Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Риторика. Основы эффективной речи


Здравствуйте, друзья!

Сегодня в рассылке рекомендации Игоря Родченко, новости и  анонсы компании IGRO.

С 24 по 28 марта – «Риторика. Основы успешной речи». От азов к вершинам мастерства. В группе осталось 2 места.

7 – 8 апреля – легендарный тренинг Игоря Родченко «Хозяин слова. Мастерство публичных выступлений» в Петербурге. Рекомендовано для руководителей.

С 16 по 20 июня – ШТОРМ (Школа тренеров ораторского мастерства). Действуют скидки на программу!

 

Регистрация на программы: +7 (812) 575-56-56, +7(921)587-38-85, +7(921) 947-45-73, office@igro.ru, irina@igro.ru


 

Друзья, в октябре 2013 года в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»

вышла книга Игоря Родченко «Хозяин слова. Мастерство публичного выступления».

Книга поступила в широкую продажу (в интернет-магазины  ozon.ru,  labirint.ru и все крупные книжные магазины страны).

 


 

«Вам приходилось когда-нибудь строить дом? Думаю, что вы имеете об этом представление. Сначала производятся замеры, потом заливается фундамент, возводятся стены и так далее. Любое публичное выступление – это такой же дом. И если у вас поведет стену или осядет фундамент, то домик придется перестраивать. И речь, если в ней отсутствует логическая «стяжка», рассыплется у вас на глазах. В риторике, как и строительстве, существуют правила, благодаря которым мы создаем из набора фактов, примеров и наших рассуждений будущую речь. Точно так, как строим по плану наш будущий дом. Планы речей бывают разными, как и планы домов. Мы можем использовать любой. 

Рассмотрим четыре самых распространенных способа упорядочить текст выступления. 
1. «Хронологический». Благодаря ему  вы организуете свои идеи во временной последовательности. Что-то происходило в начале, что-то – потом. Это очень хороший способ, если вам надо сообщить о каких-то изменениях. Например, вы решили поведать миру о своем очередном замужестве. Мне кажется, любопытно прозвучит эта история, если вы последовательно сообщите, как возник, развивался и завершился браком ваш роман. Хронология позволяет слушателям проследить динамику изменений. Согласитесь, что если вы просто перечислите достоинства жениха, вас не все поймут. А вот, прочувствовав ваш путь, сообразят, что у вас просто не было другого выхода. Этот способ хорош для любой аудитории, потому что мы все ощущаем, как течет время. 

2. «Географический». В отличие от «хронологического» привязка идет к пространству, а не ко времени. Экскурсию по любимому мной Петербургу легко провести, используя этот способ: «Посмотрите направо! Вы видите знаменитый Дом Книги, а слева - величественное здание Казанского собора. За ним, в пяти шагах от Невского, проходят популярные в нашем городе курсы красноречия компании IGRO. Нет, нет! Не надо выпрыгивать из автобуса!!! Все успеют! По очереди, товарищи!!!»
География особенно хороша в сочетании с наглядными материалами. 

3. «Причинно-следственный». Вы рассматриваете сначала причину или причины события, а затем - произошедшее следствие или следствия. Это отличная схема для речи-рассуждения. Хорошо идет в серьезной, преобладающе мужской аудитории. Только не путать с «хронологическим» способом. Там события следуют друг за другом, но не обязательно влияют друг на друга. Помните чудесную логическую загадку о причинно-следственной связи между двумя событиями: началом Первой мировой войны и увеличением надоев молока от английских коров спустя десяток лет? Уверяю вас, что связь эта существовала. В виде цепочки событий, где каждое последующее звено было следствием предыдущего и причиной последующего. Уже нашли связь? Нет? Ответ – в следующем выпуске. 

4. Любимый «сравнительный» способ. Мы сравниваем предметы, явления и находим общее или, наоборот, противоположное. Это оптимальный способ, если надо рассказать о неизвестном, малопонятном. Сравните это с известным, и люди будут вам благодарны. Часто сравнение дарит нам возможность совершенно по-новому увидеть привычные вещи. Вот вчера, на одном из университетских занятий, студенты мужского пола рассуждали о достоинствах и недостатках женской логики, которую сравнили с компьютерной системой, пораженной вирусом. Мы дружно задались вопросом, а можно ли это вылечить? Барышни, присутствовавшие на этом семинаре, логично заметили: «Может, пока вы тут думаете, мы в кафе сходим?» 

Конечно, способов развития идей множество. Я лично знаю более двадцати. Чаще всего мы используем их интуитивно. Что они дают нам? Ясность речи, её запоминаемость. Но мало знать эти правила. Необходимо научиться их применять в зависимости от ситуации.
Дейл Карнеги писал: «Средний человек хочет получить точные инструкции, хочет чего-то определенного, что можно потрогать. Он хочет, чтобы его научили говорить так же, как учат водить машину. 
Вот чего хочет обыкновенный человек, и мне хотелось бы дать ему это. Тогда и ему, и мне стало бы гораздо легче. Такие правила существуют, но у них есть один небольшой недостаток. Они – не работают. Они лишают речь человека естественности и непринужденности, делают её сухой и безжизненной» 
Я все же думаю, что «сухой и безжизненной» делают речь не сами правила, а их бездумное, механическое применение. Как это, например, бывает, когда человек старается придать логическую стройность выступлению, опираясь на известные схемы, но при этом не думает, как эти схемы могут сработать в той или иной аудитории. 
Представьте себе, что вам необходимо выступить в аудитории, враждебно настроенной к Вашим идеям. Например, вы хотите убедить атеистов в существовании Бога или акционеров в необходимости слияния. У вас есть главная мысль и набор фактов. Как их подать? Можно пойти от «общего к частному», т.е. – сначала уверенно заявить, что Бог есть, а потом попытаться это доказать. Боюсь, правда, что слушать ваше «потом» уже никто из воинствующих атеистов не будет. А можно аккуратно предложить один незначительный фактик, спросить согласия, потом другой и так далее, пока аудитория не согласится с рядом ваших положений и не «размягчится». Тут вы ей на блюдечке главную мысль и подайте. Деваться некуда, ведь по частям-то молчаливое согласие уже получено. Только отъявленный атеист-акционер закричит в эту минуту «Все равно, не верю-ю-ю!!! Не сольете!!!» 
Итак, хорошо знать способы развития идей, но еще лучше – понимать, в каком случае стоит применить тот или иной из них. 
Успехов вам в этом деле!»

Игорь Родченко


IGRO. Отвечаем за слова с 2004 года.

www.igro.ru

www.rodchenko.ru

 


В избранное