← Август 2006 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
|
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
8
|
9
|
11
|
12
|
13
|
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
За последние 60 дней ни разу не выходила
Сайт рассылки:
http://ecc-kyivdar.narod.ru/index.html
Открыта:
31-10-2005
Адрес
автора: economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ИСТИНА ШКОЛЫ - 3
Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ИСТИНА ШКОЛЫ - 3 29 2006-08-10 00:06:12 Добрый день Вам, Друзья - со-путники!
В данном выпуске помещены тезисы выступления «Золотой круг Святого Августина» В.М.Гуливатого на летней сессии Открытой педагогической школы в Ворзеле (пригород Киева) 02.07.06 г. и продолжение работы Ш.А.Амонашвили «Истина Школы» (полный текст книги опубликован на страницах «Учительской газеты» и отдельной брошюрой в Киеве). В завершении выпуска продолжение цикла «Тайны славянской письменности» о сути девятой буквицы «И»(во
вложении смотрите файл с ее изначальным изображением) и традиционная подборка новостей, а также ностальгический очерк «Детям 60-х, 70-х и 80-х посвящается». Сторонники гуманно-педагогического подхода к детям в школе и в семье приглашаются на Шестые Международные Педагогические Чтения "Гуманная Педагогика: "Истина Школы". Место проведения: Москва, Московский Дом Учителя. Время: 9-11 января 2007 года. Планируется проведение Первых Всеукраинских Педагогических Чтений на тему "Гуманная Педагогика: "Истина Школы" в ноябре 2006 г. или феврале 2007 г. ЗОЛОТОЙ КРУГ СВЯТОГО АВГУСТИНА. ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ В.М.ГУЛИВАТОГО НА ЛЕТНЕЙ СЕССИИ ОПШ 02.07.06 г. «Вначале предлагается провести такой тест. Нужно придумать слово из педагогической культуры и написать на отдельном листе бумаги, на что дается 45 с. Следующее – надо продолжить фразу: «Интериоризация – это способность влиять на …» на том же листе. И третье – аудитории задается вопрос, кто желает сейчас сделать проверку способностей духовного интеллекта (с аудитории согласились только 2 человека, у детей вызывает большой ажиотаж). Листки без подписи сдаются. По опыту проведения первого задания теста в 1-ом классе очень много повторений слов, во 2-м классе – примерно 50% повторений, в 3-м классе, как правило, не бывает повторений. Для проверки уровня интереса и уровня внимания можно использовать 3 видеокамеры: на преподавателя (Гуливатого), через одного из учеников и через группу учеников. Задача – преодолеть задержки психологического развития ребенка и педагогического развития преподователя. Гуманизм заключается в затрате 20% времени на родителей (у В.А.Сухомлинского – 30%). Создать среду ответственности, дать свободу ребенку. Пример - 10 лет проводил лонгитюдный формирующий эксперимент. («единственный из ученых-психологов, которому удалось блестяще реализовать 10-летний эксперимент по обучению детей с 1-10 классы «без отметок!» Ш.А.Амонашвили, прим. Вед. рас. А.С.). Алексей Николаевич Леонтьев говорил о внутреннем языке. Можно использовать сказки В.А.