Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ИСТИНА ШКОЛЫ - 2


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ИСТИНА ШКОЛЫ - 2   28   2006-07-27 00:06:10

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

В данном выпуске помещены тезисы выступления «Педагогические ловушки» С.В.Ветрова на летней сессии Открытой педагогической школы в Ворзеле (пригород Киева) 02.07.06 г. и продолжение работы Ш.А.Амонашвили «Истина Школы» (полный текст книги опубликован на страницах «Учительской газеты» и отдельной брошюрой в Киеве).  В завершении  выпуска продолжение цикла «Тайны славянской письменности» о сути восьмой буквицы (во вложении смотрите файл с ее изначальным изображением) и подборка новостей. В следующем выпуске тезисы выступления «Золотой круг Святого Августина» В.М.Гуливатого.

Сторонники гуманно-педагогического подхода к детям в школе и в семье приглашаются на Шестые Международные Педагогические Чтения "Гуманная Педагогика: "Истина Школы".  Место проведения: Москва, Московский Дом Учителя. Время: 9-11 января 2007 года.
Подробнее на проекте «СЕРДЦЕВЕДЕНИЕ»/ «ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА ШАЛВЫ АЛЕКСАНДРОВИЧА АМОНАШВИЛИ»: www.serdcevedenie.narod.ru/pedagog/amon.htm

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЛОВУШКИ. ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ С.В.ВЕТРОВА НА ЛЕТНЕЙ СЕССИИ ОПШ 02.07.06 г.

Составляющие педагогического мастерства:

1) профессиональное мировоззрение/ философия;

2)  профессиональные технологии;

3) профессиональная техника / умение работать собой, «я умею это делать»;

Начало урока.

Решающую роль отдали мировоззрению 38% слушателей, технологиям – 48% слушателей; педагогической технике – только 14% слушателей.

Авторскую технологию необходимо пропустить через себя.

Все ответы во мне, а ищем во вне.

Мы получаем ответы не на те вопросы (Жванецкий)

Нужно убрать все лишнее (дабы выявить творчество, индивидуальность).

Вспомним доклад Римскому клубу, прошло 35 лет.

Было выявлено два основных типа мировоззрения:

1) традиционное (поддерживает то, что было вчера);

2) инновационное (нововведение, меняет его мировоззрение, учит находить завтра новые знания).

Задачи школы:

·        дать знания о мире;

·        привить умения и навыки поведения в стандартных ситуациях;

·        научить умению и навыкам поведения в нестандартных ситуациях;

·        помочь сформировать собственное мировоззрение;

Педагогическая экспертиза.

Школа Финляндии на 1-м месте. Учителя отпустили на свободу.

Школа России на 56 месте, Украины на 78 месте.

Учить должны одни, оценивать другие.

5% талантливых детей – обычный процент.

Быть здесь и сейчас. Девиз «Открытой Педагогической Школы»: «Учитель только тогда учитель пока он ученик».

Модель : жизнь, Я; ребенок; дело.

Жизнь (быстрое изменение жизни, изменилась скорость, на каждый вопрос несколько ответов и все правильные; многовариантная непредсказуемость, из хаоса – новый порядок; новая наука синергетика);

Я – необходимо умение жить в постоянном кризисе, в нестабильности; правильно поставленный вопрос – половина ответа.

Логотерапия – наука о смысле жизни швейцарца Виктора Франка – предполагает существование 3-х основных смыслов жизни: 1) просто жить и радоваться здесь и сейчас; 2) творчество в любви, работе, самосовершенствовании; 3) преодоление.

Задача Учителя – быть успешным и счастливым человеком.

Педагог – скульптор, садовник, должен создавать условия, среду. Воздействовать не на ребенка, не на коллектив детей, а создавать педагогическую среду с оптимальными условиями для развития каждого ребенка.

Семен Львович Соловейчик говорил: «Чтобы быть педагогом, надо изжить все педагогическое. Сначала человеческое. Обратить внимание на газету «1 Сентября», ее сайт. Много интересного и полезного. Проводятся ежегодно соответствующие чтения.

Пример из физики с электрической цепью, в которую вставлена батарейка. На вступительных экзаменах на физико-математический факультет в Донецкий открытый университет за 10 лет ни один из абитуриентов не смог ответить на данный вопрос (написать формулу для такой цепи <I = E+U/ R+Z>). Почему. В школьных учебниках рассматривались два других примера и методологией никто не занимается. Учебный процесс строится на знании текстов.

Методология / знания текстов / правильный опыт – должны учитываться во всей взаимосвязи как по вертикали так и по горизонтали.

