Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дистанционное обучение

  Все выпуски  

уроки и методика преподавания информатики для учителей www.thl.narod.ru


Как я и обещал наверстываю упущенное и рассылаю новую тему для уроков. Сегодня и в ряде следующих выпусков рассмотрю тему логика. Тем же кто присоединился к моей рассылке рекомендую зайти на сайт www.thl.narod.ru где можно бесплатно скачать ряд тем к урокам как выпущенным так и тех которые только планируются. Рекомендую так же зайти на сайт www.komishop.narod.ru где представлено большое количество литературы. Ну и сейчас наша первая тема: Логика. Введение Логика — наука, изучающая законы и формы мышления; учение о способах рассуждений и доказательств. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются словами. Содержание понятия — совокупность существенных признаков, отраженных в этом понятии. Объем понятия — множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, составляющие содержание понятия. Выделяют понятия общие и единичные. Выделяют следующие отношения понятий по объему: ∙ тождество или совпадение объемов. означающее, что объем одного понятия равен объему другого понятия; ∙ подчинение или включение объемов: объем одного из понятий полностью включен в объем другого; ∙ исключение объемов — случай, в котором нет ни одного признака, который бы находился в двух объемах; ∙ пересечение или частичное совпадение объемов; ∙ соподчинение объемов — случай, когда объемы двух понятий, исключающие друг друга, входят в объем третьего. Суждение — это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, признаках или их отношениях. Умозаключение — форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем суждение-заключение. Задания для самостоятельного выполнения 3.1. Какие известные вам понятия определяются следующими предложениями: 1) группа слов, которая выражает законченную мысль; 2) значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов; 3) часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их; 4) расстояние, преодолеваемое за единицу времени; 5) часть прямой, ограниченная с двух сторон; 6) многоугольник с наименьшим числом сторон; 7) фигура, боковые грани которой — треугольники, а основание — многоугольник; 8) два числа, произведение которых равно 1; 9) последовательность команд, которую выполняет компьютер в процессе обработки данных; 10) система хранения файлов и организации каталогов. 3.2. Приведите примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского языка, истории, географии и информатики. 3.3. Перечислите существенные признаки, составляющие содержание следующих понятий. Каковы их объемы? 1) алфавит; 2) дистрибутив; 3) дюйм; 4) кибернетика; 5) палитра; 6) мультимедиа; 7) компьютер. 3.4. По аналогии с приведенными в таблице примерами для каждого типа отношений между понятиями придумайте 2-3 собственных примера. Отношения Примеры Совпадение объемов Включение объемов Исключение объемов Пересечение объемов Соподчинение объемов Самая высокая гора — Эверест Школьные предметы — информатика Мебель — овощи Девушки — студенты Автобус, трамвай — общественный транспорт 3.5. Если некоторое событие обязательно имеет место при определенном условии, то это условие является достаточным. Если некоторое событие не может иметь место без определенного условия, то это условие является необходимым. Если без определенного условия не может быть некоторого события, а из наличия этого условия следует данное событие, то условие является необходимым и достаточным. Иногда из двух слов “необходимо” и “достаточно” подходит только одно, а другое не подходит. Но нередко они могут подходить оба. В следующих суждениях вместо многоточия поставьте подходящие по смыслу слова “необходимо”, “достаточно”, “необходимо и достаточно”. Помните, что получившиеся высказывания должны быть истинными. 1) Для того чтобы число делилось на 4, …, чтобы оно было четным. 2) Чтобы число делилось на 3, …, чтобы оно делилось на 9. 3) Для того чтобы число делилось на 10, …, чтобы оно оканчивалось 0. 4) Чтобы произведение двух чисел равнялось нулю, …, чтобы каждое из них равнялось нулю. 5) Чтобы произведение двух чисел равнялось нулю, …, чтобы хоть одно из них равнялось нулю. 6) Чтобы умножить сумму нескольких чисел на какое-нибудь число, …, каждое слагаемое умножить на это число и произведения сложить. 7) Чтобы произведение нескольких чисел разделить на какое-нибудь число …, разделить на это число только один из сомножителей, и полученное частное умножить на остальные сомножители. 8) Для того чтобы сумма двух чисел была числом четным, …, чтобы каждое из слагаемых было четным числом. 9) Для того чтобы число делилось на 10, …, чтобы оно делилось на 5. 10) Для того чтобы число делилось на 6, …, чтобы оно делилось на 2 и на 3. 11) Для того чтобы число делилось на 12, …, чтобы оно делилось на 2 и на 3. 12) Для того чтобы число делилось на 30, …, чтобы оно делилось на 3 и на 10. 13) Для того чтобы число делилось на 5, …, чтобы оно делилось на 15. 14) Чтобы четырехугольник был квадратом, …, чтобы все его стороны были равны. 15) Чтобы прямоугольник был квадратом, …, чтобы все его стороны были равны. 16) Чтобы периметр квадрата был равен 20 см, …, чтобы его сторона была рана 5 см. 17) Чтобы площадь прямоугольника была равна 20 см2, …, чтобы его стороны были равны 4см и 5см.

В избранное