Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Главное - Давать


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Главное - Давать   71   2009-07-16 15:06

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены продолжение книги Шалвы Амонашвили «БАЛЛАДА О ВОСПИТАНИИ» /«Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя»/ и заключение очень полезной и интересной рукописи «Дух Нерожденных». «Главное для современной Расы — Иметь, а для Новой — Давать. Сейчас вы стараетесь получить, завладеть всякой вещью, которая вам кажется желательной. Но рано или поздно вы поймёте, что это обладание — временно, обманчиво, ибо вы можете лишиться этого опять, и будете лишаться, пока не научитесь не привязываться к иллюзиям. Старайтесь стать умнее, помогите другим построить вечные качества в себе как единственные вещи, которые никогда не могут быть потеряны. Этим вы поможете пришествию Новой Расы.» /«Дух Нерожденных»/ В разделе «Новости и ссылки» читайте продолжение работы Виктории Бак «Современные открытия в области биологии и их соответствие положениям «Тайной Доктрины», а также ссылку на информационное письмо Совета Международного Центра Гуманной Педагогики о следующих Девятых Международных Педагогических чтениях (г. Москва, 9-11 января 2010 г.) на тему «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света».

 

Ш.А.Амонашвили

БАЛЛАДА О ВОСПИТАНИИ

Истинное воспитание Ребёнка – в воспитании самих себя

Нинце и Геги – прекрасным молодым родителям моей красавицы правнучки Тамусики

Синтии и Дайнису – голубоглазым родителям моего же голубоглазого крестника Кришьяниса посвящаю с любовью

Шалва Амонашвили

...Может быть, на тысячу семей найдётся одна семья, где обратят внимание на природу детей.

Живая Этика

Интермедия

Ребёнок балуется

Вопрос Синтии:

– Если 4-6-летний Ребёнок, бездумно балуясь, вот-вот причинит себе вред или навредит другому, а нашим предупреждениям и запретам не внемлет, как быть? Надо его всё-таки уговаривать?

Скажем: «Ребёнок стоит у обрыва, играет, балуется, а обрыв крутой, опасный, один неосторожный шаг – и может произойти беда. Мы находимся на некотором расстоянии от него, так что не сможем сразу его остановить, пресечь опасные забавы».

Если крикнем ему: «Там опасно... Не смей туда ходить... Иди сюда немедленно... Упадёшь, говорю... Ты слышишь меня, я тебе уши надеру» и т.д. и т.п., – мы увидим, что вместо того чтобы послушаться нас, он будет действовать ещё более вызывающе. И тогда, возможно, сами станем причиною беды, ибо нашими строгими предупреждениями и приказами мы просто поощряем и усиливаем его шаловливость.

Как же тогда нам быть?

Подзываем Ребёнка к себе для более интересного занятия (для него, конечно): «Смотри, что я тут нашёл... Беги скорей, а то этого больше не увидишь!» Или же зовём на помощь: «Ой, ногу себе подвернул, помоги, пожалуйста!» и т.д. Обычно ребёнок отзывается на такой зов, бросает своё опасное занятие и бежит к нам. Но мы действительно что-то должны ему показать, или сесть на землю и показать «ушибленную» ногу. Но не скажем, что нарочно отвлекли его от обрыва, так как там была опасность для него. Это только потом, когда мы возьмём его за руку и подойдём к обрыву, можно с удивлением сказать: «Ой, как тут опасно...»

А если ребёнок не отзовётся на наш зов, то направляемся в его сторону, только так, чтобы не обращать на себя его внимание, не провоцировать его на более отчаянные и неразумные действия: увидев наше возмущение, поняв, что мы хотим его задержать, он может убежать от нас или, чтобы подразнить нас, ещё больше приблизиться к обрыву. Подойти нужно так, чтобы Ребёнок не догадался о наших намерениях. Можно даже спросить, что он такое интересное там нашёл. Приблизившись к нему, мы берём его за руку и стараемся отвести его от края. Можно спокойно объяснить, почему опасно бегать и играть на краю, близко подходить к обрыву.

Так мы можем уберечь Ребёнка без лишних приказов и повелений, также предупредить возможный конфликт.

Впрочем, конфликт всё-таки может состояться, если ребёнок, которого мы только что взяли за руку, не согласится пойти с нами, а захочет продолжать свою затею, в которой он не видит никаких опасностей. Но мы должны крепко держать его за руку и уводить дальше. Пусть он протестует, пусть орёт, плачет. Но пусть почувствует, что наше намерение решительное. Выйдя на безопасное место, мы терпеливо, без гнева успокаиваем его, переключаем его внимание на что-то другое, неожиданное. А потом объясняем, почему мы не разрешили ему находиться на краю обрыва, даём наставления. Возьмём другой случай.

Ребёнок, взяв без нашего ведома и разрешения острый столовый нож, «играет» с ребятами, размахивая и пугая их. Может случиться беда.

Звать ребёнка, чтобы он немедленно вернул нож, не размахивал им, или гнаться за ним, чтобы задержать его и отнять нож, всё это сделает его затею более опасной. Лучше будет самому «включиться» в игру («Тоже хочу с вами поиграть!») и незаметно или под каким-либо предлогом приблизиться к нему и забрать у него нож. Если он будет протестовать, требовать нож обратно, то услышит от нас решительное «Нет!» Но не ругать и не грозить. Взамен предлагаем другую игру или другой предмет, разумеется, безопасный. Объяснения же наступят позже, когда он успокоится и будет в состоянии выслушать нас.

Когда Ребёнок стоит у пропасти или вредит другому, надо немедленно пресекать возможные осложнения. Не тратим времени на уговоры и объяснения, а отводим его от пропасти, хочет он этого или не хочет; останавливаем его, чтобы он не обижал и не вредил другим, и отводим в сторону. И уже потом разрешаем конфликт.

Когда Ребёнок находится в аффектном состоянии, когда он раздражён, что мы пресекли его неразумные действия, – наши нравоучения в это время он воспринимать не будет. Воспитывать раздражённого, плачущего, орущего Ребёнка то же самое, что бить горох об стенку. Нужно, чтобы Ребёнок успокоился, чтобы конфликт ушёл в прошлое, и тогда только можно дать ему объяснения, наставления и предупреждения.

 

Интермедия

Искусство обижаться

Вопрос Нинцы:

– Некоторые приёмы, которые Вы называли для разрешения конфликтов, требуют от родителей искусного исполнения. Скажем, показать Ребёнку свою обиду, прослезиться и заплакать. Не сделают ли они неестественным воспитательный процесс?

Воспитание, как говорил Константин Дмитриевич Ушинский, есть самое высшее искусство, которое только знает человечество. Он подчёркивал, что мы ещё находимся на подступах этого искусства.

Речь не идёт о том, чтобы мы – родители – сделались артистами. А о том, чтобы мы восприняли нашу с Ребёнком жизнь как романтику. Жизнь тоже нуждается в искусстве. Искусство жить, надо полагать, есть высшая красота.

Что же касается тех конкретных случаев, когда мама проявляет свою обиженность или плачет из-за того, что её обидел Ребёнок, – это не лишает воспитательный процесс естественности. Это потому, что мама действительно может быть обижена поведением Ребёнка. Но в проявление своей обиды пусть вложит мысль о его воспитании. Тогда обида её станет воспитательной, мудрой.

Мы можем обижаться на своего друга, вовсе не думая о его перевоспитании, а думаем о том, почему друг с нами так неуважительно поступил.

Но обижаемся на нашего Ребёнка не столько потому, что он с нами плохо поступил, а в большей степени потому, чтобы он стал лучшим, чтобы он осознал, как надо себя вести, и чтобы в нём развилось чувство сожаления, чувство ответственности за свои слова и поступки.

Конечно, такое проявление обиженности требует искусства, требует мудрости.

Но если мы упустим в своих обидах на Ребёнка воспитательную устремлённость, то получим, может быть, обратный эффект: Ребёнок привыкнет к нашим обидам, и ему ничего не будет стоить обижать нас ещё и ещё. Может получиться и другое: Ребёнок тоже затаит в себе обиду на нас, и эта взаимная обиженность надолго испортит наши отношения и, в конце концов, может перерасти во вражду.

То же самое можно сказать и о материнских слезах и грусти, и по поводу возмущения, а также по поводу радости, похвалы, дорисовывания, исповеди...

Искусство воспитания ведёт нас по пути красоты и изящества воспитательного процесса, по пути искренности и устремлённости. Но этот процесс очень конкретен: он всегда направлен не на абстрактного какого-то ребёнка, а на нашего Ребёнка, у которого есть свой характер, своя природа, своё окружение. Всё это своё требует и своего воспитательного процесса.

При воспитании Ребёнка мы должны любить не только самого себя, но и процесс воспитания. Только через красоту процесса воспитания, которую творим мы, можем утвердить свою любовь к Ребёнку.

 

Интермедия

Жертва матери

Вопрос Синтии:

– Не могли бы Вы вспомнить о Вашем каком-либо конфликте с Вашими родителями?

Конфликта с отцом я не помню, наверное, его и не было. Я уже говорил – он погиб в Великой Отечественной войне, когда мне шёл двенадцатый год.

А вот один из конфликтов с матерью.