Пример Шаталова – эффект с банкой соленых огурцов. Сделать подобную среду для обучения.

Раньше ребенку требовалось стандартный набор разных знаний, с которым он прекрасно встраивался в жизнь.

Сейчас это не проходит. Необходимо конкретному ребенку помочь сформировать свой индивидуальный набор для вхождения в многовариантную жизнь, то есть нужно личностно-ориентированное образование.

Пример педагога-новатора – Гузик Николай Петрович – развивает все таланты.

Августовский педагогический фестиваль пройдет в г. Южный Одесской области с 1 по 10 августа 2006 г. на базе Авторской школы Н.П.Гузика.

Информация по тел.: (044) 521-61-63, 8-067-209-21-74, 8-067-689-32-45,

e-mail: openschool@ukr.net

 

Истина Школы

 Продолжение.

В конце пути перед ними возникли высокие ворота. Учитель открыл их, и правнук Адама увидел за воротами другой лабиринт жизни, более сложный и запутанный.

- Дальше пойдешь сам! — сказал Учитель. — Как?! — удивился правнук Адама. — Я шел с тобой двадцать лет, чтобы получить лестницу для приближения к Создателю! А там лабиринт, где я могу запутаться и потеряться! — Ты сам уже лестница и для себя, и для других. А более высшие ступеньки ищи в любом встречном, ибо каждый для тебя будет Учителем, и сам будешь для каждого Учителем. — Тогда дай мне напутствие! — Запомни мое напутствие:

Вера в Творца будет собирателем твоих сил.

Любовь ко всему станет вершиной твоей лестницы.

Сердце твое будет обителью твоей мудрости.

Так живи.

Правнук Адама, который тоже был назван Адамом в честь своего прадеда, глубоко поклонился Учителю, и когда поднял голову, то перед ним не было ни Учителя, ни лабиринта, из которого он только что вышел. А в душе услышал голос: — Иди, тебя ждут! — Это был Ты моим Учителем?! — изумился правнук Адама.

Но ответ не последовал.

Он повернулся и шагнул в более сложный и запутанный лабиринт жизни.