Сухомлинского (семь) – вставит пропущенные слова. В авторитарной педагогике - правильно, неправильно; в гуманной педагогике – умение выдвинуть гипотезу. Пример со своим классом, когда они со 2-го этажа шли на цепочках во главе с Гуливатым и навстречу директор. На вопрос авторитарного директора, что происходит, нашлись с ответом – «по азимуту идут». Психологический огонь для сжигания вопросов. Золотой треугольник Александра Григорьевича Асмолова, заведующего кафедрой педагогики и психологии МГУ. В средине треугольника находится среда смысла. Несчастливых детей до 60% (и в школе, и в семье). В семье можно только нейтрализовать негативное влияние, перевоспитать семьи нельзя. Золотая формула гуманной педагогики = сорадость и сопереживание / сотрудничество и сотворчество. Сорадоваться сложнее. Золотой круг Святого Августина. По его подобию ВЕРА и ПРИЗВАНИЕ приводят соответственно слева и справа к кругу с размытыми краями Гуманной Педагогики. Есть зона активного развития, зона ближайшего развития. Гуливатый продолжает Выготского: и есть зона смыслового развития. Можно издать сборник творческих работ учеников. Писать до востребования Гуливатому Василию Михайловичу, г. Винница, 21100.» Издана небольшая брошюра Василия Гуливатого «О Божественных крыльях Гуманной Педагогики» (Экзистенциально-методологическое размышление-штрих на языке педагогического санскрита-семантики)со знаком «Академия Гуманной Педагогики» и предисловием Ш.А.Амонашвили. (будет публиковаться на страницах данной рассылки, прим. Вед. рас. А.С.) В.М.Гуливатый считает себя учеником Ш.А.Амонашвили и создает сейчас Академию Гуманной Педагогики в г. Винница. (прим. Вед. рас. А.С.) Истина Школы Продолжение. Дирекция школы устроила соревнование среди своих учеников всех классов: кто бросит курить, получит в подарок диктофоны и плееры. Конкурс практически провалился. Во многих классах школ дети находят среди своих одноклассников изгоя, которого всячески унижают, мучают, избивают, грабят, насилуют, и ребенок этот, живущий в аду, ничего не может поделать. Учителя тоже знают об этом, но не находят времени на воспитание. Суициды, детские суициды! Каждый год в России кончают жизнь самоубийством более шести тысяч детей разного возраста. Директор одной школы рассказал мне о своей инновации: в школе открыт милицейский участок. «Сами понимаете, школа как школа, — сказал он мне, — драки, кражи, насилие, сквернословие. В школе своя милиция (милиционерам платят родители), она и разбирается в детских криминалах — кого-то штрафует, кому-то запрещает ходить в школу три дня или три недели, а кого-то наказывают построже. Это нам очень облегчило работу. Учителя теперь не мучаются
разборками и не тратят время на нравоучения». Что вы на это скажете? «А знаете, наша школа не одна!» — заверил меня директор. Складываются новые понятия, в которых отражается особая «образовательная» действительность: «школьная аллергия» (думаю, не нуждается в пояснении), «безопасность от учителя» (тоже ясно выраженное понятие), «школьная биография» (это особый период жизни, который наконец-то, слава богу, позади или вот-вот уйдет в прошлое, но раны от него останутся долго). * * * Психологи работают на славу. Они могут объяснить психологическую природу любой школьной драмы и трагедии, любого так называемого девиантного поведения. Они знают, каковы мотивы, возрастные и социальные причины курения, наркомании, детского алкоголизма, агрессии, конфликтов со взрослыми и т.д. и т.п. А учителя не устают твердить, что они учитывают психологические особенности детей. Но так ли это? Во-первых, психологию ребенка надо не учитывать, а принимать как основу педагогического сознания и практики.
