Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ХАРИЗМА ЛИДЕРА или Трудно ли быть богом


Информационный Канал Subscribe.Ru

Радислав Гандапас

ХАРИЗМА ЛИДЕРА или Трудно ли быть богом

  написать автору | новости | статьи | календарь тренингов | архив | отзывы | клиенты


КАМАСУТРА ДЛЯ ОРАТОРА
В издательстве «Олимп-бизнес» три дня назад вышла первая книга автора рассылки. Она называется «Камасутра для оратора. Десять глав о том, как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично». Забавно, что год выхода книги обозначен, как 2005, хотя она вовсю продается уже в этом, 2004-м.

СТРАСТИ-МОРДАСТИ
Вчера, намного отстав от всеобщего ажиотажа, я посмотрел фильм «Страсти Христовы». И понял я, что качество работы пиарщиков растет, а вот качество работы кинематографистов снижается. При хорошем пиаре не нужно снимать хорошее кино, - касса будет в любом случае. Я помню эти заголовки: «Сенсация!», «Скандальное кино», «Главы еврейских общин заявляют об оскорблении еврейского народа!» и проч. и проч. и проч.

Откровенно говоря, я ждал от фильма какого-то нового прочтения Евангельской истории, неожиданного ракурса, наподобие того, что мы видим у Леонида Андреева в «Иуде Искариоте». По версии этого автора Иуда почти в сговоре с Христом и выполняет свою куда более сложную миссию. Предавая Христа, он навсегда будет покрыт позором. Христос же – неугасимой славой. Но если Иуда не выполнит своей миссии, Христу не выполнить своей. Ибо мучительная смерть – ее неотъемлемая часть… И так далее. Гибсон же в своем фильме ограничился тем, что на заднем плане весь фильм ходит «загадочная» лысая тетка, с уродливым младенцем. Смысл ее и назначение так и остаются для зрителя загадкой, которую, впрочем, не слишком и хочется разгадывать. Она так и провисела на стене ружьем, так ни разу и не пукнувшим.

Фильм представляет собой набор зарисовок Евангельских сцен в самом пошлом голливудском воплощении. Герои четко делятся на хороших парней и плохих. Причем плохие так плохи, как только можно. Они безостановочно плюются, дерутся и непристойно выражаются. Разумеется, они уродливы до безобразия. Хорошие мальчики и девочки красивы, ходят с озабоченными лицами и даром языком не болтают. Все страдания Христа сводятся к физической боли. Будто в этом весь сыр-бор! Понятно, что фильм американский и Христос безостановочно охает, хрипит, корчится. Вместо положенных по первоисточнику трех раз, он падает по пути на Голгофу раз двадцать. Причем, делает это каждый раз, как симулянт-футболист, выжимающий из судьи пенальти. Картинно взбрыкивает ножками, поднимая клубы пыли, подолгу лежит, катаясь по земле, но при первом же окрике стражников или ударе плетью послушно вскакивает и продолжает свой путь.

Не обошлось и без курьезов. Крест, который довольно долго несет полуживой Иисус, после его окончательного падения, еле-еле смогли поднять двое здоровых мужиков. Отнесем это на счет недюжинной физической силы Спасителя. Интересно другое, что всю дорогу Христос несет крест под горку, а в результате оказывается на вершине горы. Забавно. Как найти этому объяснение – подскажите. И последнее. Рассказы Михаила Задорнова об ограниченности американцев, ничего, кроме своей истории знать не желающих, стали мне надоедать. Но вот тут я был с ним солидарен. От Мела Гибсона – представителя интеллектуальной элиты США я такого не ожидал. Понятно, что среди действующих лиц – римляне. А Рим, как известно из географии – в Италии. Древние римляне говорят в фильме по-итальянски!!! Когда Христа наказывают плетьми, исполнители наказания отсчитывают удары. Когда один из них крикнул «куаранта сей» (эти слова мне хорошо известны, так звучит по-итальянски размер моей обуви), я не поверил своим ушам. Я прислушался – и трагедия обратилась для меня фарсом. Никому еще не удавалось снять комедию на Евангельский сюжет!

И даже чрезмерные лужи бутафорской крови не помогают. За три часа фильма из Спасителя ее вылилось литров сорок. Примерно столько же я пролил слез. Но не слезы умиления, раскаяния и сострадания выдавил из меня Мел Гибсон с компанией малолитражных актеров, а слезы невеселого смеха.

Я еще не видел фильм «Александр». Боюсь, что меня постигнет разочарование, которое постепенно становится обычным чувством, которое я испытываю, выходя из зала после просмотра раскрученного кино.

Люди, читайте первоисточники!

ОБИДЕЛИ ЮРОДИВОГО?
Обидно, но первые письма я получил от обиженных. Сетевики не на шутку огорчились, что я сравнил структуру МЛМ-компаний с пирамидой. Блин, я же не МММ имел ввиду, а геометрическую фигуру. Странно. До некоторых написавших это не доходило даже с третьего раза. В ответ на мой ответ приходило: «И все равно, пирамида – это бестоварные схемы, а у нас товарные». И на сравнение с «Гербалайфом» обиделись. Почему? Гербалайф был одной из первых известных сетевых компаний на нашей территории и его название стало нарицательным. Еще мне много всякой муры написали, что дескать, если я ничего не рублю в тонкостях МЛМ, то и не фиг соваться. Повторяю сказанное в прошлом выпуске. Сетевые компании, как и армия, церковь, политические и криминальные структуры строятся по принципу пирамиды. Пирамида вытянутая. Вверху острый угол, внизу тупые. Нарисуйте иерархическую схему и убедитесь. Сетевые компании, как и армия, церковь, политические и криминальные структуры существуют в агрессивном окружении и используют сходные методы управления и идеологической обработки. О которых и идет речь в этой рассылке. Кто хочет оставаться в иллюзиях – оставайтесь, а мы двигаемся дальше.

ЦЕЛЬ И МИССИЯ
Вопрос цели и миссии человека является основополагающим в его идентификации, как харизматика. Но сначала нам нужно договориться о терминах. Если мы спрашиваем человека о его целях, мы чаще всего слышим фразы, начинающиеся словами: «через столько-то лет я хочу иметь…», «к стольки-то годам достигнуть…», «быть назначенным…» ну и так далее. Все эти цели сформулированы в значениях «Брать, получать, иметь». Нам известен и другой вид целей, формулируемых в значениях «Давать». «Дать моим сотрудникам возможность…», «Хочу по посту мэра обеспечить человеческие условия…», «Спасти мир». Мы договоримся, что словом «миссия» мы будем называть именно это.

Для харизматического лидера важно, чтобы на воображаемых весах, на которых две чаши – «брать» и «давать» сохранялся дисбаланс с перевесом в сторону «давать». Для этого он постоянно нагружает эту чашу, но не забывает разгружать и чашу «брать».

Первая чаша загружается постоянным предъявлением заботы о людях, конкретных дел, направленных на их благо. Если нет дел, сгодятся просто нахмуренные брови по поводу лишений и страданий других людей. Ночами в его кабинете горит лампа, свидетельствующая о неустанном труде на пользу человечеству. Если говорить о сегодняшнем дне, то наличие и активная трансляция миссии фирмы, привлечение внимания к ее благотворительной деятельности, тех изменений к лучшему, которые она привносит в мир – вот инструменты для харизматика-руководителя. В России, Украине, Средней Азии бизнес персонифицирован. Мы почти всегда увязываем фирму с именем ее руководителя. И миссия компании переносится на ее директора, президента, владельца. О технологии создания и трансляции миссии как-нибудь в другой раз.

Вторая разгружается хорошо нам знакомыми методами. Здесь в первую очередь нам вспоминается показной аскетизм харизматиков. Тут и скромный мундир Сталина вкупе с гречневой кашкой на завтрак, обед и ужин, тут и Ельцин на «Москвиче» (правда, только до избрания, после которого в электорате отпала необходимость), тут и члены Политбюро в заячьих ушанках и скромных серых пальтишках.

В современном бизнесе это может выражаться в (привожу конкретные, реальные примеры):
  • причуде ездить хоть и с шофером, но на «Волге», хотя и владеть сетью магазинов, салонов красоты и аквапарком
  • жить в роскошном особняке, но в таком районе, где ни один из сотрудников не сможет увидеть условий его проживания (а чего глаза не видят, то сердце не тревожит)
  • носить дорогие, но скромные на вид часы
  • носить неброские (хоть и дорогие) костюмы с водолазкой, а не с рубашкой и ярким галстуком.

Дисбаланс в другую сторону, с сторону чаши «брать» разрушает Харизматический образ. Ибо люди, идущие за лидером, независимо от религиозных убеждений, считают, что он живет для реализации некоего предназначения. И если он занят удовлетворением своих потребностей, то что-то тут не так. «А царь-то ненастояшшый!!!», - кричали стрельцы в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Именно это обстоятельство используется технологами для коррекции общественного мнения в отношении тех или иных персон. После «Норд-Оста» прошел по каналам псевдодокументальный фильм о виллах, которые, якобы, завели себе чеченские полевые командиры на юге Франции, а так же о их многомиллионных счетах в швейцарских банках. В программе «Человек и закон» неугодный власти региональный чиновник берется за жабры за купленную служебную иномарку. Ничего противозаконного в этом нет, но на фоне тыканья телезрителя в разбитые дороги и невыплаченные пенсии, это производит впечатление, результатом которого становится смещение этого чиновника под молчаливое одобрение масс. Американские войска, вошедшие в Ирак, предъявили нам не заводы по производству оружия массового поражения и не пыточные камеры. Хотя именно они были заявлены, как причина войны. Нам были предъявлены богатые дворцы Саддама и резные кровати, меховые тапочки и золотой унитаз. В этом нет ничего преступного, но именно это существенно смещает баланс в сторону «брать» и лидер для нас утрачивает не только харизму, но и само лидерство. Подойдут тут и девочки в сауне, и дочка в лондонском вузе, и просто обнародование содержания декларации о доходах.

Новая власть всегда заботливо вытравливает из умов все хорошее, что сделали предшественники. Ибо невозможно налить водку в стакан, наполненный кефиром. И наоборот. Поэтому человечество смеясь расстается со своим прошлым. При изменении политического курса нам сразу предъявляют прежних лидеров лишь в одно аспекте – как они пользовались своим положением и как кайфовали. Мы читаем о коллекции автомобилей Брежнева и его неравнодушии к рюмочке. О сексуальных невоздержанностях Берии. И если фактов недостает, мы просто открываем шлюз авторам, которые с наслаждением напишут в художественной форме о том, как Сталин ел черную икру ложкой и щупал танцовщиц за бедра в дни блокады Ленинграда. Хоть и не документ, а все ж работает. Я Войновича нетленку имею ввиду.

Я хочу быть правильно понятым и обратить особое внимание на то, что баланс смещают в сторону «брать» не просто дорогие вещи, а излишества. Предметы роскоши. Их реальная стоимость перестает здесь играть определяющую роль. Мерседес за 110 000 евро не воспринимается уже (во всяком случае, в Москве), как предмет роскоши. Это нормальный рабочий автомобиль делового человека. А вот Хаммер той же стоимости – воспринимается. Часы за 20 000 нерублей могут не выглядеть, как предмет роскоши, а часы, купленные в подземном переходе за 300 такирублей могут, если усыпаны фальшивыми камешками. То же и с костюмами, украшениями и проч.

Что нам дает это понимание?

Во-первых, если вы пошли (или уже идете) по этому пути, то всегда помните и соблюдайте этот дисбаланс, разгружая одну чашу и подгружая другую.

Во-вторых, помните, что изменение этого баланса в сторону «брать» может быть использовано вашими противниками для разрушения вашего харизматического влияния на коллектив.

В-третьих, вы сами можете использовать этот инструмент для разрушения чьего-либо влияния. Не редкость, когда уход с занимаемой должности настоящего харизматика создает непосильную проблему для наследника этой должности. Коллектив продолжает жить мыслями об ушедшем и сравнивает нового руководителя с прежним. Сравнение ни к чему не ведет, ибо ситуация изменилась. Но то тут, то там услышишь: «При бате такого бы не случилось, он бы не допустил…», «Сан Саныч покрепче этого будет…» и так далее. Для спасения бизнеса не грех сделать парочку предъяв об условиях, в которых доживает век прежний «хозяин тайги». Где детки учатся, как жена одевается, где они отдыхали недавно. И какой домик себе справил «Батя», пока руководил предприятием, на котором рабочие по полгода сидели без зарплаты. Конечно, не вы должны стать источником информации – прослывете ябедой и кляузником. Хорошо бы, чтобы это как-то «само узналось». Как – сами знаете.

А теперь – с Новым годом! Он обещает быть интересным. Спишемся в январе!

Ваш Радислав Гандапас
www.radislavgandapas.com



http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.harizma
Отписаться

В избранное