Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Белая ворона


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику Белая ворона   30   2006-08-31 17:51:27

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены две статьи Татьяны Курбатовой о наших детях, таких обычных и необычных, о некоторых подходах к ним в обучении для нахождения взаимопонимания. В разделе Новостей читайте о российской девочке-рентгене Наташе Демкиной и ссылки. Продолжение работы Ш.А.Амонашвили «Истина Школы» и цикла «Тайны славянской азбуки» будет в следующем выпуске. 

Белая ворoна или Кудрявый ежик

Татьяна Курбатова

«Мама, мама, смотри, кудрявый ежик», — закричал ребенок, показывая рукой на экран телевизора. На экране вся ежиная семья — мама, папа и еще двое обыкновенных колючих детей-ежей — пыталась выпрямить кудряшки «младшенького». Чего только они ни делали: вытягивали кудряшки, привязав их к деревьям, подобно бельевым веревкам, смазывали смолой, чтобы стояли прямо, состригали — бесполезно: отрастали новые и снова кудрявились. Наверное, родители и не стали бы затевать всего этого (потому что несмотря на отсутствие колючек любили своего сыночка), если бы не ворона. Пролетая мимо, она посчитала своим долгом исправить ситуацию. Она изобретала все новые и новые способы борьбы с кудряшками. И когда ни один из них не помог, побелела.

Сложно, когда твой ребенок не такой, как все.

В жизни мы привыкли называть таких людей белыми воронами. В чем их проблема? Чем они отличаются от других? Легко ли им живется? Могут ли помочь им окружающие? Что делать, если сын или дочь — белая ворона? Только ли подростки бывают белыми воронами?

Вопросов много. Попробуем разобраться.

Проявляться белые вороны начинают уже в 7–8 лет, наибольшее их число приходится на подростковый возраст, некоторые встречаются и после 20.

К тому же, не все белые вороны одинаковы. Среди них ярко выделяется несколько типов.

«Борцы за справедливость». Без сомнения, вы встречали таких. Они, как правило, есть в любом классе любой общеобразовательной школы, в любой группе любого ВУЗа. У них обостренное чувство справедливости, их касается все: незаслуженно поставленная двойка, друг, удаленный без вины за дверь, однокашник, «засыпанный» на экзамене ради освобождения места для «своего», несправедливо распределенная стипендия. Одного из факторов достаточно, чтобы они начали бунтовать. Они не бояться задать вопрос в глаза преподавателю или другому взрослому и ожидают не менее прямого ответа. Этот тип белых ворон не идет на компромиссы, они не думают о себе и о последствиях для себя — им важно восстановить справедливость. Помните каверинских «Двух капитанов»? Сашка Григорьев — яркий пример подобного типа. Отыскать следы экспедиции капитана Татаринова становится целью и смыслом его жизни. А сколько раз бунтует он против несправедливости, будучи еще мальчишкой: защищает любимого преподавателя от увольнения, бежит в Туркестан, посчитав, что его предали…

В фильме Н. Михалкова «Сибирский цирюльник» есть подобный герой. 18-летний мальчишка, призванный на службу в армию, вешает в своей палатке во время летних учений портрет Моцарта. Приказы командира назвать Моцарта дерьмом (пардон!) он не выполняет, упорно повторяя, что Моцарт — великий композитор. Наказание (не снимать противогаз) не помогает: он бегает в противогазе, спит в противогазе, он страдает от этого, но Моцарт остается великим композитором.

«Свободно мыслящие или незаурядные». Такие тоже встречаются достаточно часто. Вороны, принадлежащие к этому типу, занимаются исследованием чего-либо. Они читают, изучают, сравнивают, экспериментируют. (Внимание! Не путать с обычными зубрилками и отличниками!) Они свободно вступают в споры и дискуссии. Им есть что сказать, они имеют свое собственное мнение, они умеют размышлять. В любимой области (будь то литература, история или ботаника) они часто знают больше самого преподавателя, чем часто вызывают его недовольство. Белым воронам этого типа интересен сам процесс изучения. Они способны делать потрясающие выводы, а порой и открытия. Иногда из них вырастают гении.

