← Август 2010 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Исповедь отца сыну
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Исповедь отца сыну 84 2010-08-31 17:08 Добрый день Вам, Друзья - со-путники! В данном выпуске помещено продолжение книги Шалвы Амонашвили «Исповедь
отца сыну». В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, уточненное
информационное письмо о проведении Пятых
Всеукраинских педагогических чтений по гуманной педагогике на тему: «Как любить детей».
Сообщите об этом всем
заинтересованным. Всего Вам самого светлого! Мира и Радости, Здоровья и Любви, Равновесия
и Осознанности, Мудрости и всего самого светлого Всем нам! ИСПОВЕДЬ ОТЦА СЫНУ ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ Лаборатория гуманной педагогики МГПУ, Москва, 2005. СОДЕРЖАНИЕ Во дворе много детей. Ты тоже рвешься во двор поиграть. Но там старшие
мальчики отняли у тебя велосипед и не дают покататься. Ты начинаешь орать,
возвращаешься домой, жалуешься: «Все они плохие... я не хочу играть с ними!» Что нам делать? Отнять у мальчишек велосипед и вернуть тебе, а им
пригрозить, чтобы больше не смели? Бабушка так и готова была поступить, но я — против. «Чего ты орешь? Ты же мужчина!» «Они отняли мой велосипед!» «А почему ты сам не предложил им покататься на твоем велосипеде?» «Не хочу... я сам хочу кататься...» «Так, значит, виноват ты: сам хочешь много кататься и не хочешь
поделиться с ребятами этим удовольствием. Я не могу защищать тебя такого. Если
я отниму у них велосипед и верну тебе, они не захотят дружить с тобой. А дружба
важнее велосипеда!..» Я предпочитал отпускать тебя во двор с такими игрушками, игра с
которыми заставляла тебя знакомиться и дружить с ребятами. Конечно, неинтересно
играть в мяч одному. А от мальчика, который играет один, ребята могут
отвернуться, начнут дразнить. Я отпускаю тебя во двор с хорошим футбольным
мячом и внушаю: «Мяч любит, когда его ударяют многие, за ним весело гоняться
всем желающим». Какой смысл играть в кегли одному, если никто на твою игру не будет
смотреть? А если играть коллективно, с товарищами, то вокруг играющих соберутся
зрители, они станут поощрять играющих, поднимется такой веселый гул, что ни
одна строгая соседка не посмеет нарушить его. Я внушаю тебе: «Если больше не захочешь играть, не отбирай у
товарищей кегли, пусть они поиграют без тебя!» Игра с «летающими тарелками» тоже требует друзей и товарищей: ты
забрасываешь свою тарелку в сторону партнера, а он отправляет в твою сторону
свою. Надо поймать ее и быстро отправить обратно. От тебя требуются ловкость,
быстрота. «Не ссорься ни с кем. Играй со всеми!» Но ссоры все же вспыхивали иногда. Порой дело доходило до драки. И мы приучили тебя: не жди от нас защиты; мы заберем тебя,
драчуна, и станем осуждать; возможно, за этим последует еще и наказание —
лишение радости общения с товарищами на 2—3 дня сразу. Знаю я вас — петушков-драчунов. Не думаю, чтобы хотя бы одному
взрослому хоть раз удалось установить истинную причину возникновения вашей
драки. Обе стороны с такой страстностью будут утверждать свою правоту, что в
конце концов станет понятной беспричинность Драки. После драки вы без особых дипломатических
переговоров возобновляете дружбу, может быть, даже более прочную, но мы,
взрослые, до этого добрые соседи, вмешавшись в «разборку», можем навсегда
испортить наши добрые отношения. Наш домашний суд, в составе папы, мамы и бабушки, обычно выносит
тебе строгий наказ, соответствующий нашей морали: «Дружи со всеми, малыш,
плохих детей нет, дружи со всеми!» Ты начал ходить, а вскоре заговорил. Ты
резко перешел от детского лепета к членораздельному произношению и так
ошеломил нас фейерверком применяемой тобой лексики, что мы никак не смогли
вспомнить, какое слово ты произнес впервые. Я утверждаю, что первое слово, которое ты
произнес, было «мама», а мама говорит, что это было «папа». Но, наверное, ни то и ни другое. Твои
первые слова, скорее всего, означали: «Я человек!» Ты заговорил одновременно на двух языках:
на грузинском и на русском. Как это произошло? Я сторонник той научной точки зрения,
которая считает, что ребенок наследует от Природы некую способность речи.
