В определении численности учащихся школы для меня наиболее существенным является принцип управляемости. Школа управляема тогда, когда директор (завуч) способны запомнить всех учеников по именам. Ведь за знанием имени скрывается не "персонаж" - его носитель. а его история, рефлексия взаимоотношений и т.д. В среднем, численность учащихся в "управляемой" школе составляет 500 - 700 человек.
Еще один фактор - это принцип "активности аудитории". Под этим принципом я понимаю (упрощенно) число (процент) активно участвующих в данном действе учеников, в каком -либо процессе (мероприятие. действие, деятельность. Мне более нравится термин "ДЕЛО"). Например: мы проводим экскурсию класса (параллели). Если в ней примут участие менее половины учащихся, то ценность такового действия, для процесса формирования
коллектива класса, относительно не высока. И соответственно "активность аудитории" так же. Именно с этой точки зрения можно рассмотреть работу, допустим, театрального кружка, в котором занимается двадцать человек, а в постановке спектакля задействуется только шесть. Получаем активность близкую к минимуму.
Таким образом, модель школы определяет число учеников (ну вот банальность написал) в том числе и в классе.
Но есть еще один фактор. Я его называю "Идентичность социуму" Если мы говорим об общеобразовательной школе, то состав учащихся в классе должен соответствовать средней социальной картине социума. А такая достигается при числе учащихся в классе не менее 20.