Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Гармония


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Гармония   83   2010-07-08 00:08

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены продолжение книги Шалвы Амонашвили «Исповедь отца сыну» и пособия по воспитанию в семье и школе в сказках и рассказах «Философия для детей» (сост. М.А.Андрианов, Минск). Наши искренние беседы с детьми, как важны они на самом деле для них и для нас.. В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на галереи, информационное письмо о проведении Пятых Всеукраинских педагогических чтений по гуманной педагогике на тему: «Как любить детей». Сообщите об этом всем заинтересованным. Всего Вам самого светлого! Мира и Радости, Здоровья и Любви, Равновесия и Осознанности, Мудрости и всего самого светлого Всем нам!

ШАЛВА АМОНАШВИЛИ

                              ИСПОВЕДЬ ОТЦА СЫНУ

ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ ШАЛВЫ АМОНАШВИЛИ

Лаборатория гуманной педагогики МГПУ, Москва, 2005.

                                                      СОДЕРЖАНИЕ

ЧУДО

УЛЫБКА  

ВУЛКАН

РАЗВИТИЕ

ГОНЗИК

БУРАТИНО  

ШАЛОСТЬ

ДОРОГОЙ ЧИТАТЕЛЬ!

Книга эта была написана и издана в 1980 году, когда моему сыну Паате, перед которым я исповедовался, ис­полнилось 16 лет.

Я предлагаю Вам ее почти без изменений, если не считать редакционную правку и оглавления отдельных частей.

Но Вам будет интересно, каков он — мой сын — сего­дня и изменились ли наши взгляды на воспитание.

С этой целью я счел возможным дать Вам сведения в качестве «дополнительных страниц», которые размещены в тексте.

Спасибо Вам, что Вы раскрыли эту книгу.

Буду рад, если поможет она Вам в воспитании собст­венных детей.

Перед Вами большая жизненная романтика.

Желаю Вам удачи.

Искренне Ш.А.Амонашвили

ЧУДО

Мы только что распеленали тебя, ты весь запачкан, мокрый. Ты лежишь на спине, болтая ножками и ручка­ми. На лице у тебя ярко, определенно и выразительно на­писано удовлетворение. И если ты смог бы запомнить тогда мое лицо, наверное, передал бы теперь, как я был удивлен.

Я уже давно привык к тому, что в природе много уди­вительных явлений, а разум и руки человека создают не менее удивительную действительность.

Но вот я смотрю на тебя, современного акселерата ве­сом 4200 граммов, и меня охватывает глубокое удивление. Есть единственное чудо в мире, действительно удиви­тельное явление — младенец. Это беспомощное существо без самоотверженной заботы взрослых сразу гибнет. Но если воспитать его как следует, из него выйдет человек, способный украсить и обогатить жизнь.

Возможно, миллионы пап и мам, в порыве своих чувств, не задумывались над тем, перед каким величай­шим явлением оказались: перед ними не просто их ребе­нок, а самое удивительное создание природы. Нельзя не задумываться над этим. Нельзя потому, что она, природа, загадочна: она не совершает чуда до конца, возлагая это на нас.

Если ребенок — чудо, то кто же тогда мы — папы и мамы? Рискну сказать — мы, миллионы пап и мам, ров­но как миллионы пап и мам, которые жили до нас и ко­торые придут после нас, все мы — уполномоченные при­родой завершить чудо. Так пойми же это, каждая мама, каждый отец, и ты сразу почувствуешь, кто ты такой!

Кто же он — наш ребенок? 

 

Тогда, в 60-е и 70-е годы, мои педагогические воззрения были еще в стадии формирования. Кроме того, в эпоху тота­литарной идеологии говорить открыто о духовной сущности человека было опасно. Сущность ребенка в книге я приписывал земной природе. Считалось, что это и есть материалистиче­ский подход. Но было у нас в семье некое чувство духовности, что сопровождало воспитание сына. Это чувство духовности в дальнейшем сложилось в следующей концепции.

Я принял допущения:

  Высший мир, Мир духовный, Мир Абсолюта существу­ет реально.

Душа наша есть бессмертная сущность и устремлена к

вечному совершенствованию.

  Земная жизнь есть отрезок пути восхождения в совер­шенствовании.

Из этих допущений я делаю вывод:

  Ребенок есть явление в нашей земной жизни.

  Он, есть носитель своего предназначения, своей миссии.

— В нем заключена неограниченная энергия духа. Это есть духовный аспект ребенка.

В чем же заключается аспект земной природы?

Природа дарит ребенку тело, которое есть инструмент души. Вообразите, что перед вами лежит скрипка, сотворен­ная самим Страдивари. Мы знаем, что в ней лежат все пре­красные звуки и мелодии, даже те мелодии, для которых еще не родились композиторы. Но сама скрипка, которая совер­шенна, озвучивать мелодии не может. Нужен исполнитель, который без скрипки тоже ничего не сделает. Он возьмет скрипку, приложит к подбородку, закроет глаза, и с помощью правой руки, в которой будет держать смычок, и пальцев ле­вой извлечет из божественной скрипки божественную мело­дию. Так вот, этот исполнитель есть душа, а скрипка те­ло. И чтобы тело могло стать совершенным, так же как де­рево, из которого мастер творил скрипку, земная природа за­ложила в ребенке три мощнейшие естественные страсти:

  страсть к развитию,

  страсть к взрослению,

  страсть к свободе.

Вот кто есть наш ребенок.

И не земная природа доверяет нам ребенка на воспитание, а Творец всего. Потому воспитатели детей есть соработники у Бога.

 

Поверить Локку, что он «чистая доска», на которой можно написать все, что вздумается взрослому? Или же, может быть, предпочесть точку зрения Руссо, гласящую, что ребенок — это воск, из которого можно вылепить че­ловека любой формы и сути?

Этому теперь могут поверить только невежды. Не был и не существовал живой Эмиль, вылепленный из воска, как нет и детей — чистых ходячих досок. Будь это так, без труда придали бы мы миллионам мальчиков и девочек нужную форму, воспитание не стало бы для нас особой проблемой.

Ребенок — не аморфная масса, а существо, таящее в себе силы, равных которым не сыскать на всей нашей планете.

Сила низвержения Этны?

Сила Ниагарского водопада?

Сила движения Земли вокруг Солнца?

Не надо перечислять: только одна сила, затаенная в ребенке, сила духа, разума и сердца, если ее довести до совершенства, станет сверхсилой, способной преобразо­вывать, обогащать, украшать все вокруг — и на Земле, и в Космосе, и в себе.

Дремлющие в ребенке силы будут пробуждаться по­степенно: сперва он начнет ощущать, затем — узнавать, а далее и одновременно — радоваться, ходить, говорить, запоминать, наблюдать, общаться, усваивать и, как величе­ственный венец всему этому — мыслить, преобразовы­вать и созидать.

Но суть в том и заключается, что ребенок сам, какие бы силы ни таились в нем, ничего не сможет развить в себе, не сможет встать даже на ноги, не говоря уже о возвышении до человека. Совершить чудо: сделать, воспи­тать, создать из него человека — дело рук самого челове­ка, и в первую очередь пап и мам...

Улыбка есть загадочное явление в жизни людей. Не­давно я написал маленькую книгу — «Улыбка моя, где ты?». Позволю себе привести здесь сочиненную мною ле­генду об улыбке.

Я смотрю на своего сына, которого только что распе­ленали, мокрого и испачканного. Он болтает ручками и ножками и весь измазался. «Фу!» — говорит мама и боит­ся дотронуться до него. Я отворачиваю нос. А бабуля, сияя от блаженства, берет его на руки и нежно опускает в ванночку с теплой водой. Она уже приступает к воспита­нию внука. Какое там «фу» — я засучиваю рукава и тоже приступаю к воспитанию, мама включается тоже — сте­лет постель, а затем садится в кресло и готовится накор­мить своего первенца.

УЛЫБКА

Мягко сказано — готовится.

Ты когда-нибудь пил молоко, смешанное с кровью?

 Не удивляйся, не торопись отрицать.

Мать готовится — она стискивает зубы, глаза наполне­ны слезами; дрожащими руками она достает грудь, сосок которой как бы рассечен ножом, из раны выступает кровь.

Маленький акселерат, только что наслаждавшийся в теплой ванночке, завернутый в чистые пеленки, теперь начинает пищать: он голоден, как волчонок, ему надо есть, ему надо прибавлять в весе каждый день, он повы­шает голос и сразу, как только вцепится губами в сосок, умолкает. И вскоре из надутого рта начинает сочиться красновато-желтая жидкость. Мама стонет, кусает себе губы, из ее глаз теперь уже потоком льются на твое личи­ко слезы, все ее тело начинает вздрагивать от приступа. Но руки ее как бы приобрели сознательную и самостоя­тельную жизнь, бережно тебя качают и отирают твое мо­крое от маминых слез лицо.

Ты насытился и заснул. Руки укладывают тебя в по­стель.