Спустя несколько месяцев после его рождения она начинает в нем просыпаться:
ребенок впитывает в себя речь окружающих, произносит нечленораздельные, но
смыслообразующие звуки, научается выражать свои требования, протест, радость с
помощью отдельных слов. Одновременно в голове ребенка происходят сложнейшие
«вычисления», с помощью которых весь хаотический поток речи, воспринятый им,
вдруг начинает из его уст течь ручейком прозрачной, ясной, содержательной,
полной эмоциями речи. Эти внутренние задатки речи, по моему
представлению, имеют то же значение для ребенка, что и ракета-носитель
третьей ступени, выводящая корабль на орбиту. Ребенок за самое короткое время
(ибо, что значит несколько месяцев в сравнении с тем скачком, который
проделывает он, овладевая опытом тысяч поколений) выходит на важнейшую орбиту
своей жизни — орбиту общения с помощью речи. Ребенок начинает говорить. У него своя система и направленность
общения. Сперва он бесконечное множество раз спрашивает всех: «Что это?» Далее
следует такое же бесконечное множество «почему?». Он приступает к осуществлению процесса
познания действительности, однако смотрите, как мудро он это делает: он сам
сокращает себе путь к овладению опытом человечества, требуя от нас, чтобы мы
коротко, ясно и доступно объяснили ему, что это и почему это так, какие
существуют связи между предметами и явлениями. Разумеется, он с большой охотой прибегает и
к другим путям присвоения знаний: ставит ежедневно несколько десятков
беспокойных «опытов», дающих ответы на вопросы — «Смогу ли я сам?», «Как это
делается?», «Почему это так?», «А что если?..» и так далее. Но общение через говорение, познание через речь, радость и
огорчения, выраженные с помощью слов, занимают все больше места в его
повседневной жизни, в его очеловечивании. Прирожденная способность заговорить не имеет долгой жизни. Она
вроде шелковичной бабочки, которая выползает из кокона только для того, чтобы
отложить потомство, а сама погибает. Вы не задумывались над тем, с какой легкостью научается ребенок
говорению на двух-трех языках и с какими трудностями сталкивается взрослый при
изучении иностранного языка? Что это значит? Вот что: внутренние задатки с трудом поддаются консервации;
напротив, наука располагает определенными фактами, свидетельствующими о том,
что мышление, речь и другие виды деятельности человека имеют строго
определенное возрастное время для своего возникновения, развития и завершения.
Приостановить, отложить их развитие на потом — значит расписаться в собственном
невежестве, допустить грубую педагогическую оплошность, а ребенка обречь на
непоправимую отсталость. Но ребенок может заговорить только в общении с говорящими людьми.
И вся проблема заключается в этом: как говорим мы, папы и мамы, взрослые, между
собой и со своими малышами? Если речь наша бедна, искажена, груба, если бранные слова не
задерживаются на устах домашних, окружающих ребенка, он, возможно, всю свою
жизнь будет страдать от своей искаженной, несовершенной, грубой речи, а возможно
— от бедности мышления. Зная все это, не могу не стать сухим дидактом. Папы и мамы! Не находится ли
ваш младенец, ваш ребенок в окружении искаженной речевой действительности? Это
очень плохо! Не находится ли он в атмосфере взаимной грубости взрослых? Это еще
хуже! Сами того не подозревая, вы, возможно, задерживаете, навсегда и
безвозвратно приостанавливаете речевое развитие и общение ребенка, вы искажаете
его будущее! Думайте об этом! Эта сухая дидактика служила и нам, воспитателям Пааты. Прирожденная способность к речи, по моему убеждению (меня
подбадривают и исследования специалистов), дает возможность ребенку
одновременно усвоить несколько языков. Мое убеждение не исключало и некоторой тревоги: ведь царит пока еще
в педагогике предостережение, что учить ребенка сразу двум языкам — это то же
самое, что и учить его ездить на лошади до того, как он научится ходить. И все
же мы решились. Мама и папа говорили с тобой только на грузинском языке, а
бабушка — только на русском. Мы твердо придерживались своего решения, и когда ты начал говорить,
обнаружили, что у тебя для мамы и папы возник один язык, а для бабушки —
другой. Ты переключался с одного языка на другой, в зависимости от того, с кем
имел дело. Знал ли ты тогда, что говоришь на двух языках? Конечно, нет. Ты
только общался на этих языках, не имея никакого понятия о своем билингвизме. Шли годы, и мои опасения рассеялись полностью. Ты мыслишь
нормально. В твоей речи я нахожу реальное подтверждение идеи Л.С.Выготского о
том, что человек лучше постигает родной язык, если он владеет другими языками. Нас радовало каждое твое новое речевое изобретение. Мы всегда
старались давать тебе ясные, правильные ответы на все твои «что это такое» и
«почему». И еще мы старались приучать тебя к вежливым формам обращения: учили
говорить «здравствуйте», «доброе утро», «спокойной ночи», «пожалуйста», «если
можно», «спасибо», «извините», «с радостью». Учили всему этому в процессе общения, а не только одними
требованиями и наставлениями. Ты с детства привыкал к нашей вежливости по
отношению к тебе: «Если можно, принеси,
пожалуйста, стул!»; «Можно попросить тебя
пересесть на диван?»; «Извини, пожалуйста, это случайно!»; «Спасибо, дорогой, какой ты
добрый!» Поощряли быть ласковым, добрым по отношению к людям, окружающим тебя. И все-таки в твоих выражениях проскальзывали грубости, которые,
видимо, ты усваивал вне дома. Но каждый раз, когда ты грубил, обижал
окружающих, мы прибегали к приемам народной педагогики — заставляли тебя прополоскать
рот, лишали на время удовольствий общения. А как иначе? Недавно в одной семье я наблюдал, как двухлетний ребенок ругался,
употребляя нецензурные выражения, а взрослые, даже мама, в адрес которой и были
направлены эти слова, безудержно смеялись. Я был возмущен. А родители меня
успокаивали: «Он же не понимает, что говорит!» Разве это оправдание? Пусть не понимает, но ведь его натура
склоняется к грубостям! Какое мы, взрослые, имеем право, как мы смеем засорять речь
ребенка, заставлять его природную способность к речи расходовать на тренировку
в грубости и брани? Тот, кто этим занимается, должен знать: он искажает не
только и, может быть, не столько речь ребенка, сколько его судьбу, так как с
детства лишает его красоты и радости подлинного общения. Не знаю, есть ли в педагогике термин «речевое воспитание».