Эйнштейн, например, в детстве, зачитывался книжками и к последнему году обучения в гимназии знал о физике больше, чем его преподаватели. Он перечитал труды естествоиспытателей и самостоятельно дошел до выводов, которые позже привели его к гениальным открытиям. Знания, дававшиеся в гимназии, и преподавание, основанное на страхе, насилии и искусственно создаваемом авторитете, больше не устраивали Эйнштейна, и он бросил учебу за год до окончания гимназии. Ни обстоятельные разговоры с отцом, ни слезы матери не остановили юношу. Он начал работать и занялся самообразованием.

Следующий пример многих, наверное, удивит, но он как нельзя лучше подходит к теме. Это Чайка Джонатан из книги Ричарда Баха. В стае чаек есть одна, которая не летит вместе со всеми добывать корм, а экспериментирует со скоростью полета. «Какую скорость может развить чайка?» — волнует его. Он снова и снова поднимается высоко в небо, падает камнем вниз, расправляя крылья лишь у самой поверхности воды. Уставший, с переломанными крыльями, возвращается он поздно вечером к стае. Презрением и непониманием встречают его сородичи. Но и это не останавливает чайку. Есть цель — и к ней стремится Джонатан.

Есть белые вороны, которые имеют характеристики и первого, и второго типа.

Недавно появившийся в видеопрокате фильм «Великан» рассказывает о мальчике-калеке, с трудом передвигающемся с помощью костылей. Но как силен он духом, насколько красив и благороден в мыслях, делах и поступках! Его ум жаждет открытий, он изобретает железную летающую птицу. Несмотря на отсутствие физической силы, он ничего не боится, вступает в борьбу со злом столько раз, сколько сталкивается с ним. Его изобретательность спасает жизнь ему и его другу: шутка ли — обезвредить сильного, озверевшего от ненависти и злобы взрослого двумя струйками серной кислоты из водного пистолета. Вернее, он очень уверенно сказал о серной кислоте, а прыснул в глаза водой с перцем. Рядом с ним становится Человеком забитый, трусливый, никчемный мальчишка.

Но есть и другие «белые».

«Правильные». Чаще всего это обычные дети, но со сформировавшимися критериями. Выделяются из общей массы они только тогда, когда попадают в не подходящие для них условия. Случается, что ребенка переводят в другой класс или в другую школу. Оказывается, что в новом коллективе в порядке вещей курить, пить, браниться, а новенький не может, не привык, не хочет. Он другой. «Самый правильный, что ли?» — подначивают его одноклассники.

К этому типу относится Лена из фильма Р. Быкова «Чучело». Класс сбегает с урока, а она остается. Но «закладывает» преподавателю детей не она, а маленький, подленький, спрятавшийся под партой одноклассник. Оставаясь честной и принципиальной, не видя своей вины, она не может бороться с одноклассниками теми же методами, что и они с ней. Она руководствуется своими критериями.

К «правильным» относятся и многочисленные дети-музыканты (особенно скрипачи), которые часто становятся предметом насмешек одноклассников из-за того, что вместо попсы слушают Вагнера и Бетховена, играют Штрауса, поют Моцарта.

***

Перечень разновидностей белых ворон можно было бы продолжить, но предоставим эту возможность самому читателю, сделав небольшую оговорку. Критерии общества в последнее десятилетие меняются часто, и есть опасность, что белой вороной или «не такими как все» поспешат окрестить панков, скинхедов, рокеров, неофашистов (добавьте по вкусу). Они действительно не такие, как все, но нас интересуют их «белые» характеристики. Можно ли у перечисленных категорий найти подобные? Вряд ли. Поэтому называйте их как хотите: серыми, черными в крапинку, но только не «белыми».

И первому, и второму, и третьему типу белых ворон живется нелегко. (Кстати, к какой группе относится ваш ребенок, если он белая ворона, или к какой группе относились вы в детстве?) Живется им нелегко, потому что, во-первых, они часто попадают в неоднозначные, трудные ситуации и оказываются в одиночестве или в меньшинстве. Во-вторых, белые вороны слишком независимы, чтобы ждать или просить помощи. Иногда это заканчивается плачевно для них. В третьих, их не понимают. И это, пожалуй, самое страшное. Их не понимают не только одноклассники и друзья, а часто и самые близкие люди — родители. Вместо того чтобы разобраться, против чего бунтует их ребенок, родители, как наши ежи из мультфильма, пытаются расправить кудряшки или пригладить колючки. Снова и снова они пристают к ребенку с вопросом: «Но почему ты не такой как все? Живи как все, и не будет у тебя проблем». Они активно учат ребенка приспосабливаться к действительности, идти на компромиссы и т.д.

Самое время еще раз вспомнить фильм «Великан». Мама уже упомянутого нами героя — удивительная, тонкая, сильная женщина. Она была плечом для сына. Она переживала, боялась за него, но не учила отворачиваться от правды, сворачивать в сторону в трудную минуту, хотя иногда сама его жизнь была под угрозой. Он ей многого не рассказывал, но она знала обо всем, потому что хотела знать.

Многие родители вообще не в курсе проблем своего ребенка, кроме двоек в четверти. И если эти проблемы не приобретают глобального масштаба, то есть конфликта, выходящего на уровень школы, то родители могут и не узнать, что их ребенок — белая ворона.

Белые вороны не привыкли отступать. Если бы мы проследили дальнейшую жизнь героев, упомянутых в этой статье, то убедились бы, что из них вырастают не просто хорошие, добрые люди, а люди, обладающие нравственными, моральными и духовными критериями. Не этого ли так не хватает нам сегодня?

Белую ворону можно сломать. Что будет дальше с ее жизнью, если это произойдет? Не станет ли она развиваться по другому сценарию? Не изменит ли этот перелом судьбу человека? Современные кинематографисты часто используют в фильмах прием возвращения героя в детство. Вернувшись, он меняет одно (!) событие или поступок, и зритель удивленно наблюдает, как меняется от этого вся жизнь человека.

И в заключение хочется вспомнить ворону из мультфильма, рассказанного в самом начале. Она боролась с кудряшками ежика, а отчаявшись, побелела. Побелела, и только тогда поняла, что можно жить и с белым оперением, и с кудряшками вместо колючек, и это никого не портит.

Наверное, и мы никогда не поймем белых ворон, пока сами не побелеем. Может быть, от этого наша жизнь станет менее скучной, менее обыденной, менее серой?!

Рецепт будущего

Татьяна Курбатова
Когда я была маленькой, я любила считать, сколько лет будет мне в 2000 году, сколько маме, сколько папе... Уж очень притягивала эта волшебная цифра – 2000, и казалось, что после нее будет происходить что-то совершенно невероятное. И вот это «невероятное» наступило. А что дальше?.. Жалко, не посчитаешь, сколько лет тебе будет в 3000 году. Нет, посчитать-то можно, но... Лучше представить, какой будет жизнь лет через 100 или 200. Мы попытались сделать это вместе с детьми. Задав им несколько вопросов, мы и получили

 

Ирина Владимировна села не за учительский стол, как обычно, а среди детей, за одну из парт, образовавших после перестановки почти правильный круг.

– В кругу сидеть лучше, все друг друга видят, – сказала она. – А поговорим мы с вами сегодня, накануне Нового года, о будущем. Нет, не о том, когда вы станете взрослыми, а о том, что произойдет не скоро, лет через 100 или 200, а может быть, в конце третьего тысячелетия. Если мы будем знать, что хотим там увидеть, тогда легче понять, как нам прожить жизнь, чего избегать и к чему стремиться, даже профессию будет легче выбрать. Но начнем с другого.

Есть такая традиция: провожая старый год, вспоминать все самое доброе, что он принес, благодарить тех, кому мы действительно благодарны. В самом конце уходящего года и даже века кому вам хочется сказать спасибо?
– Маме – за то, что родила, – класс дружно расхохотался.
– Родителям – за то, что вырастили и воспитали. И друзьям – за то, что они просто есть.
– Книгам, которые я прочитал.
– И родителям, которые их подсовывали.
– Хорошим друзьям – за помощь, поддержку и советы в трудную минуту.
– И плохим – за то, что глядя на них понимаешь свои ошибки и пытаешься исправиться.

Дверь класса тихонько приоткрылась, и в нее просунулись две светлые головы. Увидев приглашающий жест, малыши вошли и тихо сели. Часто во время подобных бесед они проникали на территорию занятий старших братьев: всё интереснее, чем ждать их под дверью. И не раз оказывались полезны в разговоре. Так случилось и на сей раз:
– Благодарна – Деду Морозу за то, что приносит зиму, – не задумываясь ответила девчонка.
– Дождю – за то, что он делает реки, – вторил ей мальчишка.

– Хорошо, – улыбнулась Ирина Владимировна. – Тогда следующий вопрос. Что мы с вами оставим во втором тысячелетии и ни за что не возьмем в третье?
– Ссоры между странами.
– Очень хочется, чтобы не было войн.

Дальше ответы посыпались как горох:
– Чтобы не было пьяных.
– Чтобы не было бездомных.
– Чтобы не было жадности.
– Давайте выбросим лень.
– И еще неряшливость.
– И еще клевету.
– И двойки, двойки!

– А теперь представьте, что у вас есть возможность сделать великое открытие или изобрести что-то, чем человечество сможет пользоваться много веков. Что бы вы изобрели? Первыми взяли на себя на себя инициативу малыши. Перебивая друг друга, они затараторили:
– Машину времени!
– Дом с крыльями!
– Машину, которая будет поливать цветы и деревья!
– Летающие ботинки: надеваешь и летишь!
– Нет, лучше крылья для людей!

К этому моменту созрели идеи и у старших:
– Я хочу изобрести такую жидкость, которая уничтожила бы все зло, все страдания и все преступления.
– А я бы хотел открыть новую галактику.
– А я бы изобрел крылья, на которых можно подняться к звездам.
– Я бы хотела изобрести такое лекарство, которое сможет вылечить людей от всех болезней.
– Я бы открыла любовь. Чтобы люди знали, кого они любят, и не метались – любят они или нет.
– Я бы изобрел счастье, которое помогло бы стать всем добрее, и не стало бы злых людей.
– Я мечтаю помогать человеку узнать, в чем его сила.
– Я бы научила всех людей на свете мечтать по-настоящему. И чтобы от мечты человека кому– о еще стало теплее.

– Я и не подозревала, что вы у меня такие гениальные! – пошутила Ирина Владимировна. – А что же будет потом, когда будущее настанет?
– Взрослые будут похожи на детей. Они будут мечтательными и доверчивыми.
– Будет спокойствие во всем мире и в душе каждого человека.
– Взрослые и дети найдут между собой общий язык, станут друг друга слушать, понимать, чувствовать душу друг друга, станут равными.
– Не будет воровства, разбоя и убийства.
– Люди найдут много нового. Откроют новые законы. Будет больше согласия. Работать будет легче и интереснее.
– Самое главное – люди поймут, что не должно быть зла, что надо жить мирно, без войн, ссор, обид, надо жить дружно, любя и радуясь. Наступит золотой век!

Я не знаю, чем завершила эту беседу Ирина Владимировна. Не дождавшись окончания занятия, я тихонько вышла из класса и, присев по давней детской привычке на подоконник в пустом коридоре, задумалась. Я пыталась ответить на те вопросы, на которые так уверенно и просто отвечали за стеной дети. Скажу честно, во многом наши ответы совпадали. А в голове вновь и вновь всплывала фраза философа XX века Хорхе Анхеля Ливраги: «Будет так, как ты веришь!» Оригинал статьи находится на сайте журнала "Новый Акрополь": www.newacropolis.ru

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

Российская девочка-рентген произвела фурор в Лондоне

28.01.2004 "Столица-С".