Первыми встречными оказались мальчик и девочка. Правнук Адама, имя которому тоже было Адам в честь прадеда, узнал в мальчике самого себя. «Это же я! Это же мое детство двадцатилетней давности!» — удивился он. А дети, увидев его, порадовались. — Учитель, мы ждали тебя! Дай нам лестницу, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Господу! — взмолились они. — Дети, кто вы будете? — спросил правнук Адама. — Я — Адам! — ответил мальчик. — Я — Ева! — ответила девочка. — Вас назвали в честь ваших прапрадеда и прапрабабушки? — Да! — ответили они. «Значит, я — Учитель своего детства, то есть — самого себя, а мое детство — Учитель мой! Так ли, Господи?» — но ответ не последовал. — Следуйте за мной! — сказал он Адаму и Еве и смело повел детей в непознанный ими лабиринт жизни. * * * Святое и великое Слово — Скале. Спасибо латинянам, что уберегли и подарили миру это слово. Каждый народ обласкал его и принял как достояние собственного языка. «Школа» — говорят русские. «Шуле» — говорят немцы. «Скул» — говорят англичане. «Скоула» — говорят итальянцы. «Эколе» — говорят французы. «Эскуела» — говорят испанцы. «Скола» — так говорят грузины. «Схоле» — это греки. «Сколе» — это норвежцы. «Скола» — это латыши. «Школа» — это белорусы. «Школа» — это украинцы. Рядом с каким словом среди сотен тысяч других можно поставить слово «Школа»? Есть только одно-единственное священное слово — Храм. Храм и Школа. * * * Речь идет не о дворцах, не о замках, на каких возвышенностях они бы ни стояли. Речь идет о Храме и о Школе. Замки и дворцы — творения человеческих рук. Храм и Школа — творения духовные. Сам владелец замка не есть замок, и сам владелец дворца не есть дворец. А Храм есть сам Человек, каждый Человек есть Храм. «Братья мои, — говорят нам, — неужели не знаете, что вы и есть Храм Христа». И Школа есть сам Учитель, каждый Учитель есть Школа, ибо он есть носитель духовного Скале для ученика. Где Учитель — там и Школа. Но если люди строят Храм и Школу, это потому, чтобы им было удобнее объединять свои усилия в молитве и образовании. Замки и дворцы не есть творцы настоящей жизни и не закладывают они основ будущей жизни народов. Храм и Школа есть творцы настоящего, они же строят основы будущего. Пока у народа есть Храм и есть Школа, у него есть путь. * * * Но, друзья Школы, бейте в тревожные колокола! Родная Школа в опасности! Общество забывает о предназначении Школы. Общество требует от Школы только одного: «Дайте нашим детям знания, которые помогут им пробиваться в лабиринте жизни!» Именно пробиваться — качество знаний ценится не тем, как они складываются в духовном мировоззрении молодого человека, а тем, как этот молодой человек с помощью школьных знаний выигрывает конкуренцию, побеждает других, преуспевает. «Знания...Знания!..» — требует общество от Школы. Но Школа не умеет так: давать знания и не давать духовность и нравственность своим воспитанникам. Школа знает мудрость великого мыслителя: «Знания в руках необлагороженного человека то же самое, что сабля в руках сумасшедшего». Что сделает сумасшедший с саблею? То же самое ждите от человека, который знает всю науку, но не имеет духовные опоры, не имеет нравственность. * * * Знаете, чем это чревато? Сейчас узнаете. Маленькая газетная зарисовка, которая называется: «Халява кончилась, пора платить». «Как наши дети начинают курить и колоться?.. Вечер. Двор. Лавочка в укромном уголке. Сидят, курят, болтают о том о сем мальчики и девочки четырнадцати лет. К ним подходит группа парней и девушек чуть постарше. Один спрашивает: — А что это вы делаете? — Сидим, курим... — А что курите? — Как что, сигареты... — Ну вы совсем как маленькие! — изумляется парень. — Другие пацаны давно от травки балдеют... Всегда находится мальчишка, который скажет: — А у нас же нет... Разговор в нужное русло мгновенно направит кто-нибудь из старших: — Видишь, Вася, у них нет, они еще маленькие... — Как нет? — воодушевляется Вася, — Нон проблем, у нас есть, чего хотите, ребята, травку, винт... Расчет беспроигрышный. Как говорят, на «слабо» берут. Если бы подросток был один, он еще мог бы отказаться. Но в компании! Да еще когда всех маленькими назвали... Отказаться невозможно. Курят, колются, кайфуют, входят во вкус, привыкают. Так продолжается месяца три-четыре. Пока тот же искуситель однажды не скажет: — Мальчики-девочки, а вам еще не надоело ширяться на халяву? Оно ведь бабок стоит, платить надо!.. Все. Игры закончились. Ловушка захлопнулась»... Раньше, при советской власти, обнаруживая факты детского курения, тем более алкоголизма и наркомании, строго сказали бы: «А где школа?» Но теперь скажут: «А что школа, что она может сделать!» Но если школа ничего не делает и не может ничего сделать, то это не Школа, а обман. * * * Где-то в газете пишут: «Подлинным бедствием стало в последние годы засилье сквернословов в школах Франции!» В школах Франции?! А в России? А в Грузии? А на Украине? А в... и т.д.? И что же предпринимают французские попечители образования, наследники Франсуа Рабле, Жан Жака Руссо, Селестена Френе? Газета сообщает: чтобы покончить с бранным бедствием, введен закон относительно такого рода преступления, как словесное оскорбление школьных учителей. Заметьте, пожалуйста, закон защищает учителей, но не требует усиления воспитательной работы. Каковы меры наказания? Учащихся в возрасте от 13 лет, посмевших обругать педагога, отсылают сроком до шести месяцев в специальное заведение для несовершеннолетних правонарушителей. Тех же, кому перевалило за 18 лет, ждет настоящая тюрьма с тем же сроком заключения, и к тому же штраф до шести тысяч евро. Одни педагоги Франции рады новому закону, другие же считают, что поведение школьников после отбытия срока в тюрьме или изоляторе станет еще более скверным и неисправимым. Вот о чем сообщает газета. Грустно? Конечно, грустно. Грустно потому, что сквернословят и наши дети. Правда, школьники пока не оскорбляют своих учителей бранными словами (бывает, но не так, как во Франции или где-то еще), но ругают друг друга, сквернословят на каждом шагу. Может быть, скажет учитель литературы и языка, что пора за — пре — тить сквернословие? Может быть, поддержат его и другие учителя? Но сами-то учителя запрещают самим себе оскорблять своих учеников? Вот какие «перлы» учительской речи записали ученики из разных городов России (выписки из газет): «Пора кончать дурака». «Что вы спите, стоя на ходу?» «Переубедить ваши мозги невозможно!» «Иванова, я вижу, тебе не нравится мой предмет, а ведь я педагог мужского пола — один на весь микрорайон!» «Петров, ты окончательно сел мне на голову! Я тебе русским языком говорю: «Слезь с моей головы! Слезь с моей головы! Слезь с моей го — ло — вы — ы ы ы ы ы ы!» «Сидоров, это тебе русский язык, между прочим! А не говяжий, телячий, свинячий или еще какой-нибудь национальности!» «Мозги должны быть хоть в одной части тела!» «Ты напоминаешь мне князя Мышкина, то есть идиота!» «И чтобы ни одной твоей ноги не было на моем уроке!» Вы же знаете, что такое эхо? Достаточно зазвучать в горах одному голосу, и сразу же за ним последует несколько десятков отзвуков. И эхо будет длиться дольше, нежели сам звук, вызвавший его. * * * Друзья Школы! Бейте в тревожные колокола! Школа в опасности! Знаете, что происходит во многих школах? Прямо в стенах одной школы младшеклассники зверски избили старшеклассника, который спустя двое суток скончался в больнице. Предан огласке факт изнасилования 14-летней девочки прямо в одном из кабинетов школы. Группа учеников ограбила собственную школу — забрала компьютеры, физические и химические приборы и реактивы. Семиклассницы у стен школы избили до смерти подружку за то, что она не такая, как они. Старшеклассники вечером у подъезда дома ограбили старую женщину и избили ее. Девочка из восьмого класса в течение года снабжала наркотиками несколько десятков учеников. Учитель на протяжении ряда лет извращал и насиловал своих учениц. Банда старшеклассников долгое время занималась рэкетом в школе — принуждала многих учеников приносить каждодневные поборы. Педсовет школы разрешил своим ученикам курить не прямо в коридорах и классных комнатах, а в специально выделенной курильне. Только они должны представить письменное разрешение родителей. Многие папы и мамы дали своим детям такие справки, и курильня открылась.

