Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дистанционные олимпиады

  Все выпуски  

Дистанционные олимпиады Eidos_Olympiads # 152


Центр "Эйдос"

Центр дистанционного образования «Эйдос»

Дистанционные эвристические олимпиады

================================================
EIDOS-Olympiads * Выпуск # 152 * 6 мая 2010 года

Знаете ли вы, что:
  • Педагогический семинар в Санкт-Петербурге пройдет 5-9 июля! Тема семинара «ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ». Подробности http://eidos-tour.ru/tours/conf/2010/Spb.htm
  • Опубликовано расписание очно-дистантных конференций на май-июнь. Регистрируйтесь сейчас - число подключений органичено! Подробности http://eidos.ru/edu/schedule/index.htm
  • Специально для учителей начальной школы! Выбирайте свои дистанционные курсы в обновленном каталоге. Подробности: http://eidos.ru/courses/themes/index.htm
===

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА:

I. С ПРАЗДНИКОМ!
II. КАК ВНЕДРИТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД С ПОМОЩЬЮ ОЛИМПИАД.
III. ВНЕСИТЕ В ПЛАНЫ. Продолжается регистрация на олимпиады.

===
I. С ПРАЗДНИКОМ!

Уважаемые локальные координаторы и участники олимпиад!

Дорогие друзья!

Центр дистанционного образования "Эйдос" сердечно поздравляет вас и ваших близких с 65-летием Великой Победы!
===

II. КАК ВНЕДРИТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД С ПОМОЩЬЮ ОЛИМПИАД.

Франмент выступления ст. менеджера олимпиад Ю.В. Скрипкиной на конференции 26 марта 2010 года. Полный текст выступления и презентация - http://eidos.ru/shop/ebooks/220701/index.htm

Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады Центра «Эйдос» за 12 лет своего существования стали одним из самых успешных сетевых проектов русскоязычного Интернета. С 1997 года более 200 тысяч школьников, студентов и педагогов уже стали участниками 340 дистанционных эвристических олимпиад. Только в этом учебном году в расписании Центра – 93 олимпиады по различным предметам и направлениям.

Цель дистанционных эвристических олимпиад — выявление и развитие творческих способностей участников.

Достижению этих целей способствуют следующие факторы, отличающие эвристические олимпиады от традиционных:
- эвристические задания, в результате выполнения которых участник создает личный образовательный продукт. Главные признаки эвристического задания – его открытость, заложенная в задании актуальная для ученика проблема, возможность создать личностно-значимый образовательный продукт.
- сама форма проведения - возможность соревноваться в творчестве и общаться с учащимися из разных городов России и других стран, с помощью дистантных телекоммуникаций.

Так как одним из важных критериев эвристических заданий является их актуальность, значимость для ученика, опора на его личный опыт, то мы можем говорить не просто о демонстрации знаний и умений в ходе решения предметной олимпиадной задачи, а именно о развитии именно учебно-познавательной компетентности.

Пример такого задания:

ХИМИЯ В ОДЕЖДЕ. Проведи исследование: узнай из каких химических веществ состоит одежда, в которой ты пришел сегодня в школу. Опиши: в какой вещи и почему тебе всегда тепло (холодно), комфортно (некомфортно), удобно (неудобно). Сделай вывод: какие вещества самые лучшие для изготовления детской одежды. Результаты исследования занеси в таблицу.


Название вещи

Материал, из которого она сделана

Как я себя чувствую, когда на мне надета эта вещь

Вывод

 

 

 

 

Придумай правило самой лучшей детской одежды, которое ты получил на основе результатов исследования. По окончании олимпиады не забудь рассказать это правило своим родителям.

На самом деле, используя только один составной элемент ДЭО – эвристические задания, включая их, например, в урок – можно вести целенаправленную работу по формированию тех или иных компетентностей. Так, в рамках исследований Научной школы разработан отдельный тип заданий на целеполагание. Не секрет, что сегодня в школе крайне редко учащиеся ставятся в ситуацию постановки личных целей, определения собственных смыслов. С другой стороны, жизненные ситуации требуют именно этого умения.

Включение подобных заданий в урок, а также, заданий, ставящих в явном виде постановку своих учебных целей, способствует формированию ценностно-смысловой компетентности.

Одним из этапов проведения ДЭО является рефлексия. После выполнения олимпиадных заданий каждому участнику предлагается ответить на рефлексивные вопросы. Формы рефлексии различаются в зависимости от возраста, опыта участия в олимпиадах, отражают специфику предмета; благодаря многообразию предлагаемых форм рефлексия воспринимается как естественное продолжение творческого мероприятия. Благодаря такой форме деятельности, также не слишком распространенной в массовой школе, у многих учащихся в принципе запускается сама процедура самоанализа, самопознания. Благодаря этому достигается более высокий уровень сформированности компетентностей самосовершенствования.

Двухлетний опыт Научной школы показал эффективность особого типа эвристических олимпиад – общечеловеческих, в заданиях которых нашли свое отражение общечеловеческие ценности и понятия – «здоровье», «любовь», «счастье», «семья» и проч. Рефлексивные отзывы учащихся и педагогов говорят о том, что участие в подобных олимпиадах позволило многим из них иначе взглянуть на привычные вещи и жизненные ситуации, найти новые личные смыслы известных понятий, предложить творческие решения для известных ситуаций. Такие олимпиады и их особый психологический эффект оценили дети:

СЕКРЕТИКИ. Есть простой способ удивить и порадовать всех в своей семье. Оставь в разных уголочках своего дома «секретики» - маленькие записочки, которые непременно обнаружили бы мама и папа, бабушка и дедушка, старшая сестра и младший братик. Обязательное условие – в записочке должно быть написано что-то очень приятное, то, что поднимет настроение! Подготовь такие секретики для своих домашних, опиши каждый из них по плану:
- кому адресована записка
- где она будет спрятана, чтобы ее непременно нашел нужный человек
- что будет написано в записке
Не забудь спрятать секретики дома!

Петренко Евгений, 2 "В" класс, МОУ гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут: Олимпиада оказалась очень увлекательной. Самым неожиданным для меня было задание про «Секретики». Мне очень понравилась эта идея, и я сразу ею воспользовался. Потому что очень важно научиться делать приятное своим родным. Я хочу рассказать про «Секретики» моим друзьям, думаю, что им тоже понравится.

Таким образом, ДЭО создают условия для нравственного развития ребят, при этом на тех примерах, тех ситуациях, которые близки им – создаются условия для формирования общекультурных компетентностей, компетентностей самосовершенствования.

Разработан и проводится целый спектр профильных олимпиад – предпринимательство, журналистика, веб-дизайн, кулинария и т.д. Важно отметить, что участникам олимпиад не просто предлагается выполнить задания из области той или иной профессиональной сферы, порассуждать о профессии, но овладеть конкретными способами деятельности, ей присущей: взять интервью, нарисовать баннер, составить бизнес-план и т.д. Вместе с комплексом общечеловеческих олимпиад они создают среду для проявления качеств гражданина, человека, для профессионального самоопределения, играя роль в становлении социально-трудовых компетентностей.

Возможности для формирования информационной и коммуникативной компетентностей заложены не только в содержании заданий олимпиад соответствующего типа, но и в самой уникальной форме организации этого мероприятия. Действительно, для участия в олимпиаде учащемуся необходимо в определенной степени владеть информационными технологиями, навыками работы в сети Интернет. Коммуникации играют не только организующую роль (взаимодействие с оргкомитетом олимпиад по электронной почте, ICQ, на форуме действительно позволяет организовать сам процесс участия в олимпиаде), но и выходят на новый уровень, способствует возникновению общения между участниками олимпиады между собой и с сотрудниками центра «Эйдос». Таким образом можно говорить о возникновении сетевого сообщества единомышленников, творческих и разносторонних личностей.

Итак, дистанционные эвристические олимпиады, представляя собой уникальное по содержанию и форме проведения мероприятия, не только решают образовательные задачи, но и являются благоприятной средой для формирования компетентностей всех видов.

Почему именно с участия в ДЭО можно было бы рекомендовать внедрение компетентностного подхода в образовательном учреждении?

  • ДЭО можно гибко включить в учебный план, организуя участие в олимпиаде школьников как во время уроков, так и после них.
  • ДЭО – лаконичная по времени и по трудозатратам педагога форма обучения: педагогу достаточно взять на себя лишь роль организатора процесса на месте.
  • Как правило задания олимпиады вызывают живой отклик у участников, мотивация школьников высока.
  • ДЭО проводятся по всем учебным предметам, для учащихся любого возраста.
  • Учитель имеет возможность в любой момент учебного года включиться в олимпиадное движение.
  • Учитель может запланировать системное участие своего класса (группы учеников) в целой серии олимпиад по своему предмету. Такие серии можно выбрать самостоятельно (исходя из расписания), а можно воспользоваться регистрацией в официальных предметных сериях. Это позволяет помочь «продвинутым» в своём предмете ученикам, даёт возможность поддерживать их интерес к предмету, отслеживать рост их достижений. Тариф «Предметный» - хороший способ организовать экспериментальную работу, получить её научно-методическое сопровождение в рамках Научной школы ЦДО «Эйдос», кроме того, происходит экономия средств.
  • Возможно включение отдельных отработанных элементов ДЭО (эвристические задания, творческая рефлексия, телекоммуникации) в очный образовательный процесс, это поможет педагогу решить свои педагогические задачи, а педагогу-экспериментатору – даст повод для серьезного исследования и модернизации своей деятельности.

Педагог (образовательное учреждение) может действовать в своей инновационной деятельности самостоятельно. В свою очередь Научная школа и Центр «Эйдос» предлагают ряд инновационных направлений для педагогов и образовательных учреждений, которые с нашей поддержкой могут быть реализованы на практике и помочь внедрению компетентностного подхода с помощью ДЭО – отдельные направления «Компетенции на уроках», «Эвристические олимпиады в школе» - 10-30 месяцев, а также интегрированные формы: «Развитие коммуникативных компетентностей учащихся с помощью эвристических заданий», «Эвристические задания общечеловеческих олимпиад как инструмент социализации учащихся» и т.д.

  • Ваша школа заинтересована во внедрении компетентностного подхода в свою практику? На семинаре в Санкт-Петербурге вы сможете разработать план такой работы!
  • Вы лично видите будущее в уроках компетентностного типа? На семинаре Вы сможете задать вопросы, поделиться собственными разработками с ведущими специалистами в этой области!
Регистрируйтесь в олимпиадах: http://eidos.ru/olymp/schedule.htm

===
III. ВНЕСИТЕ В ПЛАНЫ. Продолжается регистрация на олимпиады.

XII-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по географии (страны и люди)

Дата проведения олимпиады – 12 мая 2010 года
Регистрация – до 11 мая включительно.

Положение об олимпиаде с условиями регистрации размещено по адресу: http://eidos.ru/olymp/geo/2010-2/index.htm
---

XXIV-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по литературе (сочинения)

Дата проведения олимпиады – 13 мая 2010 года
Регистрация – до 12 мая включительно.

Положение об олимпиаде с условиями регистрации размещено по адресу: http://eidos.ru/olymp/liter/2010-3/index.htm
---

VI-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по компьютерной графике и анимации

Дата проведения олимпиады – 18 мая 2010 года
Регистрация – до 17 мая включительно.

Положение об олимпиаде с условиями регистрации размещено по адресу: http://eidos.ru/olymp/graphic/2010/index.htm
---

V-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по физкультуре и спорту

Дата проведения олимпиады – 19 мая 2010 года
Регистрация – до 18 мая включительно.

Положение об олимпиаде с условиями регистрации размещено по адресу: http://eidos.ru/olymp/sports/2010/index.htm
---

III-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по политологии

Дата проведения олимпиады – 20 мая 2010 года
Регистрация – до 19 мая включительно.

Положение об олимпиаде с условиями регистрации размещено по адресу: http://eidos.ru/olymp/political/2010/index.htm
---

XIX-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по русскому языку (игры)

Дата проведения олимпиады – 27 мая 2010 года
Регистрация – до 26 мая включительно.

Положение об олимпиаде с условиями регистрации размещено по адресу: http://eidos.ru/olymp/russian/2010-4/index.htm


Выпуск подготовила:
Скрипкина Юлия Владимировна, зам. директора, ст. менеджер олимпиад ЦДО «Эйдос»

 

ОТ РЕДАКЦИИ EIDOS-Olympiads  
Уважаемые друзья!  
Цитирование или иное использование материалов Eidos-Olympiads в выпусках новостей, на веб-сайтах, в электронных, «бумажных» и иных массовых изданиях допускается только со ссылкой на первоисточник. В ссылке кроме автора и названия статьи (если они есть) обязательно указывается: краткое название рассылки, номер и дата выпуска, координаты собственника рассылки и контактный e-mail адрес. Например: < EIDOS-Olympiads * Выпуск #48 * 28 июня 2006 года. - Центр «Эйдос», www.eidos.ru, e-mail: olymp@eidos.ru >  
При необходимости Вы сможете отписаться от этой рассылки, послав письмо по адресу Eidos-Olympiads-unsubscribe@yahoogroups.com.  
Чтобы вновь подписаться на этот список рассылки, пошлите со своего адреса письмо по адресу Eidos-Olympiads-subscribe@yahoogroups.com. Подтвердите свою регистрацию одним из двух способов: щелкните по ссылке, содержащейся в полученном письме, или ответьте на него в режиме "Reply" ("Ответить"). 

===
(С) Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2010
E-mail: olymp@eidos.ru
http://www.eidos.ru/olymp/


В избранное