В школу пришли из военного комиссариата набирать подростков для лётного военного училища. Было это осенью 1944 года. Чувство патриотизма, а может быть, какое-то ещё неосознанное чувство, подтолкнуло меня записаться среди желающих. Таким в школе оказался только я.

Прошла пара недель, и я получил из военкомата повестку, сообщающую мне о призыве в училище. Тогда и узнала мама о моём намерении. Она возмутилась, как я решился на такое, да ещё без её ведома. «Ни в какие военные училища не пущу, – наотрез объявила она мне, – твой отец уже погиб на фронте. Не хочу, чтобы теперь погиб мой сын»... Я настаивал на своём, что хочу быть военным лётчиком. И было неловко брать своё заявление обратно. Натянулись отношения с мамой. Конфликт ещё более обострился, когда я узнал, что мама сама пошла в военкомат и попросила вычеркнуть меня из списка. Доводы матери там сочли справедливыми (она была инвалидом второй группы, воспитывала двоих детей без отца), и меня освободили от данного слова. Однако то, что мама решила без моего согласия сделать такой шаг, привело меня в ярость.

Конфликт длился несколько дней. Я не хотел говорить с мамой. Она же не раз пыталась объяснить мне, почему не согласна с моей военной карьерой, но я не хотел слушать. Было ещё одно обстоятельство, что делало меня неуступчивым: в школе все знали, что я один записался в лётное военное училище, и я воображал себя неким героем. Знакомые и незнакомые школьники то и дело спрашивали меня, когда меня заберут. А одноклассники с жаром обсуждали этот вопрос. И я воображал, как вся школа будет смеяться надо мной, когда узнает, что мама не пустила меня, всё равно, куда – в пионерский лагерь или в лётное училище. Это было для меня делом чести.

Однажды, вернувшись домой из школы, я застал маму плачущей. Мне стало больно. Но как бывает при напряжённых отношениях, я грубоватым тоном спросил у матери, что ещё случилось, почему она плачет.

Вот что она тогда мне сказала: «Сынок, может быть, ты прав, и быть военным лётчиком твоё призвание. Ещё есть время идти в училище. Вот заявление о моём согласии. Ты на мои слёзы не смотри. Иди в военкомат. Мы с твоей сестрёнкой проживём как-нибудь. О нас не беспокойся»...

Только тогда я понял, какой долг единственного мужчины в семье возложен на меня. И ещё я осознал, что военное дело, военный лётчик – это не моё призвание. Понял, что я и не смогу стать хорошим лётчиком, так как точные науки мне давались с трудом. Но я осознал самое главное: жертву матери. Она, моя больная мама, грустно улыбалась сквозь слёзы, как будто просила у меня прощения за свою материнскую ревность.

В ту ночь душа моя страдала: мне надо было набраться мужества и перебороть самого себя, своё подростковое уязвимое чувство самостоятельности, чувство гордыни. Я победил себя: утром принёс маме свои извинения, обнял, поцеловал, сказал, что люблю её и не пойду в военное училище, не брошу её и младшую сестрёнку.

А ребятам в школе сказал, что я сам так решил, мама тут ни причём... Кто-то посмеялся надо мной, кто-то сказал, что я правильно сделал.

С тех пор прошли десятилетия.

То, что я не пошёл тогда в лётное военное училище, конечно, было правильным решением. Каким я был бы военным лётчиком, когда вся моя сущность, тогда непонятная для меня, направляла меня на педагогическую жизнь.

Но спасли меня от необдуманного шага слёзы матери. Не исключаю, что слёзы её были не только слезами горечи и обиды, но и преднамеренно воспитательными.

 

Фантазия

о Дарах Природы

Зарисуйте, пожалуйста, круг, и поставьте в нём много-много точек. Круг – это наш Ребёнок. Точки в кругу – это возможности Ребёнка. Ими одарила его Природа. Она очень щедра в отношении человеческого существа: сколько этих возможностей в Ребёнке – мы не знаем. Их очень много. Их столько, сколько нужно будет не только в нашем XXI веке, но и в будущих столетиях и тысячелетиях. Разумеется, это возможности не однородные, не одинаковые семена, они разные. Ребёнок неограничен в своих возможностях, он всё может. Осмелюсь повторить своё воображение о Ребёнке:

Если Вселенная действительно не имеет начала и конца,

а Природа не имеет исчисления в своём творчестве, то

единственная модель Вселенной и Природы

есть Ребёнок.

Но возможности ещё не есть состоявшаяся действительность, также как косточка винограда не есть виноград. Чтобы из косточки мы получили виноградные гроздья, сперва надо, как поётся в песне Булата Окуджавы, чтобы мы зарыли её в тёплую землю, потом поцеловали лозу и только потом вкусили спелые гроздья.

Однако вообразим: виноградную косточку мы не зарыли в тёплую землю, а бросили её в старый амбар, где разгул крыс, и забыли о ней. Что же станет с косточкой, в которой хранится великое будущее, неповторимая энергия жизни? Станет она скудной добычей крыс.

То же самое может произойти с возможностями Ребёнка, если их не развивать, не воспитывать и не облагораживать. Часть возможностей нам известна. Для ясности назовём некоторые из них: возможность заговорить, возможность запоминать, возможность мыслить, возможность ходить на двух ногах, возможность наблюдать, возможность чувствовать, возможность любить, возможность переживать, возможность сострадать и т.д. В большей или меньшей степени мы заботимся о развитии известных нам возможностей, особенно тех, которые кладутся в основу нравственного становления и познания.

О другой части возможностей мы имеем смутное представление. Их проявляют пока не все дети, а единицы. Скажем, трёх-четырёхлетний Ребёнок извлекает корни из больших чисел или возводит в степень числа. Отдельные дети разного возраста проявляют такие способности, как: видеть и читать закрытыми глазами, «читать» чужие мысли, общаться с тонким (высшим) миром, мыслить космически и получать знания через духовные усилия, через чувствознание, предвидеть будущее, определять любой день любого года, заговорить в шестимесячном возрасте и т.д.

Дети сами не могут объяснить, как они это делают, а мы не можем разгадать природу таких проявлений.

Можно ли считать, что такими возможностями владеют все дети, но только у единичных, в силу каких-то обстоятельств, они проявляются?

Или надо ли полагать, что они есть ошибки Природы, отклонения от нормы?

Но очевидно, что в нынешнем поколении детей такие случаи учащаются. Зачем искать «ошибки» Природы? Что нам мешает допускать, что наступает эпоха, которая затребует от людей именно такого рода способности, которые существуют в каждом, но пока в глубоко сонном состоянии. Тогда то, что мы сегодня наблюдаем, можно считать предвестниками этого будущего.

О существовании третьей части возможностей мы можем только предполагать, как астроном предполагает о существовании невидимого небесного тела в том или ином содружестве небесных тел. Может быть, есть в нас возможность летать, возможность разговаривать между собой и с любым на любом расстоянии без каких-либо аппаратов, возможность «видеть» мысли и общаться с помощью мыслей, минуя языки, возможность слышать и видеть через любые преграды, возможность материализовывать мысли, возможность выходить из тела и странствовать в высших мирах и т.д. Вообще это будет эпоха, когда человек не будет нуждаться ни в каких аппаратах – микроскопах, телескопах, скоростном транспорте, мобильной связи, интернете, компьютере, телевидении, разного рода чипах и всём том, что принесут в ближайшем будущем нанотехнологии, не будет нуждаться в лекарствах, операциях и медицинских аппаратах... Наши раскрытые возможности вытеснят их.

А что говорить о четвёртой части человеческих возможностей, о которых и не догадываемся! Но настанет время (какое это будет тысячелетие?), когда они обнаружатся, и тогда в человеке откроются другие горизонты жизни и творения.

Все эти возможности уже сейчас присутствуют в Ребёнке, но мы не можем со своей нынешней педагогикой открыть и развить их.

Даже для развития той части возможностей, которые сейчас нам известны, нам не хватает то времени, то терпения, то мудрости, то знаний, то духовно-нравственного совершенства, то педагогического сознания, то понимания необходимости их развития. Может быть, не хватает и чувства долга и желания, чтобы помочь Ребёнку раскрыть свои дары от Природы.

 

Ода

Природа в Ребенке

Какой микроскоп покажет нам ту возможную будущность, которая записана в семени разных растений? Зерно горчичное, хотя меньше всех семян, «но когда вырастает, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его».

Мы не устанем восхищаться Ребёнком, в котором «изначально посеяны семена его будущей личности», не устанем удивляться тем могуществам, что лежат в нём от Природы как возможности. Они так же реальны, как реальны семена. Но эти возможности будущего могущества могут пострадать так же, как пострадает горчичное семя, если его бросить не в ту почву, которая ему нужна, а в другую, которая вредит ему, и если не поливать и не ухаживать за ним. Тогда сорняки, которые заносит ветер во внутренний мир, погубят их, задавят, не дадут проявить своё прекрасное могущество. А могущество это, если оно проявится, будет состоять из сил умственных и физических, волевых и эмоциональных, чувственных и духовно-нравственных.

Возможности, которые в Ребёнке от Природы, нуждаются в развитии. Что есть Развитие? Это есть процесс перехода природных возможностей в реальные силы. Но этот процесс весьма сложный.

Сам Ребёнок, особенно в первые годы своей жизни, не в состоянии развивать в себе свои возможности. Но и в последующие периоды взросления он будет не всегда в силах целенаправленно развивать себя.

Ребёнку нужно мы – родители, умные взрослые, воспитатели, учителя, знающие, что есть развитие, что надо развивать и как надо развивать. Психология утверждает:

Если Ребёнок с самого раннего возраста находится вне общества и созданных обществом условий, то он остаётся на уровне развития животных (А.Н.Леонтьев).

Развиваться – естественная страсть Ребёнка. Он не может не развиваться. Природа закладывает не только возможность, но и развивающее движение, закладывает импульс к развитию. Но это движение может принимать искажённую форму, если наши мудрость и забота не будут его направлять. Для этого надо знать, перед какими требованиями ставит нас Природа.

А требования, в которых суть закономерностей развития, таковы:

– Развитие природных возможностей в Ребёнке происходит в пределах календарных сроков.

Это значит: в возрастном становлении Ребёнка есть периоды, когда та или иная группа возможностей развивается особенно интенсивно. Природа не требует от Ребёнка особых (или, вообще, каких-либо) волевых усилий. Если мы будем в состоянии организовать вокруг Ребёнка нужную содержательную среду, то эти возможности (назовём их функциями, как это принято в психологии) найдут наиболее полное раскрытие. После календарных сроков те же самые функции слабеют. Потому в дальнейшем их развитие будет связано с целенаправленной волею, с осознанным устремлением, или даже станет невозможным.

– Развитие природных возможностей в Ребёнке происходит только в условиях преодоления трудностей.

Это значит: Ребёнок приобретает ту силу, что преодолевает. Трудность есть ступенька восхождения. Но трудности бывают умные и глупые. Если развитие умное, оно требует умных трудностей, нам следовало бы проявить мудрость, чтобы предъявить Ребёнку такие трудности, которые облагораживают его природу, раскрывают функцию и тут же вливают её в созидательную, творческую деятельность. Трудности, которые мы предлагаем Ребёнку в процессе его целенаправленного развития, должны превосходить возможности Ребёнка. Но вот вопрос: как же тогда он их преодолеет? Преодолеет он их с нашей помощью, в сотрудничестве с нами. Мы выступаем в качестве посредников между трудностью и силами Ребёнка. Помогаем ему преодолеть трудность, объясняем, намекаем, поощряем, вдохновляем.

– Качество среды влияет на развитие природных возможностей Ребёнка положительно или отрицательно.

Среда положительно будет влиять на развитие Ребёнка тогда, когда она создаёт опережающие условия, которые поощряют ещё не созревшие функции для жизнеутверждающей деятельности. Но среда станет помехой для развития, если её условия очень отдалены или очень отстают от сил Ребёнка, или же в том случае, если она предложит пришедшим в движение силам Ребёнка нежелательную содержательную среду и безобразный материал.

– Развитие природных возможностей в Ребёнке имеет индивидуальные свойства и отклонения.

Смысл индивидуальных свойств мы связываем с предназначением ребёнка. Природа щедра в отношении Ребёнка, но душа его извлекает из природных богатств особенно те возможности, полное развитие которых в будущем будет способствовать её деятельности. Отчасти с этим же связаны некие отклонения, которые не соответствуют обычным нормам. Скажем, освоение чтения в раннем – двух-трёхлетнем возрасте. Если же та или иная возможность проявляет себя позднее календарного срока, – это можно объяснить или средой, не соответствующей природе Ребёнка, или же болезнями и нарушениями, которые передались ему по наследству.

 

Аккорд

Игрушка

«Я не ломаю игрушку, правда, не ломаю!

Дайте мне её обратно!

Это вам кажется, что ломаю её, ибо не знаете меня.

Но я разбираю её, чтобы заглянуть вовнутрь, узнать, как она устроена.

Я исследую игрушку и хочу использовать её по-своему. Это своё я принёс с собой, в нём нечто новое, что вам не известно.

Мне нужно набраться опыта, чтобы спустя годы проявить себя, утвердить своё.

Меня не интересует игрушка, и не хочу знать, сколько она стоит.

Но то, к чему влечёт меня моё будущее, будет стоить во много раз дороже, и в нём будет мой дар для всех вас.

Цените во мне, что я “ломаю” игрушку, а не играю по её правилам.

У меня свои правила, и не дам игрушке управлять мною.

Если я подчинюсь всем правилам всех игрушек, которые вы для меня покупаете, скоро сам стану игрушкой, – разве вам это непонятно?

Сегодня “ломаю”, а завтра на этом опыте жизнь буду строить.

Не злись, мама!

Не ругай, папа!

Верните мне игрушку, пока она может сослужить мне!

А вам лучше будет наблюдать, куда устремляется моя Природа!»

 

Интермедии

Шалун и Шалость

Вопрос Синтии:

– Не связана ли шалость Ребёнка с его развитием?

Как быть с Шалуном?

Развитие есть процесс совершенствования. Оно происходит через преодоление трудностей. Если в данный момент в Ребёнке проснулась та или иная группа природных возможностей, то она нуждается в движении и трудностях.

Преодоление трудностей становится самоцелью. Потому Природа сама направит Ребёнка искать трудности. Если он найдёт в среде организованные нами условия, то он займётся ими, и мы скажем, что ребёнок играет, развлекается, занимает себя. Всё это мы не будем считать шалостью. А если в среде нет организованных условий, то он воспользуется любыми другими условиями, которые не предназначены для него, создаст из них трудности, чтобы преодолеть их и, таким образом, поможет своим возможностям в развитии. Эту форму активности мы называем шалостью. И так как такая активность Ребёнка нарушает наш покой и, кроме того, мы опасаемся, чтобы Ребёнок не напортил чего-то и не навредил самому себе, то сразу прибегаем к запрещениям: «Не трогай... Не бери... Не лезь... Не ломай... Отойди... Не делай этого... Что тебе сказали... Угомонись...» Это называется «понукательной педагогикой». Сила потребностей не позволит Ребёнку воспринимать наши предупреждения. Это нас возмутит: значит, он непослушный, всё делает нам назло. И спешим применить санкции: проявляем строгость, не отпускаем, угрожаем, наказываем...

Что такое шалость, и кто есть шалун?

Если смотреть на шалость Ребёнка с точки зрения нашего спокойствия и озабоченности, чтобы он что-то не напортил и не навредил самому себе, то шалость для нас будет (как поясняют словари): баловство, своевольничанье, противоестественное и легкомысленное действие.

Но если же посмотреть на шалость Ребёнка с точки зрения движения его природных возможностей к совершенствованию, то слово «шалость» нам очень понравится. Оно будет означать: улавливать совершенное, стремиться к совершенству. Шалость ещё тем прекрасна, что в ней много творчества. Шалун развивает себя, обустраивая окружение, он переделывает условия среды. Шалость есть проявление мудрости детства, шалун – двигатель жизни. Шалун вторгается в завтрашний день, вовлекая его в сегодняшний. Он сам завышает планку своего развития до максимального уровня. Шалуны – будущие творцы жизни во всех её многообразных проявлениях: в культуре, науке, в искусстве, в политике, в экономике, в общественной деятельности. Они обустраивают, перестраивают, обновляют жизнь людей; они – эволюционная сила планеты.

Ребёнок-шалун оживляет наше педагогическое сознание. Только надо отходить от авторитаризма, который, конечно, не потерпит шалости, и мы увидим: шалун принуждает нас ломать авторитарную педагогику. Если мы поддадимся шалуну, то он станет точилкой нашего искусства воспитания.

И какая скука воцарилась бы в воспитании, если бы не было шалунов. Там, где нет шалунов, там, где дети только сознательные, уравновешенные, там и нет воспитания, но не будет и педагогического творчества. Если наш Ребёнок уравновешенный, послушный, спокойный и с лёгкостью подчиняется всем нашим требованиям, то пусть это нас не радует; нам лучше было бы считать это неестественным проявлением и искать пути, чтобы сделать его шаловливым. Может быть, пора, чтобы мы сами – воспитатели – тоже научились шалить вместе с Ребёнком, чтобы дать ему возможность утверждать свои природные дары.

Так что – дайте детям шалить.

Но нам нужно будет:

– бдительно наблюдать за Ребёнком, когда он шалит, чтобы сразу помочь избежать опасности и чтобы

– шалость не перешла в бесцеремонность и дерзость в отношении других, не ущемляла их;

– надёжно упрятать и убрать из среды предметы, которые могут провоцировать его (спички, зажигалки, ножи, огнестрельное оружие), или боимся, что он их сломает;

– то и дело шалить вместе с Ребёнком, устраивать ералаш;

– направлять энергию шалости на благие деяния.

Нам не стоит возмущаться и, тем более, гневаться, если всё же что-то случится, и он что-то напортит, что-то сломает. Только поможем ему, чтобы в нём родилось чувство сожаления. Но будьте уверены: его труд и творчество в будущем стократно возместит убытки от шалости.

Есть ещё одна ценность детских шалостей. Память о своём детстве мы храним через свои шалости. Они тоже устанавливают в нашей памяти моральный климат. Нам грустно и радостно вспоминать о них. А иной раз расскажешь своему Ребёнку, своим внучатам о своём детстве, о своих шалостях детства и увидишь, как они развеселятся и будут приставать: «Расскажи ещё!»

