Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Восточный Центр в Санкт-Петербурге - НАЧАЛО ДЗЭН



ВОСТОЧНЫЙ ЦЕНТР в Санкт-Петербурге


НАЧАЛО ДЗЭН 禅

Оставалась еще одна часть общества – его образованные круги, унаследовавшие и свою блестящую культуру Хэйана. Для этого общественного слоя существовал свой буддизм. В современной западной литературе его именуют дзэн-буддизмом, в Японии же его название составлено по обычному типу: дзэнсю 禅宗 (учение о дзэн). Слово дзэн (кит.чань), в старом языке – дзянь, само же дзянь – сокращение слова дзянька, а так произносили тогда китайцы санскритское слово «дхьяна». Таким образом, дзэнсю значит учение о Дхьяна . Учение это пришло в Японию из Китая. Первым занес его Эйсай (1141-1215) , вернувшийся в 1191 году в Японию после десятилетнего пребывания в Китае. Он привез с собой первый вариант дзэнской доктрины – в русле секты ринсайсю. В 1227 году из Китая вернулся Догэн (1200-1253) , положивший в Японии начало секты содосю. Собственно от нее и пошло главное русло дзэн-буддизма. Догэн как до него Синран и Нитирэн, провозгласил единый и простой путь к спасению, т.е. также отверг всякие догматические и схоластические ухищрения. Но в одном он превзошел своих собратьев: его главное сочинение – «Сёбо-гэндзо» – написано по-японски. Разумеется, сами термины оставались китайскими, оно были введены в японский текст. Догэн резко отвергал связь религии с государственной властью, почему его проповедь не находила особенного отклика среди дворянства. Эйсай оставил эту сторону вообще без внимания, поэтому и приобрел немало приверженцев среди буси, даже из числа высоких рангов. Так, например, сиккэн Ходзё Токиёри в 1246 году, узнав, что в гавань Хаката прибыли ученые-монахи Ранкэ и Дорю, вызвал их в Камакура и оставил при себе, построил для них храм Кэнтёдзи. В 1272 году из Китая вернулся другой ученый монах – Согэн; Ходзё Токимунэ, сиккэн тех лет, вызвал его в Камакура и построил для него храм Энгакудзи. Небезынтересно отметить, что храм этот имел особое назначение: в нем должны были возноситься моления о всех павших воинах, причем не только своих, то есть сторонников Минамото и Ходзё, но и чужих, то есть принадлежащих к лагерю Тайра. Учение о Дзэн стало тогда распространяться именно среди военного дворянства, в высшем слое которого еще сохранилась хэйанская образованность. Насколько ценили сиккэны эту старую образованность, показывает тот факт, что Ходзё Санэмори организовал в Канэсава (впоследствии – Канадзава) Канадзава бунко (библиотеку Канадзава), в задачи которой входило собирание, хранение и изучение письменных памятников и документов, оставленных предшествующими веками. На этой почве развивалось и просвещение, создателями которого выступают главным образом представители среднего слоя феодального сословия.

1 Дхьяна – медитация.

2 Эйсай (1141-1215) - также Ёсай; основатель японской секты Дзэн. При достижении 14 лет, изучал и практиковал учение Тэндай. В 1168 году отправился в Китай и привез оттуда писания секты Тэндай в том же году. В 1187 году опять поехал в Китай, где получил традицию Риндзай дзэн от Хсю-ан Хуай-тян (Коан Эсё). По возвращению домой в 1191 году, построил Сёфукудзи, первый дзэнский храм в Японии. Перед лицом горьких атак со стороны монахов секты Тэндай по отношению к нововведенному учению, Эйсай сблизился с камакурским сегунатом, правительством того времени. В 1202 году, правительство построило Кэнниндзи в Киото и назначило его настоятелем. Чтобы успокоить монахов горы Хиэй, храм был сделан центром Тэндай и эзотерического буддизма так же как и учения Дзэн. В 1215 году Эйсай основал Дзюфукудзи в Камакура и в том же году умер. Он ввел выращивание чая в Японии и написал книгу, озаглавленную "Кисса ёдзёки" ("Записи о питье чая и лелеянии души". Среди других его работ называют "Кодзэн гококу рон" - "Беседы о пропаганде Дзэн и защите государства", являющейся первой работой по Дзэн в Японии. Посмертно ему было дано имя и титул Сэнко Кокуси.

3 Догэн (1200-1253) – основатель японской секты Сото. Сын министра (найдайдзин) Куга Мититика, в раннем детстве потерял мать, поступил на гору Хиэй в возрасте 13 лет, чтобы стать послушником. Позже, отправился к Эйсаю в Кэнниндзи и стал его последователем. После смерти Эйсая, отправился в Китай с Мёдзэном, преемником Эйсая, в 1223 году. Достиг просветления под руководством Дзю-тин (Нёдзё) из Тянь-тунсу (Тэндодзи). Вернулся в Японию в 1227 году и жил в Киото более десяти лет, сначала в Кэнниндзи, а позже в Косёдзи. Чтобы избежать приобретения светских полномочий, которые препятствовали бы практике Дзэн, он удалился глубоко в горы в провинции Этидзэн (теперь префектура Фукуи) и построил храм под названием Дайбуцудзи (позже измененное на Эйхэйдзи), который стал центром практики Дзэн Сото. В 1247 году, по приглашению Ходзё Токиёри посетил Камакуру, где Токиёри предложил построит для Эйсая храм. Однако, Эйсай отклонил предложение и вернулся в Этидзэн. Его работы: "Сёбогэндзо" и "Эйхэй синги", его "Гакудо ёнин сю", написанное в Киото вскоре после возвращения из Китая, полезнейшее сочинение для начинающих. В 1854 году, ему было посмертно присвоено имя и титул Буссо-дэнто Кокуси, а в 1879 - Дзёё Дайси.


Тел. 320-99-21; 8-901-301-93-68
e-mail: pronina@orientalcenter.spb.ru
Контактное лицо: Светлана Пронина
www.orientalcenter.spb.ru
Выпуск рассылок сайта:
Алексей Лесков


В избранное