Ты чуть потягиваешься. На твоих губах, как бы изну­три, появляется удивительно мягкая, удивительно неж­ная первобытная улыбка. Она играет в течение всего се­кунды — двух, а затем опять возвращается вовнутрь и ис­чезает. Как будто она у тебя единственная, и ты ее бере­жешь.

Об этой улыбке известно очень немногое. Утверждают только, что она, эта первая улыбка, так неожиданно и беспричинно озаряющая лицо младенца, тоже унаследо­вана от природы, от матери.

Во что она нас посвящает? А что если она намекает, как строить воспитание? Загадка. Я лично принимаю ее как символ права детей радоваться жизни.

 

Догадки наши не рассеивают таинство Первой Улыбки младенца, она остается загадкой. И пока она есть загадка, пока наука не в состоянии ее разгадать, воспользуюсь слу­чаем и сотворю миф о происхождении Улыбки.

Вот мой миф.

Это было давно, очень, очень давно, когда люди еще не умели улыбаться...

Да, было такое время.

Жили они грустно и уныло. Мир был для них черно-се­рым. Блеск и величие солнца они не замечали, звездным не­бом не восторгались, не знали счастья любви.

В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на Небе­сах решил спуститься на Землю, воплотиться в тело и ис­пытать земную жизнь.

«Но с чем я приду к людям?» — задумался он.

Ему не хотелось прийти к людям в гости без подарка.

И тогда он обратился к Отцу за помощью.

  Подари людям вот это, сказал ему Отец и протя­нул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.

   Что это? удивился добрый ангел.

  Это Улыбка, ответил Отец. — Положи ее себе в сердце и принесешь людям в дар.

  И что она им даст? — спросил добрый ангел.

   Она принесет им особую энергию жизни. Если люди овладеют ею, то найдут путь, по которому утверждают­ся достижения   духа.

Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое.

  Люди поймут, что рождены друг для друга, откро­ют в себе любовь, увидят красоту.  Только им нужно быть осторожными с энергией любви, ибо...

И в это самое мгновение добрый ангел спустился с Не­бес на Землю, то есть воплотился в тело, то есть родил­ся, и он не дослушал последние слова Отца...

Новорожденный заплакал. Но не потому, что испугался темной пещеры, угрюмых и еле различимых лиц людей, с не­доумением глазевших на него. Заплакал он от обиды, что не успел дослушать, почему людям надо быть осторожными с Улыбкой. Он не знал, как быть: подарить людям прине­сенную для них Улыбку или утаить ее от них.

И решил — извлек из сердца лучик искры и посадил его в уголке своего ротика. «Вот вам подарок, люди, берите!» — мысленно сообщил он им.

Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его Первая Улыбка, а угрюмые люди увидели Улыбку впер­вые. Они испугались и закрыли глаза. Только угрюмая мама не смогла оторвать глаз от необычного явления, сердце ее зашевелилось, а на лице отразилось это очарование. Ей ста­ло хорошо.

Люди открыли глаза, их взгляд приковала к себе улыба­ющаяся женщина.

Тогда младенец улыбнулся всем еще, еще, еще.

Люди то закрывали глаза, не выдерживая сильного сия­ния, то открывали. Но наконец привыкли и тоже попыта­лись подражать младенцу.

Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стерла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них с этого мгновения стал красочным: цветы, солнце, звезды вызвали в них чувство кра­соты, удивления, восхищения.

Добрый ангел, который жил в теле земного младенца, мысленно передал людям название своего необычного подар­ка, но им показалось, что слово «улыбка» придумали они сами.

Младенец был счастлив, что принес людям такой чудо­действенный подарок. Но иногда он грустил и плакал. Ма­ме казалось, что он голодный, и она спешила дать ему грудь. А он плакал, потому что не успел дослушать слово Отца и передать людям предупреждение, какую им нужно проявить осторожность с энергией Улыбки.

Так пришла к людям Улыбка.

Она передалась и нам, людям настоящей эпохи.

И мы оставим эту энергию последующим поколениям.

Но пришло ли к нам знание, как нам нужно относить­ся к энергии Улыбки? Улыбка мощь несет. Но как приме­нять эту мощь только во благо, а не во зло?

Может быть, мы уже нарушаем некий важнейший за­кон этой энергии? Скажем, улыбаемся фальшиво, улыбаемся равнодушно, улыбаемся насмешливо, улыбаемся злорадно. Значит, вредим самим себе и другим!

Нам нужно немедля разгадать эту загадку, или же придется ждать, пока не спустится с Небес наш добрый ангел, несущий полную весть об энергии Улыбки.

Лишь бы не было поздно.

ВУЛКАН

Может быть, ты живешь вне времени? Может быть, вокруг тебя создано особое, неизвестное нам доселе вре­мя и пространство? За несколько месяцев, за три-четыре года ты совершаешь титанический марафонский бег. Каждый день, каждая минута и секунда, действующие в твоем поле развития, сулят удивительные изменения и новообразования.

Так прессуется время только на киноленте, только во сне, только в воображении: секунды равняются часам, минуты — дням, часы — месяцам, а дни — годам.

Однако моя фантазия, чувствую, подводит меня: эти первые месяцы, первые три-четыре года развития ребен­ка в действительности равны миллионам лет развития человечества. Ведь я, глядя на своего сына, становлюсь сви­детелем удивительного явления, дошедшего до меня из тысяч горизонтов времени. Я свидетель того, с какой гармонией природа-мать за миллионы лет бесконечных ста­раний заложила в первые три-четыре года жизни ребенка суть своего кропотливого созидательного труда, суть са­мой себя.

Уму непостижимо!

Можно ли переставать восхищаться этим зрелищем, сколько бы миллионов раз ни повторялось оно перед на­шим взором!

Я — как часть природы, ее суть, ее венец, я как папа, как мама, как творец и человек среди подобных мне лю­дей, спешу стать соучастником природы — созидать Чело­века, превосходящего меня и предназначенного людям.

В тебе пробуждаются силы.

Так же начинает пробуждаться вулкан.

Вокруг тебя все начинает сотрясаться, как вокруг вул­кана.

Люди боятся землетрясения,  извержения  вулкана.

Папы и мамы тоже боятся, когда их ребенок начинает извергать свои силы.

Из многих квартир можно услышать несуразные во­пли разболтанной педагогики: «Нельзя... нельзя... не трогай... угомонись... не бросай., не ломай... вылезай немед­ленно... угомонись... угомонись...Ой!»

Тысячи детей в тысячах квартир как бы сговорились между собой: они одновременно могут зацепиться за ска­терти, накрытые в честь гостей, потянуть их за собой, и в доме раздастся такой грохот, что соседи этажом ниже с ужасом схватятся за головы. Мамы придут в отчаяние, папы раскроют ладони правой руки, готовясь свершить правосудие, бабушки и дедушки мигом встанут на защиту своих внуков. А те в это время могут ликовать, торжест­вовать, хохотать до упаду.

«В ребенке злое начало», — поспешат прокомменти­ровать некоторые.

«Надо заглушить это начало», — поспешат посовето­вать другие.

Я не могу представить себе, что случилось бы с вулка­ном, если бы люди закупорили его в кратер и лавина не смогла бы извергаться из него. Но я вполне отчетливо могу предвидеть, основываясь на научных знаниях, что может произойти с ребенком, если папы и мамы будут воспитывать его, предварительно связав ему руки и ноги. Силы, стремящиеся к извержению, приглушатся, бес­сильными станут не только руки и ноги, но и ум. Развя­жи года через два воспитанного таким образом ребенка — и ему, возможно, никогда не вздумается кубарем скатить­ся с горы или усовершенствовать жизнь.

Какое там злое начало! Ребенок стремится, сам этого не понимая, развивать свои возможности, умения, спо­собности, которыми так щедро одарила его природа.

Он ищет среду, заполненную трудностями. Он чувст­вует — ему необходимы трудности, именно трудности. Он неугомонен. И вдруг...

Он кладет игрушку в рот.  — «Брось, тьфу-тьфу!»

Он лезет под кровать. — «Вылезай!»

Он залезает на диван, чтобы спрыгнуть с него. — «Слезь!»

Он пытается опрокинуть стул. — «Не смей!»

Он бегает по комнатам, ведя за собой паровоз и пых­тя, как паровоз. — «Хватит!»

Пытается разобрать заводную игрушку. — «Нельзя!»

Задает вопрос за вопросом: почему? кто? что? — «За­молчи!»

Как быть с бабочкой? Может быть, оторвать ей краси­вые крылышки, чтобы она не утомляла себя своими по­летами от цветочка к цветочку и не портила эти цветы?

Меня пугает и индифферентность некоторых пап и мам, разрешающих ребенку делать все, что ему вздумает­ся — «Пусть!».

Ребенок рвет красочно оформленную книгу. — «Пусть!»

Ломает красивую вазочку. — «Пусть!»

Отрывает голову кукле. — «Пусть!»

Дергает маму за волосы и визжит. — «Пусть!»

И воспитываются дети в очень многих семьях под давлением всезапрещающей императивности взрослых или всеразрешающей хаотической дозволенности.

«Дети оказались в империализме взрослых. Надо их спасать!» — негодуют некоторые теоретики и призывают к священным крестовым походам за освобождение детей. Да, империализм надо ломать и низвергать. Но нужно ос­терегаться и того, чтобы взрослые не оказались под дик­татурой детей.

Диктатура взрослых, царящая во всезапрещающем во­левом воспитании, или диктатура детей, расцветающая во всеразрушающем хаосе, несут одинаково горькие плоды — разрушенную судьбу ребенка. Тут нельзя искать золотую середину. Между императивным и вседозволяющем вос­питанием середины нет. Есть только единственно пра­вильный подход к воспитанию — гуманный.

РАЗВИТИЕ

Зачем ребенку трудности?

Как зачем? Чтобы преодолевать их.

Зачем же создавать трудности, а затем преодолевать их?

Нельзя ли без них?

Нет нельзя.

Трудности в физическом, умственном и духовно-нравственном развитии ребенка — это ступени, преодо­левая которые он поднимается на пьедестал человечнос­ти. Ребенок чувствует — ему необходимо укреплять свои силы и задатки в преодолении трудностей. А нам необхо­димо готовить ему эти ступени, каждая из которых будет побуждать к деятельности его физические и духовные за­датки.

Я расстилаю ковер, и мы с сыном садимся на него. Я выбираю цветную пластмассовую игрушку и кладу ее на ковер подальше от него. Он без особого труда подпол­зает к ней, мигом овладевает ею — и тут же сует в рот. За­тем забрасывает ее под кровать.

Я беру другую игрушку и кладу ее еще дальше, чтобы труднее было до нее добраться. Но расстояние оказалось слишком уж большим, и у него, возможно, пропал бы всякий интерес к игрушке, не придвинь я ее чуть ближе. Он возобновляет наступление, а я измеряю расстояние от первоначального его места на ковре до игрушки. Это «зо­на ближайшего развития» в ползании за овладение иг­рушкой. Так постепенно я буду отодвигать игрушку все дальше и дальше...

Сын подрастает — ему полтора года. На том же ковре мы боремся. Он любит борьбу с отцом. Потеет, пыхтит, но не отступает. Я чувствую, как напрягаются его мыш­цы, заставляю крутиться, падать, может быть, причиняю даже боль. Он ликует, он победил, но ценой каких уси­лий, знаю лишь я. С каждым разом я усложняю его путь к победе. Он огорчается, когда падаю сразу. Нет, он не хочет, чтобы победа досталась ему без труда, без усилий...

«Ну, прыгай, прыгай же, не бойся!» Он стоит на дива­не. С маленького стульчика он уже прыгает свободно, но спрыгнуть с дивана пока не осмеливается. «Прыгай же, не бойся!» Он спрыгнул и упал. «Ничего, ничего. Давай еще!» Он опят падает, но радуется. Рекорд повторяется. Надо увеличить высоту... А может быть, дать ему попро­бовать завтра-послезавтра спрыгнуть со стола?

«Давай побежим, кто быстрее!» Парк большой. Места хватает. Мы бежим, то я обгоняю его, то он меня, попеременно. Вижу, он устал. Мы падаем на травку и начина­ем кувыркаться. Завтра-послезавтра надо будет усилить темп и удлинить расстояние.

«Не хочешь залезть на дерево?» Ему пять лет. Он про­бует. Не получается. Я помогаю. Каждый раз, проходя в парке мимо того дерева, он пробует забраться на него. Победа!

У нас поход в ущелье. Там много камней, больших и маленьких.

«Давай строить башню!» Он рад. Мы тащим камни, большие и маленькие, аккуратно укладываем друг на дру­га, чтобы четырехугольная башня не развалилась. Устали. Надо пообедать. В другой, в третий раз возвращаемся ту­да же достроить башню. На вершине устанавливаем фла­жок. Высока и красива наша башня, она нравится всем, кто проходит мимо.

ГОНЗИК

Очень сожалею, сын мой, что мы из-за нашей безала­берности потеряли одну интересную книжку, которая так сильно повлияла на тебя. Я не помню автора и названия книги, зато помню ее героя, подружившегося и пород­нившегося с тобой. Он сходил со страниц книги, играл с тобой, вы вместе устраивали в квартире ералаш или же помогали маме, бабушке полить цветы, переставить стул, принести корзину, достать стакан.

Этот чешский мальчуган, этот Гонзик не давал тебе покоя.

Мы садились обедать. Ты звал Гонзика. Бабушка рас­крывала книгу с чудесными, захватывающими, смешны­ми похождениями забавного шалуна. Они были все в красочных картинках. Бабушка начинала читать тебе надпи­си под картинками, ты смеялся, радовался, слушал вни­мательно.

Гонзик тоже сидел за столом.

«Видишь, как он аккуратно ест! — говорит бабушка. — Ешь и ты аккуратно. Давай покажем Гонзику, как мы рас­крываем рот... жуем...»

Да, надо показать Гонзику, что мы тоже умеем сидеть за столом, благодарить за обед.

«Видишь, как твой Гонзик умывается! — продолжает бабушка. — Смотри в зеркало, на кого ты похож. Давай умоемся, а то Гонзик обидится».

Да, нельзя обижать Гонзика, надо умываться.

«Смотри, какой он вежливый, будь таким!»

Надо поблагодарить за обед так же, как Гонзик.

Но Гонзик ведь был и пиратом, он завладел необита­емым островом.

Ты из стульев устраиваешь в квартире корабль, это и есть необитаемый остров.

Хотя тебе объясняют, что забираться на застеленную кровать нельзя, это тебе уже непонятно — ведь Гонзик тоже забрался на кровать!..

Бабушка привела тебя из парка, ты промок до ниточ­ки. Осень. Холодно.

В чем дело? Разве дождь на улице? «Объясните вашему сыну, что он Паата, а не Гонзик... Нельзя же делать все, как Гонзик... Он взял и прыгнул в бассейн, как Гонзик!»

Тебе холодно и ты жалеешь, что прыгнул в бассейн, обещаешь, что больше не будешь.

А когда наступает ночь и пора ложиться, ты начина­ешь протестовать.

«Но Гонзик ведь тоже ложится спать в это время!» Железная логика. Ты ложишься и укрываешься, как Гонзик, и зовешь к себе Гонзика. Ты забираешь книгу под одеяло и скоро засыпаешь. Жизнь продолжается и во сне, и поэтому в другой комнате до нас доходит твой от­четливый тихий голос: «Гонзик... Любимый... Я люблю те­бя, Гонзик!»

Поэтому мама и прозвала тебя Гонзиком, и ты долго играл в Гонзика: был умным и глупым, как Гонзик, доб­рым и озорным, как Гонзик, вежливым и диким, как, Гонзик.

Наверное, все экземпляры книг о Гонзике давно уже протерлись, тысячи детей десятки тысяч раз переиграли своего героя, сдружились с ним.

Нет таких книг в магазинах? Трудно их достать? По­ищите хорошенько, папы и мамы, обойдите книжные ма­газины, и букинистические тоже, а то ваши дети обедне­ют без хороших книг с героями-озорниками!

БУРАТИНО

Как я мог представить, что эта маленькая куколка для самодеятельного кукольного театра внесет в твою дет­скую жизнь столько радости? Как я мог предвидеть, что она станет нашим добрым союзником в твоем воспита­нии?

Я ее купил просто так, не думая о том, что она может куда успешнее и внушительнее воздействовать на тебя в некоторых исключительных случаях, чем наши, пусть да­же хоровые, наставления.

Если бы я все это мог предвидеть, то, не затруднив се­бя хождением по магазинам, взял бы кусок дерева, выре­зал бы из него веселое личико с длинным носом, с помо­щью красок сделал бы его еще более веселым, затем, сшив и прилепив обычную красную рубашонку, надел бы на правую руку и приступил к воспитанию.

Я принес купленного Буратино домой, и под вечер, когда тебя начали кормить кашей, решил устроить пред­ставление. Тогда тебе было два с лишним года.

Надев на правую руку рубашку, я сунул указательный палец в отверстие шейки, большой и средний пальцы — в рукава, залез под стол и начал импровизировать содержание первого акта первого в своей жизни спектакля собст­венной постановки.

А в это время за столом происходило следующее. Ты начал выкидывать свои обычные номера, размахивая ку­лачками и отвергая пищу. И, конечно же, как часто случалось в таких напряженных ситуациях, сунул руку в глу­бокую тарелку с кашей. Она тебе показалась очень горя­чей, и ты, стало быть, собирался заорать что было мочи, измазав одновременно лицо бабули, а бабуля приготови­лась принять ответные меры — промыть тебя теплой струей наставлений. На этом все и застыло.

Откуда бабуле было знать, что папа сидит под столом, обдумывая свой спектакль. А ты и не представлял, что папа дома.

Вдруг из-под угла другого конца стола неожиданно вылез Буратино, весело сияя, в своей красной рубашке, и заговорил тонким голоском:

«Мальчик, как тебя зовут?»