Думаю, он мог бы
носить глубокий смысл. Я лично вкладываю в него не узко методическую, а
общечеловеческую идею: воспитание в ребенке умения и потребности доставлять
людям радость с помощью речи, сопереживать, сочувствовать им в беде, облегчать
страдания, сеять правду и доброту. Речевое воспитание — это
воспитание сердца, воспитание любви к человеку, глубокого уважения к нему. Слово может и убить, и исцелить человека. Ребенок унаследует от Природы огромное количество возможностей, их
не сосчитать. Нам известна только малая часть. Психологи называют возможности
функциями. Речевая возможность является одной из таких функций, но она самая
важная, сложная и таинственная. Физиологи знают, в какой части мозга
зарождается речь, но никто не может сказать, как это происходит. Научными исследованиями
доказывается, что в ребенке изначально присутствует некая общечеловеческая
речевая матрица, некая, я бы сказал, вселенская грамматика. Она не привязана к
какому-либо конкретному ребенку. Говоря иначе, ребенок-грузин (или русский, или
англичанин) несет в себе матрицу не грузинской грамматики, а общеязыковую. На
ее основе, оказавшись в языковой среде, зарождается конкретная речь. Но эта способность, как мне
представляется, имеет три особенности. Первая особенность в том, что общеязыковая матрица (функция языка)
не является пассивной данностью, она активна сама по себе. Вторая особенность — активность ее
имеет свои календарные сроки. То есть речевая функция просыпается в ребенке не
после рождения (как я полагал тогда, в 60-е годы), а задолго до рождения. Потому взрослые обязаны
следить за чистотой и добротой своей речи, находясь в окружении беременной
женщины. И завершает она свою работу до 9-летнего возраста. Если речевая среда
будет усилена, то жизнь функции можно искусственно продлить еще на пару лет.
Потом она покинет ребенка. Это означает, что после 9—11-летнего возраста
ребенку будет трудно с такой же легкостью, как ранее, изучать новый язык. На
этот раз понадобятся специальные усилия, которые в синтезе называются
организованным обучением. Третья особенность языковой функции — ее открытость к
одновременному восприятию двух, трех и, может быть, более языков.
Говоря иначе, функция не затрудняется, если, условно говоря, мама будет
общаться с ребенком только на грузинском языке, папа — только на
русском, а бабушка — только на французском. Важно, чтобы все они составляли
ребенку жизненно необходимую среду — кормили, купали, играли с ним,
выводили гулять, любили, рассказывали и т.д. В такой действительности, спустя
года два, ребенок сразу заговорит на всех трех языках — для мамы, папы и
бабушки. И сам не будет знать, что говорит на трех языках. Об этом узнает чуть
позже. Пострадает ли какой-либо язык из этих трех? Не пострадает. Какой язык
будет родным? Родным для него станет тот язык, с помощью которого он
впитывает культуру. Если для ребенка общее окружение грузинское, то получится,
что он будет впитывать в себя грузинскую культуру не только через грузинскую
речь, но и через русскую и французскую речь. Такие явления в психологии известны.
Таким образом, золотая пора для усвоения языков есть детство до 9—11-летнего
возраста. Далее для изучения языков понадобятся огромные усилия воли. Процесс освоения речи в то же самое время есть процесс
духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Необходимо соблюсти
условия, чтобы ребенок находился в окружении добрых речевых потоков. Ребенок
развивается не только тогда, когда взрослые обращаются к нему непосредственно,
но и тогда, когда взрослые в присутствии ребенка обсуждают свои жизненные
вопросы, общаются друг с другом. Ребенка надо уберечь от сквернословия, как от огня, от хамской,
грубой речи, от речи, в которой не звучат уважение, сочувствие, любовь,
готовность помогать. Тебе было три годика, когда в семье поселилась новая радость: у
тебя появилась сестренка, и назвали ее Ниной. Возникли новые заботы. «Пойдем, принесем молока для Нинульки!» И мы шли в ближайший
магазин купить молоко. Ты нес маленькую корзиночку с бутылками. Мы по дороге
говорили, какая у нас хорошая сестренка, какая она забавная и смешная, как за
ней надо ухаживать. «Пора готовить кашу для Нинульки. Помоги мне. Достань, пожалуйста,
кастрюлю!» Бабушка налила манную кашу на тарелку, а ты важно несешь её
сестренке. «Давай поведем Нинульку на прогулку!» На улице ты не хочешь
подпускать меня к коляске, везешь ее осторожно, без шалостей. «Не шуми, пожалуйста, она только что заснула!» И мы показываем
тебе, как на цыпочках надо выходить из комнаты, где растет во сне твоя
маленькая сестренка. «Поиграй с Нинулькой, пока я занята!» На тахте ты начинаешь
забавлять ее, смеша разными манипуляциями. Сестренка визжит и прыгает от
восторга. «Посмотри, пожалуйста, за ней, пока дома никого нет!» Ты остаешься
один с сестренкой на 10—15 минут, а может и дольше, а затем докладываешь обо
всех ее малейших проказах. «Приведи, пожалуйста, Нинульку из детского сада!» Ты тогда был уже
в первом классе, детский сад находился рядом, и ты с радостью ходил туда за
сестренкой. Гордился этим поручением. Но я рассказываю не о том, как воспитывали девочку, а о том, как
воспитывали в тебе заботливого, чуткого мальчика. Мы с тобой готовили сюрпризы маме, бабушке, сестренке к дням их
рождения. Порой, оставшись одни, убирали квартиру, мыли посуду, готовили обед,
чтобы порадовать маму. На тебя возлагали заботу о комнатных цветах. Мы радовались
каждому новому лепестку и бутону. «Это плоды твоих забот!» —
говорила бабушка. Во дворе мы посадили дерево, и ты поливал его. В нашем аквариуме раз произошла беда: рыбки съели одного своего
собрата. Это всех нас очень огорчило. А когда ты увидел, как гуппия рожала
живых рыбок и тут же съедала своих детенышей, которые не успевали сразу же
после рождения уплыть от мамы, бабушка не замедлила прочитать тебе мораль: «Вот видишь, как гуппия ест
своих детей! А твоя мама не съела тебя, она вырастила тебя!», ты негодовал на
рыбку-мать, съедающую своих новорожденных рыбок, и чтобы спасти их, терпеливо
ждал появления каждой новой рыбки и палочкой отгонял от них маму. Упрочить доброту, чуткость, отзывчивость в ребенке, породить в нем
чувство сопереживания — дело не из легких. Среди других способов, которые мы
применяли с этой целью, был и довольно распространенный. Суть его выражена в
пословице: «Говорю тебе, кувшин, но ты,
бутылка, слушай!» Мы им пользовались примерно в следующих формах. «Мама, ты не замечаешь, какой Паата становится добрый!» «Да, я сама хотела сказать, вчера он так помог мне!..» Мама и бабушка говорят в другой комнате, тебя только что уложили,
и ты должен уснуть, но суть разговора задевает тебя... «А вы знаете, как мой внук вчера порадовал меня!» - бабушка
разговаривает в парке с женщиной, сидящей рядом с ней на скамейке. Они познакомились здесь. Ты играешь тут же и готов повторить те же
доблестные поступки, которыми она так гордится. Было ясно, как поощряли тебя такие «случайные» разговоры без твоего
участия, за «твоей спиной» — о твоих хороших делах и поступках, о твоей
чуткости и отзывчивости. Но, может, в этом была доля тщеславия, может, ты немного играл в
отзывчивость, доброту, хорошие поступки? Что ж, не плохо, если даже в игре
(пока в игре) ты усваиваешь и проявляешь некоторые нормы нашей морали. В игре,
как теперь склонны говорить, моделируется будущая социальная жизнь ребенка. И все же мы с нетерпением ждали такого проявления твоей чуткости и
сопереживания, которых нельзя было приписать игре. Чувство сопереживания — это
частица твоего сердца, твоей души, твоей жизни, которую ты преподносишь
человеку в дар. Я не забуду тот прекрасный день, когда обнаружил в тебе рождение
такого чувства. Нет, не думаю, что я переоцениваю это событие, не смог
вникнуть в его психологическую суть. Это действительно было
сопереживание, чувство своей вины перед другими, чувство сожаления. Вот как оно родилось. Стоял теплый майский день, тебе было тогда чуть больше пяти. Мы отправились в поход на
близлежащие горы. Была с нами Мака, твоя двоюродная сестра, на год старше тебя.
Вы бегали, собирали цветы, смеялись. И вдруг умолкли. Я увидел вас сидящими на корточках, вы что-то внимательно
рассматривали. Я подошел. На стебельке
полевого цветка сидел кузнечик, прозрачно-зеленый, с тоненькими длинными
крылышками, с усиками. Он неожиданно раскрыл крылышки и сделал длинный
скачок. Вы весело погнались за ним и опять, сидя на корточках, долго изучали
его. Он, видимо, решил поиграть с вами: скок — и вы за ним, опять скок — и
опять вы за ним. Вместе с кузнечиком вы
бегали по всему полю и смеялись. Наконец
кузнечик сел на асфальтированную дорогу. Теперь мы втроем окружили его. «Какой ты красивый... Что ты ищешь?» — начала задавать ему вопросы
Мака. Но кузнечик раскрыл крылышки и собрался было сделать прыжок, как ты ни с
того ни с сего накрыл его ногой. Мака вскрикнула: «Не смей!» Ты поднял ногу — и мы увидели раздавленного кузнечика. «Зачем ты это сделал?» — спросила Мака, обиженная до слез. Ты
молчал. «Да, сегодня мама уже не дождется своего кузнечика. Она, наверное,
будет горько плакать!» Я был огорчен, но не бранил
тебя. «Кузнечик уже никогда не будет прыгать и шалить... И цветы напрасно
будут его ждать!..» Мы поднялись и пошли дальше. Я предложил вам сесть в тени под
деревом и позавтракать. И как будто все уже было позади, как ты вдруг вскочил и
побежал обратно на дорогу. Ты сел на колени перед
кузнечиком, лежавшим на асфальте. «Кузнечик больше не будет
прыгать... Мне жаль кузнечика...» Ты рыдал. Мака успокаивала тебя, но ты не слушал ее. «Почему я раздавил
кузнечика?.. Мне жалко его... Пусть он оживет...» Я еще не видел такого обилия слез, не слышал, чтобы ты когда-нибудь
так плакал. Мне действительно было очень
жаль кузнечика, но я радовался твоим горьким слезам, слезам сожаления. «Ничего, сынок, плачь...
Может быть, именно сейчас ты рождаешься как человек!» — думал я, всматриваясь в
тебя. Ты жалел о своем поступке, ты хотел вернуть время назад, чтобы
исправить свершенное. И мне показалось тогда, что
только в том сердце может поселиться бескорыстное чувство сопереживания, в
котором уже возникло раскаяние в своих необдуманных поступках, чувство вины,
чувство ответственности. В доме суета. Завтра первое сентября, и ты пойдешь в школу, в
подготовительный класс для шестилеток. Бабушка заканчивает гладить твою
рубашку и короткие штанишки, мама собирается искупать тебя, готовит ванную.
Нина не отходит от тебя и умоляет взять ее тоже в школу. Ты важничаешь. Еще бы! Ведь в школу пойдешь ты, а не кто другой из
нашего дома. «Какое стихотворение ты расскажешь, если предложит учительница?» —
спрашивает мама. У тебя наготове два-три десятка стихотворений. «А если будете рисовать, то нарисуй закат солнца. Это у тебя хорошо
получается». Бабушка уверена в этом. А я советую тебе подружиться сразу со всеми ребятишками и с
первого же дня полюбить свою учительницу. Ты уже знаком с некоторыми буквами. Можешь написать свое имя. Ты
этому научился в детском саду, у своих товарищей. Возвращаясь из детского сада,
ты приставал к маме или папе с просьбой научить тебя читать. Тогда я решил
научить тебя способу звукового анализа слова. Сперва я обратил твое внимание на отдельные звуки: «Скажи, пожалуйста, как
шумит ветерок в листьях деревьев?» — «Шшш!..» — «А как жужжит пчела?» —
«Жжж...!» Затем научил медленному и растянутому проговариванию слов:
«дууууб», «мммааамммааа». Порой задавал тебе задачи: я
говорил предложение или слово неестественно растянуто и медленно, а ты должен
был догадаться, что я сказал. Потом я дал тебе фишки — маленькие квадратики из картона и
предложил «написать слово»: проговорить какое-нибудь слово медленно, выделить
в нем последовательные звуки и для обозначения каждого из них положить фишку.
Этот прием, разработанный известным психологом Д.Б.Элькониным, помог тебе
усвоить способ звукового анализа и «написания» слов. Так ты научился всем звукам грузинского языка. Считать до десяти не составило для тебя большого труда. Но вот преодолеть
так называемые феномены Пиаже ты затруднялся. По моему заданию ты пересчитывал десять фишек и клал слева, столько
же — справа. И справа, и слева фишки лежали кучками. «Сколько здесь фишек?» —
«Десять» — «А здесь?» — «Десять» — «Где больше фишек, тут или там?» — «Нигде,
они равны». Пока все правильно. Тогда я раскладываю кучку фишек справа, фишки слева остались в
прежнем положении. «Скажи, пожалуйста, где теперь больше фишек — здесь или там?» Ты, не задумываясь, отвечал: «Здесь!» И указывал на разложенные
фишки. Было достаточно собрать их опять в кучу, и ты говорил, что теперь
фишки равны. А вот другой опыт. Я брал два стакана, один из
них был низким и широким, другой — узким и высоким. Наполнял низкий стакан.
«Смотри, теперь я эту воду перелью в узкий стакан!» И переливал. Естественно,
в узком стакане вода поднималась выше. «В каком стакане больше воды — в низком
или узком?» Опять ты, не задумываясь, говорил, что воды становится больше в
узком. Скажу еще об одном опыте. «Вот шарик из пластилина.
Смотри, из этого шарика я сделаю лепешку. Скажи, пожалуйста, когда было больше
пластилина — когда он был шариком или когда он превратился в лепешку?» — «Когда
превратился в лепешку...» Повторение этих опытов в разных вариантах, рассмотрение
результатов с разных точек зрения в конце концов привело тебя к пониманию того,
что количество фишек не может меняться в зависимости от того, расположены они
врозь или кучкой. Я ценил такие задачи, прежде всего потому, что они заставляли тебя
мыслить, наблюдать, замечать, связывать, выделять. Развитие этого умения в
ребенке, готовящемся пойти в школу, мне кажется куда важнее, чем развитие
умения считать, пусть до миллиона... Ты встал рано утром и разбудил всех дома. Идти до школы минут пять.