Почему это так?

 

Аккорд

«Упражняйте меня в нравственных поступках»

«Мама, Папа!

Я не знаю, где грань между шалостью и дерзостью, шалостью и злостью, шалостью и хамством, шалостью и вседозволенностью.

Думаю, вы тоже путаете эти вещи и, вместо того чтобы воспитывать меня, занимаетесь моим оправданием и отдаёте меня стихии моих необузданных импульсов.

Пришёл к вам уважаемый гость. Присел на диван. А я, держа в руке чашку с водой, подкрался сзади и вылил ему воду на голову. Вы начали извиняться перед ним, а он, бедный, бормотал: “Ничего, ничего, он же Ребёнок...” Потом, когда гость ушёл, папа только и сказал мне: “Ах ты, шалун, откуда лезут тебе в голову такие глупости?” Вот и всё папино воспитание.

Вы думаете, шалость терпит хамство?

На днях мы пошли в парк. Устроились на скамеечке, и вы увлеклись разговором. Чем же я забавлялся? Всем прохожим, взрослым и маленьким, высовывал язык. Кто-то смеялся надо мной, кто-то смотрел с жалостью, взрослые с укором глядели на вас. А я смеялся. Мама только говорила мне: “Что с тобой?” Вот и всё мамино воспитание.

Шалость не есть дерзость.

Вы же видите, я не слушаюсь бабушку, делаю ей всё назло, кричу на неё. Она попросила не бить по клавишам рояля со всей силой, а я стал ещё сильнее бить кулаками и отбил несколько клавиш. Почему вы, Папа и Мама, не объясните мне, что поступать назло людям нельзя, и почему не потребуете от меня, чтобы я любил и уважал бабушку? Или считаете, что всё образуется само собою?

Я каждый день свершаю много таких «дел» и чувствую вседозволенность. А она ведёт меня по ложному пути.

Мама и Папа!

Дайте мне понять, как надо вести себя в кругу людей и вещей, что есть хорошо и что есть плохо, что можно и чего нельзя.

Воспитывайте меня по мудрым наставлениям Песталоцци. Он вам скажет:

Всё элементарное нравственное воспитание покоится на трёх основаниях:

– выработать в Ребёнке с помощью чистых чувств хорошее моральное состояние;

– упражнять нравственность на справедливых и добрых делах, чтобы Ребёнок превозмогал себя и прилагал усилия;

– развивать нравственное мировоззрение через размышления и сопоставления правовых и нравственных условий, в которых Ребёнок находится.

Видите, что советует вам великий педагог: “упражнять”!

Меня надо упражнять в справедливых и добрых делах, а не оправдывать мою вседозволенность и называть всё подряд детскими шалостями.

Не спускайте с меня глаз, Папа и Мама, ибо найти путь к благородству мне самому с каждым годом будет всё труднее и труднее!»

 

Интермедия

Опасная шалость

Вопрос Нинцы:

– Не могли бы Вы вспомнить о Ваших детских шалостях?

Расскажу об одной такой шалости – опасной. Было это летом 1943 года. Шла война.

Мне было тогда 12 лет, и я находился в деревне у дедушки и бабушки.

С Кавказских гор доносились такие мощные грохоты от взрыва бомб, что в окнах домов звенели стёкла.

Иногда над селом, прямо над крышами домов, пролетали маленькие немецкие самолёты. Они летели медленно, и мы могли разглядеть пилотов. Самолёты сбрасывали листовки, а мы, дети, бежали вслед, грозили кулаками, ругали немцев и бросали камни.

Недалеко от дома был кустарник. В поисках прутьев, из которых плёл корзиночки для ежевики, я наткнулся на заржавевший ствол ружья. Забыв о корзинке и ежевике, я тайком принёс ствол домой и спрятал в курятнике.

Ребёнок всегда знает, что есть шалость, и что взрослым не понравится. Потому действует так, чтобы его не заподозрили в чём-то недозволенном. Так поступил и я.

Я знал, где у дяди лежит коробочка с порохом. Коробочку тоже взял тайком и понёс в курятник.

Весь порох засыпал в ствол, а дальше до отказа заполнил его мелкими камушками. Поставил переднюю часть ствола на камень, то есть, поднял его вверх; потом вернулся в дом за огнём в камине и зажёг конец палки.

Бабушка спросила: «Зачем тебе огонь?» «Сейчас, сейчас», – успокоил я бабушку.

Я вошёл в курятник и запер изнутри дверь.

Зажжённый конец палки я направил к спуску ствола.

Раздался страшный грохот.

Люди, соседи, бабушка не поняли, что произошло. Им показалось, что немцы сбросили бомбу, но не могли понять – где?

И когда взломали курятник, увидели, что я валялся без чувств на земле, а все куры, которые до этого сидели на жёрдочках и наблюдали за моими действиями, тоже валялись на земле мёртвые.

Ствол был разорван на куски.

Я очнулся на коленях бабушки и первое, что услышал, биение её сердца, сильное и учащённое.

Бабушка не отругала меня, и дедушка не стал наказывать. Бабушка плакала и приговаривала: «Слава Богу, что ты живой... Спасибо тебе, Господи!..» А позже дедушка повёл меня в виноградник и спросил: «Сынок, ты хоть понимал, что могло с тобой произойти?.. Ты хоть думал о нас?» Говорил он это, опрыскивая виноградник раствором.

Конечно, я поступил неразумно. Шалости нам такими и кажутся – неразумными. Но она, эта моя детская шалость, дала мне возможность познать многое: сердце бабушки, мудрость дедушки и свою ответственность перед родными. Это осознание произошло не сразу, а спустя годы.

 

Элегия

Ходит по Миру Мудрец

Проходит Мудрец мимо одного дома. Видит: во дворе собралась толпа женщин, одна рвёт волосы у другой, та кричит, остальные шумят – пытаются их разнять. Заметили они Мудреца и подозвали к себе. Помоги, говорят, а то случится беда.

Мудрец подошёл к ним, и те рассказали ему:

– Вот эта женщина, которую мы впервые видим в нашей деревне, – они показали на особу, которая вцепилась в волосы другой, – говорит, что 12 лет тому назад бросила своего младенца у порога этого дома. Хозяйка, мудрая и великодушная женщина, подобрала его и воспитывает его со всей любовью родной матери. Растёт добрый, вежливый и талантливый мальчик, которого любит всё село. А теперь объявляется эта и требует вернуть Ребёнка... Это справедливо?

Обратился мудрец к женщине:

– Ты бросила младенца, потому что он тебе мешал жить свободно?

– Да... – нехотя ответила женщина.

– А сейчас зачем он тебе, прошло ведь 12 лет?

– Хочу дать ему воспитание, – сказала она.

– Но ведь он воспитывается в добром нраве?

– Я перевоспитаю его.

Тогда сказал Мудрец женщинам:

– Послушайте притчу.

Кукушка тайком снесла свои яйца в гнезде Пеликана. Мама-пеликан высиживала их вместе со своими яйцами, а когда птенцы вылупились, она воспитывала пеликанчиков вместе с кукушатами, не различая их друг от друга и любя всех материнской любовью. И когда маме-пеликану не хватало пищи для всех, она раздирала своё сердце и кормила птенцов собственной кровью. Птенцы оперились, выросли и вылетели из гнезда, думая, что все они пеликаны.

Вот тогда Кукушка решила собрать кукушат, воспитанных пеликаном, считая себя их родной матерью, и провела им урок нравственности. Посадила кукушат на ветку дерева, сама уселась повыше и начала оттуда говорить:

– Дети мои, вы уже входите в большую жизнь мира птиц и животных. Запомните, кем вам не надо быть, чтобы не осрамить наш великий род...

– Кто ты? – спросил один кукушонок. – Мы уже знаем, как живут пеликаны!

– Я ваша родная мать...

– А кто же тогда наша мама-Пеликан?

– Она украла вас у меня... Она, давая вам пить свою кровь, заставляла вас забыть обо мне... – и Кукушка прослезилась. – Она вам не дала воспитание, даже слова не вымолвила о том, кем вам не надо быть, чтобы жить в лесу честно...

Кукушата, воспитанные Пеликаном, расчувствовались.

– Бедная мама... – сказала одна.

– Родная мама... – сказала другая.

– Милая мама... – сказала третья.

– Послушаем мамочку, чтобы знать, кем не надо нам быть... – сказала четвёртая.

– Не будьте, дети мои, Мартышкой, не будьте Хамелеоном, не будьте Свиньёй, не будьте Ослом, не будьте Козлом...

– Кто они, мы их ещё не видели? – спросили кукушата.

– Вы их увидите, таких много в лесу. Не будьте ими!

– А Пеликаном?

– Забудьте о Пеликанах, они злые и бесчувственные!

– Кем же тогда нам быть? – хором спросили кукушата.

– Только Кукушкой, настоящей, как я! – сказала им мама.

И ещё не познавшие мир кукушата поверили своей родной маме.

– Зачем, действительно, раздирать сердце, чтобы кормить своей кровью птенцов, если не хочешь им навредить? Мы чуть было не забыли о своей маме Кукушке... Вот какая она – настоящая мама, свободная и красивая, не то, что мама-Пеликан... – сказали кукушата друг другу. Разлетелись они в разные стороны с мыслью, что отныне они настоящие кукушки, а пеликанами не будут никогда. И вскоре гнездо Пеликана заполнилось яйцами новых кукушек.

Мудрец умолк. Женщины осмысливали притчу, а Мудрец помогал им своими размышлениями вслух: «Воспитание мамы-Кукушки есть педагогика джунглей. Воспитание же мамы-Пеликана есть педагогика Божественная».

И Мудрец поспешил по дорогам Мира.

 (Продолжение следует.)

 

ДУХ НЕРОЖДЁННЫХ * Д. Р.

Заключение

Возвышеннее и прекраснее самых фантастических прозрений современных идеалистов

станет Моя Лучезарная Раса, которая вскоре будет основана.

Современная Раса и Новая

Я знаю то, что будет. Я стою позади мечтателей-утопистов, вдохновляя их мысли,

чтобы через их труды мир мог видеть будущее и усилить свои старания приблизить

день, когда Я приду учредить Новую Расу. Мои намёки они разрабатывали согласно

их точи зрения и пользуются ими, чтобы показать ту частицу Истины, которую они

признали.

Но теперь Я говорю Сам, с окончательным указанием того, что будет, что уже

существует в Универсальном Уме и существует в высших царствах мысли. Я не только

“мечтаю”, когда говорю о Грядущей Расе, — Я являю Дух этой Расы!

Но от вас, тех, кто сейчас живёт, зависит время, когда она будет утверждена,

когда, сияя радостью и миром, великолепием и несравненным счастьем, она сойдёт

вниз к физическому проявлению.

Я, Дух Нерождённых, указал в Моём обращении о чистоте и необходимых переменах в

подготовлении мира и вас самих к этой Новой Расе. Теперь Я приведу к синтезу,

единству, различия, существующие между современной Расой и Моей Расой

завтрашнего дня.

Главное для современной Расы — Иметь, а для Новой — Давать.

Сейчас вы стараетесь получить, завладеть всякой вещью, которая вам кажется

желательной. Но рано или поздно вы поймёте, что это обладание — временно,

обманчиво, ибо вы можете лишиться этого опять, и будете лишаться, пока не

научитесь не привязываться к иллюзиям.

Старайтесь стать умнее, помогите другим построить вечные качества в себе как

единственные вещи, которые никогда не могут быть потеряны. Этим вы поможете

пришествию Новой Расы.

Современная Раса ищет захватов, Новая будет жить, чтобы давать. Большие прибыли,

высокие посты, накопление частной собственности, личное удовлетворение — вот к

чему стремится в эти дни весь мир. Давать — на это смотрят как на жертву, как на

самоотречение, и где бы оно ни практиковалось, это делается обыкновенно с

надеждой что-нибудь получить в обмен. В Моей Расе даяние будет нормой, общим

выражением неэгоистичности народа, оно будет его лучшей радостью.

Лозунг современной Расы — соревнование. Новой — кооперация.

В ваших школах всё ещё учат: превзойди своего товарища в учении и в спорте.

Через всю жизнь проходит система: оставь других в тени, соревнуйся! Соревнование

выполнило свою задачу в эволюции, помогая развить конкретный ум. Но это на

является высшим, чего может добиться человечество.

С Новой Расой придёт преобразованное соревнование — совместное творчество, там

все будут стараться дать другим то, к чему больше всего стремятся сами. Каждый,

зная, что он разделяет Единую Жизнь наравне со своими братьями-ближними, будет

стараться сделать больше и лучше то, что он в состоянии сделать ради Общего

Блага.

Современная Раса разрушительна, Новая будет созидательна.

Понаблюдайте за детьми: почти все они наслаждаются разрушительными вещами.

Взрослые поощряют их и даже помогают уничтожать живые существа.

Своими вредными излучениями человек удалил от себя многих из эфирных существ,

которые живут и развиваются наравне с ним. Он наполнил их сердца недоверием и

отвращением к себе. Новая Раса будет безвредной и заботливой ко всему

окружающему, таким образом выигрывая любезное сотрудничество духов природы,

которые украсят мир, выполняя свою радостную задачу перед очищенным и

восхищённым взором человека.

Они станут кооперироваться с человеком и не будут разрушать планету циклонами,

землетрясениями, наводнениями и огнём, чрезвычайной сменой тепла и холода. Все

эти катастрофы вызваны самим человеком, ибо это результат его разрушительного

отношения к жизни природы и низкого качества его мыслей. В Новой Расе смогут

быть сделаны изобретения, которые задействуют огромные силы, обнаруженные в

природе и в человеке, и которые будут использованы для великой созидательной

работы. Эти силы всё ещё скрыты, неизвестны, потому что во времена

разрушительной Расы они опасны.

Половое неравенство — могучий фактор в современной Расе. В Новой Расе будет

преобладать равенство полов.

Таинственность процесса воспроизведения, связанные с естественными вещами,

ненужная щепетильность и невежество, излишнее подчёркивание полового различия в

одежде, воспитании, манерах — всё это способствует извращению мысли и ложному

представлению о половом вопросе, разжигая чувственность.

В Моей Лучезарной Расе тело будет иметь второстепенное значение. Разница в

одежде и выражении будет незначительна; даже в характере оба пола будут более

проявлять высшее.

Знание, научное знание — слава современной Расы, но в Новой Расе — мудрость

будет выше.

Наука имеет дело с внешней, феноменальной стороной. Это лишь медленный процесс

по направлению к сердцу вещей. Не из внешнего внутрь, но из внутреннего наружу —

вот путь мудрости.

Внутри — Единая Жизнь.

Ищите и познайте её! Обратите своё внимание вовнутрь себя: вы можете найти её

там. Эта же самая Жизнь проявляется в других и является мотивирующей силой во

всех феноменах природы. Достигнув осознания этого через совершенную чистоту, вы

познаете причину всего, вам откроются все “как” и “почему”. Совершенная Мудрость

включает в себя все познания.

Настоящая Раса управляется интеллектом. Грядущая Раса будет управляться

интуицией.

Интеллектуальность — это способность внешнего постижения реальности мира вокруг

себя, поскольку она может быть охвачена с помощью ваших несовершенных

инструментов и органов познания. Она полагается исключительно на впечатления,

падающие на мозг извне.

Интуиция же действует изнутри. Она приносит неограниченное, истинное познание

себя. Когда вы полностью откроете себя, вы узнаете всё, что можно знать обо всей

Вселенной. В вашем внутреннем “Я” вы можете разделять сознательность всех и

всего. Вы едины со всеми.

Современная Раса имеет религии. Новая Раса будет иметь религию.

Религия — это облачение, в которое облекает Божественность, чтобы сделаться

осязаемой для духовно слепых глаз человеческих душ. А так как глаза душ

различны, то и Божественность проявляется в различных облачениях — в религиях,

но во всём, во всех и повсюду.

В Новой Расе истинной значение религии как соединения человека с Богом будет

полностью понято, и это соединение, или связь, будут проявлены каждым из Моих

детей индивидуально и непосредственно, без нужды в догмах, в доктринах, в

обрядах и верованиях.

Современная Раса окружена некрасивостью (уродливостью), красотой будет окружена

Новая Раса.

Сейчас ваша оценка красоты зависит от её редкости и цены. На множество из тех

предметов, которые вы цените за их красоту, вы бы и не взглянули, если бы они

стоили дёшево, если бы их мог приобрести каждый. Ваше предпочтение — лишь поиски

личного удовлетворения и поэтому грубо, эгоистично. В Новой Расе искусство и

красота будут результатом внутренней чистоты, вместо того, чтобы служить целью

проявления внешнего превосходства, как это есть теперь. Красота чувств — вот что

ищется современной Расой, но в Новой будет преобладать красота духа. Душевная

красота найдёт своё выражение в фигуре и форме, в грациозных ритмических

движениях, в приятных мелодичных голосах и в вежливом обращении. Красота,

достигнутая изнутри, будет служить причиной тому, что и внешнее её выражение

станет прекрасным.

Красота Моей Расы может быть достигнута не надменным пренебрежением и

отстранением от себя всех прекрасных вещей, но только очищением своей внутренней

природы. Когда это произойдёт, уродливость исчезнет. Тогда и сама природа станет

великолепной, какою она ещё никогда не была, так как человек более не будет

питать дурными чувствами и мыслями её духов. Она раскроет свои скрытые запасы и

распространит сокровища беспримерной красоты по всей земле. И сияние высшего

наслаждения и здоровой весёлости станет отражаться на каждом лице, и на вашем,

когда вы будете приглашены в Мою Великолепную Расу или подготовите себя быть

избранным в число тех, которые заложат основание этой Расы.

Современная Раса сгибается под тяжестью страдания; Новая с высоко поднятой

головой будет отражать свет, который является чистейшей радостью.

Перестаньте быть причиною своего собственного несчастья, поддерживаемого

самоутверждением своей личности. Отбросьте ваше личное “я”, мешающее выявлению

высшего, блистательного “Я”, дарующего радость. Это “Я” лучезарнее солнечного

света, пусть оно сияет в вас, наполняя своей великой, непоколебимой радостью все

уголки вашего существа. Ваше “Я” трансформирует всё тёмное в вас, если вы

откроете занавеси вашей эгоистической обособленности. Ваше “Я” совершит это,

если вы приложите свои усилия и очистите себя.

Я обращаюсь к вам потому, что уже теперь ваше страдание может быть облегчено, и

вы можете узнать всё преодолевающую радость, которая в Новой Расе будет

преобладать.

Настоящая Раса характеризуется разединённостью, Новая будет отличаться

единством, единодушием.

Сейчас каждый человек гордится тем, что у него есть и чего другие не имеют:

платьем, способностями, политическими убеждениями, религиозными повериями и тому

подобным. Моя Раса ищет объединяющее. Там каждый постигнет свою суть,

собственное внутренне “Я” и Его Жизнь (что есть Бог); постигнет, что всё

остальное, всё живущее является Им же Самим, потому что оно то же самое “Я”, та

же самая Жизнь, тот же самый Бог; постигнет, что его интересы не могут быть

отдельны от интересов других. Старайтесь осознать уже теперь, что у всех в

действительности — та же суть.

Современная Раса привязана, Новая же будет свободной. Современное человечество

связано с физическими, материальными формами. Даже в делах любви дружбы оно

прибегает к материальной стороне. Новая Раса будет знать духовную стороны всех

явлений, она будет считаться с вечным, поэтому она будет свободной от всех

обманчивых связей, и болезненного страха что-либо утратить, потерять, то есть

будет свободна от всякого страха.

Современная Раса личностна, Новая же будет безличной. Свою личность вы

рассматриваете как нечто единственно важное: её желания, её стремления, её

мнения, её интересы, её благополучие — ими наполнена вся ваша жизнь и ваши

мысли, так что кажется почти бесполезным говорить о вашем безличии, о Едином “Я”

внутри вас, которое связывает вас со всеми!

Моя Раса будет освобождена от деспотизма эгоистического личного “я”, признавая

только абсолютное превосходство неэгоистичного безличного великого “Я”.

Ограниченность держит в тисках современную Расу; Моя Раса, отбросив все узы,

достигнет освобождения.

Вы как бы заключены в темницу своей личности. Ваш эгоизм задерживает вас, ваш

материалистический интеллект связывает вас, ваши разъединяющие принципы служат

могилой действительному “Я”. Подчинением низшего “я” освободите свою истинную

сущность. Тогда вы восторжествуете над всяким ограничением, и, как член Моей

мощной Расы, добьётесь освобождения от всякого неведения, страдания, горя.

Покончите с тяготением к множественности и сознательно соединитесь в Едином,

развивающемся, освобождённом “Я”.

Эти немногие сравнения показывают, какое направление примет Моя Раса и что она

будет значить для вас, если вы захотите войти в неё. Тогда вы поймёте, что весь

мир в вас. Тогда вы будете едины со всяким живым существом, со всем, что есть: с

небом, с океаном, с элементами, с насекомыми, с птицами и животными, с людьми и

с богами — с Богом. Тогда вы поймёте, что вы бессмертны, что вы всегда были и

что никогда не перестанете быть. Тогда вы сознательно почувствуете силу Бога,

протекающую через вас к другим, и изольёте Божественную Жизнь во всей её

величавой красоте и славе на других. Тогда вы будете сведущи о никогда не

прекращающейся Божественности в вас и во всех, о том, что великое движение,

безграничная процессия несравненных и удивительных достижений лежит перед вами.

Тогда вы найдёте себя восприимчивым к таким чувствованиям, о коих человеческая

душа пока имеет мало представления и в сравнении с коими всё, что называется

“счастьем”, покажется ничтожным. Таково обетование Моей Триумфальной Расы!

Вселенская Любовь

Любовь является соединяющей силой великого космического магнита. Где бы то ни

было, врождённое свойство любви всё связывает друг с другом. Она проявляется и в

форме сцепления атомов, тяготения химических соединений, и в движении светил. Во

всём связующая сила любви. Будь даже это алчность, страсть или личное влечение —

это работа того принципа: склонность к союзу с чем-либо другим.

Но многие атомы кажутся размагниченными. И это потому, что благодаря холодной

ментальности они удалились слишком далеко от великого магнита и заперлись в

форму тесного круга, задерживая текущий поток внутри себя, полюбив только личное

“я”. Но каждый фрагмент постепенно раскрывает своё врожденное качество в чистую,

самозабвенную личную любовь. Пока он развивает свою внутреннюю силу, она

поднимается по направлению к её Источнику. Таким образом, она достигает того

места, где центральное течение Великого Магнита достаточно близко к ней, чтобы

наполнить её своим первобытным могуществом: Вселенской Любовью.

Чистая личная любовь — это, конечно, достижение вашей Расы. Когда вы войдёте в

поток Вселенской Любви, вы войдёте в Мою Расу.

Вся личная любовь ограничена. Не переоцените значение, которое она имеет для

вас, но и не впадите в заблуждение с обманчивой мыслью, что вы можете подняться

над нею, игнорируя её возвышающее влияние. Лишь совершенствуя высшую любовь, вы

можете подняться к постоянному току Вселенской Любви, чтобы она могла протекать

через вас.

Личная любовь постепенно развивается воспоминаниями о счастье в прошлом,

вырастая из эгоистической страсти, очищаясь и превращаясь в высокое чувство.

Пока она развивается, владелец её учится любовно разделять горе возлюбленной. Из

этого возникает сострадание, благодаря которому приобретается сила всё более и

более чувствовать других и с другими. То и другое — сострадание и любовь —

должны быть вашими стараниями усилены, доведены до высшей возможной степени,

чтобы подготовить вас к приливу Вселенской Любви… и, следовательно, к Моей Расе.

Совершенная и безграничная всевключающая Вселенская Любовь, когда она станет

проявляться в вас, будет разрастаться, пока вы не полюбите всё без различия,

пока полностью не постигнете, что всё является в сущности Единым, что всё это —

Вы. Вселенская Любовь — это не личная любовь, раздробленная небрежно в каждом

существе, но это и не равнодушие, облечённое в безразличную любезность ко всем,

без братского отношения к кому-либо. Она является новым излиянием Божественности

в вас, приобретением широчайшей сознательности на том уровне, откуда вы можете

выступить из современной Расы и вступить в Мою одухотворённую Расу, дабы разбить

ту броню, что ограничивает переход возмужавшего человечества, в Новую

Сверхчеловеческую Расу.

Совершенная Чистота

С призывом к Чистоте, к совершенной чистоте Я, Дух Нерождённых, обращаюсь к вам,

чтобы Моя Раса очистившегося человечества могла прийти к проявленному

существованию.

Вскоре Я изберу немногих из вас с целью учредить её в избранном месте, где

условия идеально будут подходить.

Некоторых Я уже нашёл готовыми, других Я ожидаю найти в ближайшем будущем. Но не

раньше, чем достаточное число будет готово, сможет Моя Раса быть основана

окончательно как отдельная единица.

Поэтому Я и пришёл, чтобы рассказать вам обо всех тех качествах, которые

необходимы, если вы захотите присоединиться к ранней колонии Новой Расы.

Чистота и Любовь суть фундаментальные необходимости для доступа в Мою Расу, так

как со временем никто не сможет прогрессировать без Любви и Чистоты.

Чистоты Я требую не только в деяниях, но в каждом слове, в каждой мысли, в

каждом намерении — чистоты всего вашего существования, всей вашей природы.

Настолько чисты должны вы быть, чтобы никакое влияние извне не могло бы вызвать

в вас нежелательный отклик. Для любого из вас может показаться невозможным

овладеть этим совершенством, но если вы боретесь, отказываетесь подчиниться хотя

бы даже на мгновение иным принципам, нежели Любовь и Чистота, тогда вы будете

замечать ваше развитие с каждым днём, и склонность уступать менее достойным

влияниям отойдёт от вас совсем. Таким образом вы станете кандидатом в Мою Расу.

Я, Дух Нерождённых, пришёл призывать стремящихся к Грядущей Расе!

Я есмь Дух этой Расы. Я есмь Дух Новой Расы и всех существ. Я есмь Дух!

Но ныне Я говорю только как Дух Нерождённых, ибо ради них, как и ради вас, Новая

Раса должна скоро явиться.

Я хотел поднять некоторых из вас к сознанию того, что Новая Раса близка к своему

учреждению.

Я хотел, чтобы вы знали и поняли Моё к вам послание, которое заключается в

следующем: нерождённые Новой Идеальной Расы готовы прийти в ваш мир. Они придут,

когда вы подготовите им путь; они в ожидании чистых тел, чистых родителей,

чистой обстановки и чистой Любви; они воплотятся тотчас же как только вы станете

чистыми; вы сами можете войти в Мою Расу, когда, упорно борясь, обретёте

Совершенную Чистоту.

Я ожидаю!

К ВЫПУСКУ ПРИСОЕДИНЕНЫ ФАЙЛЫ: фото с детской ролевой игры.

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Страничка с фотоотчетами по детским ролевым играм в г. Киеве и афишей http://skazka-detyam.livejournal.com/

 

Алексей Леонов * ГАЛЕРЕЯ СКУЛЬПТУРЫ * Под категории: http://www.idea.in.ua/component/option,com_datsogallery/Itemid,2/func,viewcategory/catid,2/lang,ru/

Картины Лолы Лонли/Живопись, Графика/ http://lolalonely.narod.ru/

ЖИВОПИСЬ/ ПЕРЕЧЕНЬ ГАЛЕРЕЙ / Детская студия «ЭХО»: http://www.ecostudio.ru/ru/gallery/jiv/

ВСЕУКРАИНСКИЙ ЦЕНТР ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ Сайт Всеукраинского Центра Гуманной Педагогики создан с целью широкого распостранения идей гуманной педагогики как эволюционной философской основы современной системы образования.
     Гуманная педагогика - это открытая авторская педагогическая мастерская выдающегося педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили.

     Сайт будет полезен: творческим педагогам, думающим родителям, врачам-педиатрам, студентам педагогических вузов и колледжей, представителям общественных организаций, детских творческих коллективов, объединенных идеей гуманизации ("очеловечивания") образовательного пространства, одухотворения среды обитания наших детей и молодежи.
     Здесь Вы сможете узнать: о целях, принципах, методах и глубинных основах гуманной педагогики, как в классическом, так и в современном аспектах, познакомиться с опытом и разработками активных участников движения в Украине и других странах и при серьезном устремлении стать одним из них.
     А также получить информацию: о международных и всеукраинских педагогических чтениях, авторских семинарах, творческих фестивалях, круглых столах по вопросам воспитания и обучения на основах гуманной педагогики.
http://pedagogy.org.ua/

В.Ф.Бак

Современные открытия в области биологии и их соответствие положениям

«Тайной Доктрины»

(Продолжение)

«Система сердца опережает сознание, сплетая 3 формы времени и образуя новую способность к взаимодействию с миром. (4, стр.33 -34).

В развивающемся зародыше первой из всех систем закладывается сердечно- сосудистая. Сердце появляется сразу со способностью к ритмическим сокращениям. Сердечный ритм закладывает многие особенности будущего ребенка, а сердце выращивает его органы. Рост и развитие органов  взаимосвязаны с ростом и развитием сосудистой системы. Известно, что частота сердечных сокращений связана с индивидуальным восприятием времени. Чем чаще сокращается сердце, тем течение времени кажется более длительным и наоборот, чем медленнее бьется сердце, тем течение времени кажется более быстрым. Вспомним наше ощущение времени в детстве. Казалось, что день действительно «длится дольше века» по насыщенности и разнообразию. Времени хватает на все и даже на то, чтобы смотреть на звезды. Частота пульса ребенка на 10-30 ударов в минуту больше частоты пульса взрослого человека. Пульс человеческого плода – 140 – 160 ударов в минуту. 270 – 280 дней, в течение которых плод развивается, для плода воспринимаются более длительными, чем для матери, вынашивающей его.  Можно сказать, что ребёнок развивается в другом времени и пространстве, где процессы трансформации и видоизменения зародыша кратко повторяют эволюционный процесс на Земле. Всё, что происходит с плодом внутриутробно,  можно сравнить только с чудом. Для матери, вынашивающей ребёнка,  проходит 9 месяцев, а для плода -  целая вечность, в течение которой он становится человеком. 

Взрослому человеку, живущему заботами дня,  кажется, что время несётся молниеносно, дни мелькают за днями и некогда посмотреть на звезды. Не хватает времени на то, чтобы полюбоваться закатом или послушать тишину.  В старости сердечные ритмы вновь ускоряются,  и время,  в субъективном восприятии,  вновь замедляется, кажется, что жизнь остановила свой бег, на все хватает времени и даже на то, чтобы посмотреть на звезды. Наше сердце «заботится» о том, чтобы человек сохранял живую связь с многообразным миром, не ограничивался искусственно созданным миром цивилизации, «настраивал» биение своего сердца в унисон с ритмами природы.   Изучая жизнь насекомых, энтомологи утверждают, что для насекомых восприятие времени иное, чем для людей. Частота сокращений сердца у насекомых - от 120 до 240 ударов в минуту. Один день в нашем восприятии равен нескольким годам в жизни насекомых, поэтому они быстро, с нашей точки зрения, исчерпывают свою генетическую информацию, оставляют потомство и гибнут. Сердце – это своеобразный центр биологических часов. Ритмическая работа сердца - одно из  условий здоровья человека. Ритм сердца настраивает организм на определённое согласование с ритмами времени нашего мира, ритмами суток, ритмами Земли, Луны, Солнца, Солнечной системы и дальними мирами. Ритм сердца связан с биоритмами организма. Согласно определению учебника биологии 9 класса биоритмичность  – «это основное свойство живых организмов, связанное с регулярными количественными и качественными изменениями жизненных процессов, проходящих на всех уровнях жизни – молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном, популяционно – видовом и на уровне биосферы. Биоритмы связаны с расположением Земли в космическом пространстве, её обращением вокруг оси и вокруг Солнца» ( 6, стр.160).  Учебник признаёт связь биоритмов с космическими явлениями, подтверждая тем самым, что жители Земли одновременно являются  жителями Солнечной системы и Космоса. Однако,  сердечному ритму в определении биоритма не придаётся особого значения, он рассматривается как частное проявление ритмов организма человека: ритм дыхания, сердцебиения, пищеварения, выделения и т.д. Между тем, особенности строения сердца, определённая независимость его работы от контроля нервной системы, подсказывают, что  «мудрое сердце» задаёт индивидуальную программу развития организма в виде сердечного ритма, согласуя её с программой Вселенной.  Н.Уранов в книге «Размышляя над Беспредельностью» отмечает, что «Люди даже не подозревают, как влияют на их жизнь положения разных светил»(7, стр.9).  Ритмическое биение миллиардов человеческих сердец  находится в согласовании с ритмами более высокого порядка. Это согласование- залог развития человечества. Н.Уранов запишет «…когда ритм дыхания и жизни человека совпадают с ритмом космического дыхания, тогда человек соучаствует в космическом строительстве, такое сочетание космической энергии с психической энергией человечества определяет течение эволюции человечества и планет» (7).  Когда заботы дня заполняют всё существование человека, а удовлетворение личных желаний и потребностей становятся целью жизни, то сердце начинает давать сбои. По утверждению А.Чижевского «Целый ряд нервных и патологических заболеваний тесно связан с периодическими изменениями окружающего организм электрического или магнитного поля, находящегося в зависимости от положения небесных светил. Исстари известно, что положение солнца и фазы луны оказывают влияние на многие болезни. Так, например, припадки лунатизма или временное полу- каталепсическое состояние человеческого организма совпадают с новолунием; острая болезнь головного мозга – эпилепсия также чаще всего появляется при новолунии, что и даёт повод говорить о влиянии на неё луны; нервно – ревматические заболевания как- то: ишиас, люмбаго, мигрень, так и др., как это было замечено больными, находятся в некотором соотношении с небесными телами» (8, стр. 57).  Аритмия – заболевание сердца. Причиной аритмии может стать рассогласование программы, задаваемой человеку сердечным ритмом с ритмическими действиями личной стратегии, выбираемой человеком.  

«Кто хоть раз доставил другому радость сердца, тот улучшил тем самым весь мир; а кто умеет любить и радовать людей, тот становится художником жизни. Каждый божественный миг, каждый звук поющего сердца влияет на мировую историю больше, чем те «великие» события, хозяйства и политики, которые совершаются в плоском и жестоком плане земного существования и назначение которых нередко состоит в том, чтобы люди поняли их пошлость и обречённость….» ( 5, стр.252). Сердце закладывает ритм нашей жизни. Мы своими мыслями, эмоциями, чувствами можем влиять на этот ритм. Каким будет это  влияние,  каждый из нас  выбирает сам. Научиться «слушать своё сердце» и строить свою жизнь по  «законам сердца» наша жизненная задача.     

Сердце – Солнце организма человека                                 

«В человеке заключены все элементы, какие только имеются во Вселенной. В Макрокосме нет ничего такого, чего нет в Микрокосме»  Е.П.Блаватская

 

Современная астрономическая картина мира такова: звёзды собраны в гигантские звёздные системы – галактики. Одной из них является наша Галактика – галактика Млечного Пути. На периферии её находится Солнечная система. А центр Галактики расположен в созвездии Стрельца. В центре имеется ядро. Галактика вращается вокруг него с периодом 200 миллионов лет. Многие галактики находятся от нас на расстоянии в сотни миллионов световых лет. Их спиральная форма говорит о том, что они тоже вращаются вокруг своих осей. Галактики  удаляются друг от друга  - Вселенная расширяется. Наша Вселенная является лишь одной из многих других вселенных, расположенных в Космосе. Космос пространственно бесконечен, но рождающиеся в нём вселенные могут быть пространственно конечны. Космос существует вечно, а вселенные могут иметь свою конечную и бесконечную историю (9, стр. 49,55).

Согласно принципу непреложного закона аналогии, «как вверху, так и внизу», организм человека – это Вселенная в бесконечности Космоса, построенная по иерархическому принципу соподчинения. Мы вновь возвращаемся к вопросу иерархической организации организма человека, с целью выяснения места и значения в этой системе сердца и связи его с высшими структурами.

Молекулы – клетки – ткани – органы – системы органов – организм человека.

Вселенная организма человека устроена столь же гармонично и целесообразно,  как и вселенные Космоса. Какое место в этой структуре должно быть отведено Сердцу? Когда обращаешься с  вопросом к детям начального звена школы о том, какой орган в теле человека самый важный, то все отвечают: «Сердце». Когда же спрашиваешь,  с чем в окружающем нас мире можно его сравнить, то звучит ответ: «С Солнцем».

«Солнце есть Сердце Системы, так же сердце человека есть солнце организма. Много солнц – сердец, и Вселенная представляет систему сердец, потому культ Света есть культ Сердца», - читаем в книге Николая Уранова «Видеть глазами  сердца» (10, стр. 60). Сердце – источник духовного света, без любви, сострадания, милосердия жизнь человека невозможна. В «Тайной Доктрине» Елены Петровны Блаватской читаем: «…Происходит регулярная циркуляция жизненного флюида во всей нашей Системе, сердцем которой является Солнце – подобно кровообращению в человеческом теле; Солнце, при каждом своём обороте, сокращается так же ритмично, как человеческое сердце. Только,  вместо того, чтобы совершить круговое обращение в секунду или приблизительно, солнечная кровь требует десять своих лет для кругового оборота и целый год, чтобы пройти через полости сердца, прежде, нежели оно омоет легкие, чтобы вернуться затем в большие артерии и вены Системы.

Этого наука не будет отрицать, ибо астрономия знает об установленном цикле одиннадцати лет, когда число солнечных пятен увеличивается, причём увеличение это обязано сокращению Солнечного Сердца….. Феномен пятнообразования подобен правильной и здоровой пульсации сердца, когда жизненный флюид проходит через его полые мускулы. …Если бы возможно было сделать человеческое сердце  светящимся и этот живой и пульсирующий орган мог бы быть видим так, чтобы отобразить его на экране…, тогда каждый увидел бы, что феномены солнечных пятен повторяются каждую секунду, и что они обязаны своим происхождением сокращению и устремлению крови » (1,  т.1, кн.2, стр. 674 – 675).  Ритмическая работа солнца и работа человеческих сердец определённым образом связаны между собой. Спустя столетие после Елены Петровны Блаватской, Александр Леонидович Чижевский в работе «Физические факторы исторического процесса» запишет: «Значительные возмущения на солнце вызывают в массах взрыв единения, единодушия, тотчас же располагая их к тем или иным деяниям. Следовательно, подъёмы солнцедеятельности превращают потенциальную энергию (энергию накопления) масс в энергию кинетическую (энергию движения) (8, стр.58). Чижевский на богатом фактическом материале показывает связь одиннадцатилетнего пятнообразовательного солнечного цикла с историческими процессами, а также со здоровьем человека.

В анатомическом строении сердца мы можем проследить его истинную работу, связанную с духовным обустройством нашей жизни и соответствии её с законами построения Бытия. В строении сердечной ткани, представляющей собой единый комплекс взаимосвязанных элементов, кроется её способность ритмично сокращаться. Ритм сокращений  задаётся сердечным миогенным контролём, собственным ритмом сердца.  Ритм сердца связан с ритмами Солнца. «Солнце,  будучи резервуаром энергии нашего маленького Космоса, самозарождает свой жизненный флюид, постоянно получая столько же, сколько выдаёт» (1, т.1, кн. 2, стр.674). По аналогии можем предположить, что сердце – резервуар энергии нашего организма «получает столько же, сколько выдаёт». Солнечный луч достигает Земли за 8 минут, артериальная кровь достигает мозга после сокращения сердца за 8 секунд. Солнечный свет – источник жизни на Земле. Несёт энергию необходимую для фотосинтеза растений и начала всех цепей питания на Земле. Под действием солнечного света в нервных клетках головного мозга вырабатывается серотонин – вещество связанное с переживанием чувства радости. Изменение освещённости ведёт к изменению поведения животных и растений – фотопериодизму, включает механизмы продления рода и впадения в анабиоз, а также выхода из него. Свет несёт не только тепло и энергию, он источник информации. Живые организмы получают её и в соответствии с ней изменяют свою стратегию жизни. В биологии мы говорим только о том свете, который падает на Землю, но свет ещё и отражается как косной природой, так и живой. С отражённым светом в Космос поступает информация о Земле и её жителях и осуществляется обратная связь с Солнцем. Кровь переносит кислород, питательные вещества, гормоны, забирает из клеток продукты обмена веществ, углекислый газ, она несёт информацию о состоянии органов и тканей, через циркулирующую кровь осуществляется обратная связь с сердцем и головным мозгом. Поэтому в здоровом организме никогда не бывает чего – то меньше, а чего – то больше. Всегда всего столько, сколько нужно, это основа гомеостаза.»

(Продолжение следует)

 

Совет Международного Центра Гуманной Педагогики

Информационное письмо

Девятые Международные педагогические чтения «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света»

Дорогие коллеги!

                Начинаем готовиться к Девятым Международным Педагогическим чтениям, которые пройдут в Москве 9-11 января 2010 г. Тема Чтений: «Чтобы дарить Ребенку искорку знаний, учителю надо впитать море Света». Мысль эта принадлежит В.А.Сухомлинскому. Предполагаем провести следующие Чтения под знаком идей и мудрости великого педагога.

            Каждые Чтения есть ступеньки нашего роста.

В процессе подготовки к Девятым Чтениям мы и впредь должны:

– укреплять в себе веру;

– расширять сознание на основе понятия духовности;

– впитать в себя знания из классических, духовных, педагогических, философских учений.

– совершенствовать жизнь вокруг себя;

– утончать наше общение с родными, коллегами, подчиненными, с учениками и воспитанниками, их родителями…

– стремиться к прекрасному во всем;

  утончать свою речь, чувства, отношения;

– утверждаться в великодушии и благородстве;

– находиться в постоянном педагогическом горении.

            Мы не можем забыть о том, что детям Света нужны учителя Света. Девятые Чтения должны проявить нашу устремленность к Свету.

            Предполагаем следующий регламент работы Чтений:

9 января

10.00 – 12.00         Первая общая встреча. Открытие Чтений. Приветствия. Установочные доклады.

12.00 – 12.30         Перерыв

12.30 – 14.00         Мастер-классы (7 мастер-классов)

14.00 – 15.00         Обеденный перерыв

15.00 – 16.30         Мастер-классы (7 мастер-классов)

16.30 – 16.45         Перерыв

16.45 – 18.15         Персона в гуманной педагогике

10 января

10.00 – 11.30         Вторая общая встреча

11.30 – 12.00         Перерыв

12.00 – 13.30         Мастер-классы (7 мастер-классов)

13.30 – 14.30         Обеденный перерыв

14.30 – 16.00         Персона в гуманной педагогике

16.00 – 16.45         Перерыв

16.45 – 18.00         Круглые столы

11 января

10.00 – 12.00         Третья общая встреча

12.00 – 13.00         Обеденный перерыв

13.00 – 14.30         Завершающая общая встреча

14.30 – 15.00         Перерыв

15.00 – 16.00         Концерт участников Чтений

Совет Центра предлагает следующие формы работы:

  1. Общие встречи – для докладов, сообщений, обсуждений, вопросов, связанных с основ ной темой Чтений и их совершенствованием.
  2. Мастер-классы – для яркой демонстрации педагогического опыта работы отдельного учителя, воспитателя, родителя и всякого другого работника, имеющего дело с детьми.
  3. Круглые столы – для обсуждения вопросов, связанных с темой Чтений, а также для анализа работы мастер-классов, персональных встреч и т.д.
  4. «Персона в гуманной педагогике» – эта форма работы вводится впервые: предполагается встреча с отдельными творческими деятелями образования (учителя, воспитатели, руководители, родители) для ознакомления с их новаторским творческим опытом.

Заявки на проведение мастер-классов (планируется всего 21 мастер-класс) должны быть представлены в Оргкомитет чтений до 30 сентября 2009 г. (форма заявки прилагается). Это связано с необходимостью издания программы мастер-классов.

Что касается встреч «Персона в гуманной педагогике» – просим вас предложить, с кем из учителей-новаторов вы хотели бы встретиться, чтобы узнать о них больше. Это должна быть неординарная личность с богатым творческим опытом.

Просим каждого из вас стать организатором Чтений: сообщите об этом информационном письме вашим коллегам и пригласите их стать участниками Чтений. Очень важно привлечь к Чтениям молодых учителей, студентов педагогических колледжей и университетов. Приглашаются также ученики школ, желающие стать учителями.

Желаем вам, дорогие друзья, творческих успехов.

Ваши пожелания и вопросы, которые могут возникнуть у вас в связи с данным информационным письмом, просим направлять в адрес Оргкомитета.

119019, Москва,   Малый Знаменский пер. д. 3/5, Международный Центр Рерихов,

Центр Гуманной Педагогики.                 Эл. почта: ichp@icr.su,

Тел./факс (495) 697-14-46,    моб.т. 8-909-626-12-70,    факс (495) 697-71-84,

О месте проведения Чтений и др. организационных вопросах мы сообщим дополнительно.

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное