Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Уроки информатики

  Все выпуски  

Уроки информатики # 104


Рассылка УРОКИ ИНФОРМАТИКИ

Центр дистанционного образования Эйдос
Центр дистанционного образования "Эйдос"
Рассылка кафедры информатики
УРОКИ ИНФОРМАТИКИ

Выпуск # 104
15 февраля 2010 года

Машина должна работать, а человек - думать!


Мама прислала SMSку:
«Я горжусь тобой».

Бородин Егор, 7"А" класс,
МОУ гимназия N 11,
г.о. Железнодорожный
Московской области


УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!

Приглашаем Вас и Ваших учеников принять участие в олимпиадах и
конкурсах ЦДО "Эйдос"!

.
Об этом и другом в нашем выпуске.

В ВЫПУСКЕ:

I. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ УЧЕНИКА. Делаем открытки своими руками.

II. МЕТОДИКА УЧИТЕЛЮ. Исследования на уроках: система подготовки к дистанционным ученическим конференциям.

III. БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ. Расписание ближайших мероприятий.

* * * * *

Всероссийский конкурс образовательных сайтов.

Сроки проведения: 16 - 22 февраля 2010 года.
Регистрация до 15 февраля включительно.

Конкурс открытый. Принять участие в нем может любое образовательное учреждение (школа, гимназия, колледж, техникум), учреждение дополнительного образования из России и других стран, отдельные педагоги, ученики с 1 по 11 классы, а также взрослые: студенты, учителя, родители учеников.

УСЛОВИЕМ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ САЙТА.

Под школьным сайтом в данном конкурсе понимается сайт, ориентированный на школьное образование. Школьным сайтом может быть сайт самой школы, педагога или ученика этой школы. Школьный сайт - это также и сайт, предназначенный для школ и тех, кто в них работает и учится.

Школы - участники конкурса могут участвовать в нескольких выбранных номинациях, например в номинации "Школьный сайт", "Сайт учителя" (одновременно могут быть представлены несколько отдельных сайтов учителей, которые входят в сайт школы в качестве отдельных разделов). Результаты конкурса подводятся по каждой номинации отдельно.

Номинации конкурса

Сайты образовательных организаций:
Сайт школы
Сайт гимназии
Сайт колледжа
Сайт лицея
Сайт вуза
Сайт детского сада
Сайт учреждения дополнительного образования

Персональные сайты:

Сайт ученика
Сайт студента
Сайт учителя
Сайт методиста
Сайт репетитора
Сайт вузовского педагога
Сайт учёного
Сайт родителя
Сайт классного руководителя

Сфера сервиса, управления и повышения квалификации:

Сайт управления образованием
Сайт института повышения квалификации
Сайт кафедры
Сайт библиотеки
Сайт образовательного проекта
Информационный портал
Познавательный сайт
Игровой сайт
Методический сайт
Образовательный блог
Педагогический форум
Учебный форум

Для участия в конкурсе необходимо:
а) иметь действующий образовательный сайт, относящийся к одной из номинаций конкурса;
б) оплатить регистрационный взнос за участие в конкурсе;
в) своевременно прислать в оргкомитет конкурса заявку в требуемой форме.

Подробнее - http://eidos.ru/project/school-site/index.htm

* * * * *

Не пропустите!

XIX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по информатике (исследования)

Сроки проведения: 25 февраля 2010 года.


Участники: школьники 1-11 классов, а также взрослые.

Регистрация до 24 февраля включительно - http://eidos.ru/olymp/inform/2010-1/index.htm

Внимание! Задания данной олимпиады будут исследовательские!

Регистрация продолжается - http://eidos.ru/olymp/inform/2010-1/index.htm

* * * * *

Тариф «Предметный». Регистрация в серии олимпиад по выбранному предмету экономнее, чем по обычным тарифам.

Подробнее об этом http://eidos.ru/olymp/tariff/elective.htm

I. ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ ДЛЯ УЧЕНИКА. Делаем открытки своими руками.

Дистанционный конкурс "Открытка к 8 Марта".

Сроки проведения: 24 февраля - 11 марта 2010 года.

Регистрация до 23 февраля включительно.

Участники: школьники, студенты, взрослые - все желающие.

8 Марта – традиционно женский день. Но любят его все! Потому что это, прежде всего, праздник наших мам и бабушек, подаривших жизнь – всем нам! В этот день звучат самые теплые слова, самые светлые пожелания. А если к словам прибавить еще и красивую открытку, сделанную своими руками, от души – эффект от такого поздравления превзойдет все ожидания! Но праздник можно продлить, ведь март задает тон на всю весну. И тогда хорошее настроение распространится на весь мир!

Спешите подготовить свои открытки-подарки не только родным людям, но и новым друзьям. У вас есть возможность найти их на необъятных просторах нашей Родины, увлекательно пообщаться и поздравить с праздником, подарить им частичку своего замечательного настроения.

Цели конкурса: Изготовить оригинальную открытку средствами компьютерной графики. С помощью телекоммуникаций найти себе виртуальных друзей и подарить им свою весеннюю открытку.

Наградой для участников конкурса будет их знакомство друг с другом, получение виртуальных открыток-поздравлений. Победители получат призы, а ссылки на лучшие работы будут опубликованы в электронных изданиях Центра "Эйдос". Чтобы получить представление о конкурсе, познакомьтесь с мнениями участников конкурса прошлого года.

Шелемов Дмитрий, 8 "Б" класс, МОУ СОШ, п. Янтальь

Участие в "Проекте открыток" - это мое первое участие в дистанционных проектах. Я очень люблю рисовать на компьютере, осваиваю графические редакторы. В ходе проекта я имел возможность не только поделиться своим опытом, но и познакомиться с творчеством других ребят. Форум проекта дал возможность общения. Все участники живут в разных уголках России, но увлечения у них одинаковые. Здорово, что можно больше узнать о своих сверстниках! Думаю, что продолжу участие в таких проектах. Ведь в ходе работы я многому научился. Теперь с легкостью могу составить композицию рисунка, подобрать цвета и оттенки. Научился анализировать свою деятельность и работы других ребят!

Кузьменко Миша, 4 "В" класс, МОУ СОШ N 26, г. Мирный

Работать было нетрудно, я делал все с удовольствием. Я вообще люблю рисовать и создавать что-то новое на компьютере. С удовольствием занимаюсь на уроке информатики, ведь это связано с компьютером. Придумывать рисунок было нетрудно, жалко что мы не смогли отправить его по электронной почте другим участникам. Хотелось бы научиться делать движущиеся открытки. как у других участников. Придумывайте интересные проекты. Я буду участвовать еще и на следующий год.

Регистрация http://eidos.ru/project/8march/index.htm

II. МЕТОДИКА УЧИТЕЛЮ. Исследования на уроках: система подготовки к дистанционным ученическим конференциям.

Автор: Завьялова Ольга Алексеевна, канд. пед. наук, сотрудник кафедры педагогики ЦДО «Эйдос».

Как известно, основным лейтмотивом деятельности ЦДО «Эйдос» является развитие творческих способностей учащихся. Среди прочих видов творческих работ мы особо выделяем исследование.

С одной стороны, стремление исследовать окружающую действительность, заложено в человеке на уровне инстинкта. «…инстинкт непрерывного поиска, инстинкт уменьшения неизвестного заложен буквально в каждом человеке», - пишет Энгельгардт В.А. в своей работе «Познание явлений жизни». С другой стороны, исследовательский тип мышления становится востребованным в современном обществе именно в условиях многократного увеличения информационного потока, обрушивающегося на человека. Возрастание доли репродуктивного восприятия мира человеком, характеризующегося потреблением готовых форм, предлагаемых массовой культурой, так называемого «клипового восприятия», ведет к атрофии способности анализировать и вырабатывать собственное отношение к содержанию информации.

Замечено, что исследование как способ освоения действительности, оставаясь связанным с наукой в общественном понимании, не может уже считаться основным видом деятельности ученых. И связано это, прежде всего, с четкой практико-ориентированностью современного научного поиска, преобладанию проективной деятельности. «…в современном научном исследовании ядерной деятельностью является организация, руководство и управление, а отнюдь не познание как таковое»[4].Однако применение исследования в образовательном процессе способствует развитию у учащихся важнейшего инструмента познания действительности, позволяющего осваивать не готовые знания, а методы получения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества.

Таким образом, можно рассматривать исследования в образовательном процессе и как давно известный способ освоения действительности, и как средство организации образовательной деятельности.

Само слово «исследование» («из следа») отражает суть деятельности исследователя: по «следам», косвенным признакам, собранным фактам, восстановить некий закон, порядок вещей, установленный природой или обществом. Такая деятельность востребует и развивает наблюдательность, внимательность, аналитические навыки.

Любопытно определение Энгельгардта В.А.: «Естествоиспытатель – это человек, который испытывает естество, пытает природу, пытаясь вырвать у нее самые сокровенные тайны» [5] «Человек познающий» - разве это не цель достойная работы педагогов? Но чтобы он таковым стал, необходимо создать условия для развития навыков научного познания, условия, для формирования, если угодно, «исследовательской компетенции».

Что же такое исследовательская деятельность школьника? Какие этапы она включает в себя?

Под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства.

Исследовательская деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:
∙ постановку проблемы,
∙ ознакомление с литературой по данной проблематике,
∙ овладение методикой исследования,
∙ сбор собственного материала,
∙ его анализ и обобщение,
∙ выводы.

Такое определение дает один из ведущих специалистов по организации исследовательской деятельности учащихся академик, д.п.н. Леонтович А.В.

Мы же считаем, что исследовательская деятельность школьников должна включать в себя также этапы защиты исследовательской работы и рефлексивного осмысления собственного приращения, полученного в ходе выполнения исследования. Без этих этапов, крайне важных, на наш взгляд, исследовательская деятельность, не может считаться завершенной.

Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа и вида, учебно-исследовательская деятельность способствует:
∙ развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;
∙ развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
∙ созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
∙ освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
∙ формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
∙ становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
∙ обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
∙ формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
∙ профессиональному самоопределению детей;
∙ получению предпрофессиональной подготовки;
∙ содержательной организации свободного времени детей;
∙ формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности. [3]

В настоящее время исследовательская деятельность учащихся представлена разнообразными формами. Основные из них: детские объединения учащихся по интересам, конференции, олимпиады, летние (каникулярные) лагеря, школы, научные объединения учащихся (НОУ), малые академии наук (МАН).

Исследовательская деятельность учащихся во многих учреждениях становится средством интеграции образовательных программ общего среднего и дополнительного образования. Это позволяет объединять преимущества, свойственные образовательным программам этих двух типов:
∙ ориентированность общего среднего образования на выполнение государственного и социального заказа общества на воспроизводство профессионально-кадрового потенциала
∙ направленность дополнительного образования на свободный выбор ребенком и его семьей видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитии познавательной мотивации, способностей и склонностей.

Одной из форм такого дополнительного образования выступают дистанционные образовательные центры, предоставляющие различные возможности организации исследовательской деятельности школьников на всех этапах.

В частности, речь идет о центре дистанционного образования «Эйдос» и Научной школе А.В. Хуторского.

Формы ученичества в Научной школе различны:
∙ участие в мероприятиях Научной школы: семинарах, конференциях, конкурсах,
∙ публикация своих работ в изданиях Научной школы,
∙ участие в форумах, электронных рассылках Научной школы.

Рассмотрим одну из популярных форм организации исследовательской работы учащихся - дистанционные ученические конференции, проводимые ЦДО «Эйдос».

Что же включает в себя деятельность участника подобной конференции?

Участие в конференции подразумевает три составляющих (номинации):
1) Разработка и представление на обозрение другим участникам и педагогам самой творческой работы;
2) Рецензент собственной работы;
3) Оппонент двум другим участникам конференции (одна работа выбирается по желанию участника, исходя из его научных предпочтений и интересов, вторая определяется дистанционным педагогом).

Во второй номинации «Рецензент своей работы» (номинация включена в Аннотацию работы) участник, представляющий свою творческую работу, должен после размещения ее содержания на сайте привести наиболее значимые аргументы в защиту работы (выбора целей, содержания, форм и методов исследования), и одновременно привести слабые (проблемные) стороны работы, ее уязвимые места.

Результат оформляется в таблицу:
Структурные элементы творческой разработки «Сильные» стороны компонента «Слабые» стороны компонента
1. Цели разработки    
2. Содержание работы    
2.1. гипотеза
2.2. значимость работы
   
3. Содержание    
4. Формы и методы    
5. Другое    

Третья номинация «Оппонент» предполагает постановку участником конференции вопросов (не менее пяти) двум другим участникам, защищающим свои творческие работы.

При этом этот же учащийся должен ответить на вопросы двух других оппонентов-коллег. Вопросы и ответы размещаются на Форуме.

По окончании защит творческих работ каждый учащийся (ЛК) пересылает в Оргкомитет заполненную таблицу по номинации «Рецензент своей работы», а так же собственные вопросы и ответы на них других участников (номинация «Оппонент»).

Предложенные формы работы позволяют школьникам приобретать компетентность в вопросах исследовательской деятельности и ведения научной дискуссии в режиме форума.

Оценка образовательной творческой деятельности учащегося производится по 10-балльной шкале по каждому из следующих критериев:
∙ Качество работы
∙ Оригинальность темы и проблемы.
∙ Степень творчества. Самобытность. Отражение собственной позиции автора.
∙ Содержательность работы. Глубина раскрытия проблемы.
∙ Трудоёмкость. Объем выполненной работы.
∙ Практическая польза работы
∙ Содержательность и глубина рефлексии:
∙ Анализ положительных и отрицательных сторон собственной деятельности на конференции.
∙ Наличие и обоснованность гипотез относительно будущей исследовательской и проектной деятельности.
∙ Продуктивность участия в работе форума:
∙ Активность.
∙ Содержательность выступлений.

Не случайно, анализ содержания рефлексии выделен в отдельный пункт. С помощью рефлексии осуществляется осмысление как минимум трех сторон деятельности субъектов обучения:
∙ практической (что сделано? что является главным результатом?),
∙ технологической (каким способом? этапы, алгоритмы деятельности и др.)
∙ мировоззренческой (зачем я это делаю? соответствует ли полученный результат поставленным целям? кто я в этой работе, процессе? какие изменения в результате этого со мной происходят или могут произойти? и т.д.).

Первым двум (практическому и технологическому) аспектам рефлексивного осмысления образовательного процесса в педагогической практике уделяется больше внимания, что нельзя сказать о мировоззренческих, личностных изменениях происходящих с участниками этого процесса. [1]

Участникам конференции предлагались следующие рефлексивные вопросы:
1. Какие цели Вы ставили перед собой, принимая решение об участии в конференции? Удалось ли достичь поставленных целей? Почему?
2. Перечислите наиболее значимые достижения – ожидаемые и неожиданные, которые были получены Вами в процессе работы.
Какие из достижений оказались для Вас наиболее важными? Почему?
3. Перечислите все трудности, ожидаемые и неожиданные, с которыми Вам довелось столкнуться во время конференции. Какие из трудностей показались Вам наиболее значительными?
4. Опишите, как Вы преодолевали трудности:
а) Какие из них и благодаря чему Вам удалось преодолеть?
б) Какие трудности остались непреодоленными, и что Вам помешало с ними справиться?
5. Оцените эффективность Вашего взаимодействия с другими участниками конференции:
а) Как Вы оцениваете свою активность на форуме? Могла бы она быть выше? Была ли в этом необходимость?
б) Удалось ли Вам вызвать интерес участников конференции к своей теме? Если да, то за счет чего это удалось, если нет – то почему?
в) Насколько внимательно Вы отнеслись к работам других участников конференции? Все ли интересующие вопросы задали? Все ли слова поддержки или критические отзывы, возникшие у Вас на ту или иную работу, Вы разместили на форуме?
г) Как Вы оцениваете реакцию участников на вашу работу? Какие ощущения у Вас вызывали слова поддержки, а какие – критика?
6. Изменилось ли во время конференции Ваше представление о научной работе вообще, и о Вашей работе в частности? Планируете ли Вы что-то изменить в своем научном творчестве?
7. Ваши замечания, пожелания, предложения:
а) себе;
б) учителям и локальным координаторам;
в) дистанционным педагогам и организаторам конференции.

Сами рефлексии пестрили открытиями юных исследователей, касающихся именно процесса защиты своей работы на форуме, как наиболее яркой и значимой части работы.

Уржумов Артём, обучающийся 4 класса, МОУ ДОД «Центр детского творчества», г. Междуреченск: Отвечать на вопросы оказалось легче, чем задавать.

Мудрова Катя, 5 В класс, МОУ «СОШ №1» г. Шелехов: Когда мне предложили задать вопросы по работе ученицы 11-го класса (а я учусь только в 5-м классе) по теме политической активности современной молодёжи в выборах, то я не была уверена в том, что мне удастся справиться с этой задачей. Но мне удалось это сделать с большим успехом, что меня очень вдохновило!!! Я поняла, что любая задача при желании может быть выполнена, если приложить к этому желание и старание.

Вильчинская Таня, 11 "Б" класс, МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им. В.Б. Борсоева, п. Усть-Ордынский: Я не ожидала, что найду работы, прямо или косвенно связанные с «золотым сечением», было очень приятно узнавать, что моя тема не является чем-то обособленным. Было приятно, когда участники, педагоги поддерживали мои вопросы в форуме, когда на мои вопросы отвечали не только лица, которым был адресован вопрос. Увлекательно, оказалось, помогать другим разбираться в твоей работе, и, конечно, вести дискуссии. Во время конференции я узнала о новых методах, используемых в научной работе, поняла всю важность самостоятельных разработок.

Евсеева Саша, 11 "Б" класс, МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им. В.Б. Борсоева, п. Усть-Ордынский: Мне задали более 49 вопросов, на которые я с удовольствием отвечала.

Дарбинян Акоп, 11 "М" класс, МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им. В.Б. Борсоева, п. Усть-Ордынский: Одними из основных моих целей для решения участия в данной конференции являлись получение еще более глубоких знаний, приобретение друзей и опыта в подобных конференциях. Данная цель, мною была полностью достигнута, я получил более глубокие знания не только по своей теме, но и по темам, которые были предоставлены другими участниками конференции. Со многими участниками, я переписываюсь по Интернету, отсюда вывод, что и друзей, я нашел тоже. Опыт мною был получен однозначно хороший, теперь я на 100% уверен, что буду участвовать на данных конференциях всегда и везде, а главное не буду бояться. Перед этой конференцией мне было очень страшно, я не знал, как на мою работу посмотрят мои друзья, знакомые и учителя. Мне казалось, что она очень плохая, и все начнут над ней смеяться. Этот страх мне помог преодолеть мой брат, у которого уже есть опыт в подобных мероприятиях, и я сильно ему благодарен.

Шулепова Алена, ученица 6 В класса МОУ «Гимназия» г. Шелехов: В этом году весной я уже участвовала в районной очной конференции. Там я получила опыт публичного выступления. Теперь я захотела попробовать себя в защите через интернет. Мне хотелось представить свою работу перед людьми из разных регионов страны. И мне удалось достичь этого. Я научилась работать в форуме, но я ожидала этого, т.к. знала, что такая работа будет. А достижения, конечно, есть, я по ответам других людей поняла, как не надо защищаться на форуме, что нельзя отвечать кратко, нужно стараться понять подоплеку вопроса. Что нужно лояльно и вежливо задавать вопросы или что-то обсуждать даже если работа или ответ оппонента тебе не нравится. Я поняла, что исследовательская работа, несмотря на то, что может быть разнообразной по тематике, все же должна выдерживать определенную структуру. Я хочу продолжить изучение монастырей моего края, а также проверить свои силы в работах по другим направлениям, например филологии.

Сидорова Мария и Калмыкова Дарья, 8б класс, МОУ СОШ № 99,г. Челябинск: Оказывается, что интернет- это не единственная информация. Используются экспериментальные результаты, монографии серьезных ученых, некоторые даже с помощью взрослых используют данные архивов. Мы поняли, что такое участие помогает нам самосовершенствоваться, развиваться, через чтение других работ мы узнали много интересного.

Корсакова Дарья, 7"А" класс, школа 8, г . Кызыл
Моё решенье было - да, и вот участник я. Ура!!!
Цель моя участвовать,
вопросы задавать и конечно же, друзья, на ваши отвечать.
Цель достичь мне удалось, хоть результаты не отлично.
Зато узнала я, какой йогурт покупать,
что интересней прочитать, историю одной семьи, но очень интересно!
Хоть трудно было, но ничего, специалисты - супер!
Помощь оказали в миг и мне, и моей подруге.
Участие в форуме - это прикольно!!!
Возник вопрос? Задай его, и тут же ты найдёшь ответ.
Мою работу все смотрели.
И я, работы прочитав, всем вопросы задавала: где? куда? и почему? Ведь интересно было!!!
Всем участникам желаю: участвовать и побеждать.
Учителям: здоровья больше, чтоб работы проверять.
Дистанционным педагогам: удачи, счастья и терпенья!

Рефлексивные вопросы, касающиеся организации и содержания конференции были заданы также учителям и ЛК. Ими отмечается большое количество работ «сырых», реферативного характера, необходимости заранее знать критерии оценки работ и пр. Но, самое главное, учителя отмечают явный «прирост» своих подопечных с точки зрения умения вести дискуссии, отвечать на вопросы и задавать их. Работа на форуме отмечается как одна из самых удачных форм деятельности на конференции.

Непомнящих Юлия Сергеевна, учитель биологии МОУ «СОШ №1» г. Шелехова:< Анализируя участие Насти в форуме, я поняла, что она смогла полностью раскрыться, хотя по её словам, она испытывала волнение, которое в результате общения с другими участниками смогла преодолеть. Кроме того, Настя продемонстрировала свои возможности, о которых я даже не подозревала. Это заключается в грамотных, глубинных постановках вопросов, знаниях правил написания научной работы.

Участие в конференции объединяет семью вокруг исследовательской деятельности ребенка.

Елькин Константин Владимирович, папа Елькина Влада, кадровый военный: В первый день конференции в школе для участников было проведено обучающее занятие, как работать в форуме. В последующем каждый вечер наша семья собиралась возле компьютера, Влад под нашим руководством сначала, потом и самостоятельно выходил в Интернет, мы вместе прочитали несколько работ. Было интересно участвовать в живом диалоге в Интернете. Некоторую трудность представляли некоторые работы старшеклассников, которые было тяжело читать пятикласснику. [2]

Темы работ, ставших призерами конференции, разнообразны:
∙ "Выработка условного рефлекса у шиншиллы" Касьяненко Настя, 5 класс
∙ «Академик В.А.Обручев на Иркутской земле» Мудрова Катерина, 5 класс
∙ "Сравнительный анализ тофаларской народной сказки «Три мальчика» и «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - Тимофеева Анна, 5 класс
∙ "Трудные случаи акцентологии русских глаголов и причастий" Бывальцев Константин, Бланк Филипп, 7 класс
∙ "Является ли йогурт полезным продуктом?" Сорокина Настя, 7 класс
∙ «Посольский Спасо-Преображенский мужской монастырь – исторический памятник эпохи присоединения Забайкалья к России» Шулепова Алена, 6 класс
∙ "Менталитет и язык (на примере ангичан, американцев и русских)" Васильева Юлия,9 класс
∙ «Подростки и компьютерные игры» Толстиков Евгений, 11 класс
∙ "Устный счет" Белов Сергей, 10 класс
Однако, каждому автору хочется быть востребованным. С какой гордостью ученики пишут о количестве заданных им вопросов! Значит, для того, чтобы стать активным участником дистанционной конференции необходимо, чтобы тема твоей работы привлекла внимание других участников. Именно обсуждение на форуме вызвало наибольший эмоциональный отклик у участников.

Выбор названия работы, отражающего ее суть и, в тоже время, привлекающего к себе внимания – непростая задача. Но не менее важно создать работу, соответствующую заданным нормам исследования, грамотно оформленную, базирующуюся на современных способах представления информации, и, главное, отражающую личный взгляд автора на проблему, содержащую его личные открытия и выводы.

Как успешно пройти данный путь – от выбора темы до защиты и рефлексивного осмысления?

Какова система подготовки учащихся к исследовательской деятельности?

Наиболее типичный вариант – учащийся работает под руководством очного педагога. В этом случае на плечи педагога ложится ответственность за организацию образовательной ситуации, способствующей выбору учеником личностно-значимой для себя темы работы и, что не менее важно, востребованной той или иной социальной группой: семьей, одноклассниками, учащимися младших классов, краеведческим музеем, туристической фирмой и т.д. Практическая направленность работы, не являющаяся обязательным требованием к научному исследованию, тем не менее, на наш взгляд исключительно важна для работы школьника. Всем известен банальный конец большинства школьных рефератов – это мусорная корзина. Отдавать силы никому не нужной и не интересной работе – что может быть пагубнее для юного исследователя? Итак, первым звеном можно считать подготовку педагога к организации исследовательской деятельности учащихся.

Способы организации творческой и исследовательской деятельности учащихся рассматриваются на следующих дистанционных курсах ЦДО «Эйдос» для педагогов:
∙ Как организовать творческую работу учащихся по предмету? ЦЕЛИ: Научиться организовывать творческую и исследовательскую работу школьников. Рассмотреть особенности подготовки и защиты ученических работ. Авторы: Доманский Е.В., Хуторской А.В.
∙ Как написать и защитить исследовательскую работу? ЦЕЛИ: Освоить на практике технологию создания исследовательской работы. Научиться способам ее эффективной защиты. Авторы: Разумова А.Г., Хуторской А.В.
∙ Исследовательская работа школьника: технология создания. ЦЕЛИ: Освоить на практике технологию создания исследовательской работы. Сформулировать теоретическую часть исследования. Спланировать организацию возможного эксперимента. Авторы: Разумова А.Г., Хуторской А.В.
∙ Исследовательская работа школьника: грамотное оформление и защита. ЦЕЛИ: Научиться грамотно оформлять результаты исследования. Научиться способам эффективной защиты исследовательской работы. Получить опыт проведения защиты творческой работы в режиме реального времени. Обозначить цели и планы дальнейшей реализации полученных результатов. Авторы: Разумова А.Г., Хуторской А.В.
∙ Оформление результатов учебно-исследовательской деятельности учащихся с помощью MS Office 2003. ЦЕЛИ: Рассмотреть способы оформления результатов учебно-исследовательской работы школьника с помощью приложений MS Office. Авторы: Зуева Л.Н., Хуторской А.В.
∙ Подготовка и защита творческой работы с учащимися начальной школы на тему «Наблюдение». ЦЕЛИ: Рассмотреть способы содействия развитию творческой исследовательской активности детей. Изучить возможные методы и формы организации творческой работы учащихся по теме: «Наблюдение». Разработать систему мониторинга творческой исследовательской деятельности учащихся по данной теме. Авторы: Малышева Е.Н., Хуторской А.В.

Способы организации системной творческой и исследовательской работы в школе рассматриваются на курсах для педагогов:

∙ Школьное научное общество: как организовать научные исследования учащихся. ЦЕЛИ: Разработать модель работы школьного научного общества, оптимально соответствующую задачам учебного заведения, потребностям и возможностям педагогов и учащихся. Авторы: Липчанская М.А.,
Хуторской А.В. ∙ Система творческих и научных недель в школе. ЦЕЛИ: Рассмотреть систему организации деятельности школы по проведению творческой недели - времени, когда учащиеся выполняют и защищают свои работы по изучаемым предметам. Автор: Хуторской А.В.
Учащиеся могут получить опыт экспериментальной, творческой и исследовательской работы на дистанционных курсах и профиль-классах по предметам естественнонаучного цикла:
∙ Курс "Опыты по физике. Подготовка творческой работы" (Физика, 8-10). ЦЕЛЬ: Развить познавательный интерес и творческие способности учащихся для формирования у них экспериментальных умений и навыков. Авторы: Маслов И.С., Хуторской А.В.
∙ Курс "Как сделать «научное открытие» по физике" (Физика, 8-11). ЦЕЛИ: научиться проводить исследования различных физических явлений, задавать вопросы и вести дискуссию, повысить уровень знаний по физике и истории физики, научиться составлять программу совершенствования своих личностных качеств: воли, воображения, нравственного поведения и др. Авторы: Маслов И.С., Хуторской А.В.
∙ Курс "Как самому провести экспериментальное исследование по физике" (Физика, 7-9). ЦЕЛИ: научиться ставить и проводить экспериментальные исследования по физике, а также совершенствовать свои экспериментальные умения и навыки. Авторы: Маслов И.С., Хуторской А.В.
∙ Курс "Методы исследования физических явлений" (Физика, 7-9). ЦЕЛЬ: развитие умений участников курса исследовать явления природы с помощью методов физической науки, повышении уровня знаний по физике и истории физики. Авторы: Маслов И.С., Хуторской А.В.
∙ Профиль-класс "Исследование тепловых явлений" (Физика, 7-9). ЦЕЛИ: - научится не только планировать проведение эксперимента по тепловым явлениям, проводить его, но и в собственной деятельности расширить свои знания по этой теме;- изучить особенности испарения различного рода жидкостей. Авторы: Целищева В.А., Хуторской А.В.
∙ Курс "Исследование оптических явлений" (Физика, 9-11). ЦЕЛИ: Научиться не только планировать проведение эксперимента по оптическим явлениям, проводить его, но и в собственной деятельности расширить свои знания по этой теме. Создать простейшие приборы: перископ, калейдоскоп, камеру–обскура, модель глаза. Изучить особенности зрения. Авторы: Целищева В.А., Хуторской А.В.
∙ Курс "Элементы нашего организма. Подготовка и защита творческой работы по химии" (Химия, 8-11). ЦЕЛИ: на основе полученных знаний составить и защитить презентацию по тематике курса. Авторы: Гадельшина А.Т., Хуторской А.В.
∙ Курс "Эксперимент – учитель жизни вечной" (Химия, 8-10). ЦЕЛИ: Рассмотреть основные приемы решения экспериментальных задач. Изучить методику планирования и проведения химического эксперимента. Научиться решать экспериментальные задачи и прогнозировать результаты эксперимента. Создать и защитить творческую работу по экспериментальной химии. Авторы: Хавкина Т.А., Хуторской А.В.

Выполнение творческих заданий и небольших исследовательских работ, предложенных на курсах, создает «задел» для дальнейшей самостоятельной исследовательской работы по выбранной теме.

Опыт исследовательской работы и мощный творческий заряд учащиеся получают на дистанционных олимпиадах особого типа, задания которых подразумевают реализацию одного или нескольких этапов исследования. В 2007-08 учебном году было проведено 7 исследовательских олимпиад по предметам:
∙ Обществоведение
∙ История
∙ Биология
∙ Физика
∙ Информатика
∙ Русский язык
∙ Математика

Участие в подобных олимпиадах может вывести школьника на выбор интересной для исследования темы, которая получит более глубокое развитие в работе, выходящей за рамки олимпиады.

Материалы дистанционных курсов, задания исследовательских олимпиад, лучшие работы участников олимпиад и конференций представлены в виде электронных изданий, которые можно приобрести и использовать для совершенствования организации исследовательской работы ученика.

Таким образом, система дистанционной подготовки исследований к защите на конференции может включать в себя следующие элементы:
∙ Дистанционные курсы для педагогов по организации исследовательской деятельности учащихся.
∙ Профиль-классы для учащихся исследовательской направленности.
∙ Исследовательские дистанционные олимпиады.
∙ Научные ученические дистанционные сообщества при кафедрах ЦДО «Эйдос».
∙ Электронные сборники материалов курсов и лучших исследовательских работ учащихся.

Перечислим возможные варианты организации исследовательской деятельности учащихся с использованием дистанционных технологий:

1 вариант

Педагог проходит дистанционную подготовку по организации исследовательской деятельности, помогает выбрать тему, руководит исследовательской деятельностью школьника, принимает участие в организации творческих научных недель защит в школе, готовит ученика к участию в дистанционной Всероссийской конференции.

Кратко эту цепочку можно обозначить так: дистанционное обучение педагога, очная работа со школьником, дистанционная защита.

2 вариант

Дистанционное обучение школьника на профиль-классах, выбор темы исследования, работа под руководством очного учителя или дистанционного консультанта, дистанционная защита.

3 вариант

Участие школьника в дистанционной исследовательской олимпиаде, выбор темы исследования, работа под руководством очного учителя или дистанционного консультанта, дистанционная защита.

4 вариант

Выбор темы исследования из предложенных кафедрами ЦДО «Эйдос», работа под руководством дистанционного консультанта, дистанционная защита.

Исходя из этого, можно выделить следующие формы дистанционной работы учащихся по подготовке к участию в конференции:
- выполнение творческих заданий по теме исследования (в рамках участия в дистанционных профиль-классах или олимпиадах),
- знакомство с лучшими исследовательскими работами участников дистанционных олимпиад и конференций прошлых лет,
- представление работы на форуме,
- публикация работы в сети Интернет,
- ведение дискуссий на форуме по теме исследования,
- чат-консультация с дистанционным педагогом,
- чат-защита работы.
Очевидно, особо нужно остановиться на таком элементе, как научные ученические дистанционные сообщества при кафедрах ЦДО «Эйдос».

Целями создания подобного сообщества можно назвать:
∙ Предоставление любому учащемуся, в том числе, не имеющему возможности работать с очным педагогом (по состоянию здоровья, по причине психологических конфликтов, недостаточной квалификации педагога по выбранной теме и пр.), возможность вести научно-исследовательскую работу под дистанционным руководством;
∙ Повышение качества исследовательских работ школьников;
∙ Помощь в подготовке к защите исследовательских работ школьников на дистанционной ученической конференции.

Деятельность кафедры по организации такого сообщества и поддержки его функционирования может включать следующие формы работы:
∙ предоставление тем и направлений исследовательских работ по данной кафедре,
∙ разработка курсов для педагогов по организации исследовательской деятельности школьников с учетом специфики предмета,
∙ разработка профиль-классов для школьников исследовательской направленности,
∙ дистанционное руководство исследовательскими работами учащихся,
∙ дистанционные консультации по e-mail педагогов и учащихся,
∙ чат-консультации педагогов и учащихся,
∙ участие педагогов кафедры в работе ученического научного форума,
∙ рецензирование исследовательских и творческих работ,
∙ подготовка учащихся к дистанционной защите работ.

Описанная нами система подготовки учащихся к дистанционным ученическим конференциям, включающая дистанционные курсы для педагогов, профиль-классы для учащихся, исследовательские дистанционные эвристические олимпиады, научные ученические сообщества при кафедрах ЦДО «Эйдос», методические электронные материалы, нуждается в дальнейшей разработке и совершенствовании. Так, есть необходимость разработки курсов для педагогов и профиль-классов исследовательской направленности с учетом специфики предметов гуманитарного цикла. Научное ученическое сообщество в настоящий момент является только проектом.

Литература
1. Как организовать творческую работу ученика по учебному предмету. Материалы дистанционного курса. [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В., Доманский Е.В. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2007. - 390 Кб
2. I II Всероссийская дистанционная ученическая конференция : Материалы Всерос. дист. ученич. конф., 22-29 апреля 2008 г ., г. Москва [Электронный ресурс]. Версия 1.0 / Под ред. А.В.Хуторского.— М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2008.
3. Материалы Интернет-портала «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru
4. Щедровицкий Г.П. Философия. Наука. Методология. - М., 1997. – С. 479
5. Энгельгардт В.А. Познание явлений жизни. – М.,

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас на форуме http://eidos.borda.ru/ на веточке Интернет-журнал "Эйдос"
http://eidos.borda.ru/?1-0-0-00000074-000-0-0-1266196534

III. БЛИЖАЙШИЕ ПЛАНЫ. Расписание ближайших мероприятий.

16 февраля II-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада Семья
16 февраля "Телекоммуникации в обучении". Бесплатный очный семинар!
16 февраля Очный семинар "Методы творческого обучения на уроках математики"
16 - 22 февраля I-й Всероссийский конкурс "Школьный сайт" new!
16 - 25 февраля Дистанционные курсы для педагогов и школьников
17 февраля "Исследовательская работа школьника". Бесплатный очный семинар!
17 февраля Очный семинар "Образовательные возможности сайта"
17 февраля -
4 марта
Конкурс "Знакомство: леди и джентльмены" new!
18 февраля XXVI-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по английскому языку (страноведение)
18 февраля "Как организовать педагогический эксперимент в школе". Бесплатный очный семинар!
18 февраля Очный семинар "Электронный учебник: педагогические основы"
19 февраля III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по военному делу
19 февраля Очная конференция "Современный урок: эвристический подход"
23 февраля -
4 марта
Дистанционные курсы для педагогов и школьников
24 февраля "Как составить эвристическое задание". Бесплатный очный семинар!
24 февраля Очный семинар "Формы и методы дистанционного обучения"
24 февраля -
11 марта
Конкурс "Открытка к 8 Марта"
25 февраля

Не пропустите!

XIX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по информатике (исследования)

25 февраля "Виды педагогических разработок". Бесплатный очный семинар!
26 февраля VI-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по краеведению
26 февраля Очная конференция "ИКТ – компетенции: диагностика и оценка"
2 марта XXIII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по математике (игры)
2 - 11 марта Дистанционные курсы для педагогов и школьников
3 марта III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада Здоровье
3 - 18 марта Конкурс "Герб моего рода"
4 марта XXII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе (фэнтези)
9 - 18 марта Дистанционные курсы для педагогов и школьников
10 марта IX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада Психология общения
10 - 23 марта Конкурс "В гостях у Шерлока Холмса" (английский язык) new!
11 марта XVII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку (исследования)
11 - 24 марта Конкурс-проект "Мои закономерности" (математика)
16 марта XII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по немецкому языку (перевод)
16 - 25 марта Дистанционные курсы для педагогов и школьников
17 марта V-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по экологии
18 марта IX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по обществоведению
19 марта IX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по химии (опыты)
23 марта III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по черчению и рисованию
23 марта -
1 апреля
Дистанционные курсы для педагогов и школьников

Все планы на учебный год – http://eidos.ru/about/plans.htm

Выпуск подготовили
сотрудник кафедры информатики Центра дистанционного образования "Эйдос"
выпускающий редактор - Барышева Л. В.
"Олимпийский огонь" - Скрипкина Ю. В., зам. директора, ст. менеджер олимпиад

= Вместе с Вами рассылки Центра "Эйдос"
получают более 15.000 подписчиков =

P.S.1. Приглашение к сотрудничеству

Приглашаем вас принять участие в обсуждении затрагиваемых проблем, прислать отклики на материалы рассылки, поделиться своим опытом по проблематике дистанционного обучения. Адрес для переписки: list@eidos.ru. Все ваши письма внимательно изучаются и могут быть полностью или частично опубликованы. Если вы посылаете приватное письмо не для публикации, укажите об этом в своем сообщении.

Центр "Эйдос" приглашает к сотрудничеству предприятия и организации по вопросам дистанционного повышения квалификации, разработке и проведению дистанционных курсов, созданию образовательных CD-Rom. Мы готовы рассмотреть предложения по организации регионального представительства Центра "Эйдос" для проведения дистанционных курсов, проектов и олимпиад.

P.S.2. Правила использования материалов рассылки EIDOS-DIST-EDU

Использование материалов данной рассылки в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, "бумажных" и иных массовых изданиях ДОПУСКАЕТСЯ с обязательным уведомлением об этом ведущего рассылки по адресу list@eidos.ru.  В высылаемом уведомлении указывается: название издания или организации, которые используют материал из данной рассылки, выходные данные раздела, где размещен материал из рассылки (номер и дата выпуска журнала, газеты и т.п., URL-адрес),  Ф.И.О. и должность ответственного лица, контактный e-mail.

Цитирование или иное использование материалов рассылки "Уроки информатики" допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки (EIDOS-uroki_inform), номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки - Центра "Эйдос" и контактный e-mail адрес. Например: <EIDOS-uroki_inform, # 104, 15 февраля 2010 г., Центр "Эйдос", www.eidos.ru, e-mail: info@eidos.ru >

(С) Центр дистанционного образования "Эйдос", 1998-2010
Посетите наш сайт: http://www.eidos.ru/
Пишите нам по e-mail: info@eidos.ru


В избранное