Во-вторых, многие учителя учитывают психологические особенности не своих учеников, а самих себя, чтобы им — учителям — было хорошо и комфортно, поэтому надо запрещать ученикам проявлять свой нрав. В-третьих же, и это как норма, многие и многие учителя говорят о психологии детей, не зная саму психологию. Они учитывают, не зная что. Вот беда какая! * * * Друзья Родной Школы! Бейте в тревожные колокола! На Школу нахлынуло стихийное бедствие — наводнение тестов! Бедствие идет с Запада
и США. Что такое хорошее сделали тесты и тотальное тестирование школьной молодежи, скажем, в США, чтобы их немедленно внедрять в наши школы? Именно внедрять, то есть вводить тотальное тестирование насильно, властно, не спрашивая ни у народа, ни у учителей и, конечно, ни у самих школьников. В чем американское образование преуспело, применяя тесты? Может быть, тесты установили у них демократию и справедливость в образовании? Нет, конечно. Демократия и справедливость в образовании зависят от доллара. Может быть,
тесты помогают им выявлять будущих Эйнштейнов? Нет, конечно. Таланты так же проявляются или гибнут, как это бывает в обычной авторитарной школе. Может быть, с помощью тестов они опередили уровень бывшего советского, а теперь российского образования? Ни в коем случае! Не унижайте, пожалуйста, Родную Школу — она была и пока еще есть одна из прекрасных Школ в мире. Может быть, тестирование гуманизирует образование, повышает его воспитательный потенциал, выявляет личность? Тоже нет. Не гуманизирует, а
авторитаризирует; не личность выявляет, а обезличивает ее. Сколько десятков лет в США тестируют школьников, но образование от этого ничуть не продвинулось, и общество тоже не выглядит возвышенно. Вот действительная картина США: 55 миллионов наркоманов; около 30% населения являются гомосексуалистами и лесбиянками; 37 миллионов американцев нуждаются в серьезной психиатрической помощи; половина взрослого населения не в состоянии написать даже письма; 44 миллиона взрослых не способны подсчитать, сколько
денег израсходовано на покупки в супермаркете; с каждым годом усиливается тенденция правонарушений среди молодежи, устрашающее количество самоубийств среди школьников и взрослых... А индустрия тестов процветает, тесты гуляют во всех сферах жизни людей и, конечно, они угрожающе давят на сознание и подсознание молодежи. И будем знать еще: весь мир является для США донором талантливых ученых и мастеров искусства. * * * Тогда в чем же нам искать блага тестов и тестирования? В нашей действительности тестированию
приписывают некие мифы. Якобы тестирование, тем более машинное, снимает стрессы, которые школьники переживают при обычных экзаменах с экзаменаторами. Тесты абсолютизируют объективность в оценках знаний и способностей. Тесты устраняют коррумпированность в образовании и т.д. и т.п. Какие-то силы в спешке готовят тестам трон и жезл высшей инстанции справедливости, и вот какой. Если школьник догадается, что Пушкин есть российский поэт, а не французский, а не японский, — это хорошо, это победоносное знание.
Если он догадается, что общего между ежом и молоком и ответит машине, что оба они свертываются, тоже будет прекрасно. Машина примет этот ответ и выставит высший балл. Если он не спутает Куликовскую битву с кулачным боем, опять придет к нему победа. Может быть, стоит вообще отказаться от обычных программ и учебников и перейти на обучение тестам? Если школа не сделает этого, есть армия людей, которые этим занимаются, — это репетиторы. Они знают тесты наизусть и также наизусть могут научить им своих подопечных.
* * * Тесты...Тесты...Тестирование... Тестируют даже 3-4-летних детей перед тем, как принять их в детский сад. Тестируют шестилетних детей перед зачислением их в 1-й класс. Тестируют их на так называемые феномены Пиаже. Кладут перед ребенком десять красных фишек кучкой, и также кучкой десять желтых фишек. «Посчитай, где больше фишек — в этой кучке или в той?» Ребенок считает и отвечает: «И здесь, и здесь по десять фишек, они равны». Потом психолог кучку красных фишек оставляет нетронутой, а желтые