Шалва АМОНАШВИЛИ

© «Учительская газета» №15 (10096) / 2006-04-11
Постоянный адрес статьи: http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=1211

 

ЦИКЛ «ТАЙНЫ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ»

8. Буква Земля самим названием своим восходит к образу земли. Здесь земля цветущая, на которой произрастают не только цветы и деревья, но и че­ловеческая жизнь. В центре переплетения цветного орнамента — человеческое сердце. В глубине серд­ца — древний символ мудрости и просвещения — цветок трилистника. Буква как бы вбирает в себя цветение мира, в то же время источает цветение творческой мысли. Трилистник премудрости в глу­бине сердца, в то же время он произрастает из него. Слева от сердца произрастает другой цветок, обыч­но символизирующий чистоту помыслов.

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

medportal.ru

В США 300 тысяч больных аутизмом детей

Центр по контролю и предотвращению заболеваний США обнародовал отчет о результатах первых общенациональных исследований, посвященных распространенности аутизма среди детей. По данным Центра, общее число больных аутизмом американских детей составляет приблизительно 300 тыс. человек.

В своем отчете специалисты Центра по контролю и предотвращению заболеваний США опирались на данные двух опросов, проведенных в 2003 и 2004 году среди родителей 24 673 детей в возрасте от 4 до 17 лет. Оба опроса привели к близким результатам, согласно которым распространенность аутизма составляет 5.5 и 5.7 случаев на тысячу детей.  Таким образом, общее число больных аутизмом детей в США составляет приблизительно 300 тыс. человек.

Эти неутешительные цифры в целом соответствуют данным, полученным ранее в ходе локальных исследований, проводившихся в штатах Атланта и Нью-Джерси. В ходе последних исследований также было установлено, что аутизм развивается у мальчиков в среднем в 4 раза чаще, чем у девочек.

Кроме того, заболевание несколько реже встречается в семьях выходцев из Латинской Америки.

Как отмечает глава Национального центра врожденных дефектов и пороков развития Хосе Кордео, причины аутизма до сих пор остаются неизвестными.

Таким образом, родители не получают ответа на вопросы о причинах болезни и том, что можно сделать, чтобы снизить ее вероятность в будущем в случае, если у них появятся другие дети.

По словам принимавшей участие в исследованиях эпидемиолога Лауры Шиеве, несмотря на то, что современные методы диагностики позволяют выявить аутизм у ребенка старше 1.5 лет, во многих случаях диагноз ставится детям только при поступлении в начальную школу.

По материалам Lenta.ru

thecommonwealth.org

В мире используется труд 16 из каждых 100 детей

По оценкам Международной организации труда, в настоящее время в мире используется труд 16 из каждых 100 детей. Причем некоторые из работающих детей не достигли 5-летнего возраста.