Бабушка забыла о своем измазанном лице и о своих воспитательных намерениях. Ты забыл о том, что тебе следовало заорать. Оба изумленно уставились на необыч­ное зрелище.

«Как тебя зовут, мальчик?» — продолжал тонкий го­лосок. Буратино, подпрыгивая и пританцовывая, весело махал руками.

Зрители очнулись от первого изумления. Разумеется, на секунду раньше пришла в себя бабуля: «Ну, отвечай, он к тебе, наверное, пришел!»

«Паата!» — все твое изумление звучало теперь в твоем голосе.

«Я    Буратино.  Повтори, пожалуйста, мое имя!»

Пришлось поупражняться в произнесении этого сложного имени.

«Ты хочешь дружить со мной?»

Ты кивнул головой.

«А ты отвечай голосом. Скажи так: рад с тобой дру­жить, Буратино!»

Ты повторяешь.

Буратино медленно, танцующей походкой движется к тебе, напевая одновременно песенку.

«Дай пожать руку!» — Его короткая рука потянулась навстречу твоей, но, увидев, что твоя рука измазана, дер­нулась назад.

«Пожалуйста, прошу тебя, помой руки, а то я боюсь испачкаться твоей кашей!»

Ты протягиваешь руку бабуле. Она уже успела выте­реть себе лицо, а теперь принялась чистить твои руки. Ты не спускаешь глаз с Буратино. Происходит рукопожатие.

«Ты обидел бабулю, извинись, пожалуйста!.. А теперь ешь. Вкусно, правда?.. Ты хочешь, чтобы я приходил к тебе?.. Только если ты не будешь обижать меня... Кончил кашу?.. Поблагодари, пожалуйста, бабулю!..»

Мама, почуяв необычное, тоже включилась в дейст­вие, начала объяснять Буратино, что Паата умный и сдер­жанный мальчик. Буратино рад этому.

Попрощавшись с тобой и пожав руку, Буратино отда­ляется от тебя, двигаясь вдоль стола.

Ты тревожишься. «Буратино! — кричишь ему вслед, — приходи еще!»

Вскоре «приходит» папа, и ты, с помощью мамы и ба­були, объясняешь ему, какой к тебе пришел человечек.

Папа серьезно начинает обдумывать сценарий, способ выступления, содержание общения.

Буратино появляется один-два раза в день, в зара­нее назначенное время, иногда совершенно неожидан­но, когда возникает особо напряженная ситуация. Его появление восстанавливает атмосферу взаимоуваже­ния, разряжает обстановку возникновения конфлик­тов.

К приходу Буратино ты готовишься как к празднику. Он может сесть тебе на плечо, на голову, ущипнуть за щеку, подать ложку. Он несет тебе конфету, печенье. Он говорит с тобой обо всем, что тебя интересует. Расска­зывает сказки, учит стихам, приучает тебя быть вежли­вым, сдержанным. Он всегда знает о твоих каждоднев­ных поступках, радуется твоим добрым делам, огорчает­ся дерзостям. Полон надежд, что ты умный и хороший. Буратино может убаюкивать тебя, и хотя колыбельная в его исполнении звучит не так уж мелодично, ты все же засыпаешь.

Я готов поклясться, я уверен, что ни один воспита­тель не смог бы так сильно повлиять на нравственно-этическое и умственное развитие моего Пааты, как его общение с Буратино, продолжавшееся всего 8—10 меся­цев.

По моему плану Буратино должен был насовсем по­прощаться с тобой и уехать далеко-далеко, как только мы обнаружили бы, что его влияние на тебя начинает сла­беть. Но произошла досадная ошибка.

Прошло с тех пор почти сорок лет.

Вы думаете, мы где-то потеряли эту живую игрушку?

 Вовсе нет! Мы поставили Буратино на длинную палочку и по­местили в книжный шкаф.

— Зачем вам это? спрашивали меня гости. И я объяснял им педагогику с участием Буратино. Эта игрушка сыграла свою добрую роль в воспитании дочери. А потом долго ждала, кого еще воспитать.

Но вот родилась дочка у самого Пааты Нинца.

В тот день мне показалось, что Буратино на палочке за­улыбался и потер руки.

Паата, ставший отцом, снял Буратино с палочки, надел его на правую руку и в более совершенной форме повторил пе­дагогику с участием этого человечка.

Потом Буратино вернулся на свое место.

Он член нашей семьи. Мы его очень любим. И радуемся, когда вспоминаем прошлое с его участием. В этом прошлом много поучительных историй.

Буратино на палочке стоит в книжном шкафу. И иногда мне кажется, что ему не терпится стать соучаст­ником воспитания нового ребенка.

  Когда это будет? спрашивает Буратино.

  Будет, будет! успокаиваю я.

Однажды, вернувшись домой с работы, мы с мамой застали тебя сидящим на диване и льющим горькие сле­зы. Перед тобой лежал неподвижный Буратино. Ты его нашел в самом потайном углу шкафа, куда мы прятали его от тебя, надеясь, что ты никогда не проникнешь туда. Однако, напрягая все свои силы, ты залез в шкаф и, ро­ясь, вдруг наткнулся на Буратино.

«Буратино!» — закричал ты радостно. Ты думал, что, увидев тебя, Буратино сразу подскочит, запоет своим то­неньким голоском, залезет тебе на плечо, начнет шептать сказку.

«Буратино, встань... Буратино, ты спишь?..»

Ты горько заплакал: «Буратино не хочет со мной раз­говаривать... Буратино не хочет проснуться!..»

Мы, конечно, могли мигом воскресить Буратино. Но было ясно: он уже никогда не смог бы стать твоим воспитателем. Ты начал бы сдирать его с руки, и он, этот чело­вечек, создавший тебе особый, сказочный мир, превра­тился бы в жалкую игрушку. Поэтому мы уложили его в коробку и сказали тебе: «Да, Буратино больше не про­снется!..»

Хотя это не совсем правда. Буратино проснулся для тебя уже на всю жизнь, когда тебе принесли в подарок книгу о Буратино.

ШАЛОСТЬ

Ты становишься озорником, неуловимым, неудержи­мым.

 С тебя нельзя сводить глаз.

Бабушка разыскивает тебя через каждые 2—3 минуты: ты можешь быть одновременно и в шкафу, и во дворе, и на столе, под столом. От тебя несколько раз спасали ста­ринную швейную машину системы «Зингер», которой так дорожит бабуля. Ты сбросил с высокой подставки вазу с цветами, и если бы не наш с мамой уговор, был бы ею крепко отшлепан за это. Ты опрокинул огромный таз, на­полненный виноградным соком, и на полу образовалось озеро, и если бы опять не наш уговор, за это последовало бы нравоучение папы.

Ты жил бурной жизнью мальчика, рос таким, о каком пишет английский писатель Алан Бек:

«Мальчик — это правда с грязным лицом, красота с порезанным пальцем, мудрость с вареньем в волосах и надежда будущего с лягушкой в кармане.

Когда вы хотите, чтобы он произвел хорошее впечат­ление, его мозги превращаются в желе, или же он стано­вится дикарем, садистом из джунглей, стремящимся уничтожить весь мир и себя вместе с ним... Мамы любят их, маленькие девочки ненавидят, взрослые игнорируют, а небеса защищают».

Неужели педагогика в конце концов не обнаружит на­дежный метод, применив который станет возможным до­нести до твоего понимания и до понимания миллионов мальчишек, тебе подобных, — как опасно для жизни де­лать глупости на каждом шагу?

Жизнь на волоске — вот какая жизнь у мальчиков.

Ты шаришь в ящиках. Слышишь мамин голос:

«Что ты там делаешь?» — «Ничего!».

Ты достаешь ножницы. «Что ты там ищешь?» — «Ничего!».

 Идешь с ножницами к аквариуму и пугаешь ими рыбок.

 «Что ты там сту­чишь?» — «Ничего!».

 Затем суешь ножницы в штепсель, раздается страшное «ткац», выключается электричество, в квартире становится темно. Мама вскрикивает и бежит к тебе, задевая по дороге стулья и с грохотом отбрасывая их, у бабули сердце уходит в пятки, она начинает кри­чать, бегут соседи. Кто-то смог включить электричество. Ты, весь синий, лежишь на полу, приходишь в себя, жжет руку, начинаешь плакать, а мама теряет сознание...

 Соседка ведет тебя в школу (ты уже начал ходить в подготовительный класс) вместе со своей дочуркой. Надо пересечь узкую улочку. Но вдруг, увидев на другой сторо­не улицы своего товарища, ты вырываешь руку и с радо­стным криком перебегаешь улицу. Надо же было: тут же из-за угла вывернула машина. Раздаются крики прохо­жих. Слышится страшное шипение внезапно затормо­женной машины. Выскакивает водитель и бросается к те­бе. Ты лежишь на спине, ноги раскинуты, правое колесо машины заторможено посредине ног, выше колен, оно только задело штанишки и кожу на левой ноге... Но тебя оберегали не только небеса.

 Дядя пригласил нас к себе показать нам реку Алазани. Она небольшая, но быстрая, в некоторых местах глубо­кая. Мы идем вдоль реки. Мы любуемся цветами, фаза­нами, ты собираешь камешки. «Не подходи близко к бе­регу, иди рядом с нами!» Эти приказы раздаются время от времени. Ты как будто подчиняешься. Но вдруг сползает край берега под твоими ногами, и через секунду быстрый поток реки захватывает тебя. Дядя сразу же бросается в воду и спасает тебя, испуганного и наглотавшегося воды.

Был и такой случай.

Раз ты взял раскрытый зонтик, который лежал на бал­коне, и собрался спрыгнуть со второго этажа. Для тебя зонтик был парашютом.

 «Стой, не смей!» — закричала бабуля. Ты поспешил выполнить намерение, но бабуля подоспела, вцепилась в тебя.

 «Глупый мальчик... Глупый ты мальчик!» — рыдала она. В то время ты увлеченно ри­совал парашюты. Только на шести твоих рисунках, кото­рые ты мне подарил и которые хранятся у меня до сих пор, я сосчитал тридцать раскрытых парашютов.

Вспоми­наю еще, с каким удивлением ты наблюдал в парке, где было много развлечений, за прыжками с вышки на пара­шюте. Было ли это причиной твоего несостоявшегося по­лета — прыжка со второго этажа?

Вместе с небесами тебя хранили бдительность бабуш­ки, возгласы матери и мужской разговор отца, спасали тебя бдительность и незамедлительность людей, которые приходили на помощь.

Сколько у тебя жизней? Трудно сосчитать. У каждого мальчика, мне кажется, по крайней мере два-три десятка жизней. И пока нет в нашем распоряжении универсаль­ного способа внушить им, детям, быть предусмотритель­ными, так и хочется крикнуть во весь голос, чтобы услы­шали все-все:

«Дорогие взрослые, нет чужих детей, все дети наши! Пожалуйста, заботьтесь о них, спасайте от возможных  прискорбных последствий   их  шалостей!»

/продолжение следует/

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

(в сказках и рассказах)

пособие по воспитанию в семье и школе

 Минск, «Современное слово», 2003 г. – 280 стр.

Аннотация

Эта книга предлагает юным читателям и их взрослым наставникам заново открыть для себя науку о человечности. Она системно и поэтапно знакомит с общечеловеческими ценностями, с главными положениями в области этики и эстетики, формирует духовную основу для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.

Книга не только научит ребенка размышлять о разных сторонах жизни и о свойствах человеческого характера, но и значительно утончит его восприятия и оценку всего окружающего. Она будет способствовать глубокому проникновению в себя и в сложный мир межчеловеческих отношений.

В целом же «Философию для детей» можно считать одним из направлений так называемой гуманной педагогики, цель которой – комплексное воспитание гармоничного и культурного человека, человека с красивой душой.

СОДЕРЖАНИЕ

ГАРМОНИЯ – ОСНОВА КРАСОТЫ И СОЗИДАНИЯ   15

Сумасшедший лес  16

УМЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ КРАСОТУ   17

Дети Солнца  17

ЛЮБОВЬ К КРАСОТЕ ТВОРИТ ЧУДЕСА   19

Любовь сильнее страха  19

Как красота сердце Дракона поразила  20

Как с Богом жить  21

ГАРМОНИЯ – ОСНОВА КРАСОТЫ И СОЗИДАНИЯ

Гармония – это дружное и красивое соединение и сочетание разного, когда разнообразное и непохожее допол­няют и украшают друг друга.

á Бабочки и цветы украшают друг друга, а цве­ты украшают траву. Когда все соединяются, то по­лучается прекрасная цветочная поляна, так гармо­ния бабочек, цветов и травы создает еще большее великолепие.

Гармоничное соединение малых частей в единое целое создает красоту.

á Из многих маленьких цветов получается кра­сивая поляна цветов, из капелек дождя – красивый ручей и водопад, из снежинок – снег, из мазков краски – красивая картина, из звуков и нот – му­зыка, из слов – стихи...

Гармония и дисгармония.

á Сравнить: цветы гармонируют и сочетаются с лесом, украшают и дополняют друг друга, но цве­ты и трактор совсем не подходят друг другу. [?] Красиво ли будет, если в лесу станут вместо цве­тов расти трактора и колеса?..

Отношения гармоничные и дисгармоничные в природе, между людьми, человека с природой.

áСобака и человек, собака и кошка. Мир и война, дружба и вражда, любовь и ненависть; парки и свалки, экология...

Красота человека заключена в гармонии его красивых мыслей, красивых слов и красивых поступков...

Дисгармония безобразна и портит красоту.

áЕсли звуки сочетаются друг с другом и гармо­ничны, то получается приятная мелодия, а если зву­ки негармоничны, то бренчание и шум. Движения могут гармонично соединиться, и получится танец, а если движения негармоничны, то получается кривляние; Сравните: картина и каракули...

Гармония красива и созидательна. Дисгармония разрушительна.

Там где присутствует гармония, всегда царит мир, дружба, со­гласие и добрые отношения. Там, где нет гармо­нии, начинается опасный процесс вражды, войны и разрушения.

Сумасшедший лес

Тот далекий год, о котором пойдет речь, выдался очень нелегким для оби­тателей одного леса. И не только пото­му, что в этот год в их лес врезался ог­ненный метеорит, заставивший сильно затрястись землю, но еще и потому, что в этом же году случилось три наводне­ния, два пожара и вдобавок ко всему про­неслось аж пять сильнейших ураганов, поваливших множество деревьев.

Первыми этих страшных напастей и потрясений не выдержали ежи. Они друж­но заявили, что пришел конец света и что, если земля, вода, огонь и воздух не хо­тят жить спокойно и по правилам, не тро­гая других, то и они, ежи, тоже отказыва­ются жить в мире и в гармонии со свои­ми лесными соседями. С этого момента колючие ежики стали ходить не ночью, как обычно, а днем, совсем не по правилам и где им вздумается. Они попадали на дороге под лапы зверей, а ночью, к боль­шому неудовольствию многих, со своей колючей шубой без спроса забирались спать в чужие норы. Вскоре остальные звери и даже некоторые растения, чьи нервы не выдержали стольких трудностей и потрясений, решили последовать при­меру ежей и остаток жизни прожить без соблюдения древних лесных правил и законов.

– Зачем нам нужно согласие и доб­рое сосуществование, когда мы вот-вот можем умереть от очередного стихийного бедствия, – рассуждали звери. И они один за другим стали действительно бы­стро забывать о том, что в природе они должны жить в гармонии и согласии друг с другом, жить вместе и сообща, стара­ясь не мешать своим соседям.

Цветы стали раскрывать свои лепес­тки не утром, а когда им вздумается, пче­лы стали гораздо меньше собирать меда и в свободное время от безделья стали дружно гоняться по лесу за медведями. Медведи, преследуемые пчелами, ища убежища, разворотили и поломали мно­жество заячьих, лисьих и волчьих нор. Волки назло всем стали еще громче и дольше по ночам выть на луну, мешая спать. Бобры никак не могли из-за воя заснуть и решили работать ночью всле­пую. Без разбора в темноте они подта­чивали зубами деревья и валили их вме­сте с живущими на них совами и белка­ми. Белки с деревьев стали бросаться об­грызенными шишками и скорлупой оре­хов. Лоси, рассерженные шишками, ста­ли ковырять рогами деревья, а деревья, чтобы причинить вред муравьям и мухам стали выпускать много липкой смолы.

Змеи, лоси, комары, мыши, кабаны, мухи, птицы – все как будто с ума сошли и разучились жить в гармонии и согла­сии друг с другом. Каждый делал только то, что хотелось ему, совсем не считаясь со своими соседями. Если бы в тот мо­мент кто-нибудь из людей зашел погулять в лес, то он сразу сломя голову выбежал бы оттуда, потому что в таком лесу от­дохнуть человеку было просто невозмож­но. На него бы налетели пчелы, вокруг него носились бы сердитые медведи, вол­ки, лоси, рядом валились бы подточен­ные бобрами деревья, а на голову сыпал­ся бы град обгрызенных шишек и орехо­вой скорлупы.

Кому ж приятно жить в лесу, в кото­ром все забыли законы гармонии, любви и мирного сосуществования друг с дру­гом? Стали постепенно один за другим убегать звери из сумасшедшего леса, и вскорости лес опустел. Не было слышно голосов птиц, не видно цветов, погибших без пчел, нет привычного жужжания на­секомых. Стал лес каким-то тихим, нера­достным и безжизненным. Видно, и вправду люди говорят, что там, где нару­шена гармония и согласие, вспыхивают вражда и ссоры, которые даже большой лес могут сделать полумертвым и без­жизненным.

[?] – Отсутствие чего сделало лес сумасшедшим и неприятным, а потом безжизненным и некрасивым? (Отсутствие добрых, гармоничных отношений, мирно­го сосуществования).

– Как вы думаете, почему природа, горы, лес кра­сивы и очень нравятся вам? (Там все живет в гармонии друг с другом).

– Что появляется там, где разное подходит друг к другу? (Гармония и красота)

 

УМЕНИЕ ЧУВСТВОВАТЬ КРАСОТУ

(Восприятие красоты рождает прекрасные чувства и преображает человека)

Красоту может заметить любой человек, но не каждый умеет получать удовольствие и большую радость от общения с красотой.

á Все люди знают о том, что есть красивая музы­ка, они слышали ее, но настоящее удовольствие от нее получают не все.

Красота приносит радость тому, кто умеет ее почувствовать и хочет к ней приблизиться.

Восхищение и радость от красоты получает лишь тот, кто умеет почувствовать красоту и восприни­мать ее всем сердцем. Красоту можно почувствовать и уло­вить, если ваше сердце ищет ее и открывается ей навстречу.

á Два человека взглянули на звездное небо, и оба заметили его красоту. Одного человека красота не интересовала, и он стал заниматься другими делами. Другой же остановился и решил получше рас­смотреть звезды. Он устремился своими мыслями в красивое небо, стал с удовольствием мечтать о звездных полетах. Так, одному человеку красота неба не доставила радости, а другой сумел полу­чить удовольствие.

Как лучше почувствовать красоту.

Если вы повстречались с чем-то красивым, надо на время отложить дела и не думать о чем-то дру­гом.

[?] Можно ли восхищаться красотой вечернего неба и облаков, если вы копаете картошку? Мож­но ли, проходя мимо красивых цветов, залюбовать­ся ими, если все ваши мысли только о том, как бы поскорее в магазине купить мороженое?

Почувствовав красоту, ее можно полюбить и стать лучше.

Кто научился чувствовать красоту и стал радовать­ся ей, постепенно может полюбить красоту, а зна­чит, стремиться к ней, искать ее всюду и даже ста­раться создавать ее Человек, получающий удо­вольствие от стихов, начинает не только искать книги с красивыми стихами, но и сам старается со­чинять что-нибудь красивое.

Дети Солнца

– Солнышко утреннее, как ты мне нра­вишься, как ты приятно всегда радуешь меня, – воскликнул Львенок, стоя утром на краю высокой скалы. Каждое утро он на­чинал разговор со своим другом, а Солн­це умело его внимательно, не перебивая, слушать. Какая-то непонятная тихая ра­дость разливалась в груди Львенка при встрече с Солнцем. Эта радость застав­ляла трепетать его сердце, и Львенок по­нимал, что это, пожалуй, самые счастли­вые мгновения его жизни.

Радость, которую давало ему обще­ние с Солнцем, была особенной, она пря­талась где-то внутри груди и с каждой мыслью приятно волнами растекалась по всему телу до самого кончика хвоста. Каждый раз Львенок хотел продлить эту радость и просил Солнышко задержать утро на целый день. Но как только утро превращалось в день, волшебные крас­ки восхода растворялись, а Солнышко становилось обыкновенным и серьезным и принималось за свои вечные обязан­ности и работу.

– Что же такое происходит в моей гру­ди по утрам, почему так радостно трепе­щет сердце? – часто спрашивал себя Львенок и не мог найти ответа.

– Солнышко, подскажи мне, пожалуй­ста, как же удержать в себе эту приятную внутреннюю радость от встречи с тобой. Как не растерять мне ее за целый день? – мысленно обращался Львенок к свое­му любимому другу.

И вот однажды Солнце послало ему из-за розово-лиловых облаков свой ред­кий луч красоты. Этот луч за одно мгно­вение достиг Львенка и ослепил его. Львенок крепко зажмурил глаза, а когда он их приоткрыл, то аж ахнул от удивле­ния. Перед глазами, около самого его носа по травинке ползла необыкновенная гусеница, вокруг которой переливалась разными цветами радуга. Каждое мгно­вение эта радуга меняла свои цвета и разбрасывала вокруг разноцветные ис­кры и острые лучики. Ничего подобного и более красивого в своей жизни Льве­нок не видел.

– Где же простая гусеница нашла себе радугу, – подумал он.

Но тут Львенок поднял глаза и даже подскочил от неожиданности, весь мир вокруг него был наполнен нежным радуж­ным сиянием. Весь мир превратился в сплошную радугу. Каждое дерево, каж­дое облако, птицы и все живое светились многоцветным переливающимся светом и наполняли мир удивительными и непов­торимыми красками.

– Какой красивый радужный сон, на­верное, здесь и бабочки намного краси­вее, – подумал Львенок. – Вот бы посмот­реть хотя бы на одну. И вдруг его жела­ние исполнилось: на его нос села боль­шая непередаваемо красивая бабочка.

Она, как и все вокруг, тоже оделась в радугу, а некоторые ее лучики, чуть ли не касались глаз Львенка. Очень скоро Львенок выяснил, что в его особом радуж­ном сне все может меняться с помощью одной только мысли. Стоило Львенку что-нибудь представить и о чем-нибудь по­думать, как воображаемое, только еще более яркое и красивое, тут же появля­лось перед его глазами. И тут он начал мечтать. Сперва он представил облака белыми конями, а когда поднял голову кверху, то увидел на небе скачущих ко­ней. Бабочка на его носу превратилась в красивый цветок, который вдруг ожил и, взмахнув лепестками, взлетел в небо вместе с тысячами других цветов. Там, в небе, среди скачущих радужных коней цветы закружились в огромном вихре, и с неба пошел снег из разноцветных ле­пестков. Под ногами быстро вырастал нежный, пышный и красочно переливаю­щийся ковер из лепестков, в котором Львенок начал резвиться. А лепестки ста­ли собираться в кучки и превращаться в цветочных львят. Эти львята прыгали на Львенка и, рассыпавшись, превращались в радужные волны цветочного моря. Но вдруг сон остановился. Волны цветов за­мерли на месте, скачущие по небу кони неподвижно застыли, и Львенок вдруг ус­лышал голос, идущий от солнца.

– Если ты, Львенок, любишь меня, то сможешь полюбить и всех моих детей, которых я кормлю своим светом и укры­ваю теплом, – произнесло Солнце. – Все живое вокруг тебя рождено мною и жи­вет моими каждодневными стараниями и заботами. Все в природе мои дети и твои братья, каждое красиво по-своему, и может долго дарить твоему сердцу ра­дость. Внимательно и по-доброму смот­ри на все живое вокруг, и тогда ты на­учишься чувствовать невидимую радугу тепла и красоты, идущую к тебе от всех моих детей.

Радужный мир и его сияние исчезли так же внезапно, как и появились. Льве­нок почувствовал, что это был совсем не простой сон. Этот сон научил его радо­ваться не только Солнцу, но и всему жи­вому вокруг. Теперь он по-новому, с лю­бовью и нежностью, стал смотреть на каждый цветок, на каждую бабочку, на каждую птицу. Ведь он знал, что все вок­руг него – это дети Солнца и могут тоже радовать своей красотой.

С того самого радужного сна прошло уже много лет. Но и сейчас помнит этот сон могучий и мудрый Лев, который каж­дое утро приходит к высокой скале встре­чать солнце. Он стал достойным и доб­рым царем зверей, потому что с самого детства научился замечать в каждом меньшем брате неповторимую, особен­ную красоту и проникся любовью ко всем детям солнца.

[?] – Умел ли Львенок чувствовать красоту?

– Что вызывало радость в сердце Львенка? (Красо­та восхода солнца).

– Вам понравился радужный сон Львенка? Кому сни­лись яркие цветные сны?

– Кто из вас от красоты природы ощущал особую внутреннюю радость (восхищение)?

– Согласны ли вы с тем, что все рождается под сол­нцем, и живет благодаря ему?

– Можно ли сказать, что все живое на земле взаимо­связано и живет одной семьей, что все мы дети солнца?

– Счастливее ли будет человек, если научится радо­ваться не только красоте солнца, но и всему в природе?

 

ЛЮБОВЬ К КРАСОТЕ ТВОРИТ ЧУДЕСА

(Общение с красотой возвышает человека)

Красоту можно полюбить.

Все красивое нравится сразу. Поэтому красивое по­любить легко, некрасивое – очень трудно, безоб­разное полюбить нельзя (к нему можно только при­выкнуть).

áСравнить: что легче полюбить: солнце или дождь, доброту или злость...

Любя красоту, стремятся жить среди красоты.

Человек всегда хочет приблизиться к тому, что он любит, и быть рядом с ним. Если человеку нравит­ся красота, то он будет всюду искать ее и старать­ся жить вместе с красотой.

áПолюбив красоту движений в танцах, человек стремится попасть на концерты, готов сам подол­гу учиться красиво танцевать, хочет быть рядом с тем что ему так сильно нравится.

Любовь к красоте и общение с ней преображают человека.

Любя красоту и общаясь с ней, человек сам стано­вится лучше и красивее. Любовь сильно меняет человека, он, чтобы достичь чего-то любимого, лег­ко становится трудолюбивым, сильным, смелым. Рядом с любимой красотой человек меняется в луч­шую сторону.

áЧеловек с красивым сердцем нравится, и, обща­ясь с ним, вы стараетесь быть хорошими и добры­ми, а с плохим человеком быть хорошим совсем не хочется. В красивый солнечный день настроение хорошее, но в день пасмурный, дождливый настро­ение легко портится и тогда легко стать каприз­ным и вредным...

Любовь к прекрасному – залог неприятия всего безобразного.

Человеку, полюбившему прекрасное, становится особо неприятным и отвратительным всякое безоб­разие.

áЧеловеку, полюбившему красивые стихи, пере­стают нравиться дразнилки и некрасивые стишки, они ему будут особенно неприятны...

Умение вовремя оградиться от безобразия. Безобразие заразно, свыкаясь с ним, человек портится.

Любовь сильнее страха

Один влюбленный юноша забрался на дерево, чтобы поближе увидеть свою лю­бимую девушку и поговорить с ней. Де­вушка жила на пятом этаже, и, чтобы сло­ва были тихими и ласковыми, юноше при­шлось забраться чуть ли не на самую вер­хушку дерева. А когда, пообщавшись с любимой, он спустился вниз, то около де­рева его встретил удивленный друг.

– Как ты смог так высоко залезть, – спросил юношу его друг.

– Я хотел быть поближе к красоте моей любимой, – ответил юноша.

– Неужели тебе было не страшно?

– Нет, я люблю, а любовь к красоте и стремление к ней, всегда сильнее стра­ха перед трудностями.

[?] – Из-за чего совершил юноша смелый и необыч­ный поступок? (Из-за любви к красоте девушки)

– Что же помогало юноше быть смелым и лезть так высоко, не испугавшись трудностей и опасностей? (Лю­бовь к красоте дает сильное устремление, меняет чело­века и творит чудеса)

– Что прежде всего нужно человеку, чтобы он смог преодолеть препятствия и не боялся опасностей? (Нуж­но увидеть красоту и полюбить ее)

á[?] Двум людям захотелось пойти к далеким го­рам и взобраться на них. Один любит красоту гор, о них все время думает и мечтает, а другой идет просто так, от нечего делать

– Кто раньше дойдет и кому легче преодолеть все трудности по дороге?

Вывод: Чем сильнее любовь к красоте, тем смелее и сильнее становится человек, и тогда говорят, что лю­бовь сотворила чудо и поменяла человека

Как красота сердце Дракона поразила

В далекой стране у одного кровожад­ного и огнедышащего Дракона уж очень часто чесалась спина, а почесать ее сво­ими короткими лапами он никак не мог. И вот решил он полететь к людям и похи­тить мальчика с девочкой, чтобы они че­сали ему спину каждый вечер острыми палками.

На следующий день к Дракону на коне прискакал человек.

И тут Дракон не выдержал и громко засмеялся, когда увидел перед собой всадника совсем без оружия. От его сме­ха затряслись даже деревья.

– Это что, ты прискакал сражаться со мной одними руками? Ха-ха-ха, – надры­вался от смеха Дракон. – Ой, держите меня, деревья, а то я сейчас от смеха куда-нибудь упаду. Дракон смеялся, схва­тившись за свое брюхо когтистыми ла­пами, и никак не мог остановиться. А когда он все-таки насмеялся и смог успоко­иться, то проревел на весь лес:

– Да знаешь ли ты, человек, что я та­ких, как ты, одним пальцем, раз и гото­во, да стоит мне дунуть огнем и целое войско сгорит.

– А я совсем не боюсь тебя и все рав­но буду сражаться с тобой, – ответил че­ловек. – Пусть я лучше погибну, чем ос­танусь жить без своих детей.

– А, значит, это твоих детей я похи­тил вчера, – проревел Дракон и стал пу­гать человека, выдыхая из пасти огонь, но человек нисколько не испугался, а на­оборот, стал хватать камни и бросать их в Дракона.

Дракон вдруг почувствовал смелость и духовную красоту этого человека. Он восхитился силой его любви. Ведь чело­век так любил своих детей, что готов был сразиться голыми руками и даже погиб­нуть.

– Ты мне нравишься, человек. У тебя красивое, бесстрашное и любящее сер­дце. Мне понравилась его красота. Заби­рай своих детей и уходи, а я уж как-ни­будь о деревья буду спину чесать.

Когда человек привез своих детей в деревню, все очень удивились.

– О чудо, неужели ты победил огром­ного Дракона без оружия, голыми рука­ми? – спрашивали его люди.

– Нет, – отвечал человек, – не рука­ми, а сердцем. Его красота покорила Дра­кона.

[?] – Почему Дракон не стал убивать человека? (Он восхитился и был покорен красотой самоотверженного сердца)

– Может ли красота покорять?

– Красиво ли поступил Дракон, что не стал трогать отца детей?

– Можно ли назвать чудом то, как изменила Драко­на красота сердца?

– Каким может стать Дракон, полюбивший красо­ту? (Лучше, добрее)

– Какое качество Дракона вам понравилось? (Он умел восхищаться красотой человека и ценить ее)

Как с Богом жить

Когда-то очень давно люди не раз спрашивали у небес, как им достичь Бога. Им очень хотелось жить с Богом в Его красивом царстве. И вот однажды отку­да-то с небес ответил людям чей-то не­видимый голос:

– К Богу только любовью можно дой­ти. Только вам, людям, дал Бог возмож­ность любить. Лишь одна любовь к кра­соте его царства даст вам силы, чтобы одолеть и покорить землю, воду, воздух и огонь и прийти к Богу.

– А зачем нам надо столько всего одо­левать и покорять, – спросили люди не­беса.

– Царство Бога находится среди огня, и, чтобы вам научиться жить в огне, надо сначала научиться лучше всех зверей жить на земле, лучше всех рыб плавать в воде, потом лучше всех птиц летать в воздухе и только после этого вы научи­тесь жить среди огненного царства Бога.

Решили люди с самого простого на­чать, с земли. Ходили они сначала по зем­ле, жили в пещерах и ничего такого не могли придумать, чтобы лучше всех зве­рей на земле жить. Но постепенно люди научились использовать камни, песок, глину. Они стали строить из них дома, церкви, замки и скоро стали жить в теп­ле и безопасности лучше всех зверей.

Покорив землю, люди стали думать о том, как же им воду одолеть. Придумали разные лодки, корабли с парусами и даже плавать далеко через океаны научились, а все равно им до рыб еще далеко. Ни­как людям не удавалось сделать такой корабль, чтобы не только по морю пла­вал, но и в глубину нырял, как рыба. Мно­го времени прошло, пока научились люди строить подводные лодки. Так была по­корена вода, потому что научились люди нырять глубже, плавать быстрее, лучше и дальше всех рыб.

Покорив воду, стали люди думать о том, как бы им покорить воздух. Сначала придумали большие воздушные шары, да что толку, высоко они летают, но только гораздо медленнее птиц. Но не так дав­но люди придумали самолеты, потом вер­толеты и, в конце концов, даже ракеты в космос научились запускать. Теперь уж точно люди летали в воздухе выше, даль­ше и быстрее всех птиц, а значит, и воз­дух покорили тоже.

Покорив воздух, стали люди думать о том, как же им огонь покорить, чтобы в царство Бога попасть. Но вот беда, ни­как огонь покоряться человеку не хочет, все сжигает, что внутрь его попадает. Ког­да люди испробовали все, что возмож­но, а покорить огонь им все равно не уда­лось, они сильно расстроились и опять обратились к небесам с вопросом, как же в огне можно жить. И вот однажды с не­бес снова послышался голос:

– В огне может жить только огонь. Но огонь в царстве Бога особенный и неви­димый, чтобы туда попасть, ваше серд­це должно сильно засветиться от любви, а знания и труд сделают его горячим и пламенным, только с таким сердцем вы сможете жить в огне.

– А зачем же мы тогда так долго по­коряли землю, воду и воздух? – спроси­ли люди и тут же услышали ответ:

– За это время, трудясь, вы увеличи­вали свой разум и силу, без них засве­тившееся от любви сердце быстро поту­хает, так и не став горячим и пламенным.

Так узнали люди, что в царство боже­ственного огня можно войти только с го­рячим и пламенным сердцем.

Непросто это сделать, но если очень любить, много знать и сильно хотеть, то у многих это получится.

[?] – Что не сгорает в огне? (Огонь).

– От чего и где в человеке загорается невидимый огонь? (От любви, разума и устремления, в сердце).

– Если человек очень умный и сильный, у него по­лучится жить в невидимом огне? (Без любви не полу­чится).

/продолжение следует/

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Галереи Натальи Зайцевой-Борисовой: http://www.nzb8.ru/news/

Страничка с фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/

 

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

Издательский Дом Шалвы Амонашвили

Развитие педагогической мысли

   Антология гуманной педагогики

 

Информационное письмо

Уважаемые коллеги!

    13-14 ноября 2010 г. в г. Киеве в Национальном педагогическом университете им. М.П.Драгоманова (г. Киев, ул. Пирогова, 9; ст. Метро „Университет”) состоятся Пятые Всеукраинские педагогические чтения по гуманной педагогике на тему: «Как любить детей». Тема предложена научным руководителем Всеукраинской ассоциации  Гуманной Педагогики академиком  Ш.А. Амонашвили.

    Размышлениями о любви к ребенку наполнены работы педагогов-классиков Яна Амоса Коменского, Василия Сухомлинского, Йоганна Песталоцци, Януша Корчака, Константина  Ушинского и других.  Гуманная педагогика есть суть всей классической педагогики, в основании которой лежат такие высшие смыслы, как  ДОБРОТА, ВЕРА, ДУХОВНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, БОГ. Мы предлагаем всем, кто связан с воспитанием детей, задуматься над важностью осмысления этих высших смыслов и предложить свой опыт постижения любви к ребребенку.

О Круглых столах:

(тематика, руководитель, основная идея, вопрос для обсуждения)

1. Идеи из будущего в настоящей школе

Основная идея:

 «Необходимо относиться к ученикам по-отечески, с серьезным, страстным желанием им успехов, как будто - это учителя являются отцами духовного развития учеников» Ян Амос Коменский.

«Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не удручает, а поднимает, не давит, а развивает, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, - переживет вместе с ребенком много вдохновляющих минут, не раз наблюдая увлажненным взглядом за борьбой ангела с сатаной, где светлый ангел побеждает». Януш Корчак.

«Любовь - высочайшее сокровище, наиболее дорогая жемчужина жизни, но она так утеряна, так загрязнена в навозной груде злобы и вульгарности, что мало кто понимает ее действительную ценность. Самая ценность любви зависит не от того, сколько нас любят, а от того, сколько мы любим ». М.М. Неплюєв.

«...чтение классиков привело меня к странному ощущению того, что читаю книги, присланные из будущего. Это будущее может стать настоящим настолько, насколько мы этого захотим» Ш.О. Амонашвили.

Вопрос для обсуждения:

    Утверждение смысла духовности в содержании образования. Как любить детей не только в непосредственном общении с ними, но и в разработке  программ, учебников, учебных курсов, в предоставлении приоритетности воспитанию над обучением. Создание образовательных курсов и программ, которые расширяют содержание образования, наполнение их современными открытиями в области науки. Как одухотворить образование. Школьные предметы, которые выращивают мировоззрение учеников. Дополнительное образование в школе, кружки и факультативы.

 2. Урок - пространство, где царствует любовь.

Основная идея: «Любовь к ребенку в нашей специальности - это плоть и кровь воспитателя как силы, способной влиять на духовный мир другого человека. Педагог без любви к ребенку - все одно, что певец без голоса, музыкант без слуха, живописец без ощущения цвета» В.А.Сухомлинский.

Вопрос для обсуждения:

Как создавать пространство любви на уроке. Трудности и успехи на этом пути. Урок, который учит Любви. Как проявлять человечность на уроке, жить вместе с ребенком, а не готовить его к жизни. Опыт дела любви.

3. Любовь - основа жизни Ребенка.

Основная идея:

 «В моей педагогической практике существует правило: каким бы страшным не было зло в детской душе, нужно видеть в этой изуродованной душе, прежде всего человека, который ждет, чтобы ему помогли - вылечили от зла. Я обращаюсь не к голосу зла, а к голосу красоты человеческой, которая в ребенке обязательно есть, которую не заглушить ничем». В.А.Сухомлинский.

«Детей нет - есть люди, но с другим масштабом понятий, другим запасом опыта, другими впечатлениями, другой игрой чувств» Януш Корчак.

Вопрос для обсуждения:

Допущение гуманной педагогики о духовной природе ребенка. Ребенок - избранник Бога на Земле. Как ребенок взрослеет и развивается, законы развития. Как создавать пространство любви для реализации миссии ребенка. Что мы знаем о духовной природе детства. Роль учителя, воспитателя, психолога, врача в спасении и защите детей, в создании пространства любви в школе.

4. Личность  учителя - сердце живого педагогического процесса.

Oсновна идея:

 «Пусть учитель, помогая, живет для вечности, но пусть, живя, помогает настоящему. Если он так совершает, если он любя живое ради вечности и для настоящего, тогда пусть не беспокоят границы силы его любви. Любовь его поколения присоединится к его любви. Для своей любви он найдет помощь, как находит помощь  благородный человек, который  страдает.» Йоганн Генрих Песталоцци.

«Материалистическое педагогическое сознание может иметь только одно детище - авторитарную педагогическую практику».  Ш.А.Амонашвили.

Вопрос для обсуждения:

Мировоззрение учителя и его влияние на педагогический процесс. Любовь - четвертое измерение Педагогики. Как учителю одолевать собственное несовершенство, как воспитывать сердце в любви. Пути выращивания любви у учителя. Примеры из учительской жизни, которые подтверждают силу терпеливой любви. Классики педагогики - апостолы любви о воспитании любви у учителя. Духовный мир учителя. Законы духовной жизни учителя, который избрал Путь любви.

5. Родительская любовь.

Основная идея:

 «Каждый из вас есть отец или мать не только собственного Ребенка, но всего рода человеческого. И детей своих нужно воспитывать с чувством заботы о будущих поколениях». Ш. А. Амонашвили.

Вопрос для обсуждения:

  Как любить своих собственных детей. Роль отца и матери в воспитании детей. Бабушки и дедушки в семье. Связь поколений и передача мудрости в семье. Семейное воспитание, праздники, традиции. Семейный учитель, семейный врач. Ребенок без семьи. Как помочь сиротам. Опыт семейных детских домов. Приемные родители. Трудности и кризисы развития ребенка в семье.

6. Осознание  культуры - основа любви к ребенку.

Основная идея:

«И Мир, и Красоту, и Культуру, и Человечество спасет только Всеначальная Энергия Любви, которая от Бога. Эту энергию, - она неисчерпаемая, должны вобрать в себе и умножить люди и передавать, дарить ее друг другу». Ш.А.Амонашвили. «Помните, что мудрость заключается в проведении длинной линии» Восточная мудрость

Вопрос для обсуждения:

 Наши дети - жители будущего, что мы делаем для того, чтобы в этом будущем было место Миру, Красоте и Культуре. Культура человечества - это кристаллизованная любовь в произведениях искусства, достижение человеческого духа. Что мы делаем для того, чтобы по-настоящему окультуривать среду вокруг ребенка, как насыщаем ее образами приподнятыми и прекрасными, как наполняем любовью пространство вокруг нас, используя высокие образа культуры. Если мы - учителя, воспитатели, родители, работники культуры, служащие, рабочие или врачи, как умеем каждый на своем месте, быть носителями Всеначальной Энергии Любви, как можем быть направлены к этому.

7. Руководитель образования.

Основная идея:

 «Если в образовательном процессе есть насилие, значит, есть и причина, которая его порождает. Причина эта лежит в самом способе мышления тех, которые теоретизируют педагогику и тех, которые строят практику». Ш.А.Амонашвили.

Вопрос для обсуждения: Задача руководителя образования в создании пространства любви и атмосферы любви в школе. Что для этого нужно. Как руководителю объединять в себе администратора и любящего учителя. Как очеловечивать отношения директор-учитель, директор-ученик. Опыт классического педагогического наследства в этом.

О Мастер-Классах

Заявки на проведение мастер-классов подаются руководителем местной ячейки: центра, отделения, лаборатории или индивидуально в Оргкомитет Педчтений до 1 октября 2010 г. на эл. адрес: aro_net@mail.ru по образцу, к которому прилагается его краткая разработка.

Заявка на мастер-класс должна удовлетворять следующим условиям: отвечать теме Чтения, опираться на идеи Гуманной Педагогики, ярко и живо демонстрировать педагогические процессы, приемы и способ, характер общения, нести творческую новизну.

Срок для каждого мастер-класса - 1 час. 30 мин. Из них 1 ч. предоставляется автору мастер-класса, 30 мин. - участникам Чтений для вопросов и обсуждений. Для демонстрации педагогических приемов автором мастер-класса могут быть привлеченные участники Чтений. Мастер-Класс может отображать результаты творческих поисков одного педагога, группы педагогов, педагогического коллектива. Он может быть представлен с помощью аудио - или видео - и других технических средств. Мастер-Класс не должен проводиться в форме лекции или доклада. Он есть живой процесс, а не теоретизированное описание этого процесса.

Образец заявки на мастер-класс:

Фото, которое демонстрирует любой процесс из предлагаемого содержания мастер-класса

Ф.И.О. автора, должность, место работы, звание, контактный тел, ел. адрес.

 

Форма Мастер-Класса:

Тема :

Лейтмотив:

Демонстрация приемов:

Утвердительная идея:

Как создается пространство любви:

Регистрация участников Чтений и выдача приглашений состоится 13 ноября  2010 года в  фойе Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова с 8-00 до 10-00.

Оргкомитет

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное