Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уроки информатики

  Все выпуски  

Уроки информатики # 109


 

Центр дистанционного образования Эйдос
Центр дистанционного образования "Эйдос"
Рассылка кафедры информатики
УРОКИ ИНФОРМАТИКИ

Выпуск # 109
13 апреля 2010 года

Машина должна работать, а человек - думать!


Уча других, мы учимся сами!


УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

15 апреля пройдёт 14-ая метапредметная олимпиада, а 14 апреля - открытие 7-ой Всероссийской дистанционной ученической конференции.

Об этом и другом в нашем выпуске.

В ВЫПУСКЕ:

I. ШАГ В НАУКУ. О Всероссийской дистанционной ученической конференции.

II. НОВЫЕ СТАНДАРТЫ. О метапредметной олимпиаде.

III. МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Конспект урока по информатике.

IV. БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ. Расписание ближайших мероприятий.

* * * * *

III-я Всероссийская дистанционная общечеловеческая олимпиада "ЛЮБОВЬ"

Сроки проведения: 27 апреля 2010 года.

Участники: школьники 1-11 классов, взрослые, все желающие.

Цель олимпиады

Предоставить участникам возможность рассмотреть всю сложность данной категории с точек зрения философии, психологии, истории, искусства, религии и других, раскрыть общечеловеческую ценность понятия и помочь реализовать свой творческий потенциал.

Главный лозунг олимпиады:

ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЛЮБИМЫМ – НАУЧИСЬ ЛЮБИТЬ!


Регистрация до 26 апреля включительно
http://eidos.ru/olymp/love/2010/index.htm

I. ШАГ В НАУКУ. О Всероссийской дистанционной ученической конференции.

 

Сроки проведения: 14 – 29 апреля 2010 года.
Регистрация до 13 апреля включительно.
http://eidos.ru/conf/pupil/2010-1/index.htm

Участники: школьники 1-11 классов, а также студенты, ориентированные на творческую, исследовательскую, проектную деятельность. Тематика и содержание работ учитывают возрастные особенности участников участников.

Дистанционные ученические конференции – это выполнение и онлайн-защита учащимися собственных творческих и исследовательских работ по выбранным предметам и темам.

Зарегистрированные в конференциях участники получают материалы с рекомендациями по выбору темы работы, её выполнению, оформлению, рецензированию, защите. Возможна доработка и защита уже проводимых авторами или текущих исследований и творческих работ.

Всероссийская дистанционная ученическая конференция является эвристической и продолжает знаменитые традиции Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад, а также Эйдос-классов. Главной целью конференции является предоставление возможности учащемуся раздвинуть горизонты собственного общения, взглянуть на своё образование как на увлекательный процесс созидания знаний, умений, собственных способностей.

На основании оценки выполненных учениками работ и их защит на форумах независимое жюри определяет конкурсный рейтинг их авторов. По итогам защит высылаются свидетельства (оплачивается дополнительно), которые вместе с самими работами включаются в портфель достижений (портфолио) учащегося.

Самыми-самыми будут признаны работы:

- в которых выбрана оригинальная тема и проблема исследования;
- при выполнении которых автор проявил самостоятельность, самобытность и творческий подход;
- которые отличает содержательность, вдумчивость и глубина раскрытия проблемы;
- при выполнении которых автор проявил настойчивость, трудолюбие и самоотдачу;
- которые обладают практической значимостью и способны принести реальную пользу;
- авторы которых заинтересованы в обсуждении своих идей с другими участниками конференции и представителями оргкомитета, активно участвуют в форуме, умеют вести дискуссию и отстаивать свое мнение.

Подробности - http://eidos.ru/conf/pupil/2010-1/index.htm

II. НОВЫЕ СТАНДАРТЫ. О метапредметной олимпиаде.

 

XIV-я метапредметная дистанционная эвристическая олимпиада

Сроки проведения: 15 апреля 2010 года.
Регистрация до 14 апреля включительно.
http://eidos.ru/olymp/inter/2010/index.htm

Участники: школьники 1-11 классов, взрослые.

Метапредметная олимпиада позволит проверить творческие навыки и способности не только выпускникам, но и младшим и средним школьникам. Задания будут посвящены первосмыслам нашего многообразного мира, тем понятиям и явлениям, которые стоят "за" учебными предметами, определяют их единство и многообразие.

Комплект олимпиадных заданий высылается зарегистрированным участникам непосредственно перед проведением олимпиады. Олимпиада проводится на местах в отведенное время, выполненные задания пересылаются локальным координатором в Оргкомитет по электронной почте. Если участников олимпиады от одной школы 10 человек и более, то их работы могут быть высланы в оргкомитет на следующий день, если 20 человек и более - выполнение ими олимпиадных заданий допускается в течение 3-х дней. Возможно продление сроков оформления работ на 1-3 дня по заявке.

Эта олимпиада уже реализует требования новых стандартов!

Подробности - http://eidos.ru/olymp/inter/2010/index.htm

III. МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. Конспект урока по информатике.

Педагогические информационные инновации как средство повышения качества образования.

Шупилова Елена Федоровна, учитель информатики МОУ СОШ № 15 г. Райчихинска, Амурской области.

Учащиеся, независимо от возраста, воспринимают материал лучше, когда они активно вовлечены в процесс обучения. Если учащиеся получают необходимую поддержку от учителя, а также средства обучения, они могут открыть целый кладезь идей.

Кардинально изменить характер процесса обучения в нашем образовательном учреждении стало возможным с помощью новейшей технологии в области электронного обучения – интерактивной доски, которая в совокупности с интерактивным программным обеспечением дает качественно новое решение для образования. Интерактивные продукты по информатике представлены на диске пока лишь двумя файлами. Одним из них я воспользовалась, реализуя развивающий исследовательский способ подачи учебного материала по теме «Разветвляющиеся алгоритмы».

Приведу фрагмент урока с использованием продукта, изготовленного по технологии активного медиа на основе моделирующей среды.

Тема урока: «Разветвляющиеся алгоритмы»

Класс: 9

Предмет: информатика

Цель урока: способствовать усвоению алгоритмической конструкции ветвления.

Предполагаемый результат на 1-ом этапе урока: конструирование определения алгоритма с условием.

Продукт: определение ветвления

Оборудование: интерактивная задача по построению блок-схемы на интерактивной доске; образовательный комплекс «Вычислительная математика и программирование»

Ход и содержание урока

1. Актуализация опорных знаний

На прошлом уроке вы изучали способы записи алгоритмов. Перечислите их (предполагаемый ответ: словесно, блок-схемой, на языке программирования). Вспомните что такое блок-схема? (предполагаемый ответ: графическое представление алгоритма)

{загрузить интерактивную задачу }

Перед вами конструкция блок-схемы. С помощью электронного маркера некоторые объекты на доске можно двигать. Для этого надо ухватить маркером за объект и передвинуть его. Попробуйте (вызвать ученика к доске) Получилось! А теперь перенесите на конструкцию те блоки, которые входят в блок-схему почти любой алгоритмической конструкции. Назовите их (предполагаемый ответ: блок начала и конца алгоритма, блок ввода и вывода, блок действий)

Задача: Перед вами функция F(x), которая может принимать 2 значения в зависимости от условия (высветить через инструмент Прожектор искомую функцию). Если х<=3, то F(x)=1/(x2+1), если х>3, то F(x)=9. Перенесите на конструкцию одно из двух условий (например, х>3). В зависимости от ответа на вопрос условия надо выполнить разные действия.

Задание: закончите построение блок-схемы.

Вопрос: можно ли сказать, что данная блок-схема реализует линейный алгоритм? (предполагаемый ответ: нет). Почему? (предполагаемый ответ: в линейном алгоритме действия выполняются вне зависимости от условия, а в этом алгоритме присутствует блок условия). Действительно, алгоритм, в котором присутствует условие, не является линейным. Такие алгоритмы называют разветвляющимися или просто ветвлением.

Задание: еще раз вспомните определение линейного алгоритма. Учитывая отличие, которое вы сейчас нашли, попытайтесь самостоятельно сформулировать определение алгоритма с ветвлением (заслушать несколько ответов).

Задание: на интерактивной доске заготовлены отдельные фразы, входящие в определение разветвляющегося алгоритма. Используя электронный маркер, сконструировать из данных фраз определение ветвления и записать его в тетрадь.

Методическое обоснование: решая интерактивную задачу по построению блок-схемы ветвления, я использовала эффективный прием познания нового через известные факты. Ребята увидели на блок-схеме новый объект – блок условия, который отсутствует в алгоритмической конструкции следования и, используя дедуктивный метод познания, уже на 1-ом этапе урока смогли самостоятельно сформулировать определение условного алгоритма. Возможность фиксировать внимание учащихся на конкретном объекте среди нескольких, расположенных на доске я добивалась с помощью инструмента Прожектор. А инструмент Шторка я использовала для скрытия в данный момент определенной части экрана.

Возможность не только видеть и наблюдать реалистичные объекты на поверхности доски, но и управлять их поведением и свойствами, непосредственно касаясь маркером их визуальных образов, повышает уровень восприятия учащимися учебной дисциплины. И что особенно значимо – позволяет сместить акцент с деятельного учителя на деятельного ученика.

Информатика как никакая другая учебная дисциплина позволяет широко использовать новые информационные средства в качестве инструмента обучения, обеспечивающие новое качество наглядности и осмысления материала. Формировать умения создавать новое знание, принимать решения, вырабатывать навыки поисково-исследовательской деятельности помогают мне мультимедийные учебные пособия. В течение 2-х лет я апробирую образовательный комплекс 1С. Образование «Вычислительная математика и программирование», которое настраиваю на индивидуальную траекторию и конкретный учебный план. С его помощью оцениваю способность ученика самостоятельно решать поставленную задачу.

Приведу фрагмент урока с использованием действующей модели ОК

{продолжение урока по теме «Разветвляющиеся алгоритмы}

2. Изучение нового материала

{загрузить ОК 1С. Образование «Разветвляющиеся алгоритмы»}

С помощью активной демонстрации, которая сопровождается словами диктора, учащиеся знакомятся с:
∙ блок-схемой ветвления (рисуют в тетради)
∙ примерами условных алгоритмов
∙ решают конкретную задачу, самостоятельно достраивая блок-схему

Конкретный пример подводит ребят к мысли о том, что в Ветвлении важно грамотно сформулировать условие. Этот навык предлагается выработать в ходе практикума.

3. Практикум

{ загрузить практикум «Ежиные тропы» }

Перед вами действующая модель «Ежиные тропы». Потрясите яблоню. Посмотрите, как разместятся яблоки у выходов блок-схемы. Эти яблоки должны собрать ежики. Каждый ежик имеет номер и может унести только одно яблоко. Нужно так сформулировать условие (настроить его с помощью знаков сравнения и числовых значений), чтобы каждый ежик побежал в нужном направлении (продемонстрировать на примере). В результате, число ежей должно быть равно числу унесенных яблок. Работу на действующей модели можно выполнить несколько раз. Каждый раз яблоки будут располагаться по иному (на данном уроке на практикум отводилось 9 минут; оценка выставлялась в зависимости от числа расхождений между выпавшими и собранными яблоками)

Методическое обоснование: При таком подходе к обучению с использованием средств информационных технологий сознание школьника постепенно переходит в состояние, при котором ученик старается проявить свои способности на конструктивном уровне. Учащиеся демонстрируют умения самостоятельно выстраивать алгоритм решения, что невозможно без активизации творческого уровня. Использование интерактивной среды позволило мне обеспечить углубление деятельностного подхода в преподавании предмета, реализовать на практике вариант развивающего обучения.

Умение образовываться самостоятельно является очень важным показателем качества образования. И данный мотив нужно формировать. Сегодня десятки тысяч школ России работают с электронной почтой, используют удаленный доступ к информационным базам и образовательным ресурсам сети Интернет, создают собственные сайты, участвуют в межшкольных и международных проектах с помощью e-mail, chat, web-конференций.

Давайте разберемся: что же мы имеем? С одной стороны, ученика, вышедшего в сеть решить какие-то свои информационные задачи. С другой, среди огромного массива ресурсов, образовательные Центры, предлагающие дистанционные образовательные услуги. С какой целью пользователь выходит в сеть? Цели могут быть разные. В основном это - развлекательные, учебные, познавательные, общение. А вот чтобы ученик зашел на учебные ресурсы, у него должен быть мотив учиться. Согласитесь, сам по себе он не возникнет, особенно когда рядом большие возможности для развлечений, во многом бесплатных. А учение – это труд. Значит, наша задача состоит в том, чтобы сориентировать ученика на использование Интернет для получения знаний.

С 2004-2005 учебного года вовлекая своих ребят в дистанционные виды деятельности: эвристические олимпиады, проекты, курсы я убедилась, что продуктивность образования может существенно возрастать за счет дистанционного обучения. Вместе с тем обозначились и некоторые проблемы. Оказалось не просто вовлечь учащихся в дистанционное образование. Тому несколько причин. Во-первых, за данный вид обучения необходимо платить. Для наших родителей это пока весомый аргумент. Узнав об этом, практически 70% учащихся первоначально желающих принять участие в дистанционных олимпиадах, проектах, не говоря уже о курсах, отсеиваются. И еще один фактор: подобный вид образования основан на творческой составляющей. Задания, представленные особенно на эвристических олимпиадах ставят многих ребят в тупик. Нет, задания, на мой взгляд, просто замечательные. Вот только не сформирован пока у основной массы ребят навык творчества. В силу этого приходит разочарование и что самое неприятное, разочарование у ученика в собственных возможностях. Данные проблемы необходимо было как-то решать.

Мы обсуждали со своими коллегами возможность внедрения дистанционных технологий в учебный процесс. В результате мною была разработана программа экспериментальной деятельности, которая утверждена экспертным советом при Управлении образования. И в сентябре 2006 г. в нашей школе была открыта городская экспериментальная площадка по дистанционному обучению.

Мы понимали важность, прежде всего, усвоения теоретических основ ДО. Поэтому на первом этапе, каждый педагог, входящий в экспериментальную группу прошел обучающий курс «Попробуй стать первым».

Основы дистанционной педагогики, особенности разработки и проведения дистанционных курсов мы изучали на опыте отечественных школ, осуществляющих дистанционную деятельность совместно с Центром дистанционного образования «Эйдос», руководит которым доктор педагогических наук, академик Андрей Викторович Хуторской. Именно его работы по проблемам дистанционного образования, эвристическим технологиям и методикам обучения легли в основу нашего теоретического фундамента.

Поскольку ДО реализуется посредством телекоммуникаций, каждому учителю был необходим и практический навык работы с ресурсами сети. Поэтому педагоги, входящие в экспериментальную группу, учились общению с удаленными учениками по e-mail, в режиме форума, участвовали в учебных chat-дискуссиях, создавали свою web -страничку, связанную гипертекстовыми ссылками с другими ресурсами.

Но главный итог работы первого этапа эксперимента – это разработка своего (4-5 дневного) дистанционного курса, основанного на продуктивной, творческой деятельности учащихся.

На сегодняшний день педагогами разработано и апробировано 10 дистанционных курсов. Нашим потенциальным ученикам мы предложили учебные курсы по истории, русскому языку и литературе, математике, биологии, иностранному языку, психологии, информатике. В целом мы провели 43 учебных сетевых занятия, на которых зарегистрировалось 53 ученика из школ нашего города и 2 учащихся школ Приморья.

Мы использовали различные формы оповещения учащихся нашего города о проведении наших занятий. В частности, мною был создан и размещен в сети Интернет информационный ресурс, на котором представлена краткая аннотация каждого курса, сроки реализации, имеется возможность со страницы сайта сразу же зарегистрироваться в понравившемся курсе. С данного сайта есть выход на все форумы, организованные дистанционными педагогами нашей площадки, а также имеются ссылки на сайты, созданные ими же, где содержится более полная информация о каждом курсе.

Поучившись на наших курсах (обучение бесплатное), ребята получили практический опыт дистантной деятельности. Да и мы вместе с ними учились учиться другим способом. Теперь каждый участник дистанционного обучения может по сети Интернет выбирать понравившийся курс в ведущих дистанционных центрах России и успешно образовываться самостоятельно. Возможный страх перед новым способом обучения у участников наших курсов уже преодолен и возник интерес. Об этом говорят отзывы и рефлексии наших учеников и их локальных координаторов. Особенно нас радует их желание продолжить и в дальнейшем дистанционное обучение. Насколько нам удалось снять перечисленные выше проблемы, покажет время. Но мы надеемся, что в новом учебном году число ребят и педагогов, пожелавших образовываться через Интернет, в том числе и в Центре «Эйдос», увеличиться.

Содержание школьного образования обладает немалой инертностью. Этому есть свои объяснения, и в целом это – во многом позитивная тенденция. Но даже самое лучшее образование не может не модернизироваться, с тем, чтобы отвечать новым потребностям общества. Учителю, чтобы быть интересным учащимся, востребованным в профессиональном сообществе, необходимо учитывая все положительное в традиционной педагогике, смело внедрять педагогические инновации в учебный процесс.

Литература
1. Л.Ф. Соловьева. Компьютерные технологии для учителя.//СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 160с.
2. А.В. Хуторской. На урок - в Интернет! //Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года»/ Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 2000. – 299с.
3. А.В. Хуторской. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению. – М.: ИОСО РАО, 2000. – 304 с.
4. А.В. Хуторской. 35 методов творческого обучения. [ Электронный ресурс ]
5. А.В. Хуторской. Дистанционный курс «Методика разработки дистанционных курсов» [Электронный ресурс]
6. И.С. Якиманская. Личностно-ориентированное обучение в современной школе/ М.: сентябрь,1996 – 96 с. ISBN 5-88753-007-3

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас на форуме http://eidos.borda.ru/

IV. БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ. Расписание ближайших мероприятий.

14 апреля "Возможности интернет-уроков". Бесплатный очный семинар!
14 апреля Очный семинар "Методы творческого обучения на уроках иностранного языка"
14 - 29 апреля
15 апреля
15 апреля "Как разработать творческое задание". Бесплатный очный семинар!
15 апреля Очный семинар "Методы развития одарённости школьников"
15 - 21 апреля
16 апреля
19 апреля "Виды педагогических разработок". Бесплатный очный семинар!
19 апреля Очный семинар "Электронный учебник: педагогические основы разработки"
20 апреля
20 апреля "Творческие методы обучения". Бесплатный очный семинар!
20 апреля Очный семинар "Эвристические задания на уроках математики"
20 - 29 апреля
21 апреля "Творческие формы учебных занятий". Бесплатный очный семинар!
21 апреля Очный семинар "Современный урок французского языка"
21 апреля -
7 мая
22 апреля
22 апреля "ИКТ-компетенции: структура и содержание". Бесплатный очный семинар!
22 апреля Очный семинар "Сайт школы: концепция и структура"
23 апреля
23 апреля
26 апреля "Педагогический эксперимент в школе: как организовать". Бесплатный очный семинар!
26 апреля Очный семинар "Ключевые и предметные компетенции в школьном образовании"
27 апреля
27 апреля "Интернет-урок как средство формирования информационной и коммуникативной компетенций". Бесплатный очный семинар!
27 апреля Очный семинар "Основы разработки дистанционного курса"

 

Все планы на учебный год – http://eidos.ru/about/plans.htm

Выпуск подготовил
сотрудник кафедры информатики Центра дистанционного образования "Эйдос"
выпускающий редактор - Барышева Л. В.

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос"
получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Уроки информатики" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-uroki_inform), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-uroki_inform, # 109, 13 апреля 2010 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: info@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru/
Пишите нам по e-mail: info@eidos.ru


В избранное