Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК


Школа этики: Взгляд на гуманную педагогику ДЕТСКИЙ ПРАЗДНИК   19   2006-02-28 18:45:41

Добрый день Вам, Друзья - со-путники!

Данный выпуск касается вопроса о детских праздниках и их организации. Искусство создания доверительной творческо-развивающей атмосферы между детьми и их родителями заслуживает большого внимания. Основы гуманной педагогики, в том числе и в семье, и в клубе, и в садике или школе, зиждятся на доверии и уважительно-равном отношении детей и взрослых. Но праздники в жизни должны быть, причем организованные, с продуманной программой, заготовками игр и конкурсов или общим сценарным планом. В детской памяти участие с родителями на общем празднике запечатлевается ярко и надолго. Праздники могут служить и неплохой игровой психологической терапией. В выпуске содержится статья Татьяны Лавреновой „Начинающим организаторам детских праздников” (по материалам 7я.ру). В дальнейшем будут и варианты наиболее интересных сценариев. В завершении зимы,  ее проводов, начала весны и ее встречи такая информация должна бать полезной и актуальной. В следующих нескольких выпусках будет дан краткий авторский курс духовной азбуки физики преподавателя Клайпедской гимназии "Ветрунге", рыцаря гуманной педагогики Ирены Стульпинене. В завершение выпуска Вас ожидает продолжение цикла «Тайны славянской письменности» о звуке молчания, во вложении смотрите файл Начало2.

Начинающим организаторам детских праздников (часть 1)

      Мне очень повезло. Я дружу со своими одноклассниками до сих пор. Мы       встречаемся на днях рождения, иногда в детском саду или группе развития,       куда ходят наши дети, на Новый год. Органично влились в нашу компанию       мужья и жены, потом - дети.

      Я все думаю, почему мы не потерялись друг с другом? Может, наша первая учительница, которая все время, опираясь на наших родителей, устраивала для нас конкурсы, викторины и Веселые старты? А может, благодаря нашей классной руководительнице, которая вовлекла наш класс в школьную драматическую студию? Может, благодаря нашей однокласснице Ольге, родители которой всегда были рады, когда к ней вваливались ее друзья и хрумкали все сладкое, что было в доме?

      Когда мы учились в школе, мамы и папы часто организовывали наши дни рождения, как забавные конкурсы и шутки. Мы прошли через ревность, обидные прозвища, через успехи, усталость репетиций, прощения, через смех, взаимовыручку и радость. Может быть, это действительно помогает дружить?

      Когда подросли наши дети, нам, уже родителям, захотелось сделать для детей что-то особенное. Подарить то ощущение праздника, которое мы помним сами. С чего все началось? Наверное, с поиска единомышленников. Они найдутся обязательно. Не требуйте от своих близких активного участия в вашем начинании. Если они согласились на "весь этот бедлам в собственном доме", это уже много. Возможно, вы объедините усилия и с друзьями, и с родными. Мы делим обязанности заранее. Как правило, моя задача - следить за сценарием, одна моя подруга обычно заранее печет торт для праздника, она наша Сладкая Фея, другая берет на себя организационные вопросы - следит за порядком и за необходимым для конкурсов и игр, командует на кухне подготовкой "съедобной части" нашей встречи, она наш координационный центр, ее муж - активный актер, мой муж обычно фотографирует и самоотверженно убирается-чистит-пылесосит после праздника, другие гости - кто просто болеет за игру, а кто играет роли.

      Наш пробный шар, "Пираты идут по следу", вел поиск Главного пирата по всем возможным папам, дедушкам и братьям до самого последнего дня. К счастью, нашелся папа-выручалочка. Оказалось - стоит раз попробовать. Следующий праздник, "ПаДеДе" (Правила Дорожного Движения), уже мог похвастаться конкурсом на роль Светофора Светофоровича, мы даже подумывали вводить новых персонажей.

