Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Восточный Центр в Санкт-Петербурге - Портретная скульптура эпохи Нара



ВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР в Санкт-Петербурге


Портретная скульптура эпохи Нара (646 - 793)

В середине УШ в. буддизм пустил глубокие корни на японской земле, он заимствовал отдельные элементы из синто, подчинил себе синтоистское духовенство. Начинается формироваться рёбусинто. Для этого времени характерны гигантские и пышные изображения будды, свидетельствующие о политическом могуществе буддийской церкви. Происходит канонизация деятелей церкви, прославление некторых из них. В 50-60-е гг. УШ в. появляется жанр скульптурных изображений известных деятелей эпохи: Гёсин, Гиэн, Гандзин. В таких портретах происходит обобщение идеальных черт носителя. Этот жанр следует законам иконографии, несмотря на реалистичность и индивидуальность. Концепция восточного портрета устоялась в УШв. , зародилась в Китае, имея своими корнями конфуцианские традиции, когда личность воспринимается как винтик социального, а не индивидуальное начало, а носитель определенного качества. Буддийский монах изображается как живой будда.

В период раннего феодализма портрет понимается еще не как передача физического облика определенного человека. На первом месте выступает типологический момент, т.е. художник не только стремится к индивидуальной характеристике своей модели, но и ставит перед собой более широкую цель - пытается обобщить в портрете идеальные черты, носителем которых является объект его изображения. Отсюда своеобразный дуализм портрета середины УШ в. и более позднего времени. Он заключается в том, что, несмотря на кажущуюся реалистичность, выразившуюся в индивидуализации изображения, в стремлении собрать и сохранить отдельные черты, присущие только данной личности, этот жанр следует основным канонам иконографии.

Все три скульптурных портрета канонизированных буддийской церковью святых (Гёсин, Гиэн и Гандзин) одновременно являются памятниками культового и светского искусства.



ПОРТРЕТ ГЁСИНА

Статуя Гёсин ( в 748 г стал настоятелем Хорюдзи, умер в изгнании в начале 50-х годов, затем был канонизирован) - по его приказу было сооружено Юмэдоно, там и находится его статуя. Статуя выполнена в технике сухого лака. Фронтальная поза, портрет имеет облик сидящего будды - центральной фигуры Триады. У статуи правильные естественные пропорции, тщательная и выразительная моделировка отдельных деталей.
Две другие статуи (Гиэна из трапезной Окадэра и Гандзина из Тосёдайдзи) повторяют в общих чертах скульптуру Гёсина.


ПОРТРЕТ ГИЭНА*

Гиэн - натуралистическое изображение. Фигура деревянная и покрыта лаком. Отличается от предыдущего изображения еще большей натуралистичностью моделировки. Резкие морщины, ребра на обнаженной груди - портрет аскета.


ПОРТРЕТ ГАНДЗИНА**

Портрет слепого Гандзина - шедевр сухого лака. Авторство приписывается Ситаку из Тосёдайдзи. Традиционно фронтальная фигура находится в позе созерцания, в позе полного лотоса, в ней спокойствие и отрешенность. Уши вытянуты , что является одним из 33 признаков будды. Монашеская одежда в черных и красных тонах естественно и просто драпирует тело. Линейный ритм складок не столь ясно выражен, как в статуе Гиэна, и лишь в косо падающих параллельно друг другу складках, скрывающих колени, он становится элементом декоративности, усиливая впечатление плокостности.
Мастерски выполнена большая правильной формы гладко выбритая голова, посаженная на короткую толстую шею. Широкое, крупной лепки лицо с высоким лбом покрыто сетью мелких морщинок. Моделировка носа с четко вырезанными контурами ноздрей, резко очерченных губ, твердого подбородка и мясистых ушей очень тщательная. По сравнению с портретом Гиэна здесь сделан еще один шаг в сторону дальнейшей индивидуализации исполнения, в портрете нет ничего чрезмерного, утрированного ( как например, в Гиэне). Однако, в скульптуре нет изящества. Фигура плотная, реалистичная - одному человеку придано индивидуальность, свое выражение лица, в то же время она выполнена по канонам - улыбка, созерцательность. То есть скульптурный портрет УШ века носит двойственный характер, это как бы иллюстрация духовного подвига.


Версию статьи с фотографиями см. на сайте Восточного Центра: www.orientalcenter.spb.ru/ru/jp/jp_09.html

________________________________

* - Гиэн - наставник из школы Хоссо, проходивший в свое время обучение в Китае, кстати у него учился Докё. Крупнейший буддийский деятель, одно время выполнял функцию главного священника при дворе и являлся духовным и политическим советником императора.

** - Гандзин (??) - кит.Цзянь-чжэнь (687-763), китайский монах, основавший в Японии секту Рицу. C 14 лет он изучает учения Тянь-тай (Тэндай) и Лю (Рицу). По приглашению посетить Японию, в течении 11 лет делает 5 неудачных попыток попасть туда (мешали пираты и штормы), в конце концов, приезжает в Японию в 754 г. Жил в монастыре Тодайдзи, возвел там "помост для наставлений" (кайдан)***. Он дал наставления более, чем 400 людей, в том числе императрице Кокэн и императору Сёму. Позже жил в Тосёдайдзи, который был построен специально для него.

*** - Кайдан (кай - буддийские наставления, санскр.сила;) - "помост для наставлений", помост, платформа, а иногда помещение для проведения церемонии дзюкай. Церемония дзюкай - церемония, в которой инициируемый принимает буддийские заповеди. Позднее эта церемония стала обязательной для монахов всех школ.


Тел. 320-99-21; 8-901-301-93-68
e-mail: pronina@orientalcenter.spb.ru
Контактное лицо: Светлана Пронина
www.orientalcenter.spb.ru
Выпуск рассылок сайта:
Алексей Лесков


В избранное