Как сообщается в докладе этой организации, примерно 170 млн детей заняты опасными видами труда - в сельском хозяйстве и в шахтах. Многие из них имеют дело с химикатами и пестицидами, а также управляют техникой, представляющей повышенную опасность. Детей часто используют в качестве       солдат, рабов и проституток.

За последние пять лет международному сообществу удалось достичь некоторого успеха в ликвидации детского труда. Число работающих детей в мире в возрасте от 5 до 17 лет сократилось на 11% - с 246 млн до 218 млн. Самая тяжелая ситуация, связанная с детским трудом, сохраняется в тропической    Африке, где трудятся примерно 50 млн несовершеннолетних.

В индустриально развитых странах примерно 2,5 млн детей, не достигших 15-летнего возраста, заняты на работах, представляющих угрозу их здоровью и жизни. В странах бывшего СССР детей также заставляют заниматься опасными видами труда и проституцией.

Международная Конвенция по искоренению наихудших форм детского труда запрещает привлечение детей в возрасте до 18 лет к работам, которые наносят ущерб их здоровью, моральному или психологическому состоянию.

Такими считаются работы на опасных производствах, при чрезвычайно высоких (низких) температурах и предполагающие использование опасных химических веществ. Кроме того, категорически запрещены принуждение к проституции, порнографии и торговле наркотиками.

Традиционно считается, что детский труд - одна из причин бедности.

Работающие дети не посещают школы и рискуют своим здоровьем.

В докладе подчеркивается, что доходы, которые могут быть получены в результате ликвидации детского труда, во много раз превышают необходимые для этого затраты. Экономические потери, которые общество несет, принуждая детей к труду, 2020 году могут составить 5,1 трлн долларов. Расходы на борьбу с детским трудом составят всего 760 млн долларов.

По материалам NEWSru.com

На Круглом столе 06.07 обсуждались проблемы и перспективы работы с одарёнными детьми в России. В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В этом направлении работает и Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной  палаты РФ, а именно разрабатывает систему поиска, отбора и поддержки талантов. Так, 5 июля в рамках работы Комиссии прошёл Круглый стол «Одарённое поколение: науки и практика от  эксперимента к системе».

По мнению участников Круглого стола, в  России  отсутствует система выявления, отбора, поддержки талантливых людей. Только в серьёзном бизнесе, который нуждается в конкурентных  преимуществах и обязан для этого искать, формировать и продвигать сильные кадры, сохраняются стимулы  к поиску и развитию талантов. Однако бизнес, как правило, начинает работать с уже проявившимися дарованиями. Многие одарённые люди из-за неравенства стартовых условий просто не могут проявить себя. На сегодняшний день остался один повсеместно работающий механизм выявления  одарённости подростков и молодых людей – олимпиада, которая должна быть, прежде всего, «прозрачной»  и  соответствовать определённым  образовательным требованиям.

В ходе Круглого стола  Н.Ю. Синягина, директор ФГНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической  поддержки детей и молодёжи», доктор психологических наук, профессор, выступила с докладом «Проблемы и перспективы работы с одарёнными детьми в России». По её словам, при работе с  одарёнными людьми постоянно возникают педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, множеством противоречивых теоретических подходов и методов. Необходимо также учитывать специфику обучения и развития одарённых детей в системе дошкольного и школьного образования, государственного и негосударственного  образования, в системе дополнительного образования. Также стоит обратить внимание на различное проявление одарённости у людей в различных сферах деятельности. Так, например, одарённость в математике проявляется уже в раннем возрасте, тогда как в литературе – достаточно поздно.

В настоящее время создана и реализуется федеральная целевая программа «Дети России» и её подпрограмма «Одарённые дети». В рамках программы предусмотрены значительные вложения по  статьям: -проведение Всероссийских предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей; -поддержка одарённых детей в международных олимпиадах; -целевая поддержка развития образовательных  учреждений, работающих с одарёнными детьми; -выплата стипендий.

С целью обеспечения широкого оперативного информационного поля реализации подпрограммы создана и поддерживается специальная Интернет-страничка – www.odardeti.ru

Но это только начало пути. Ещё стоит решить много поверхностных проблем. Например, по мнению Бабаевой Ю., кандидата психологических наук, бессмысленно ограничивать одарённость возрастными рамками. По её словам, «очень важен момент экспертизы, а,  как правило, современные эксперты поддерживают добротное, но банальное». Планируется, что материалы Круглого стола положат начало разработке общественно-государственного проекта «Система выявления, отбора и поддержки одарённых людей из различных возрастных и социальных групп», будут публикованы в печати.

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное