Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ХАРИЗМА ЛИДЕРА или Трудно ли быть богом


Информационный Канал Subscribe.Ru

Радислав Гандапас

ХАРИЗМА ЛИДЕРА или Трудно ли быть богом

написать автору | новости | статьи | календарь тренингов | архив | отзывы | клиенты


РЕСУРС ДЛЯ НЕСПОКОЙНЫХ
На сайте Академии Ораторского Мастерства появился материал одного из основоположников харизматики Макса Вебера "Харизматическое господство". Там же есть невредные для интересующихся статьи Зигмунда Фрейда "Психология масс и анализ человеческого Я" и Карла Густава Юнга "Коллективное бессознательное". Все это здесь

ХАРИЗМАТИЧНОСТЬ И ПОПУЛЯРНОСТЬ
В прошлом выпуске я сказал, что сегодня в России в бизнесе и политике харизма в чистом виде не встречается. И добавил: «И слава Богу!». Почему?

Харизматические лидеры всегда появляются в переломные моменты, моменты кризиса или угрозы. Моменты, когда нужны сверхвозможности для преодоления опасности. И правда, если мы вспомним харизматических лидеров стран – мы увидим Фиделя Кастро, Сталина, Гитлера, Муссолини. Все эти лидеры появились в моменты потрясений. Мы помним их лица, мы спорим о них. Но трудно вспомнить лидеров стран, в которых сейчас все благополучно. Мы не знаем, кто из них кого сменил и в каком году. Не знаем из лиц. Именно поэтому я радуюсь, что в нашем бизнесе и политике харизматики в чистом виде почти не встречаются. Это хороший знак.

В харизматиках мы видим людей со сверхвозможностями и потому идем за ними, чувствуем себя в безопасности. Парадокс заключается в том, что именно за харизматиками люди идут в зону дискомфорта, туда, где трудно и опасно. И даже на смерть. Хотя, вроде, от опасности бегут. Это и отличает харизматиков от просто популярных людей. И Мерлин Монро, и Принцесса Диана, и Боря Моисеев, безусловно, известны, и конечно, имеют массу поклонников. Но представить, что за ними люди могли бы пойти на смерть весьма трудно. Мы знаем, что Мерлин Монро, как и многие другие звезды, выезжала в поля и выступала перед солдатами. Ничего удивительного, нужно же дать ребятам живую картинку для мастурбации. Харизма тут не при чем, не пошли бы за ней под пули.

А вот за Аллой Пугачевой – пойдут. И весьма многие. Не вся ли ее жизнь была сплошной борьбой? Именно этот критерий и является основным для различения харизматичности и популярности. Разумеется, мы можем рассматривать часть примеров чисто гипотетически. И эрудит скажет, что любое высказывание, не подтвержденное эмпирически является бессмысленным. Поэтому в рассылке будет много допущений. Ничего не поделаешь.

СТРУКТУРЫ
Харизматических лидеров мы чаще наблюдаем в структурах, которые либо специально созданы для преодоления критических ситуаций или перманентно в них находящихся.

Это
Армия
Церковь
Секты
Силовые структуры
Криминальные структуры
Спортивные организации
Сетевые (МЛМ) компании

С Армией, криминалом, силовиками все ясно, но может вызвать удивление то, что в этом списке оказались церковь, спорт и МЛМ. Церковь – структура воинствующая и целью своей всегда видит экспансию. Иногда насилием, кровью. История церкви ясно это показывает. Да и находится церковь в окружении иноверцев. И окружение это не всегда дружелюбно. Вспомним тут и слова Христа: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? нет, говорю вам, но разделение» (Лк. 12:51). Спорт – ничто иное, как социально одобряемая канализация агрессии. Мы воюем не на поле боя с Германией, а на футбольном поле. Ощущения почти те же, жертв меньше. Так что спортивная команда, в каком-то смысле, - армейское подразделение. Что же с МЛМ? Кто не понял, что такое МЛМ, говорю ключевое слово «Гербалайф», и все становится понятно. Прямо скажем, сетевики живут и работают в условиях неодобрения самой сути того, чем они занимаются. В сущности, это всего лишь способ продвижения товаров и услуг на рынок. Но чего греха таить, мало кто, гордясь, извещает друзей и родственников о том, что его дочь стала сотрудником Тянь-Ши или Цептер. Это и толкает сетевиков на ухищрения, позволяющие избегать выражений «сетевой бизнес» или «многоуровневый маркетинг». Говорят о прямых продажах и подобных вещах. Окружение почти всегда неодобрительно относится к МЛМ и даже бывает агрессивным.

Повторю, именно в этих организациях мы чаще всего встречаем харизматических лидеров. Что общего между ними? Принцип построения структуры - пирамида. Что в Церкви через систему рукоположения выстраивается цепь, что в армии через реализацию принципа единоначалия, что в МЛМ. Что же с «обычным» бизнесом? В кризисные, непростые времена, система управления упрощается и выстраивается пирамида. Когда все успокаивается, структура возвращается к привычной схеме. Это подобно тому, как войска, бредущие по нескончаемому полю, растягиваются и в ширину и в длину, но стоит разведотряду известить о приближении противника, солдаты моментально образуют боевой порядок.

Некая американская аналитическая группа провела исследование и пришла к заключению, что компании, возглавляемые харизматическими лидерами менее эффективны, чем возглавляемые лидерами обычными (реклама настолько затаскала выражение «обычный стиральный порошок», что я уже задумываюсь над тем, можно ли его применять к руководителям). И из этих выводов сделала вывод, что не фиг развивать харизму. А вот и нет, ибо замеры проводились в спокойные времена для этих компаний. Были бы эти же замеры сделаны в период кризиса, мы бы еще поглядели кто кого.

Мы еще вернемся к тебе «Харизматик и борьба», когда будем обсуждать Харизматический миф.

А в ближайших выпусках мы продолжим разговор о сверхвозможностях носителя харизмы и начнем разговор о его целях, миссии. А также об аскетизме и роскоши. Как можно укрепить харизматическое влияние умершего? Можно ли разрушить харизму другого человека? И это не все.

Пишите. Задавайте вопросы. Приводите примеры. Спорьте.

Ваш Радислав Гандапас.




http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.education.harizma
Отписаться

В избранное