Девочка из Мордовии, обладающая уникальным "рентгеновским" зрением, произвела фурор в Лондоне. После того, как британские журналисты узнали об уникальном ребенке, с ней заключила контракт газета Sun, и теперь девочке предстоит обследование в британской лаборатории.

Наташа Демкина впервые ощутила свой дар, когда ей было 10 лет. Однажды она начала рассказывать своей маме о том, как устроен организм человека. Девочка не знала название многих органов и называла почки бобами, а кишечник - гофрированным шлангом. Перепуганная мать обратилась к специалистам. На приеме у врача Наташа неожиданно рассказала о строении его организма. Тогда медики растерялись.

По словам Наташи, у нее есть два зрения. Одно обыкновенное, как у всех нормальных людей, и другое, которое позволяет ей видеть человека насквозь. Девочка способна "разглядеть" органы, определить их состояние, "увидеть" любую клетку, распознать бактерию, вирус, попавший в организм. На второе "зрение" она переключается по желанию, но после долгих сеансов у нее сильно болит голова. Себя юная экстрасенс ни "смотреть", ни лечить не может, пишет "Столица-С".

Татьяна Демкина старалась скрыть аномалию дочери, но вскоре к ней повалили толпы страждущих. Однажды обратилась женщина, которая не могла зачать ребенка более 9 лет. Наташа согласилась помочь, и в положенный срок женщина родила мальчика. Но счастливая семья не пригласила девочку даже посмотреть на младенца. Больше всего школьницу ранило именно равнодушие тех, кому она помогла. Наташа мечтает стать врачом, чтобы законно заниматься делом всей жизни и спасать больных. Ее мать неоднократно обращалась к специалистам, чтобы те подтвердили дар дочери. К примеру, в Детской районной больнице N1 школьнице показали маленькую девочку, страдающую целым букетом заболеваний. Наташа описала каждый больной орган. Ее диагноз полностью совпал с данными обследования. В республиканском противотуберкулезном диспансере ей показали больную туберкулезом и раком. Девочка заявила, что рака у женщины нет, и через полтора месяца врачи признали ошибку в диагнозе. Вскоре больная излечилась и от туберкулеза.
Последний эксперимент проходил в медсанчасти "Орбита", когда компьютерная томография подтвердила наличие у мужчины мозговой опухоли, которую "увидела" Наташа. Каждый раз медики признавали необыкновенный дар школьницы, но отказывались оформить его официально.
В итоге способности Наташи привлекли внимание английских СМИ. В лондонских газетах появилось несколько заметок, после чего на мордовскую девочку началась настоящая охота.
Местным журналистам, которые писали о ней, стали поступать звонки от имени представителей английской прессы. Один из британских журналистов рассказал, что 23 января Наташа прилетела в Лондон. Якобы с ней заключила контракт газета Daily Express, согласно другим сведениям, договор заключила одна из самых богатых "желтых" газет Великобритании Sun, которая действовала через Daily Express.
Один из его пунктов контракта - обследование саранской школьницы в научной лаборатории. "Мы долго скрывали дар дочери, - рассказал отец Наташи Николай Демкин. - Но ее уникальность все же "выплыла" наружу, после чего нашу семью атаковали журналисты. Телефон разрывался от звонков, приезжали даже с НТВ. Местные газеты тоже о ней много писали, хотя некоторые статьи принесли нам немало горя".
В итоге, по словам Николая Демкина, с ней заключили контракт англичане, по которому она должна пробыть в Лондоне две недели.
"Я счастлив, что дочь добилась таких успехов. Я обычный человек и не обладаю никакими паранормальными способностями. Сам часто прибегаю к ее услугам, последний раз она мне "вывела" песок из почек", - рассказал он. Между тем, по данным "Столицы-С", чиновники из Минздрава Мордовии устроили "разборку" медикам, проводившим эксперименты с Наташей. В одной из газет даже появился материал, где в адрес девочки выдвигались нелепые обвинения.

