Швейцарский адвокат с российским гражданством предлагает рецепт против чиновного произвола
Жил да был на свете старик рыбак. Был он честен, к труду охоч, любил больше всего на свете свою Россию-матушку. И разрывалось сердце его от боли, когда видел, какая трудная доля выпала его родной сторонушке. Как терзают ее, родимую, свои же царевы слуги. Как воруют они да жируют, а честным людям - бедным мужикам спокойно работать не дают.
Автор этой новой версии "Сказки о рыбаке и рыбке" - адвокат Карл Экштайн. И если профессию его определить не трудно, то сложнее дело обстоит с национальной принадлежностью. До начала прошлой осени Карл Экштайн был швейцарцем. С сентября же он - гражданин РФ. Что же толкнуло на столь радикальную перемену в жизни вполне благополучного европейца? Сам господин Экштайн объясняет свой поступок 19-летним пребыванием в стране,
к которой он привязался и привык и где ему удается применить свои профессиональные знания и опыт, помогая западным бизнесменам освоиться на своеобразном российском рынке. А еще - желанием поспособствовать становлению правового государства в качестве не стороннего наблюдателя, а самого что ни на есть заинтересованного гражданина новой России. Причем главной своей заботой Карл Экштайн называет принятие закона об административных процедурах. В переводе с юридического на обыденный язык речь идет о регулировании
отношений между рядовым гражданином и чиновником. Впрочем, познакомимся дальше с сочиненной российско-швейцарским юристом сказкой.
Вышел как-то старик на берег Волги-матушки. И увидала его рыбка золотая, сжалилась она над стариком. "Не печалься, старик. Помогу я твоей беде. Обрадовался старик и придумал первое желание: "Сделай так, чтоб всем честным людям, кто своим трудом хлеб добывать хочет, слуги царские не мешали". Исполнила рыбка стариково желание - ввела она на Руси закон, да не простой, а об административных процедурах.
Прервем еще раз сказку, чтобы послушать самого Карла Экштайна. Вот какие правила он считает "хорошими": - Возьмем самый простой пример. По каким только поводам с российских граждан не требуют разные справки и документы. Но в любом демократически развитом государстве существуют принципы взаимоотношений между рядовыми людьми и чиновниками, причем эти принципы базируются на конституционных гарантиях основных прав. Скажем, вы потеряли паспорт, приходите в милицию и не просто говорите, а заполняете
анкету, где указываете все данные о себе, а их достоверность подтверждаете подписью. И все - вы свое дело сделали, и вам обязаны выдать новый паспорт. Если же у чиновника возникают какие-то сомнения, то не вы должны их развеять, а он сам, обратившись (на то ему и власть дана!) в отдел загса или другие учреждения. Допустим, выяснилось, что податель заявления дал заведомо ложные сведения. Но тогда ему уже грозит уголовная ответственность. Приведу и другие примеры. Если гражданин обращается
в какое-либо ведомство, а вопрос, затронутый в заявлении, находится вне рамок компетенции этого ведомства, то чиновники на этом основании не вправе отклонить заявление и обязаны самостоятельно выяснить, какой государственный орган компетентен решить поставленный вопрос, самостоятельно осуществить переадресовку, уведомив гражданина, куда передано его заявление. Или вы обращаетесь в орган власти за получением разрешения на тот или иной вид деятельности. Не должны чиновники гонять вас по
разным инстанциям! Достаточно подать соответствующий запрос всего лишь в одно учреждение. Если же должны быть задействованы другие государственные ведомства, то уведомить их об этом вменяется в обязанность тому органу власти, который принял ваше заявление. Захотели открыть фирму? Подаете заявление лишь в одно ведомство. А оно уже обязано обратиться в налоговую инспекцию, Пенсионный фонд и тому подобные структуры, чтобы сообщить им об открытии новой фирмы и зарегистрировать ее. Кстати,
неправомерно и принуждать граждан лично являться в государственное ведомство, чтобы получить там тот или иной формуляр, подать заявление или представить документы. Все это можно сделать по почте. Кроме того, любое решение государственного учреждения должно быть обосновано в письменном виде. Каждый из нас вправе знать, на основании какого правового акта вынесено то или иное решение. И государственное учреждение к тому же обязано указать, где и в какие сроки данное решение может быть обжаловано. Особо хотел бы сказать о запрете на применение бессмысленных норм. Как вы понимаете, почти за два десятилетия жизни в этой стране я попадал в разные передряги. Летел я как-то в Сочи, сдал свой чемодан, получил бирку. Прилетаю и обнаруживаю, что бирку свою я потерял. Совершенно справедливо контролер не выпускает меня, поскольку я не могу предъявить документ на свой багаж. Но вот все пассажиры разошлись, остаемся я, мой чемодан и контролер. Разве не ясно, что других претендентов на этот чемодан
нет? Контролер ссылается на инструкцию, я - на здравый смысл, и стояли бы мы так долго, если бы не дал я ему 10 долларов. Проблема была тут же решена. По сути эта ситуация воспроизводится на каждом шагу: то печать не круглая, а треугольная или наоборот, то какая-то опечатка - улица Лемина, а не Ленина... Понятно же, что это чистый формализм, и не я должен исправлять ошибки госслужащих. Именно поэтому в цивилизованных, как здесь говорят, странах действует принцип, согласно которому любой правовой акт, будь то
закон или инструкция, может быть истолкован и применен лишь в строгом соответствии с его смыслом и основной целью, а административные органы должны сами исправлять очевидные ошибки. (812) 335-69-41(42)