17.05 в 18:00 в Восточном Центре пройдет демонстрация и лекция "Музыка Японии" из серии «Восточная музыка». Справки по тел. 320-99-21; 8-901-301-93-68
Самыми ранними свидетельствами наличия на Японских островах музыкальной культуры являются обнаруженные в ходе археологических раскопок окарина (цутибуэ) и каменный свисток (ивабуэ). Эти инструменты датируются периодом Дзёмон. Не исключается применение в качестве ударных инструментов керамических сосудов. Музыка того времени являлась составной частью магического ритуала.
В период Яёи музыка сопровождала обряд похорон, а также земледельческие обряды: весеннего посева и осенней жатвы. Среди инструментов этого периода известные гогэнкин (тип пятиструнной цитры) , кэн (тип окарины), а также ритуальные колокола дотаку.
При образовании Ямато (период Кофун) оформилась мифологическая система Синто с ее фольклорными в своей основе мистериями кагура, которые синтезировали в себе различные обрядовые песни и танцы. Весь пласт музыкальной культуры в системе родового строя получил название нихон корай-но онгаку и выполнял в тот период функцию классики.
В то же время происходила активная миграция жителей Китая и Кореи на Японские острова. Это сопровождалось распространением в Ямато культуры континента. Дворцовая музыкальная культура средневековых государств континента отражала иной уровень музыкального мышления, тесно была связана с буддидйскими и конфуцианскими доктринами. Укрепление централизованного раннефеодального государства сопровождалось целенаправленной борьбой с идеологией родового строя и распространением буддизма. Первоначально буддийские гимны
распевались на санскрите (бонсан), китайском (кансан) и японском (васан) языках. В дальнейшем буддийские песнопения в целом стали называться сёмё. При дворе японского императора в 701 году образуется специальная служба, ведающая вопросами дворцового церемониала и сопровождающей его музыки - гагакурё. Одной из фукнций гагакурё было приобщение феодальной аристократии к музыкальной культуре континента и в первую очередь к дворцовым традициям средневековых государств Корейского п-ва и танского Китая. Одновременно
были завезены элементы музыкального искусства народов Индии, Центральной Азии и Ближнего Востока, которые прошли длительный процесс взаимодействия с интонационными традициями японцев и были ассимилированы. Искусство гагакурё выполняло функцию дворцовой классики. Почти все многообразие музыки императорского двора периода раннего средневековья (сайбара, роэй, кагура, кангэн, бугаку) с наступлением новейшего времени (после 1868 года) было объединено термином гагаку. В настоящее время обучение традициям гагаку,
как одному из видов национальной музыкальной классики ведется в Токийском университете искусств и Государственной консерватории; существуют общества любителей искусства гагаку.
С постепенным усилением центробежных тенденций в раннесредневековом японском государстве начала формироваться культура военного сословия - самурайства. Этот процесс сопровождался ростом национального самосознания, усилением взимодействия синтоизма с буддизмом, ослаблением влияния китайской культуры на духовную жизнь общества (прежде всего аристократии). В городской культуре наряду с дворцовой музыкой популярностью у различных слоев населения пользовались песенки на современный лад (имаё ута), исполнявшиеся
профессиональными певицами и танцовщицами (предшественницами гейш), развлекательные сценки (сангаку или саругаку), предствления дэнгаку, тесно связанные с земледельческими обрядами. На первом этапе военного правления (Камакура, 1192-1333) дворцовая музыка функционировала не только в старых центрах - Нара, Хэйан (ныне Киото), но и на северо-востоке в ставке сёгуна (военного правителя). Большое распространение также получила музыка, исполняемая странствующими буддийскими монахами. Особой популярностью пользовались
сказы (хайкёку) под аккомпанемент различных видов бива (тип лютни), повествующиме о борьбе феодальных родов Тайра и Минамото. В период Асикага (1336-1573) разнообразные музыкальные традиции начинают синтезироваться в своеобразный культурный комплекс - театр Ноо. Фольклорные в своей сущности представления устраивались первоначально при храмах и носили иллюстративно -повествовательный характер. Основными духовными источниками искусства Ноо были синто, буддизм и китайские учения (даосизм и конфуцианство).
После падения сёгуната Токугава (1868) театр Ноо стал общедоступным. В основе музыкальной традиции лежит вокальная монодия (солист или ансамблевый унисон) в сопровождении инструментальной группы (флейты но-кан и трех барабанов - коцудзуми, оцудзуми и тайко).
В 17 веке к Японии были присоединены о-ва Окинава, население которых обладало самобытной культурой и имело широкие культурные связи как с окружающими островами, так и с материком. Из сферы музыкальной культуры Окинавы в Японию была завезена традиця музыки для сямисэна (трехструнный щипковый инструмент типа лютни). Инструмент стал одним из самых популярных в 17-19 веках. В результате войн многие музыканты Хэйан бежали на север о-ва Кюсю, где со временем возникла школа (сочинение и исполнение) музыки для цукусигото
(разновидность кото, инструмент типа цитры). Инструмент использовался для сопровождения вокальных сочинений. Традиция цукусигото послужила отправной точкой для создания ряда школ музицирования на различных видах кото. Одним из первых возродил бытовавшую в период раннего средневековья собственно инструментальную традицию Яцухаси Кэнгё (1614-85). Ему приписывается известная сюита из шести частей "Рокудан". В другой школа "Икута-рю" к кото присоединяли сямисэн. Некоторые ансамбли включали кокю (струнный смычковый
инструмент) или продольную флейту сякухати.
В связи с подъемом городской культуры в период Эдо возникает театр Кабуки. На раннем этапе его развития преобладали танцевальные пьесы с пением под аккомпанемент сямисэна. С конца 17 века пьесы Кабуки превратились в одноактные драмы, а музыкальная часть синтезировала все многообразие функционировавших интонационных традиций. Музыка в театра Кабки звучит как на сцене, так и за сценой (гэдза онгаку). Наиболее характерным элементом музыкально-драматургической стороны театра является нагаута (длинная песня),
представляющая собой классическое обобщение жанрово-интонационных черт городской вокально-инструментальной и танцевальной музыки.
После реставрации Мэйдзи начался процесс активного усвоения музыкальной традиции, для чего первоначально использовались традиционные институты, в частности департамент гагаку. Однако уже с 1872 года в школах было введено обучение пению в европейской манере, а в 1887 году открылась Токийская музыкальная школа, где преподавание осуществлялось с помощью приглашенных из Европы и Америки деятелей культуры.