики;

Игнатенко Валентина Павловна, практический психолог первой категории ЗОШ № 24, г. Артемовск Донецкой области.

Основная идея:

 «Каждый из вас есть отец или мать не только собственного Ребенка, но всего рода человеческого. И детей своих нужно воспитывать с чувством заботы о будущих поколениях». Ш. А. Амонашвили.

Вопрос для обсуждения:

  Как любить своих собственных детей. Роль отца и матери в воспитании детей. Бабушки и дедушки в семье. Связь поколений и передача мудрости в семье. Семейное воспитание, праздники, традиции. Семейный учитель, семейный врач. Ребенок без семьи. Как помочь сиротам. Опыт семейных детских домов. Приемные родители. Трудности и кризисы развития ребенка в семье.

6. Осознание  культуры - основа любви к ребенку.

Руководитель (председатель) КрС Кучеровский Валерий Андреевич, Президент общественной организации «Культурно-педагогический центр «Белый город», Председатель Одесского областного Центра Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики; член Правления Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики.

Сопредседатели: Чередниченко Светлана Александровна, искусствовед, преподаватель Донецкого экономико-гуманитарного института, сотрудник Донецкого центра гуманной педагогики;

 Гулеватий Вадим Владимирович, зам.директора ООО «Агро-КНК», член Подольского культурно-просветительского центра им. Н.К.Рериха, г. Хмельницкий; Председатель Ревизионной комиссии и член Правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики.

Основная идея:

«И Мир, и Красоту, и Культуру, и Человечество спасет только Всеначальная Энергия Любви, которая от Бога. Эту энергию, - она неисчерпаемая, должны вобрать в себе и умножить люди и передавать, дарить ее друг другу». Ш.А.Амонашвили. «Помните, что мудрость заключается в проведении длинной линии» Восточная мудрость

Вопрос для обсуждения:

 Наши дети - жители будущего, что мы делаем для того, чтобы в этом будущем было место Миру, Красоте и Культуре. Культура человечества - это кристаллизованная любовь в произведениях искусства, достижение человеческого духа. Что мы делаем для того, чтобы по-настоящему окультуривать среду вокруг ребенка, как насыщаем ее образами приподнятыми и прекрасными, как наполняем любовью пространство вокруг нас, используя высокие образа культуры. Если мы - учителя, воспитатели, родители, работники культуры, служащие, рабочие или врачи, как умеем каждый на своем месте, быть носителями Всеначальной Энергии Любви, как можем быть направлены к этому.

7. Руководитель образования.

Руководитель (председатель) КрС Вознюк Сергей Владимирович, директор Головчинецкой общеобразовательной школы-интерната для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, г. Хмельницкий, Глава Хмельницкого областной ячейки Всеукраинской  культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики.

Сопредседатели: Филиппова Анжелика Дмитриевна, директор общеобразовательной школы I-II степеней № 22 г. Тореза Донецкой обл., учитель высшей категории, сотрудник Донецкой лаборатории Гуманной Педагогики.

Харитонова Наталья Витальевна, учитель-методист, завуч НВК № 11, сотрудник Артемовского центра Гуманной Педагогики.

Основная идея:

 «Если в образовательном процессе есть насилие, значит, есть и причина, которая его порождает. Причина эта лежит в самом способе мышления тех, которые теоретизируют педагогику и тех, которые строят практику». Ш.А.Амонашвили.

Вопрос для обсуждения: Задача руководителя образования в создании пространства любви и атмосферы любви в школе. Что для этого нужно. Как руководителю объединять в себе администратора и любящего учителя. Как очеловечивать отношения директор-учитель, директор-ученик. Опыт классического педагогического наследства в этом.

О Мастер-Классах

Заявки на проведение мастер-классов подаются руководителем местной ячейки: центра, отделения, лаборатории или индивидуально в Оргкомитет Педчтений до 1 октября 2010 г. на эл. адрес: aro_net@mail.ru по образцу, к которому прилагается его краткая разработка.

Заявка на мастер-класс должна удовлетворять следующим условиям: отвечать теме Чтения, опираться на идеи Гуманной Педагогики, ярко и живо демонстрировать педагогические процессы, приемы и способ, характер общения, нести творческую новизну.

Срок для каждого мастер-класса - 1 час. 30 мин. Из них 1 ч. предоставляется автору мастер-класса, 30 мин. - участникам Чтений для вопросов и обсуждений. Для демонстрации педагогических приемов автором мастер-класса могут быть привлеченные участники Чтений. Мастер-Класс может отображать результаты творческих поисков одного педагога, группы педагогов, педагогического коллектива. Он может быть представлен с помощью аудио - или видео - и других технических средств. Мастер-Класс не должен проводиться в форме лекции или доклада. Он есть живой процесс, а не теоретизированное описание этого процесса.

Образец заявки на мастер-класс:

Фото, которое демонстрирует любой процесс из предлагаемого содержания мастер-класса

Ф.И.О. автора, должность, место работы, звание, контактный тел, эл. адрес.

 

Форма Мастер-Класса:

Тема :

Лейтмотив:

Демонстрация приемов:

Утвердительная идея:

Как создается пространство любви:

Требования к материалам круглых столов и мастер-классов

Материалы, предлагаемые для сообщений на круглых столах (3-5 печатных листов) и демонстрации на мастер-классах (5-7 печатных листов)  с фотографиями (формат JPG, разрешение 300, объем не меньше 1 МБ) передаются в Оргкомитет заранее или перед началом мероприятия.

Заявку на участие в работе Чтений (форма прилагается) направлять до 15 октября 2010 г. на e-mail vita700@ukr.net ,  mlada@ukr.net  

 Тел. для справок:

044-517-43-62; моб. 067-26-96-503; 066-206-14-37; 063-603-26-89 - Людмила Александровна Мазур;

044-250-12-20; моб. 098-236-02-50  - Виктория Владимировна Коломиец.

(По необходимости по этим телефонам можно сделать заявку на участие в Педчтениях).

Вопросы жилья решаются при регистрации при условии предварительного заказа в Заявке. Стоимость - от 100 грн. и выше.

Регистрация участников Чтений и выдача приглашений состоится 13 ноября  2010 года в  фойе Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова с 8-00 до 10-00.

Оргвзнос 60 грн. Оргвзнос можно внести также на счет ПМКО "В будущее через Культуру", ЕДРПОУ 25961189, ХОД ОАО "Райффайзен банк Аваль", г. Хмельницкий, МФО 380805, р/р 26005280704. Проезд, проживание и питание участников Педчтений осуществляется за собственный  счет.

 

Заказ на книги. На Педчтениях можно будет  получить книги по гуманной педагогике, предварительно направив заказ на адрес: vadik2@inbox.ru  и перечислив соответствующую сумму на ЧП Гулевата Юлия Владимировна, г. Хмельницкий, ул. Железняка, 14/2, кв. 29; код ЕДРПОУ 2754202200; р/с 2600113521 в банке ХОД ВАТ РАЙФФАЙЗЕН БАНК АВАЛЬ в г. Хмельницкий; МФО  380805. Оплата пересылки за счет получателя.

Прайс будет выслан эл.почтой непосредственно каждому из заказчиков.

 

ЗАЯВЛЕНИЕ

на участие в работе Пятых  Всеукраинских педагогических  чтений

по гуманной педагогике на тему: «Как любить детей»

13-14 ноября 2010 г.

 

Ф.И.О. -

Дата рождения –

Образование –Звание, степень –

Стаж педагогической работы –

Место работы –

Тема доклада - (из опыта работы ученого зачедения)

Нужно ли место в общежитии, отеле –

Точный почтовый адрес, индекс –

Электронный адрес -

Телефон для связи –

Дата –            

Оргкомитет

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное