Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Коучинг

[Коучинг] Базовы области компетенции коуча (МФК)

Здравствуйте, дорогие друзья!

Высылаю описание того, что должен уметь профессиональный коуч, в
соответствии со стандартами Международной Федерации Коучей. Эти навыки
лежат в основе критериев для сертификации как коучей, так и программ
обучения коучей в МФК. Это тот стандарт, на который мы ориентируем в
рамках нашего Центра.

С уважением,
Юрий Паршиков.

Нижеследующие одиннадцать базовых областей компетенции коуча были
сформулированы для прояснения навыков и подходов, используемых в
современном профессиональном коучинге в соответствии со стандартами МФК.
Они также помогут вам оценить уровень вашей подготовки как коуча
относительно стандартов МФК.

Наконец, они используются в качестве основы для выдачи сертификатов МФК.
Базовые области компетенции разбиты на четыре логические группы. Все
группы и отдельные области равнозначны - между ними нет никаких
приоритетов, и все они закладывают фундамент, на котором строится
деятельность любого компетентного коуча.

1. Основы

1.1. Соответствие этическим принципам и профессиональным нормам
1.2. Заключения договора на оказание услуг коучинга

2. Установление взаимоотношений

2.1. Установление доверительных, близких отношений с клиентом
2.2. Вовлеченность

3. Эффективные коммуникации

3.1. Активное слушание
3.2. Эффективные вопросы
3.3. Прямое выражение мыслей и чувств

4. Помощь в обучении и достижении результатов

4.1. Развитие осознанности
4.2. Продумывание действий
4.3. Планирование и постановка целей
4.4. Управление развитием и отчетностью

ПРИМЕЧАНИЕ: Описание каждой из областей компетенции, приведённое ниже,
включает в себя определение и соответствующие ему действия. Действия
подразделяются на два вида: те, которые должны присутствовать и
прослеживаться в работе коуча постоянно (показаны обычным шрифтом), и
те, к которым в коучинге прибегают лишь в отдельных ситуациях, и которые
поэтому проявляются во взаимодействии с клиентом не всегда (показаны
курсивом).

А. Основы

1. Соответствие этическим принципам и профессиональным нормам -
Понимание этических и профессиональных норм коучинга и способность
соответствовать им во всех ситуациях, возникающих в процессе коучинга.

-- курсив
a. Понимает и придерживается в своем поведении Этикета МФК (см.),
b. Понимает и следует всем Этическим Рекомендациям МФК (см.),
c. Чётко объясняет различия между коучингом, консультированием,
психотерапией и прочими видами профессиональной поддержки
d. Направляет клиента, если это необходимо, к специалисту из другой
области профессиональной поддержки, в соответствии с местом, временем и
обстоятельствами.

2. Заключение соглашения о коучинге - Умение понять, что требуется
от конкретного запроса на услуги коучинга, и сформулировать взаимные
ожидания и обязательства с потенциальным клиентом в соответствующем
договоре.

-- курсив
a. Определяет и обсуждает с клиентом общие рамки и конкретные параметры
процесса коучинга (например, организационные вопросы, оплата, режим,
участие других в случае необходимости),
b. Достигает взаимопонимания относительно того, что уместно в этих
взаимоотношениях и что нет, что предлагается и что нет, каковы
обязательства коуча и клиента,
c. Определяет, соответствуют ли его/ее методики коучинга потребностям
потенциального клиента.

B. Установление взаимоотношений

3. Установление доверительных, близких отношений с клиентом -
Умение создать обстановку безопасности и поддержки,
обеспечивающую постоянное взаимное уважение и доверие.

a. Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента,
b. Постоянно демонстрирует собственную цельность натуры, честность и
искренность,
c. Заключает ясные соглашения и выполняет обещания,
d. Демонстрирует уважение к образу восприятия, обучения и личной жизни
клиента,
e. Обеспечивает постоянную поддержку и отстаивает новые модели поведения
и действия, включая те из них, которые касаются принятия риска и боязни
неудачи,
-- курсив
f. Спрашивает разрешения клиента на проведение коучинга в
чувствительных, новых областях.

4. Вовлеченность - Способность полностью осознавать происходящее и
создавать непринуждённую атмосферу в отношениях с клиентом, используя
открытую, гибкую и уверенную манеру поведения.

a. Вовлечен и остаётся гибким на протяжении всего процесса коучинга,
<купаясь в мгновении>,
b. Обращается к собственной интуиции и доверяет внутреннему голосу,
c. Открыт к непознанному и идет на риск,
d. Видит много способов работы с клиентом и выбирает наиболее
эффективный для данного момента,
e. Эффективно использует юмор, придавая общению лёгкость и энергию,
-- курсив
f. С уверенностью переключается и экспериментирует с новыми
возможностями и методами проведения работы,
g. Демонстрирует уверенность, сталкиваясь с сильными эмоциями, способен
управлять собой и не позволять эмоциям клиента овладевать или вводить
себя в замешательство.

C. Эффективные коммуникации

5. Активное слушание - Умение полностью сосредоточиться на том, что
говорит и чего не говорит клиент, понять смысл сказанного в контексте
желаний клиента и помочь клиенту в выражении своих чувств и мыслей.

a. Придерживается целей и пожеланий клиента, а не своих целях и
пожеланиях относительно клиента,
b. Выслушивает беспокойства, цели, ценности и убеждения клиента
относительно того, что возможно и что нет,
c. Распознаёт речь, интонацию и язык жестов,
d. Обобщает, перефразирует, повторяет и воспроизводит сказанное
клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания,
e. Стимулирует, принимает, изучает и поддерживает выражение клиентом
своих чувств, понимания, забот, убеждений, предложений, и т.д.
f. Принимает и строит работу на основе идей и предложений клиента,
-- курсив
g. Вслух или внутренне резюмирует суть <послания> клиента и помогает
ему достичь своей цели, а не увлекаться длинными описаниями,
h. Позволяет клиенту высказаться или <разрядить> ситуацию, не вынося
своих суждений и замечаний, обеспечивая тем самым продвижение к
следующим этапам.

6. Эффективные вопросы - Умение задавать вопросы, позволяющие
получать информацию, необходимую для получения клиентом максимальной
пользы от процесса коучинга.
a. Задаёт вопросы, выражающие активное слушание и понимание взгляда
клиента,
b. Задаёт вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарение,
решительность и активность (например, бросающие вызов стереотипам
клиента),
c. Задаёт открытые вопросы, приводящие к бoльшей ясности, новым
возможностям или знаниям,
d. Задаёт вопросы, продвигающие клиента по направлению к желаемому, а не
те, что требуют от клиента оправдываться или оглядываться назад.

7. Прямое выражение мыслей и чувств - Способность эффективно
выражать свои мысли и чувства на протяжении сессий коучинга и
пользоваться тем языком, который производит наибольшее воздействие на
клиента.
a. Чёток, ясен и однозначен при выражении своих мыслей и чувств и
предоставлении обратной связи,
b. Прибегает к рефреймингу и чёткой артикуляции утверждений клиента в
целях помочь понять ему с другой перспективы то, чего он желает, или в
чем он неуверен.
c. Ясно формулирует цели коучинга, задачи сессии, назначение методик и
упражнений,
d. Пользуется языком, уважающим достоинство клиента (например, не
содержащим слов и выражений, выражающих половую и расовую дискриминацию,
специфических технических терминов, жаргона),
-- курсив
e. Пользуется метафорами и аналогиями для иллюстрации своих мыслей
или рисования словесной картины.

D. Помощь в обучении и достижении результатов

8. Развитие осознанности - Умение вбирать в себя и точно оценивать
информацию из разнообразных источников и интерпретировать её таким
образом, чтобы помочь клиенту осознать ситуацию и тем самым добиться
оговоренных результатов.

a. Анализируя беспокойства клиента, выходит за рамки сказанного, не
ограничиваясь одним только непосредственным описанием клиента,
b. Побуждает клиента задаваться вопросами с целью добиться более
глубокого понимания, осознания и ясности
c. Обозначает для клиента его скрытые тревоги, стереотипные способы
восприятия себя самого и окружающего мира, различия между фактами и их
интерпретацией, несоответствие мыслей, эмоций и действий
d. Помогает клиентам открывать новые для себя мысли, убеждения,
представления, эмоции, настроения, и т.д., усиливающие их способность
предпринимать активные действия и достигать важных для себя результатов,

e. Открывает для клиентов более широкие перспективы и вдохновляет их на
решение искать новые точки зрения и альтернативы действий,
f. Помогает клиентам увидеть разнообразные взаимосвязанные факторы,
влияющие на них самих и их поведение (например, мысли, эмоции, тело,
окружение),
g. Делится с клиентами своими пониманием ситуации так, чтобы это имело
для них смысл и пользу,
-- курсив
h. Обозначает наиболее сильные стороны и области, больше всего требующие
обучения и развития, а также то, на что наиболее важно обратить внимание
в процессе коучинга,
i. Заметив несоответствие между словами и действиями клиента, просит его
определить насколько значима для него данная проблема, и насколько
типичной является данная реакция на нее.

9. Продумывание действий - Умение совместно с клиентом создавать
возможности для обучения во время сессий коучинга и реальной жизни, а
также предприятия новых шагов, позволяющих достичь оговоренных
результатов наиболее эффективными путями.

a. Организует мозговые штурмы и помогает клиенту определить те действия,
которые позволят ему продемонстрировать, отработать и углубить новые
знания,
b. Помогает клиенту сосредотачивать внимание на конкретных задачах и
альтернативах, являющиеся ключевыми для оговоренных целей процесса
коучинга, и исследовать их
c. Вовлекает клиента в исследование альтернативных идей и решений,
оценку вариантов и принятие соответствующих решений,
d. Поощряет активные эксперименты и самопознание, когда клиент
непосредственно применяет в жизни то, что только что обсуждалось и
изучалось во время сессии коучинга,
e. Радуется успехам клиента и его потенциалу для будущего роста,
f. Бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя
возникновение новых идей и поиск новых альтернатив для действий,
-- курсив
g. Представляет точки зрения, содействующие достижению клиентом его
целей, и, без привязанностей, предлагает клиенту рассмотреть их,
h. Помогает клиенту "Сделать Это Прямо Сейчас", во время сессии
коучинга, обеспечивая непосредственную поддержку,
i. Поощряет ситуации творческого напряжения и решения сложных задач,
вместе с тем придерживаясь комфортного темпа обучения.

10. Планирование и постановка целей - Умение разрабатывать совместно
с клиентом эффективный план коучинга и следовать ему.

a. Обобщает полученную информацию и определяет совместно с клиентом цели
процесса коучинга и план их достижения, необходимые для решения
поставленных задачи и усиления областей, требующих обучения и развития,
b. Формирует план, предполагающий получение достижимых, измеримых,
конкретных результатов к установленному сроку,
c. При необходимости, обусловленной процессом коучинга или изменениями в
ситуации, вносит в план изменения,
-- курсив
d. Помогает клиенту определить и получить доступ к другим ресурсам в
целях обучения (например, книги, другие специалисты),
e. Определяет и намечает первые, значимые для клиента достижения.

11. Управление развитием и ответственностью - Умение удерживать
внимание на том, что важно для клиента, оставляя при этом за самим
клиентом ответственность за совершение конкретных действий.

a. Чётко требует от клиента действий, которые будут продвигать его по
направлению к совместно установленной цели,
b. Демонстрирует последовательность, спрашивая у клиента об исполнении
решений, принятых на предыдущей (-их) сессий,
c. Отмечает, что клиенту удалось сделать, чего удалось избежать, чему он
научился и что осознал со времени проведения предыдущей (-их) сессии,
d. Эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с
клиентом информацию, полученную в ходе сессий,
-- курсив
e. Помогает клиенту идти по выбранному пути в интервалах между
сессиями, удерживая его внимание на плане и результатах коучинга,
оговоренной программе действий и темах последующей сессии(й),
f. Сосредотачивается на плане коучинга, однако остаётся открытым для
корректировки поведения и действий в соответствии с ходом самого
процесса коучинга и возможными изменениями его направления,
g. Способен передвигаться взад и вперед между масштабной картиной того,
в каком направлении в настоящий момент движется клиент, формируя таким
образом контекст обсуждаемой темы, и тем, куда клиент желает попасть,
h. Активизирует самодисциплину клиента и заставляет клиента отвечать за
то, что, по его словам, он собирается предпринять, за результаты
запланированной акции и конкретный план с соответствующими временными
рамками,
i. Развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми
задачами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать
приоритеты и темп обучения, анализировать свой опыт и учиться на нем),
j. Предъявляет клиенту решительные претензии в случае не выполнения им
оговоренных действий.
Центр Развития Коучинга "Лидер 3000"
http://www.leader3000.ru

-*Информационный канал Subscribe.Ru
Адрес подписки:
Написать в лист: mailto:economics.education.coaching-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:economics.education.coaching--unsub@subscribe.ru

http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback

Ответить   Fri, 27 Aug 2004 18:12:09 +0400 (#219683)