Впрочем, и в России есть девчонки всем на зависть. 17-летняя Наташа Демкина из Саранска уверяет, что может заглянуть внутрь человеческого тела, наблюдать, как работают его органы, и понять, если с ними что-то не так. Однако медики ей не верят.

Правы они или нет, но во время поездки по Великобритании, организованной за счет газеты The Sun, Наташа "лопухнулась": объявила штатному медику, что у него барахлит желудок, проблемы с поджелудочной, а также непорядок с печенью и почками. Ошалевший медработник оказался перед нелегким выбором: либо заказывать место на кладбище, либо еще потрепыхаться, предварительно записавшись на обследование. Он все же выбрал второе и не прогадал: врачи клиники на Харли-стрит заверили его, что он совершенно здоров.

Наташа разозлилась и ответила скептикам, что готова на проведение научного эксперимента. На первом этапе она диагностировала людей, которые предварительно рассказали о своих болячках врачам. Этап прошел на ура: Наташа ответила правильно.

На втором этапе ей подсунули семерых различных больных; в анамнезе было все, от ампутированной ноги до металлической пластины в черепе. Через четыре часа Наташа вынесла окончательное заключение, и ученые объявили результаты проверки. Несмотря на четыре правильных ответа, в трех других случаях ее диагноз оказался неверным – экзамен она не прошла. "В лучшем случае, она делала это уже много раз и приобрела реальные навыки, позволяющие по чисто внешним признакам поставить относительно точный диагноз. В худшем же случае речь идет о чем-то другом", – заявил Ричард Уайзмэн, бывшей профессиональный иллюзионист, а ныне психолог и специалист по паранормальным явлениям.

Эх, зажимают наших девочек. Но не все потеряно! Верим, что живет где-нибудь на просторах российских девочка, которая даже без макарон поднимает тяжести, бегает, прыгает, приседает и просвечивает людей на манер самого лучшего рентгена. Только добираться до нее далеко...

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2004/10/01/356534.shtml  Во вложении фото к сатье.


Сторонники гуманно-педагогического подхода к детям в школе и в семье приглашаются на Шестые Международные Педагогические Чтения "Гуманная Педагогика: "Истина Школы".  Место проведения: Москва, Московский Дом Учителя. Время: 9-11 января 2007 года. Планируется проведение Первых Всеукраинских Педагогических Чтений на тему "Гуманная Педагогика: "Истина Школы" в ноябре 2006 г. или феврале 2007 г.
Подробнее на проекте «СЕРДЦЕВЕДЕНИЕ»/ «ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА ШАЛВЫ АЛЕКСАНДРОВИЧА АМОНАШВИЛИ»: www.serdcevedenie.narod.ru/pedagog/amon.htm

«ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ДАР»

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
МАМЫ И ПАПЫ, МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ!
Для самых маленьких и больших - с сентября месяца в клубе «Молодые Сердца» (г. Киев, М «Дружба Народов», ул. Ивана Кудри, 38б) продолжает работу «ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ «ДАР» (в рамках работы Семейного клуба). В программе работы «ТМД»:
∙ Театральные постановки (минимум две в учебном году);
∙ Ролевые игры и танцкласс;
∙ Экскурсии, походы и занимательные прогулки на природе;
∙ Кружок «Мастер» и экологический дозор;
∙ Развитие творческих способностей индивидуально и вместе;
∙ Видеопросмотры лучших детских программ и материалов;
∙ Подготовка и проведение вечеров для мам и пап, а также их родителей;
∙ Художественное и фототворчество;
∙ И многое другое, чего не опишешь…
http://ecc-kyivdar.narod.ru/announcement.html

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное