Центр дистанционного образования "Эйдос"
Кафедра естествознания
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В ШКОЛЕ
Eidos-Science-03
31 марта 2006 года
Здравствуйте, коллега!
Приближается первое апреля, а значит у нас появился дополнительный повод улыбнуться друг другу :-). Первому апреля будет посвящена одна из наших сегодняшних рубрик - "Календарь". Мы расскажем Вам несколько забавных случаев их жизни всем известных ученых-естествоиспытателей.
Также в сегодняшнем выпуксе Вас ждет и серьезная информация - сведения о новых курсах и проектах, запланированных в Центре "Эйдос" на ближайшее время. Помимо этого, сегодня мы открываем новую рубрику - "В помощь локальному координатору". В этой рубрике своими советами с Вами будут делиться сотрудники Центра - авторы заданий и члены жюри дистанционных эвристических олимпиад. Надеемся, их советы помогут Вам эффективнее организовать работу учеников над эвристическими заданиями.
Липчанская Мария Анатольевна
сотрудник кафедры естествознания ЦДО "Эйдос"
(list@eidos.ru)
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
11 апреля начинается серия дистанционных курсов для школьников:
13 апреля состоится III всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по биологии .
Отзывы участников предыдущих олимпиад:
Случился мой первый опыт участия в эвристической олимпиаде. Эх, что я делала все одиннадцать лет обучения в школе! Хотя, в принципе, я олимпиадник со стажем, подобного я не видела никогда, а жаль. Какой творческой личностью я была бы сейчас, если бы услышала слово «эвристка» на пару лет раньше, как минимум.
Да, вопросы необычные, нетривиальные, интересные, заставляют отойти от стандартного способа мышления. Наверное, это и есть олимпиада в классическом понимании: чтобы ответить на вопросы, нужно посмотреть на вещи с другой стороны, в ином свете.
(Спасская Дарья, 11 В класс, СОШ № 17, г. Пермь)
Cовсем неожиданным оказалось то, что я смогла получить от этой олимпиады как мама. Это оказалось очень интересным психологическим тренингом – набирать под диктовку работы своих собственных детей. Это очень весело, особенно потому, что, крепко держа себя за… хвост, что ли? :-) не даешь себе редактировать и исправлять, пишешь прямую речь. У-У-У, держать надо крепко. Особенно вначале. Зато потом – просто потрясающе – входишь в их мироощущение! И понимаешь, что слова должны быть – именно эти, и порядок их – тоже,
а не мой, взрослый. Иной мир. И это великолепно.
Совершенно огорошил сын перечислением разных рыб, откуда он их помнит? Мы уже больше семи лет не держим рыб! От его образа мухи я просто открыла рот, и… закрыла. Покрепче.
РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ!!! ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОДЕЛЫВАТЬ ТАКИЕ ОПЫТЫ ХОТЯ БЫ РАЗ В ГОДУ!!! ПОТОМУ ЧТО – ЭТО ВАЖНО - УМЕТЬ УДИВЛЯТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ ДЕТЯМ. Не гордиться, не огорчаться, не воспитывать, а удивляться, как заново открываемой стране…
Дочь-первоклассница несколько раз смеялась, отвечая на вопросы, разглядывая свой палец (было такое задание). Так и хотелось вставить в текст ее хохотушки. В этом, наверное, тоже соль такой олимпиады – она – ЖИВАЯ!
(Лагунова Татьяна Владимировна, специалист ООЦ «Экология» ПГПУ, Пермь)
Учителя, которые вместе со своими учащимися уже принимали участие в эйдосовских олимпиадах, обращают внимание на то, что эвристические задания обладают большим потенциалом - мировоззренческим, творческим, теоретическим и т.д. В то же время, олимпиадные задания сформулированы так, что выполнить их на своем уровне может любой ученик, в том числе не склонный углубляться в тайны мироздания :-).
Как же все-таки побудить учеников углубиться во все тайны, раскрыть глубину своей личности, работая над заданиями?
Мы предлагаем Вам несколько советов, составленных на основе анализа работ участников дистанционных эвристических олимпиад:
Перед началом работы прочитайте задания вместе с детьми. Убедитесь, что дети точно поняли, что от них требуется; добейтесь, чтобы дети прочитали и осмыслили все вспомогательные вопросы. Объясните им, что для получения высокой оценки необходимо ответить на каждый заданный вопрос.
Если Вы не являетесь специалистом по предмету, по которому проводится олимпиада, в течение первого часа олимпиады нужно обязательно показать задания учителю-предметнику. Задачи учителя при этом:
определить, какая дополнительная информация может потребоваться детям для выполнения задания и посоветовать соответствующую литературу.
определиться с кругом проблем, которые косвенно затронуты в задании и быть готовым направить мысли детей в русло обсуждения именно этих проблем, а не в блуждание по бескрайним просторам детской фантазии:-).
Проследите за тем, чтобы все дети работали индивидуально и не списывали ответы друг у друга. Очень жаль бывает участников, которые, работая в паре или в группе, выдвигают весьма оригинальные идеи, а в результате их фамилии оказываются в конце рейтинговой таблицы с результатом "вне конкурса".
Следите за тем, чтобы дети использовали дополнительную информацию только как толчок для собственного творчества, а не выдавали ее за готовый ответ. Очень важно, чтобы локальный координатор помнил сам, и постоянно напоминал детям, что эвристическая олимпиада - это не конкурс школьных (и домашних) библиотек - это соревнование Творческих Личностей! Важнейшая задача локального координатора - побудить детей проявить на олимпиаде свою индивидуальность, самостоятельность, способность размышлять; а не начитанность,
которая, будучи не подкреплена перечисленными выше качествами, мало что может дать современному человеку.
Успехов Вам!
3. КАЛЕНДАРЬ.
Даже самым серьезным специалистам самых серьезных наук полезно иногда улыбаться :-).
В канун первого апреля пример подают великие ученые-естествоиспытатели:
На столе у Вальтера Нернста стояла пробирка с органическим соединением дифенилметаном, температура плавления которого 26°С. Если в 11 утра препарат таял, Нернст вздыхал:
– Против природы не попрешь!
И уводил студентов заниматься греблей и плаванием.
Вольфганг Паули был стопроцентным теоретиком. Его неспособность обращаться с любым экспериментальным оборудованием вошла у друзей в поговорку. Утверждали даже, что ему достаточно просто войти в лабораторию, чтобы в ней что-нибудь сразу же переставало работать. Это мистическое явление окрестили «эффектом Паули» (в отличие от знаменитого «принципа Паули» в квантовой теории). Из документально зарегистрированных проявлений эффекта Паули самым поразительным, несомненно, является следующий. Однажды в лаборатории
Джеймса Франка в Геттингене произошел настоящий взрыв, разрушивший дорогую установку. Время этого ЧП было точно зафиксировано. Как потом оказалось, взрыв произошел именно в тот момент, когда поезд, в котором Паули следовал из Цюриха в Копенгаген, остановился на 8 минут в Геттингене.
Однажды Поль Дирак выступал с докладом. Окончив сообщение, он обратился к аудитории: «Вопросы есть?». – «Я не понимаю, как вы получили это выражение», – спросил один из присутствующих. «Это утверждение, а не вопрос, – ответил Дирак. – Вопросы есть?»
Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.
– Ах, этот-то? – вспомнил Гильберт. – Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.
Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательной ссылкой на Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; e-mail: list@eidos.ru
(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2006
E-mail: info@eidos.ru
http://www.eidos.ru