Девиз рассылки «Задачки на засыпку от Папы Роберта»:
«Ни дня без задачки!»
Максима дня:
«Цель системы интервьюирования, применяемой компаниями, состоит в том, чтобы оценить общие способности кандидата решать проблемы, а не его конкретные знания и умения. Сначала в Microsoft, а теперь и во многих других компаниях полагают, что есть связь между логикой и рассуждениями, используемыми при решении головоломок, и мыслительными процессами, необходимыми для реальной инновационной работы в условиях быстро меняющегося рынка».Уильям Паундстоун
Комментарий Папы Роберта:
Читая задачки вместе с ответами, можно некоторые ответы запомнить и, когда встретится знакомый вопрос, выдать готовый ответ. Однако жизнь не стоит на месте, старые задачки уже не используются в процессах интервьюирования. Если человек не научился творчески мыслить, он не сможет найти правильный ответ на новый вопрос. Научиться творчески мыслить можно, только ПОСТОЯННО РЕШАЯ НОВЫЕ (ДЛЯ СЕБЯ) ЗАДАЧКИ, НАХОДЯ ОТВЕТ САМОСТОЯТЕЛЬНО. В принципе цель обучения не должна
ограничиваться простым запоминанием данных. Нужно осваивать наиболее общие фундаментальные, базовые приемы познания. А к ним относится, прежде всего, логика. Говорят, впрочем, что для творчества логики недостаточно, что логика даже может помешать. На мой взгляд, здесь путают логику с психологической инерцией, со стереотипами, с рефлексами, с заученными приемами мышления. Верно сказал Ганс Селье. «Инстинкты и эмоции направляют ход наших мыслей, а логика – единственный способ убедиться, что мы не сбились с пути».
Конечно, я имею в виде не только двоичную формальную логику. Необходимо освоить многозначную логику, начиная с троичной, затем нечеткую, затем «Полную Визуальную Логику Федосеева (ПВЛФ)».
Задачка 28 03 2005
У вас есть пять баночек с пилюлями. В одной из баночек все пилили «бракованные». Это можно определить только по весу. Все «нормальные» пилюли весят по 10 граммов, а«бракованные» – 9 граммов. У вас есть весы, но можно сделать только одно взвешивание. Как можно определить, в какой из баночек «бракованные пилюли»?
«СКОЛЬКО МЕСТ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ, ГДЕ ЕСЛИ ВЫ ПРОЙДЕТЕОДНУ МИЛЮ НА ЮГ, ОДНУ НА ВОСТОК И ОДНУ МИЛЮ НА СЕВЕР, ВЫ ВЕРНЕТЕСЬ В ТО МЕСТО, ОТКУДА ВЫ ОТПРАВИЛИСЬ В ПУТЬ?»
Самое интересно, что ответ на эту задачку представляется как «бесконечность, умноженная на бесконечность и плюс еще одно место». Вот сколько таких точек!
«Представьте, что вы стартуете в точке, которая расположена на расстоянии чуть больше мили от Южного полюса. Вы пройдете одну милю на юг, потом повернете на 90 градусов и отправитесь на восток, при этом вы опишите полную окружность длиной в одну милю вокруг полюса, направляясь все время строго на восток, и, наконец, пройдете милю на север и вернетесь в исходную точку. Таких точек бесконечное множество.
Но есть еще бесконечно количество мест, удовлетворяющихпредъявленным условиям.
Вы можете стартовать чуть ближе к полюсу. И пройдя на юг сделать несколько полных кругов, чтобы попасть в точку, из которой вы вернетесь в исходную.
И, наконец, вот система оценок Microsoft:
0 таких мест – не принимать на работу;
1 такое место – не принимать на работу;
бесконечность и еще одно место – удовлетворительно;
бесконечность, умноженная на бесконечность и плюс еще одно место – правильный ответ.
Уважаемые Решатели Задачек!
Присылайте решения задачек. В апрели нас ожидает подведение итогов конкурса на звание «Лучшего Решателя Задачек» за первый квартал 2005 года. Будут также даны ответы на задачки.