      Главное в таком начинании - настроиться на позитивный лад, не бояться       скептических взглядов и быть уверенным, что каким бы ни был праздник - это абсолютно точно лучше, чем ничто. Сценарий праздника можно поискать в книгах и в интернете, послушать советы и воспоминания знакомых. Подгоните готовый сценарий под свои нужды и возможности. Скомпилируйте то, что услышали, в одно целое. А может, самостоятельно взяться?

      Помогает в подготовке необходимость придумать детскому празднику название. "Пираты и сокровища", или "Помощники снеговика", или "Викторина "Лесные следопыты", "Тайна братьев Монгольфье", "ПаДеДе", или "Красная Шапочка идет по следу"... Чтобы лаконично назвать торжество, в голове начинает вертеться куча вопросов, ответив на которые, можно смело приступать к непосредственной подготовке, поскольку незаметно выстраивается цепь необходимых действий.

      Кто будет принимать участие в празднике - только дети или дети и родители? Если это просто конкурсы, то не нужна внутренняя логика всех действий, если это тематическая игра, то какая будет награда участникам на финише. Сколько детей и какого возраста придет - все ли игры рассчитывать на малышей? Какие конкурсы подходят к теме? Понадобятся ли костюмы? Что познавательного можно узнать и как это приспособить к играм и конкурсам? Кто из взрослых подходит на ту или иную роль и надо ли его уговаривать?

      Пока ищешь название, может появиться что-то совершенно новое. Начиная с идеи автогонок мы пришли к "Тайне братьев Монгольфье" Только не спрашивайте, как.

      Даже если у меня трясутся поджилки или я ругаюсь, что это последнее       событие, которое я на свою голову придумала, потому что это я не успеваю,       здесь я забыта, а тут вообще ничего не получается, праздник абсолютно       точно хорош, потому что другого сейчас нет, потому что в сценарии       интересные конкурсы и забавные игры, костюмы неожиданны, вообще, не Боги горшки обжигают. Потому что взрослые предупреждены и помогут, дети - проверенные игроки, и в любом случае, даже при неудаче ко мне относиться будут так же хорошо, как и раньше.

      Тема праздника должна быть близка большинству детей. Для       мальчишек-сорвиголов трудны будут застольные викторины, но смесь викторин со старыми добрыми "Веселыми стартами" может понравиться.       Ребята-тинейджеры оценят поездку на дачу или однодневный поход. Для маленьких девочек игра "В королевстве принцесс" будет в самый раз, а для девчонок постарше тот же самый праздник мы подкорректируем и переименуем в "Бал в Дворянском гнезде".

      То, что нам кажется обыденным, детям может показаться неимоверно       любопытным. Можно организовать экскурсию на шоколадную фабрику, на       тематическую выставку, в пожарное депо, оранжерею, на фабрику игрушек.       Однажды мы договорились с нашим соседом-дальнобойщиком, и он позволил посидеть нашим гостям в кабине своей фуры, даже разочек бибикнуть. С раннего утра наш дядя Ваня помыл свою фуру, вычистил коврики, прицепил кучу вымпелов на переднее стекло... Ребята обтерли всю машину, заглянули под нее, посмотрели, как откидывается кабина, как прицеп прикрепляется, потом выстроились в очередь и один за другим залезали в кабину, "рулили". Мы каждого сфотографировали за рулем, а сосед подарил всем по маленькой машинке. Очень просто, совершенно обыденно, но эффективно для отличного настроения - и нашего, и детей; и сосед был горд и доволен.

      * * *

      Простой конкурс "Солянка" - натянуть нитку, развесить с помощью прищепок карточки-задания и с закрытыми глазами выбрать карточку: рассказать сказку "Репка" от имени Репки, "Снежную королеву" от имени кривого зеркала, изобразить взрослого, боящегося съехать с горки на лыжах, спеть, сплясать, показать радость, печаль, недовольство, непонимание, интерес, назвать пять признаков, по которым мы можем узнать Снегурочку, вспомнить пять фильмов, действие которых происходит в день рождения, назвать три картины русских художников об учениках, ответить на каверзные вопросы, разгадать ребусы...

      Если все настроены поиграть, этот конкурс может превратиться в настоящий импровизированный концерт. А может с треском провалиться, и наша родительская задача этого не допустить.

      Дети должны быть готовы к игре. Многих, к сожалению, сначала необходимо научить радоваться смешным конкурсам, розыгрышам, иначе может получиться так, что маленькие откажутся, стесняясь, а постарше почувствуют себя оскорбленными, потому что еще не знают, как это весело - вернуться в детство и бесякаться.

      Однажды на Новый год к нам пришли малознакомые, не привыкшие к нашим играм дети, без родителей. Они послушно сели на диван, послушно закрыли по команде глаза, и открыв их, увидели не джинсовую маму их друга, которая только что перед ними стояла, а вполне упитанного Снеговика, неуклюже приплясывающего и с бумажным носом-морковкой.       Поначалу они не узнали меня, потом узнали, но... не поверили в возможность такого превращения. Был шок.

      - Вы знаете, кто я? - Да... - нестройных хор голосов в ответ на мою       улыбку. - И кто же?! - Вы... тетя Таня, - самый смелый несмело улыбнулся в       ответ.

      Вот тебе и раз! А я-то приготовилась, что я уже Снеговик. Что делать с       этими не-игрунами? Пришлось давать вводную: "Я, конечно мама вашего друга, но сейчас я совсем не мама вашего друга, я пушистый Снеговик. Упитанный (тут я весело демонстрирую свою полноту, чем привожу в восторг самого толстенького гостя) и страшно занятой. И вообще, мне с вами в бирюльки играть и о мармазетках говорить (почему-то бирюльки и мармазетки очень забавляют ребят и помогают им расслабиться) недосуг совсем. Я ищу помощников: подарки дарить, деду Морозу помогать снег разметать по лесу, а еще на мне целый сад снеговичков. Столько дел, столько дел, а кто поможет??!"

      Надо было развеять стеснение и неверие в Снеговика. Заразить своим       энтузиазмом. Своим желанием быть Снеговиком. Ну хотя бы на часик.

      Дети развеселились. Они допустили, что в нашем доме есть странный смешной Снеговик, ищущий помощников и вечно попадающий во всякие передряги. Ну как не помочь такому растяпе?

      * * *

      Раньше огромную психологическую роль играл двор, где взрослые или старшие дети принимали в игру младших, и вместе все учились играть коллективно; было и плохое, и хорошее, но дети попадали в разные с точки зрения взаимоотношений ситуации, узнавали, как можно выйти из трудных положений. К сожалению, дворовая культура утрачивается, и на домашних детских праздниках взрослые-ведущие иногда оказываются в роли дворников, оберегающих двор.

      Всегда существует вероятность детей, которым мы не покажемся такими же привлекательными, как кажемся себе. Вы можете пригласить обычного симпатичного ребенка, но в игре он вдруг окажется, например, "Выскочкой", или "Неуправляемой торпедой", или "Мне хочется играть, но я боюсь", а может, "Фомой Неверующим". Это не значит, что он хуже, чем был, это значит, что у вас появляются препятствия, одолеть которые иногда нужно напрячь все свое терпение и вспомнить накопленный с детства опыт.

      Ребенок "Неуправляемая торпеда"

Таким детям часто сопутствует диагноз "гиперактивны". Они хотят, но им       трудно сосредоточиться надолго. Для них подходят шумные конкурсы,       спортивные игры, а также задания с сильной мотивацией и быстрым       достижением цели. Как правило, таким детям легче, если взрослый сразу       скажет, что можно и чего нельзя: можно заходить во все комнаты, кроме       кухни; пока не кончится конкурс, все должны вести себя, как большие усатые  смелые хвостатые мыши (шуршать можно, шуметь нельзя); в нашем доме не разрешается драться ногами, качаться на люстрах, есть варенье половником и дергать девочек за хвостики...

      Для таких детей полезны небольшие минутки-"разрядки" - "зов джунглей" (все громко орут), конкурс на самую страшную рожу, "одной левой" (чей воздушный шар отлетит дальше), "вечное движение" (убыстряющийся бег с песенкой-оралкой).

      Ребенок "Фома Неверующий"

      Фома Неверующий чаще встречается среди детей постарше. Он ничего не хочет. Ему все скучно, он все презирает, и вообще зря он сюда пришел, только время потерял. В основе такого поведения нередко лежит неуверенность в себе, боязнь прослыть глупым. Такого ребенка, вероятно, часто высмеивали.

      Он не знает, как нужно вести себя в подобной ситуации, не понимает ее,       заранее считает для себя неприемлемой. Фразы-обиды отчасти прикрывают       страх потерять значимость в глазах других.

      Можно попытаться привлечь такого ребенка своим примером, взять в       напарники/ помощники, этим чуть-чуть "повысив в звании". Возможно, его       неприятие само разрушится под натиском других ребят, откровенно играющих и вовсе не собирающихся над ним насмехаться. Если же не помогают убеждения, лучше, наверное, оставить Фому в покое, занять чем-то принципиально другим, например, отправить на кухню, посвятить в тайну приготовления ваших кулинарных изысков, или предложить игру "на одного", где-нибудь автономно; в самом крайнем случае можно открыто предложить пойти домой, обещая в следующий раз сделать что-то конкретно для него. "Не хочешь сам играть, не играй, мы уважаем твое желание, но и ты уважай чужие желания, мы будем играть, хочешь ты этого или нет".

      Конечно, такой ребенок портит настроение и мутит воду. Вы не обязаны       исправлять ошибки его воспитания, однако ваше уважение, строгость общения "на равных", доверие к нему - то, в чем он действительно нуждается. Фома Неверующий, как правило, - личность, предпочитающая нападать, а не защищаться, его отзыв о празднике может принести реальный вред, поэтому с Фомой нужно обращаться весьма чутко. Сделайте его своим если не союзником, то хотя бы не-врагом.

Начинающим организаторам детских праздников (часть 2)

      Ребенок "Выскочка"

      У "Выскочек", как правило, повышенная обидчивость и обостренное самолюбие. При общении с ними мы должны быть сама Деликатность.       Такие дети все время лезут вперед, якают, не соблюдают очередности, они       абсолютно не настроены на коллективную волну. Они приносят много неудобств окружающим, хотя часто первые же от этого и страдают.

      Возможно, это обычная избалованность, и такого ребенка не лишне тихонько пожурить, обратить его внимание на поведение остальных; наверняка ему никто не говорил, как приятно проявить благородство и уступить другому.

      Его все равно необходимо похвалить, но не оставить в тени и других.

      Однако "Выскочкой" может быть и ребенок, которым часто недовольны, он очень старается "быть хорошим", и получить похвалу для него крайне важно. В этом случае очень благотворно обратить на его ответ особое внимание, и только затем объяснить, что и ему нужно проявить терпение и дать другим участвовать в игре.

      Иногда таким детям помогает успокоиться ответственное поручение, например, Хранителя карты в празднике "Пираты и сокровища", главного охладителя Снеговика, что-нибудь еще.

      Ребенок "Мне хочется играть, но я боюсь"

      Такие дети всего стесняются. Им и хочется поиграть, но они страшатся       собственной некомпетентности. Они - это другая сторона "Фомы Неверующего".

      Когда их интерес превысит их стеснительность, они присоединятся к       играющим, но даже тогда часто бывает нужно ободрение взрослых. Не результативно заставлять таких детей играть, однако предлагать     присоединиться необходимо с началом каждого нового действия. Пусть "Мне хочется играть, но я боюсь" пока просто стоят и наблюдают - это их       своеобразное участие.

      Для них подойдут конкурсы с дифференциальным заданием. Например,       разгадывание ребусов. Дайте такому ребенку ребус, который он заведомо       сможет разгадать. Пусть он почувствует, что для него это легкоосуществимо.       Похвалите его авансом. Вероятно, ребус не сложнее остальных, но если "Мне хочется играть, но я боюсь" услышит, что разгадал один из сложных ребусов, он почувствует себя уверенней. Таких детей пугает неизвестное. Хорошо бы с ними заранее проиграть некоторые ситуации, в которые можно попасть в гостях.

      В любом случае, даже если все приглашенные не таят в себе педагогических сюрпризов, подстрахуйтесь и попросите взрослых родных и друзей вам подыгрывать. Ну хотя бы изображать интерес и активное участие. Это раскрепостит детей. "Раз уж взрослый может..." - подумают они.

      * * *

      Быть смешным, сосредоточиться и в момент стать серьезно-парадным,       радоваться за удачи других и прощать огрехи - искусство, которым нелегко       овладеть. Родительский пример - самое действенное средство. Поэтому если есть возможность, я приглашаю детей вместе с родителями.

      "Мамочка, ну, пожа-аа-а-луйста, ну иди же..." - дети очень ценят, когда       родители принимают участие в играх вместе с ними. Знаете, как светятся       гордостью маленькие глаза, когда мама, не боясь показаться смешной, или,       того хуже, глупой, "петушится" и громко кукарекает, а папа катает всех на       спине, рыча как лев, а ты сам вдруг, наполнившись ответственностью,       играешь на пианино пьесу и все внимательно слушают, несмотря на то, что       вредные пальцы-мазилы попадают не на те ноты?

      Замечательно, если у вас найдется помощник - очень ответственный       тинейджер, которого милюзга уважает и обожает, и, соответственно, берет с       него пример - как лабиринт пройти, как вовремя на вопрос ответить, а где и       смолчать...

      Иногда план праздника трещит по швам, дети расшумелись и отвлеклись, не понятно, то ли дать им волю, то ли продолжать конкурсы. В любом случае главное - не теряться, глаза ведущего должны излучать уверенность, что все под контролем. Дети чувствуют, когда взрослый теряется, и их труднее сконцентрировать или призвать к порядку.

      * * *

      Надо четко понимать, что приглашая детей, вы берете на себя определенную ответственность. Вы осознаете, что что-то может быть разбито - мы прячем хрупкие вещи с полок, что-то может быть испачкано - шелковые подушки с дивана убираются, пол может быть измазан шоколадом - щетки наготове, ковер придется чистить от крошек - тут уж ничего не поделаешь. Конечно, дети сделают это не специально, но к этому приятно быть морально готовым.

      С серпантином и конфетти много мороки, особенно с конфетти - маленькие кружочки приходится выбирать ото всюду. Радость покидаться иногда берет верх над "придется пылесосить". Это - откровенная поблажка озорникам.

      Однако взамен взрослый четко оговаривает нормы поведения. Туалет там-то. В кухню без взрослых входить не разрешается. Поскольку места мало, а нас с вами много, то все слушают ведущего, он - главнокомандующий нашего праздника. Такие рамки перед началом праздничной программы очень хорошо работают.

      * * *

      Обычно программа, которую мы ведем организованно, насыщена заданиями, и детям некогда отвлечься. Когда игровая часть заканчивается, начинается "Вкусная часть". Затем мы оставляем деткам свободное время. И в этом свободном времени таится опасность. Если ребята все знакомые, что называется "сыгранные", то они играют, смотрят мультики, гуляют, и нам вполне можно расслабиться. Но бывает, что дети не могут организовать сами себя. После насыщенной игры вдруг наступает затишье, как пустота. Кажется, будто совершенно нечего делать, вакуум, и начинаются разброд и шатание. Не всегда удается уловить этот момент, но, уловив, мы стараемся как-то направить высвободившуюся энергию в нужное русло. Например, начать играть в настольные игры, такие как лото, домино, с фишками и кубиком. Взрослый может через пять минут "отвлечься", но игра уже началась и дети заняты.

      Можно усадить их всех за мультики, отправиться погулять в хорошую погоду. Обычно находятся дети, которые просят продолжения конкурсов. Тогда хорошо работают командные игры - третий лишний, "Сиди, сиди, Яша", жмурки, "Бояре"...

      Если вы приглашаете детей без родителей, лучше преуменьшить время       пребывания, пусть детям захочется вернуться, весь задор может забыться под напором неожиданной скуки.

      * * *

      Для организации праздника, конечно, нужно время. Так как последнего часто не хватает, мы готовимся загодя. Придумать план развлечений, сделать приглашения, костюмы, привлечь помощников, рассчитать денежные затраты и свести их к минимуму. Не так уж много. Посмотрите на фотографии, разве веселье - не награда за потраченные усилия? Новый год, дни рождения и другие торжественные события стали ярче, веселее и, что весьма не маловажно, дружнее.

      Многие дети, увы, пока еще не любят оливье, или утку с яблоками, или       селедку под шубой. Маленькие бутербродики с сыром и колбаской, картошка во всех модификациях с кусочками мяса, курицы или с сосисками, уже порезанные фрукты, сок, вода, чай, блины с вареньем, медом, сгущенкой, курники и пироги, пицца, вареники с вишней - все это подходит для детской встречи. Дети все это точно будут есть.

      Приготовьте блюда, отвечающие вашим задумкам. Например, макароны       по-флотски для пиратов, согревающий детский напиток-"глинтвейн" для       помощников Снеговика, "мухоморы" (яйцо-ножка со шляпкой из помидора с       капельками майонеза) и "змейка" (французский батон, разрезанный на кусочки и уложенный в виде змейки, первый и последний куски длиннее остальных, первый кусочек разрезается с торца и туда вставляется бумажный раздвоенный язык, сверху - два глаза) для знатоков природы.

      Самое важное в любом празднике - чтобы на сладкое был торт. Даже не торт, а Торт. Дети ждут именно его. Разве нет?

      Такое простоватое, на первый взгляд, меню вполне удовлетворит детский вкус, взрослым сэкономит не только материальные затраты, но, что важнее, время и силы. Необычным сделают стол соломинки, зонтики, вилочки для бутербродов, разноцветные заменители льда, красивые свечки и салфетки.

      Подготовка к приходу гостей - вовсе не рутинная работа, иногда она       интереснее самого праздника. Приглашение-"кусочек старинной карты",       "снежинка", "воздушный шар с корзиной на веревочке", компьютерная       распечатка позволят устроить фабрику "Умелые руки" и опять же не покупать готовые приглашения; для таких самоделок пригодны и обрезки бумаги - писчей и цветной.

      Старые журналы и календари помогут сделать тематические подборки для оформления стен, Картонные коробки, стулья и запасные шторы-простыни-покрывала подходят для полосы препятствий, катушка шпагата       пригодится для лабиринтов, гофрированная бумага стоит сравнительно       недорого, а сделать из нее можно легкие, но броские украшения и костюмы.

      Когда дети активно участвуют в предпраздничной подготовке, то многое не становится для них сюрпризом или реальным испытанием характера, они более подготовленные по сравнению с приглашенными, поэтому интереснее привлечь их к изготовлению приглашений, к помощи с костюмами и оформлению стен, иногда.. морально готовить своих друзей к неожиданным испытаниям. А все остальное - секрет.

      Многие костюмы можно сделать на основе сарафана или платья-мешка разной длины. Например, костюм Снеговика можно сделать следующим образом: на ногах - валенки или белые носки, на голове - шапочка из серебристой бумаги или настоящее маленькое ведерко. По нижнему краю головного убора пришить/приклеить "волосы" - дождик, тонкий синтепон или шерстяные нитки. На белую водолазку надеть белый, из синтепона, сарафан и подпоясаться (из того же дождика) поясом. На носу - бумажная морковка на резиночке.

      Колпачок и сарафан из зеленой гофрированной бумаги, на сарафане приклеены бумажные игрушки - костюм елочки готов за 40 минут. Темно-синее платье-мешок с яркими заплатами, красный парик из склееной ПВА шерсти (в косички вставляется железный прутик, и косички торчат в разные стороны) - костюм Пеппи особенно забавно смотрится на мальчике. Платье-мешок из мешковины, соломенное безобразие на голове, "сажа" на щеке - и вы близки к образу бедной Золушки, или Нищего, а при некотором гриме к образу Бабы-Яги.

      Замечательно, если удается создать в день прихода гостей в квартире       атмосферу творчества и веселья. Прямо с порога. И дети, и взрослые просто не смогут остаться равнодушными, если разложить и развесить плакаты, рисунки, различные атрибуты праздника - морские узлы, фото      кораблей-стран-городов, бумажную пальму для "Пиратов..."; снежинки,       снеговиков, зимние фото, елки-палки для "Помощников Снеговика"; дорожные знаки, зебр, фото или имена гонщиков, фото различных автомобилей и вообще транспорта для "ПаДеДе"; шишки, листья и ветки, контуры разных растений, птиц и животных для Викторины "Лесные следопыты". Всегда к месту гирлянды, воздушные шары, банты из гофрированной бумаги, мыльные пузыри.

      Все это очень помогает внутренне настроиться на радостный лад.

      Таня Лавренова /по материалам http://www.7ya.ru /

 

Книги Издательства "Питер" в Электронной библиотеке:

Глава из книги "Психологический тренинг с подростками" Л. Анн

Задача группы социально-психологического тренинга с детьми - помочь подростку выразить себя, а для этого сначала нужно научиться воспринимать и понимать себя.

Самовосприятие личности осуществляется следующими основными путями.

1. Восприятие себя через соотнесение себя с другими, т. е. человек рассматривает другого в качестве модели, удобной для наблюдения и анализа. Мы смотрим на себя как бы со стороны. Групповые занятия предоставляют прекрасную возможность сопоставить себя с другими членами группы.

2. Восприятие через восприятие себя другими, т. е. человек использует информацию, передаваемую ему окружающими. Это так называемый механизм обратной связи, который позволяет участникам узнавать мнение окружающих об их манере поведения, о чувствах, которые испытывают люди, вступающие с ними в контакт.

3. Восприятие себя через результаты собственной деятельности, т. е. человек сам оценивает то, что он сделал. Это механизм самооценки, который может помогать либо мешать развитию личности. В группе тренинга осуществляется постоянное определение уровня самооценки каждого участника и ее необходимая коррекция.

4. Восприятие себя через наблюдение собственных внутренних состояний, т. е. человек осмысливает, проговаривает, обсуждает с окружающими свои переживания, эмоции, ощущения, мысли. Одно из принципиальных отличий тренинга от других форм работы заключается в возможности проникновения в свое Я, получении опыта понимания своего внутреннего мира.

5. Восприятие себя через восприятие собственного внешнего облика, т. е. человек принимает свое тело, свое физическое Я. В ходе тренинга участники учатся принимать свой внешний облик таким, какой он есть, и, приняв его, развивать себя и свои возможности.

Всего Вам самого светлого и до встречи в следующем выпуске!

С уважением,

Ведущий рассылки Алексей Сеев  

Архив Рассылки

Письмо Ведущему рассылки:

economics.education.scale0ethics-owner@subscribe.ru


В избранное