Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Правовое и Бизнес-Обучение

  Все выпуски  

Бизнес-Обучение


Сегодня Госдума планировала рассмотреть во втором чтении проект федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию". Это четвертый регламент из тех трехсот, которые предстоит принять депутатам. Табачный регламент, похоже, может оказаться самым конфликтным.

Это понятно, ведь за каждой нормой такого закона - очень серьезные экономические интересы. Работавшие над ним законодатели утверждают, что технический регламент на табак нужно принимать как можно скорее, это будет главный документ, позволяющий государству контролировать табачную индустрию. И в этом есть логика, поскольку в 1997 году у нас отменено лицензирование производства и оптовой продажи табака.

Вместе с тем, напомним, Россия недавно ратифицировала Конвенцию ВОЗ по борьбе против табака. Значит, мы теперь должны приводить национальное законодательство в соответствие с ее требованиями. В процессе работы над регламентом удалось учесть многие положения Конвенции, но не все. Самым серьезным камнем преткновения перед вторым чтением оказались "легкие" сигареты и их вариации.

Конвенция ВОЗ требует отказаться от подобных надписей на пачках, вводящих потребителей в заблуждение. Между тем на российском рынке этот "легкий" сектор как раз наиболее активно сейчас развивается. Понятно, что табачный бизнес этому запрету всячески сопротивляется. Но для сопротивления у него практически уже нет времени - Конвенция вступает в силу через 90 дней после ее ратификации. В нашем случае это конец июля. И если до этого времени техрегламент не будет проголосован во всех трех чтениях, то потом в нынешнем виде он не может быть принят. Таковы требования Конвенции: после ее вступления в силу нельзя принимать законы, противоречащие ей. Как поведут себя законодатели, покажет время.

Кстати, на сегодняшний день ввели запрет на маркировку "легкие" ("суперлегкие" и т.п.) 46 стран мира. В их числе - все страны Евросоюза, Австралия, Норвегия, Канада, Бразилия, Украина, Армения и другие.

 

Россия является ключевой сферой интересов для табачных компаний.

Во-первых, в связи с тем что табачные акцизы в России одни из самых низких в мире, здесь делаются сверхприбыли. Российский рынок табачной продукции составляет приблизительно 20 миллиардов долларов США и упускать такую нишу не захочет никто. Во-вторых, Россия - влиятельная страна в пространстве СНГ, и успех табачных лоббистов в России является гарантией роста уровня курения не только среди россиян, но и среди жителей других стран СНГ. Наконец, сверхнизкие цены на сигареты делают Россию важным источником контрабанды сигарет в страны Евросоюза.

Табачные компании не раскрывают свои рекламные бюджеты в России, однако, учитывая масштабы российского рынка, можно быть уверенным, что они колоссальны. Глобально табачная индустрия на рекламу и продвижение табака тратит 13 миллиардов долларов США ежегодно. Средства, привлеченные на борьбу с табаком, в 50 раз меньше.

Ключевыми источниками антитабачного финансирования являются противораковые организации, фонды здравоохранения, а также частная инициатива. В России возлагаются большие надежды на гранты Общественной палаты, распределяемые Лигой здоровья нации, лидером которой является Лео Бокерия. Большую помощь мировому антитабачному сообществу оказал Майкл Блумберг, мэр Нью-Йорка. Долгие годы он сам курил, но затем бросил и стал страстным борцом с курением не только в Нью-Йорке, но и во всем мире. Семья Майкла Блумберга выделила значительные средства в помощь Всемирной организации здравоохранения и общественным организациям по всему миру на борьбу с курением. Хочется надеяться, что этому примеру последуют и российские бизнесмены.

Тем не менее даже с учетом всех этих инициатив, силы неравны. Табачные компании в России используют колоссальные финансовые и административные ресурсы для того, чтобы добиваться своего. Классическим примером этому является продвижение проекта федерального закона "Технический регламент на табачную продукцию". Разработчиком этого законопроекта официально является Ассоциация производителей табачной продукции "Табакпром", что противоречит ст. 5 п. 3 ратифицированной Россией Конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака.

Конечно, добросовестным российским депутатам и чиновникам удалось добиться изъятия из технического регламента наиболее одиозных положений, однако он по-прежнему противоречит интересам здоровья нации. Так, в техрегламенте предлагается легализация так называемых "легких" сигарет, что противоречит Конвенции ВОЗ по борьбе против табака, а значит, международным обязательствам по охране здоровья своих граждан, которые взяла на себя Россия. Все это дает возможность оспаривать этот закон в судах в случае его принятия.

Надписи на пачках сигарет типа "легкие", "с пониженным содержанием смол" и т.п. являются обманным маркетинговым ходом табачной промышленности. Показано множеством исследований, что смертность и заболеваемость среди курящих т.н. "легкие" сигареты такая же, как и у других курильщиков. Однако многие не бросают курить, считая, что "легкие" менее вредны. Основными потребителями сигарет с такой маркировкой являются дети и женщины, поскольку такие надписи сопровождаются "гламурным" стилем пачки и рекламной кампании сигарет.

Министерство здравоохранения и социального развития против легализации псевдолегких сигарет. В ходе Консультативного совета по защите прав потребителей 8 июля тема запрета обманных надписей типа: "легкие", мягкие, lights, и т.д. будет обсуждаться Роспотребнадзором и Конфедерацией обществ потребителей.

Проект Технического регламента по табаку мимоходом, незаметно фактически легализует и вводит в оборот в России чуть ли не десяток пока экзотических для нас, опасных для жизни и здоровья человека форм потребления табака, в том числе в смеси с известью, пометом птиц (насваи) и т.п.

Наконец, Закон "О техническом регулировании" вообще запрещает создание технических регламентов на опасную для жизни и здоровья продукцию, каковой является табак. Таким образом, нет никаких оснований для принятия этого законопроекта, противоречащего интересам здоровья россиян.

<<Если ТЫ такой умный, то почему сразу не богатый? И, в конце концов, почему мы не такие гениальные, но чего-то же добились в России?>> (Кто бы еще смог измерить ценность этого чего-то). Все зависит от правил игры, господа, и от того, кто, для кого, для чего и главное каким образом их устанавливает и понимает ли этот кто-то все последствия введения своих правил. Как в плохом вузе - выживает и становится отличником не тот, кто талантливее и умнее, а тот, у кого задница крепче, чтобы высидеть все лекции и дословно вызубрить лекционный (единственный который знаком преподавателю) материал к экзамену. Так что нам не нужны российские Биллы Гейтсы? Мы не заинтересованы развивать экономическую деятельность граждан, их научную, творческую и предпринимательскую инициативу в самых различных областях деятельности в такой богатой разнообразными талантами стране, как Россия? Я говорю - мы, потому что, именно мы избираем тех, кто устанавливает правила игры, при которых - либо все могут развивать свои возможности и способности к труду и получать за это, более чем достойный нас, доход. Либо, имея такие же идеи, как у Билла Гейтса, мы находим себя (находимся) в том самом месте, именуемом в народе пятой точкой или как сейчас его модно называть - апожем. Интересный факт. Население России - около 2.5% всего человечества. В 2004 году мировой объем экспорта высокотехнологичной продукции составлял около 1430 миллиардов долларов. Экспорт из США - 216 млрд., из Гонконга - 161, из Германии- 131, из Японии -124, из Китая - 80, из Финляндии - 10, из России - 3 млрд. (0,002% мирового объема экспорта). (Российская газета от 5 сентября 2006 года). Забавно, но от 60% до 90% в этих странах объема продукции является результатом деятельности малого и среднего бизнеса - это основа экономики любой развитой страны, дающая стране стабильность, в отличие от экономики, основанной на деятельности нескольких монополий. Проанализируем, что произойдет, если уже сегодня не стимулировать процесс активного развития основы любой экономики - малого и среднего предпринимательства, а также создателей иных некоммерческих организаций. И те и другие приносят в экономику России новый, в том числе высокотехнологичный товар (продукции, работы, услуги), который укрепляет российскую валюту и завоевывает авторитет страны в международном сообществе, что немаловажно для развития и укрепления экономики страны. Развитие свободы экономической деятельности в виде создания собственных организаций и индивидуального предпринимательства предоставляет возможность их создателям профессионально, творчески и научно реализоваться, обеспечивая свое содержание без помощи государства, освобождая государственные деньги для более актуальных целей, чем содержание безработных и безынициативных граждан. Почему развитие экономической деятельности именно в сфере малого и среднего бизнеса особенно актуально для России сегодня? Займемся математикой. Вы руководитель города и для решения всех его проблем вам необходимо всего 1000000 условных денежных единиц. В городе плохие условия для малого бизнеса, поэтому в нем работают всего четыре крупных предприятия, которые являются уважаемыми вами монополистами. Такая политика вам больше нравится - цифры налогов крупнее, а работы по приему отчетности и т.п. - меньше. Да и по старой российской традиции приятнее тусоваться с богатенькими Буратинами. Соответственно каждое предприятие уплачивает в среднем не менее 250000 у.д.е. налогов. Затем предположим, что хотя бы одна монополия лопнула, а с ними это бывает частенько. Главный вопрос арифметической задачи: На сколько процентов <<просядет>> городской бюджет? Не главный, но основной вопрос задачи: Как быстро вы сможете восполнить недостающие в бюджете средства? Второстепенный вопрос задачи: Как скоро вас освободят от занимаемой должности? В цивилизованных демократических странах очень быстро. Россия вступила на этот путь и быстро продвигается в этом направлении, пока мешает только сопротивление граждан, которые не интересуются правилами проживания в таких странах.

В избранное