фишки раскладывает на большом расстоянии друг от друга. И тут начинается смысл теста. «Чего теперь больше — красных фишек или желтых?» Если ребенок ответит, что теперь больше желтых фишек, то психолог сделает вывод: ребенок не постигает смысла количества, потому он не готов для школы. Но разве Пиаже говорил, что его феномен преграждает ребенку путь к школе? И знал бы еще школьный психолог, как тонко анализировал удивительный Лев Семенович Выготский феномены Пиаже, знал бы школьный психолог смысл синкретности,
знал бы идею Выготского о зонах развития, о сотрудничестве и вообще о бессмысленности подобного рода тестирования, то покраснел бы от стыда и извинился перед Ребенком за некорректное к нему отношение. И если он честен, отказался бы от выявления способностей и знаний детей подобными средствами. * * * Для того ли родилась Школа в жизни человечества, чтобы готовить своих питомцев выдерживать тесты и таким способом открывать себе врата жизни? Что есть тесты — сумма системных знаний? Нет, тесты не есть
такие знания, они и не помогают ребенку систематизировать в себе знания. Тесты — это искусственно и противоестественно образованный сумбур так называемой информации, в которой крупицы знаний выглядят жалко, беспомощно и обиженно. Тесты — инородное тело для образования. Кому они нужны, если они ничего путного прогнозировать не могут и измерить качество личности молодого человека тоже не могут? Да, есть те, кому они нужны: есть мощнейшая индустрия разработки тестов. Вот кому они нужны. Заказывайте
тесты, платите миллионы, и вы получите контейнеры с засекреченными тестами. Тесты и тестирование отбрасывают Школу от своей сути — быть мастерской человечности. Перед таким монстром, каковыми являются всепоглощающие тесты, понятия — воспитание благородства, любви к Родине, веры, честности, трудолюбия, взаимопомощи — выглядят как жалкие атрибутики Школы, от которых лучше избавиться или же просто умолчать о них, и они уйдут в забвение. Вам будет нетрудно проследить: сколько страстных
речей и слов, и, конечно, времени, которому нет цены, было потрачено властями по вопросу тестов и сколько за это же самое время было сказано слов об Учителе, о Школе, о Человечности, о Вере, о Благородстве, о всем том, на чем зиждется духовно-нравственная опора личности, опора гражданина страны и общества в целом. Финансируются тесты, машины тестирования, но не финансируется ничего, что связано с духовным и нравственным обликом личности. И как бедна огромная Страна, как беден мир благородными людьми. * * * Предупреждение
Константина Дмитриевича Ушинского: «Как яда, как огня, надобно бояться, чтобы к мальчику не забралась идея, что он учится только для того, чтобы как-нибудь надуть своих экзаменаторов и получить чин, что наука есть только билет для входа в общественную жизнь, который следует бросить или позабыть в кармане, когда швейцар пропустил уже вас в залу, где и прошедший без билета или с фальшивым или чужим билетом смотрит с одинаковой самоуверенностью... В учебную и воспитательную пору возраста учение и воспитание должны
составлять главный интерес жизни человека, но для этого воспитанник должен быть окружен благоприятной сферой. Если же все, что окружает дитя или молодого человека, тянет его от учения в совершенно противоположную сторону, тогда напрасны будут все усилия наставника внушить ему уважение к учению. Вот почему воспитание так редко удается в тех богатых, великосветских домах, где мальчик, вырвавшись из скучной классной комнаты, спешит готовиться на детский бал или на домашний спектакль, где ждут его гораздо более
живые интересы...» Не балы, но дискотеки, не спектакли, но компьютерные игры, не разговор о новом рысаке в кабинете папаши, а разговоры о мобильниках и плеерах, или оболванивание у телевизора... А всюду — в школе, в семье, в обществе, в журналах, в газетах, по радио, по телевидению — идет травля тестами. Тесты и тестирование — вот «насущная» проблема, которая поглощает все остальное время. Когда же говорить о душе, о смысле жизни, о совести, о любви, о сострадании, о Родине? Когда
же обсуждать горизонты науки? «Школа — как тюрьма», — говорят многие, очень многие школьники. Школа размагничена от детской жизни. Нужно спасти Школу! * * * Школа — Мастерская Человечности. Школа — Мастерская Гуманности. Школа — Сообщество учителей и учеников. Школа — Храм. Так говорит законодатель Школы — великий Ян Амос Коменский. День открытых дверей в Школе. Приходите, посмотрите, выбирайте! Посмотрите сперва на наших учителей — какие
у них светлые глаза! Они добрые, честные, любящие и преданные. Они — гордость Школы! Вопрос: Доброта — хорошо, но вы можете быть с ребенком строгими? Строгость — лучшее средство, чтобы дети учились! Войдите на урок, посмотрите, какое у нас кипит педагогическое творчество. Творчество учителя раскрывает в ребенке творческие способности! Вопрос: Творчество творчеством, это неплохо, но ведь надо, чтобы дети получили знания? Как- никак, знания важнее рисования и пения! Мы осуществляем
принципы гуманной педагогики, творящее терпение — норма нашей жизни. Наша цель — воспитать Благородного Человека, с чувством и пониманием общего блага. Вопрос: Зачем гуманное воспитание, если общество негуманное? Благородный Человек погибнет в окружении конкуренции и злобы. Для такой педагогики общество не готово! Мы ориентированы на личность ребенка, на воспитание личности в ребенке. Доброречие и прекрасномыслие — основы нашего образовательного процесса. Мы верим, что каждый ребенок
имеет свое предназначение, свой путь, свои мысли. Мы уважаем и ценим его неповторимость! Вопрос с возмущением: Что это за свой путь, свое предназначение? А родительские намерения? Родительская воля? Что значит личность, чтобы ребенок не подчинялся воле отца?! Нашей особой задачей является развитие и обогащение духовного мира каждого ученика. Мы учим детей любви к людям, окружающим, учим уважать, уметь быть благодарными, проявлять сострадание и сорадость. Мы стараемся воспитать сердце ребенка. Реплика с раздражением:
Помилуйте, что это за духовность? Это поповщина какая-то в школе! Вы и о Боге будете говорить с нашими детьми? У нас проводятся праздники — День Славянской Азбуки, День Победы, День Поэзии, День Культуры. Мы празднуем дни рождения каждого нашего ученика. У нас традиция — соревнование в проявлении мощи Сердца. В такой духовно-нравственной атмосфере мы устремляем наших учеников к познанию наук. Вопрос: Скажите прямо, вы готовите своих учеников выдержать тестирование или нет? Да или нет? Как
у вас с тестами? Тесты?! Вопрос: Какие у вас дополнительные образовательные услуги? Услуги?! Продолжение следует © «Учительская газета» №16 (10097) / 2006-04-18 ЦИКЛ «ТАЙНЫ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ» 9. Буква И символизирует чаще всего связь разъединенного. Замечательно изображение женской фигуры, удаляющейся от столба. По всей видимости, это символ мудрости,
как бы удаляющейся от жизни, но привязанной к ней. На столбе жизни справа и слева — фигуры лебедя, устремляющегося вниз, и фигура животного, напоминающего льва, устремленная вверх навстречу лебедю, как бы желая его проглотить. Мобильный телефон мешает детям спать Учащиеся школ часто страдают от хронического недосыпания, отчего на следующий день они раздражительны и плохо учатся, - а виноват в этом мобильный телефон. Многие теряют бесценные часы сна, потому что поздно ложатся. Потому что ночью они пишут SMS друзьям и приятелям. Такой вывод сделал австралийский эксперт по образованию и психолог Эндрю Фаллер. Он провел исследование особенностей сна современных школьников и обнаружил, что чаще всего недосыпают девушки. Именно слабый пол, как правило, обожает обмениваться текстовыми посланиями. Опросив 213 мальчиков и 193 девочки в прошлом году, Фаллер выяснил, что 42% мальчиков и 40% девочек страдали хроническим недосыпанием до такой степени, что это сказывалось на их успеваемости в школе. Отсутствие сна серьезно влияло на способность усваивать знания. "Количество сна напрямую связано с тем, сколько у вас есть серотонина и насколько вы беззащитны перед стрессом. Недосыпающие дети получают меньше глубокого сна и сна со сновидениями. Сон помогает укреплять долговременную память, это играет огромную роль в процессе обучения", - сказал Фаллер. Эндрю Фаллер, у которого скоро выйдет новая книга под названием "Непростые дети", рекомендовал держать мобильники подальше от спальни. По материалам Mobilnik Курение марихуаны ведет к тяжелым нарушениям памяти Курение марихуаны ведет к тяжелым нарушениям памяти. Лица, регулярно употребляющие марихуану, страдают тяжелыми нарушениями памяти. К таким выводам пришли греческие ученые, отчет о работе которых опубликован журналом Neurology. В исследовании принимали участие курильщики марихуаны с многолетним стажем и лица, регулярно употреблявшие наркотик на протяжении непродолжительного отрезка времени. Обе группы испытуемых значительно хуже справлялись с предложенными им тестами на память и внимание по сравнению с участниками контрольной группы, лишь изредка пробовавшими «травку». Наиболее существенные отклонения от нормы были обнаружены у самых заядлых курильщиков, выкуривавших по четыре и более «джоинта» в неделю на протяжении десяти и более лет. Ряд предыдущих исследований, посвященных оценке влияния марихуаны на работу головного мозга, привели к противоречивым результатам. В то время как мнение о том, что длительное курение марихуаны оказывает продолжительное негативное влияние на головной мозг подтверждается результатами многих исследований, авторы некоторых работ, использовавших другие методики оценки влияния наркотика, не находят существенной разницы между способностями заядлых курильщиков марихуаны и граждан,
лишь время от времени употребляющих наркотик. Проблема заключается в том, что в большинстве подобных исследований достаточно сложно точно восстановить причинно-следственную связь между склонностью к употреблению марихуаны и наличием проблем с интеллектом у курильщиков, полагает координатор исследовательского проекта доктор Ламброс Мессинис (Lambros Messinis). Несмотря на то, что в ходе данного исследования были учтены такие факторы как уровень образования испытуемых, употребление ими других наркотиков или склонность к депрессии, контролировать все параметры, которые могут внести погрешности в результаты работы, весьма непросто, отмечает Мессинис. В исследовании принимали участие 40 человек в возрасте от 17 до 49 лет, проходившие лечение в связи с проблемами, вызванными неумеренным употреблением марихуаны. Все они регулярно курили марихуану на протяжении как минимум пяти лет, около половины из них — более 10 лет. В контрольную группу вошли 24 добровольца, в течение всей своей жизни не более 20 раз пробовавших «травку». В целом все испытуемые, регулярно находившиеся под воздействием «легкого наркотика», справлялись с предложенными им тестами на память, внимание и скорость реакции значительно хуже, чем представители контрольной группы. Доля участников, признанных по результатам теста умственно неполноценными, была наиболее высокой среди курильщиков с многолетним стажем. Хуже всего любители марихуаны справлялись с тестами на память — задачами на запоминание различных последовательностей слов. Продемонстрированные ими результаты намного отставали от нижней границы нормы. Остается неясным, является ли негативное воздействие марихуаны на умственные способности необратимым, отмечает доктор Мессинис, предположив в то же время, что длительное воздержание от наркотика может привести к нормализации работы мозга. Участвовавшие в исследовании лица не употребляли марихуану на протяжении 24 часов перед началом тестов. Кроме того, по словам доктора Мессиниса, весьма неопределенными остаются представления ученых о последствиях употребления марихуаны в подростковом возрасте. Не исключено, что мозг подростков реагирует на наркотик иначе, однако объем информации, имеющейся на данный момент по этому вопросу, остается крайне незначительным. Детям 60-х, 70-х и 80-х посвящается Если вы были ребенком в 60-е, 70-е или 80-е, оглядываясь назад, трудно поверить, что нам удалось дожить до сегодняшнего дня. В детстве мы ездили на машинах без ремней и подушек безопасности. Поездка на телеге, запряженной лошадью, в теплый летний день была несказанным удовольствием. Наши кроватки были раскрашены яркими красками с высоким содержанием свинца. Не было секретных крышек на пузырьках с лекарствами, двери часто не запирались, а шкафы не запирались
никогда. Мы пили воду из колонки на углу, а не из пластиковых бутылок. Никому не могло придти в голову кататься на велике в шлеме. Ужас. Часами мы мастерили тележки и самокаты из досок и подшипников со свалки, а когда впервые неслись с горы, вспоминали, что забыли приделать тормоза. После того, как мы въезжали в колючие кусты несколько раз, мы разбирались с этой проблемой. Мы уходили из дома утром и играли весь день, возвращаясь тогда, когда зажигались уличные фонари, там, где они были. Целый день никто не мог узнать, где мы. Мобильных телефонов не было! Трудно представить. Мы резали руки и ноги, ломали кости и выбивали зубы, и никто ни на кого не подавал в суд. Бывало всякое. Виноваты были только мы и никто другой. Помните? Мы дрались до крови и ходили в синяках, привыкая не обращать на это внимания. Мы ели пирожные, мороженое, пили лимонад, но никто от этого не толстел, потому что мы все время носились и играли. Из одной бутылки пили несколько человек, и никто от этого не умер. У нас не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникового телевидения, компакт дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультфильм всей толпой в ближайший дом, ведь видиков тоже не было! Зато у нас были друзья. Мы выходили из дома и находили их. Мы катались На великах, пускали спички по весенним ручьям, сидели на лавочке, на заборе или в школьном дворе и болтали о чем хотели. Когда нам был кто-то нужен, мы стучались в дверь, звонили в звонок или просто заходили и виделись с ними. Помните? Без спросу! Сами! Одни в этом жестоком и опасном мире! Без охраны! Как мы вообще выжили? Мы придумывали игры с палками и консервными банками, мы воровали яблоки в садах и ели вишни с косточками, и косточки не прорастали у нас в животе. Каждый хоть раз записался на футбол, хоккей или волейбол, но не все попали в команду. Те, кто не попали, научились справляться с разочарованием. Некоторые ученики не были так сообразительны, как остальные, поэтому они оставались на второй год. Контрольные и экзамены не подразделялись на 10 уровней, и оценки включали
5 баллов теоретически, и 3 балла на самом деле. На переменах мы обливали друг друга водой из старых многоразовых шприцов! Наши поступки были нашими собственными. Мы были готовы к последствиям. Прятаться было не за кого. Понятия о том, что можно откупиться от Ментов или откосить от армии, практически не существовало. Родители тех лет обычно принимали сторону закона, можете себе представить!? Это поколение породило огромное количество людей, которые могут рисковать, решать проблемы и создавать нечто, чего до этого не было, просто не существовало. У нас была свобода выбора, право
на риск и неудачу, ответственность, и мы как-то просто научились пользоваться всем этим. Если вы один из этого поколения, я вас поздравляю. Нам повезло, что наше детство и юность закончились до того, как правительство купило у молодежи свободу взамен за ролики, мобилы, фабрику звезд и классные сухарики... С их общего согласия... Для их же собственного блага... На самом деле в мире не семь чудес света, а гораздо больше. Просто мы с вами к ним привыкли и порой даже не замечаем. Ну разве не чудо первое советское средство после бритья? Помните? Кусочки газеты? А такое чудо, как тюнинг автомобиля Москвич-412? Помните? 5-копеечные монеты по периметру лобового стекла, меховой руль, эпоксидная ручка коробки передач с розочкой и, естественно, милицейская фуражка на заднем стекле. А резинка от трусов – это же тоже чудо! Ведь она прекрасно держит как трусы, так и колготки и варежки! Пирожок с повидлом – ну разве не чудо? Никогда не угадаешь, с какой стороны повидло вылезет! Еще одно необъяснимое чудо – поднимите, пожалуйста, руки те, у кого был нормальный учитель труда... а не инопланетянин? А такое чудо, авоська с мясом за форточкой? Помните: полез доставать – пельмени упали! А вот этот вот чудесный мамин развод: «Я тебе сейчас покупаю, но это тебе на день рождения»?! Или вот эта волшебная бабушкина фраза на прощание: «Только банки верните!» А холодильник ЗИЛ помните, вот с такой вот ручкой? Это же однорукий бандит! Дергаешь ручку – сыпятся банки. А, кстати, что до сих пор лежит в холодильниках на дверце сбоку? Нет, не яйца. И не кетчуп. На дверце сбоку лежат... лекарства! Бесплатная медицина – это тоже чудо. Врач один, а очереди две – одна по талонам, а вторая по записи. А еще и третья была – «Я только спрошу!» Да, сколько еще их было, этих чудес света... Маленькое окошко из кухни в ванную – что там смотреть, объясните? Обувная ложка-лошадка... Зубной порошок – чистит как зубы, так и серебро... Писающий мальчик на двери туалета... Телевизор «Рубин» – берешь пассатижи и тын-тын-тын! Плавки с якорьком... помните?! Молоко в треугольных пакетах! А вы говорите: «Семь чудес света!» Мы раньше много чего делали такого, что сейчас и в голову не взбредет делать. Более того, если ты сегодня хоть раз сделаешь то, что тогда делал постоянно – тебя не поймут, а могут и за сумасшедшего принять. Ну вот, например, помните, автоматы с газированной водой. Там еще был стакан граненый – один на всех. Сегодня никому и в голову не придет пить из общего стакана! (Сегодня его украдут через пять секунд после установки автомата, ровно за три секунды до того, как утащат и сам автомат...) А раньше ведь все пили из этих стаканов... Обычное дело! И ведь никто не боялся подхватить какую-нибудь заразу... Кстати, эти стаканы использовали для своих дел местные пьяницы. И, представьте себе, вы только представьте это – они ВОЗВРАЩАЛИ стакан на место! Не верите? А тогда – обычное дело! А люди, вешающие простыню на стену, выключающие свет и бормочущие что-то себе под нос в темноте? Секта? Нет, обычное дело! Раньше в каждом доме проходила церемония, которая называлась – задержите дыхание – диафильм! Помните это чудо?! У кого сейчас работает проектор диафильмов? Дым валит, едкий запах по всей квартире. Дощечка такая с письменами. Что вам представляется? Индийский великий жрец Арамонетригал? На самом деле это вы-жи-га-ние. Обычное дело! Миллионы советских детей выжигали открытки мамам на 8 марта – Мамочка, поздравляю с международным женским днем. Желаю тебе мирного неба над головой, а твоему сыну – велосипед... А еще все сидели в ванной, причем на опущенном стульчаке, причем в темноте – и светил там только красный фонарь... Догадались? Обычное дело – печатали фотографии. Вся наша жизнь на этих черно-белых фотографиях, отпечатанных собственными руками, а не бездушным дядькой из Кодак... Ну вы же помните, что такое фиксаж? Девчонки, а вы помните резиночки? Удивительно, но ни один мальчишка на свете не знает правила этой игры! А сбор макулатуру в школе? До сих пор мучает вопрос – зачем? А я ведь тогда весь папин архив Playboy туда отнес. И мне ничего за это не было! Только мама удивлялась, чего это отец стал так придирчиво проверять мои домашние задания?! Да, это мы были такими, а вот такими мы стали: 1. по ошибке, ты печатаешь свой пароль системного доступа на микроволновке 2. у тебя список из 15 номеров, чтобы связаться со своей семьей, которая состоит из 3 человек 3. ты отправляешь e-mail своему коллеге, что сидит в соседней комнате 4. ты потерял контакт со своими друзьями или семьей, потому что у них нет адреса электронной почты 5. после рабочего дня ты возвращаешься домой и отвечаешь по телефону так, словно ты еще на работе 7. ты впадаешь в состояние паники, если вышел из дома без мобильного телефона и ты возвращаешься за ним 8. ты просыпаешься утром и первая вещь, которую ты делаешь – подсоединяешься к Интернету, даже до того, как выпьешь кофе 9. ты склоняешь голову на бок, чтобы улыбнуться :-) 10. сейчас ты читаешь этот текст, ты с ним согласен и улыбаешься 11. еще хуже, ты уже знаешь, кому ты перешлешь это сообщение 12. ты слишком увлечен, чтобы заметить, что номер 6 в этом списке отсутствует 13. тебе понадобилась лишь секунда, чтобы пробежать еще раз по Сообщению и убедиться, что номера 6 действительно нет GidroPark.Com Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске! С уважением, Ведущий рассылки Алексей Сеев Письмо Ведущему рассылки: |
В избранное | ||