Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дистанционное обучение

  Все выпуски  

уроки и методика преподавания информатики для учителей динамические переменные www.thl.narod.ru


Д И Н А М И Ч Е С К И Е П Е Р Е М Е Н Н Ы Е Статической переменной (статически размещенной) называется описан- ная явным образом в программе переменная, обращение к ней осуществля- ется по имени. Место в памяти для размещения статических переменных определяется при компиляции программы. В отличие от таких статических переменных в программах, написанных на языке ПАСКАЛЬ, могут быть созданы динамические переменные. Основ- ное свойство динамических переменных заключается в том, что они соз- даются и память для них выделяется во время выполнения программы. Размещаются динамические переменные в динамической области памяти (heap - области). Динамическая переменная не указывается явно в описаниях переменных и к ней нельзя обратиться по имени. Доступ к таким переменным осу- ществляется с помощью указателей и ссылок. Работа с динамической областью памяти в TURBO PASCAL реализуется с помощью процедур и функций New, Dispose, GetMem, FreeMem, Mark, Release, MaxAvail, MemAvail, SizeOf. Процедура New( var p: Pointer ) выделяет место в динамической об- ласти памяти для размещения динамической переменной p^ и ее адрес присваивает указателю p. Процедура Dispose( var p: Pointer ) освобождает участок памяти, выделенный для размещения динамической переменной процедурой New, и значение указателя p становится неопределенным. Проуедура GetMem( var p: Pointer; size: Word ) выделяет участок памяти в heap - области, присваивает адрес его начала указателю p, размер участка в байтах задается параметром size. Процедура FreeMem( var p: Pointer; size: Word ) освобождает учас- ток памяти, адрес начала которого определен указателем p, а размер - параметром size. Значение указателя p становится неопределенным. Процедура Mark( var p: Pointer ) записывает в указатель p адрес начала участка свободной динамической памяти на момент ее вызова. Процедура Release( var p: Pointer ) освобождает участок динамичес- кой памяти, начиная с адреса, записанного в указатель p процедурой Mark, то-есть, очищает ту динамическую память, которая была занята после вызова процедуры Mark. Функция MaxAvail: Longint возвращает длину в байтах самого длинно- го свободного участка динамической памяти. Функция MemAvail: Longint полный объем свободной динамической па- мяти в байтах. Вспомогательная функция SizeOf( X ): Word возвращает объем в бай- тах, занимаемый X, причем X может быть либо именем переменной любого типа, либо именем типа. Рассмотрим некоторые примеры работы с указателями. var p1, p2: ^Integer; Здесь p1 и p2 - указатели или пременные ссылочного типа. p1:=NIL; p2:=NIL; После выполнения этих операторов присваивания указатели p1 и p2 не будут ссылаться ни на какой конкретный объект. New(p1); New(p2); Процедура New(p1) выполняет следующие действия: -в памяти ЭВМ выделяется участок для размещения величины целого типа; -адрес этого участка присваивается переменной p1: г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ ¦ L=====- L=====- p1 p1^ Аналогично, процедура New(p2) обеспечит выделение участка памяти, адрес которого будет записан в p2: г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ ¦ L=====- L=====- p2 p2^ После выполнения операторов присваивания p1^:=2; p2^:=4; в выделенные участки памяти будут записаны значения 2 и 4 соответ- ственно: г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ 2 ¦ L=====- L=====- p1 p1^ г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ 4 ¦ L=====- L=====- p2 p2^ В результате выполнения оператора присваивания p1^:=p2^; в участок памяти, на который ссылается указатель p1, будет записано значение 4: г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ 4 ¦ L=====- L=====- p1 p1^ г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ 4 ¦ L=====- L=====- p2 p2^ После выполнения оператора присваивания p2:=p1; оба указателя будут содержать адрес первого участка памяти: г=====¬ г=====¬ ¦ *--¦--------->¦ 4 ¦ L=====- --->L=====- p1 ¦ p1^ p2^ ¦ г=====¬ ¦ ¦ *--¦------- L=====- p2 Переменные p1^, p2^ являются динамическими, так как память для них выделяется в процессе выполнения программы с помощью процедуры New. Динамические переменные могут входить в состав выражений, напри- мер: p1^:=p1^+8; Write('p1^=',p1^:3); Пример. В результате выполнения программы: Program DemoPointer; var p1,p2,p3:^Integer; begin p1:=NIL; p2:=NIL; p3:=NIL; New(p1); New(p2); New(p3); p1^:=2; p2^:=4; p3^:=p1^+Sqr(p2^); writeln('p1^=',p1^:3,' p2^=',p2^:3,' p3^=',p3^:3); p1:=p2; writeln('p1^=',p1^:3,' p2^=',p2^:3) end. на экран дисплея будут выведены результаты: p1^= 2 p2^= 4 p3^= 18 p1^= 4 p2^= 4

В избранное