Но тебе не терпится. И мы все направились к школе. В школьном дворе много
детей и родителей. Проводится митинг. Затем раздается первый звонок, и дети
оживленно входят в школьное здание. В школу родителей не пускают. Ты входишь в школу вместе с ребятами,
большими и маленькими, вместе со своей первой учительницей. И начинается твоя школьная жизнь. Она будет длиться две тысячи
дней. Как ты примешь школьную жизнь? Будешь «отбывать» ее или радоваться
ей? (продолжение следует) НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Галереи Натальи
Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/ Страничка с фотоотчетами
по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/
Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под
категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/ Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/ ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/ Развитие педагогической мысли МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ГЛАВНОЕ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КИЕВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АДМИНИСТРАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. М.П.ДРАГОМАНОВА / ХМЕЛЬНИЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВСЕУКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ ХМЕЛЬНИЦКОЕ МОЛОДЕЖНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «В
БУДУЩЕЕ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРУ» Информационное письмо Уважаемые коллеги! 13-14 ноября Размышлениями о любви к ребенку наполнены
работы педагогов-классиков Яна Амоса Коменского, Василия Сухомлинского, Йоганна
Песталоцци, Януша Корчака, Константина
Ушинского и других. Гуманная педагогика есть
суть всей классической педагогики, в основании которой лежат такие высшие смыслы,
как
ДОБРОТА, ВЕРА, ДУХОВНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, БОГ. Мы предлагаем всем, кто связан с
воспитанием детей, задуматься над важностью осмысления этих высших смыслов и
предложить свой опыт постижения любви к ребребенку. Регламент работы Педагогических Чтений: 1 день, 13.11.2010 г.: 8.00 - 10.00
Регистрация участников. 10.00 - 12.00 Первая
общая встреча. Открытие Чтений. Приветствие. Учредительные доклады. Обращение
Ш. А. Амонашвили к участникам Педчтений. 12.00 - 12.30
Перерыв. 12.30 - 14.00 Круглые
столы. 14.00 - 15.00
Обеденный перерыв. 15.00 - 17.00 Круглые
столы. 17.00 - 18.00 Вторая
общая встреча. Подведение итогов работы Круглых столов. 2 день, 14.11.2010 г.: 10.00 - 11.30
Мастер-Классы. 11.30 - 12.00
Перерыв. 12.00 - 13.30
Мастер-Классы. 13.30 - 14.00 Обеденный перерыв. 14.00 - 15.00
Завершающая общая встреча. Итоги Пятых Всеукраинских Педчтений. 15.00 - 15.10
Перерыв. 15.10 - 16.00 Общее
собрание Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной
Педагогики. О Круглых столах: (тематика,
руководитель, основная идея, вопрос для обсуждения) 1. Идеи из будущего в настоящей школе Руководитель (председатель) КрС: Крук Станислав Леонидович, кандидат педнаук, доцент кафедры педагогики
и психологии Хмельницкого национального университета, Президент Всеукраинской
культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, Рыцарь Гуманной
Педагогики, г. Хмельницкий. Сопредседатели: Гарячя Светлана Анатольевна, зав. лабораторией ДПО Черкасского областного
института последипломного
образования педагогических работников, г. Черкассы, Глава Черкасской областной
ячейки Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики,
Вице-президент Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной
Педагогики; Огийчук Алла Антоновна,
учитель-методист, учитель начальных
классов частной школы «Михаил», г. Києв, член Черкасской областной ячейки Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной
Педагогики. Основная идея: «Необходимо относиться к ученикам по-отечески,
с серьезным, страстным желанием им успехов, как будто - это учителя являются
отцами духовного развития учеников» Ян Амос Коменский. «Воспитатель, который
не сковывает, а освобождает, не удручает, а поднимает, не давит, а развивает,
не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, - переживет вместе с ребенком
много вдохновляющих минут, не раз наблюдая увлажненным взглядом за борьбой
ангела с сатаной, где светлый ангел побеждает». Януш Корчак. «Любовь - высочайшее
сокровище, наиболее дорогая жемчужина жизни, но она так утеряна, так загрязнена
в навозной груде злобы и вульгарности, что мало кто понимает ее действительную ценность. Самая ценность любви
зависит не от того, сколько нас любят, а от того, сколько мы любим ». М.М.
Неплюєв. «...чтение классиков
привело меня к странному ощущению того, что читаю книги, присланные из будущего. Это будущее может стать
настоящим настолько, насколько мы этого захотим» Ш.О. Амонашвили. Вопрос для
обсуждения: Утверждение смысла духовности в содержании
образования. Как любить детей не только в непосредственном общении с ними, но и
в разработке программ, учебников,
учебных курсов, в предоставлении приоритетности воспитанию над обучением.
Создание образовательных курсов и программ, которые расширяют содержание
образования, наполнение их современными открытиями в области науки. Как
одухотворить образование. Школьные предметы, которые выращивают мировоззрение
учеников. Дополнительное образование в школе, кружки и факультативы. 2. Урок - пространство, где царствует любовь. Руководитель (председатель) КрС Брусенцова Елена Михайловна,
учитель-методист, учитель начальных классов ЗОШ № Сопредседатели: Суслова Ирина Витальевна,
воспитатель высшей категории детского учреждения № Бак Виктория
Федоровна, учитель биологии ЗОШ № 11 с
профильным образованием г. Артемовска, учитель-методист, Отличник образования
Украины, лауреат Всеукраинского конкурса «Учитель года 1997», Рыцарь Гуманной
Педагогики, руководитель Артемовского Центра Гуманной Педагогики,
Вице-президент Всеукраинской
культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики. Основная идея:
«Любовь к ребенку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя как
силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к
ребенку - все одно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без
ощущения цвета» В.А.Сухомлинский. Вопрос для
обсуждения: Как создавать
пространство любви на уроке. Трудности и успехи на этом пути. Урок, который
учит Любви. Как проявлять человечность на уроке, жить вместе с ребенком, а не
готовить его к жизни. Опыт дела любви. 3. Любовь - основа
жизни Ребенка. Руководитель (председатель) КрС Томас Валентина Николаевна,
учитель-методист, учитель русского языка и литературы ЗОШ № Сопредседатели: Салиенко Нина Александровна,
врач-методист Днепропетровского Центра здоровья, Глава Днепропетровской
областной ячейки Всеукраинской
культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, Рыцарь
Гуманной Педагогики, член Правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной
Педагогики. Основная идея: «В моей педагогической практике существует
правило: каким бы страшным не было зло в детской душе, нужно видеть в этой изуродованной
душе, прежде всего человека, который ждет, чтобы ему помогли - вылечили от зла.
Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты человеческой, которая в ребенке
обязательно есть, которую не заглушить ничем». В.А.Сухомлинский. «Детей нет - есть люди,
но с другим масштабом понятий, другим запасом опыта, другими впечатлениями,
другой игрой чувств» Януш Корчак. Вопрос для
обсуждения: Допущение гуманной
педагогики о духовной природе ребенка. Ребенок - избранник Бога на Земле. Как
ребенок взрослеет и развивается, законы развития. Как создавать пространство
любви для реализации миссии ребенка. Что мы знаем о духовной природе детства.
Роль учителя, воспитателя, психолога, врача в спасении и защите детей, в
создании пространства любви в школе. 4. Личность учителя - сердце живого педагогического
процесса. Руководитель (председатель) КрС Надтоичий Татьяна
Леонидовна, директор Детского клуба «Добра и красоты» при Культурном центре им.
Н.К.Рериха, председатель Харьковской областной ячейки Всеукраинской культурно-образовательной
ассоциации Гуманной Педагогики, г. Харьков; член Правления Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной
Педагогики. Сопредседатели: Сироижко
Светлана Андреевна, учитель русского языка и литературы, учитель высшей категории
Донецкого лицея «Колледж», преподаватель курса «Основы морали и христианской
этики», сотрудник Донецкой Лаборатории Гуманной Педагогики, г. Донецк; Безвершук Валентина Никандровна,
учитель-методист, Отличник образования Украины,
учитель физики Турбивской ЗОШ I-III ступеней, пгт. Турбив
Винницкой обл., Рыцарь Гуманной Педагогики, председатель Винницкого областного
центра Всеукраинской
культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики. Oсновна идея: «Пусть учитель, помогая, живет для вечности,
но пусть, живя, помогает настоящему. Если он так совершает, если он любя живое
ради вечности и для настоящего, тогда пусть не беспокоят границы силы его
любви. Любовь его поколения присоединится к его любви. Для своей любви он
найдет помощь, как находит помощь
благородный человек, который
страдает.» Йоганн Генрих Песталоцци. «Материалистическое
педагогическое сознание может иметь только одно детище - авторитарную
педагогическую практику». Ш.А.Амонашвили.
Вопрос для
обсуждения: Мировоззрение учителя
и его влияние на педагогический процесс. Любовь - четвертое измерение
Педагогики. Как учителю одолевать собственное несовершенство, как воспитывать
сердце в любви. Пути выращивания любви у учителя. Примеры из учительской жизни,
которые подтверждают силу терпеливой любви. Классики педагогики - апостолы
любви о воспитании любви у учителя. Духовный мир учителя. Законы духовной жизни
учителя, который избрал Путь любви. 5. Родительская
любовь. Руководитель (председатель) КрС Дмитриева Ирина
Владимировна, декан факультета Донецкого экономико-гуманитарного
института, г. Донецк, руководитель
Донецкого областного отделения
Всеукраинской
культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики, член Правления
Всеукраинской культурно-образовательной
ассоциации Гуманной Педагогики. Сопредседатели: Эрметов
Игнатенко Валентина
Павловна, практический психолог первой категории ЗОШ № Основная идея: «Каждый из вас есть отец или мать не только
собственного Ребенка, но всего рода человеческого. И детей своих нужно
воспитывать с чувством заботы о будущих поколениях». Ш. А. Амонашвили. Вопрос для
обсуждения: Как любить своих собственных детей. Роль отца
и матери в воспитании детей. Бабушки и дедушки в семье. Связь поколений и
передача мудрости в семье. Семейное воспитание, праздники, традиции. Семейный
учитель, семейный врач. Ребенок без семьи. Как помочь сиротам. Опыт семейных
детских домов. Приемные родители. Трудности и кризисы развития ребенка в семье.
6. Осознание культуры - основа любви к ребенку. Руководитель (председатель) КрС Кучеровский Валерий
Андреевич, Президент общественной организации «Культурно-педагогический центр
«Белый город», Председатель Одесского областного Центра Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной
Педагогики; член Правления Всеукраинской
культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики. Сопредседатели:
Чередниченко Светлана Александровна, искусствовед, преподаватель Донецкого
экономико-гуманитарного института, сотрудник Донецкого центра гуманной
педагогики; Гулеватий Вадим Владимирович, зам.директора
ООО «Агро-КНК», член Подольского культурно-просветительского центра им. Н.К.Рериха,
г. Хмельницкий; Председатель Ревизионной комиссии и член Правления
Всеукраинской культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики. Основная идея: «И Мир, и Красоту, и
Культуру, и Человечество спасет только Всеначальная Энергия Любви, которая от
Бога. Эту энергию, - она неисчерпаемая, должны вобрать в себе и умножить люди и
передавать, дарить ее друг другу». Ш.А.Амонашвили. «Помните, что мудрость
заключается в проведении длинной линии» Восточная мудрость Вопрос для
обсуждения: Наши дети - жители будущего, что мы делаем для
того, чтобы в этом будущем было место Миру, Красоте и Культуре. Культура
человечества - это кристаллизованная любовь в произведениях искусства,
достижение человеческого духа. Что мы делаем для того, чтобы по-настоящему
окультуривать среду вокруг ребенка, как насыщаем ее образами приподнятыми и
прекрасными, как наполняем любовью пространство вокруг нас, используя высокие
образа культуры. Если мы - учителя, воспитатели, родители, работники культуры,
служащие, рабочие или врачи, как умеем каждый на своем месте, быть носителями
Всеначальной Энергии Любви, как можем быть направлены к этому. 7. Руководитель
образования. Руководитель (председатель) КрС Вознюк Сергей Владимирович,
директор Головчинецкой общеобразовательной школы-интерната для детей-сирот и
детей, лишенных родительской заботы, г. Хмельницкий, Глава Хмельницкого областной
ячейки Всеукраинской
культурно-образовательной ассоциации Гуманной Педагогики. Сопредседатели: Филиппова
Анжелика Дмитриевна, директор общеобразовательной школы I-II степеней № Харитонова Наталья
Витальевна, учитель-методист, завуч НВК № 11, сотрудник Артемовского центра
Гуманной Педагогики. Основная идея: «Если в образовательном процессе есть насилие,
значит, есть и причина, которая его порождает. Причина эта лежит в самом
способе мышления тех, которые теоретизируют педагогику и тех, которые строят
практику». Ш.А.Амонашвили. Вопрос для
обсуждения: Задача руководителя образования в создании пространства любви и
атмосферы любви в школе. Что для этого нужно. Как руководителю объединять в
себе администратора и любящего учителя. Как очеловечивать отношения
директор-учитель, директор-ученик. Опыт классического педагогического
наследства в этом. О Мастер-Классах Заявки на проведение мастер-классов подаются руководителем местной
ячейки: центра, отделения, лаборатории или индивидуально в Оргкомитет Педчтений
до 1 октября Заявка на мастер-класс должна удовлетворять следующим условиям:
отвечать теме Чтения, опираться на идеи Гуманной Педагогики, ярко и живо
демонстрировать педагогические процессы, приемы и способ, характер общения,
нести творческую новизну. Срок для каждого мастер-класса - 1 час. 30 мин. Из них 1 ч.
предоставляется автору мастер-класса, 30 мин. - участникам Чтений для вопросов
и обсуждений. Для демонстрации педагогических приемов автором мастер-класса
могут быть привлеченные участники Чтений. Мастер-Класс может отображать
результаты творческих поисков одного педагога, группы педагогов,
педагогического коллектива. Он может быть представлен с помощью аудио - или
видео - и других технических средств. Мастер-Класс не должен проводиться в
форме лекции или доклада. Он есть живой процесс, а не теоретизированное
описание этого процесса. Образец заявки на
мастер-класс: Фото, которое демонстрирует любой процесс
из предлагаемого содержания мастер-класса Ф.И.О. автора, должность, место работы, звание, контактный тел, эл.
адрес. Форма
Мастер-Класса: Тема : Лейтмотив: Демонстрация
приемов: Утвердительная
идея: Как создается
пространство любви: Материалы, предлагаемые для сообщений на
круглых столах (3-5 печатных листов) и демонстрации на мастер-классах (5-7
печатных листов) с фотографиями (формат
JPG, разрешение 300, объем не меньше 1 МБ) передаются в Оргкомитет заранее или перед
началом мероприятия. Заявку на участие в работе Чтений (форма прилагается) направлять до 15 октября Тел. для справок: 044-517-43-62; моб.
067-26-96-503; 066-206-14-37; 063-603-26-89 - Людмила Александровна Мазур; 044-250-12-20; моб.
098-236-02-50 - Виктория Владимировна
Коломиец. (По необходимости по этим телефонам можно сделать заявку
на участие в Педчтениях). Вопросы жилья решаются при регистрации при
условии предварительного заказа в Заявке. Стоимость - от 100 грн. и выше. Регистрация участников Чтений и выдача приглашений состоится 13
ноября 2010 года в фойе Национального педагогического
университета им. М.П. Драгоманова с 8-00 до 10-00. Оргвзнос 60 грн. Оргвзнос можно внести также на счет ПМКО
"В будущее через Культуру", ЕДРПОУ 25961189, ХОД ОАО "Райффайзен банк Аваль",
г. Хмельницкий, МФО 380805, р/р 26005280704. Проезд, проживание и
питание участников Педчтений осуществляется за собственный
счет. Заказ
на книги. На Педчтениях можно
будет получить книги по гуманной педагогике,
предварительно направив заказ на адрес: vadik2@inbox.ru и перечислив
соответствующую сумму на ЧП Гулевата Юлия Владимировна, г. Хмельницкий, ул. Железняка, 14/2, кв. 29;
код ЕДРПОУ 2754202200; р/с 2600113521 в банке ХОД ВАТ РАЙФФАЙЗЕН БАНК АВАЛЬ в г.
Хмельницкий; МФО 380805. Оплата пересылки
за счет получателя. Прайс
будет выслан эл.почтой непосредственно каждому из заказчиков. ЗАЯВЛЕНИЕ на участие
в работе Пятых Всеукраинских педагогических чтений по
гуманной педагогике на тему: «Как любить детей» 13-14 ноября
Ф.И.О. - Дата рождения
– Образование
–Звание, степень – Стаж
педагогической работы – Место
работы – Тема доклада
- (из опыта работы ученого зачедения) Нужно ли
место в общежитии, отеле – Точный
почтовый адрес, индекс – Электронный
адрес - Телефон
для связи – Дата – Оргкомитет Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||