Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ИСТИНА ШКОЛЫ - 6


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ИСТИНА ШКОЛЫ - 6   35   2006-10-17 12:35

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещено продолжение работы Ш.А.Амонашвили «Истина Школы», продолжение цикла «Тайны славянской азбуки» о сути двенадцатой буквицы М (во вложении два варианта ее изображения). Сначала помещаем письмо – приглашение директора ОПШ С.В.Ветрова о Первых Всеукраинских чтениях по гуманной педагогике и психологии, которые пройдут в Киеве 1-2 ноября 2006 г. на базе Скандинавской гимназии.

«Первые Всеукраинские чтения

по гуманной педагогике и психологии

1-2 ноября 2006 г.

Киев

 Уважаемые коллеги!

 Приглашаем Вас принять участие в Первых Всеукраинских чтениях по гуманной педагогике и психологии, которые состоятся 1-2 ноября 2006 г. в г. Киеве на базе Скандинавской гимназии. В чтениях принимает участие академик РАО, иностранный член АПН Украины, доктор психологических наук, профессор, руководитель Международного центра гуманной педагогики Шалва Александрович Амонашвили.

Первого ноября - выступления Ш. А. Амонашвили, руководителей лабораторий и центров гуманной педагогики регионов Украины, презентация Всеукраинского центра гуманной педагогики и психологии.

Второго ноября - круглый стол по материалам книги Ш. А. Амонашвили „Истина школы”, обсуждение программы деятельности Центра гуманной педагогики и психологии, обмен опытом образовательной и просветительской деятельности.

Время работы с 10.00 до 17.00 по адресу: г. Киев, ул. Гмыри, 3-б, Скандинавская гимназия (5 минут от М „Позняки”, выход к супермаркету „Билла”).

Регистрация по телефону: (044) 521 6163 или e-mail: openschool@ukr.net.

Оргвзнос для участников чтений - 30 грн.

 Директор ВПШ                                                             С. В. Ветров»

 

Шалва АМОНАШВИЛИ: Истина Школы

 Продолжение.

- Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, не перешедшая в убеждение воспитателя, остается мертвой буквой, не имеющей никакой силы в действительности.

- Самый бдительный контроль в этом деле не поможет. Воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы. — Нет сомнения, что многое зависит от общего распорядка в Школе, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником. — Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. — Многое, конечно, значит дух Школы; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников.

Вот кто мы есть, какая в нас сила.

Учитель всегда великий. Он не есть обычный человек, а есть явление надобщественное. Пусть труд его не заметен земным глазом, но небеса видят пот души учителя.

Протягиваю руку к Антологии Гуманной педагогики, беру зеленый томик, раскрываю на любимой странице и в который раз вчитываюсь в мысли Николая Константиновича Рериха: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идеи и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель — я употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».

Вот кто мы есть и какая в нас сила.

Учитель — садовник духа, он — сеятель, а не жнец, и сеет он невидимые семена — это есть Истина Школы.

Создавать новое воображение и освобождать скрытые силы человечества — это тоже есть Истина Школы.

* * * Благословенны пути восхождения к совершенству и красоте! Кто устремит Школу к совершенству и красоте? А разве есть кто-либо, у кого сердце за Родную Школу болит больше, чем у нас? Школа не где-то там, вне нас и вдали от нас, а внутри самих нас. Мы все вместе и каждый из нас в отдельности есть Школа, есть носитель Скале. С чего нам нужно начинать? Пора кончать с «педагогической какофонией» в Школе. Пора, чтобы в Школе зазвучала гармоничная Божественная Педагогическая Симфония. Ученикам плохо в школе, где каждый учитель делает «свое дело», не думая о том, что дело его есть часть общего. Несогласованность учительских деяний отражается на наших детях — делает их душу беспокойной. Послушайте, что скажет нам ребенок через Константина Дмитриевича Ушинского: «Ребенок стоит перед нами во всей невинности и чистоте своей души и требует от нас положительной мудрости, а не отрицания того, чего дитя не ведает. «Чего вы хотите от меня? — спрашивает оно нас, — что вы хотите из меня сделать? Что вы называете хорошим? К чему вы сами стремитесь и меня направляете? Мне нет дела до ваших заблуждений; укажите мне прямую дорогу, не говорите мне, что вы ненавидите, а скажите, что вы любите; не говорите мне, что вы рушите, а говорите мне, что вы хотите строить; не говорите мне, чего вы не желаете, а скажите мне, чего желаете». Но что же мы скажем в ответ на эти вопросы?» Как нам быть? Может быть, так: пусть каждый из нас поступит, как считает нужным, и ответит, как знает? Тогда что же делать нашему ученику? Он же один, а учителей в его жизни много, и каждый несет ему свои ответы, каждый требует от него свое по-своему, каждый навязывает ему свой характер, и каждый вроде бы делает себя мерой истины! Это и есть «педагогическая какофония». Действительно, что мы хотим от «дитяти», куда мы его ведем? А сами куда направляемся? * * * Нам нужна цель. Цель нашей педагогической жизни. Цель обеспечит наше единение и даст направление нашему устремлению. Устремленность без цели не существует. Какая должна быть цель? Жизненно необходимая, как закон. Возвышенная и достойная для человека. Красивая. Что же может стать такой целью? Рискну провести с вами социологическое исследование. Предлагаю вам для выбора десять названий, из которых вам следует выбрать одно, которое вы хотели бы провозгласить в качестве цели образования: — Воспитание Верного Строителя капитализма. — Воспитание Нового Человека. — Воспитание Борца за Справедливость. — Подготовка к жизни. — Подготовка к поступлению в вуз. — Воспитание Благородного Человека. — Воспитание личности. — Воспитание Защитника Родины. — Воспитание собственника. — Воспитание Глобалиста. Итак, какую же цель из этих десяти вы провозглашаете как закон Родной Школы? Могу предугадать: вы выбрали цель — Воспитание Благородного Человека. Мой выбор совпадает с вашим. Как не хватает нашему обществу благородных людей! Благородство синтезирует в себе все лучшие качества человека. Цель эта, и жизненно необходима, и возвышенна, и прекрасна! Благородный Человек — он духовный, он честный и чистый, он любящий, чуткий и заботливый ко всем, он умеет проявлять свои качества и устремления естественно, то есть красиво, изящно... Полагаю, сами лучше раскроете смысл благородства и идеал Благородного Человека. И что же у нас получится, если цель объединит нас вокруг себя и всеми возможными путями, которые в руках у каждого из нас, будем ее утверждать? Тогда устремленность к достижению прекрасной цели станет для нас путем совершенствования самих себя, качества нашей жизни и педагогической деятельности. Сказано: «Чистая, великая любовь рождает благородство духа, которое может переродить человека». Это есть Истина Школы. * * * Друзья Школы! Поможем Родной Школе! Возродим ее корни, Корни Духовности! Мэтр скажет нам: «Материалистические плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем — нравственности и счастья... Материальные плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной, животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится». Мэтр предупреждает: «Недостаток-то этой незримой ценности, производимой трудом, а не недостаток бархата, шелка, хлеба, машин, вина погубил Рим, Испанию, губит южные штаты, вырождает сословия, уничтожает роды и лишает нравственности и счастья многих тысяч людей». Что есть духовность? Послушайте притчу, которую я уже пересказывал несколько раз. Ученики спросили у мудреца: «Как выглядит эдельвейс?» Мудрец ответил: «Я не знаю, как выглядит этот цветок, ибо я его не видел. Но если вы где-нибудь увидите его, вы обязательно узнаете!» Эдельвейс и есть духовность каждого из нас. Только надо увидеть ее, чтобы узнать. Духовность есть проявление нашей бессмертной сущности — духа. Она определяет качество нашей земной жизни. * * * Ядром духовности является вера, которое есть прирожденное естество духа. Лишь бы нам — учителям, воспитателям, всем носителям Скале — не упустить это естество, чувство веры, и помочь ребенку проявить и развить его. Человек не может жить без веры — творить, созидать, утверждать, устремляться. У нас нет столько знаний, чтобы вера стала ненужной. Мы не можем не верить ни во что: ни в себя, ни в других, ни в ребенка, ни в любовь, ни в добро, ни в Творца. Был бы у нас полный набор знаний, то исчезла бы вера, это удивительное свойство духа — предчувствие знания. Да, так говорят мудрецы: вера есть предчувствие знания, она вечный и ведущий каждого из нас Свет. Как бы ни торжествовала наука, все равно ее достижения останутся каплей по сравнению с тем, что есть Природа, что есть Вселенная, что есть Жизнь и что есть сам Человек. Наука существует и процветает лишь потому, что есть вера — предчувствие новых знаний, еще не открытых, но ставших такими через год, через десятилетия, спустя века. Разве не эта вечная мысль высказана в словах: «Я знаю, что я ничего не знаю»? Разве не сам ученый сказал, что раскрытие одной загадки тут же рождает дюжину других загадок? Чем больше наука узнает, тем больше она видит бездну незнания. Какими жалкими мы были бы без веры! Спасибо знаниям! Каждая крупица знаний достается человечеству потоком пота души, каждой крупицей знаний отмечается подвиг человеческого духа. Пусть знания протаптывают нам тропинку в беспредельность, но вера воодушевляет нас на будущие подвиги в познании. Знания — сила, но вера в тысячу и более раз сильнее, чем любые знания. Знания слепы, и только вера может направить их на созидание, на пользу эволюции. Знания говорят о нашей ограниченности, но только вера открывает врата беспредельности. Знания и вера — единая суть единого духа. Знания — это то, что сегодня и уже. Вера — вечная Истина, она то, что завтра и всегда. Человек — существо, устремленное в будущее. То, что в вере, это из будущего. Вера дает человеку счастье: уже сегодня жить будущим, жить как в будущем, сделать свой духовный мир в тысячу раз богаче и прекраснее, чем мир материальный. Но не забудьте притчу об эдельвейсе. * * * Вера есть ядро духовности. Но верить во что? Мы лелеем Родную Школу, которая есть Скале для духовного восхождения. И далеки от темных сил, от тьмы, мы — враги тьмы. Скале наше должно вести нас самих и наших воспитанников только вверх по лестнице. Мы будем вести наших учеников: — от чувства радости и усвоения грамоты жизни к чувству сострадания и к пониманию смысла знаний; — от чувства доброты и постижения наук к чувству справедливости и к прекрасномыслию;  — от чувства любви и страсти к познанию, к благородству духа и устремлению к Свету; Но весь этот путь восхождения будет питаться чувством благоговения, ведущего к открытию и принятию Истины духа. И мы будем рады, если поселится в наших учениках — пусть не сразу, пусть когда-нибудь в будущем — идея Создателя, Творца, Всевышнего, идея Бога. И какое же будет наше умиление, если кто-либо из наших учеников поймет смысл бессмертия духа, смысл эволюции жизни на Земле, смысл служения и постигнет в себе свою миссию. А с нами, тоже устремленными к Свету, произойдет преображение — наш созидательный творческий труд будет утончать в каждом из нас Скале. Это и будет торжеством Духа Школы. * * * Святые слова Школы: Дух... Духовность... Бессмертие... Вера... Гуманность... Праведность... Нравственность... Любовь... Благородство... Служение... Мысль... Творчество... Красота... Земля... Космос... Вселенная... Будущее... Знание... Познание... Сознание... Восхищение... Благоговение... Почитание... Благодарность... Совесть... Жизнь... Свет... Эволюция... Совершенствование... Спасение... Сердце... Разум... Забота... Ученик... Учитель... Образ... Образование... Скале... Школа... Устремление... Устремление... Устремление... Суть этих святых слов таит в себе Истину Школы. Все остальные слова — или в помощь им, или ложь. * * * Но есть еще одно слово, всем словам источник: Бог... Доколе будем пугаться Бога в образовании? Пусть наука не кичится своей непогрешимостью и не стремится заменить собой идею Бога. Неужели она доказала нам, что нет Бога, а есть только она сама? Тогда пусть зазвучат мысли, которые были высказаны великими учеными. С их именами связаны сенсационные научные открытия и расширение горизонтов науки. «Естествознание без религии хромает, религия без естествознания мертва» (Альберт Эйнштейн). «Сознание предшествует воплощению идей. Бог — великий архитектор» (Дмитрий Лихачев). Продолжение следует

© «Учительская газета» №20 (10101) / 2006-05-16
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=1740

ЦИКЛ «ТАЙНЫ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»

12. Буква Мыслете своим названием возводит нас к слову «мысль». Мы видим двух рыбаков, несу­щих богатый улов. Но это не простые рыбаки, это рыбаки, улавливающие мысль, — очень распро­страненный образ средневековой культуры. Муд­рец, ловящий мысль, подобен рыбаку, забрасываю­щему сети. Между рыбаками-мыслителями ощутим элемент спора: один тянет сеть к себе, другой придерживает ее. Вероятнее всего это символ фило­софского диспута, но сеть посредине уравновеше­на — символ истины, которая уравновешена спо­ром двух мудрецов, охотников за мыслью.

13. Иногда буква Мыслете изображается в виде двух диковинных зверей симургов. Эти звери сим­волизируют собою все мироздание. Симметричное изображение зверей справа и слева означает вос­ход и заход солнца. В данном случае клювы зве­рей устремлены в себя — символ углубленного раз­мышления. В центре из переплетения рождается символ амфоры — сосуда мудрости, который по­коится на трилистнике. Амфора премудрости пере­полнена, из нее как бы изливается мудрость мира. Слова «мысль» и «мир» достаточно красноре­чиво свидетельствуют о важности этой буквы в алфавите.

НОВОСТИ И ССЫЛКИ: Сторонники гуманно-педагогического подхода к детям в школе и в семье приглашаются на Шестые Международные Педагогические Чтения "Гуманная Педагогика: "Истина Школы".  Место проведения: Москва, Московский Дом Учителя. Время: 9-11 января 2007 года. Подробнее на проекте «СЕРДЦЕВЕДЕНИЕ»/ «ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА ШАЛВЫ АЛЕКСАНДРОВИЧА АМОНАШВИЛИ»: www.serdcevedenie.narod.ru/pedagog/amon.htm

 /анкета и информационное письмо внизу на указанной странице/Анкета участника ::: INFO_1 (Gif 123 Kb) ::: INFO_2 (Gif 133 Kb)/

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
ОБЩЕСТВЕННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ /в г. Киеве/ ПРИГЛАШАЕТ ВАС ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В КРУГЛЫХ СТОЛАХ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ:

·       «НЕИЗВЕСТНЫЙ А.С.МАКАРЕНКО» - 28.09.06г., 19-21.00;

·       «СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ»(В.А.Сухомлинский) – 26.10.06г., 19-21.00;

·       «ИСТИНА ШКОЛЫ» - 30.11.06г., 19-21.00;

Контактная информация и вопросы по телефону: (044) 442-2713 либо через педагога-организатора клуба «Молодые Сердца», т. (044) 284-5729, e-mail: CSG-KyivDAR@yandex.ru , адрес: г. Киев, ул. Ивана Кудри, 38б, клуб «Молодые Сердца» (М «Дружба народов»).

Научно-просветительский педагогический журнал – Интернет-версия «ПЕДАГОГИКА КУЛЬТУРЫ»: учрежден в 2004 году Международной Лигой защиты Культуры и адресован учителям школ и гимназий, преподавателям средних и высших учебных заведений, воспитателям, психологам, работникам музеев и библиотек, руководителям и специалистам системы управления, а также всем тем, кто интересуется проблемами образования и воспитания, вопросами самосовершенствования. http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное